какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Как в Спарте воспитывали девушек

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Когда говорят про спартанское воспитание, обычно имеют ввиду его применение к подросткам и юношам мужского пола. Но в таком централизованном государстве как Спарта не могли пустить на самотёк и воспитание девушек, которым в дальнейшем предстояло стать жёнами и матерями настоящих спартанцев.

Небольшая гендерная разница

Спартанских мальчиков забирали из семей в 7-8 лет, и они росли и жили фактически на казарменном положении до 30 лет, когда им разрешалось завести семью. Юных спартанок из дома не забирали, на этом, фактически и заканчивалось основное различие в методах воспитания. Именно воспитания, а не образования — в Спарте с недоверием относились к учёности, считая её излишней обузой в жизни. А как же Ксенофонт, лидер 10 000 спартанских наёмных гоплитов, написавший «Анабасис» об их пути домой через половину тогдашнего мира? Ксенофонт был афинянином по происхождению, в родном городе его и научили читать и писать.

Морально-волевые качества спартанок

Но не стоит представлять спартанских женщин изнеженными созданиями. Они укрепляли не только тело, но и дух. Не зря вошло в историю напутствие спартанской матери своему сыну: «Со щитом или на щите». То есть — или вернись с победой или погибни с честью (павших воинов приносили на щитах), но в любом случае щит должен быть с тобой, так как считалось даже не позором, а преступлением, если спартанский гоплит бросал свой щит и спасался бегством. Кроме того, из фразы понятно, что для спартанок также было обязательно соблюдать правила лаконичной речи (самоназвание Спарты — Лаконика), уметь выразить сложную мысль в нескольких словах, краснобайство не приветствовалось.

Древние авторы отмечают скромность и добродетельность спартанских женщин, которые, впрочем, не просто сидели по домам под присмотром мужа, но обладали определённой свободой действий и правами, которых не было у жительниц иных греческих полисов. Супружеская верность была для спартанок на первом месте, а взаимоотношения с мужем преследовали не получение чувственного удовольствия, а рождение новых граждан Спарты. Желательно — мальчиков, будущих воинов, но и девочки были желанными детьми и отнюдь не людьми второго сорта. В Спарте не было ничего похожего на культ Диониса, когда хмельные женщины рыщут по окрестностям, предаваясь сексуальным излишествам с первыми встречными, а то и калеча и убивая их в неистовстве.

Спартанки славились хозяйственностью и были полными владычицами в доме. Домашнему хозяйству девушек обучали матери, передавая как свой опыт, так и знания предыдущих поколений.

Спартанки были признанными красавицами, но неизвестны их браки с мужчинами из других греческих полисов. Не потому, что не было желающих, спартанки, воспитанные особым образом, не видели смысла в замужестве с кем-то, кроме спартанца.

Источник

Как воспитывали женщин в Древней Спарте: чему учили самых красивых гречанок

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Спартанских девочек воспитывали практически так же, как и мальчиков. Обязательным являлся для них спорт: борьба, бег, метания дисков и дротиков. «Родоначальник фитнеса» Ликург неустанно указывал на чрезвычайную важность полноценного физического воспитания девочек, чтобы в будущем они рожали здоровых детей.

Спартанок обучали навыкам вооруженных сражений, чтобы они были способны на отражение атак мятежников в отсутствие отцов и мужей, ушедших воевать. Близки к истине были таким образом те, кто говорил, что спартанские женщины – амазонки.

До замужества спартанки жили в отчих домах. Однако, в отличие от остальных гречанок, затворницами они не были. В их обязанности входило участие в торжественных и праздничных процессиях – они, в частности, танцевали и пели без одежды либо в коротких хитонах для молодых людей. Для афинян подобное было немыслимым.

Как воспитывали женщин в Древней Спарте: какую одежду они носили

Регулярные занятия спортом не сделали спартанок похожими на современных культуристок. Напротив, они считались красивейшими женщинами в Греции. Красавицы Лаконии всегда стремились пленить юных воинов, не имевших времени для «прогулок под луной». Юные особы носили одежду с глубокими вырезами по бокам, и при каждом их шаге открывалось бедро. Спартанских девушек в Греции называли «обнажающими бедра».

Как воспитывали женщин в Древней Спарте: замужество

Замуж спартанки выходили в возрасте от 18 до 25 лет. В Афинах девочек отдавали под венец в 14 лет. Приданого им никто не давал – имущество семей не дробили. Невест выбирали женихи. Каждому спартиату необходимо было обзавестись женой до 30 лет.

Древний обычай предусматривал похищение будущей супруги – жених должен был спрятать ее у подруги. Затем девушка возвращалась в свой дом, но свадьбу не играли. Молодые люди впоследствии встречались украдкой. В течение дня мужчина занимался своими делами, а по ночам приходил к будущей жене. Благодаря такой сдержанности супруги сохраняли новизну своих чувств, отмечал Плутарх.

Женщина, переселившаяся в дом супруга, вела хозяйство, однако, прядением и ткачеством, как остальные гречанки, она не занималась. Рукоделие считали в Спарте исключительно уделом рабынь.

Решительные и сильные спартанки рядом с робкими и хрупкими афинянками выглядели как лишенные пола. Они всегда старались ни в чем не уступать своим мужьям, и даже одежда их напоминала мужскую. Украшений у спартанок не было, духами и косметикой они не пользовались. В Греции невозможно было найти женщину, более энергичную, крепкую и независимую, чем спартанка.

Любая девушка и женщина в Спарте спокойно могла заговорить с посторонним мужчиной, не опасаясь чьих-либо нареканий. Остроумные лаконичные изречения спартанок вошли в историю. Современные ученые единогласны во мнении о том, что «свобода женщины – едва ли не наиболее парадоксальное порождение спартанского тоталитаризма».

Источник

Спартанки

Женщины древней Спарты (Лакедемона) представляли собой совершенно особую породу женщин. В отличие от других гречанок, они были спортивны и образованы. В 7 веке до н.э. великий законодатель Ликург реорганозовал политическую и социальную структуру этого древнего города-государства, создав дисциплинированное и сплоченное общество, в котором женщины занимали высокое социальное положение.

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Спартанка тренирует мужчину-атлета в палестре
Аттическое блюдо, 520–510 до н.э. Лувр, Париж

Спартанские девушки редко выходили замуж до 20 лет, а юношей забирали на военную подготовку в 21 год (продолжительность обязательной службы у них была 10 лет). Значит, до двадцатилетнего возраста, Елена, как и ее сверстницы, воспитывалась в суровых условиях, вместе с мальчиками и вместе с ними участвовала в игрищах. Сначала проводились соревнования по бегу и метанию камней среди юношей и девушек (иногда совместные). Затем устраивались девичьи поединки в борьбе, во время которых мужская часть только наблюдала, разогревалась и морально готовилась к своим состязаниям. Юноши, наблюдавшие эти схватки, приглядывались к наиболее сильным и ловким девушкам.

Хотя подобное сравнение не может быть глубоким по причине дефицита информации о спартанках и особенно об амазонках, многие историки находят различные признаки влияния амазонок на поведение и жизнь спартанок. Спартанки обладали гораздо большей свободой, чем жительницы других областей Древней Греции, они должны были быть более воинственными и жесткими, чтобы уметь защитить свою землю и свой дом. Покровительницей и спартанок и амазонок была Артемида, богиня дикой охоты, защитница животных, женщин, девушек и детей. Хотя поклонение Артемиде было всеобщим в древнегреческом мире, только у спартанцев воинственный дух и чувство равенства питали высший класс спартанских мужчин и женщин.

Оказали ли влияние амазонки на спартанок? Если да, то в чем общность и различия между двумя культурами? Ответить на эти вопросы непросто, поскольку очень мало известно об амазонках. Одно можно утверждать, что если амазонки существовали, то они жили в условиях доминирующего матриархата, а не патриархата как в Спарте. Не исключено, что взгляды спартанцев на женщин сформировались на основе реальных встреч с амазонками. Возможно, законодатель Ликург был вдохновлен сказаниями об амазонках, участвовавших в Троянской Войне, что привело его к мысли позвысить социальный статус женщин и воспитывать их в том же духе, что и спартанских мужчин.


какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Frederick Sandys. Елена Прекрасная, c.1867

Очевидно, Елену похищали не раз. Два афинянина, Тесей и Пирифой, будучи сыновьями богов, посчитали, что им должны достаться божественные женщины. Они поклялись, что будут помогать друг другу похитить двух дочерей Зевса. Тесей выбрал Елену, а Пирифой вознамерился жениться на Прозерпине, жене бога подземелья Плутона (Аида). Тесей похитил очень юную тогда Елену из Спарты и оставил ее в Афинах со своей матерью Эфрой. Затем Тесей и Пирифой отправились в подземное царство Плутона, чтобы похитить Прозерпину (похищенную самим Плутоном ранее). Плутон притворился, что гостеприимно встречает гостей, но как только они уселись, напустил на них змей, которые обвили им ноги, удержитвая их от дальнейших действий. Пока Тесей и Пирифой пребывали в подземном царстве, братья Елены, Кастор и Поллукс напали с войском на Афины, захватили Эфру в отместку за сестру и возвратили Елену домой, в Спарту.

Когда настало время Елене выходить замуж, многие цари и принцы со всего мира искали ее руки, привозя богатые дары или посылали гонцов с предложением. Кастор и Поллукс играли важную роль в качестве арбитров соревнования соискателей руки Елены, хотя последнее слово было за их отцом, Тиндареем. Будущий муж Елены, Менелай послал своего брата, Агамемнона. Существует насколько списков женихов: 31 – по Псевдо-Аполлодору, 11 – по Гесиоду, 36 – по Гигину. Всего насчитывается 45 различных имен соискаетелей руки Елены. Бросается в глаза отсутствие Ахилла, но Гесиод объясняет это слишком юным возрастом будущего героя. Интересно, что список претендентов соответствует списку кораблей в Илиаде Гомера.

Женитьба Елены и Менелая ознаменовала конец так называемой Эпохи Героев – согласно Гесиоду, Зевс удалил от богов расу людей, в частности, героев. Средством для этого он избрал Троянскую войну, которая последовала после бегства Елены с Парисом. Зевс устроил пирушку в честь свадьбы Пелея и Фетиды (будущих родителей Ахилла), на которую без приглашения явилась богиня раздора Эрида, которая принесла с собой яблоко из садов Гесперид и бросила ее с надписью «прекраснейшей». Три богини, Гера, Афина и Афродита претендовали на это яблоко. Они попросили Зевса рассудить их, но тот не желал портить ни с кем отношений и призвал в судьи смертного. Им стал принц Трои Парис, который предпочел Афродиту двум другим богиням. В благодарность за призанание ее прекраснейшей из богинь, Афродита пообещала Парису самую красивую из смертных женщин и посоветовала ему отправиться на ее поиски в Спарту. Когда он увидел Елену, он понял, что Афродита не обманула его. Пока Менелай находился на Крите, Парис похитил Елену и увез ее в Трою. Некоторые считали, что он соблазнил ее, а некоторые утверждали, что он силой взял ее. Затем началась Троянская война.

Хотя, многое в судьбе Елены остается неясным, а различные описания ее жизни противоречивы, очевидно, что ее жизнь полна приключений и богата событиями. Будучи совсем юной, она была похищена афинянином Тесеем, который забрал ее из Спарты в Афины, куда потом пришли ее братья с войском и забрали ее, отомстив городу за похищение сестры. Затем она стала объектом притязаний бесчисленных влиятельных претендентов на ее руку. В конце концов, она вышла замуж за Менелая, но вскоре была похищена троянским принцем Парисом (более вероятно, сама соблазнила его и уплыла с ним). На самом деле, Парис уже был женат на горной нимфе Эноне, у которой от него бул сын, Кориф. Будучи троянской принцессой, Елена с крепостной стены наблюдала за битвами долгой войны, возникшей из-за нее (при жтом, вероятно, наслаждаясь кровопролитием). Она стала свидетельницей смертельного ранения Париса от руки Филоктета. После смерти Париса, его братья дрались из-за нее, а она вышла замуж за одного из них, Деифоба. Года Троянский Конь был привезен в Трою, Елена, сопровождаемая мужем, обошла коня, выкрикивая имена греков, имитируя голоса их жен, давая им понять, что она знает, что они греческие воины прячутся там. Менелай и Одиссей с трудом удержали своих людей от ответных реплик. Во время разграбления Трои Деифоб был убит законным мужем Елены, Менелаем (или Одиссеем), а над его телом надругались.

Таким образом, трудно считать Елену беззащитной жертвой жестоких обстоятельств. Она не просто была жесткой, коварной и даже кровожадной, она была исключительно умна и находчива. Она всегда знала, что делать в той или иной жизненной ситуации. Она, например, разгадала хитрый замысел греков, которые привезли в Трою коня со спрятанными в нем воинами. Она сумела выжить катастрофическое разрушение Трои и избежать мести Менелая, содействовав ему в убийстве своего тогдашнего мужа. Она отбила Париса у его жены Эноны, которая продолжала любить Париса и после этого, покончив собой после его смерти. Елена вошла в историю как прекраснейшая из женщин и самая знаменитая причина войны (‘casus belli’). Иными словами, в образе невинной беззащитной дамочки предстала выдающаяся личность и сильная женщина (как духовно, так и физически). Иными словами, «волчица в овечьей шкуре».

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Guido Reni. Atalanta and Hippomenes (1620-1624). Prado, Madrid

Согласно древнегреческой мифологии, Аталанта была единственной женщиной, которая плавала в Колхиду с Аргонавтами за золотым руном и сражалась вместе с ними против колхидцев, получив ранение, которое помогла залечить Медея. В походе Аталанта познакомилась с Пелеем. с которым ей впоследствии пришлось бороться на похоронных играх памяти Пелия.

Отец Аталанты хотел сына, поэтому он оставил новорожденную Аталанту в лесу. Согласно легенде, богиня Артемида послала охотников спасти ее. Эти охотники растили ее как свое дитя. Когда Аталанта выросла, она наслаждалась охотой и хотела быть незамужней и девственной как сама богиня Артемида. Аталанта была очень спортивная и сильная, она была способна победить любого в стрельбе из лука. Она считалась самым быстрым бегуном среди смертных, уступая пожалуй лишь мифическому Евфему, который умел ходить по воде.

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Peleus and Atalanta wrestling. Attic black-figure neck-amphora, 500–490 BC.

Спартанская бегунья. Бронзовая статуэтка. Около 520 до н.э., Британский Музей
Ее туника не достигает колен, а ее правые плечо и грудь обнажены.

Победительница. Спартанская атлетка, Древнегреческая статуэтка.

Источник

Как в Спарте воспитывали мальчиков и девочек

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Когда говорят про спартанское воспитание, обычно имеют ввиду его применение к подросткам и юношам мужского пола. Но в таком централизованном государстве как Спарта не могли пустить на самотёк и воспитание девушек, которым в дальнейшем предстояло стать жёнами и матерями настоящих спартанцев.

Небольшая гендерная разница

Спартанских мальчиков забирали из семей в 7-8 лет, и они росли и жили фактически на казарменном положении до 30 лет, когда им разрешалось завести семью. Юных спартанок из дома не забирали, на этом, фактически и заканчивалось основное различие в методах воспитания. Именно воспитания, а не образования — в Спарте с недоверием относились к учёности, считая её излишней обузой в жизни. А как же Ксенофонт, лидер 10 000 спартанских наёмных гоплитов, написавший «Анабасис» об их пути домой через половину тогдашнего мира? Ксенофонт был афинянином по происхождению, в родном городе его и научили читать и писать.

Морально-волевые качества спартанок

Но не стоит представлять спартанских женщин изнеженными созданиями. Они укрепляли не только тело, но и дух. Не зря вошло в историю напутствие спартанской матери своему сыну: «Со щитом или на щите». То есть — или вернись с победой или погибни с честью (павших воинов приносили на щитах), но в любом случае щит должен быть с тобой, так как считалось даже не позором, а преступлением, если спартанский гоплит бросал свой щит и спасался бегством. Кроме того, из фразы понятно, что для спартанок также было обязательно соблюдать правила лаконичной речи (самоназвание Спарты — Лаконика), уметь выразить сложную мысль в нескольких словах, краснобайство не приветствовалось.

Древние авторы отмечают скромность и добродетельность спартанских женщин, которые, впрочем, не просто сидели по домам под присмотром мужа, но обладали определённой свободой действий и правами, которых не было у жительниц иных греческих полисов. Супружеская верность была для спартанок на первом месте, а взаимоотношения с мужем преследовали не получение чувственного удовольствия, а рождение новых граждан Спарты. Желательно — мальчиков, будущих воинов, но и девочки были желанными детьми и отнюдь не людьми второго сорта. В Спарте не было ничего похожего на культ Диониса, когда хмельные женщины рыщут по окрестностям, предаваясь сексуальным излишествам с первыми встречными, а то и калеча и убивая их в неистовстве.

Спартанки славились хозяйственностью и были полными владычицами в доме. Домашнему хозяйству девушек обучали матери, передавая как свой опыт, так и знания предыдущих поколений.

Спартанки были признанными красавицами, но неизвестны их браки с мужчинами из других греческих полисов. Не потому, что не было желающих, спартанки, воспитанные особым образом, не видели смысла в замужестве с кем-то, кроме спартанца.

Источник

Спартанки

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Женщины древней Спарты (Лакедемона) представляли собой совершенно особую породу женщин. В отличие от других гречанок, они были спортивны и образованы. В 7 веке до н.э. великий законодатель Ликург реорганозовал политическую и социальную структуру этого древнего города-государства, создав дисциплинированное и сплоченное общество, в котором женщины занимали высокое социальное положение.

Стремясь к физическому совершенству и свободе, спартанки во многих аспектах превосходили афинянок и женщин из других древнегреческих городов-государств.

Спартанских девочек воспитывали так же как мальчиков. Уже 2-3-летним девочкам внушалась мысль, что они «должны быть похожи на быструю лань, а не на ленивую свинью».

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Спартанские девушки редко выходили замуж до 20 лет, а юношей забирали на военную подготовку в 21 год (продолжительность обязательной службы у них была 10 лет). Значит, до двадцатилетнего возраста, Елена, как и ее сверстницы, воспитывалась в суровых условиях, вместе с мальчиками и вместе с ними участвовала в игрищах. Сначала проводились соревнования по бегу и метанию камней среди юношей и девушек (иногда совместные). Затем устраивались девичьи поединки в борьбе, во время которых мужская часть только наблюдала, разогревалась и морально готовилась к своим состязаниям. Юноши, наблюдавшие эти схватки, приглядывались к наиболее сильным и ловким девушкам.

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Хотя подобное сравнение не может быть глубоким по причине дефицита информации о спартанках и особенно об амазонках, многие истприлки находят различные признаки влияния амазонок на поведение и жизнь спартанок. Спартанки обладали гораздо большей свободой, чем жительницы других областей Древней Греции, они должны были быть более воинственными и жесткими, чтобы уметь защитить свою землю и свой дом. Покровительницей и спартанок и амазонок была Артемида, богиня дикой охоты, защитница животных, женщин, девушек и детей. Хотя поклонение Артемиде было всеобщим в древнегреческом мире, только у спартанцев воинственный дух и чувство равенства питали высший класс спартанских мужчин и женщин.

Оказали ли влияние амазонки на спартанок? Если да, то в чем общность и различия между двумя культурами? Ответить на эти вопросы непросто, поскольку очень мало известно об амазонках. Одно можно утверждать, что если амазонки существовали, то они жили в условиях доминирующего матриархата, а не патриархата как в Спарте. Не исключено, что взгляды спартанцев на женщин сформировались на основе реальных встреч с амазонками. Возможно, законодатель Ликург был вдохновлен сказаниями об амазонках, участвовавших в Троянской Войне, что привело его к мысли позвысить социальный статус женщин и воспитывать их в том же духе, что и спартанских мужчин.

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Хотя она родилась не в самой Спарте, а в соседней Аркадии, но по всем признакам ее можно без сомнения считать настоящей спартанкой, ведь все полисы Пелопоннеса находились под гегемонией спартанцев.

Согласно древнегреческой мифологии, Аталанта была единственной женщиной, которая плавала в Колхиду с Аргонавтами за золотым руном и сражалась вместе с ними против колхидцев, получив ранение, которое помогла залечить Медея. В походе Аталанта познакомилась с Пелеем. с которым ей впоследствии пришлось бороться на похоронных играх памяти Пелия.

Отец Аталанты хотел сына, поэтому он оставил новорожденную Аталанту в лесу. Согласно легенде, богиня Артемида послала охотников спасти ее. Эти охотники растили ее как свое дитя. Когда Аталанта выросла, она наслаждалась охотой и хотела быть незамужней и девственной как сама богиня Артемида. Аталанта была очень спортивная и сильная, она была способна победить любого в стрельбе из лука. Она считалась самым быстрым бегуном среди смертных, уступая пожалуй лишь мифическому Евфему, который умел ходить по воде.

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

Согласно античному путешественнику и географу Павсанию (2 век н.э.), в истории античных Олимпийских Игр был один случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях единоборцев. В 404 г. до н. э. Ференика (Каллипатира), тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Писодора, пришла на стадион, облачившись в длинный мужской плащ, дабы скрыть принадлежность к женскому полу. После внезапной смерти мужа Каллинакса (кулачного бойца и тренера сына), Ференика сама тренировала сына, поскольку вышла из знаменитой семьи кулачных бойцов Диагоров с Родоса и знала этот спорт не понаслышке. В порыве радости от победы отпрыска, Ференика совершила неосторожное движение и явила миру свои женские признаки.

какое воспитание преимущественно давали девочкам в древней спарте

по материалам сайта

Примечание, есть и сейчас такой тип женщин «. и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт. «.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *