какое вооружение использовалось в чебоксарской крепости

Шупашкар-Чебоксары

Чебоксары как русский город-крепость получил крещение при Иване Грозном в 1555 году. Не успел утвердиться крепостью, как его жителям и окрестному населению пришлось испытать страх и голод. В летописи 1567 года писалось: «Приде лесная мышь с лесов тучами великими, не оставит ни единого колоса».

1609 год отмечен кровавым событием: боярин Ф.И. Шереметев под Чебоксарами побил «воровских людей», т.е. восставших против порядков московского царя. На расстоянии семи верст трупы «побитых» лежали плотно, как полено к полену.

Чебоксары росли за счет русских переселенцев. Двести и более лет назад чуваши в городе не проживали. Даже в дооктябрьской период они не превышали здесь 10 процентов. Расселялись среди русских не компактно, в отличие от татар, имевших слободу. Видимо, такому смешанному проживанию чувашей способствовало их христианское единоверие с русскими.

О путешествии Екатерины II по Волге до Казани написано достаточно, но мало что известно о пребывании Павла Первого в Чебоксарах.

На третьем году царствования (1796-1801) сын Екатерины II от брака с Петром III Павел I остановился в Чебоксарах в 1798 году по пути в Казань и обратно в Санкт-Петербург. Если от Екатерины II, соизволившей в экипаже проехать до Ядринского леса и обозреть корабельную рощу, остался письменный хвалебный отзыв, то после Павла I остались документы иного характера.

Казанский гражданский губернатор Д.С.Казинский 2 апреля 1798 года пишет чебоксарскому городничему, надворному советнику Копылову: «Его Императорское Величество в нынешнем году предпринимает путешествие через Москву в Казань а отсель обратно в Санкт-Петербург для сего нужно чтобы по дороге от Казани к Москве на всякой почтовой станции и в городах поставлено было заблаговременно по сту хороших лошадей немолодых и не стар, но совершенно к езде способных и к ним определены были исправная упряжа и по всякой тройке по одному ямщику из людей нестарых и немолодых, но расторопных проворных и знающих езду, я руководствуясь долгом иметь о всем тому попечение Вашему Высокоблагородию предписываю по получении сего учинить следующее: 1-е. Приказать в городе жителям, чтобы непременно к 15 числу предстоящего апреля месяца изготовили собственных своих сто хороших лошадей и снабдив их исправными упряжами и ямщиками ко всякой тройке по одному имели готовности так, чтобы при проезде Его Императорского Величества отнюдь не могло быть никакой остановки. 2-е. Буде в одном городе такого количества лошадей нарядить найдете вы возможность дать о том знать сдешному исправнику который по предписанию моему не оставит добавить из уезда недостающее число образом Ему предписанным. 3-е. По наряде сих лошадей не должны вы и никто отлучать их никуда из места как равно и употреблять без особого моего на то повеления. «

Текст наставления из 8 пунктов. Последний гласил: «По прибытии в город господ дворян назначаемых мною для наблюдения за исправностью почтовой станции и затем на оной благоустроенном имеете. Вы тогда представить лошадей оных сих ведомстве. « Читателю представлен документ двухсотлетней давности без изменения текста слов и пунктуации. Чебоксарский городничий был строго предупрежден, что за все несет полную ответственность.

Последнее предупреждение повергло городничего в трепет, ибо о крутом императоре-самодуре бытовало много рассказов. Известно: он ссылал в Сибирь целые полки, не угодивших ему на параде, и миловал единственно за внешнюю выправку, понравившуюся ему бороду или нос и т.д. Страху набрался также купец Петр Васильевич Корытников, выбранный от общества. Городской голова Кологривов и все члены чебоксарской шестигласной городской Думы молились Богу и просили всех святых, чтобы император не прогневался. Лишился сна городской староста Иван Серебренников, сочиняя рапорт о сувенире для императора.

Из боязни, как бы чебоксарское уездное и городское начальство не опростоволосилось перед высоким гостем, Казань пришла на помощь, выделив из своих губернских запасов большой выбор продуктов и пития.

Сам император и его челядь опустошили 100 бутылок различных вин и напитков. Съедено 500 яиц, в большом количестве сливок густых, творогу, масла коровьего. В перечне упоминается бутылка молока и две бутылки простокваши. Несомненно, они были предназначены для императора. Об этом можно судить по указанию, данному городничему: «во весь предписанный маршрут на вечерних станциях иметь самую лучшую и здоровую корову для молока по причине, что государь изволит во всю дорогу на вечерней станции употреблять сыворотку. Его Императорскому Величеству отыскать воды как можно лучше и не иметь ее в деревянной посуде ее, если можно в больших стеклянных бутылях или чтоб не было запаху. По предписанному маршруту на обеденных и вечерних станциях приготовить столы и стулья на 24 персоны. А где Его Императорское Величество в городе изволит остаться на целые сутки, то в таких местах приготовить столов на 60 персон, как графин, стакан и рюмок и столового белья. «

Чебоксарцы встречали императора с честью. Улицы и дворы были подметены, нечистоты вывезены, подготовлены квартиры в лучших купеческих и дворянских домах Федора Кологривова, Якова Клюева, Андрея Случина, Афанасия Колокольникова, Василия Пономарева, Семена Клюева, Алексея Кадомцева, господ Соловцовых, титулярного советника Селиванова, поручика Петра Сергеева и вдовы-капитанши Грязевой. Под этим списком подписался городничий Василий Копылов.

Возможно, когда император благополучно проехал туда и обратно, чебоксарское начальство и купечество не только облегченно вздохнуло, но и загордилось тем, что российский самодержец побывал в их городе. Однако гордиться долго не пришлось, Павел I был задушен в собственной спальне в ночь на 11 марта 1801 года, а его приближенные попали под опалу. Об этом, пожалуй, вряд ли кто пожалел: попытка императора «облегчить жизнь» простому народу тем, что барщина сокращалась до трех дней, практически не была реализована.

Вот такими сведениями я располагал, когда писал о пребывании Павла I в Чебоксарах. Но в более поздние публикации в периодической печати и исторической литературе давали уже иные суждения.

Не таким уж самодуром и бестолочью был Павел Первый. О нем преднамеренно сгустили краски. Императора не приняло дворянство и высокое чиновничество, потому что боялись его замысла по реконструкции государственного аппарата, форм и целей правления.

О подготовке убийства императора было известно также его сыну, будущему императору Александру I. Однако он ничего не предпринял по спасению отца, поэтому объективно стал и цареубийцей и отцеубийцей. Мучила и терзала его совесть, как толкуют некоторые источники, всю жизнь. Из мира «сильных» он ушел и умер в Сибири простолюдином.

Городская застройка

В 1913 году в городе насчитывалось 56 улиц и 995 домовладений и огородных мест. Сокращение количества улиц произошло за счет объединения односторонних и ликвидации слобод. Так называемые слободы сливались и появились укрупненные улицы.

Доминировала одноэтажная застройка. Двухэтажных зданий было три десятка, среди них несколько каменных. В начале ХХ века почти все вновь возводимые двухэтажные здания строятся на каменном фундаменте. Появляются полукаменные дома и дома с мезонином или мансардой. Владельцами таких домов являлись купцы, чиновники и зажиточные мещане. Одноэтажные строения в подавляющем большинстве принадлежали бедной прослойке населения: мастеровым, отставным солдатам и крестьянам, хотя и среди них встречались и богатые и бедные.

В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года. Однако как населенный пункт они существовали значительно раньше. Это подтверждается материалами археологических раскопок, произведенных экспедицией профессора В.Ф. Каховского.

Толкований о чувашском названии столицы хватает. Но ни одно не может быть признано окончательным. Чтобы разговор был предметным, нужно бы иметь, если не письменные, то материальные свидетельства. К сожалению, этих свидетельств пока крайне недостаточно.

В 1555 году по пути в Казань архимандрит Гурий, исполняя волю царя Ивана Грозного, остановился на высоком берегу Волги возле чувашского городища. Предстояло выбрать место для постройки церкви Введения. Выбор места был удачным. Сюда стекались чуваши-язычники, чтобы поклониться своему божеству. Гурий распорядился разбить идола язычников и освятил место. Теперь волей-неволей чуваши должны были подходить к церкви и знакомиться с новой религией.

Первоначально церковь была полотняной, походной, временной. Затем ее срубили из бревен и только через сто лет собор был сложен из кирпича. Церкви строились на возвышенной местности, так что с колокольни одной просматривалась колокольня другой, соседней. Согласно сообщению кандидата исторических наук Л.Браславского, на территории нынешней Чувашии в ХIХ веке имелось 299 церквей и несколько десятков часовен.

Следом за собором предстояло выбрать место для монастыря. Архимандрит Гурий со своей свитой спустился еще ниже по стрелке к песчаной косе, туда, где Чебоксарка впадает в Волгу.

В устье Чебоксарки стоял сосновый лес. Корабельные сосны пригодились для устройства двухрядного частокола кремлевской стены. За Чебоксаркой возвышалась гора Кувшинская, словно великан, нахлобучивший на лоб густую шапку из вековых дубов. Дубы послужили материалом для монастырской ограды.

В устье причаливали парусники, баржи и ладьи. Эти суда поднимались вверх по течению вплоть до Владимирской горки. У слияния с Трусихой суда могли разгружаться и забирать с собой обратный груз.

Чебоксарка, Трусиха, Сугутка, вытекая из ближнего леса, образовывали широкую долину с цветущими лугами. Долина Чебоксарки, огибавшей полуостров с юга, скрывалась в лесной чащобе. В наше время это место называется Западным косогором. Сюда с севера спускаются горы Архангельская, Ярилы, Соборная, Слюзова и Старая.

Монастырь в свое время служил культурным центром и крепостью, рассчитанной на долговременную осаду нападающих. Однако даже высокий заостренный частокол не смог спасти ее от крестьянского бунта. Повстанцы в 1607 году овладели крепостью и расправились с воеводой, а через два года кара настигла игумена Троицкого монастыря.

В газете «Канаш» 10 августа 1926 года помещен рисунок зимней церкви. В ней был клуб пионеров, состоявший из зрительного зала, со сценой и библиотеки с читальной комнатой. На другом рисунке в 1926 году та же газета (№198 от 23 сентября) сообщала, что в монастырской церкви размещался комсомольский клуб, до этого находившийся в рабочем клубе, на улице Карла Маркса.

Чувашская мифология сложна и запутанна. Она-то и стала серьезным увлечением инженера-строителя Наумова Никифора Егоровича.

Источник

Чебоксарский кремль

какое вооружение использовалось в чебоксарской крепости

Чебоксарский кремль — деревянная крепость на территории города, возведённая в связи с официальным основанием города-крепости Чебоксары через 3 года после взятия Казани. Располагался с 1555 по 1704 год на историческом холме города, откуда сейчас берёт начало улица Константина Иванова.

Содержание

История

В июле 1555 года архиепископ Казанский и Свияжский Гурий по указу Ивана IV на территории будущего кремля установил полотняную церковь (на месте будущего Введенского собора). В том же году был возведён кремль. Датой основания кремля считается 24 июля 1555 года, день, когда архиепископ в присутствии чебоксарского воеводы и горожан освятил место и окропил границы будущего кремля. Внутри него затем появились двор воеводы – государев двор (с приказной избой), казна, тюрьма, аманатный двор, дома дворян, детей боярских, приказных служителей, духовенства, стрельцов.

Кремль возводился под руководством дьяка Ивана Выродкова.

Конструкция

Местоположение крепости было удобным, с севера на высоком правом берегу, протекала Волга, с востока и юга в неё впадала Чебоксарка, с западной стороны был вырыт глубокий ров величиной в 2 сажени. Стены крепости подпирались камнями и в высоту достигали 5 м, в ширину — 4 м, сверху была деревянная крыша. Внутри кремля разместились двор воеводы, казна, тюрьма, аманатный двор, церкви, дома дворян, бояр, приказных служителей, духовенства и стрельцов.

Кремль был расположен на самой высокой и защищённой точке холма, занимал главенствующее положение в городе. С севера и юга подступы к кремлю были затруднены естественными обрывистыми склонами, с запада преградой служил глубокий ров длиной 426 м. С востока к кремлю примыкал посад, развивавшийся в восточном направлении.

Самое раннее и полное описание города того времени приводится в росписи (акт приёма-передачи крепости) от 9 августа 1613 года, когда воевода А. П. Вельяминов передавал полномочия своему преемнику Ф. И. Михалкову. Согласно этому документу городские укрепления имели 5 башен, из которых 2 были въезжие (Введенские и Никольские ворота), а также 4 башни острога. На воротах и башнях стояли артиллерийские орудия (пищали). Непосредственно к крепостным сооружениям примыкал посад, а также комплексы Никольского и Троицкого монастырей, которые замыкались стенами острога, протянувшимися вдоль берегов рек Волга и Чебоксарка.

Крепостные стены кремля были рубленными в две стены с перегородками, заполненные землёй и камнями. Высота стен достигала 5 м, ширина – 4 м. В верхней части стены, по всему её периметру, проходила смотровая площадка, покрытая тесовой крышей. Посад, где было сосредоточено торгово-ремесленное население, ограждался стеной в виде частокола из толстых, заострённых сверху брёвен.

Кремль второй

В 1698 году вместо сгоревших кремля и острога построен новый кремль, по-прежнему деревянный. Он располагался на том же месте, но отличался от прежнего количеством башен. Данные укрепления просуществовали до 1704 года и были уничтожены пожаром, после которого кремль в Чебоксарах больше не восстанавливался.

В 1729 году по сохранившимся остаткам строений и старым описаниям составлена «Опись бывших крепостных укреплений города Чебоксары». Согласно описи кремль имел 4 угловых и 3 проезжих башни, стены следующей протяжённости: восточная, разделявшая территории кремля и посада (ныне ул. Бондарева), равнялась 232 м; северная, шедшая вдоль обрывистого волжского берега, – 224 м; западная (ныне ул. Свердлова, спуск к заливу) по рву – 351 м; южная – 175 м. Суммарная протяжённость стен – 982 м.

Археологические раскопки 2003–06 годов на территории бывшего кремля показали, что ранее здесь существовало поселение эпохи бронзы (2 тыс. до н.э.), с 13 в. – болгаро-чувашское поселение.

Значение

С первых лет существования крепость Чебоксары использовалась не только для борьбы с кочевниками. На её гарнизон возлагались карательные функции по «усмирению недовольных» и сбор налогов с населения. Бунтовщиков было много. В начале XVII века Чебоксары дважды захватывали повстанцы. После расправы с воеводами они делили казну, хранящуюся в крепости, и уничтожали долговые расписки и документы о закреплении этих земель за новыми владельцами, дворянами и монастырями. До конца XVII века царское правительство было вынуждено держать в Чебоксарах значительный гарнизон на случай, как писал немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Чебоксары в середине столетия, «что покорённые татары захотели бы возмутиться, чтобы легко можно было собрать войско и усмирить их». В 1670-1671 годах жители Чебоксар и крестьяне окрестных деревень активно участвовали в восстании Степана Разина. Даже после разгрома войск Разина под Симбирском борьбе здесь не ослабела. всюду горели поместья, чебоксарский воевода бежал из крепости в Казань. Только жестокие расправы карательных полков над восставшими положили конец восстанию.

С конца XVII века военное значение Чебоксар упало. Сгоревшую крепость не стали восстанавливать, часть служилых людей перевели в податные сословия.

Источник

Чебоксарский кремль

какое вооружение использовалось в чебоксарской крепости Чебоксарский кремль — деревянная крепость на территории города, возведённая в связи с официальным основанием города-крепости Чебоксары через 3 года после взятия Казани. Располагался на историческом холме города, откуда сейчас берёт начало улица Константина Иванова, с 1555 по 1704 год.

Содержание

История

В июле 1555 года архиепископ Казанский и Свияжский Гурий по указу Ивана IV на территории будущего кремля установил полотняную церковь (на месте будущего Введенского собора). В том же году был возведён кремль. Датой основания кремля считается 24 июля 1555 года, день, когда архиепископ в присутствии чебоксарского воеводы и горожан освятил место и окропил границы будущего кремля. Внутри него затем появились двор воеводы – государев двор (с приказной избой), казна, тюрьма, аманатный двор, дома дворян, детей боярских, приказных служителей, духовенства, стрельцов.

Кремль возводился под руководством дьяка Ивана Выродкова.

Конструкция

Местоположение крепости было удобным, с севера на высоком правом берегу, протекала Волга, с востока и юга в неё впадала Чебоксарка, с западной стороны был вырыт глубокий ров величиной в 2 сажени. Стены крепости подпирались камнями и в высоту достигали 5 м, в ширину — 4 м, сверху была деревянная крыша. Внутри кремля разместились двор воеводы, казна, тюрьма, аманатный двор, церкви, дома дворян, бояр, приказных служителей, духовенства и стрельцов.

Кремль был расположен на самой высокой и защищённой точке холма, занимал главенствующее положение в городе. С севера и юга подступы к кремлю были затруднены естественными обрывистыми склонами, с запада преградой служил глубокий ров длиной 426 м. С востока к кремлю примыкал посад, развивавшийся в восточном направлении.

Самое раннее и полное описание города того времени приводится в росписи (акт приёма-передачи крепости) от 9 августа 1613 года, когда воевода А. П. Вельяминов передавал полномочия своему преемнику Ф. И. Михалкову. Согласно этому документу городские укрепления имели 5 башен, из которых 2 были въезжие (Введенские и Никольские ворота), а также 4 башни острога. На воротах и башнях стояли артиллерийские орудия (пищали). Непосредственно к крепостным сооружениям примыкал посад, а также комплексы Никольского и Троицкого монастырей, которые замыкались стенами острога, протянувшимися вдоль берегов рек Волга и Чебоксарка.

Крепостные стены кремля были рубленными в две стены с перегородками, заполненные землёй и камнями. Высота стен достигала 5 м, ширина – 4 м. В верхней части стены, по всему её периметру, проходила смотровая площадка, покрытая тесовой крышей. Посад, где было сосредоточено торгово-ремесленное население, ограждался стеной в виде частокола из толстых, заострённых сверху брёвен.

Кремль второй

В 1698 году вместо сгоревших кремля и острога построен новый кремль, по-прежнему деревянный. Он располагался на том же месте, но отличался от прежнего количеством башен. Данные укрепления просуществовали до 1704 года и были уничтожены пожаром, после которого кремль в Чебоксарах больше не восстанавливался. В 1729 году по сохранившимся остаткам строений и старым описаниям составлена «Опись бывших крепостных укреплений города Чебоксары». Согласно описи кремль имел 4 угловых и 3 проезжих башни, стены следующей протяжённости: восточная, разделявшая территории кремля и посада (ныне ул. Бондарева), равнялась 232 м; северная, шедшая вдоль обрывистого волжского берега, – 224 м; западная (ныне ул. Свердлова, спуск к заливу) по рву – 351 м; южная – 175 м. Суммарная протяжённость стен – 982 м.

Археологические раскопки 2003–06 годов на территории бывшего кремля показали, что ранее здесь существовало поселение эпохи бронзы (2 тыс. до н.э.), с 13 в. – болгаро-чувашское поселение.

Источник

Какое вооружение использовалось в чебоксарской крепости

Основание и застройка российского города

Эти события коренным образом изменили судьбу Чебоксар. Ему суждено было стать российским городом-крепостью. Официальное начало строительства города-крепости в Чебоксарах было положено летом 1555 г. В том году 26 мая царь Иван IV специальной грамотой предложил только что назначенному первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию, отправлявшемуся из Москвы в Казань, во всех городах по пути с молебнами ходить вдоль городских стен со крестами, а в соборных церквах служить литургию. То же совершить в Чебоксарах, где «благоволит Бог граду быти». «И туто устроити стан дневной, — говорилось в царской грамоте Гурию, — и с воеводами по совету, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой, и на том месте поставити полотняная церковь, и назнаменовати место, где граду (т.е. кремлю. — В.Д.) быти».

Гурий находился в Чебоксарах 23—24 июля. Он подарил городу Владимирскую икону Богоматери. На ней была такая надпись: «Принесеся сия святая икона в сей град Чебоксары в лето 7063 (1555), и принес и благословил ею сей град и люди, живущия в нем, первопрестольник преосвященный Гурий, Архиепископ Казанский и Свияжский».

Термин город в те времена означал «крепость», «кремль». В чебоксарском кремле размещались три полка, причем два из них (полки В.П. Борисова и Ф.М. Нагого) стояли в Чебоксарах с 1552 г. Четвертый полк во главе с воеводой О.В. Полевым дислоцировался и нес службу вне кремля, среди гражданского населения города.

Кремль был срублен на горе, где в настоящее время располагаются улицы К. Иванова и М. Сеспеля. Его месторасположение было очень удобным: с севера — Волга, с юга — крутой и высокий скат горы представляли собой естественные препятствия. Восточная стена проходила по линии нынешней аптеки № 1 и 26-квартирного дома (ул. Аптечная). С западной стороны, куда позже выходила бывшая ул. Свердлова, был устроен вал и вырыт ров глубиной 6,3 м, шириной 4,3 м, длиной 388,8 м. По писцовой книге г. Чебоксар 1565—1567 гг. была определена городу окружная межа, в границах которой находились земли: под поселение — 160 дес., неудобья — 80 дес. и выгон-гаженая — 896 десятин. Межа городской земли начиналась от Волги выше города, проходила по гребню лощины Чебоксарки и ее правых притоков и выходила к Волге ниже города. Эта окружная межа была подтверждена в 1697 г., 1766 г. и Генеральным межеванием в конце XVIII в. Кремль неоднократно горел и восстанавливался. Опись от 28 ноября 1729 года. сообщает, что восточная стена Владимирская икона кремля, отстроенного в 1690 года. И вновь сгоревшего в 1704 г., имела длину 235 м 44 см, северная — 226 м 80 см, западная — 356 м 40 см, южная — 177 м 12 см. Из «росписи» кремля 1704 г. и описания Чебоксар от 31 декабря 1761 г. узнаем, что «кремль города Чебоксар. деревянной, рублены две стены с девятью башнями, ис коих четыре были проезжие с вороты, а пять башен глухие. Покрыты те башни и городовые стены тесом».

Приемы строительства Чебоксарского кремля, вероятно, были аналогичны свияжским. Стены кремля состояли из городен (срубов) шириной и высотой около 5 метров. Его башни назвались: Введенская, Круглая, Корсунская, Никольская, Ерильская, Ивановская, Петушовская, Тайниковая и Наугольная. Под Тайниковой башней был прорыт тайный подземный выход к Волге, чтобы во время осады можно было доставать воду.

Восточнее кремля располагался острог, который был возведен вскоре после строительства кремля. В росписи 1613 г. упомянуты те башни острога, на которых стояли пушки: башня у Волги, воротная башня у большой бани, Настасьинская воротная башня (близ одноименной мельницы на Чебоксарке). Острог простоял до пожара 1690 г. Согласно описи 1720 г., его северная стена тянулась от северо-восточного угла кремля вдоль Волги до Спасской въезжей башни, имела длину 410 м 40 см, восточная — 211 м 68 см, южная стена, имевшая, по-видимому, овальную форму и соединявшаяся с юго-восточным углом кремля — 583 м 20 см. В конце XVII в. острог имел одну угловую и пять въезжих башен. В описании Чебоксар 1761 г. бывший острог назван палисадником (так назывались оборонительные сооружения в виде частокола из толстых бревен, заостренных сверху).

Западнее острога в 1566 г. был основан Троицкий мужской монастырь, превратившийся в крупного земле- и душевладельца. В нем построены деревянные церкви, монашеские кельи и другие здания. Монастырь обнесен высокой деревянной стеной с башнями. После пожаров на территории монастыря сооружены три каменных храма: Троицкий собор с колокольней, теплый храм Толгской иконы (Пресвятой) Богородицы с приделом святого Николая, надвратная церковь Федора Стратилата с двухэтажными кельями с двух сторон. Были возведены кельи, часовня и т.д. Вокруг монастыря построили стену с четырьмя башнями.

Между кремлем и Троицким монастырем, на территории нынешнего сквера КВ. Иванова, возник Никольский (Николаевский) девичий монастырь. Высказано предположение о его основании в 1584 г. Были выстроены деревянные кельи, Никольская деревянная церковь, монастырские стены. Существовал подземный ход, соединявший Троицкий, Никольский монастыри и Введенскую церковь. С 1680 г. Никольский монастырь назывался Предтеченским женским монастырем. На территории монастыря на месте деревянной Никольской церкви в 1680-х гг. начато и в 1690 г. окончено строительство каменного пятиглавого Никольского собора с колокольней с южной стороны.

В остроге восточнее и южнее Троицкого монастыря располагались деревянные дома, дворы стрельцов, торговцев, ремесленников и монастырских служителей, лавки, кабаки, амбары, кузницы и другие строения. Эта часть города называлась посадом.

Южнее кремля и острога, по обеим сторонам р. Чебоксарки, застроилась открытая часть города — слобода. Во 2-й половине XVII в. южнее первой слободы образовалась вторая. Как показали археологические раскопки, на территории слободы и посада до середины XVI в. располагалась торгово-ремесленная часть прежних, чувашских, Чебоксар. К.С. Милькович в начале XIX в. со ссылкой на рассказы старожилов писал, что по построении русского города «чувашская деревня Шобаксар была выведена и поселена в 12 верстах от оного, каковое наименование удержала она и поныне». Действительно, в XVII—XVIII вв. в 12 км западнее Чебоксар существовала чувашская деревня Шебашкар, которая затем разделилась на три выселка, известные теперь как деревни Ойкасы, Варпоси и Онгапоси Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района. По всей вероятности, эта деревня была основана чебоксарскими переселенцами. По преданию, д. Чувашская Чебоксарка (Чаваш Шупашкарё) Новошешминского района Татарстана основана в 1-й половине XVII в. потомками чебоксарских чувашей, возможно — переселенцев из д. Шебашкар.

В слободе вдоль кривых улиц были построены дворы торговцев, ремесленников и работных людей. Вдоль р. Чебоксарки располагались кожевенные мастерские, кузницы, винокурни. В центре слободы образовалась базарная площадь с амбарами, лавками, торговыми рядами, кабаками, гостиным двором, таможней. Город рос в южном и восточном направлениях. В последней четверти XVII в. на территории слободы, на левом берегу Чебоксарки, появилось первое каменное здание гражданской архитектуры — двухэтажный дом купцов Кадомцевых. В слободе же было возведено несколько каменных церквей (возможно, на месте деревянных). При нападении чувашей и марийцев на Чебоксары в 1672 г. горожане, надеясь уберечься от нападавших, дали обещание построить церковь с приделом муромских чудотворцев Петра и Февронии. Вскоре на средства горожан была построена деревянная церковь. После пожара на средства Полубоярьевых, Колокольниковых и других прихожан воздвигнут каменный храм Покрова Божия Матери с приделом во имя Петра и Февронии. А.И. и Е.А. Некрасовы утверждают, что строительство каменной церкви завершено в 1687 г. С 1684—1689 гг. во второй слободе построена Благовещенская церковь. От этой церкви на юг тянулась Благовещенская улица (ныне ул. К. Маркса). Место этой церкви находилось примерно в 100 м северо-восточнее здания Чувашского академического театра. В 1692 г. между реками Чебоксаркой и Кайбулкой, недалеко от места их слияния, была сооружена Христорождественская (Смоленско-Богородицкая) церковь с колокольней.

В уставной грамоте Ивана IV от 9 февраля 1574 г. предлагалось представителям чувашской феодальной прослойки — сотным и десятным князьям, «лучшим людям» (тарханам) переехать в Чебоксары и ставить дворы в особой слободе. Там возникло более 20 дворов служилых чувашей. Их поселение называли Басурманской слободой (позднее — д. Маложданово). Она была расположена южнее города вдоль Чебоксарки. Служилые новокрещенцы были наделены небольшими поместьями. В 1631—1632 гг. числилось 28 служилых новокрещенцев, в 1678 г. — 29. Слобода существовала в течение всего XVII в.

В середине XVII в., во время морового поветрия (эпидемии чумы), суеверные чебоксарские жители, надеясь защититься от него, дали обещание основать пустынь (небольшой монастырь). Они пригласили монаха Геронтия из Мироносицкой пустыни Царевококшайского уезда, который исходатайствовал у казанского митрополита Лаврентия благословение и грамоту на основание пустыни. В 1653 г. западнее Чебоксар, на берегу Волги, построены деревянная Преображенская церковь и кельи, обнесенные частоколом. Так возникла Геронтьевская мужская пустынь, которую вскоре начали называть Преображенским монастырем. Деревянная церковь сгорела 20 февраля 1683 г. В 1694 г. здесь возвели каменную двухэтажную церковь.

Южнее Басурманской слободы, на холме, расположенном на правом берегу Чебоксарки, вероятно еще в конце XVI в. возникла Сретенская (Владимирская) мужская пустынь. Были выстроены деревянные кельи, Владимирская церковь и частокол. Сообщения клировых ведомостей о постройке здесь и ныне действующей каменной церкви с колокольней в XVII в., по-видимому, не соответствуют действительности. В литературе преобладают сообщения о том, что монастырь был построен в 1716 г.

По своему внешнему виду г. Чебоксары в XVII в. производил благоприятное впечатление на путешественников по Волге. В августе 1636 г. вниз по Волге на большом судне путешествовало в Иран голштинское посольство. Секретарь посольства Адам Олеарий, немецкий ученый и путешественник, в своей книге о Чебоксарах отзывается так: «К вечеру мы прибыли к городу Чебоксарам, лежащим. на правом берегу; подобно обоим предыдущим (Васильсурску и Козьмодемьянску. — В.Д.), и этот город построен из дерева; по расположению и по домам он наиболее приятный на вид из них». 2 июля 1669 г. русский военный корабль «Орел» сделал остановку в Чебоксарах. Парусный мастер корабля голландец Я.Я. Стрейс в книге «Три путешествия» писал: «Чебоксары самый красивый и укрепленный город из встречавшихся мне в этом краю, он хорошо застроен, достаточно крепок».

Уже к началу XVII в. Чебоксары опоясали русские деревни — владения Троицкого монастыря, Введенского собора и чебоксарских помещиков. Согласно переписной книге 1649 г., в окрестностях города были расположены следующие селения, возникшие за предшествующие 70 лет на землях ясачных чувашей: деревни Набережная, Якимово, Банная Починок, Завражный тож, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская Троицкого монастыря; Введенского собора д. Протопопово; помещичьи деревни и сельца Кочаково, Кошкино, Апастово, Арахчино, Кнутниково, Будайка, Лапино, Трусовка, Скоробоярское Усад тож, Брюшкино, Дьячья Стрелецкая тож, Петровская, Починок Новый (позднее — Новоларионово); деревня служилых новокрещенцев — Маложданово.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *