какое восприятие развивается у учащихся на уроках изо и мхк

Развитие художественно-эстетического восприятия мира как средство повышения мотивации к обучению и творческой самореализации учащихся на уроках изобразительного искусства

ГБОУ лицей № 144, Санкт – Петербург

средство повышения мотивации к обучению и творческой самореализации учащихся на уроках изобразительного искусства.

Васильева Татьяна Петровна, учитель ИЗО, в/к.

Философские и психологические аспекты эстетического воспитания широко представлены в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, И Кона, Л.Выготского, И. Долецкой, А. Семашко, В Сухомлинского. За последние годы опубликованы работы В. Левина, Я. Пономарева, В. Кирсанова, Б.Неменского и других.

Первый эмоциональный всплеск, еще в далеком детстве, от переливающихся всеми цветами радуги капель на ветках после дождя; удивление от красоты узора и разнообразия цветовых пятен на морозных окнах трамвая, проезжающего мимо зажженных фонарей; хрустящий, искрящийся снег под ногами; мелкая зыбь рассыпавшихся солнечных зайчиков на воде; неповторимые закаты и восходы; облака, рождающие фантастический мир ассоциаций – все это исподволь, незаметно, шаг за шагом, эстетически воспитывает человека.

Но, иногда, человек долго остается глух к окружающему миру, обедняя свою жизнь, не внимая природе.

Задача педагогов эстетического воспитания в школе – научить видеть, удивляться, искренне восхищаться прекрасным в природе, в поступках

людей, ощущать сопричастность с творцами высокохудожественных произведений. Чем раньше мы откроем детям красоту Мира, тем

плодотворнее будет решаться эта непростая, наиважнейшая задача, и решать ее нужно всеми силами учителей эстетического, гуманитарного циклов, включая педагогов изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, творческих разделов технологии.

Говорят, в старину в Японии, продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, которые ценились во все века,

чтобы насмотревшись на них, тот всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства и в изостудиях дополнительного образования.

Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. « Достигается это путем организации разнообразной художественно – эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также, развитие творческих задатков и дарований в области искусства». («Педагогика» Харламов И.Ф.,стр.395).

Для развития художественно – эстетического восприятия мира учащихся необходимо:

— знакомить с выдающимися произведениями мирового искусства разных эпох и народов;

— предлагать учащимся задания на создание своих произведений по впечатлениям от знакомства с искусством разных эпох, стилей, направлений;

-проводить беседы в форме диалогов, дискуссий, доброжелательных обсуждений ( как по работам мастеров, так и собственным творческим работам детей);

— научить выражать свои суждения и взгляды;

— дать возможность обосновать и отстаивать свою точку зрения;

— научить сопоставлять и анализировать работы художников по жанрам, общим темам, колориту, композиции, творческому подходу;

— знакомить с различными художественными техниками выполнения

— предоставить возможность своего выбора техники исполнения. Это и есть самостоятельный путь к искусству, к творчеству.

Знакомство с произведением – это внимательное, вдумчивое рассматривание, погружение в пространство художественного образа, составление целостного представления об образном строе картины, понятие смысла формата, каждой детали, общее настроение, определенное колоритом, выразительностью фактуры, гармонии.

Никто не знает, что может «зацепить», разбудить, вспыхнуть искрой и разжечь в ребенке на всю жизнь стремление к прекрасному из огромного багажа, накопленных человечеством художественных сокровищ:

современники отвергали, не признавали творчество гениальных художников, и только ВРЕМЯ расставило все на свои места. А сколько еще имен ждут своего признания!

Переворот в сознании ребенка, открытие в себе счастья видеть по – новому, по – своему окружающий мир, пробовать воспроизводить, отражать его в своих рисунках, набросках, иллюстрациях, сопереживать и соучаствовать в жизни прошедшей, настоящей и будущей несет в себе огромный эмоциональный заряд, способный перекинуться на любой творческий поиск в науке и технике, в любой области человеческих знаний.

Начать знакомство с прекрасным можно на любом уроке и с любой темы, например, работая над пейзажем в пятом классе, можно показать картину русского художника Алексея Саврасова «Проселок».

— Да! Но тем и отличается взгляд художника от взгляда обычного человека! Кто-то увидит здесь только проселочную дорогу, размытую дождем и разбитую колесами проехавших телег; кто-то идет, проклиная эту непроходимую грязь, едва вытаскивая ноги из засасывающей их жижи, а художник увидел великолепное огромное небо, переливающееся и горящее огнем, эти удивительные полоски облаков, и все это чудо, разбиваясь в тысячах маленьких лужиц, отражается и множится в каждом следе от проходивших ног, в каждой колее от колес.

Этот восторг от увиденного Алексей Саврасов щедро передает нам, зрителям, и это чудо теперь видят тысячи людей, восторгаясь и удивляясь вместе с художником. Ведь и они много раз видели, но не замечали, как это красиво!

Источник

Развитие эстетического восприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства в начальных классах

Развитие эстетического восприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства

В настоящее время одной из актуальных задач воспитания и обучения детей младшего школьного возраста является развитие их эстетического восприятия. Её актуальность обусловлена важностью воспитания и развития человека, способного к творческому созиданию.

В процессе творческого созидания эстетическое восприятие несет в себе первостепенный характер, поскольку именно через него выражается эстетическое отношение человека, умение видеть прекрасное, формируются художественные образы, которые несут определенную художественную информацию через свое внутреннее и внешнее содержание. В системе школьного образования духовно-нравственное становление личности играет важную роль. Благодаря эстетическому восприятию учащиеся учатся ценить и оберегать природу, создавать условия для ее процветания, так же иметь уважительное отношение к культуре своего края и других народов.

Г. В. Мухаметзянова считает, что организационно-педагогические условия – это внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [1].

Эстетическое восприятие (познание) мира включает в себя эстетический вкус, суждения, оценки и формируется в процессе доступной ребенку художественно-творческой деятельности. В процессе восприятия объектов окружающего мира у ребенка возникают образы, переживания, эмоции, которые он выражает в продуктивных видах творческой деятельности.

Опираясь на имеющийся календарно-тематический план общеобразовательной программы предмета «Изобразительное искусство», нами были разработаны занятия, осуществляемые на уроках изобразительного искусства, включающие работу по формированию целостного восприятия художественного произведения (определение гармоничности произведения, настроения автора, оценка элементов произведения) и познавательного интереса к восприятию художественные произведения.

Программа включала 10 занятий (по 1 занятию в неделю, длительность 1 академический час). Занятия составлены с учетом психологических особенностей младших школьников и включают множество психологических игр и упражнений; художественные виды деятельности (рисунок, живопись, аппликация, скульптура, нетрадиционные техники рисования и др.), предполагающие создание ситуаций успеха.

Цель программы: развитие эстетического восприятия младших школьников.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

– определение гармоничности произведения;

– умение давать оценку произведениям искусства;

– проявление познавательного интереса к восприятию художественного произведения;

– выражать настроение автора произведения искусства;

– уметь применять навыки цветоведения.

Для выполнения поставленных учебных задач программой предусмотрены следующие методы работы: метод проблемных ситуаций; наглядные (иллюстрация, демонстрация); метод игры; словесные (объяснение, беседы), художественные виды занятий (живопись, графика, лепка, аппликация). Формы работы – индивидуальная и коллективная.

Программа включает следующие темы уроков:

– «Пейзаж – большой мир»;

– «Натюрморт как жанр изобразительного искусства»;

– «Нетрадиционные техники рисования»;

– «Объем и художественный образ»;

– «Постройка и фантазия»;

– «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

Разработанная программа развития эстетического восприятия младших школьников предусматривает, что каждый учащийся должен попробовать себя в самых разных видах художественной деятельности (рисунок, живопись, аппликация, лепка, нетрадиционные техники рисования). В ходе апробации программы учащиеся нашли для себя то, что им ближе, интересней, развивали способности, раскрывали свою индивидуальность в художественной форме.

Приобщение к различным видам искусства позволило учащимся расширить кругозор познания мира в образах, живых картинах, будящих воображение. У учащихся рождалось множество ассоциаций, которые заставляли не только мыслить, но и сопереживать. Пытались изображать то, что видят вокруг себя, что чувствуют, что подсказывает им игра, фантазия. Им совершенно не важно, правильно или не правильно выполнена их творческая работа с точки зрения художественных правил. Им нравится сам процесс занятия художественной деятельностью и конечный результат. Нравится уметь анализировать, понимать произведения искусства. В этом и есть счастье творчества учащихся. И благоприятный положительный настрой влияет на развитие эстетического восприятия.

Р РР азвитие эстетического восприятия в младшем школьном возрасте необходимо осуществлять комплексно, систематически, используя различные виды художественной деятельности в работе с детьми, а также необходимым условием для успешного развития эстетического восприятия является среда образовательного учреждения, которая должна быть художественно и эстетически обогащена с помощью педагогических, методических и дидактических средств. Поставленная цель и задачи педагогической работы выполнены в полном объеме.

Список использованных источников

Мухаметзянова, Г. В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения : монография / Г. В. Мухаметзянова ; Ин-т педагогики и психологии проф. образования. – Казань : Магариф, 2005. – 317 с.

Источник

Развитие художественного восприятия на уроках МХК

Разделы: МХК и ИЗО

Поэтическая способность человека видеть каждое жизненное явление как часть целого мира является основой ассоциативных связей высшего порядка, происходящих на уровне восприятия образного строя художественных произведений. Формирование и развитие у учащихся такого уровня ассоциаций способствует их пониманию искусства как уникального способа познания жизни одновременно с общечеловеческих и индивидуально – личностных позиций – во взаимосвязи целого и его части.

Информационная ёмкость зрительных образов огромна. По сравнению со слуховыми и двигательными образами они характеризуются субъективной симультанностью, позволяющей мгновенно охватывать “отношения между

Собственный опыт человека разумного свидетельствует о том, что полный перевод с языка значений на язык смыслов и с языка смыслов на язык значений невозможен. Причиной этого является свобода мысли и “бездонность всякого смысла” (М.М.Бахтин). Иначе говоря, в человеческом общении невозможно стопроцентное понимание. В противном случае не только перестали бы быть интересны друг другу, а остановилось бы развитие культуры человека. Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечёт за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека и культуры как раз и находятся в пространстве понимания/непонимания. В этой же точке находится и движущая сила развития знаний.

Целостность восприятия ребёнком окружающего мира основана на том, насколько ребёнок обладает способностью при восприятии конкретного предмета или явления составлять “объёмный портрет” этого предмета, предметного мира или явления. 1 ( 1 Л.Г.Савенкова. Н.В. Богданова. Проблемы дидактики образовательной области “Искусство”. Педагогические технологии и механизмы художественно – творческого развития детей: интегрированные формы обучения. М.2006)

Эта способность складывается из определённой суммы знаний о предмете, владения разного рода информации (чувственного отклика, ассоциативных представлений, пространственных ориентиров и связей) из умения “видеть” за этой информацией (признаках) другие объекты и явления, их единство и взаимосвязь. Важным является умение находить, видеть связи между отдельными видами искусства, которые учащийся может почувствовать через задаваемые учителем вопросы, через восприятие предлагаемого ему художественного ряда искусств, через постановку художественной задачи; способность цельно воспринимать один вид искусства с помощью одного или нескольких форм другого. Например, способность передавать в музыке цветовые образы, настроение в природе и поэзии, литературе; динамику в музыке, поэзии с помощью абстрактных цветовых композиций, слов в линии и т.д. В данной связи, уместно выполнение учащимися таких творческих заданий, как создание композиций по материалам других искусств, например, создание изобразительных композиций по мотивам: связи, уместно выполнение учащимися таких творческих заданий, как создание компоприродных стихий, по различным музыкальным отрывкам, предполагающих яркий музыкальный образ, по ярко выраженному звучанию настроения; заданий, требующих создания объёмной, цветовой, графической или пластической композиции по определённому настроению (Л.Г.Савенкова. Там же)

Творческие работы направлены на рождение образных ассоциаций в разных искусствах, на домысливание художественного мотива, мелодии, мысли, изображения, движения, слова, заполнение пространства, продолжение начатой работы с другим лицом, художником. В психологии восприятия произведений искусства большую роль играет цветовая тональность. Поможет прочувствовать выразительные возможности цвета, особенности его восприятия задание-игра “Цвет и чувства”. Для этого необходимо выбрать из каждого столбца какое-нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисовать картину, которая возникнет в воображении на основе всех четырёх слов. Особое внимание следует обратить на цветовое решение замысла, постараться, чтоб цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые были выбраны из первого столбца.

Источник

Уроки восприятия в курсе ИЗО

Таким образом, закономерности искусства в целом во всем его многообразии, сегодня не изучает ни одна наука. Поэтому выделить элементарный, »школьный» уровень изучения искусства пока еще трудно. C другой стороны, потребность в этом необычайно велика. Сегодня, после мировых катаклизмов ХХ века, мы как никогда понимаем, что художественная культура прошлого – это не культура прошедшего. Культура – это не пейзажи, мелькающие в окнах поезда истории, которые можно просмотреть и выбросить из головы. Она “вырастает” подобно дереву, в котором каждый следующий слой покрывает предыдущий и каждая плодотворная ветка не только разветвляется, но и даёт плоды. Вот плоды эти и есть те произведения искусства, которыми мы можем наслаждаться. Не надо только забывать, что созданы эти плоды не для нашего наслаждения, а для продолжения себя – в каждом из плодов есть семена будущих растений (направлений, стилей, гениальных озарений). Закономерности роста этого “древа искусства” и призваны изучать уроки восприятия в курсе ИЗО. Это очень важно: изучать закономерности, а не просто эмоционально восторгаться красотой произведения искусства.

Сегодня уже накопилось большое количество самых разнообразных программ, учебников и учебных пособий по ИЗО, в которых отводится место и для уроков воспитания, где довольно отчётливо прослеживается желание авторов этих программ дать историческое развёртывание художественной культуры и стремления научить разбираться в основах разных видов искусства.

Обилие программ и их разно направленность свидетельствует о периоде становления предмета. Однако главной проблемой учителя в проведении уроков восприятия сегодня является слабая методическая подготовка, незнание и неумение использовать современные технологии обучения. А для результативного проведения таких уроков необходимо уметь творчески подходить к планированию, а не проводить их по традиционной схеме. Важно давать творческие задания, в которых выявлялись бы все особенности изучаемой темы, где творчество разворачивается не на уровне творения прекрасного, а на уровне его осмысления. Это либо осмысление связи между явлениями внутри художественной культуры (отдельными произведениями, жанрами, видами искусства, стилями, художественными эпохами национальной культурой), либо связи между явлениями художественной культурой и внутренним миром ученика.

Для достижения этих целей я использую различные педагогические технологии (мозговой штурм, ассоциации, стратегию “кубики”…) Это позволяет выработать у учащихся:

1.Умение анализировать, синтезировать.

2.Позволяет развить ассоциативное мышление.

3.Сравнений личного опыта и научной информ.ации

4.Умение ставить вопросы.

5.Мотивация к глубокому изучению.

6.Коммуникативные особенности работы в группах.

7.Создание ситуации успеха.

8. Значимость коллективной работы.

11.Ответственность за собственное обучение.

12.Умение беречь время. Мониторинг.

Развитию креативного мышления способствуют следующие задания:

сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи (архитектура + одежда + мебель + живопись + скульптура + музыка) все или по частям;

психологический портрет человека по произведениям: портрету, натюрморту, пейзажу, интерьеру, архитектурному сооружению;

портрет героя и портрет автора;

свободная фантазия о смысле (о чём произведение?);

проектирование зданий: школы, дома, дачи в определённых стилях или совокупности стилей и т.д. и т.п.

Далее привожу разработку урока восприятия в 7 классе.

Урок восприятия искусства имеет место в программном материале изучения ИЗО в 7 классе 3 четверть (М., “Просвещение” 1997г.). Он является логическим продолжением уроков по теме “Изобразительное искусство западных стран” и выводит на изучение реалистического искусства.

Выбранная структура урока рациональна для решения задач т.к. позволяет достичь цели. В плане урока указаны все логические связи для каждого этапа. Акцент делается в основном на связь творчества художников-импрессистов с жизнью, на передачу впечатлений от жизни на новую живописную технику, на термины (планер, пуантилизм…). Главный акцент: искусство импрессионистов было по сути искусством реалистическим.

На уроке используется методы проблемного изложения, проблемная дискуссия; познание материала ведется на основании таксономии Блома (6 уровней):

знание: поиск фактов, умение вспоминать (охарактеризовать работы художников, узнавать их, называть авторов);

понимание: интегрирование (сравнение музыкальных и художественных произведений, сходства и различия);

применение: использовать в других (новых) условиях (эксперимент, практическая работа);

анализ: раскрытие отношений раздробления материала на составные части, определение их путём систематизации, найти связь, связать, разделить, классифицировать (выделение тем и жанров, в которых работали импрессионисты);

синтез: создание целого из частей, формулировать, выдвигать гипотезы (вывод, основные характеристики стиля и дальнейшее его развитие.)

Средства обучения перечислены в плане урока и необходимы для достижения цели.

Высокая работоспособность школьников должна быть обеспечена интересом к учебному материалу.

Рациональное использование времени обеспечено хорошо продуманным и составленным планом, соблюдением всех этапов урока.

Тема: Искусство импрессионистов. 7 класс

Цель: Познакомить учащихся с творчеством французских художников импрессионистов.

Записи на доске: имена композиторов, художников; темы произведений художников и жанры, пленер; эпиграф. “Мы стремимся постичь этот мир доброты.” Г.Апполинер “Музыка начинается там, где слово бессильно” К. Дебюсси.

Этапы урокаИх логический смыслАктивизация деятельности учащихся
1.Литературный и музыкальный эпиграф. К.Дебюсси Три ноктюрна.Эпиграфы направляют мысли учащихся на поиск гуманистических основ творчества импрессионистов.1. О чем эта музыка?

2. Какие ассоциации возникли у вас, когда вы ее слушали.

2.Повторение музыкального эпиграфа. Обращение к работам А.Сислея.Формирование проблемы.

Начало установления связей творчества импрессионистов с проблемами XX века “Человек и природа”.

1. Какой смысл мы вкладываем в понимание “чистое искусство”?

2. Можно ли считать произведение А.Сислея “Потерянный день в Вене”чистым искусством?

3. Нужно ли такое искусство людям?

3.Анализ работ К.Монс “Уголок сада в Монгирон”, “Пруд в Монтерос”.Разработка проблемы. Раскрывается тема импрессионизм и природа. Пленер, разнообразие живописных средств познания и изображения мира.Анализ поручен ученикам – соавторам по разработке урока.
4. 3ряд К.Моне Бульвар Капуцинок в Париже, К.Лиссаро “Бульвар Монмантр в Париже” Тема современного города в творчестве импрессионистов.Формулировка проблемы: Современный город не чудовище, а место где живут люди, родина этих людей. Новые художественные средства.1. Определить тему и жанр произведения.

2. Каким видели современный промышленный город и его обитателей художники импрессионисты.

Стихотворение читает ученик Поль Верлен поэт – символист о творчестве импрессионистов. Беседа (сопоставление импрессионизма в музыке и ИЗО).

Красочная оркестровая палитра Дебюсси.

Понять общие черты в музыкальном импрессионизме и изобразительном творчестве, живописность в творчестве Дебюсси.1. Что общего импрессионизм имеет в ИЗО и музыке?

Записать на доске: название темы, имена художников, название произведений о которых пойдет речь на уроке, понятие импрессионизм, пленер, пуантолизм.

Урок начинается музыкальным эпиграфом. В классе звучит фрагмент К.Дебюсси. “празднества”. На уроке учащимися предстоит понять, что искусство художников теснейшим образом было связано с жизнью и по своей сути было искусством реалистическим. Важно, чтобы учащиеся почувствовали общее в передаче жизни природы в искусстве художников импрессионистов и их современников М.Равеля и К. Дебюсси.

Подготовка завязки урока и восприятие учащимися новой темы в изобразительном искусстве, впервые появившейся именно в творчестве импрессионистов – тема промышленного города.

Подведение итогов урока. Обратная связь проявляется в практической работе: показывает настроение учащихся, их впечатление от встречи с искусством.

Каждой маме будет приятно в день 8 Марта получить в подарок яркий, “свежий” букет цветов, выполненный руками собственных детей – домашнее задание.

Источник

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МХК».

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МХК ».

Ф.А.Тамакаева,2015 (РОССИЯ, ЯНАО, г. Новый Уренгой)

«DEVELOPMENT OF ARTISTIC ABILITIES AND THE FORMATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC TASTE OF THE STUDENTS IN THE CLASSROOM MHK.

Study of artistic and aesthetic cycle gives students a real integration with related subjects

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры.

На рубеже тысячелетий в России произошли изменения в гражданских и политических ориентирах, но сохранившиеся духовно-нравственные ценности воплощены в великих произведениях разных эпох.

В современных условиях становится актуальным формирование и развитие эмоциональной, духовной и интеллектуально развитой личности.

Знания человека не ограничиваются одной сферой деятельности, главным качеством является способность поддержать любую беседу, быть разносторонне развитым, постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира.

Материальная сторона жизни настолько сильно заполняет мир, что потребности людей в духовном плане увеличиваются с каждым днем. “Основной принцип интеллигентности интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли” (Д.Лихачев).

Человечество пытается понять свою внутреннюю природу, найти духовную гармонию с окружающим миром.

Изучение мировой художественной культуры формирует в человеке духовные, нравственные и эстетические качества, помогающие ему жить в современных условиях.

Познание смысла бытия происходит через соприкосновение с историей, искусством, культурой народов мира.

Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства, осмысление и понимание мировых шедевров способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, пониманию традиции, стремлению к духовному совершенству, а также овладению способами художественной деятельности, развитию индивидуальных и творческих способностей. Немало выдающихся людей разных эпох говорили о значимости эстетического воспитания в жизни человека:

Предметы эстетического цикла рассматривает общие закономерности развития различных видов искусств в тесной взаимосвязи друг с другом, их жизненные корни, влияние на жизнь людей.

Изучение изобразительного искусства и музыки направленно на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления.

Заложенные ещё в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны приобрести новое качество.

Главными подходами при изучении предметов художественно- эстетического цикла являются деятельный и проблемный.

Огромное значение приобретает формирование основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведения искусства, понимание роли искусства в жизни общества.

Изучение предметов художественно-эстетического цикла дает учащимся возможность реальной интеграции со смежными предметами (история, литература, русский язык). В результате возникает система меж предметных и над предметных связей, интеграция основного и дополнительного образования через реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, синтез обучения и воспитания, реализуемого через проектную деятельность.

Изучение предметов художественно-эстетического цикла направлено на достижение у учащихся следующих целей:

Развитие образного восприятия мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности

Гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы целостного представления о мире.

Формирование музыкальной культуры личности. Освоение музыкальной картины мира

Развитие творческих способностей учащихся, интереса к музыке, музыкальной деятельности

Развитие фантазии, воображения как основы творческой деятельности

Испытывать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни находить в них нравственную опору.

уроки – драматизации (“Рождество Христово”, “Мифы Древней Греции”); посещения музеев города и области, выставок; просмотр видеофильмов по отдельным темам.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Необходимо чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Умение воспринимать, понимать и анализировать – необходимое условие формирования социально активной личности. Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектная деятельность, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Организуя работу учащихся в группе, активизируется познавательная деятельность учащихся, что является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие “учитель – группа совместно действующих детей” является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Учащиеся принимают активное участие в обсуждении данных условий.

В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались личностные универсальные учебные действия (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению). Коммуникативных (участие в диалоге, умение выслушать одноклассника). Познавательных (отвечали поставленные педагогом вопросы ). Регулятивных (работ с таблицей, умение классифицировать, строить логические умозаключения).

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит во взаимосвязи с разными учебными предметами.

Как педагог ставлю перед собой ряд задач, которые найдут такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся, одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.

Любой учитель МХК, работающий по одной из рекомендованных или допущенных многочисленных программ по данному предмету, безусловно добавит, что он не только воспитывает чувства школьников, но и формирует широкий кругозор учащихся, взращивая будущую интеллектуальную элиту.

Креативность. Творчество. Данные аспекты интересуют сегодня почему-то только отечественных психологов, ведущих споры о возможности и необходимости его развития.

Но нельзя забывать, что детское творчество – это, прежде всего, результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира, и потому к нему надо относиться с полным уважением и вниманием. Научить творчеству нельзя, но можно и необходимо создать для него максимально благоприятные условия, не вмешиваясь в сам процесс созидания.

Работа эта долгая, кропотливая, но заниматься этим возможно и нужно не только в дополнительном образовании, но и во время учебной деятельности. Учителю по силам смоделировать на уроке ситуацию, проблему, активизирующую творческую активность детей.

Развитие творческой личности ребёнка – одна из основных педагогических задач. Творческая деятельность школьников на уроках МХК может иметь разнообразные формы выражения: пение, слушание музыки, импровизация, инсценировка, создание киносценариев, декоративная работа, поисковая работа по подбору иллюстративного, музыкального, дополнительного материала к изучаемым темам, создание мультимедийных презентаций, мини-проектов и проч.

Детское творчество – это не только способ самовыражения, раскрепощения детей, оно помогает в ходе обучения создать на уроке доверительную, проникновенную, одухотворенную атмосферу. Это способ пережить, прочувствовать, “пропустить через себя” изучаемый материал, а значит и способ познать мир и себя в окружающем мире, и, конечно же, путь избавления от стереотипов и комплексов, которыми так страдают наши дети.

Для решения данных задач использую разнообразные типы и жанры уроков МХК. Вводные уроки начинаю с “погружения” в историческую действительность, во внутренний мир человека, тем самым помогая детям не только узнавать, но и познавать искусство, “читать” язык архитектуры, “видеть” и чувствовать музыку. Так эпоху Возрождения, например, нельзя рассматривать только как время создания величайших памятников архитектуры, скульптуры и живописи. Это прежде время нового мышления, прогресса человеческой мысли, рождения необычайной веры в Человека, в его гениальность. Появление гуманистов способствовало развитию археологии, сбору и хранению коллекций древностей, библиотек древних рукописей. Гуманисты показали Человечеству пройденный им путь его многовекового развития . “Художники” эпохи были разносторонне развитыми людьми. Они изучали анатомию, астрономию, математику, литературу, философию и прочие науки, писали стихи, сочиняли музыку. Дали математическое обоснование нового закона изображения – перспективе.

Восприятие – Осмысление – Творчество, после ознакомления с творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело ввожу на уроках теоретическое и практическое занятия по перспективе. Правила линейной и воздушной перспективы закрепляются в творческом задании – рисунке “Дорога, уходящая вдаль”. Ребятам очень интересно то, что они используют технику художников эпохи Возрождения.

Создавая условия для творческой деятельности, мы способствуем индивидуальному развитию личности, возможно – формированию таланта. Как же выстроить учебный процесс так, чтобы исключить пассивность восприятия готовых знаний, максимально активизировать творческий потенциал ребенка? Активизировать деятельность учащихся помогает мозговой штурм в решении загадок, парадоксов, проблем.

Сложный теоретический материал закрепляется в творческих работах учащихся, в так называемых “ деловых играх ”. Например, при ознакомлении учащихся с особенностями архитектуры, предлагаю ребятам выступить в роли архитекторов.

При планировании творческих заданий необходимо учитывать и возрастные психологические особенности школьников. Они уже не могут быть обязательны и допускают вариативность исполнения: рисунок, аппликация – коллаж, эссе, отзыв или сочинение-размышление, стихотворение, музыкальный номер. В 10-11-х учащиеся, как правило, предпочитают индивидуальную работу.

Обязательная творческая работа, может готовиться в течение четверти индивидуально каждым учеником, служит расширением и углублением в тему, позволяет повторить и закрепить материал, и одновременно является обобщением. Примером может быть зачет по теме “История Отечества в произведениях искусства”. Ребятам было предложено почувствовать себя в роли учителя, самостоятельно провести мини – урок: подготовить сообщение по теме, демонстративный и музыкальный материал, используемый ими в ходе урока. Конечно же, при подготовке этих работ учителем давались консультации, рекомендации по подбору темы, материалов, оказывалась техническая помощь при проведении урока. Оценивалась работа “ученическим жюри”, которое давало краткую объективную рецензию каждой работе, итоговую оценку выставлял учитель.

Коллективная творческая работа может быть интересна при проведении семинаров или заключительных уроков по каким-либо блокам тем. Естественно, что круг заданий оговаривается заранее, но подбор материала, выбор формы презентации своей темы, распределение ролей ребята делают самостоятельно.

Такого рода нетрадиционные формы работы на уроках, направленные на развитие творческих способностей учащихся, бывают продуктивными с точки зрения усвоения материала, оказываются чрезвычайно интересными и полезными для детей, позволяя им глубже познать себя, дают возможность ярко предъявить себя одноклассникам, преодолевая психологические барьеры и комплексы, направляют учащихся по пути самообразования и самосовершенствования.

Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своего духовного мира. Для этого необходимое полное овладение глубинными воспитательными возможностями искусства. Во всем мире идет поиск методик развития и формирования творческих способностей учащихся и пропагандируется «воспитание творчеством». На уроках МХК личность ученика вводится в художественную культуру с целью формировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, способствовать его всестороннему развитию.

Эстетическое образование начинает играть все большую роль в педагогике, потому как именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Растет индивидуальное понимание того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в любых жизненных ситуациях. Это является одним из условий развития творческих способностей ребенка.

В течение 1,5 лет преподавания предмета «Мировая художественная культура» темой моего самообразования является «Развитие творческих способностей учащихся на уроках МХК на основе внедрения новых педагогических технологий».

Считаю, что любое путешествие ученика в мир истории, культуры и искусства должно отличаться креативностью и возможностью для ребенка ощущать себя непосредственным участником развития мировой цивилизации и культуры, пусть даже посредством прочтения стихотворения или удачно реализованного творческого проекта. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это – стимул к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

«Мировая художественная культура через творческую деятельность к самому себе» изучая в 10-11 классах, как стили и направления исторических эпох, так и творчество отдельных деятелей искусства, учащиеся должны не только освоить художественное наследие мировой культуры, но и научиться сравнивать, обобщать и систематизировать изученный материал, проявляя свои творческие компетенции, воспринимать свою творческую деятельность как неотъемлемую часть своей жизни.

Наибольшая эффективность в работе над развитием творческих способностей учащихся достигается в результате стимулирования творческой активности и создания ситуации успеха для каждого ученика, общего благоприятного микроклимата в коллективе. Недопустима резкая и необъективная критика творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Следует избегать ситуаций не комфортности для учеников в процессе творческой работы на уроке и игнорирования даже слабой попытки ребенка в желании проявить себя.

Работая над темой самообразования, постоянно совершенствую свои знания: делюсь опытом работы на педсоветах, заседаниях МО, провожу открытые уроки, имею печатные публикации.

Результативность опыта. За время моей работы у учащихся заметно возрос интерес к предмету МХК, внедряется и накапливается опыт проектной, исследовательской и творческой деятельности. Уровень обученности учащихся составляет 100%, а качество знаний – 80-85%.

Главной целью моих уроков МХК – воспитание не юных эстетов, а красивых душой хороших людей. Стараюсь всегда помнить о том, что произведение искусства – это средство для формирования духовной личности ребенка, его движение от «красивого – к человечному» (В. А. Сухомлинский)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *