Устюжна достопримечательности что посмотреть
Достопримечательности Устюжны
Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.
Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.
Интерактивная карта
Скачать координаты достопримечательностей (POI) на навигатор в формате WPT KML GPX
Казанской иконы Божией Матери
Казанская церковь в Устюжне построена в 1694 году по заказу и на деньги купца Строганова, является образцом нарышкинского барокко. Внутри фрески XVIII века. Рядом с ней — шатровая колокольня (1764—1767).
Действующая, рядом находится городское кладбище.
Координаты: N058 50.341, E036 27.427
Рейтинг: 48.45
Церковь Благовещения пресвятой Богородицы
Пятиглавая восьмигранная церковь Благовещения с приделами и колокольней расположена недалеко от Соборной площади. До постройки каменного храма в 1690-1694 гг, на этом месте сменилось несколько церквей. Первый деревянный храм, выстроенный на средства прихожан посада, появился здесь еще во время царствования Иоанна IV. До 1935 года церковь оставалась действующей. В 1936—1937 годах в ней был устроен склад муки. В 1958 году Благовещенская церковь была передана музею. Во второй половине 70-х годов была начата реставрация храма. Действующая.
Адрес: г. Устюжна, рядом с Соборной площадью.
Адрес: Вологодская обл. г. Устюжна.
Координаты: N058 50.418, E036 25.783
Рейтинг: 41.62
Устюженский краеведческий музей
Расположен в соборе Рождества Богородицы (1585-90, 1721-30)
Режим работы: с 10.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00, кроме понедельника и вторника
Телефон: (81737) 2-25-54
Координаты: N058 50.542, E036 26.030
Рейтинг: 35.44
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Пятиглавый Собор выстроен в 1685-1690 гг. в т.н. Московском стиле. Действующий. Хорошо сохранились внутренние интерьеры: роспись стен, лепнина, пятиярусный иконостас конца 17 века с 95 иконами, выполненными мастерами из мастерских Оружейной Палаты.
Координаты: N058 50.552, E036 26.048
Рейтинг: 18.55
Архитектура города
Координаты: N058 50.588, E036 25.850
Рейтинг: 16.64
Дом-музей Батюшковых и А.И. Куприна
Телефон: 8 (81737) 5-11-23, 8-921-547-25-00
Координаты: N058 42.950, E036 26.635
Рейтинг: 15.09
Церковь Георгия Победоносца в Понизовье
Хорошо сохранившаяся деревянная церковь 1903 года постройки. Действующая.
Координаты: N059 2.550, E036 44.624
Рейтинг: 11.54
Деревянная водонапорная башня
Деревянная водонапорная башня, расположенная на пересечении улицы Веселова и улицы Розы Люксембург, была построена в конце XIX века.
Координаты: N058 50.349, E036 25.137
Рейтинг: 8.16
Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова ( по названию другого придела: Покровская), построена в 1780 году. Не действующая, в аварийном состоянии. Находится на левом берегу р. Молога.
Координаты: N058 50.860, E036 26.496
Рейтинг: 6.20
Козий мостик
Пешеходный деревянный мост через реку Ворожу. Название просторечное.
Координаты: N058 50.455, E036 25.786
Рейтинг: 4.14
Памятник «Павшим землякам устюжанам в войне 1941–1945 гг.»
Памятник установлен 16 октября 1971 года и посвящен 4508 устюжанам, невернувшихся с войны.
Авторы: скульпторы Е.В. Черкасов и Г.В. Хонин.
Координаты: N058 50.524, E036 26.014
Рейтинг: 4.01
Памятник-бюст Я.М. Поздееву
Бюст Поздееву Якову Михайловичу, благотворителю и меценату, купцу 1-й гильдии, установлен рядом с церковью Воскресения Христова, на Соборной площади.
Координаты: N058 50.561, E036 25.841
Рейтинг: 0.00
Старое городище
Городище окружено с трех сторон валом высотой до 10 метров. С четвертой стороны, обращенной к Мологе, вала нет.
Координаты: N058 50.716, E036 24.620
Рейтинг: 0.00
Часовня Святителя Николая Чудотворца в Лентьево
Построена по заказу Матюхова В. Г. рядом с заправочной станцией, приблизительно с 2008 по 2013 год на трассе А-114.
Координаты: N058 58.368, E036 36.095
Рейтинг: 0.00
Церковь Воскресения Христова
Каменная трёхпрестольная церковь с Ильинским и Васильевским приделами была построена в 1773 году. После революции закрыта, в храме до 70-х годов размещался кинотеатр, а позже была заброшена. В настоящее время ведутся восстановительные работы.
Координаты: N058 50.550, E036 25.822
Рейтинг: -3.08
Церковь Параскевы Пятницы
Кирпичная церковь с декором в духе традиционного зодчества была построена в 1757 году. После революции закрыта и заброшена. Частично сохранилась роспись.
Координаты: N058 42.097, E036 27.370
Рейтинг: -3.10
Церковь Сошествия Святого Духа
Кирпичная церковь на левом берегу реки Мологи была построена в 1781 году. После революции закрыта, здание было занято пищевым производством, а позже заброшено.
Координаты: N058 50.783, E036 25.691
Рейтинг: -6.20
Церковь Троицы Живоначальной
Кирпичная церковь была построена в 1828 году. Закрыта в 1939, венчания сломаны, а само здание было переоборудовано под завод. Территория вокруг захламлена.
В настоящее время не действует.
Координаты: N058 50.575, E036 24.733
Рейтинг: -6.20
Церковь Василия Великого
Небольшая кирпичная однокупольная кладбищенская церковь была построена в начале ХХ века. Закрыта в 1939, занята под склад. В настоящее время пустует, перекрытия частично разрушены.
Координаты: N058 50.612, E036 24.434
Устюжна достопримечательности
Топонимика Устюжны чудовищна. Почти все улицы, площади и переулки после революции резво переименовали в соответствии с новой идеологией. С тех пор идеология, хотелось бы думать, устарела. А названия остались. И нам придется — смиряясь или нет — постоянно сталкиваться с ними, бродя по Устюжне, которая, этими названиями будто оплеванная, все-таки прекрасна.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы стоит на площади Жертв Революции. В недавнее время эту площадь все-таки чаще зовут Соборной.
Соборная площадь организовалась вокруг, что естественно, городского собора, на правом берегу реки Ворожи, разделяющей надвое старую часть города. Не ту совсем старую, где находилось городище (теперь там ничего нет, кроме памятного знака), а просто старую. На правом берегу Ворожи — площадь Соборная, на левом — Торговая. Ее ансамбль, состоящий из солидных образчиков дореволюционной застройки, хорошо виден от собора. Вот и пойдем туда: очень уж приманчива эта картинка.
Торговая площадь
К сожалению, своего главного акцента Торговая площадь в советское время почти лишилась. Почти — потому что он как бы есть, но его как бы нет. Речь о храме Воскресения Христова. На дореволюционных открытках он выглядит очень представительно. Пятиглавый, с четырехъярусной колокольней (как, должно быть, перекликалась она — и визуально, и звоном — с колокольней Богородице-Рождественского собора!), он организовывал вокруг себя всю «обстановку» площади. Помнили устюжане и о том, что некогда Воскресенский храм был монастырским. Правда, еще в деревянную свою эпоху. Монастырь существовал на этом месте с XVI века, имея две церкви — Воскресенскую и Ильинскую, — а в 1764 году подвергся упразднению. К тому времени в нем осталась одна только Воскресенская церковь, которую в 1773 году и перестроили в камне. В первой половине XIX века храм «продлили» трапезной и притвором, над которым возвели уже упоминавшуюся колокольню.
Закрыли храм по решению президиума Череповецкого окрисполкома от 28 октября 1929 года. В нем устроили кинотеатр, а колокольню сломали. В конце 1980-х годов началась вялая реставрация здания, но никакого зримого результата она не принесла.
Рядом с полуразрушенным храмом стоит бюст Я. М. Поздеева (1834—1918). Смотрит Яков Михайлович на свой бывший дом, где сейчас находится городская библиотека.
Представитель старинного купеческого рода, Я. М. Поздеев своей деятельностью увенчал труды нескольких поколений семейства. Он явился основателем ежегодной устюженской ярмарки (она шумела здесь же, на площади), выстроил несколько каменных торговых заведений. Именно он и положил начало массовому каменному строительству в Устюжне, организовав свой собственный кирпичный завод неподалеку от города. Так что именно благодаря ему местные жители получили возможность строить дома по сходной цене.
Торговал Яков Михайлович зерном, мукой и скобяными изделиями; ежегодная прибыль его только от оптовой торговли хлебом составляла около 5000 рублей. Но, конечно, будь он лишь удачливым предпринимателем, вряд ли бы осталась в Устюжне память о нем, да еще «закрепленная» бюстом. Дважды Поздеев избирался городским головой, а из его прибылей значительная часть уходила на дела благотворительности. Он выделил средства на постройку городского училища, казарм, женской гимназии, состоял попечителем нескольких учебных заведений — в том числе сельских. Долгие годы Яков Михайлович был старостой храма Преполовения Пятидесятницы и приписанной к нему церкви вмч. Димитрия Солунского (оба храма разрушены в 1930-е годы).
Принимал участие Поздеев и в ремонтах соборного храма Рождества Богородицы. В частности, именно благодаря ему были позолочены купола собора.
Поздееву не слишком повезло — он дожил до 1918 года. Умер — это он-то — нищим и бездомным. В его доме, не дождавшись даже смерти старика, устроили пролетарский клуб.
За Козьим мостиком
Один из самых живописных уголков Устюжны — Козий мостик через речку Ворожу и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы за ним.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Благовещенская церковь впервые упоминается в 1567 году как приходская. В 1609 году, когда устюжане оборонялись от польско-литовских отрядов во время Смуты, она, стоявшая вне стен острога, была разграблена и сожжена.
В 1612 году храм получил новую жизнь. Восстановили его монахи Успенского Шалочского монастыря, разоренного интервентами. Спустя некоторое время они вернулись в свою обитель, а при Благовещенском храме возник девичий монастырь, в котором, по переписи 1713 года, спасались пятьдесят насельниц. Храм к моменту этой переписи был уже каменным. Его выстроили вслед за Богородице-Рождественским собором, в 1694 году. А сам монастырь XVIII века не преодолел, будучи упразднен.
В XIX столетии церковь оставалась бесприходной и существовала в качестве приписной к Воскресенскому храму на Торговой площади. Когда в 1929 году Воскресенский храм закрыли, община перешла в Благовещенский и здесь сумела продержаться до 1935 года, когда и это церковное здание понадобилось советской власти под склад. В 1958 году Благовещенский храм, в уважение к его старине, передали Устюженскому краеведческому музею. И — да, к обедне сюда не придешь. Не служат здесь обедни.
Мирное его существование нарушила в первой половине 1990-х годов кража нескольких икон и картины Айвазовского общей стоимостью в два миллиона долларов. Среди похищенных образов была и «Одигитрия Устюженская».
То, что предметы искусства (иные из которых являются к тому же святынями) пропадают из музеев, давно уже стало секретом Полишинеля. Но устюженское ограбление, с его наивной наглостью, выходит из ряда вон. Говорят, что иконы вынесли из храма, пока сторож пил водку.
Дальняя дорога ждала «Одиги-трию». Сначала в Финляндию, в фургоне, груженом ДВП, потом в Германию. В 2005 году она обнаружилась в Лондоне, в собрании галериста Ричарда Темпла. Купил он икону, как выяснилось, за неприлично смешные 150000 долларов, не зная, разумеется, что она — краденая. Переговоры о возвращении иконы на родину вели с Темплом сотрудники Росохранкультуры. Коллекционер согласился отдать «Одигитрию» бесплатно. В 2005 году икона прилетела в Москву (по рассказам пассажиров того рейса, самолет чудом избежал аварии), в 2006 году ее вернули Церкви, и теперь она находится в московском храме Христа Спасителя.
Но устюжане ждут, когда их Путеводительница вернется к ним. Пусть даже — в музей.
Рядом с Благовещенским храмом, лицом к лицу, стоит, трогательно строжась «ампирными» колоннами, милейший деревянный особнячок М. С. Батюшковой. Теперь здесь ясли-сад. Очень похожий особняк встретим на улице Карла Маркса (бывшей Большой Московской).
Казанский храм
В XVI веке (быть может, и раньше) на месте существующей ныне Казанской церкви был храм, посвященный Рождеству Христову. К 1567 году он уже успел запустеть; стоял, по тогдашнему выражению, «без пения». Но в кельях возле него еще жили нищие, кормившиеся мирским подаянием.
В документах 1597 года Рождественский храм не упомянут вовсе. В первой половине XVII века здесь, в сосновном лесу на окраине города, было божедомье — место, где хоронили умерших нечаянной смертью, нищих, странных людей. Здесь часто, как гласит предание, молился устюженский юродивый — Афоня Железный Посох. И однажды ему явилась икона Божией Матери.
Казанская икона
В 1647 году устюжане построили здесь деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом вмч. Екатерины. В 1659 году он сгорел от попадания молнии, но образа, книги и утварь успели спасти, и вскоре они «перешли» в новый, выстроенный на том же месте, и тоже деревянный (его возвел «по обещанию своему» посадский человек Михаил Олончанин).
Возведение каменного Казанского храма жители Устюжны относят к 1694 году и прочно связывают с семейством Строгановых. Рассказывают, что некогда, еще при царе Алексее Михайловиче, один из представителей этого именитого рода, находясь в Устюжне, тяжко захворал и, уже не чая исцеления, обратился с молитвой к Божией Матери — перед явленной Ее Казанской иконой. И выздоровел.
Храм наделен яркими чертами «строгановского» стиля, числя в своем родстве такую, например, жемчужину, как нижегородская церковь Собора Пресвятой Богородицы, несомненно построенную Г. Д. Строгановым. В середине XVIII века храм был расписан ярославскими мастерами. В 1939 году Казанскую церковь закрыли, но во время войны открыли вновь. С тех пор она остается действующей.
Село Даниловское
Знакомство с Устюжной будет неполным без одной, не так далекой, но все же легче осуществляемой на личном автотранспорте, поездки. В пятнадцати километрах от города (выезжать нужно по Коммунистическому — простите — переулку) находится село Даниловское с музеем-усадьбой Батюшковых и А. И. Куприна. Этот дом с колоннами, выстроенный еще в конце XVIII столетия, помнит Константина Николаевича Батюшкова (1787—1855), которого литературоведы поместили в предшественники Пушкина. Здесь, в Даниловском, поэт проводил детские годы — не слишком счастливые, омраченные смертью матери и неуравновешенностью отца. Но все же детские. Тогда он еще не знал, что несет в себе не только высокую поэтическую болезнь, но и наследственный душевный недуг, разрушивший впоследствии его жизнь.
От Константина Батюшкова Даниловское перешло к его сводному брату Помпею, а последним предреволюционным хозяином его был Федор Дмитриевич Батюшков, историк литературы и литературный критик. Он дружил с А. П. Чеховм, В. Г. Короленко, М. Горьким, А. И. Куприным. В особенности с Куприным. Познакомились Батюшков и Куприн в редакции журнала «Мир Божий», который издавала жена Куприна Мария Карловна. Федор Дмитриевич был главным редактором журнала, а Александр Иванович заведовал отделом беллетристики. Знакомство быстро переросло в крепкую дружбу.
Живал в Даниловском Куприн в 1906—1911 годах — и весьма плодотворно. Многие вещи его написаны или задуманы здесь. Например, тема «Апассионаты» в «Гранатовом браслете» — совершенно устюженская. Здесь писатель слышал ее в исполнении талантливейшей пианистки В. У. Сипягиной-Лилиенфельд.
Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
Исключительно интересный исторический городок Устюжна находится недалеко от границы Вологодской области, поэтому не пожалейте пять-шесть часов на дорогу, чтобы перенестись во времени на столетия.
«Что за скверный город!», – в сердцах произносит гоголевский городничий в «Ревизоре», да и сам Николай Васильевич ему вторит, называя сие уездное местечко: «сборным городом всей тёмной стороны». Да, есть такой исторический анекдот. Говорят, будто Хлестакова великий писатель подсмотрел в громкой и скандальной истории того времени о господине Х, что прибыл в уездный городок, представился официальным лицом, посещал балы, брал взаймы, а затем исчез в неизвестном направлении. Городком тем была Устюжна.
Возможно, что в первой половине XIX века, Устюжна, действительно, походила на десятки других небольших провинциальных русских городов, а потому и Гоголь создал собирательный образ. Но сегодня, именно здесь, в Устюжне, сохранился настоящий старинный неторопливый дух купеческого русского города, который из многих других городов давно выветрился. А посему Устюжна включена в официальный и весьма недлинный список исторических городов и поселений.
Это будет весьма любопытно увидеть. Мы направляем неугомонные туристические ноги в Вологодскую область. Кстати, это не так далеко от Петербурга, как кажется. Каких-то шесть часов на машине.
Чутка истории Устюжны. Любопытные факты
Факт № 1, самый древний.
Говорят иногда, что люди где-то живут испокон веку, т. е. с тех времен, что уже точно никто не помнит и даже в летописях не найти. Это как раз об Устюжне. Начнем с того, что, по данным археологических раскопок, в здешних местах находилась одна из самых древнейших стоянок на Русском Севере. Значит, люди селились на высоких берегах Мологи сразу после окончания Ледникового периода. Так еще и точной даты основания города никто достоверно не знает. В новгородских летописях Устюжна упоминается в середине XIV века, в угличских – в середине XIII века. Поэтому годом основания считается 1252. Но это не точно.
Факт № 2, самый красивый.
Как вы относитесь к букве Ж? На наш взгляд, звучит очень красиво. А потому и история происхождения названия города, нам каЖется обвороЖительной. Нет, не в легендах дело, а в красоте русского языка. Город расположен на Мологе, в том месте, где впадают в нее притоки ИЖина и ВороЖа. Потому изначально город носил название Усть-ИЖина, но постепенно преобразовался в УстюЖну Железнопольскую, а затем и просто в УстюЖну.
Факт № 3, самый официальный.
Потому как, что может быть официальнее герба города? А герб у Устюжны необычный. С первого взгляда кажется, что на красном поле горка камней насыпана. Нет, это вовсе не камни, а «железные крицы, которыми сего города обыватели торгуют, и достают оное железо из гнездовой руды, которою окрестности сего города изобилуют»
Да, Устюжна долгое время была центром производства и переработки болотной и озерной железной руды, а Ижинский железоделательный завод обеспечивал мушкетами и пушками всю русскую армию. Пока Петр I не перевел все производство в Тулу и на Урал.
Факт № 4, самый музейный.
Устюжну часто называют городом-музеем. Действительно, несмотря на советские кварталы на юго-востоке, историческая часть города осталась почти нетронутой, века с XVIII, и даже раньше. Поэтому бродить здесь одно удовольствие, словно во времени переноситесь, в век статных каменных храмов, богатых купеческих домов, крестьянских слобод, шумных ярмарок и размеренной провинциальной жизни. Это лучше любой 3D визуализации.
Факт № 5, самый переименованный.
По мнению жителей, ни один город не пострадал от переименований так, как Устюжна: «Не город, а какой-то набор политической топонимики». Ул. Ленина плавно переходит в Карла Маркса, ул. Коммунаров, Пролетарская, пер. Свободорабочий и т.п. Есть даже переулок космонавтки Валентины Терешковой. Историческое название вернули только Соборной площади, которая в советское время, носила имя Жертв Революции.
«Давно пора, не только задуматься, но и вернуть улицам свои изначальные названия. Большая Московская, Большая Новгородская, Козмидеянский переулок, Петербургская улица. Звучат гораздо красивее».
На удивление, сам город название никогда не менял.
Прогулка вокруг Соборной площади
Площадь-то совсем небольшая и на площадь плохо похожая, хоть и в самом центре города находится. Стоит себе не бережку заросшей речки Ворожи, в зелени утопает, старинными храмами окруженная.
Первый храм – это Собор Пресвятой Богородицы, построенный в XVII веке (1685—1690). Найти его можно прямо посередке Соборной площади, около моста через Ворожу, а купола его видны аж за три перекрестка.
Может храм такой высокий, а может остальная застройка непривычно низкая. Говорят еще, что все устюженские храмы строились на возвышениях, потому их и видно с разных точек города. Но конкретное возвышение сегодня не очень очевидно. А вот Собор с самого момента постройки остался в неизменном виде. Все те же пять куполов на четверике.
Потерялись только входная группа и высокая колокольня. Все находится главный музей Устюжны – краеведческий, где интересных исторических фактов рассказывают гораздо больше, чем мы. Поэтому в музей заглянуть нужно обязательно, чтобы погрузиться в историю еще глубже. Больше всего потрясает пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты.
Второй храм – церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она находится чуть в углублении от площади и подойти можно с двух сторон. По улице Трудовой Коммуны или через заросшую часть речки Ворожи. Второй вариант по-настоящему восхитителен.
Хочется даже сказать, что отсюда открывается самый красивый вид на Устюжну. Над зарослями речки тянется длинный и узкий деревянный мостик, который называют Козьим. Мостик заканчивается симпатичным входом в виде подковы. А за мостиком возвышается старинная церковь с ажурными крестами и колокольней. До постройки каменного храма на этом месте сменилось несколько церквей. Первый деревянный храм «на всполье», выстроенный на средства прихожан посада, появился здесь еще во время царствования Иоанна IV. Новая каменная церковь появилась в 1762 году. Имя ее архитектора затерялось в истории.
Архитектурный облик церкви несколько необычен. В плане он представляет собой «корабль». Она оставалась действующей до 1935 года, но разрушению в советское время не подверглась.
После осмотра церквей не торопитесь покидать окрестности Соборной площади. Здесь также находятся симпатичные уютные старинные домики. Прямо рядом с церковью Благовещения приютился зеленый дом с белыми колоннами М.С. Батюшковой, где в 1906-11 гг. неоднократно бывал А.И. Куприн. А на улице Трудовой Коммуны стоят в ряд деревянные избушки с удивительными кружевными наличниками на окнах.
На улочках вокруг площади большинство домой деревянные. Здесь приятно прогуляться в любой сезон, зимой городок утопает в белоснежных снегах, весной – в сирени, летом – в прохладе зелени, а осенью одевается в золотое. Поэтому наша прогулка по Устюжне продолжается.
Прогулка вокруг Торговой площади
Раньше ведь как бывало – определят в населенном пункте место под торговую площадь и обязательно отстроят вокруг неё главный городской собор, купеческие ряды и присутственные места, то есть государственное учреждение. Вот и получается, что на центральной площади любого русского города встречались меж собой главные государственные функции: управленческая, религиозная и торговая. А вот в этом Устюжна – исключение. Торговая и Соборная площади находятся здесь в разных частях города. Аккурат через речку Ворожу!
Посреди площади стоит еще одна старинная церковь Воскресения Христова «В зарядье», которая была украшением площади. А название свое получила, потому что располагалась за торговыми рядами.
Построена церковь в 1771 году на месте предыдущей деревянной теплой, что была частью старинного Ильинско-Воскресенского монастыря, от которого осталось разве что намоленное место. Изначально новая каменная церковь была построена холодной, но в XIX веке ее удлинили, сделали теплой да к церковному комплексу прибавились высокая колокольня и небольшая часовенка. Церковь лишилась их в советское время, как в прочем и всех главок. Расположился здесь кинотеатр, который давно заброшен и прекрасное строение в самом центре Устюжны выглядит само привлекательно. А достаточно средств на реставрацию не находится. Вот такая вот удивительная русская особенность: строить-крушить-искать деньги на восстановление.
Рядом с церковью находится памятник-бюст самому почитаемому горожанину Устюжны – купцу Якову Михайловичу Поздееву.
Яков Михайлович всю жизнь прожил в Устюжне, был одним из самых богатых и уважаемых купцов, главой города и уездного земства. На его средства были построены многие общественные здания и отремонтированы храмы. Эти здания и сейчас стоят вокруг Торговой площади.
Базары проходили здесь по субботам и площадь полностью заполнялась обозами, а два раза в год проводились большие ярмарки на Рождество и на Богородицу. Торговали и сластями, и глиной, и колесами и самими обозными телегами. А вокруг располагались торговые ряды. К началу ХХ века насчитывалось около 270 торговых заведений, включая мелкие лавочки. Каменные торговые ряды до нашего времени не сохранились, а вот на купеческие дома и сейчас полюбоваться можно.
Дом Плотниковой, где была чайная. Дом купца-лесопромышленника Белоусова, дом Чуриных с репсовым погребом, где торговали алкогольными напитками навынос. Дом мещанина Ананьина, где на первом этаже шляпный магазин заменила «Пирожковая». Дом купца Коротаева, где располагалось Дворянское собрание и богатое сословие Устюжны собиралось на балы, маскарады и игры. Дом купца Колюбакина с лавкой, где теперь расположен городской рынок.
Симпатичные и чем-то очень похожие домики Плотникова и Безнина, с каменным первым этажом и деревянным – вторым. Бывшее здание городского банка, бывший трактир-бильярдная, трактир Чернавской, здание Реального училища, построенное на средства Поздеева. И, конечно, несколько домов, которые принадлежали самому Якову Поздееву. Остается только представить себе оживленную, шумную базарную субботу, чтобы окончательно переместиться в конец XIX века.
И на всю эту купеческую роскошь неодобрительно смотрит из центра площади с постамента Владимир Ленин.
Что еще посмотреть в Устюжне
Оставшиеся достопримечательности Устюжны можно разделить на две части. Еще один великолепный старинный храм Казанской иконы Божьей Матери и все остальные разрушенные и полуразрушенные церкви города (если найдутся любители их обойти).
Церковь Казанской иконы Божьей Матери находится на другом конце главной улицы Устюжны – пр. Карла Маркса, которая раньше была Большой Московской. Она стоит на одной оси с Рождество-Богородицким собором. Храм, колокольня и Царские врата красного цвета и голубыми куполами, белокаменной резьбой и фресками на внешних стенах смотрятся очень эффектно. Церковь была возведена в 1694 году на месте двух других, сгоревших, на деньги купца Строгонова, который сыграл в жизни города не меньшую роль, чем Поздеев. А потому архитектурный облик церкви называется нарышкинское барокко в строгановском стиле. Она напоминает русские терема того времени. Есть основания предполагать, что архитектором проекта был живописец Степан Нарыков, обучавшийся в Италии и работавший у Строганова в последние десятилетия ХVII века. Эта церковь, единственная в городе, закрывалась в советское время всего на пять лет. И единственная в городе, где проходили служения во время Великой Отечественной войны.
А теперь о заброшенках. До революции в Устюжне действовали тринадцать церквей.
В Первомайском переулке стоит церковь Рождества Христова, 1780 года постройки. Грандиозное сооружение с накренившимися куполами и остатками росписей. Красивая Успенская церковь (1781 года) на улице Коммунаров зияет дырами на крыше и куполах, но выглядит гораздо лучше своей сестры-близняшки в центре города – церкви Воскресения Христова. Церковь Сошествия Святого Духа расположилась на набережной Декабристов. Она была построена в 1781 году и сегодня довольно плохо сохранилась да куполов давно лишилась, потому что долгое время была занята пищевым производством. Да, вот еще церковь Троицы Живоначальной на улице Красных Зорь, что была построена в 1828 году, закрыта в 1939 году и переоборудована под завод, однако благородные церковные очертания сохранила.
Как добраться из Петербурга до Устюжны
Расстояние между Петербургом и Устюжной составляет 430 километров. Если ехать на личном авто, то дорога очень простая. По трассе Е105 (Кола) до пересечения с рекой Волхов. После речки поворот налево, на Тихвин и на трассу А-114 на Череповец. Незадолго до поселка им. Желябова нужно будет еще раз повернуть налево – прямо на Устюжну.
Автобусы на Устюжну отправляются с автовокзала на Обводном канале ежедневно и регулярно. Несколько рейсов вокруг 8 часов утра и несколько вокруг полудня. Время в пути – около 7 часов.
Железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Устюжной нет, потому что в Устюжне нет железной дороги.