какое историческое событие 1185 года легло в основу сюжета слова о полку игореве
Какое историческое событие 1185 года легло в основу сюжета слова о полку игореве
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Слова о полку Игореве»
«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд. Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав. Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»
В чём суть призыва автора ко всем князьям?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Слова о полку Игореве»
«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд. Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав. Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»
Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие?
1. В основу «Слова…» лёг поход новгород-северского князя Игоря на половцев
2. Это событие произошло около 1185 г. или в XII в.
(Можно назвать или год или век.)
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Слова о полку Игореве»
«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд. Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав. Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»
Что послужило автору «Слова…»и поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чём он упрекает князей Игоря и Всеволода?
1. Может быть указано, что поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли автору послужило:
— усобицы между князьями ставшие причиной поражения Руси в борьбе со Степью («погаными»)
2. Автор упрекает князей Игоря и Всеволода в том, что они:
— стремились провести поход только силами своей земли, не согласовали свои действия с другими князьями.
Историческая основа
Большинство учёных уверены, что события в «Слове о полку Игореве» имеют четкую историческую основу, а произведение основано на реальных событиях. Относится оно к рубежу XII—XIII вв. еков, когда на Руси феодальная раздробленность достигла своего пика. В этом произведении повествуется о походе на половцев князя Игоря Святославовича, который был разбит неприятелем в степи, после чего многие дружинники попали в плен, а часть войска была вовсе уничтожена.
Об этой неудачной военной кампании имеются сведения в хрониках того времени, в том числе в Лаврентьевской и Ипатьевской летописи. В это время на Руси было множество отдельных княжеств, которые не только не помогали друг другу с неприятелем, но и вели братоубийственные войны, о которых также упоминается в книге.
Историческая основа произведения:
Историкам доподлинно известно, что еще до события, описанного в «Слове», на половцев ходил князь Святослав, полностью разбивший врага. Однако буквально через несколько лет этот кочевой народ вновь собрал большую силу, нападая на купцов и южные поселения.
Многочисленные раздоры между князьями создали благодатную среду для постоянных набегов половцев, которые пользовались такой ослабленностью Руси. Только Игорь Святославович смог собрать большую дружину, которая была способна противостоять мобильным отрядам кочевников. Он вместе со своими воеводами отправился на бой, ему предстояло выдержать длительный поход по Днепру, а в последующем — по выжженной солнцем степи.
Лето в тот год выдалось особенно жарким, поэтому ратники страдали от жажды. Часть из них заболела, а пользуясь ослабленностью дружины, половцы напали на них, практически полностью разбив армию. Князь и его приближённые попали в плен, спастись из которого смогли лишь через несколько лет. Это поражение стало одним из самых болезненных для Киевской Руси, после чего на почти десяток лет пришлось позабыть о торговле с восточными городами и странами.
Побег князя из плена
В рукописи говорится, что бог не отвернулся от русского князя, и через несколько лет ему удалось всё же бежать из плена. Несколько месяцев Игорь скитался по степи, а в последующем шёл от селения к селению, пробираясь в родной Киев. Впрочем, историки часто отмечают, что о побеге князя от половцев нет никаких документально подтвержденных сведений. С большой долей вероятности киевского князя просто выкупили или же его отпустили в качестве жеста доброй воли. А в этом произведении просто приукрасили это событие, рассказывая о полном опасностей побеге из плена.
Известно, что сын Игоря Владимир, который взошел на царство в Киеве, сначала пытался освободить отца, а потом согласился на династический брак, взяв в жёны дочь половецкого хана Кончака. Это и позволило Игорю, вместе с его родным братом Всеволодом, вернуться на родину. В последующем князья продолжили борьбу против кочевников, а в конечном счете киевляне полностью победили степной народ, который более уже не беспокоил своими набегами многочисленные южные селения.
География произведения
В этом произведении красота земли русской противопоставляется половецкой степи, которая располагается в нижнем течении Днепра. Литераторы не только изучили, какое историческое событие легло в основу «Слова о полку Игореве», но и проанализировали географию этого произведения. В нем упомянуты земли ятвягов и Литвы. Говорится о таких городах, как Чернигов, Сураж, Полоцк, Переславль, Корсунь, Киев и Тмутаракань.
В этом произведении упоминаются такие страны и земли как:
При этом отсутствует конкретное описание места, где состоялось главное сражение. Это дает повод современным историкам усомниться в оригинальности этого произведения. Так как во всех других летописях того времени имеются максимально подробные описания мест, где прошла основная битва.
Источники текста
Известно, что рукопись произведения сохранилась лишь в одном переписанном варианте, входившем в древнерусские летописи и принадлежавшем графу Мусину-Пушкину. При этом неизвестна история появления этой копии. Ученые спорят: приобрёл ли собственник текст у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря или этот вариант был получен из Кирилло-Белозерской библиотеки. В последующем такая единственная оригинальная средневековая копия, которая хранилась в графском дворце, сгорела в пожаре в Москве в 1812 года. Последнее и дало повод усомниться в подлинности произведения.
В Гамбурге в местном журнале в 1797 году напечатан переписанный с мусинской версии вариант, на основании которого в последующем были сделаны все копии, в том числе и переведенные на русский язык.
Многие историки литературы спорят: является ли такое произведение подлинным и действительно ли оно написано на стыке XII или XIII века или же полностью выдумано иноками Спасо-Преображенского монастыря, которые в его основу положили известную историю княжеского похода.
Особенности утраченной рукописи
Учёные отмечают, что каких-либо средневековых копий и рукописных вариантов не осталось, что удивительно для такого эпоса, который описывает целый пласт русской истории. Сразу после потери единственной рукописи стали появляться сообщения от очевидцев, которые уверяли об особенностях этого произведения. При этом удивление вызвал тот факт, что не было сделано подробных копий с этого варианта. Сегодня историки сходятся во мнении, что мусинская рукопись относится к XVI веку, так как в её орфографии было заметно второе южнославянское влияние.
По всей видимости, многочисленные мелкие исправления и литературные обороты, которые не характерны для эпохи феодальной раздробленности Руси, были внесены уже при многочисленных копиях с оригинала или ранних источников. Именно по причине отсутствия оригинального варианта многие литераторы дают комментарии и утверждают, что рассматривать текущую версию как эпос XII—XIII вв. еков не приходится. По факту, большая часть этого произведения была переписана, а язык реального автора был практически полностью утерян.
Сегодня эта поэма, рассказывающая о событиях в 1185 года, кратко включается в школьную программу. Ученикам придётся подготовить сочинения и доклады, различные конспекты и рефераты, в которых рассматривается как сюжет, так и историческая основа повести. В старших классах делают читательские дневники, а также пишут краткие работы по темам этого эпоса, посвящённые созданию произведения и затрагиваемым в нём вопросам.
Какое историческое событие 1185 года легло в основу сюжета слова о полку игореве
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Слова о полку Игореве»
«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд. Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав. Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»
Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Слова о полку Игореве»
«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд. Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав. Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»
Что послужило автору «Слова…»и поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чём он упрекает князей Игоря и Всеволода?
1. Может быть указано, что поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли автору послужило:
— усобицы между князьями ставшие причиной поражения Руси в борьбе со Степью («погаными»)
2. Автор упрекает князей Игоря и Всеволода в том, что они:
— стремились провести поход только силами своей земли, не согласовали свои действия с другими князьями.
Какое историческое событие 1185 года легло в основу сюжета слова о полку игореве
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Слова о полку Игореве»
«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд. Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав. Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»
Что послужило автору «Слова…»и поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чём он упрекает князей Игоря и Всеволода?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Слова о полку Игореве»
«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд. Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав. Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»
Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие?
1. В основу «Слова…» лёг поход новгород-северского князя Игоря на половцев
2. Это событие произошло около 1185 г. или в XII в.
Историческая основа сюжета «Слова о Полку Игореве»
Слово о полку Игореве — древнерусское литературное произведение в жанре поэмы, эпоса. В нём описан поход русских князей супротив половцев, который закончился поражением русских войск. Походом командовал князь новгород-северский Игорь Святославович. «Слово» написано примерно в 1185 году, или чуть позже — вскоре после похода. Автор неизвестен. Битва состоялась в 1185 близ современного посёлка Матвеев Курган, недалеко от Таганрога.
Исторической основой произведения является военный поход, совершённый северскими князьями против половецких племён под командованием ханов Гзака и Кончака. Поход был проведён с целью возврата Тмутараканского княжества. Вместе с Игорем Святославовичем были его брат Всеволод Святославович — Курский и Трубчевский князь, и племянник Святослав Ольгович — князь Рыльский. Также принимал участие князь Владимир Игоревич. Князей сопровождали ковуи (кочевники с левого берега Днепра), воевода Ольстин Олексич.
Впервые противоборствующие стороны встретились утром в пятницу на берегу реки Сюурлий. Бой прошёл удачно для русских, была захвачена добыча, половцы обратились в бегство. Бегущих преследовали. Утром в субботу половцы превосходящим числом окружили русских. Бой продолжался сутки, Игорь был ранен. Утром воскресенья войска вышли к озеру, и стали его обходить. В «Слове» говорится о том, чего нет в летописи — о том, что в это время Игорь Святославич повернул полк в другую сторону, чтобы помочь бойцам князя Всеволода. Войско ковуев побежало, пытаясь выйти из кольца. Князь Игорь двинулся поперёк отступавших чтобы возвратить их, но не вышло. Вместе с другими князьями его пленили. Много воинов было убито. В «Слове» битва описана обобщённо. Там сказано, что войско пало на третий день, к полудню.
Половцы напали на Русь по направлению к Переяслявлю и Посемье. Переяславль был осаждён. Святослав Всеволодович вместе с Рюриком собрались было его освобождать, но половцы не стали ждать пока на них нападут. Они отступили, уничтожив город Римов. Игорю удалось вырваться из плена, его сын возвратился позднее, после женитьбы на дочери хана Кончака. Святослав Ольгович предположительно умер в плену или вернулся на Русь и стал Курским князем.
«Слово о полку Игореве» имеет несколько расхождений с летописными записями. Например, большинство летописцев считало поход Игоря ненужным, особенно после того как до этого половцев блестяще разгромил Святослав. Автор «Слова» вообще не касается подготовки похода, а начинает повествование с начала похода. Исследователи считают, что это было сделано нарочно, для создания у читателя чувства интриги и динамизма. Неизвестно было, сколько лет Игорю — последние исследования показали, что ему было примерно 34 года. Также есть мнения, что на самом деле инициатором военного выступления был не Игорь, а Всеволод Святославич.
Каким событиям посвящено произведение?
«Слово о полку Игореве» написано в конце ХII века. Основой для его создания послужило историческое событие – поход в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев.
В период с ХI по ХII век Русь страдала от феодальной раздробленности. Внутри государства сложилась непростая ситуация: с одной стороны — вражда мелких княжеств между собой, с другой — угроза от кочевых племен — половцев, которые, совершая набеги, представляли собой мощную силу. Поэтому необходимо было прекратить междоусобицы и объединиться в борьбе против половцев.
За год до этого события киевский князь Святослав разгромил большую орду половцев и взял в плен хана Кончака с сыновьями. Князь Игорь не принимал участие в том походе. Весной 1185 года, надеясь на удачу, Игорь отправляется в половецкие степи вместе с сыном, братом и племянником, не известив об этом Святослава и других князей. Они выступают объединенным войском 23 апреля. Игоря не остановило даже солнечное затмение, которое настигло их войско у реки Донец.
Первое сражение с половцами закончилось победой русских воинов, но во второй битве дружина Игоря была разгромлена превосходящими силами противника. Все князья попали в плен – впервые за долгие годы, много дружинников погибло. Русские потерпели жестокое поражение. Поход князя Игоря закончился бесславно. Победа над войском Игоря открыла половцам дорогу к Русской земле. Они захватили ряд населенных пунктов, убивали, грабили. Совместными усилиями русские князья отбросили половцев обратно в степь. Игорь бежал из плена и, объединившись с другими князьями, продолжил борьбу с кочевниками.
Таковы исторические события, описанные в древнерусских летописях – Лаврентьевской и Ипатьевской, из которых мы узнаем, как по-разному отнеслись современники к тем давним событиям. В Лаврентьевской летописи поступок Игоря осуждается, сам он изображен как недальновидный полководец, не думающий о последствиях своего похода. А Ипатьевская летопись, наоборот, проявляет сочувствие к Игорю, так как он доблестно и отважно сражался и раскаялся, осознав, что поставил под угрозу благополучие Русской земли.
Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и его судьба.
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.
Историческая основа:
В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.
В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.
Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми
1170 год — съезд южнорусских князей.
1184 год — коалиция разбивает половцев.
Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.
Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей — Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».
Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:
1. Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».
2. Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.
Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.
Написано было между 1185 и 1187 годами
Понятие «свой» – «чужой» в системе нравственно-эстетических ценностей «Слова о полку Игореве». Поэтический язык этого произведения.
«Слово о полку Игореве» отличается большим количеством различных образов.
«Слово о полку Игореве» — произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи — идеи единства Руси.
1) Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. К Русской земле обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — ; он очерчен автором широко и свободно.
В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры.
Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развёртывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.
Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу.
Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится её образ.
Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и её историю.
Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть всю Русь целиком.
2) Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, но осуждает их эгоистичную, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.
В русских князьях автор «Слова» в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные. Автор подчёркивает подвиги русских князей.
3) Совсем особую группу составляют женские образы. Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом.
4) Особняком в «Слове» стоит образ певца-поэта Бояна. С воспоминания о Бояне он начинает своё выступление, его он рисует великим поэтом прошлого. Боян — «вещий».
В идейном замысле образ Бояна имеет существенное значение.
Слово о полку Игореве». Образы Бояна и Автора. Проблемы жанра, композиции и стиля этого произведения.
Так как в «Слове» преобладающую роль играет эмоционально-лирическое начало, в его композиции мало изображающих внешний мир картин и очень много места занимает изображение и выражение душевных движений.
Композиция «Слова» очень ритмична и логична, чётко выстроена.
«Слово» состоит из вступления, трёх основных частей и заключения.
Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу русским князьям. Автор размышляет, как начать повествование: правдиво или с полётом фантазии. Метод Бояна (фантазийный) ему не подходит.
1174 год — I поход Игоря.
1183 год — II поход Игоря.
I часть.
Завязка — выступление русских войск. В «Слове» в отличие от исторической летописи, инициатива похода принадлежит не Игорю, а Всеволоду.
II часть.
Центральная часть. Кульминация — поражение войска. Символ Руси — Киев, поэтому сюда и перенесены все действия. Сон Святослава (предвидит гибель Игоря). Чувство скорби Святослав выражает в «золотом слове», которое перерастает в публицистический призыв автора к князьям русским.
Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.
III часть.
Плач Ярославны — олицетворённая природа, обращение к ветру, Днепру и солнцу. Этот плач — важное звено для развития сюжета; плач предваряет разлуку — бегство Игоря из плена. Затем — бегство Игоря со сказочными превращениями.
III часть самая эмоционально-поэтическая. В конце — слава князьям за мужество и храбрость.
Итак, автор берёт из истории лишь некоторые факты, которые позволяют ему ярче выразить главную идею. И именно гражданский патриотизм является основой композиции.
14. Переводная литература домонгольской Руси.
Преобладала церковная переводная литература над светской для упрочения новой веры, христианской морали. Но древнерусские книжники перевели ряд воинских, исторических, дидактических повестей с греческого. Чтобы приблизить перевод к русской реальности, для приближения к реальному времени переводчики искажали произведение. Для этих произведений характерен историзм, нравоучения, дидактизм.
Воинская повесть: «Александрия» — повесть о подвигах и жизни прославленного полководца(создана сразу после смерти Македонского – 323 до н.э.). В 11-12вв. с греческого была переведена на русский. От предыстории рождения Александра. Походы. Путешествия по землям (мирный поход в страну «рахманов») (жанр ходжения), исполненным чудес (великаны, «человекоядцы» и др.). Постоянно подчеркивается превосходство эллинов над варварами.
Христианские мотивы: Александр признает в Иерусалиме признает единого бога. В Лусовом пристанище он пытается попасть на небеса, но услышав глас предупреждения отказывается от этой затеи.
Дидактическая повесть (пропагандировали новую христианскую мораль ): «Повесть о Варлааме и Иосафе».
Иосаф – сын индийского царя Авенира, который не хочет, чтобы его отпрыск стал христианином. Юноша встречает старца Варлаама, который рассказывает нравоучительные притчи, а после крестит Иосафа. Отец пытается повернуть сына опять к язычеству, но попытки тщетны. Его сын уходит в пустыню, в странствии найдя Варлааама, живет с ним в пещере. Нетленные их тела переносят в индийскую столицу.
Провозглашается победа христианства над язычеством.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот…
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Вариант 3
Игорь Святославич – удельный князь Новгород-Северский, был внуком печально знаменитого Олега Святославича, начавшего «Тмутороканскую смуту и усобицы», и сыном удельного князя Черниговского. Бабушка его была половчанкой, а мать – новгородкой не знатного рода. Для Ольговичей характерна дружба с половцами – с их помощью Олег занял Черниговский престол в 1094 году. Далее Чернигов поочередно принадлежал То Владимиру Мономаху, то отцу Игоря, пока в 1157 году последний окончательно не утвердился на престоле. После смерти Святослава его детей – Олега, Игоря и Всеволода от Чернигова оттеснил их двоюродный брат Святослав Всеволодович, выделив взамен бедные Новгород-Северские земли. Братья были унижены и ущемлены в правах, и в 1166 развязали усобицу. Помирил противников киевский князь Ростислав. После его смерти, в 1167 году, борьба вновь началась – но уже за киевский престол. В конце концов киевское княжение принял Святослав, искусно поддерживающий равновесие между боярами и оседлыми половцами с одной стороны и вольной Степью – с другой.
Наконец, решив развернуть политику противостояния Степи, Святослав организует военный поход на половцев. Игорь от участия отказался, поскольку усиление власти двоюродного брата было ему невыгодно. Однако поход был успешным, и тогда Игорь вместе с братом и племянником сами вторгаются в Степь и грабят половецкие кочевья. Когда половцы предприняли ответный поход на Киев, и Святослав попросил у Игоря помощи, тот отказался. Как, впрочем, отказался и от предложения старого союзника, Кончака, присоединиться к нападению. Итак, Святослав вновь разгромил половцев. И, чтобы закрепить успех чтобы прекратить половецкое вмешательство во внутренние дела Руси, решил предпринять новый грандиозный поход, объединив войска всех русских князей. И тут Игорем овладела безумная идея – самому добить половцев и захватив себе всю славу. Результаты были бы для Игоря впечатляющими: независимое положение Северских земель; возможность захватить утерянный ранее город Тмуторокань (выход к морю и военную базу); политическое преимущество в борьбе за киевский престол. Поражение половцев в 1184году, казалось, предвещало Игорю легкую победу.
Итак, 21 апреля 1185 года Игорь Святославич со своим войском выступил в поход. Встреча с братом Всеволодом и его дружиной, а также ополчением из опытных воинов – курян состоялась 5 мая. А через несколько дней, 7-8 мая, половцам стало известно о передвижении русских дружин. Игорь узнал об этом, допросив захваченного пленника, но наступления не отменил. Половцы нарочито отступали, Игорь бросился догонять… А навстречу уже двигались от Приднестровья орды под предводительством Кончака. И 12 мая 1185 года не реке Каяле состоялась роковая битва. Случилось непредвиденное – половцам удалось собрать силы, противостоять которым Игорь не мог. Несмотря на его личную храбрость и мужество русских воинов, битва была проиграна. Последствия этой авантюры были ужасны – ответное нашествие половцев и разорение множества городов и сел.