какое вероисповедание в иордании

Иордания

Иордания

какое вероисповедание в иордании

какое вероисповедание в иордании

какое вероисповедание в иордании

Иордания — небольшая страна, размером приблизительно с Ирландию, в десять раз меньше Египта, в пять раз меньше Франции. Заключенная в тесных границах, навязанных ей другими государствами, и прежде всего Великобританией, после Первой мировой войны, Иордания, однако, поражает разнообразием ландшафтов и климатических зон.

Сэкономь на путешествии в Иорданию!

Видео: Иордания

Основные моменты

Многие удивляются, узнав, что большая часть территории Иордании лежит на плато, находящемся на высоте 700-1000 м над уровнем моря. Таким образом, столица Иордании Амман является второй после самой возвышенной — Саны, столицы Йемена, — столицей Ближнего Востока. Из Аммана можно меньше чем за час спуститься на автомобиле к Мертвому морю, лежащему на 400 м ниже уровня моря. Иорданские ландшафты разнообразны: от лесистых возвышенностей на севере до субтропической Иорданской долины, от гор Петры и Вади-Рам до плоских базальтовых пустынь на востоке, простирающихся до границ с Ираком и Саудовской Аравией.

Состав населения включает в себя как кочевые бедуинские племена, так и самых высокообразованных в регионе и способных к высококвалифицированному труду столичных жителей.

Разнообразие здешних достопримечательностей может конкурировать с египетскими. Можно, потратив всего несколько дней, погулять по прекрасно сохранившимся римским улочкам Джераша, обнаружить в пустыне таинственные арабские дворцы, посетить заповедники, осмотреть прекрасные христианские мозаики и нависшие над горными склонами замки крестоносцев, проехать верхом на лошадях по ущельям Петры и увидеть Сокровищницу, одно из удивительнейших зданий в мире; прокатиться на верблюдах по «лунному пейзажу» Вади-Рам — и завершить поездку на песчаном пляже, созерцая жизнь морских обитателей и коралловые рифы в Красном море, возле Акабы.

Самобытность Иордании на мировой арене связана прежде всего с ее королевской семьей, Хашимитами, династией, ведущей свое происхождение из Хиджаза в Саудовской Аравии, от самого Пророка Мухаммада. Король Хусейн, который правил Иорданией в течение 46 лет до своей смерти в 1999 г., был 42-м прямым потомком Пророка. Его сын Абдалла — действующий король; его мать — королева Муна — англичанка, вторая жена короля Хусейна.

Римский амфитеатр в Аммане Улицы Аммана

Политика нынешнего правителя, направленная на поддержание мира в стране путем сохранения мирных отношений с Израилем и близости к США, не пользуется особой популярностью среди жителей страны.

В Иордании нет своих нефтяных месторождений, поэтому она очень зависит от посторонней помощи, прежде всего со стороны США. Существенную часть ее экономики составляет туризм. Имидж страны на западе как безопасного и стабильного государства благоприятствует туризму, несмотря на отдельные террористические акты. Репутация страны, дружественной Западу, в отличие от соседней Сирии, и включение древней Петры в список Новых семи чудес света (согласно голосованию ЮНЕСКО) позволяют иорданцам надеяться на дальнейшее развитие туризма.

Источник

ИОРДАНИЯ

какое вероисповедание в иордании

География

Население

Государственное устройство

В И. существует светский, религиозный (шариатский) и специальный суды. Все уголовные и гражданские дела ведут светские суды, члены которых назначаются королем. Шариатские суды и советы религиозных общин (для немусульман) рассматривают дела, касающиеся вопросов личного статуса (брак, развод, наследование и др.). Специальные суды созываются премьер-министром или одной из палат Национального собрания для толкования конституции или отдельных законов.

Религия

Православие

представлено в И. общинами Иерусалимской Православной Церкви: ок. 37 приходов в составе Патриарших территориальных управлений (эпитропий) в Аммане, Ирбиде и Мадабе. Численность верующих, по разным данным, составляет от 60 до 80 тыс. чел.

В февр. 2007 г. король Абдалла II передал России в бессрочное и безвозмездное пользование земельный участок в историко-культурном заповеднике Магтас, у р. Иордан, на к-ром ведется строительство храма и паломнического центра РПЦ.

Нехалкидонские восточные церкви

какое вероисповедание в иордании

В состав сирийской яковитской Церкви на территории И. входят общины митрополии Иерусалима и Иордании. Численность верующих ок. 20 тыс. чел.

Коптская Церковь насчитывает ок. 500 верующих в 3 общинах, подчиненных архиепископу Св. архидиоцезы Иерусалима, всей Палестины, Филадельфии Иорданской и всего Ближ. Востока.

Ассирийская Церковь Востока (см. ст. Церковь Востока) объединяет ок. 800 чел. в 5 общинах.

Римско-католическая Церковь

какое вероисповедание в иордании

Армянская католическая Церковь окормляет приходы под управлением патриаршего экзарха Аммана и Иерусалима в составе Армяно-католического Киликийского патриархата (ок. 15 тыс. верующих).

Сирийская католическая Церковь в юрисдикции Сиро-католического Антиохийского патриархата объединяет 10 тыс. верующих.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканство представлено Епископальной Церковью Иерусалима и Ближ. Востока. Данная церковная провинция, созданная в 1976 г., состоит из 4 епархий и является членом Англиканского содружества 9 общин на территории И. подчинены архиепископу Иерусалима (7 тыс. чел.).

Лютеранство представлено в И. Евангелической Лютеранской Церковью Иордании и Св. земли, начавшей самостоятельное существование в 1979 г. Количество верующих составляет не более нескольких сот чел. в единственной общине в Аммане.

Баптисты объединены в И. Баптистской конвенцией Иордании, насчитывающей 1,7 тыс. чел. в 13 общинах, и Свободной евангелической церковью, объединяющей ок. 500 чел. в 9 общинах.

Движение святости представлено в И. Церковью Назарянина (7 общин, 500 чел.) и Христианским миссионерским альянсом (6 общин, 500 чел.).

Пятидесятники в И. представлены организациями Ассамблеи Бога (17 общин, ок. 2 тыс. чел.) и Церковь Бога с центром в Кливленде (1 община, ок. 200 чел.).

Адвентисты седьмого дня (АСД) имеют в И. 10 общин в составе т. н. Восточносредиземноморского отделения Объединенной ближневосточной миссии Трансъевропейского дивизиона АСД. Общее количество адептов ок. 500 чел.

Ислам

Друзы

этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде егип. шиитов-исмаилитов (см. ст. друзы); компактно проживают в сев. части страны на границе с Сирией. Общая численность друзов ок. 15 тыс. чел.

Новые религиозные движения

представлены адептами Бахаизма, численность к-рых составляет ок. 17 тыс. чел.

История

На рубеже 3 и 2 тыс. до Р. Х. в Заиорданье появляются западносемит. скотоводческие племена аморреев, о чем свидетельствуют петроглифы на скалах Синая, Негева, пустынь И. с изображением сцен охоты и кочевого быта.

Во 2-й пол. 2 тыс. до Р. Х. земли Палестины и Заиорданья периодически оказывались под властью Египта.

В кон. XIV в. до Р. Х. на территории И. появились аморрейские царства: северным, занимавшим нагорья И. между реками Иавок и Арнон (совр. Эз-Зарка и Эль-Мауджиб), был Аммон со столицей Раббат-Аммон на месте современного Аммана. К востоку от Мёртвого м. находился Моав со столицей Дивон (ныне Дибан между Мадабой и Эль-Караком). К югу от моря, по обеим сторонам от долины Араба, находился Эдом, центром к-рого была Петра. В XIII в. до Р. Х. Есевонское царство захватило у аммонитян долину Иордана. В конце того же столетия это царство было разгромлено евр. племенами под предводительством Моисея.

Заиорданские царства были вовлечены во мн. политические конфликты на Ближ. Востоке. В 853 г. до Р. Х. они участвовали в коалиции, пытавшейся остановить ассир. экспансию, но потерпели поражение в битве при Каркаре на Оронте. В 732 г. до Р. Х. Эдом, Аммон и Моав в составе союза ближневосточных гос-в проиграли новую войну с Ассирией и признали свою вассальную зависимость от нее. После гибели Ассирийской державы власть над Заиорданьем перешла к Египту (620 г. до Р. Х.), а потом к Нововавилонскому царству (605 г. до Р. Х.). При этом гос-ва сохраняли внутреннюю самостоятельность на условиях выплаты дани. Однако после восстания в Иудее и Заиорданье (587 г. до Р. Х.) Вавилония установила в регионе прямое правление. В 538 г. до Р. Х. Заиорданье вошло в состав персид. империи Ахеменидов.

Период античности

Селевкидам удалось удержать за собой Палестину. Политика эллинизации этого региона стала одной из причин восстания Маккавеев в Палестине в 167 г. до Р. Х. и создания независимого евр. гос-ва. С сер. II в. до Р. Х. оно распространило свое влияние на вост. берег р. Иордан и Мёртвого м.

какое вероисповедание в иордании

какое вероисповедание в иордании

Первоначально Рим придерживался стратегии мягкой гегемонии над малыми царствами. Набатеи выступали как союзники римлян в ряде военных кампаний, в т. ч. в Иудейской войне, завершившейся взятием Иерусалима в 70 г. по Р. Х. С этого времени империя переходит к поглощению буферных территорий и их прямому управлению. В 106 г. по Р. Х. имп. Траян окончательно ликвидировал гос-во набатеев, территория к-рого была преобразована в пров. Аравия с центром в последней набатейской столице Бостре. Земли в долине Иордана относились к пров. Палестина Вторая. В отличие от совр. ситуации, когда р. Иордан является линией разграничения между гос-вами, в древности река объединяла оба берега долины в единое природно-экономическое и политико-адм. пространство. Вост. граница этого региона проходила по водоразделу на гребнях Заиорданского плато. Главным торговым узлом Заиорданья стала Новая Траянова дорога (Via Nova Traiana), построенная в 111-114 гг. от Бостры до Айланы (Айлы, совр. Акаба). К востоку от нее была создана идущая параллельно система укрепленных фортов, т. н. арабский лимес (Limes Arabicus), составлявший часть линии пограничных укреплений, опоясывавших Римскую империю. На территории И. был расквартирован IV легион, оборонявший юго-вост. границы империи.

Особый интерес к востоку проявил имп. Адриан, к-рый в 129-130 гг. посетил провинции Аравия и Палестина; в Герасе (ныне Джараш) он провел зиму. Имп. Септимий Север, путешествуя по Востоку с женой-сириянкой Юлией Домной, посетил в 199 г. Петру. При Севере к пров. Аравия были добавлены бывш. территории пров. Сирия; здесь, в частности, находился г. Шахба, в к-ром родился имп. Филипп Араб (244-249). При Диоклетиане, напротив, юж. часть провинции вместе с Петрой была передана в состав Палестины, а в сер. IV в. стала самостоятельной пров. Палестина Салютарис (с нач. V в. Палестина Третья).

После падения Набатейского царства караванные пути сместились. Маршрут от Средиземного м. к Месопотамии стал проходить через Пальмирский оазис, на востоке от рим. границ. После уничтожения в 272 г. римлянами Пальмиры в Сирийской пустыне властвовали араб. племена. В ответ на их набеги имп. Диоклетиан реорганизовал оборону вост. границы, усилил сеть наблюдательных башен и крепостей. Однако империя не смогла долго выносить бремя военных расходов и в IV в. перешла к системе союзов с бедуинскими племенами-федератами, к-рые селились по кромке пустыни и брали на себя охрану рим. границ. Христианизация араб. племен в значительной степени укрепила их союзные отношения с Византией. Самым известным из араб. протогос-в был племенной союз Гассанидов, расселившихся в VI в. по границе империи от Акабского зал. до Хаурана.

Византийский период

какое вероисповедание в иордании

Население Заиорданья в рим. и визант. эпоху было неоднородно в этнокультурном отношении. Новая Траянова дорога условно делила города региона на зап. (эллинизированный Декаполис) и вост. поселения, где греч. влияние не было определяющим. Еще более сильная арабо-арам. традиция прослеживается в центральных и юж. районах И. Степные и полупустынные земли востока занимали арабы-бедуины.

Раннеарабский период

какое вероисповедание в иордании

В авг.-сент. 629 г. в Заиорданье впервые вторглось мусульм. войско. Оно было разбито местным гассанидским вождем в битве при Муте в горах над юго-вост. берегом Мёртвого м. В 630 г. власть мусульман признал правитель Айлы. В 634 г. мусульм. армии снова вторглись в Заиорданье и после победы над византийцами под Пеллой (янв. 635) подчинили себе всю территорию региона. Завоеватели не встретили особого сопротивления, археологи не отмечают следов грабежей и разрушений. Новая византийская армия пыталась оттеснить арабские отряды в пустыню, но в битве при р. Ярмук в авг. 636 г. была уничтожена. После этого арабы в течение неск. лет завоевали территории Сирии, Египта, Месопотамии и Ирана. В рамках административного деления Арабского халифата значительная часть территории И. вошла в состав пров. Урдун (полоса земель от р. Ярмук и Тивериадского оз. до Средиземного м., совпадающая с византийской провинцией Палестина Вторая, со столицей в Пелле). В 650 г. около византийского г. Айлы был основан араб. военный лагерь. Впосл. визант. город был покинут (географы X в. описывают его развалины), а городская жизнь сосредоточилась в мусульм. г. Айле, ставшем важным торговым портом.

какое вероисповедание в иордании

С сер. VIII в. в жизни ближневост. христиан стали заметны кризисные явления. Катастрофическое землетрясение в янв. 747 г. разрушило мн. города и мон-ри, к-рые более не восстанавливались (Гераса, Гадара, Умм-эль-Джималь и др.). Почти прекратилось храмовое строительство. С приходом к власти в 750 г. династии Аббасидов центр Халифата переместился в Месопотамию, что негативно отразилось на экономике Сиро-Палестинского региона. В средние века в И., как и в других регионах Ближ. Востока, экологический кризис был вызван деградацией растительного покрова на склонах Заиорданского плато и эрозией плодородной почвы.

Сведений по истории И. в аббасидский период сохранилось немного. Араб. географы X в. описывали земледельческие поселения на плодородных плато, но те же источники сообщали о многократном проникновении бедуинов в регион и упадке экономики. Сохранялось значительное христ. население, в частности в сел. Вади-Муса близ Петры, где существовал правосл. мон-рь. По территории И. проходили важнейшие караванные пути и дорога хаджа из Сирии в Аравию. Егип. караваны паломников встречались с сирийскими в Айле, к-рая оставалась важным адм. и торговым центром. Археологи обнаружили в городе следы строительных работ IX-XI вв.

В 969 г. регион перешел под номинальный контроль Фатимидов. Вплоть до 1029 г. власть над Палестиной и Заиорданьем оспаривали у Фатимидов араб. племена бану тайй во главе с династией Джаррахидов. В 981/2, 996, 1008, 1011-1014, 1024 гг. Джаррахиды поднимали восстания, наносили поражение фатимидским войскам, захватывали Айлу и прерывали движение хаджа. Фатимиды часто предпринимали ответные походы, в области к югу от Мёртвого м., бывшие оплотом мятежных бедуинов.

В 1071 г. Палестина перешла под власть Сельджуков. В нач. XII в. Заиорданье считалось сферой влияния тюркской династии Буридов, правившей в Дамаске, однако тюрки не держали постоянных военных гарнизонов в этом регионе. Начиная с 1100 г. крестоносцы, овладевшие Иерусалимом, беспрепятственно совершали набеги на Заиорданье. Территории к востоку от Иордана оказались зоной, разделявшей владения крестоносцев и правителей Дамаска. Периодически иерусалимские короли брали дань с заиорданских земель, организовывали переселение местных христиан в Иерусалим. До нач. 70-х гг. XII в. армии крестоносцев пересекали Заиорданье в ходе военных экспедиций в Юж. Сирию.

какое вероисповедание в иордании

В ответ на угрозу крестоносцев мусульмане возводили в регионе свои фортификации. В кон. XII в. при айюбидском султане Салах-ад-Дине были построены крепости в Хауране и замок Аджлун, контролировавший Сев. Заиорданье. В 1170 г. егип. флот захватил Айлу. В 70-80-х гг. XII в. мусульм. армии неоднократно осаждали Крак. В этот период сеньорией Крака и Монреаля владел Рено де Шатильон. Он спровоцировал набегами своих воинов столкновение мусульман и воинов Иерусалимского королевства, закончившееся гибелью крестоносной армии под Хаттином (1187). Вслед за этим Салах ад-Дин завоевал все владения крестоносцев в Заиорданье: после долгой осады пали замки Крак (нояб. 1188) и Монреаль (кон. весны 1189).

После битвы при Хаттине военно-политическая активность мусульман и крестоносцев сместилась к палестинскому побережью, Заиорданье оказалось в тылу мусульманских земель и с тех пор редко упоминалось в источниках. Сначала эта территория управлялась султанами Дамаска, а с 1229 г. Эль-Карак стал полунезависимым княжеством одной из ветвей Айюбидской династии. В 1263 г. мамлюкский султан Бейбарс отвоевал Эль-Карак у Айюбидов.

При мамлюках в И. продолжалась экспансия кочевых племен и сокращение городского и земледельческого населения. Географическое описание 1300 г. свидетельствует, что Амман превратился в необитаемые развалины. В несколько лучшем положении находились города юж. И.- Эль-Карак и Эш-Шаубак. Эль-Карак был одной из провинциальных столиц мамлюкского султаната и временами играл видную роль в политической истории. В юности султан ан-Насир Мухаммад неск. раз был отстранен от власти мамлюкскими лидерами, в 1297-1299 гг. и в 1309 г. находился в ссылке в Эль-Караке. Опираясь на поддержку местных бедуинских вождей, султан сумел в 1310 г. вернуться к власти и впосл. демонстрировал уважение традиций бедуинов. Старшие сыновья ан-Насира Мухаммада получили воспитание в араб. племенах под Эль-Караком. Один из них, ан-Насир Ахмад, ставший султаном в 1342 г., попытался перенести в Эль-Карак столицу гос-ва. Он переселился туда, взяв с собой двор и казну, однако вскоре был низложен оставшимися в Каире мамлюкскими эмирами. После 8 предпринятых ими военных экспедиций Эль-Карак был взят, а Ахмад казнен в 1344 г.

В кон. XV в. султанат мамлюков переживал тяжелый экономический кризис. Араб. племена разоряли города, земледельческие области, грабили караваны хаджа. Под давлением бедуинов христиане в течение XVI в. почти полностью покинули Эш-Шаубак. Оседлое население исчезло из долины Иордана. Власть над Заиорданьем полностью перешла к араб. племенным вождям.

какое вероисповедание в иордании

Путешественники нач. XIX в. сообщают о победе кочевников. Остатки земледельческого населения, в т. ч. беглецы из соседних районов, сконцентрировались в самой сев. части Заиорданья, между реками Ярмук и Зарка, но и этот ареал продолжал сокращаться. К югу от этой зоны оседлое население удерживало только г. Эс-Салт, между ним и Эль-Караком не осталось ни одной обитаемой деревни.

В кон. XIX в. османское правительство стало принимать меры по восстановлению контроля над Заиорданьем. В регионе размещались воинские гарнизоны, строились телеграфные линии и шоссейные дороги, в 1900-1908 гг. была проложена Хиджазская железная дорога. Cо 2-й пол. XIX в. среди христиан Заиорданья активно действовали католич. и протестант. миссионерские орг-ции. Важную роль в колонизации Заиорданья сыграли переселенцы с Сев. Кавказа (т. н. черкесы). С 70-х гг. XIX в. ими были освоены значительные площади земель, заселен ряд покинутых городов, напр. Амман. Османское правительство использовало черкесов для противостояния бедуинам, охраны Хиджазской дороги и др. военно-полицейских функций. Отношения переселенцев с местным населением, особенно номадами, были враждебными.

Современный период

В ходе первой мировой войны Великобритания втянула в борьбу с Османской империей представителей араб. национального движения. Правитель Хиджаза шериф Хусейн из династии Хашимитов заключил соглашение с Великобританией о военном союзе. За участие в войне с Турцией ему было обещано создание независимого араб. гос-ва под главенством Хашимитов на всей территории араб. провинций Османской империи. В июне 1916 г. Хашимиты подняли восстание в Хиджазе. Армия повстанцев во главе с одним из сыновей Хусейна, эмиром Фейсалом, перенесла военные действия на территорию нынешней И. и в июле 1917 г. захватила Акабу, что способствовало продвижению англичан в Палестине. Армия Фейсала наступала на север параллельно с брит. армией, летом 1918 г. они заняли Маан, а 30 сент. 1918 г. вступили в Дамаск. В Дамаске было образовано араб. правительство во главе с Фейсалом.

В июле 1920 г. французы вторглись в Сирию и свергли Фейсала. Его старший брат эмир Абдалла (1882-1951) прибыл в Заиорданье из Хиджаза и стал собирать силы для борьбы с французами. Министр Великобритании по делам колоний У. Черчилль убедил Абдаллу в бесперспективности войны и предложил сделать его правителем заиорданских территорий, получивших название эмират Трансиордания. 25 мая 1923 г. эмират был официально признан англичанами как государство, которое находилось под английским мандатным управлением и должно было в будущем получить полную независимость. Выделение Трансиордании из состава подмандатной Палестины означало сокращение территории «еврейского национального очага», что привело к продолжительным конфликтам сионистского руководства с Великобританией.

Территория, ставшая новым государством, представляла собой неплодородную и малонаселенную землю с искусственно определенными границами. Акаба и Маан, на которые претендовал также Хиджаз, были включены в состав Трансиордании в 1925 г. Лишь 5% территории страны обрабатывалось. Население составляло 300 тыс. чел. (в т. ч. 25 тыс. христиан и 20 тыс. черкесов). Ок. половины жителей были кочевниками и полукочевниками. Иорданская государственность не имела за собой исторической традиции; режим Абдаллы существовал в значительной степени за счет брит. финансовой поддержки. Все это давало повод панарабским националистам называть И. самым искусственным из араб. гос. образований Новейшего времени.

В 20-30-х гг. XX в. в Трансиордании в ведении небольшого числа брит. советников во главе с резидентом находились внешние сношения, финансы и армия. Не имея на начальном этапе поддержки местных политических элит, эмир Абдалла опирался на бедуинские племена и черкесскую общину, составившие основу силовых структур. Одной из важнейших опор власти эмира стал Арабский легион, создававшийся при поддержке англичан, в частности ген.-лейтенанта Дж. Б. Глабба, возглавлявшего легион в 1939-1956 гг. В годы второй мировой войны части легиона участвовали в военных действиях на стороне англичан в Ираке, Сирии и Ливане.

25 мая 1946 г. была провозглашена формальная независимость эмирата, и он был переименован в Трансиорданское Хашимитское королевство. Фактически страна оставалась под контролем Великобритании, в Трансиордании сохранялись английские военные базы. В эти годы крайне обострились арабо-еврейские противоречия в Палестине. В отличие от остальных араб. лидеров, отвергавших идею раздела Палестины, Абдалла вел тайные переговоры с сионистским руководством и соглашался на создание на части территории страны евр. гос-ва, с тем чтобы араб. часть Палестины отошла к Трансиордании. После провозглашения 14 мая 1948 г. гос-ва Израиль сопредельные араб. страны, в т. ч. Трансиордания, ввели войска в Палестину. Араб. легион Абдаллы был самым эффективным и крупным из араб. военных подразделений (8-12 тыс. чел); в ходе войны он овладел Вост. Иерусалимом и зап. берегом р. Иордан и воздержался от дальнейших военных действий, что позволило израильтянам нанести поражение др. араб. армиям.

Еще в дек. 1948 г. созванный в Иерихоне съезд нотаблей Западного берега провозгласил эмира Абдаллу «королем всей Палестины»; в апр. 1949 г. название страны было изменено на Иорданское Хашимитское Королевство. 24 апр. 1950 г. И. аннексировала оккупированные территории, что было признано только Великобританией.

Несмотря на территориальные приобретения, война создала для И. огромные проблемы: если в 1946 г. в стране насчитывалось менее полумиллиона человек, то теперь ее население увеличилось до 1,2 млн, причем более половины жителей Палестины составили беженцы с занятых Израилем территорий, оказавшиеся во временных лагерях. В среде палестинцев действовало множество партий националистической и левой ориентации, выступавших против королевского режима. Позиция И. шла вразрез с общеарабской, Лига арабских государств (ЛАГ) осудила аннексию И. Западного берега и предоставление палестинцам иорданского гражданства, что расценивалось как препятствие на пути создания независимой Палестины. 20 июля 1951 г. кор. Абдалла был застрелен молодым палестинцем в мечети Аль-Акса в Иерусалиме.

Королем стал сын Абдаллы Талал, однако в авг. 1952 г. он был отстранен от власти из-за психического расстройства, и управление страной перешло к его сыну Хусейну (1953-1999) (до мая 1953 (совершеннолетия Хусейна) страной управлял регентский совет).

Хусейн возглавил страну, интересы жителей которой были во многом противоположны. Если прежняя трансиорданская элита была настроена на мирное сосуществование с соседями и продолжение сотрудничества с бывш. метрополией, то среди палестинцев преобладали идеи о необходимости скорейшего создания собственного гос-ва. Под давлением массовых выступлений за демократизацию режима и освобождение от британской зависимости в марте 1956 г. был отправлен в отставку командир Арабского легиона Дж. Б. Глабб-паша, которого воспринимали как символ брит. империализма. В результате выборов в окт. 1956 г. было сформировано левое правительство Сулеймана ан-Набулси, к-рое добилось окончательного вывода военных сил англичан из И. В апр. 1957 г. Хусейн сверг правительство и запретил политические партии, считая, что усиление влияния СССР приведет к окончательному поглощению И. сильными соседями. Ответом на объединение Египта и Сирии (ОАР) в февр. 1958 г. стало образование федерации консервативных монархий И. и Ирака, где королем был двоюродный брат Хусейна Фейсал II; в июле в Ираке произошла революция, во время к-рой вся королевская семья была уничтожена. Однако Хусейну удалось заручиться экономической и военной помощью США и Великобритании. Экономическая ситуация в нач. 60-х гг. ХХ в. заметно улучшилась. В последующие годы И. укрепила отношения с противниками социалистически ориентированного насеровского Египта Ираком и Саудовской Аравией. В 1965 г. И. в порядке обмена территорией с Саудовской Аравией получила более чем 20 км побережья Красного м. к югу от Акабы.

Образование в 1964 г. Организации освобождения Палестины (ООП) ставило под вопрос легитимность аннексии И. Западного берега р. Иордан. Отношения Хусейна с палестинским руководством, ориентировавшимся на Президента Египта Г. А. Насера, становились все более враждебными. Тем не менее в мае 1967 г., накануне новой арабо-израильской войны, Хусейн примирился с Насером и вошел в состав антиизраильской коалиции, чтобы избежать восстания собственного населения и изоляции в арабском мире. 6-дневная война 5-10 июня 1967 г. закончилась разгромом союзников; И. потеряла все земли к западу от Иордана, получив четверть миллиона новых беженцев. В послевоенные годы военизированные палестинские формирования вели вооруженную борьбу с Израилем с иорданской территории. В стране сложилось двоевластие, отношения между королем и леворадикальными палестинскими орг-циями стремительно ухудшались. 16 сент. 1970 г. король ввел чрезвычайное положение и бросил армию против палестинских вооруженных формирований. В результате гражданской войны (получившей название «Черный сентябрь») неск. тысяч палестинцев были уничтожены, и Хусейну удалось взять ситуацию под контроль. К июню 1971 г. иорданская армия вытеснила из страны последние палестинские отряды. События «Черного сентября» привели к продолжавшейся неск. лет изоляции И. в араб. мире. Палестинцы организовали ряд терактов против иорданских офиц. лиц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *