какое свойство отсутствует на рынке совершенной конкуренции
Какое свойство отсутствует на рынке совершенной конкуренции
ЕГЭ.ОБЩЕСТВО.КЛИО. запись закреплена
#ПРАКТИКУМ_ЭКОНОМИКА@ege_obshestvo_klio
ЗАДАНИЕ 2. Выберите единственный верный ответ:
1. Какое из перечисленных ниже свойств отсутствует на рынке совершенной конкуренции?
1.однородность продукции;
2. мобильность ресурсов;
3.реклама;
4.большое число покупателей.
2. Какой тип рынка характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продукции и неспособностью отдельного продавца влиять на цену своей продукции:
1. Монопсония;
2.Монополистическая конкуренция;
3.Совершенная конкуренция;
4. Олигополия.
3. Что из ниже перечисленного неверно для рынка совершенной конкуренции?
1. Большое количество производителей;
2. Дифференцированный товар;
3.Отсутствие барьеров на вход и выход из отрасли;
4.Нет верного ответа.
4. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
1.Значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;
2. Имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;
3.Все продавцы и покупатели имеют одинаковую информацию о рынке;
4.Все предыдущие ответы верны.
5. Какая отрасль относится к коммунальным услугам:
1.Газоснабжение
2.Парфюмерия
3. Маршрутное такси
4. Цветочные киоски
6. На рынке мобильных телефонов господствуют несколько крупных корпораций. В этой отрасли конкуренция:
1. Отсутствует
2. Носит только ценовой характер
3. Ведет к неэффективному производству
4.Не является ценовой, а ведется вокруг потребительских свойств мобильных телефонов
7. Примером барьера для входа фирм в отрасль может быть:
1.Большой стартовый капитал
2.Патент
3. Контрольный пакет акций
4.Верно а) и b).
Раздел 2. Теория производства
Цель: определение оптимума фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Оглавление
2.1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства.
В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция.
В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы.
В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.
Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.
Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы
Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы
Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:
1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:
Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков
конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)
Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек ( Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.
Если же TR Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):
Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:
Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)
При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp * ec.
Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p Минимизация убытков
Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы
(сопоставление MR и MC)
В данной ситуации убытки фирмы равны площади p * pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.
Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.
2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.
Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
a) предприятие, б) отрасль
В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Совершенная конкуренция – что это такое?
Совершенная конкуренция считается идеализированной моделью рыночной экономики. Это такая рыночная структура, где продавцы и покупатели приспосабливаются к имеющимся рыночным условиям и не могут оказывать влияние на цену, но формируют её своим суммарным вкладом в рыночный спрос и предложение.
При данной модели конкурентная борьба между продавцами достигает своего пика. Так как участники рынка практически не оказывают влияние на условия продажи, экономика становится устойчивой к возникновению инфляции, безработицы и других негативных процессов.
Суть понятия и основные признаки
Совершенной (чистой, свободной) конкуренцией называется процветающее состояние рынка, когда на нём полностью отсутствует монополия и большая часть продавцов предлагают одинаковые товары либо услуги. Данный вид конкуренции характеризуется равновесием спроса и предложения, благодаря чему рынок регулируется самостоятельно, ни продавцы, ни покупатели не могут оказывать влияние на ценообразование.
Для получения более высокой прибыли от реализации товаров или услуг необходимо использование каких-либо передовых технологий, как при изготовлении данных товаров, так и их продаже, отчего понизится себестоимость, а прибыль увеличится.
Для наглядности приведём пример совершенной конкуренции. Представим огромную сельскохозяйственную ярмарку, на которую много фермеров привезли на продажу морковь. Вся морковь одного качества. Каждый фермер одинаково проинформирован о состоянии дел на рынке, а именно о ценах, спросе, конкурентах и издержках. Можно в любой момент начать продажу моркови или же покинуть рынок.
В подобной ситуации невозможно установление желаемой цены на свой товар и её нельзя самостоятельно повысить. Если стоимость товара будет боле высокой в отличие от цен на этот же товар у других продавцов, спроса на морковь не будет и её никто не купит. Договориться со всеми об одинаковой цене тоже нельзя, т.к. слишком много конкурентов. Поэтому в итоге устанавливается равновесная цена.
Совершенную конкуренцию можно отличить от других видов конкуренции по следующим признакам:
По мнению современных экономистов, совершенная конкуренция – идеальная экономическая модель, существующая только в теории. В реальной экономике наиболее походит на рынок совершенной конкуренции фондовая биржа, на которой множество продавцов продают одинаковые ценные бумаги. Именно здесь данная модель позволяет с достаточной точностью предугадать поведение продавцов и покупателей.
Рынки, максимально приближённые к совершенной конкуренции
В действительности конкуренция несовершенна. Число продавцов и покупателей не может быть бесконечным. В большинстве случаев продукция каждого производителя имеет свои отличия. Действуют экономические и бюрократические ограничения, касающиеся вхождения в отрасль. У каждой фирмы разная информация о состоянии дел на рынке и они находятся в неравных условиях. Некоторые компании обладают рыночной властью и диктуют цены.
На сегодняшний день свободную или совершенную конкуренцию можно наблюдать на рынках, торгующих следующими товарами:
Помимо вышеперечисленного, к рынку совершенной конкуренции можно отнести рынки товаров и услуг малого бизнеса. Например, автомастерские, ларьки, ателье, мастерские по ремонту обуви в масштабах рынка слишком малы и их услуги и товары не являются уникальными, и поэтому они вынуждены принимать действующие на рынке цены.
Плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
Отсутствует завышение цен | Рыночная система нестабильна |
Все участники рынка обладают равными возможностями | |
Рынок регулируется самостоятельно | Имеется риск перепроизводства |
Как можно заметить из таблицы, практически все недостатки совершенной конкуренции сводятся к тому, что при наличии равных возможностей невозможно достижение равного результата.
Происходит это потому, что каждый участник рынка по-своему занимается организацией производства и распределением ресурсов, использует маркетинговые компании и инновационные технологии. Поэтому успех приходит к тем, кто может грамотно организовать процесс производства и реализации, а также пользуется передовыми технологиями, чтобы обойти конкурентов.
Для достижения экономической эффективности, в первую очередь необходимо добиться эффективности производства и распределения ресурсов, которых с лёгкостью можно достичь в условиях совершенной конкуренции. Именно по этой причине данный вид конкуренции считается идеальной рыночной моделью, хотя в реальности её практическое воплощение почти не встречается.
Соблюдение таких условий, как минимум издержек, эффективность распределения ресурсов, саморегулирование процессов и отсутствие дефицита невозможно в долгосрочной перспективе.
Ответы к тестам по экономике 4 темы (Часть 2)
1. Определите, какое из ниже перечисленных свойств отсутствует на рынке совершенной конкуренции:
а) однородность продукции
в) мобильность ресурсов
г) большое число покупателей
2. В городе открылся первый ночной магазин. Это пример скорее всего
а) естественной монополии
в) вынужденной монополии
г) временной монополии
3. Антимонопольное законодательство, действующее во многих странах, нацелено в первую очередь
а) на обеспечение запрета деятельности монополий
б) на поддержание условий свободной конкуренции
в) на прямое регулирование цен
г) на наполнение доходами государственного бюджета
4. Монопольный товар, т.е. товар, предлагаемый монополистом для продажи, как правило,
а) не имеет близких заменителей
б) не нужно рекламировать
в) требует больших затрат на производство
г) верны ответы «а» и «б»
5. Олигополия скорее всего возникнет на рынке
6. Городской рынок молочных продуктов с множеством рыночных цен является примером
б) монополистической конкуренции
в) совершенной конкуренции
7. На рынке монополистической конкуренции:
а) отдельный покупатель может влиять на цену продукции
б) реклама не играет существенной роли
в) товары отличаются по исполнению, условиям продажи, упаковке
г) производители имеют одинаковый доступ к информации
8. Укажите, какой формы конкуренции не существует
9. Монополией именуется ситуация, при которой
а) на рынке действует один покупатель
б) на рынке действует один продавец
в) на рынке действует один покупатель и один продавец
г) на рынке действует два продавца
10. Фирмы действуют на рынке монополистической конкуренции, если они
а) реализуют одинаковую продукцию
б) покупают сырье у одних и тех же поставщиков
в) реализуют дифференцированную продукцию
г) реализуют товары по низким ценам
д) реализуют товары по высоким ценам
а) продажа одного и того же товара по разной цене при равенстве затрат на его производство
б) продажа по одной цене разных товаров при разных затратах на производство
в) продажа товара по себестоимости
г) продажа товара по максимальной цене
12. Укажите, какой модели несовершенной конкуренции НЕ существует:
г) монополистической конкуренции
а) малое число фирм
б) большое число покупателей
в) однородные или мало дифференцированные продукты
г) труднодоступное вхождение на рынок
д) все предыдущие ответы верны
14. Продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам называется
а) совершенной конкуренцией
б) ценовой дискриминацией
г) монополистической конкуренцией
а) совершенная конкуренция
г) естественная монополия
16. Показателем, характеризующим степень монополизации экономики, служит индекс
17. Основным признаком монополистической конкуренции является
а) дифференциация продукта
б) ограниченное число продавцов
в) ограниченное число покупателей
18. Рынок, на котором большое количество продавцов предлагает стандартизированные товары, является рынком
а) чистой конкуренции
в) монополистической конкуренции
г) чистой монополии
19. Рынок, на котором большое количество продавцов предлагает дифференцированные товары, является рынком
а) чистой конкуренции
в) монополистической конкуренции
г) чистой монополии
20. В рыночной экономике домохозяйства являются
а) продавцами потребительских товаров и услуг
б) экономическими агентами, являющимися собственниками ресурсов
в) основными производителями экономических благ
г) покупателями производственных ресурсов
21. К важнейшим элементам рыночной системы НЕ относится
а) наличие общей цели
в) спрос и предложение
22. Формирование рыночных цен происходит в процессе конкуренции
23. Рынок совершенной конкуренции характеризует все, КРОМЕ того, что
а) производители хорошо информированы о рыночной конъюнктуре
б) каждый покупатель имеет мизерную долю рынка данного товара
в) производители могут свободно входить на рынок и выходить из него
г) каждый производитель устанавливает свою цену
24. Ценовая конкуренция является основной для конкуренции
25. Рынки совершенной конкуренции и монополистической конкуренции схожи тем, что
а) на рынке продаются однотипные товары
б) существует только ценовая конкуренция
в) почти нет барьеров для вступления конкурентов на рынок
г) на рынке продаются дифференцированные товары
26. Как называется экономическая ситуация на рынке, при которой покупателем какой-либо продукции или ресурса выступает одна фирма?
27. Какой тип организации НЕ является субъектом рыночного хозяйства?
г) политические партии
28. Что из перечисленного ниже является чистым общественным благом?
б) плавательный бассейн
в) уличное освещение
г) страховое медицинское обслуживание граждан
29. Какая из ниже указанных проблем не может быть разрешена в рыночной экономике?
а) полное насыщение рынка товарами массового спроса
б) эффективное распределение ресурсов между разными отраслями
в) достаточное производство социально-значимых товаров и услуг
г) быстрое изменение форм деятельности предприятий
а) взаимосвязи и соперничества между субъектами рыночного хозяйства за достижение своих экономических целей
б) соперничества между продавцами за привлечение покупателей
в) соперничества между покупателями за обладание лучшими товарами
г) борьба между производителями за владение лучшими ресурсами
31. Что является результатом (следствием) внутриотраслевой конкуренции?
а) установление равновесных цен на рынках одноименных товаров
б) снижение затрат и цен производимых товаров за счет роста производительности ресурсов
в) стимулирование перемещения капитала из одной отрасли в другую
г) создание новых предприятий в наиболее перспективных отраслях
32. Что является результатом (следствием) межотраслевой конкуренции?
а) снижение цен на потребляемые ресурсы и производимые товары
б) рост цен на потребляемые ресурсы и производимые товары
в) перемещение капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли
г) изменение цен на взаимодополняемые и взаимозаменяемые ресурсы и потребительские товары
33. При наличии множества недостатков у конкурентного ценового механизма есть одно неоспоримое преимущество. Оно выражается
а) в предоставлении личной свободы всем агентам рынка
б) в равномерном распределении доходов в обществе
в) в эффективном распределении ресурсов в экономике
г) в стабильном развитии экономики
34. Термин «несовершенный конкурент» относится к продавцу, который
а) приспосабливается к ценам, которые складываются на рынке
б) предлагает достаточный объем товаров, чтобы влиять на цены
в) пользуется дотациями со стороны государства
г) разрушает сложившийся стандарт потребительских предпочтений
35. Примером естественной монополии является
а) крупный коммерческий банк
б) фирма по производству автомобилей
в) нефтедобывающая компания
г) городской метрополитен
36. В сущности, под рынком понимают
а) место, где продавцы и покупатели совершают акты обмена
б) организацию, которая используется людьми для торговли друг с другом
в) источник информации о ценах
г) способ самопроизвольного регулирования структуры производства
37. Что НЕ является элементом рыночного механизма, как регулятора структуры производства?
а) спрос и предложение
б) конкуренция и монополия
в) издержки и прибыль
г) налоги и таможенные сборы
а) затраты на производство товаров
б) затраты на доставку товаров потребителям
в) затраты по организации фирмы и заключении сделок
г) общие затраты на производство и реализацию товаров
39. Проблема «безбилетника» возникает при производстве
а) чистых общественных благ
б) смешанных общественных благ
в) товаров потребительского назначения массового спроса
г) предметов роскоши для богатых
40. Провалы (фиаско) рынка происходят, когда
а) возникают избытки товаров потребительского назначения
б) возникают внешние или побочные эффекты производства
в) возникают излишки наукоемкой продукции
г) быстро растут потребности государства
а) производство и потребление которых не связано с криминальной деятельностью
б) производство и потребление которых не связано с загрязнением окружающей среды
в) которые потребляются людьми независимо от того, платили они за них или нет
г) которые потребляются без загрязнения окружающей среды
42. Какие внешние эффекты проявляются при производстве чисто общественных благ?
в) и положительные, и отрицательные
г) внешние эффекты отсутствуют
43. Корректирующие налоги, которые рекомендовал использовать А. Пигу (налог Пигу) для устранения отрицательных экстерналий, должны использоваться
а) для компенсации ущерба «третьим лицам»
б) для государственных дотаций малоимущим
в) на стимулирование защиты окружающей среды
г) всё равно, на что
44. К провалам рынка можно отнести
а) наличие монополий
в) общественные блага
г) все ответы правильные
45. К провалам государства относятся
а) несовершенство политического процесса
б) ограниченность контроля над бюрократией
в) неспособность государства полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений
г) все ответы правильные
46. Конкуренция имеет место
а) только при отсутствии вмешательства государства в экономику
б) только в условиях государственного регулирования экономики
в) только в условиях рыночного хозяйства
г) в любой экономической системе
47. В модели кругооборота бизнес является
а) кредитором на рынке доходов
б) покупателем на рынке товаров
в) продавцом на рынке ресурсов
г) продавцом на рынке товаров и услуг.
48. В антимонопольной политике России преимущественное развитие получило
а) программирование экономики
б) формирование естественных монополий
в) регулирование прав собственности и препятствие появлению новых монополий
г) проведение анализа конъюнктуры рынка
49. В конкуренции между продавцами проигрывают те, у кого цены
а) выше, чем рыночные
б) ниже, чем рыночные
в) соответствуют рыночным
г) цены на продукцию устанавливает государство
50. Основой формирования конкурентной среды НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
а) содействие развитию рыночной инфраструктуры
б) либерализация внешнеэкономической деятельности
в) переход от рынка покупателя к рынку продавца
г) устранение барьеров вхождения в отрасль
51. Всеобщая форма монополий появилась и стала типичным явлением
а) во второй половине XIX века
б) в первой половине XIX века
в) во второй половине ХХ века
г) в первой половине ХХ века
52. Регулируемый рынок имеет место, когда рыночная активность
а) регулируется государством
б) контролируется правительством
в) существует правило «невидимой руки»
г) осуществляется через банк
53. Рынок как экономическая форма организации общественного производства НЕ ПОЗВОЛЯЕТ
а) гарантировать получение равного дохода всем производителям
б) использовать выгоды общественного разделения труда
в) создавать сбережения
г) осуществлять контакт покупателей и продавцов
54. Образование рыночных цен происходит за счёт конкуренции
55. К важнейшим элементам рыночной системы НЕ ОТНОСИТСЯ
а) наличие общей цели
б) спрос и предложение
56. Положительный внешний эффект возникает, когда предельные частные выгоды
б) выше предельных общественных выгод
в) равны предельным общественным выгодам
г) ниже предельных общественных выгод
57. Ценовая конкуренция предполагает:
а) увеличение расходов на рекламу
б) продажу товаров по ценам ниже, чем у конкурентов
в) продажу товаров более высокого качества и надёжности
г) продажу товаров и услуг по ценам выше, чем у конкурентов
58. К условиям совершенной конкуренции относятся следующие (4 варианта правильные)
а) коэффициент Герфиндаля-Хиршмана очень высок
б) соперничающие на рынке фирмы производят однородную продукцию
в) покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах
г) продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах
д) существует свободный вход новых конкурентов на рынок
59. К положительным свойствам рынка относится (3 варианта правильные)
а) систематическое повышение качества экономических благ
б) быстрая адаптация к меняющейся экономической ситуации
в) сохранение невоспроизводимых экономических ресурсов
г) заинтересованность в создании общественных благ
д) наличие свободного выбора для производителей и потребителей
60. Расставьте перечисленные ниже организационные формы монополий в порядке их исторического возникновения (5 варианта правильные)
61. К признакам совершенной конкуренции относятся (4 варианта правильные)
а) свобода входа на рынок
б) диверсификация (разнообразие) товаров
в) большое число продавцов
г) свободный доступ к информации
д) крупные размеры фирм
е) ценовая конкуренция
ж) неценовая конкуренция
62. Соблюдение каких условий делает конкуренцию совершенной? (3 варианта правильные)
а) свободный вход на рынок и выход из него
б) на рынке продаются однотипные товары
в) на рынке продаются дифференцированные товары
г) на рынке множество продавцов и покупателей
д) на рынке несколько продавцов и много покупателей
е) вход на рынок сильно затруднен
63. Укажите среди перечисленных ниже экономических благ смешанные общественные блага (3 варианта правильные)
а) услуги транспорта
б) услуги образования
в) ночное освещение улиц
г) национальная оборона
д) услуги здравоохранения
64. В модели кругооборота бизнес является (2 варианта правильные)
а) продавцом на рынке товаров
б) покупателем на рынке товаров
в) покупателем на рынке ресурсов
г) кредитором на рынке доходов
65. Рынок как экономическая форма организации общественного производства позволяет (2 варианта правильные)
а) расширить ограниченные возможности индивидуумов
б) тратить как можно больше денег
в) создавать сбережения
г) осуществлять контакт покупателей и продавцов
66. Монополистическая конкуренция как тип рыночной структуры характеризуется (3 варианта правильные)
а) наличием картельных соглашений
б) наличием сговора покупателей
в) относительно свободным входом в отрасль
г) дифференциацией продукта
67. Максимизация каких экономических элементов является основной целью домохозяйств (2 варианта правильные)
68. Для рынка совершенной конкуренции характерно (2 варианта правильные)
б) отсутствие неценовой конкуренции
в) неограниченное количество экономических субъектов на рынке
г) существуют экономические барьеры вхождения в отрасль
69. К рынкам, классифицируемым по пространственному признаку, не относятся рынки (2 варианта правильные)
70. К рынкам, классифицируемым по типу конкуренции, не относятся (2 варианта правильные)
а) монопольный рынок
б) рынок совершенной конкуренции
в) региональный рынок
71. Монополистическая конкуренция как тип рыночной структуры характеризуется (2 варианта правильные)
а) относительно свободным входом в отрасль
б) дифференциацией продукта
в) абсолютно эластичным спросом
г) ориентацией на ценового лидера
72. Основными целями фирмы являются (2 варианта правильные)
а) максимизация прибыли
б) максимизация потребления
в) максимизация полезности
г) удовлетворение спроса
73. Признаками рынка совершенной конкуренции являются (2 варианта правильные)
а) хорошая информированность производителей о рыночной конъюнктуре
б) неограниченное количество экономических субъектов на рынке
в) дифференциация продукции с точки зрения и производителя и потребителя
г) воздействие производителей на рыночные цены
74. Основными функциями фирмы являются (2 варианта правильные)
а) использование собственного или заёмного капитала
б) максимизация дохода
Ответы на тестовые вопросы темы 4
1-б; 2-г; 3-б; 4-а; 5-г; 6-б; 7-в; 8-б; 9-б; 10-в; 11-а; 12-в; 13-д; 14-б; 15-г; 16-б; 17-а; 18-а; 19-в; 20-б; 21-а; 22-а; 23-а; 24-а; 25-в; 26-в; 27-г; 28-в; 29-в; 30-а; 31-б; 32-в; 33-в; 34-б; 35-г; 36-г; 37-г; 38-в; 39-а; 40-б; 41-в; 42-а; 43-г; 44-г; 45-г; 46-в; 47-г; 48-г; 49-а; 50-в; 51-г; 52-а; 53-а; 54-в; 55-а; 56-а; 57-б; 58-б, в, г, д; 59-а,б,д; 60-в,а,г,д,б; 61-а,в,г,е; 62-а,б,г; 63-а,б,д; 64-а,в; 65-а,г; 66-а, в, г; 67-в,г; 68-б,в; 69-а,в; 70-в,г; 71-а,б; 72-а,г; 73-а,б; 74-а,б.
1. Что не является существенным признаком предприятия?
а) наличие собственника
б) наличие трудового коллектива
в) наличие товарного знака
г) наличие имущества
2. Внутренней целью предприятия является:
а) выпуск как можно большего количества товаров
б) минимизация затрат на производство товаров и услуг
в) максимизация прибыли от продажи товаров и услуг
г) удовлетворение потребностей покупателей
3. Внешней целью предприятия является
а) своевременная уплата налогов в бюджет государства
б) своевременное осуществление расчетов с партнерами
в) изучение и удовлетворение запросов потребителей
г) минимизация затрат и максимизация прибыли
4. Выполнение какой функции предприятия, как правило, берет на себя его собственник?
5. Какой документ НЕ требуется при регистрации предприятия?
а) устав предприятия
б) свидетельство об уплате госпошлины
в) бизнес-план предприятия
г) заявление учредителей
6. Какая организационная форма предприятия наименее благоприятна с точки зрения системы налогообложения в рыночной экономике?
б) общество с ограниченной ответственностью
г) открытое акционерное общество
7. Для создания предприятия по производству сложной бытовой техники потребуется привлечь крупные денежные средства. Какую организационную форму предприятия следует выбрать в таком случае?
а) общество с ограниченной ответственностью
б) общество с дополнительной ответственностью
в) открытое акционерное общество
г) закрытое акционерное общество
8. Укажите, какую из следующих функций не выполняют рядовые акционеры в акционерном обществе открытого типа?
а) получают часть прибыли в форме дивидендов
б) непосредственно управляют процессом производства
в) выбирают наблюдательный совет и ревизионную комиссию
г) несут ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах пакета акций, принадлежащего каждому акционеру
9. Определите, какая из перечисленных ниже характеристик является достоинством индивидуального предприятия?
а) ограниченная ответственность
б) простота процедуры учреждения
в) использование специалистов в управлении
г) неограниченная продолжительность существования
а) группа людей, договорившихся организовать производство и реализацию дефицитного вида продукта
б) производственное помещение с установленным в нем оборудованием для производства продукции
в) хозяйственная единица, обладающая правом самостоятельного принятия решений по всем вопросам производства и продажи товаров и услуг
г) коллектив людей, которому поручено выполнение определенных функций по организации производства нового вида продукции
11. Укажите функцию, характерную для коммерческого предприятия:
а) спрос как на товары, так и на ресурсы
б) предложение как товаров, так и ресурсов
в) спрос на товары и предложение ресурсов
г) предложение товаров и спрос на ресурсы
12. Укажите организационно-правовую форму предприятия, для которой характерна солидарная (неограниченная) ответственность за результаты хозяйственной деятельности:
а) полное товарищество (партнерство)
б) общество с ограниченной ответственностью
в) общество с дополнительной ответственностью
г) открытое акционерное общество
д) закрытое акционерное общество
13. Какая организационно-правовая форма предприятия является самой распространенной в странах с развитой рыночной экономикой?
а) индивидуальное предприятие
б) партнерство или товарищество
в) корпорация или акционерное общество
г) общество с ограниченной ответственностью
а) способ преобразования факторов производства в готовую продукцию
б) способ доставки готового продукта к потребителю
в) способ обеспечения производства энергетическими ресурсами
г) режим регулирования рабочего времени на предприятии
15. Предельный продукт фактора производства
а) представляет собой продажную цену последней единицы продукта
б) равен изменению общего размера выручки при использовании дополнительной единицы производственного фактора
в) равен изменению объема производства при использовании дополнительной единицы производственного фактора
г) представляет собой цену покупки последней единицы ресурса
16. Предельный продукт фактора производства в денежном выражении
а) представляет собой продажную цену последней единицы продукта
б) равен изменению общего размера выручки при использовании дополнительной единицы производственного фактора
в) равен изменению объема производства при использовании дополнительной единицы производственного фактора
г) представляет собой цену покупки последней единицы ресурса
17. Когда конкурентная фирма достигает уровня производства, при котором денежное выражение предельного продукта каждого ресурса равно цене этого ресурса, то она
а) производит продукт при минимальных издержках, но не обязательно получает максимальную прибыль
б) получает максимальную прибыль, но не обязательно производит продукцию при минимальных издержках
в) получает максимальную прибыль при минимальных издержках производства
г) не обязательно получает максимальную прибыль, либо достигает минимального уровня издержек
18. Если конкурентная фирма максимизирует прибыль, продавая продукцию по цене 20 руб. за штуку и покупает ресурс по цене 100 руб. за единицу, то денежное выражение предельного продукта данного ресурса равно:
19. Фирма достигает минимального уровня издержек, когда
а) цены всех факторов производства одинаковы
б) предельные продукты всех факторов производства одинаковы
в) предельные продукты факторов производства равны их ценам
г) предельные продукты факторов производства равны нулю
д) ни один из предыдущих ответов не является верным
20. Допустим, что в производстве продукта используется труд (Т) и капитал (К). Известно, что предельный продукт труда (ППТ) равен 2 единицам; предельный продукт капитала (ППК) равен 5 единицам. Цена единицы труда (ЦЕТ) равна 10 руб.; цена единицы капитала (ЦЕК) равна 20 руб., а предельный доход составляет 30 руб. с единицы продукта. Чтобы получить максимальную прибыль, фирма должна использовать
а) больше как труда, так и капитала
б) меньше как труда, так и капитала
в) больше труда, но меньше капитала
г) больше капитала, но меньше труда
21. Изокванта есть кривая, изображающая
а) множество наборов ресурсов равной стоимости
б) кривую производственных возможностей
в) график производственной функции
г) наборы ресурсов, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции
22. Условием равновесия производителя является:
а) равенство предельной нормы технологического замещения отношению предельных продуктов труда и капитала
б) равенство предельной нормы технологического замещения отношению соответствующих цен ресурсов
в) касание кривой изокванты с линией изокосты
г) пропорциональность предельных продуктов ресурсов ценам производимых продуктов
а) вся продукция в физическом выражении, произведенная на предприятии
б) отношение объема использованного ресурса к совокупному продукту
в) отношение совокупного продукта к объему использованного ресурса
г) дополнительная продукция, произведенная при помощи приращения данного ресурса
д) дополнительный доход, полученный от реализации дополнительной единицы продукта
24. Правило максимизации прибыли при использовании одного вида ресурса выражается следующей формулой:
25. Предельную норму технологического замещения можно выразить при помощи следующей формулы:
26. Из перечисленных ниже выберите условие максимизации среднего продукта переменного фактора производства
б) увеличение затрат как капитала, так и труда на 20% вызывает рост выпуска продукции на 20%
в) увеличение затрат как капитала, так и труда на 10% вызывает рост выпуска продукции на 20%
г) увеличение затрат капитала на 10%, а труда на 5% вызывает рост выпуска продукции на 7,5%
29. В производстве применяются два ресурса. Если их цены равны, то они используются
а) в одинаковом объеме
б) в одинаковой пропорции
в) в одинаковом объеме и одинаковой пропорции
г) информации недостаточно
30. Большему объему производства соответствует положение изокванты, расположенное относительно начала осей координат
31. При оптимальном выборе наилучшего сочетания ресурсов отношение их предельных производительностей равно:
а) отношению средней производительности первого ресурса к средней производительности второго ресурса
б) отношению эластичностей выпуска по ресурсам
в) отношению цен ресурсов
г) отношению общих затрат ресурсов
32. Предельная норма технологического замещения фактора Х фактором Y равна 4. Если необходимо произвести тот же объем продукции, но снизить затраты фактора Х на 2 единицы, то использование фактора Y
а) возрастет на 2 ед.
б) возрастет на 8 ед.
в) возрастет на 1/2 ед.
г) данных недостаточно
33. Фирма использует капитал К и труд L. Предельный продукт труда МРL= 16, предельный продукт капитала МРК=10. Цена единицы труда РL=4, цена единицы капитала РК=3. Установите, что делать фирме, чтобы производство заданного объема продукции было осуществлено с минимальными затратами:
а) использовать больше труда и меньше капитала
б) использовать неизменное количество труда и капитала
в) использовать меньше труда и больше капитала
г) повысить заработную плату
34. Фирма увеличивает затраты на 10%, а объем производства возрастает на 15%. В этом случае наблюдается
а) отрицательный эффект масштаба производства
б) максимизация выручки от продажи продукции
в) положительный эффект от масштаба производства
г) снижение доли переменного фактора производства
35. Объединение лиц, а не капитала характерно для
а) открытого акционерного общества
б) закрытого акционерного общества
в) общества с ограниченной ответственностью
г) полного товарищества
36. Закрытое акционерное общество может
а) продавать свои акции на свободном рынке
б) проводить открытую подписку на акции
в) распространять акции только среди учредителей
г) распространять только именные акции
37. Основным признаком некоммерческой организации является
а) получение низкой прибыли
б) организация производственной деятельности
в) невозможность распределения прибыли между учредителями
г) упрощенная финансовая отчетность
38. Производственная функция, показывающая зависимость объема выпуска (Q) от двух факторов производства (труда L и капитала К), имеет следующий вид:
39. Разделение функций собственности и управления имеет место в случае, если фирма является
а) единоличным владением
г) во всех перечисленных формах
40. Определите, какой из перечисленных видов деятельности не может рассматриваться как процесс производства?
а) добыча полезных ископаемых
б) перевозка радиоактивных отходов
в) поиск покупателем в магазинах дефицитных товаров
г) скупка продуктов и их перепродажа по более высокой цене
41. Определите, какая из перечисленных комбинаций значений общего продукта иллюстрирует закон убывающей предельной производительности факторов производства?
а) 2500, 1500, 1250, 1200
б) 2500, 5000, 8000, 12000
в) 2500, 3000, 3200, 3300
г) 2500, 3500, 3600, 3800
42. Изокванта иллюстрирует
а) кривую общего объема продукта
б) производственную функцию
в) различные объемы продукта, которые можно получить при заданных количествах ресурсов
г) кривую предельного продукта
а) равных издержек или бюджетного ограничения предприятия
б) равной выручки при равном объёме выпуска продукции
в) равного количества продукции при равном количестве ресурсов
г) равномерного изменения предельной производительности ресурсов
а) имеет отрицательный наклон
б) имеет положительный наклон
в) располагается вертикально
г) располагается горизонтально
45. Если производственная функция определяется уравнением: Q=100+12К2+10L, тогда уравнение предельного продукта капитала имеет вид
в) возрастающую (положительную)
г) убывающую (отрицательную)
47. С точки зрения теории маржинализма фирма будет предъявлять спрос на переменный фактор производства до тех пор, пока
а) существует спрос на продукцию, производимую с его помощью
б) имеет средства для его приобретения
в) получает положительную экономическую прибыль
г) предельный доход от фактора не станет равным его цене
48. Если затраты обоих ресурсов увеличиваются на 20%, а объём производства возрастает на 30%, то в этом случае имеется:
а) постоянная отдача от масштаба
б) фиксированная пропорция
в) возрастающая отдача от масштаба
г) уменьшающаяся отдача от масштаба
49. Закон убывающей предельной производительности гласит, что
а) при увеличении одного фактора производства и неизменном другом достигается определённый объём выпуска, свыше которого величина предельного продукта начинает снижаться
в) при увеличении затрат одного ресурса и при неизменности других ресурсов и технологий он приносит меньший предельный продукт
г) при прочих равных условиях по низкой цене удаётся продать больше товаров, чем по высокой
Ответы к тестовым вопросам темы 6
1-в; 2-в; 3-в; 4-г; 5-в; 6-г; 7-в; 8-б; 9-б; 10-в; 11-г; 12-а; 13-а; 14-а; 15-в; 16-б; 17-в; 18-г; 19-в; 20-г; 21-г; 22-в; 23-в; 24-г; 25-а; 26-б; 27-б; 28-б; 29-г; 30-а; 31-в; 32-в; 33-а; 34-в; 35-г; 36-в; 37-в; 38-а; 39-в; 40-в; 41-в; 42-б; 43-а; 44-а; 45-г; 46-б; 47-г; 48-г; 49-в.