какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

Какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

В России кадетский корпус впервые был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха: в 1732 г. он представил на утверждение императрице Анне Иоанновне план устройства первого военно-учебного заведения в России «Корпуса кадет» в Санкт-Петербурге для шляхетских детей от 13 до 18 лет.

Заведение это, прославившееся на всю Россию многими вышедшими из него известными деятелями как военного, так и гражданского ведомства, может служить образцом образовательных учреждений XVIII в. Корпус должен был готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников, дипломатов, судей и даже актеров (так, при императрице Елизавете ввиду того, что в корпусе появился выдающийся кадет-драматург и актер А.П. Сумароков, туда была направлена для обучения, особенно иностранным языкам, прославившаяся в Ярославле провинциальная труппа актеров во главе с Ф.Г. Волковым).

Первый кадетский корпус не был в то время совершенно закрытым заведением: в него могли являться для прослушивания лекций и посторонние лица; например, известно, что А.В. Суворов, уже определенный 15 лет от роду в лейб-гвардии Семеновский полк, все-таки находил время слушать лекции по некоторым предметам в Сухопутном корпусе и брал из корпусной библиотеки для чтения различные книги.

В 1743 г., в царствование императрицы Елизаветы Петровны, благодаря графу И.И. Шувалову был открыт Морской корпус, а потому прежний корпус стал именоваться Сухопутным кадетским корпусом. Сюда поступали дети вельмож и знатных людей, и он стал предметом особых забот правительства.

В 1762 г., в царствование императрицы Екатерины II, артиллерийская и инженерная школа, открытая Петром Великим, были соединены и названы Артиллерийским и инженерным шляхетским корпусом. В 1778 г. генерал Зорич в городе Шклове, пожалованном ему императрицей Екатериной II, открыл на свои средства Благородное училище, из которого образовался потом 1-й Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус.

В 1798 г. император Павел I учредил Военно-сиротский дом и отделения его при гарнизонных полках. В 1800 г. Императорский сухопутный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус — во 2-й кадетский корпус. При этом корпусе впоследствии было сформировано училище для подготовки поступавших на военную службу дворян к офицерскому званию. Училище это стало позже называться Дворянским полком.

В 1802 г., уже в правление Александра I, учреждается Пажеский корпус (пажи и камер-пажи были известны в России еще при Петре). В 1812 г. был открыт Финляндский кадетский корпус, а в 1814 г.Инженерное училище. В первый же год царствования императора Александра I предполагалось, согласно проекту князя П.А. Зубова, устроить 17 военных училищ, подготовительных для поступления в кадетские корпуса. Таких училищ успели открыть только три: в 1801 г. в Туле, в 1802 г. в Тамбове и в 1825 г. в Оренбурге (Неплюевское). В 1829 г. Императорский сиротский дом получил наименование Павловского кадетского корпуса.

При императоре Александре I было положено начало систематизации военно-учебных заведений, а окончательное устройство кадетских корпусов, приведение их в стройную систему и дальнейшее развитие завершилось в царствование Николая I (1825—1855). В эти годы уделяется особое внимание мерам по привлечению более достойных деятелей в учебно-воспитательную службу при кадетских корпусах.

Николай I в первые же дни своего правления повелел учредить Комитет под председательством Министра Народного Просвещения Л. Шишкова, дабы «сличить и уравнять все уставы учебных учреждений Империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы». Такого же упорядочения требовали и военно-учебные заведения. Император Николай I с самого начала своего царствования изъявил непременную и твердую волю дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, поставив перед ними единую цель.

Для управления военно-учебными заведениями был учрежден Совет под непосредственным начальством брата императора —цесаревича Константина Павловича. После смерти цесаревича (1831 г.) военно-учебные заведения находились под управлением другого брата Государя — великого князя Михаила Павловича, до его смерти в 1849 г.

Первое, с чего начал новый начальник великий князь Михаил Павлович, была централизация управления порученного ему обширного ведомства. В 1832 г. состоялось учреждение штаба Его Высочества по управлению Пажеским корпусом, всеми сухопутными кадетскими корпусами и Дворянским полком. На должность начальника этого штаба был назначен генерал-лейтенант А.И. Кривцов, которого заменил в 1835 г. гвардии полковник Я.И. Ростовцев, впоследствии сам занимавший должность главного начальника военно-учебных заведений.

В период управления Михаилом Павловичем военно-учебными заведениями была разработана новая система военного воспитания и устанавливался тот строго определенный порядок во внутренней жизни заведений, который сохранился в основных чертах вплоть до октября 1917 г.

После смерти великого князя Михаила Павловича главным начальником военно-учебных заведений был назначен наследник цесаревич Александр Николаевич. Итак, в течение всего царствования императора Николая 1 военно-учебные заведения находились под начальством царственных особ. За это время было открыто 12 кадетских корпусов:
Александровский (1829) для воспитания мальчиков сирот и детей заслуженных воинов дворянского происхождения для поступления в столичные кадетские корпуса. Он был упразднен в 1856 г.
Новгородский, графа Аракчеева (1834), переведенный впоследствии в Нижний Новгород (1866),
Полоцкий (1835),
Петровско-Полтавский (1840),
Александровский-Брестский (1842), который был расформирован в 1863 г.,
Орловский-Бахтина (1843),
Оренбургско-Неплюевское военное училище, преобразованное в кадетский корпус (1844),
= Михайловский-Воронежский (1845).

При открытии Орловского и Воронежского кадетских корпусов Тульский и Тамбовский корпуса были преобразованы в роты этих корпусов. Омское военное училище, учрежденное в 1826 г., преобразовано в Сибирский кадетский корпус (1845), 2-й Московский корпус (1849), Александровский сиротский институт в Москве был преобразован в Александровский кадетский корпус (1851), Киевский кадетский корпус (1852).

В 1852 г. при корпусах были основаны специальные классы, по окончании которых офицерам открывался доступ в Военные академии.

После смерти императора Николая I на престол вступил его сын Александр II. Правление этого императора — эпоха великих реформ, одной из которых была реформа военная. Преобразования затронули и военно-учебные заведения.

Вскоре после окончания Крымской кампании общество стало указывать на недостатки, существующие в кадетских корпусах. Дело в том, что строевая организация в корпусах того времени преобладала над учебной, и здесь получило распространение явление, подобное нашей современной «дедовщине» — так называемое царствование «старых кадет» или «закалов». Идеальные черты этого типа складывались из презрения ко всему, что называется «изнеженностью штатских», и преклонения перед физической силой и военной выправкой. Фронтовик, отлично вытягивающий носок ноги и подтягивающий приклад ружья так, чтобы оно не колебалось, предпочитался «франту», свободно говорившему на французском языке.

какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

На противоположном от «старых кадет» полюсе разрасталась группа учеников иного плана. Воспитанники головного класса, оставляя ежегодно позади отстающих, уже в 1-м специальном классе блистали своими учебными успехами.

Назначенный в 1860 г. главным начальником военно-учебных заведений великий князь Михаил Николаевич прежде чем приступить к реформе кадетских корпусов, собрал мнения по этому вопросу у некоторых лиц высшего государственного управления, а также выдающихся деятелей Министерства народного просвещения и военно-учебного ведомства.

При этом выяснились следующие недостатки, а именно, в корпусах имело место: 1) смешение общего образования со специальным; 2) обучение в одних классах детей и юношей разных возрастов от 10 до 20 лет; 3) повышенная требовательность к строевой подготовке в ущерб классным занятиям; 4) дисциплинарные отношения, в которые ставились в равной мере 10-летние дети и взрослые юноши; 5) крайняя трудность замещения должности кадровых офицеров, которые соединяли бы в себе способности и подготовку педагога с качествами строевого офицера; 6) обширность учебных программ при недостатке времени для их выполнения; 7) отделение учебной части от воспитательной в связи с неодинаковым уровнем образования чинов учебного и воспитательного состава; 8) затрудненность содержания специальных классов при губернских кадетских корпусах.

Проект преобразования кадетских корпусов был удостоен одобрения императора Александра I в 1862 г. Кадетские корпуса были упразднены, и взамен них были учреждены военные гимназии.

Преобразование общих классов кадетских корпусов в военные гимназии было начато в 1863 г. К августу этого года Главным управлением военно-учебных заведений уже были разработаны «основные начала» реформы. Преобразование было начато со 2-го Петербургского кадетского корпуса, переименованного с начала 1863/64 учебного года в военную гимназию. В следующем году в военные гимназии были переименованы следующие кадетские корпуса: 1-й Петербургский, 1-й и 2-й Московский, Орловский.

Наконец в течение 1865 и 1866 гг. происходило преобразование Полтавского, Полоцкого, Воронежского, Новгородского, переведенного в Нижний Новгород, Орловского и 1-го Сибирского (Омского) кадетских корпусов.

Таким образом, в течение трех лет было создано 12 военных гимназий. Остальные кадетские корпуса, кроме Пажеского и Финляндского, были упразднены совсем.

Военным гимназиям был придан характер гражданских учебных заведений. В конце 1866 г. было разработано Положение о военных гимназиях. «Военные гимназии, — говорилось в этом Положении, — имеют целью доставить детям потомственных дворян, предназначенным к военной службе, приготовительное общее образование и воспитание».

Таким образом, военные гимназии так же, как и дореформенные кадетские корпуса, сохраняли сословно-дворянский характер. Лишь в некоторых военных гимназиях производился прием детей недворянского происхождения. Так, прием приходящих учеников из числа лиц всех сословий был допущен в Сибирской и Оренбургской военных гимназиях, создается ряд военных гимназий без интерната, куда принимались также лица всех сословий. Наконец, позднее в некоторые военные гимназии, как, например, в Симбирскую, принимались лица всех сословий и в число интернов.

Однако, несмотря на это, состав военных гимназий оставался почти исключительно дворянским. Так, в 1874—1876 гг. в военных гимназиях и общих классах Пажеского и Финляндского кадетских корпусов было 95% детей потомственных и личных дворян.

Когда Михаил Николаевич был назначен наместником Кавказа, ведомство военно-учебных заведений было введено в состав Военного министерства, где и было создано 21 января 1863 г. Главное управление военно-учебных заведений, которое подчинялось начальнику, а с 1867 г. — главному начальнику военно-учебных заведений. На эту должность был назначен генерал-майор Н.В. Исаков.

В 1863 г. из специальных классов кадетских корпусов были образованы три военных училища (1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское), а сами корпуса преобразовывались в военные гимназии, служившие подготовительными заведениями для этих училищ. Корпуса в Санкт-Петербурге — Павловский, в Москве — Александровский сиротский и в Вильно — Александровский были упразднены.

какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

В 1865 г. Николаевское училище гвардейских юнкеров преобразовалось в Николаевское кавалерийское училище, а из его общих классов образовался приготовительный пансион.

Приготовительное и общее образование было отделено от специального, которое перешло к созданным военным училищам. Для общего образования и были созданы военные гимназии, которые заменили кадетские корпуса.

В общеобразовательных военно-учебных заведениях вместо воинской дисциплины было введено воспитание под руководством воспитателей, без участия унтер-офицеров или старших кадет. Для научной и строевой подготовки вольноопределяющихся к офицерскому званию открылось 16 пехотных юнкерских училищ.

В 1882 г., с приходом к власти императора Александра III, было решено приступить к новому преобразованию военно-учебных заведений, так как направление воспитания в них, а особенно в военных гимназиях, признавалось слишком либеральным, не соответствующим требованиям военной службы.

В докладе генерала П.С. Ванновского от 30 мая 1882 г. указывалось, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задачам профессионального военного заведения». Поэтому признавалось необходимым: сохранить в них систематический среднеобразовательный курс и придать этим заведениям то направление, которое сделало бы их учреждениями, приготовительными для военных училищ. В бывших кадетских корпусах полагалось, тем не менее, соответственным образом постепенно приучать воспитанников к строгим требованиям дисциплины и к строю, сделав необходимые изменения в административной организации гимназий.

22 июля 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса. В 1883 г. были организованы роты из двух старших классов; в 1885 г. в строевых ротах кадетских корпусов были учреждены должности вице-фельдфебеля и вице-унтер-офицеров.

какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

14 февраля 1886 г. было Высочайше утверждено «Положение о кадетских корпусах», при составлении которого были приняты основные положения: 1) на должность воспитателей в кадетских корпусах назначать впредь исключительно офицеров, удовлетворяющих необходимым для того требованиям как по нравственным качествам и образованию, так и по службе, опытности; 2) сохранив в корпусах деление воспитанников на возрасты, присвоить им наименование рот и назначить в каждую роту командира; 3) подготовительное строевое образование кадет возложить непосредственно на отделенных офицеров-воспитателей, под руководством ротных командиров; 4) в летний период выводить кадет двух старших классов в составе строевой роты в лагерь, где и занимать их преимущественно военно-подготовительными упражнениями; 5) в целях правильного военного воспитания усилить физическую подготовку кадет и принимать все меры к постепенному утверждению в них основных начал воинской дисциплины и нравственных качеств, необходимых будущему офицеру; 6) для замещения унтер-офицерами мест в ротном строю и для исполнения обязанностей старших кадет назначать лучших воспитанников 7-го класса в должности вице-фельдфебеля и вице-унтер-офицеров строевой роты; 7) сохранить в кадетских корпусах общеобразовательный курс в прежнем (военно-гимназическом) объеме.

«Милютинские» военные гимназии, по единодушному убеждению общества, превосходившие во многом гражданские реальные гимназии, оказали, конечно, громадную услугу делу общего образования в России.

Новый 36-летний император, отдавая дань заслугам графа Д.А. Милютина, учредил в Симбирской, Тифлисской, 3-й Санкт-Петербургской и 3-й Московской военных гимназиях по одной стипендии имени графа Милютина.

Новым военным министром 22 мая 1881 г. был назначен командир 12-го армейского корпуса генерал-адъютант П.С. Ванновский. При новом начальнике военно-учебных заведений генерале Н.А. Махотине, в 1886 г., были изданы «Инструкции по воспитательной части кадетских корпусов». Практически параллельно с этим вышли «Инструкция должностным кадетам» и «Наставление для ведения внеклассных занятий». В 1889 г. вышли «Общая программа и инструкция по учебной части для кадетских корпусов».

В октябре 1894 г. Александр III скончался. А на престол вступил Николай II, коронованный в Москве 14 мая 1896 г. В конце 1899 г. главный начальник военно-учебных заведений генерал Н.А. Махотин покинул свой пост и был назначен членом Государственного совета, а 4 марта 1900 г. состоялось назначение на эту должность Его Императорского Высочества великого князя Константина Константиновича.

какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

Константин Константинович принял военное ведомство при неблагоприятных условиях: педагогические требования, преобладавшие в «милютинских» военных гимназиях, были отчасти заглушены в новых корпусах командными отношениями и требованиями внешней дисциплины, учебное дело постепенно приходило в упадок, на неудовлетворительность его постановки постоянно жаловались военные училища.

В 1900 г. великий князь объехал и осмотрел все кадетские корпуса, за исключением Хабаровского, посещенного им лишь в 1909 г. Результатом объезда военно-учебных заведений явился приказ № 30 от 24 февраля 1901 г., в котором говорилось, что «закрытое заведение обязано по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание человеческого достоинства и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов могут стать тем, чем они должны быть, цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону».

Вместе с этим великий князь заботился об увеличении числа учащихся в этих заведениях, вследствие чего было открыто несколько новых корпусов: Суворовский (в Варшаве), Сумский, Хабаровский, Владикавказский, Ташкентский и Вольская военная школа, преобразованная в кадетский корпус.

Высочайшим приказом от 13 февраля 1901 года повелевалось десяти старейшим корпусам вновь выносить к строю пожалованные им в прежние времена знамена.

Четыре корпуса размещались в Поволжье ( Ярославский, Нижегородский графа Аракчеева, Симбирский и Вольский ). В Новочеркасске располагался Донской императора Александра III. Два корпуса — на Кавказе ( Владикавсказский и Тифлисский ). Один в Средней Азии ( Ташкентский наследника цесаревича ). Три — в Сибири ( 1-й Сибирский императора Александра I в Омске, Иркутский и Хабаровский графа Муравьева-Амурского ).

На особом положении находился Пажеский корпус, предназначавшийся для воспитания детей исключительно дворян и состоявший из семи общих классов кадетских корпусов и двух старших классов с курсом военных училищ.

Источник: Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732—1917 / А.Ю. Воробьева; Худож. О. Пархаев. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО Издательство Астрель», 2003. — 62, [2] с.: 8 цв. ил. — (Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»).скачать dle 12.1

Источник

Какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г

| Публикация от: 2 ноября 2011 | Статью прочитали: 21 289 раз| какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г | ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Статья расположена в каталоге: База знаний Ассоциации / «В»

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В 1653 г. Великим курфюрстом учреждена в Пруссии первая кадетская школа для несения дворянскими детьми воинской службы; Фридрих I в 1716 г. сформировал в Берлине роту кадет. Т. обр., возникли кадетские корпуса, сохранившиеся ныне только в Германии, Австрии и России, тогда как в прочих государствах учреждались теперь Военно-учебные заведения только для взрослых молодых людей, уже получивших среднее образование, желающих получить специальные познания.

Русская военная школа возникла со времен Петра Великого. В январе 1701 г. была открыта в Москве «школа математических и навигацких наук», которая, по словам её основателя, была «нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству». Вскоре потом, вследствие потребностей Великой Северной войны, Петру понадобилось основание несколькими специальных заведений и в Санкт-Петербурге: Морской академии (1705), Инженерной и Артиллерийской школы (1712, потом преобразованных в кадетский корпус в Спб.), а также гарнизонную школ для солдатских детей.

Руководителями этих первых русских военных школ были вызванные Петром «на семена» различные иностранцы, например, англичане Фарварсон, Гвин и Грейс для Московской Навигацкой школы.

Школы имели нищенское содержание: не имея казенных помещений и получая, да и то неаккуратно, самое ничтожное жалованье, ученики наших военных школ в Петровское время зачастую не могли посещать классов за неимением обуви и одежды, мерзли зимою и голодали до полного изнеможения. Суровое начальство имело неограниченное право бить их «нещадно батогами» и за дурное поведение и за недостаточные успехи. Неудивительно, что многие из этих злополучных специалистов военного дела или совсем спивались, или даже лишали себя жизни «от уныния и подлости».

И в то же время, несмотря на поразительное убожество военной школы, благодаря возвышенному духу победоносного века, ряды наших войск и флота постоянно обогащались талантливыми, энергичными и знающими специалистами именно из этих примитивных Военно-учебных заведений.

Особенно много пользы для Военно-учебных зав. в России принес Миних: в 1732 г. он представил на утверждение имп. Анны план устройства первого вполне благоустроенного Военно-учебного заведения в России, Корпуса кадетов в Спб. на 300 ч., для шляхетских детей от 13 до 18 л.

При императрицы Елизавете в 1743 г., после открытия Морского корпуса, Миниховси й корпус был переименован в Сухопутный шляхетный кадетский корпус; он должен был готовить не только офицеров, но также и гражданских чиновников, дипломатов, судей и даже актеров.

Корпус не был в то время совершенно закрытым заведением: в него могли поступать для слушания лекций и посторонние; так, например, известно, что Суворов, уже определенный 15 л. от роду в Семеновский полк и, обучаясь дома военным наукам, все-таки находил время, чтобы слушать лекции по некоторым предметам в Сухопутном корпусе и даже брал себе из корпусной библиотеки для чтения книги.

При Екатерин II был основан Артиллерийский и Инженерный корпус (потом 2-й Петербургский кадетский) и несколькими других Военно-учебных заведений. Кратковременное царствование Павла I также дало несколькими Военно-учебных заведений (Военно-сиротский дом, 1798).

В XVIII в. все военные школы управлялись самостоятельно, по усмотрению своих начальников, т. к. центрального учреждения для управления этих заведений еще не существовало. Только с назначением начальником их в 1826 г. Цесаревича Константина Павловича был учрежден впервые совет для управления всеми Военно-учебными заведениями в России.

В царствование Александра I дело учреждения новых военных школ, вследствие отвлечения борьбой с Наполеоном I, мало двинулось вперед; вновь основаны были лишь 3 подготовительных училища для кадетских корпусов (в Туле, Тамбове и в Оренбурге — Неплюевское). Истинным основателем русской военной школы является император Николай I, который вскоре после вступления на престол, изъявил непременную и твердую волю дать Военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, для направления одною и тою же мыслью к одной и той же цели. Эту задачу император Николай осуществил при содействии и своих двух братьев: Константина и Михаила Павловичей (1831 — 49).

Особенно много сделал для военно-учебными дела Великий Князь Михаил, вместе с начальником своего штаба Я. И. Ростовцевым (1835-60).

«Наставления для образования воспитанников Военно-учебных заведений» (1848 г.) следующими словами указывали идеал, который имели в виду тогдашние руководители нашего военного воспитания: «Христианин, верноподданный, русский, достойный сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер».

Николаевские кадетские корпуса официально считались образцовыми учебно-воспитательными заведениями, и сам император Николай в 1849 г. писал, что заведения эти, «совершенству ясь с каждым годом, успели достигнуть во всех отношениях цели своего учреждения».

Между тем, Крымская война показала, что для воспитания нашего офицерства необходимы коренные реформы. К концу царствования Николая I в России числилось 12 полных кадетских корпусов, т.-е. дававших кадетам полное образование, от самых юных лет до офицерского звания, и 5 подготовительных кадетских корпусов для малолетних.

Кадеты, находясь иногда в корпусе более 10 л., проходили последовательно неранжированные мушкетерские и гренадерские роты, делаясь сами, в конце концов, унтер-офицерами для младших кадет; командуя над младшими и вознаграждая себя, т. обр., за, свои собственные былые неприятности, должности кадеты не м. быть особенно мягкими, т. к. над ними самими стояло грозное строевое начальство.

Корпусные офицеры того времени, по большей части, очень мало образованные и вовсе не педагоги, часто возбуждали против себя ропот в толпе кадет, а потому отношения начальствующих лиц к подчиненным были совсем ненормальными: кадеты делали порою совсем бессмысленные проступки, только бы насолить офицерам, а те, в свою очередь, при всяком удобном случае, старались отомстить, не останавливаясь даже перед усилен, порциями телес. наказаний. Естественно, что в такого взаимно враждебной и мало просвещенной среде ни благонравие, ни познания кадет процветать не могли.

В эпоху великих реформ императора Александра II бывшим военным министром Д. А. Милютиным, при содействии Главного начальника Военно-учебных заведений И. В. Исакова, была произведена полная реформа Военно-учебных заведений; существование прежних кадетских корпусов, воспитывавших в своих стенах одновременно и малолетних и взрослых, было признано не педагогичным, и кадетские корпуса были разделены.

Для общего. образования с августа 1863 г. начали постепенно вводиться так называемый военные гимназии, т.-е. заведения общеобразовательные, без воинской дисциплины, при чем классные отделения были поручаемы безразлично военным и гражданским чинам, вполне подходящим для воспитательного дела (см. Военный гимназии), для специального же воинского образования окончившие курс военной гимназии переводились в тогда же учрежденные военные училища.

В военном ведомстве учреждены были педагогические курсы с целью подготовлять в Военно-учебные заведения специально образованных учителей научных предметов, а для подготовления преподавателей и воспитателей в военно-начальные школы в 1866 г. в Москве учреждена была особая Учительская семинария военного ведомства. В это же время (1864) положено основание педагогическому музею Военно-учебных заведений.

Милютинская реформа Военно-учебных заведений была быстро осуществлена и хорошо привилась, т. к. задумана были широко, причем не было упущено из виду ни одной меры, полезной для её полного осуществления. Т. к. в то время уже назревала и другая крупная реформа, — всеобщая воинская повинность (1874 г.), — то для заблаговременной подготовки достаточного количества офицеров из войсковых вольноопределяющихся с 1864 г. у нас были устроено 21 юнкерских училищ (пехотных — 16, кавалерийских — 2 и казачьих — 3).

К концу царствования Николая I в кадетских корпусах числилось до 6,700 кадет, дававших средий выпуск в год 520 офицеров; при учреждении же военной гимназий из всех этих 28 заведений при 4 военных училищах были рассчитан ежегодный выпуск в 400-500 офицеров.

При императоре Александре III последовала контрреформа Военно-учебных заведений. В июле 1882 г. все военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, при чем установлено, чтобы воспитателями назначались исключительно только офицеры, во главе которых были поставлены ротные командиры, так что бывшим средне-образовательным школам придан был характер подготовительных военно-воспитательных заведений. Хотя преемник Д. А. Милютина, военный министр И. С. Ванновский, сам принимавший прежде деятельное участие в преобразовании Николаевских кадетских корпусов, не особенно круто поставил новые корпуса на военную ногу, но все-таки он вернул звание должности кадет и с 1885 г. приказал выводить старшую роту для строевых занятий в лагери.

какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г
Военный министр И.С. Ванновский (в белой барашковой шапке) с генералами Военного министерства

Учительская семинария военного ведомства и педагогические курсы при 2-ого военной гимназии были упразднены, военные гимназии для приходящих преобразованы в интернаты, а вместо военных прогимназий, тоже, по большой части, преобразованных в кадетские корпуса, остались только две военные школы для обучения малоуспевающих (Вольская и Ярославская).

Количество Военно-учебных заведений при Александре III увеличилось.

В 1883 г. были основан Донской кадетский корпус, а с 1886 г. при юнкерских училищах (прежде всего, Московском и Киевском) были открыты военно-учительские курсы.

В 1900 г., вместо генерал Махотина, Главным начальником Военно-учебных заведений был назначен Вел. Кн. Константин Константинович, который в 1901 г., объехав все вверенные ему заведения, в приказе своем высказал следующие многозначительные слова о задачах военного воспитания: «Закрытое заведение обязано, по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание их человеческого достоинства и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов моут стать ТЕМ, чем они должны быть, — цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону». Этим приказом как бы выдвигались на первый план забытые в «Махотинское время» педагогические идеалы.

В 1900 г. были учреждены одногодичные педагогические курсы для воспитателей, при педагогическом музее Военно-учебных заведений, руководимые А. И. Макаровым, а затем 3. А. Макшеевым.

какое военное учебное заведение было создано в россии в 1732 г
Расцветка обмундирования по военно-учебным заведениям Российской империи

В 1903 г. там же открыты и двухгодичные курсы для преподавателей Военно-учебных заведений, успевшие дать кадетских корпусам несколькими хороших учителей высшего образования, с прекрасною педагогической подготовкой. Для еще большого подъема воспитательского и преподавательского дела были устроены съезд учителей русских языка (1903) и съезд воспитателей кадетских корпусов (1908).

Число кадетских корпусов еще увеличилось Суворовским, Сумским, Хабаровским, Владикавказским, Ташкентским и др.

Наши кадетские корпуса — одни из самых благоустроенных средне-учебных заведений Империи.

Поэтому странно было читать после неудачной японской войны крайне малодушные отзывы о наших Военно-учебных заведений, когда даже боевые генералы высказывались за совершенное упразднение кадетских корпусов, считая их только «ловушками, куда завлекают детей в том возрасте, когда они еще не в состоянии относиться сознательно к выбору профессии» (Е. И. Мартынов).

Конечно, если бы наши кадетских корпуса вовсе не давали детям общего образования, а ограничивались только одною шагистикой, подобные сетования были бы вполне основательны; но ведь, на самом деле, общее образование в корпусах, по большей части, было довольно высоко (как это доказывают, например, осенние сравнения в военных училищах познаний наших выпускных кадет с успехами юнкеров из гражданских средних учебных заведений), да к тому же никогда не возбранялось окончившим полный курс корпусов, при нежелании служить в войсках, избирать иную сферу деятельности.

С началом 1910 г. начальником Главного управления Военно-учебных заведений состоял генерал от инфантерии А. Ф. Забелин, главною заботою которого при вступлении в эту должность было, прежде всего обновление программ для учебного курса военных училищ и кадетских корпусов.

Военно-учебные заведений в России по своему назначению м. быть подразделены на следующие главнейшейшие группы:

А) заведения, служащие для предоставления малолетним общего среднего образования и воспитания;

Б) заведения, подготовляющие молодых людей к достижению звания офицеров действительной службы;

В) заведения для усовершенствования образования и специальных технических знаний офицеров действительной службы и

Г) заведения, подготовляющие специалистов-техников.

К этой же группе следует отнести 7 заведений с начальным подготовительным курсом: школа императора Александра II и пансионы-приюты при 1 и 2-м (Петербургском) и Суворовском корпусах, приготовительные пансионы в Омске и в Новочеркасске и приготовительная школа Омского кадетского корпуса в Иркутске, куда преимущественно принимались малолетние, заслуживающие особого попечения (дети убитых и раненых и проч.). Кроме того, имелись еще 22 школы солдатских детей при полках гвардии и бесплатная Рождественская школа для солдат, детей в г. Ревеле.

Воспитанники этих школ (сыновья нижних чинов) приготовлялись преимущественно для замещения в своих частях вакансий музыкантов и певчих или др. нестроевых званий, как-то: писарей, фельдшеров, мастеровых и т. и., а в случае необходимости — для замещения вакансий и строевых званий.

Вторую группу Военно-учебных заведений составляли:

а) специальные классы Пажеского Е. И. В. корпуса, военные училища: пехотные — 11 (Павловское и Владимирское в Спб., Александровское и Алексеевское в Москве, Киевское и Казанское — 2-классные, Виленское, Одесское, Иркутское, Тифлисское, Чугуевское — 3-классные);

б) кавалерийские—3 (Николаевское с казачьей сотней, Елисаветградское и Тверское — 2-классные);

в) казачьи—2 (Новочеркасское и Оренбургское — 3-классные);

г) специальные: артиллерийские — 2 (Михайловское и Константиновское в Спб.), инженерное — 1 (Николаевское в Спб.) и военно-топографическое.

Третью группу Военно-учебных заведений составляли те, где обучающимися являлись офицеры действительной службы. Эта группа в свою очередь подразделяется на следующие категории:

а) высшие Военно-учебные заведений (военные академии), имеющие задачею дать офицерам высшее военное образование и

Кроме того, при Главном управлении Военно-учебных заведений учреждены особые педагогические курсы.

К высшим учебным заведениям принадлежали:

А) Императорская Николаевская военная академия,

Б) Михайловская артиллерийская академия,

В) Николаевская инженерная академия,

Г) Александровская военно-юридическая академия и

Д) Интендантская академия.

Е) Императорская Военно-Медицинская Академия.

К заведениям (на 1914 г., Учебные части) 2-ой категории относились следующие:

1) Офицерская стрелковая школа,

2) Офицерская артиллерийская школа,

3) Офицерская кавалерийская школа,

4) Офицерская электротехническая школа,

5) Офицерская воздухоплавательная школа с авиационным отделом при ней и

6) Главная гимнастическо-фехтовальная школа.

7) Полуэскадрон при Императорской Николаевской военной академии.

8) Учебная автомобильная рота.

Все вышенаименованные Военно-учебные заведения 3-ей группы подчинялись соответствующим ведомствам.

Четвертую группу Военно-учебных заведений составляли специальные школы, имеющие назначением подготовку специалистов. Сюда относятся артиллерийские школы:

а) Пиротехническая, с техническим курсом (на 85 ч.),

б) Техническая с 4-годичным курсом (на 100 ч.) и

в) Ижевская и Тульская оружейные школы с 3-годичным курсом (на 200 ч.).

На содержание всех вышеуказанных Военно-учебных заведений (кроме военно-фельдшерских школ) по сметам военного министерства на 1911 г. было исчислено 15.443.760 р.

В Германии и Австро-Венгрии военно-учебное дело поставлено было гораздо серьезнее, чем в остальных европейских государствах: в них существовали еще кадетские корпуса, т.-е. военные среднеобразовательные школы для будущих офицеров, тогда как в других западноевропейских странах, в виду высоко развитого среднего образования гражданских школ, корпусов для малолетних детей военного сословия вовсе не существовалп, тем более, что благотворительности по отношению к детям заслуженных офицеров там, по видимому, не признавали.

В Германии же существовали еще с XVII в.:

а) военная академия (Allgemeine Kriegsschule) и

б) Главный кадетский корпус в Лихтерфельде, близь г. Берлина (Haupt-KadettenAnstalt) и к нему несколько подготовительных школ (Kadetten-Hauser).

Такие же Военно-учебные заведения имелись и в Баварии и Саксонии.

Кроме того, для подготовления в офицеры, как вольноопределяющихся, так и окончивших курс кадетских корпусов портупей-прапорщиков, существовали еще военные школы (llriegsschulen) и школы для унтер-офицеров.

В Австро-Венгрии, кроме подготовительных, к академиям военных реалmys[ училищ (Militar-Oberund M.-Unter-Realschulen), существовали военные академии (соответствующие нашим военным училищам) в Винер-Нейштадте (с 1752 г.) и техная военная академия в Вене (артиллерийская и инженерная). Кроме того, существовали юнкерские училища (Kadetten-Schulen) разных военных специальностей, а во главе всей военно-учебной системы стола Военная школа (соответствующая нашей военной академии).

Во Франции военно-учебное дело ограничивалось только специально подготовительными школами для взрослых молодых людей.

А) Политехническое училище (Ecole Polytechnique) в Париже, — заведение, собственно говоря, гражданское, но приготовлявшее, между проч., военных инженеров, артиллеристов и других специалистов;

Б) Сен-Сирское специальное военное училище (Ecole speciale militaiie de S.-Cyr) с приготовительным училищем «Пританеем» в Ла-Флеше (Ргуtanee militaire с!е la Fleche).

Кроме того, во Франции большинство будущих офицеров обучалось в полковых школах, при войсковых частях, а с 80-х гг. XIX в. нижние чины готовились в офицеры в унтер-офицерской Сен-Мексанской школе (L’ecole de sous-officiers а S.-Maix:eiit) или же в Рамбулье (Ecole d’essai pour les enfants de troupe а Rambouilbet), а кавалеристы в Сомюре.

В Англии, благодаря широкому развитию среднеобразовательных школ, учреждений для подготовки юношества к будущей военной службе вовсе не существовало, но зато там сильно были развиты общественные игры, при чем спортивные упражнения несомненно служат хорошей подготовительной школой для будущих офицеров.

Кроме того, в последнее время, как в самой Англии, так и в колониях её, начиная с Австралии, возникло множество военных отрядов, так называемый школьных батальонов, при всех выдающихся гражданских заведениях, и такие почтенные деятели, как Баден-Пауэль (см. это) готовят государству, на случай войны, «юных разведчиков» (бойскаутов).

Собственно же Военно-учебные заведения в Англии очень немногочисленны, но зато в них принимались только основательно образованные молодые люди.

Чтобы получить офицерский чин, нужно было поступить по конкурсу, или на годичный курс в Сан дхерст, — для пехоты и кавалерии, или же на 2-годичный — в Вулич, для специальной службы в артиллерии и в саперах. Впрочем, выслуживаются в офицеры и нижние чины, или из действующих войск, или же из милиции.

В Японии, военное образование до 1870 г. велось по французскому образцу, а затем японцы приняли в существенных чертах германскую систему военной подготовки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *