какое вероисповедание у калмыков
Калмыков религиозные верования
Полезное
Смотреть что такое «Калмыков религиозные верования» в других словарях:
Филимонов, Эдуард Геннадьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Филимонов. Эдуард Геннадьевич Филимонов Дата рождения: 18 июня 1934(1934 06 18) Место рождения: Балхаш, Казахская ССР, СССР Дата смерти … Википедия
Духоборы — Ветви христианства Католицизм Католическая церковь Римско католическая церковь Восточнокатолические церкви Старокатолики Православие&# … Википедия
Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия
Олёты — Историческая группа племён Современная субэтническая группа Олёты самоназв. олёт Другие названия олеты, ойлоты, огулеты, элеты, элюты, угелеты, огеледы, цгеледы Этноиерархия Раса … Википедия
БУДДИЗМ — вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… … Православная энциклопедия
Побирохин, Илларион — Илларион (Ларион) Побирохин (17?? 1791) один из видных деятелей и идеолог духоборского верования. Родился в селе Горелое Тамбовской губернии. Некоторыми исследователями высказывается мысль, что Побирохин был беглым поляком по имени Семен,… … Википедия
Калмыкия религия
Возродившиеся из легенд, мифов обычаи ойратов (предков калмыков), составили основу древнего религиозного направления. Жители республики Калмыкия являются единственными буддистами стран Европы. История буддизма в стране имеет интересную, сложную судьбу. Она тесно связана с жизнью Тибета, сыгравшей центральную роль её становления.
Вероисповедование буддистов Тибета стало главной религией ойратов в XVI столетии (период власти Алтан-хана). Древние племена, покинувшие Джунгарию, поселившиеся в степях на просторах между Волгой, Доном, принесли с собой элементы буддизма, строго соблюдавшиеся повседневной жизнью калмыков. Их сохранение, развитие главенствующее значение имела связь с иерархами буддистов Тибета. Появились первые монастыри (хурупы). Названия им выбирал Далай-лама (он три раза приезжал на новое место жительство калмыков). Все хурупы были уничтожены к 1940 году, а в судьбе народа было много тяжёлых испытаний. Учёные выделяют два исторических этапа развития буддизма Калмыкии: периоды XIII-XIV столетий, время с конца XVI до начала XVII века. Молодые поколения многие годы росли без духовного наследия своих национальных особенностей, традиций. Восстановление, возрождение буддизма на просторах республики имели много сложностей. В 1988 году население Элисты зарегистрировало первую общину буддистов, как организацию для создания необходимого решения духовного кризиса, выхода из состояния религиозного невежества (появившегося в результате действий России) по законам предков.
Особенности господствующей буддистской религии Калмыкии имеют отличительные черты:
1.Соблюдения специфической календарной обрядности. Начало нового года отсчитывается от зимнего Нового года, отмечаемого в период солнцестояния. В других странах с буддистской религией отсчёт начинают от первого лунного месяца весной. Это Монголия, Бурятия, Япония, Тибет, Китай.
2.Почитание древнего религиозного персонажа Белого старца, могущественного покровителя курганов, обычаев, действующих в раннем периоде веры (процедура жертвоприношения). Сейчас роль жертвы выполняют овцы. Или древнего языческого ритуала уничтожения «чёрного языка».
На этапе восстановления вместо лам (их не было) ритуальные действия совершали медлгчи (знатоки религии, не имеющие подтверждённого сана). В Элисте активно работала основная община женщин-мирянок (мацгта эмгчуд), соблюдающих посты, три раза в году проводивших обряды в домах простых верующих. Власти республики играли важную роль в официальном возрождении буддизма в Калмыкии (особенно после избрания Илюмжинова президентом с 1993 года). Строительство храмов, монастырей, 21 хурула во всех регионах Калмыкии происходило с его поддержкой. Вместе с ними на карте столицы появлялись новые здания, школы буддийского образования во всех общинах страны.
Кроме, буддийских организаций, (их 44 единицы) в республике Калмыкии правомочно действуют другие вероисповедования (5 православных, 10 исламских, 9 евангельских христиан, 3 организации римско-католической церкви, адвентисты седьмого дня, Армия Спасения официальной конфессии). Законы республики дают возможность гражданам Калмыкии свободно выбратьм основное вероисповедание. История православия страны берёт свое начало с XVII столетия. Первыми верующими были переселенцы Украины, России. Калмыки добровольно принимали тип вероисповедования (христианство, мусульманскую веру). Православные церкви официально возводились в XIX столетии (их было около 40 единиц). Атеистическая борьба Советской власти безжалостно их разрушила. Учреждение Элистинской и Калмыцкой епархии в 1995 году открыло новый этап истории православия страны. Через два года Патриарх Московский и всея Руси освятил Главный Элистинский Собор в честь Казанской Богоматери. Рядом с ним установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому.
Расцвет религиозных течений Калмыкии, начавшийся в XX столетии, привёл к появлению новых храмов, высших конфессиональных школ, укреплению связей с идеологическим направлением школ Тибета. Сейчас в республике исповедуют два основных вида религиозного движения, определяющих сознание населения:
1.Религиозное движение, возрождающее национальные традиции буддизма (он преобладает в республике). Представителем движения является община «Возрождение», функционирующая под руководством Музаевой. В перечень её основных задач (решаемых из года в год) входит воссоздание до буддистских верований калмыков (тенгрианство).
2.Религиозное движение, развивающее буддизм по образу религии в странах Запада (их можно увидеть на карте) через создание дхарма центров, общин мирян, изучающих наследие будды, освоивших законы медитации. Новые дхарма центры Элисты объединили буддистов с современной молодёжью. Появился интерес к разным школам тибетской религии. Образовалось много общин: Нигма, Кагью, Карма Кагью, что видно на карте республики.
Возрождение основного типа вероисповедования Калмыкии связано не только с появлением новых монастырей, хуралов, но и воспитанием высокообразованных священнослужителей. 15 юношей, получивших высшее духовное образование, (ламы) первыми начали деятельность среди верующих в хурулах. Повышение интереса к философии буддистов привёло к созданию международного института Кармапы в Элисте. Он открыт силами государства, которое много лет оказывает финансовую поддержку молодёжи, обучающейся в институте.
Православная епархия Калмыкии также поддерживает священнослужителей своей веры. Молодёжь обучается в духовных заведениях Москвы, Белгорода. Таким образом, создаются правильные условия для развития религиозных мировоззрений общин. Сейчас в Калмыкии одновременно действуют буддийские монастыри, православные церкви, несколько храмов, была небольшая мечеть приверженцев ислама. Православная епархия является самой развивающейся организацией верующих Юга России. Её деятельность направлена на создание религиозного мировоззрения, основанного на культуре, образе жизни, моральных принципах христианства.
Современное состояние верующих, придерживающихся законов ислама, значительно хуже. После пожара в единственной мечети идёт обсуждение выделения нового места, начале строительства мечети сторонникам ислама.
Особенности культуры тюрко-монгольских народов сохранились в обрядах жизненного цикла калмыков. В них отражается влияние древних культов: огня, плодородия, солярного, животных и т.д. Многие обычаи сформированы под влиянием шаманских, буддийских ритуалов (похороны), условий жизни кочевников. С отдельными традициями боролись русские власти. Тела покойных калмыки выбрасывали в степь. Только в XIX столетии их стали хоронить в земле. Древние традиции составляют основу религии Калмыков. Национальной особенностью калмыцкого народа является постоянство, безупречная преданность наследию предков. Сохранившиеся ритуальные действия жизненного цикла позволяют понять механизмы мировоззрения, культуры, родовой организации, мировосприятия населения калмы. Определить их этногенетические корни. Среди многочисленных «правил поведения» интерес представляют следующие традиции:
1.Свадебный обычай представляет сложный комплекс обязательных элементов, имеющих правовое, социальное, мировоззренческое влияние, направленное на утверждение социальной значимости новой семьи, получающий определённый статус в обществе. На свадьбе с весельем, плясками, розыгрышами закреплялась древняя связь семей новобрачных, следование большим традициям, строгим выполнением взаимоотношений. Несмотря на то, что в современных свадебных обычаях исчезли многие элементы (смотрины жениха, подготовка специального набора постельного белья у невесты, обязательного проведения отдельных торжеств в домах новобрачных) основной смысл свадьбы сохранился. Он заключается в обязательной реализации присоединения жениха к роду невесты и принадлежность её от рождения другому родовому гнезду (символически происходит изменение категории «чужого в своё»). С этим связаны необычные процедуры: обрезать ногти, прядь волос невесты перед уходом из дома (чтобы не нарушить благополучие своего рода). Перед уходом невеста пьёт молоко, завязывает платок, приданое погружают в свадебный поезд. Его формирует жених из 9 или 11 неженатых друзей. Он закупает спиртное (его количество говорит о пышности мероприятия).
2.Родильный обряд является началом жизненных циклов людей. Считают, что в дородовый период у ребёнка есть покровитель, определяющий его дальнейшую судьбу. Для защиты ребёнка калмыкские женщины применяют приёмы «спрашивания души», контактной, парциальной магии, гаданий. До сих пор сохраняются традиции захоронения последа, основанные на связях с потусторонним миром, преодолении границ миров при родах, а послед «хоронят, как заместителя ребёнка». Рождение ребёнка в условиях лучших родильных домов не позволяет провести полностью древний обычай. Но при выписке из роддома калмыки обязательно проводят торжество: мелялга, дарение первой рубашки (бярна), пелёнки (хучлг), колыбели, определённым количеством скота, проведение ритуальных действий от сглаза матери, ребёнка. По специальным обычаям проводится первая стрижка новорожденных, встречаются его первые шаги. Комплекс семейных родильных обрядов направлен на желание создать счастливую судьбу человека.
3.Погребальный (похоронный) обряд основан на представлениях калмыков о необходимости задабривания покойных, чтении молитв, веры в загробную жизнь, её тесной связью с живыми, покровительстве в законах загробного мира. Кочевая жизнь жителей страны требовала реализации разных методов погребения (грунтовое захоронение, водное, на деревьях арангасное). Появление стационарных кладбищ связано с уменьшением территорий кочевий, появления жилья в городах. Сейчас на всех могилах калмыков преобладают надмогильные субурганы, бумбо, цаца (раньше их возводили только на могилах аристократических семей). Проводятся обряды (как излагается в разных источниках), связанные с наступлением смерти, похоронами, проводами покойного к месту захоронения. Поминальные традиции во время похорон сохранились сейчас. Они имеют значение в представлениях о периоде, связанным со смертью, новым началом жизни.
4.Морально-этические обряды. Это древняя, неукоснительно соблюдаемая, система отношений между поколениями, уважения старших. Молодёжь не перечит старшим, помогает во всех делах, оказывает почёт, уважение. Мудрость, накопленная калмыками за многие столетия, записана в знаменитом эпосе «Джангар» и передается последующим поколениям. Кстати, преобладают обычаи калмыков, по которым надо знать своих предков, родственные связи до седьмого колена.
Культурное, духовное наследие удивительного народа является образцом простоты, высокой мудрости, нравственности. В каждой жизненной ситуации (простом чаепитии), поведения людей видна преемственность поколений, сохраняющая наследие культуры, формирующая общество под положительным влиянием религиозных взглядов Калмыкии.
Народы России: Калмыки
Калмыки
Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — монгольский народ ойратской группы. Проживают в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Говорят в основном на русском, и реже на калмыцком языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.
Численность современных калмыков в России — 183 372 человек (Всероссийская перепись 2010 года)[1]; имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков — буддизм тибетской школы Гелуг; также встречаются крещёные калмыки, исповедующие православие.
Калмыки относятся к монгольскому этносу ойратской группы. Это автохтонное население Республики Калмыкия. Она входит в состав Российской Федерации. Столица — город Элиста. Калмыки являются представителями современной кочевой культуры.
Численность
Этот народ относится к малочисленным — на территории РФ его количество исчисляется 183 000 человек. В его состав входит множество субэтносов. Наиболее крупные из них:
Где живут
Калмыкия размещает у себя 162 000 людей калмыцкой национальности. Небольшую группу принимает Киргизия — около 4 000 человек. Самые большие диаспоры за границей: 2 000 — США, 1 000 — Франция.
Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий относится к монгольской ветви языков.
Религия
Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.
Название
Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.
Внешность
Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.
История
Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.
18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.
Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.
20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.
Жизнь
Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.
Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:
Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.
Жилище
Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.
В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.
Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:
На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.
Одежда
Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.
Традиции
У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи. Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах. Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:
Имена
У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:
Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:
Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.
Характер
От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе.
Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.