какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

Биология. 6 класс

Конспект урока

Урок 13. Раздражимость – свойство живых организмов

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Раздражимость – способность живых клеток, тканей или целого организма реагировать на внешние или внутренние воздействия – раздражители для приспособления изменяющимся условиям среды.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.

Фотопериодизм – реакция живых организмов (растений и животных) на суточный ритм освещённости, продолжительность светового дня и соотношение между темным и светлым временем суток (фотопериодами).

*Тропизм – это реакции растений на всевозможные раздражители, проявляющиеся в виде роста их органов.

*Настии – представляют собой изменения положений органов прикрепленных растений, вызванных внешними раздражениями.

*Нутации – вращательные движения растущих органов растений, вызываемые смещением ростовой зоны по периметру молодого органа или чередованием более быстрого роста то одной, то другой его стороны.

*Таксис – двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам (для растений см. тропизм).

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Раздражимость – это реакция возбуждения на определенные внешние факторы. Этот термин используется для описания физиологических реакций на раздражители, а также патологических проявлений, связанных с чрезмерной чувствительностью. Это понятие не стоит путать с раздражительностью.

Это свойство может быть продемонстрировано в поведенческих реакциях на окружающую среду, ситуационные, социологические и эмоциональные стимулы и проявляться в неконтролируемом гневе, злости и чувстве разочарования. Как правило, это качество присуще только людям. Раздражимость – это свойство всего живого, включая животный и растительный мир.

Все живые организмы обладают таким свойством, как раздражимость. Это способность организма воспринять и ответить на определенные стимулы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Растение обычно склоняется в ту сторону, где имеется больше солнечного света. Почувствовав тепло, человек может убрать руку от горячей печи.

Тесно связанной с понятием «раздражимость» является адаптация, которая отвечает за изменения в организме в ответ на внешнее воздействие. Например, человеческая кожа темнеет при воздействии интенсивного солнечного света. Термин «адаптация» часто используется для описания определенных перемен в популяциях, которые, как правило, не могут быть переданы потомству и поэтому не являются эволюционно значимыми. Кроме того, эти изменения обычно обратимы. Например, загар будет постепенно исчезать, если индивид перестанет пребывать на солнце. Условия окружающей среды также могут вызвать долгосрочные изменения в генетическом составе популяции, которые будут уже необратимы у отдельных организмов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите животных на ночных и дневных.

Источник

Какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Источник

Свойство живого организма реагировать определённым образом на воздействие каких-либо факторов окружающей среды

Последняя бука буква «ь»

Ответ на вопрос «Свойство живого организма реагировать определённым образом на воздействие каких-либо факторов окружающей среды «, 12 (двенадцать) букв:
реактивность

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова реактивность

Определение слова реактивность в словарях

Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
свойство живого организма реагировать определенным образом на воздействие каких-либо факторов окружающей среды.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Реактивность Реактивность ядерного реактора Реактивность организма

Примеры употребления слова реактивность в литературе.

Но реакторщику должно быть ясно, что если реактор выведен в критическое состояние и мощность поднята до 200 МВт, то при положительном быстром мощностном коэффициенте реактивности, а именно таким он был, нет препятствий для подъема мощности.

Иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности кдругим антигенам.

Наблюдается преимуществоенно у детей, находящихся на искусственном вскармливании, при изменении реактивности организма, нарушении обмена веществ, недостатке в организме солей кальция и витамина Д, на фоне бронхопневмонии, рахита, хореи, спазмофилии, гидроцефалии, психической травмы, послеродовой травмы и др.

Всплеск нейтронной мощности мог привести к вскипанию воды и в каналах СУЗ и также к увеличению реактивности.

При движении стержня из верхнего положения в верхнюю часть зоны входит поглотитель и вносит отрицательную реактивность, в нижней части канала графитовый вытеснитель замещает воду и вносит положительную реактивность.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМОВ НА РАЗДРАЖИТЕЛИ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМОВ НА РАЗДРАЖИТЕЛИ

Что такое раздражимость? Условия окружающей среды по- стоянно меняются, и любой живой организм реагирует на эти изме- нения. Способность живых организмов реагировать на воздействия внешней среды является одним из важнейших свойств. Если бы организмы не обладали этим свойством, то не могли бы выживать в изменившихся условиях среды обитания.

Живые организмы реагируют на самые разнообразные воздей- ствия окружающей среды (рис. 91). По мере своего развития они способны анализировать эти состояния и соответствующим образом реагировать на них. Подобные свойства всех организмов называют- ся раздражимостью и возбудимостью.

Как вы думаете, какие из отмеченных на рис. 93 раздражителей ока- зывают наибольшее воздействие на человека? Обоснуйте ваши доводы.

Раздражимость растений. У рас- тений нет органов чувств и нервной системы. Тем не менее у них отчет- ливо проявляются различные формы раздражимости. Они заключаются в изменении направления роста рас- тения или его органов (корня, стебля, листьев). Такие проявления раздра- жимости у растений называются тропизмами. При недостатке света у растений удлиняются стебли, бла- годаря чему улучшается освещение

Рис. 92. Фототропизм подсолнуха

листьев. Например, подсолнух всегда поворачивается в сторону Солнца (рис. 92).

Помимо тропизмов у растений наблюдаются движения иного типа – настии (рис. 93). Например, если прикоснуться к листьям мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу (ответ на механическое раздражение) (2). Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение (1).

Цветки многих растений реагируют на свет и влажность. На- пример, у тюльпана на свету цветки раскрываются, а в темноте закрываются. У одуванчика соцветие закрывается в пасмурную по- году и открывается в ясную.

Раздражимость у животных. В связи с развитием у много-

клеточных животных нервной системы, органов чувств и органов

Источник

Тест по биологии «Свойства живого» (9 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Для всех живых организмов характерно: 1) образование органических веществ из неорганических 2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ 3) активное передвижение в пространстве 4) дыхание, питание, размножение 1. Главный при­знак живого: 1) движение 2) уве­ли­че­ние массы 3) обмен веществ 4) рас­пад на молекулы I ВАРИАНТ II ВАРИАНТ

2. Обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение — это основные признаки 1) популяции 2) организма 3) вида 4) биогеоценоза 2. Клеточное стро­е­ние — важ­ный при­знак живого — ха­рак­те­рен для 1) бактериофагов 2) вирусов 3) кристаллов 4) бактерий

3. Живое от неживого отличается способностью 1) изменять свойства объекта под воздействием среды 2) участвовать в круговороте веществ 3) воспроизводить себе подобных 4) изменять размеры объекта под воздействием среды 3. Способность ор­га­низ­ма отвечать на воз­дей­ствия окружающей среды называют: 1) воспроизведением 2) эволюцией 3) раздражимостью 4) нор­мой реакции

4. Свойство живого поддерживать постоянство химического состава называется 1) саморегуляция 2) обмен веществ 3) развитие 4) раздражимость 4. Какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды? 1) открытость 2) раздражимость 3) единство химического состава 4) самовоспроизведение

5. Какие органические соединения отвечают за передачу признаков из поколения в поколение? 1) белки 2) нуклеиновые кислоты 3) липиды 4) углеводы 5. Какие из перечисленных биополимеров являются ключевыми носителями наследственной информации у всех живых организмов? 1) карбоновые кислоты 2) нуклеиновые кислоты 3) углеводы 4) белки

6. Чем является жизнь, согласно утверждению Фридриха Энгельса? 1) способом существования белковых тел 2) существованием тел, способных к производству себе подобных 3) частным случаем эволюции органической материи 4) совокупностью всех химических процессов, протекающих в замкнутой системе 6. Когда, согласно идеям Фридриха Энгельса, прекращается жизнь организма? 1) в момент потери активности 2) в момент потери структурных клеток 3) в момент разложения органических молекул до неорганических 4) в момент прекращения обмена веществ

8. По какой причине потомки живых организмов не являются абсолютной копией своих родителей? 1) Благодаря наличию в организме разных носителей наследственной информации. 2) Благодаря способности носителя наследственной информации к изменчивости. 3) За счет ограничения количества передаваемых признаков 4) За счет открытости биологических систем 8. Какие организмы не относятся к клеточным формам жизни? 1) вирусы 2) бактерии 3) низшие растения 4) грибы

9. Главный при­знак живого 1) движение 2) уве­ли­че­ние массы 3) обмен веществ 4) рас­пад на молекулы 9. Как называется относительное постоянство внутренней среды живых организмов? 1) гомеостаз 2) обмен веществ 3) развитие 4) раздражимость

10. Все живые организмы объединяет 1)клеточное строение 2)способность к фотосинтезу 3) наличие ядра в клетке 4) способность к движению 10. Реализация наследственной информации происходит на уровне молекулярно-генетическом 2) организменном 3) популяционно-видовом 4) биосферном

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

Номер материала: ДБ-156835

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

какое свойство живых организмов обеспечивает ответную реакцию на воздействия окружающей среды

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *