какое требование предъявляется к связи овд
Система связи ОВД
Система связи органов внутренних дел является важнейшим элементом в системе управления министерства и предназначена для обмена всеми видами документальной и речевой информации.
Принципы построения системы:
— комплексное использование средств связи;
— обеспечение централизованного управления и взаимодействия;
— иерархичность системы, т.е. подсистема низкого уровня является составной частью системы более высокого уровня;
— соответствие требованиям единой технической политики министерства в части иерархии, структуры, взаимодействия (ведомственного и межведомственного) сетей связи, частотно-территориального планирования, номенклатуры и использования средств связи;
— согласованность с действующими нормативными и законо-дательными актами в области связи.
Построение системы связи ОВД определяется его структурой, местом нахождения и характером выполняемых задач. Система связи ОВД должна быть общей для всех служб и подразделений. Она предполагает комплексное использование средств связи, обеспечение централизованного управления и взаимодействия в любых условиях оперативной обстановки. Комплексное использование средств связи достигается одновременным применением на одном направлении различных видов связи:
— радиосвязь (ВЧ радиосвязь, ОВЧ радиосвязь, радиорелейная связь и т.д.);
— проводная связь (низкочастотная и высокочастотная телефония, буквопечатающая телеграфия, факсимильная связь, системы прикладного телевидения);
— комбинированная связь (пейджинговая, транкинговая, сотовая, спутниковая).
Для обеспечения дежурным частям возможности централизованного управления силами и средствами ОВД, несущими патрульно-постовую службу, выполняющими оперативно-розыскные или иные мероприятия, организуются узлы оперативной связи.
К связи предъявляются ряд требований, важнейшими из которых являются:
Скрытность связи заключается в ее способности ограничения несанкционированного доступа к схемам организации связи, передаваемой информации и аппаратуре связи.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Виды связи используемой в деятельности ОВД
Связь в системе органов внутренних дел является основным средством, обеспечивающим постоянное управление органами внутренних дел. Потеря связи ведет к потере управления!
Организация связи обуславливается:
— характером выполняемых ими задач,
— наличием средств связи,
— необходимостью взаимодействия при выполнении поставленных задач.
Оптимальность управления во многом зависит от своевременности получения информации от населения, учреждений, организаций, от соответствующих органов внутренних дел и отдельных сотрудников этих органов. Эта информация позволяет анализировать оперативную обстановку, быстро принимать необходимые меры, эффективно управлять подразделениями и службами, организовывать взаимодействие между ними.
Своевременный сбор и обработка оперативной информацией осуществляется с использованием и применением в ОВД различных видов связи и информационных систем.
Есть три основных вида передачи информации по каналам связи : передача сигналов в направляющей среде (проводной, кабельной, волновой и т.д.), радиоканальные системы и передача информации по открытым атмосферным каналам оптического диапазона (на основе светодиодных (некогерентных) или лазерных (когерентных) источников излучения передаваемых сигналов).
В ОВД используется следующие виды связи:
Проводная связь – это передача информации по искусственным линиям связи. Искусственными линиями являются: все виды проводов и кабелей, железнодорожные рельсы, волноводы, оптическое волокно.
При использовании ВОЛС носителями информации являются фотоны. Источниками излучения в ВОЛС, которые вводят оптическую информацию в световод, являются инфракрасные светодиоды (некогерентное излучение) или полупроводниковые лазеры (когерентное излучение), а фотоприемниками – фотодиоды.
Проводная связь. | |
Достоинства: | Недостатки: |
надежность; | привязка к стационарным объектам |
достоверность информации | высокая стоимость оборудования |
разновидность передаваемой информации | использование большого количества промежуточных технических средств |
высокая помехозащищенность; | ограничение расстояния |
не зависит от погоды, времени года, суток; | |
гибкость системы |
Радиосвязь | |
Достоинства: | Недостатки: |
высокая мобильность; | неустойчивая связь, зависит от погоды |
малые размеры аппаратуры; | малая пропускная способность |
простота в работе | зависимость от рельефа местности |
возможность перехвата информации | |
возможность подавления |
При различных принципах передачи информации, а также необходимости согласования протоколов обмена на программном и аппаратном уровнях, возможно комплексное использование различных видов связи в деятельности ОВД.
Исходя из поставленной перед органами внутренних дел задачей, важнейшими требованиями к связи являются: своевременность, надежность, достоверность, пропускная способность, скрытность информации и дисциплина связи.
Своевременность — способность обеспечить передачу сообщений в сроки, обусловленные оперативной обстановкой.
Обеспечивается:
Надежность — способность обеспечить непрерывное управление деятельностью ОВД в любых условиях оперативной обстановки.
Достоверность — степень точности воспроизведения передаваемых сообщений в пунктах приема
Пропускная способность — возможность связи обеспечить своевременность передачи заданных потоков информации
Скрытность — способность ограничения несанкционированного доступа к схемам организации, передаваемой информации и аппаратуре связи.
Связь в ОВД обеспечивает быстрое получение информации о готовящихся или совершенных преступлениях, и позволяет организовать соответствующие мероприятия по предотвращению и раскрытию преступлений, особенно по «горячим следам».
Учебник для образовательных учреждений мвд россии Под редакцией доктора юридических наук, профессора, генералмайора милиции В. Л. Попова. М. ЦииНМОКП мвд россии, 2000. 275 с
ГЛАВА II. СРЕДСТВА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
Эффективность охраны общественного порядка, проведения оперативных мероприятий по борьбе с преступностью во многом определяется качеством управления органами внутренних дел и их подразделениями.
Основным средством, обеспечивающим непрерывное управление силами и средствами ОВД и их подразделений, является связь. От ее умелой и своевременной организации зависит успех решения оперативных задач в условиях быстро меняющейся обстановки. Поэтому своевременная организация и поддержание надежной связи с подчиненными и взаимодействующими органами внутренних дел и их подразделениями являются важнейшей обязанностью начальника ОВД. Потеря связи может привести к частичной или полной потере управления.
Перед связью ставятся две основные задачи:
1. Обеспечить начальнику ОВД возможность непрерывного оперативного управления подчиненными органами и подразделениями.
2. Обеспечить оперативную передачу вышестоящему начальнику, подчиненным и взаимодействующим органам внутренних дел и их подразделениям информации о готовящихся или совершенных преступлениях, о пожарах и стихийных бедствиях, а также сообщение им других сведений служебного характера.
Система связи органов внутренних дел является важнейшим элементом в системе управления министерства и предназначена для обмена всеми видами документальной и речевой информации.
Принципы построения системы:
— комплексное использование средств связи;
— обеспечение централизованного управления и взаимодействия;
— иерархичность системы, т.е. подсистема низкого уровня является составной частью системы более высокого уровня;
— соответствие требованиям единой технической политики министерства в части иерархии, структуры, взаимодействия (ведомственного и межведомственного) сетей связи, частотно-территориального планирования, номенклатуры и использования средств связи;
— согласованность с действующими нормативными и законо-дательными актами в области связи.
Построение системы связи ОВД определяется его структурой, местом нахождения и характером выполняемых задач. Система связи ОВД должна быть общей для всех служб и подразделений. Она предполагает комплексное использование средств связи, обеспечение централизованного управления и взаимодействия в любых условиях оперативной обстановки. Комплексное использование средств связи достигается одновременным применением на одном направлении различных видов связи:
— радиосвязь (ВЧ радиосвязь, ОВЧ радиосвязь, радиорелейная связь и т.д.);
— проводная связь (низкочастотная и высокочастотная телефония, буквопечатающая телеграфия, факсимильная связь, системы прикладного телевидения);
— комбинированная связь (пейджинговая, транкинговая, сотовая, спутниковая).
Для обеспечения дежурным частям возможности централизованного управления силами и средствами ОВД, несущими патрульно-постовую службу, выполняющими оперативно-розыскные или иные мероприятия, организуются узлы оперативной связи.
К связи предъявляются ряд требований, важнейшими из которых являются:
Скрытность связи заключается в ее способности ограничения несанкционированного доступа к схемам организации связи, передаваемой информации и аппаратуре связи.
Важнейшим преимуществом радиосвязи по сравнению с другими средствами связи является ее высокая мобильность, позволяющая в минимальные сроки сконцентрировать в определенном месте необходимое количество сил и средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержанию преступников, пресечению групповых хулиганств, ликвидации последствий пожаров и стихийных бедствий.
В работе подвижных групп при проведении оперативных мероприятий радиосвязь является единственным средством связи.
При организации радиосвязи необходимо учитывать ряд cпецифических факторов, влияющих на дальность и качество связи:
— характер и рельеф местности, экранирующее воздействие зданий, сооружений, линий электропередач;
— воздействие атмосферных и индустриальных радиопомех;
— уменьшение дальности действия радиостанций при работе в движении;
— возможность возникновения взаимных радиопомех от других радиотехнических средств, работающих в том же пункте.
Кроме того, при организации радиосвязи необходимо учитывать возможность подслушивания переговоров.
Основными способами организации радиосвязи в ОВД являются радионаправления и радиосети.
Радиосвязь по направлениям обладает большей пропускной способностью и устойчивостью, чем по радиосетям. Однако, способ организации радиосетей имеет ряд преимуществ: он обеспечивает возможность ведения циркулярных передач и, что особенно важно, требует значительно меньшего количества радиостанций и частот. Поэтому основным способом организации радиосвязи в ОВД является создание радиосетей. В каждой радиосети и в каждом радионаправлении указанием начальника ОВД назначается главная радиостанция, которая осуществляет контроль за соблюдением дисциплины связи и правильным использованием радиоданных. Главная радиостанция регулирует порядок радиообмена, дает разрешение на установление связи между подчиненными радиостанциями.
В зависимости от характера решаемых оперативно-служебных задач радионаправления и радиосети могут быть постоянными или временными. Постоянные радиосети создаются при автомото-патрулировании, ведении надзора за движением транспорта и для связи ОВД между собой. Временные радиосети создаются при проведении разовых мероприятий.
По характеру обмена радиосвязь может быть симплексной, полудуплексной, дуплексной.
При симплексном радиообмене радиостанции передачу и прием ведут поочередно на одной частоте или на разных частотах приема и передачи (двухчастотный симплексный режим).
При дуплексном радиообмене радиостанции передачу и прием ведут одновременно.
Радиосвязь между радиостанциями ОВД осуществляется по единым для всех правилам. Эти правила определяют порядок установления радиосвязи, ее ведения и завершения. Кроме того, правила радиообмена определяют перечень сведений, разрешенных к передаче открытым текстом.
Разрешено открыто передавать сведения:
— о правонарушениях (вид, место, время);
— об обнаружении трупа или лица, находящегося в беспомощном состоянии;
— о стихийных бедствиях и несчастных случаях (без указания количества человеческих жертв и причиненного ущерба);
— о вызове сил и средств для обеспечения охраны общественного порядка, предупреждения или пресечения преступления;
— о дорожно-транспортных происшествиях и пострадавших (без указания количества человеческих жертв);
— вызов медицинской помощи к месту происшествия;
— о прохождении спортивно-массовых и других подобных мероприятиях (без указания названия спортивных команд);
— о метеорологических, дорожных условиях;
— о пожарах и обстановке на них (без указания количества человеческих жертв), вызове сил для тушения.
Категорически запрещается передавать открыто:
— названия и местонахождение режимных объектов;
— дислокацию и количество постов ДПС;
— виды вооружения и спецтехники;
— сведения, раскрывающие сущность оперативных мероприятий;
— фамилии и звания должностных лиц;
— переговоры неслужебного характера.
В таблице 1 приведено деление радиоволн на диапазоны.
диапазона
5
Метровые
Дециметровые
Сантиметровые
Миллиметровые
Децимиллимет-ровые
Особенно активно используются диапазоны НЧ, СЧ, ВЧ и ОВЧ. Радиоволны именно этих диапазонов широко применяются для:
— передачи и приема информации;
— обнаружения и установления координат различных объектов (радиолокации);
— управления на расстоянии механизмами и устройствами (телеуправления);
— определения направления на излучающую станцию и местоположения кораблей и самолетов (радионавигации);
— определения места работы радиостанций (радиопеленгации).
Во всех названных случаях, несмотря на различие в способах осуществления связи, используется радиолиния (линия радиосвязи), под которой понимается совокупность передатчика электромагнитных колебаний, приемника и среды, в которой распространяются радиоволны.
Радиоволны, излучаемые передатчиком в пространство через антенну ненаправленного действия, распространяются во все стороны. Радиоволны, идущие вдоль земной поверхности в нижнем слое атмосферы, называются поверхностными (земными), а распространяющиеся в направлении верхних слоев атмосферы под различными углами к поверхности земли — пространственными.
Пространственные радиоволны в зависимости от длины частично поглощаются, преломляются ионосферой или от нее отражаются. Считается, что волны длиннее 10 м, отражаются от ионосферы и возвращаются на землю; короче 10 м — пронизывают ионосферу и прямолинейно распространяются в космическом пространстве. Таким образом, для пространственных радиоволн длиннее 10 м ионосфера непрозрачна, волны отражаются от нее и возвращаются на землю.
Радиоволны могут повторно отражаться от земной поверхности в направлении к ионосфере и вновь отражаться от нее с постепенной потерей энергии. Такое свойство пространственных радиоволн успешно используется в ВЧ-диапазоне для организации связи на сотни и тысячи километров.
Особенности средств радиотелефонной связи в ОВЧ-диапазоне:
— портативность радиостанций, простота управления их работой;
— возможность использования как в стационарных условиях, так и на подвижных объектах;
— обеспечение бесперебойной связи в условиях пересеченной местности в любое время суток и года.
— устройств управления с микрофоном и телефоном.
Радиостанция ОВД обеспечивает симплексную, беспоисковую и бесподстроечную радиосвязь на строго фиксированных частотных каналах.
Радиопередатчик служит для генерирования ВЧ электромагнитных колебаний определенной частоты, ее модуляции, т.е. небольшого изменения частоты в соответствии с передаваемой информацией, и излучения модулированных ВЧ колебаний (радиоволн) через антенну в пространство. Излучение радиоволн может происходить с различной мощностью. Чем больше мощность передатчика, тем увереннее связь. Измеряется мощность в ваттах.
Радиоприемник ОВЧ-радиостанции предназначен для приема с помощью антенны ВЧ модулированных колебаний, их усиления при точной настройке на частоту канала связи и преобразования (демодуляции) ВЧ колебаний в низкочастотные. В свою очередь низкочастотные колебания усиливаются в усилителе НЧ радиоприемника и преобразуются телефоном в звуковые колебания.
Способность приемника принимать слабые по уровню сигналы от передатчиков корреспондентов, усиливать и преобразовывать их в звуковые колебания нормальной громкости при определенном допустимом отношении полезного сигнала к шумам самого приемника называется его чувствительностью, которая измеряется в микровольтах.
Важнейшим элементом любой радиостанции является антенна. Она предназначена для излучения электромагнитной энергии ВЧ (радиоволн) в окружающее пространство и для приема этой энергии из пространства. В ОВЧ-радиостанциях, применяемых в ОВД, для передачи и приема используется одна антенна, которая в нужный момент автоматически подключается к передатчику или к приемнику.
В радиостанциях наибольшее распространение получили антенны кругового равномерного излучения вдоль земной поверхности. Такой антенной служит вертикально расположенный по отношению к земле вибратор определенной электрической длины. Антенну необходимо тщательно изолировать от посторонних предметов, проводящих электрический ток. Ее соединение с приемопередатчиком должно быть надежным. Антенну следует располагать в наиболее открытых и высоких местах, вдали от экранирующих металлических предметов.
В качестве источников электропитания для аппаратуры связи применяются первичные (сеть переменного тока от электростанций, гальванические элементы, аккумуляторы) и вторичные источники электрической энергии (выпрямители, преобразователи и стабилизаторы напряжения).
Во всех ОВЧ-радиостанциях применяется устройство подавления собственных шумов радиоприемника. Шумоподавитель представляет собой автоматическое устройство, отключающее выходную часть приемника при отсутствии сигнала от корреспондирующей радиостанции.
Рекомендации при работе с ОВЧ-радиостанциями:
— не располагаться вблизи крупных строений;
— находясь в помещениях, работать у окон в направлении корреспондентов;
— располагаться на возвышенностях;
— предохранять источники питания от охлаждения и ударов.
В качестве радиостанций ОВЧ-диапазона в органах внутренних дел МВД России согласно Приказа № 213 от 7.06.95 г. приняты на вооружение следующие:
В последнее десятилетие в мобильной связи появилось намного больше новинок, чем в любой другой области телекоммуникаций.
Все виды направлений развития мобильной связи можно условно разделить на три основные группы:
— системы односторонних радиосообщений — пейджинговая система связи. Это система дальней связи с выводом информации на жидкокристаллический дисплей;
— системы радиотелефонной связи — сотовая связь;
При организации связи в ВЧ-диапазоне пространственной волной на большие расстояния необходимо учитывать географическое направление линий радиосвязи, время суток, сезон года и протяженность линии радиосвязи, так как влияние этих факторов связано с состоянием и положением слоев ионосферы над земной поверхностью, что определяет выбор частот в этом диапазоне коротких волн, соответствующих данному месту и данному времени.
ВЧ-связь применяется, главным образом, для связи радиостанций министерств, управлений и горрайорганов внутренних дел, дисло-цированных на расстояниях, превышающих технические возможности ОВЧ-радиостанций.
Применение этого вида радиосвязи может приводить к определенным неудобствам в практическом использовании из-за “капризов” ионосферы. Однако, обширные исследования, проведенные в последнее время в этой области радиосвязи, позволили создать Быстроадаптивные Системы ВЧ-радиосвязи (FARCOS), которые отличаются высокой степенью гибкости и могут быть использованы для организации как стационарной, так и подвижной связи в ВЧ-диапазоне.
2.5. Радиорелейная связь
Радиорелейная связь (РРС) осуществляется в ОВЧ-, УВЧ- и СВЧ-диапазонах радиоволн. Связь в этих диапазонах практически свободна от атмосферных помех и помех от дальних радиостанций, не зависит от времени года и суток и, следовательно, отличается высокой устойчивостью во времени.
РРС основана на принципе ретрансляции (прием сигналов, их усиление и излучение к следующей станции), осуществляемой с помощью специальных антенн направленного действия (рупорные, параболические и др.).
Принцип действия радиорелейной линии (РРЛ) связи состоит в многократной ретрансляции радиосигналов промежуточными радио-станциями между двумя или более оконечными радиостанциями. Радиорелейные станции имеют специальные устройства многоканального уплотнения, что позволяет ретранслировать по РРЛ одновременно телефонные переговоры, телеграфные и даже телевизионные передачи. На РРЛ используется дуплексный способ связи.
В ОВД в основном применяются малоканальные РРС с числом каналов 2-6-12-24-48-60, прием и передача осуществляется по двухчастотной системе. На вооружении в ОВД в настоящее время приняты ретрансляционные станции «Редут» различных модификаций с мощностью передатчика до 30 Вт.
Приказ МВД России и Министерства транспорта РФ от 27 декабря 2013 г. N 1022/487 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения»
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения.
2. ГУТ МВД России (Д.В. Шаробарову), Федеральному агентству железнодорожного транспорта (В.Ю. Чепцу) организовать изучение и выполнение соответствующими должностными лицами требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом.
3. Признать утратившим силу приказ МВД России и Минтранса России от 17 февраля 2009 г. N 142/26*.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации и заместителя Министра транспорта Российской Федерации, ответственных за соответствующие направления деятельности.
Министр внутренних дел
Российской Федерации
Министр транспорта
Российской Федерации
* Зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2009 г., регистрационный N 13571.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 января 2014 г.
Регистрационный N 31192
Инструкция
по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения
(утв. приказом МВД России и Министерства транспорта РФ от 27 декабря 2013 г. N 1022/487)
1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте*(1) и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения*(2).
2. В целях обеспечения правопорядка в пассажирских поездах, безопасных условий для проезда пассажиров и деятельности работников локомотивных и поездных бригад осуществляется сопровождение пассажирских поездов нарядами полиции ЛУ (ЛО)*(3).
3. Сотрудники нарядов сопровождения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(4), Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»*(5), Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»*(6), иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом патрульно-постовой службы полиции*(7), иными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.
4. Перечень пассажирских поездов, сопровождаемых нарядами полиции, утверждается руководителями управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте*(8), согласовывается с субъектами транспортной инфраструктуры, осуществляющими перевозку пассажиров на железнодорожном транспорте*(9), и корректируется в зависимости от складывающейся оперативной обстановки. Копия перечня направляется перевозчику не позднее чем за 50 суток до отправления первого из указанных в нем пассажирских поездов.
II. Организация работы нарядов сопровождения
5. Пассажирские поезда сопровождаются нарядами согласно графику сопровождения пассажирских поездов*(10), который составляется ежемесячно с учетом предложений перевозчиков и утверждается начальником ЛУ (ЛО) на основе анализа преступлений и административных правонарушений, совершенных в пассажирских поездах.
В графике указываются: номера, дата и время отправления сопровождаемых поездов; маршруты (участки) их сопровождения; место и время пересадки нарядов на предусмотренные маршрутом поезда.
6. Сопровождение нарядами поездов может осуществляться следующими способами:
Между сопредельными ЛУ (ЛО) в соответствии с графиками организуется обмен информацией о сопровождении поездов по участкам оперативного обслуживания сквозным, эстафетным либо по участку способами, определяются станции пересадок (при эстафетном сопровождении), а также обеспечивается контроль ответственных руководителей за передачей информации по сопровождению поездов и несением службы нарядами сопровождения.
7. На каждый маршрут (участок) сопровождения ЛУ (ЛО) составляется карточка маршрута, в которой указываются:
7.1. Маршрут сопровождения.
7.2. Железнодорожные станции*(11), на которых дислоцируются ЛУ (ЛО), их структурные подразделения.
7.3. График работы наряда, который составляется таким образом, чтобы на протяжении всего маршрута одновременно несли службу не менее 2 сотрудников, с указанием времени работы, приема пищи, отдыха конкретно для каждого сотрудника по маршруту сопровождения поезда и при нахождении на станции оборота.
7.4. Участки, требующие особого внимания.
7.5. Порядок отработки поезда в пути следования и во время стоянок.
7.6. Особенности несения службы в пассажирском поезде.
7.7. Должностные обязанности наряда, выполняемые в составе поезда, на прилегающей территории остановочных пунктов, на станции оборота, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.
7.8. Порядок взаимодействия нарядов с работниками локомотивных и поездных бригад, представителями пригородных пассажирских компаний, на которых возложены функции по контролю наличия проездных документов (билетов) у пассажиров*(12), и другими подразделениями полиции на железнодорожных станциях по маршруту следования.
7.9. Порядок связи и передачи экстренных сообщений в ЛУ (ЛО).
7.10. Порядок доклада в дежурные части ЛУ (ЛО) о результатах несения службы в пути следования и на станции оборота.
8. Карточка маршрута оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится совместно с планом комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах. Второй экземпляр находится в дежурной части ЛУ (ЛО) и выдается старшему наряда сопровождения на инструктаже перед заступлением на службу.
11. Сотрудники, назначенные в наряд сопровождения, за 1 час до отправления в рейс прибывают в дежурную часть ЛУ (ЛО).
Оперативный дежурный по ЛУ (ЛО) отмечает прибывших в постовой ведомости, осматривает их внешний вид, выдает и проверяет наличие положенных предметов вооружения, снаряжения и экипировки, опрашивает о состоянии здоровья, знакомит с ориентировками о совершенных преступлениях, приметами разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует запись сведений в служебных книжках, оформляет и выдает маршрутный лист*(13) (приложение N 1 к настоящей Инструкции).
При обнаружении недостатков в вопросах подготовки наряда сопровождения к несению службы оперативный дежурный по ЛУ (ЛО) принимает меры к их устранению и докладывает ответственному от руководства ЛУ (ЛО) о готовности наряда к несению службы.
Маршрутный лист заполняется машинописным или разборчивым рукописным текстом, подписывается начальником (заместителем начальника) ЛУ (ЛО), заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) ЛУ (ЛО) или ответственным от руководства ЛУ (ЛО) и заверяется круглой печатью с наименованием органа внутренних дел.
13. Приступая к несению службы, старший наряда сопровождения не позднее чем за 30 минут до отправления:
поезда дальнего следования: устанавливает взаимодействие с дежурным по вокзалу, представляется начальнику поезда дальнего следования*(15), предъявляет ему служебное удостоверение и маршрутный лист, выясняет обстановку, согласовывает порядок работы на перроне при посадке пассажиров и во время отправления поезда с таким расчетом, чтобы обслуживаемый поезд с обеих сторон находился под постоянным наблюдением сотрудников наряда;
поезда пригородного сообщения: представляется машинисту поезда пригородного сообщения*(16) и представителю пригородной пассажирской компании, предъявляет им служебное удостоверение, выясняет обстановку, согласовывает порядок работы в поезде и способ экстренной связи.
14. В поезде дальнего следования начальник поезда вносит в рейсовый журнал фамилии и инициалы сотрудников наряда сопровождения, номера их служебных удостоверений и номер маршрутного листа с указанием участка сопровождения. В случае нахождения в составе специального вагона информирует об этом наряд сопровождения.
В поезде пригородного сообщения машинист поезда вносит в маршрутный лист поезда, а представитель пригородной пассажирской компании в график-рапорт фамилии и инициалы сотрудников наряда сопровождения, время начала и окончания сопровождения, участок сопровождения.
15. Наряды сопровождения несут службу во взаимодействии с работниками железнодорожного транспорта, работниками частных охранных организаций, охраняющими транспортные средства субъектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, членами общественных объединений правоохранной направленности и гражданами.
16. В поезде дальнего следования для разбирательства с правонарушителями, составления соответствующих документов, а также отдыха наряду при сопровождении поезда сквозным, эстафетным либо по участку способами предоставляется выделенное купе вагона в соответствии с утвержденным графиком на основании месячной заявки ЛУ (ЛО) на выделение мест для наряда, сопровождающего конкретный пассажирский поезд, места исключаются из продажи. График может корректироваться в зависимости от складывающейся оперативной обстановки и в обязательном порядке согласовывается с перевозчиком.
Предварительная заявка на выделение мест в пассажирских поездах направляется начальником (заместителем начальника) ЛУ (ЛО) в адрес перевозчика не позднее чем за 50 суток до отправления первого пассажирского поезда, указанного в месячной заявке.
Запрещается нахождение в предоставленном наряду сопровождения купе посторонних лиц, за исключением сотрудников ЛУ (ЛО), входящих в состав следственно-оперативных групп*(17). Наряду сопровождения запрещается принимать, передавать и перевозить посылки и другие отправления, за исключением служебной документации.
17. После отправления пассажирского поезда наряд сопровождения обходит состав, устанавливает взаимодействие с проводниками вагонов, другими работниками поездной бригады, работниками вагона-ресторана (буфета), информирует их о порядке связи с нарядом в пути следования, разъясняет задачи по обеспечению правопорядка.
18. В пути следования наряд сопровождения несет службу путем патрулирования, находясь в движении по составу в целях постоянного контроля за обстановкой и оперативного реагирования на ее изменение. На остановочных пунктах старший наряда устанавливает взаимодействие с сотрудниками ЛУ (ЛО), совместно с посадочными группами участвует в отработке пассажиропотока при стоянке и отправлении поезда.
19. Оперативные дежурные по ЛУ (ЛО), расположенным на маршруте следования сопровождаемых нарядами пассажирских поездов, обеспечивают с ними постоянный обмен информацией об изменениях оперативной обстановки, взаимодействие во время стоянок поездов, а также осуществляют в установленном порядке контроль за несением нарядами службы, независимо от их подчиненности.
20. Сотрудники наряда могут оставить сопровождаемый пассажирский поезд только в случаях:
пресечения преступлений и доставления лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в дежурные части ЛУ (ЛО);
осуществления преследования скрывающихся преступников;
оказания содействия работникам железнодорожного транспорта и сотрудникам полиции, работающим на станциях, в пресечении преступлений;
оказания помощи пострадавшим при происшествиях и несчастных случаях на железнодорожном транспорте.
Распоряжение об оставлении пассажирского поезда дает оперативный дежурный по ЛУ (ЛО), по участку обслуживания которого следует поезд, после доклада старшего наряда сопровождения о причинах, по которым необходимо оставить маршрут сопровождения.
Перед оставлением поезда дальнего следования сотрудники наряда сопровождения должны проинформировать начальника поезда о причинах оставления поезда, за исключением случаев преследования скрывающихся преступников, и сделать отметку в служебных документах начальника поезда с указанием станции оставления поезда.
Порядок дальнейшего следования наряда сопровождения (отдельных сотрудников наряда) определяется начальником (заместителем начальника) ЛУ (ЛО), на участке обслуживания которых возникли обстоятельства, указанные в настоящем пункте. По возвращении к постоянному месту службы старший наряда сопровождения докладывает рапортом начальнику ЛУ (ЛО) о причинах оставления сотрудниками наряда сопровождаемого пассажирского поезда.
21. При сопровождении поезда дальнего следования эстафетным способом старший наряда, передающий поезд для дальнейшего сопровождения другому наряду, информирует его об оперативной обстановке, лицах, вызывающих подозрение, находящихся в пассажирском поезде.
В служебные документы начальника поезда старшим наряда сопровождения вносится запись о передаче поезда под сопровождение новому наряду, которая заверяется подписями передающей и принимающей сторон (старших нарядов).
При сопровождении поезда пригородного сообщения в пределах участка своего обслуживания наряд делает посадку в головной вагон состава и представляется машинисту поезда и представителю пригородной пассажирской компании. Машинист поезда и представитель пригородной пассажирской компании действуют в соответствии с пунктом 14 настоящей Инструкции.
22. При посадке сотрудников СОГ ЛУ (ЛО) в пассажирский поезд, сопровождаемый нарядом, старший наряда сопровождения должен занести в служебную книжку установочные данные старшего СОГ, проинформировать его об обстановке в поезде и при необходимости оказывать практическую помощь в выполнении служебных задач.
23. Сотрудники, не входящие в наряд сопровождения, при посадке в пассажирский поезд обязаны предъявить документы, предоставляющие им право проезда на железнодорожном транспорте.
24. По прибытии на вокзал (станцию) пересадки, на котором (которой) нет ЛУ (ЛО), старший наряда сопровождения устанавливает взаимодействие с руководителем смены на вокзале (станции), делает у дежурного по вокзалу (станции) отметку в маршрутном листе и обеспечивает правопорядок на территории вокзала (станции) до прибытия пассажирского поезда, подлежащего сопровождению.
25. При нахождении поезда дальнего следования на станции оборота старший наряда сопровождения во взаимодействии с работниками поездной бригады принимает меры по обеспечению правопорядка в поезде дальнего следования и вдоль него на прилегающей территории.
III. Особенности несения службы нарядами сопровождения
26. Нарядами сопровождения осуществляются:
обеспечение безопасности пассажиров, представителей пригородных пассажирских компаний, работников локомотивных и поездных бригад и общественного порядка в поезде;
принятие совместно с работниками железнодорожного транспорта (дежурными по станции, вокзалу, посадке, начальниками поездов, проводниками вагонов, представителями пригородной пассажирской компании), частных охранных организаций мер по недопущению посадки и высадки пассажиров на ходу пассажирского поезда, проезда граждан на подножках, сцепках, крышах и в нерабочих тамбурах вагонов;
проведение осмотра вагонов по прибытии состава на конечную станцию, недопущение нахождения посторонних лиц, предметов и вещей в составе поезда;
проведение осмотра технологических ниш и пустот вагонов в присутствии начальника поезда и (или) работников локомотивной и поездной бригад, мест вероятной установки взрывных устройств;
удаление в установленном порядке пассажира из поезда, если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров*(18).
27. О каждом удалении пассажира из пассажирского поезда старший наряда докладывает рапортом начальнику ЛУ (ЛО) с указанием даты, времени, места и оснований удаления.
IV. Особенности обеспечения правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения работниками железнодорожного транспорта
28. В поезде дальнего следования начальник поезда и проводники вагонов должны регулярно, не реже двух раз в сутки, информировать пассажиров о соблюдении мер личной безопасности, сопровождении поезда нарядом, порядке связи с ним, его местонахождении. Во время стоянки поезда на станциях не допускать в вагоны посторонних лиц, а после отправления поезда убедиться в их отсутствии в вагонах. При обнаружении посторонних лиц работники поездной бригады должны принять меры к их удалению и поставить в известность начальника поезда и наряд сопровождения.
Начальник поезда организует работу дежурных проводников вагонов. При дежурстве, особенно в ночное время, проводники контролируют все передвижения пассажиров по вагону и пассажирскому поезду, регулярно проверяют свободные купе, служебные и технические помещения (коридоры, тамбуры, туалеты). При выявлении подозрительных лиц, предметов и бесхозных вещей проводники информируют начальника поезда и наряд сопровождения.
В поезде пригородного сообщения машинист поезда информирует не менее двух раз за время поездки в одном направлении пассажиров о сопровождении поезда нарядом, порядке связи с ним и о местонахождении наряда.
29. При обнаружении противоправных действий или обращении пассажиров о совершении в поезде дальнего следования по отношению к ним противоправных действий проводники вагона немедленно сообщают об этом начальнику поезда и наряду сопровождения.
Начальник поезда совместно с нарядом сопровождения в корректной форме проводит опрос пострадавших пассажиров и возможных свидетелей происшествия (с их согласия).
30. При отсутствии в пассажирском поезде наряда сопровождения:
30.1. Начальник поезда:
с использованием имеющихся у него средств связи сообщает о происшествии в дежурную часть ближайшего ЛУ (ЛО) по маршруту следования, ситуационный центр перевозчика и руководителям по месту формирования поезда: название станции (участок следования пассажирского поезда), где имело место происшествие, номер поезда, номер вагона, анкетные данные обратившегося пассажира или работника поездной бригады, время происшествия, суть происшествия;
информирует локомотивную бригаду о происшествии.
30.2. Представитель пригородной пассажирской компании:
с использованием имеющихся средств связи информирует о происшествии руководителя пригородной пассажирской компании.
30.3. Локомотивная бригада (машинист поезда) информирует о происшествии дежурного ближайшей станции или поездного диспетчера и действует по его указаниям.
30.4. Дежурный по станции или поездной диспетчер в установленном порядке информирует о происшествии дежурную часть ближайшего ЛУ (ЛО).
31. По всем случаям выявления или получения информации о противоправных действиях в пути следования начальником поезда составляется информационный лист в двух экземплярах (приложение N 2 к настоящей Инструкции)*(19).
Второй экземпляр информационного листа, подписанный старшим наряда сопровождения, дежурным ЛУ (ЛО) или старшим СОГ, с протоколом оперативного разбора, подробным рапортом, имеющимися документами по факту совершения противоправных действий и объяснениями проводников вагона, где произошло правонарушение, передается начальником поезда руководителю транспортной организации по месту формирования поезда для разбора и принятия мер.
32. Руководитель транспортной организации по месту формирования поезда направляет информационный лист с материалами разбора руководству вышестоящей организации (перевозчику).
33. При посадке в пассажирский поезд СОГ начальник поезда и поездная бригада оказывают содействие в проведении процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий.
34. При необходимости начальник поезда информирует ЛУ (ЛО) о ходе выполнения служебных обязанностей нарядами сопровождения, вносит через транспортные организации по месту формирования поезда предложения в ЛУ (ЛО) о принятии дополнительных мер по обеспечению правопорядка, личной и имущественной безопасности пассажиров и работников поездных бригад.
V. Контроль за работой нарядов сопровождения
35. Контроль за работой нарядов сопровождения осуществляется независимо от их подчиненности руководящим и инспекторским составами УТ, ЛУ (поименованные), ЛУ (ЛО) на объектах оперативного обслуживания ЛУ (ЛО).
37. Во время длительных стоянок поезда (более 20 минут) на станциях, где имеются ЛУ (ЛО), старший наряда сопровождения либо по его поручению сотрудник наряда докладывает оперативному дежурному по ЛУ (ЛО) о состоянии правопорядка в поезде. Оперативный дежурный по ЛУ (ЛО) делает об этом отметку в маршрутном листе с проставлением штампа дежурной части.
40. Контроль за пребыванием нарядов сопровождения на станциях оборота осуществляется руководящим и инспекторским составами ЛУ (ЛО) по утвержденному графику проверок на месяц. Проверки проводятся на основании соответствующих предписаний ЛУ (ЛО). Результаты проверок отражаются в маршрутных листах нарядов и докладываются рапортом начальнику ЛУ (ЛО), утвердившему график.
41. Перед отправлением наряда сопровождения в обратный путь оперативный дежурный по ЛУ (ЛО) проводит его инструктаж.
42. Начальник (заместитель начальника) ЛУ (ЛО) обеспечивает сбор, обобщение и ежемесячное (не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным) направление в УТ, ЛУ (поименованные) информации о результатах проверок несения службы назначенными от их ЛУ (ЛО) нарядами сопровождения.
43. В случаях грубого нарушения сотрудниками наряда сопровождения требований настоящей Инструкции лица, на которых возложен контроль за работой наряда, отстраняют их от дальнейшего несения службы. Информация об этом незамедлительно направляется в ЛУ (ЛО).
44. По возвращении из поездки наряд сопровождения докладывает о выполнении служебного задания оперативному дежурному по ЛУ (ЛО), сдает ему карточку маршрута, заполненный маршрутный лист и рапорт о результатах работы.
45. Оперативный дежурный по ЛУ (ЛО) докладывает о результатах работы нарядов сопровождения за сутки начальнику (заместителю начальника) ЛУ (ЛО) и передает ему на рассмотрение маршрутные листы и рапорт. Маршрутные листы подлежат хранению в течение одного года в отдельном деле.
46. Результаты работы нарядов сопровождения учитываются и оцениваются в соответствии с правовыми актами МВД России.
47. Заместители начальников полиции (по охране общественного порядка) управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте обеспечивают ежемесячный учет результатов работы нарядов сопровождения, а также своевременное направление информации перевозчику и в Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным.
VI. Контроль за работой локомотивных и поездных бригад
48. Контроль за работой локомотивных и поездных бригад осуществляется должностными лицами перевозчика в установленном порядке.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, ст. 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7020, ст. 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3597, ст. 3616; N 52, ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 19, ст. 2716; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 27, ст. 3477.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268.
*(7) Утвержден приказом МВД России от 29 января 2008 г. N 80 (зарегистрирован в Минюсте России 5 марта 2008 г., регистрационный N 11290), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 10 марта 2009 г. N 203 (зарегистрирован в Минюсте России 7 апреля 2009 г., регистрационный N 13692), от 13 января 2010 г. N 8 (зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16291) и от 11 марта 2012 г. N 160 (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2012 г., регистрационный N 23863).
*(13) Маршрутный лист выдается только наряду сопровождения поезда дальнего следования.
*(14) При необходимости к участию привлекаются иные сотрудники полиции.
*(18) Пункт 36 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 851; 2006, N 52, ст. 5587; 2013, N 20, ст. 2504; «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», N 4, апрель, 2008).
*(19) Обработка персональных данных заявителя осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038).
Письмо ОАО «Российские железные дороги»
от 12 апреля 2013 г. N 6164
Приложение N 1
к Инструкции по организации работы
нарядов полиции линейных
управлений (отделов) МВД России
на железнодорожном, водном и
воздушном транспорте и работников
локомотивных и поездных бригад по
обеспечению правопорядка в поездах
дальнего следования и пригородного
сообщения