какое свечение ксенона лучше
Как подобрать ксенон в автомобиль
Как подобрать цвет ксенона
Итак, что же такое цветовая температура?
Цветовая температура — температура абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение с той же цветностью, что и рассматриваемое излучение.
Цветовая температура характеризует:
спектральный состав излучения источника света,
объективное впечатление от цвета источника света.
Соответствие температуры и цвета ксеноновых ламп:
3500К — желтый подходит для противотуманок как основное освещение не пригоден
4300К— бело-желтый самый яркий свет, именно эта температура ставится на заводские машины в оригинале
5000К — белый
6000К — холодный белый с легким голубым, этот свет выбирают 90% покупателей
7000К— голубой, яркость значительно ниже ездить с таким светом тяжело
8000К — синий легкий фиолетовый, яркость еще хуже…
От цветовой температуры зависит световой поток.
Зависимость такая — до 4300 К чем выше температура, тем больше световой поток, после 4300 К он начинает уменьшатся.
Например, у ламп с температурой 12000 К (фиолетовый) он составит 1630 лм (5400 К – 2600 лм), что ненамного больше, чем у галогеновой лампы. Поэтому увеличение цветовой температуры производителями – просто дань моде. Синие лампы смотрятся престижнее, но светят они хуже. Поэтому немецкие производители, чьи лампочки штатно ставятся на большинстве конвейерах мира, выпускают ксенон с температурой не выше 4800 К.
В целом можно сказать что цветовая температура 4300К всемирно признана в автомобильной индустрии, но для нас сегодня оптимальным остается 5000К.
внизу фото отличия ксенона и от температуры, и мощности 😉
Как светит ксенон 5000К и какой лучше выбрать
Правильный тюнинг оптики автомобиля не обходится без ксеноновых ламп. При установке можно столкнуться с непростым выбором, какие лучше поставить: 4300К, 5000К или 6000К. Посмотрим, какой у них срок службы, что значат эти цифры и какие будут лучше.
Особенности ксеноновых ламп
А в чём, вообще, их отличие от галогеновых источников света? А заключается оно в яркости свечения. Если галогенные лампы дают обычно жёлтый или тёплый белый свет, то ксеноновые выдают белое, почти голубое свечение.
Ксеноновая лампа — такая же стеклянная колба, внутри которой находится инертный газ — ксенон с добавлением паров ртути. Газ используют вместо нити накаливания, при возникновении электрической дуги излучается очень яркий свет. Чтобы он мог работать под высоким давлением, к нему добавляют ртуть.
Преимущества таких ламп:
Недостатки ксенона:
Впрочем, достоинства хорошо перекрывают недостатки, поэтому монтаж стоит того.
Что означает 4300 К, 5000 К и 6000 К
Основной характеристикой этих ламп считается световая температура. А она измеряется в Кельвинах. Цифры 4300, 5000 и 6000 выбраны неслучайно, так как такие лампочки лучше всех подходят для автомобиля. Если переступить этот порог дальше, то лампы будут отдавать сине-фиолетовым цветом и станут непригодными для применения в фарах.
Кроме того, лампы с более низкой световой температурой покупать уже нецелесообразно. Есть разновидности галогеновых ламп, которые выдают даже 4200 Кельвинов, и установка их обойдётся автовладельцу намного дешевле.
Определить по цвету ксенон и то, как он будет светить, можно по специальной таблице.
Какой светит лучше и где срок службы больше
Стоит сразу отметить, что 6000 К, хотя свет от них будет ярче и приятнее, непригодны для поездки в плохую погоду. Дело в том, что сырость на дороге будет отражать свет. Чем ярче свечение лампы, тем сильнее будет отражаться её свет от дорожного покрытия. Эффект будет такой, что дорогу не будет видно совсем. Впрочем, он замечательно подходит для снежной зимы или сухого асфальта. Срок службы будет также меньше.
На источниках света 4300К и 5000К остановимся подробнее. На сухой дороге обе лампы имеют абсолютно одинаковые параметры, и разница не будет видна невооружённым глазом. Различия можно заметить только на сыром дорожном покрытии.
Фары с 4300К лучше светят при движении под дождём, потому что отражают гораздо меньше бликов. Соответственно, их эксплуатация будет более удобна весной и осенью в период дождей.
Однако при установке ламп 5000 К фары будут светить с меньшей желтизной, почти нейтральным белым светом. Если на первый взгляд разница незаметна, то спустя некоторое время станет ощутимо, что глаза напрягаются меньше, а дорога отлично просматривается.
Плохо зарекомендовали себя китайские лампы — срок их службы существенно ниже, да и качество исполнения далеко от идеала.
Законна ли установка ксенона
Многих водителей интересует, насколько законна такая переделка. Если речь идёт о сертифицированных фарах, в которых с завода предусмотрена установка ксеноновых источников света, то вопросов быть не должно. Как правило, на корпусе таких фар есть специальная маркировка DC, DR или DCR, что означает возможность применения в ближнем свете, дальнем и комбинированном. Кстати, срок эксплуатации заводских ламп существенно выше, чем установочных комплектов.
Если такой маркировки нет, то применение ксеноновых источников света в фаре запрещено. Сейчас нет штрафа за это, однако предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортом на срок от 6 месяцев до 1 года, даже если это будут ПТФ бленды, оборудованные такими лампами.
Однако это ещё не значит, что дооборудовать автомобиль такой оптикой нельзя. Если докупить необходимое оборудование (автокорректор фар, линзы, омыватель), заказать установку в специализированном сервисе и затем получить одобрение в ГИБДД со всеми отметками в ПТС, то установить ксенон 5000 К можно легально.
Подводя итог, можно сказать, что ксенон лучше почти по всем показателям. Это большой срок службы, хорошая освещённость дорожного покрытия, а следовательно, безопасность.
Ксенон и цветовая температура
Сколько времени существуют ксеноновые фары, столько времени люди задают вопрос «Какую цветовую температуру выбрать?». Ответ в гугле, в общем-то находится легко: «Для хорошего света — 4300К, для понтов >6000». Сейчас мы постараемся разобраться, что такое цветовая температура и с чем ее едят 🙂
Кому не интересна физика процесса в изложении автора. Вот ответ: если вы хотите поставить ксенон для улучшения освещения дороги берите 4300-4500К; если вы школьник или чОткий пацанчик и ставите «штоб пацаны завидовали» — ваш выбор >6000К, ацки фиолетовый свет, чотенький.
Зависимость цвета и света:
3200К – 1500LM
4200К – 3400LM
6500K – 2700LM
7500K – 2300LM
12000К – 1800LM
В левом столбце расположена цветовая температура в Кельвинах, а в правом – сила света в Люменах. Именно сила света всех и интересует (а не цвет свечения, который дарит понты и уважение впередиедущих соседей, но на деле чем «синее» свет, тем хуже). Если ещё раз взглянуть на таблицу, то видно, что наибольшая сила света у ламп с температурой свечения 4200-4300 Кельвинов.
А теперь собсно физика для чайников от вашего покорного слуги.
Основными источниками света в природе являются нагретые тела. Для нагретого тела спектр видимого излучения, который зависит от температуры нагрева, измеряемой в Кельвинах (К), называют термином цветовая температура. При этом, цветовая температура ксенона никак не зависит от температуры нагрева колбы лампы. Это просто шкала измерения цвета, чтобы не говорить «ну красненький такой, как сумочка же, ну». Кстати, температура нагрева лампы ксенона ниже, чем у галогенки. Те, кто посмотрели на график цветовой температуры, уже заметили, что у галогенок она ниже, чем у ксенона, почему же она греется гораздо меньше? Чтобы не перегружать тему физическими подробностями – галогенная лампа = лампа накаливания, ксеноновая лампа = газоразрядная лампа. Возможно многие помнят, как сильно нагревается обычная лампочка Ильича, и как слабо – энергосберегайка.
Чуть подробнее (смело пропускайте, если ранее было что-то не ясно:) ):
Галогеновая лампа: лампа накаливания, в баллон которой добавлен буферный газ: пары галогенов (брома или иода). Это повышает время жизни лампы до 2000—4000 часов, и позволяет понизить температуру спирали. При этом рабочая температура спирали составляет примерно 3000 К. То есть сама спираль РЕАЛЬНО НАГРЕТА до 2500. И общая масса спирали достигает нескольких дестятых долей грамма. Плотность же буферного газа в лампе очень велика. А чем выше плотность газа, тем лучше он проводит температуру к колбе лампы.
Ксеноновая лампа: источник искусственного света, в котором светится электрическая дуга в колбе, заполненной ксеноном. Там источником света является не нагретая металлическая спираль, а электрическая дуга. Да, дуга тоже нагрета до нескольких тысяч градусов (собственного говоря, пропорционально цветовой температуре). Но масса вещества, из которого состоит дуга составляет тысячные доли грамма. И чем меньше вещества разогрето — тем меньше тепла оно отдает окружающей среде. А плотность, скажем так, незадействованного газа между дугой и колбой лампы крайне мала (сравни с плотностью буферного в галогенке). А чем ниже плотность газа, тем хуже он проводит температуру к колбе лампы.
Плюс ко всему КПД лампы накаливания в 3-5 раз меньше, чем газоразрядной. То есть у галогенки
90% потребляемой мощности уходит в тепло, а 10 в свет. А у газоразрядной около 65% в тепло, а 35 – в свет.
Почему цветовая температура в 4300К ярче всего?
На самом деле, существует две причины этому явлению: физическая и биологическая.
Физическая причина:
При увеличении цветовой температуры энергия, переносимая светом увеличивается. Но, для увеличения переносимой энергии, без потери интенсивности, необходимо увеличивать мощность ксенонового блока, которая ограничена, скажем 55W. Кроме того, чем более синий (фиолетовый) свет, тем сильнее он преломляется. Чем также частично объясняется ухудшение видимости в дождь и туман. Так же, 4300 – имеет равномерную интенсивность света по всем цветам. А >6000К – имеет интенсивность только в синем диапазоне. А глаз, как известно, воспринимает RGB-свет.
Биологическая причина:
Человеческий глаз имеет лучшее восприятие в диапазоне от 2000К до 6000К. Имея при этом пик восприятия на отметке 560 нм, что примерно соответствует 4500К!
Причем, чем выше световая температура, тем хуже воспринимаются очертания предметов и их настоящие цвета. А так же сильнее устают глаза. Что связано с тем, что от 2000 до 6000К за восприятие отвечают колбочки – клетки сетчатки, отвечающие за цветовосприятие и остроту зрения. А в диапазоне от 6000 до 12000К – палочки, клетки, отвечающие за сумеречное зрение, где в мозг передается информация только о степени освещенности и расстоянию до объекта, при этом объект кажется размытым из-за особенностей палочкового восприятия сетчатки. Также палочки слабее реагируют на динамику светового потока и плохо различают объекты в движении.
Еще подробнее, про глаза, цветовую температуру и интенсивность:
Тут
Тут
Тут
и тут
Вся правда о ксеноне
Ксенон, в качестве источника света, стал массово использоваться в автомобиле (в заводской комплектации) еще с конца 90х годов, а начиная с 2002-2003 г. на рынке начали появляться разнообразные комплекты для модернизации штатных систем использующих галогеновые лампы под установку ксеноновых ламп. Сегодня в продаже можно найти ксеноновое оборудование любого качества и ценового диапазона для установки абсолютно в любое транспортное средство не только в качестве источника головного или противотуманного света, но и для установки в фонари заднего хода, подсветки салона и пр. Тем не менее до сих пор бытует множество неверных суждений о свойствах и возможностях ксенонового оборудования. В этой статье мы постараемся развеять большинство из них, или же наоборот подтвердить.
Миф первый: ксенон можно устанавливать только в линзованную оптику.
Сначала хотелось бы разделить оптические элементы головных фар на два вида: рефлекторная оптика и оптика с применением линз (линзованная оптика). В рефлекторной оптике формирование светового пучка происходит за счет отражения света от внутренней поверхности фары (отражатель), который рассчитан таким образом, чтобы по возможности равномерно освещать пространство впереди автомобиля, избегая при этом засветки в области глаз водителя встречного автомобиля. В ввиду особенностей «работы» такого отражателя и с учетом его сложной формы обусловленной дизайном фар автомобиля получить четкую свето-теневую границу практически невозможно, однако у рефлекторной оптики есть и свои плюсы — за счет своей сложной формы она позволяет осветить намного большее пространство впереди автомобиля, особенно в режиме дальнего света. В линзованной оптике световой поток формируется так же с помощью параболического отражателя внутри светового элемента и далее фокусируется и распределяется с помощью линзы. Если линза предназначена для формирования пучка ближнего света, ограничение светового потока производится за счет установки специальной перегородки-ограничителя внутри элемента, между отражателем и самой линзой, тем самым достигается четкое «срезание» светового пучка и отличное формирование свето-теневой границы. Однако у линзованной оптики есть и свой минус, связанный с оптическими свойствами самой линзы, который особенно проявляется так же в режиме дальнего света — это ширина светового пучка и его дальность. Поэтому в большинстве автомобилей с раздельной оптикой (отдельно ближний и отдельно дальний свет) для дальнего света используется именно рефлекторный отражатель, а для формирования светового пучка в дополнительной оптике дальнего света, особенно используемой для установки на внедорожники, раллийные автомобили, а так же в прожекторах, применяется только рефлекторный тип отражателя.
Теперь о мифе — для примера хотелось бы привести два вида оригинальных ксеноновых ламп производства Philips — D2S и D2R. Эти две лампы имеют одинаковую форму и разъем, однако первая предназначена для установки именно в линзованную оптику заводской комплектации, а вторая — как раз в рефлекторную (к примеру, на автомобили Lexus GS300). Таким образом, мы видим, что ксенон устанавливается, причем в заводской комплектации, в том числе и в фары с рефлекторным отражателем. А существование этого мифа в первую очередь связано с тем, что фара далеко не каждого автомобиля, в которой используется рефлекторный отражатель, допускает установку ксеноновых ламп, не превышая при этом допустимый порог засветки в соответствующих зонах. Поскольку световой поток ксеноновой лампы значительно выше чем у галогеновой, количество света в точках зоны глаз водителя встречного авто начинает превышать допустимый параметр, тогда как галогеновая лампа позволяет уложиться в нормы. В линзованной оптике происходит четкое формирование светового пучка, тем самым, исключая паразитку засветку. К тому же большую роль играет качество используемых ксеноновых ламп — зачастую дешевые комплекты ввиду несоблюдения стандартов при изготовлении не обеспечивают правильное попадание в фокус при установке в фару (положение газового разряда в колбе ксеноновой лампы относительно отражателя не совпадает с правильным, по сравнению с нормальной галогеновой лампой).
Исходя из всего вышесказанного, теоретически миф разрушен, однако на практике установка ксеноновых ламп в фары с рефлекторным отражателем на некоторых автомобилях в ввиду их конструктивных особенностей может привести к ослеплению водителей встречного транспорта. Поэтому мы настоятельно рекомендуем каждому, кто желает заменить штатные источники света на ксеноновые, подходить разумно к этому решению, выбирая оптимальный вариант (благо сейчас доступны не только всевозможные варианты ксеноновых ламп под любой цоколь, но и универсальные модули ксеноновых и биксеноновых линз для установки в любые типы фар головного света), обязательно регулировать фары после установки и уважать других участников движения.
Миф второй: установка ксенона должна сопровождаться обязательной установкой автокорректора и омывателя фар.
Как известно практически все автомобили с ксеноном в заводской комплектации снабжены омывателем фар и автокорректором. Автокорректор необходим для того, чтобы колебания кузова на неровностях дорожного покрытия, не приводили к ослеплению водителей встречных авто из-за «моргания» фар в такт перемещения автомобиля относительно дороги. Скорость срабатывания автокорректора достаточно высока, что позволяет сглаживать даже резкие перемещения кузова (наверняка многие обращали внимание на немного запоздалое следование светового пучка на автомобилях со штатно установленным ксеноновым оборудованием при проезде неровностей), однако у автокорректора есть определенное ограничение по углу регулировки, поэтому при значительных перемещениях кузова автомобиля относительно дорожного полотна, автокорректор не в силах его полностью сгладить.
Омыватель фар довольно полезная опция, устанавливаемо штатно, или как дополнительная опция на многие автомобили, не только имеющие в списке заводской комплектации ксенон. Однозначно, грязь на стекле фары, мешает правильному рассеиванию света, ухудшает его интенсивность, а так же может привести к ослеплению водителей встречных автомобилей. Данная опция на наш взгляд является достаточно полезной, однако актуальность ее использования на наших дорогах ввиду «национальных особенностей и бед» и вездесущей грязи «заклеивающей» авто от бампера до бампера, остается спорной.
Наше мнение — данные опции являются полезным дополнением любого автомобиля, не только с ксеноновым светом, однако их обязательное использование является спорным.
Миф третий: биксенон «круче» просто ксенона.
Старое заблуждение — разница ксенона и биксенона заключается только в использовании различных ламп. Ксенон, или моноксенон, используется в фарах предназначенных для формирования пучка ближнего или дальнего света, в зависимости от типа отражателя. Биксенон — это лампа, заменяющая галогеновые лампы с двумя нитями накала, которая используется для формирования и ближнего и дальнего света в одной фаре и одной лампой. Смена режимов производится с помощью изменения фокусного расстояния газового разряда относительно отражателя, рассчитанного таким образом, что в зависимости от положения газового пучка (или нити накала в галогеновой лампе) меняется направление светового пучка. В галогеновых лампах применены две нити накала, работающие попеременно, в ксеноновой лампе одна колба двигается относительно своей оси при помощи привода (в основном электромагнита).
Таким образом разница между комплектом биксенона и ксенона состоит только в разнице ламп и дополнительном комплекте реле и модуля управления переключением с ближнего на дальний свет. блоки розжига одинаковы, как и мощность и яркость светового потока.
Миф четвертый: модный «синеватый» ксенон лучше всего светит.
Самое большое заблуждение, распространяемое в том числе и многочисленными сайтами, предлагающими ксеноновое оборудование. Если не брать в расчет личностные предпочтения, являющиеся сугубо индивидуальными, относительно того какой цвет ксенона визуально более предпочтителен, а рассматривать реальную яркость и интенсивность светового потока, то самым ярким является ксенон (да и любой источник света) с температурой 4300К, световой поток которого у 35W ксеноновых ламп может составлять до 3200 люмен. Чем выше или ниже световая температура, тем меньше интенсивность светового излучения. Именно из-за этого, оригинальный ксенон, устанавливаемый на авто в заводской комплектации имеет световую температуру 4200-4300К.
На наш взгляд оптимальным является установка ламп с температурой 4300К (теплый белый, немного с желтым оттенком) или 5000К (холодный белый).
Миф пятый: ксенон светит ярче, дальше и дольше служит.
Наверняка Вы часто встречали на многих сайтах, да и просто слышали от продавцов, 100% убеждение в том, что поставив ксенон, Вы решите все проблемы с освещением дороги и избавитесь от необходимости в периодической замене ламп. А что же на самом деле?
Яркость излучаемого светового потока ксеноновой лампы 35W составляет 2500-3200 люмен (в зависимости от цветовой температуры и производителя колбы), яркость светового потока галогеновой лампы 55W составляет 1500-2000 люмен (в зависимости от производителя и применения технологий повышающих мощность излучения, таких как Night Breaker от Osram или BlueVision от Philips). Таким образом выбирая ксеноновую лампу с температурой 4300-5000К Вы получаете примерно в полтора раза большую интенсивность светового потока по сравнению с галогеном, по цвету максимально приближенному к дневному, одновременно с меньшим потреблением и нагрузкой на бортовую сеть. Срок службы ксеноновой лампы при правильной эксплуатации и работоспособности оборудования составляет не менее 2000 часов, галогеновой лампы — примерно 400-500 часов. Интенсивность светового потока ксенона на протяжении практически всего срока службы не изменяется («старение» газа начинается примерно после 2500 часов работы), у галогеновой лампы ввиду естественного старения и утончения нити накаливания интенсивность излучения начинает снижаться практически сразу, поскольку она сильно подвержена воздействиям перепада температур и вибрациям.
Учитывая все вышеизложенное, при грамотной установки качественного ксенонового оборудования соответствующего именно Вашему типу фар головного света, Вы получаете значительное увеличение светового потока, обеспечивающее большую безопасность при движении в темное время суток, не ослепляя водителей встречных авто, одновременно со значительным увеличением интервала замены источника света.
Продолжая выбирать ксенон для ПТФ (стань ГУРУ по ксенону)
Цоколь 9006/HB4 это понятно. Идем дальше.
Попробуем дальше разобраться в характеристиках.
Подбор ксенона по цвету
При выборе ксенона или биксенона, одним из наиболее часто возникающих вопросов помимо выбора производителя является вопрос о том какой цветовой температуры купить ксенон. Рассмотрим все варианты цветовых температур ксеноновых ламп, представленных на нашем рынке, а также их достоинства и недостатки.
3000 К. Ядовито-жёлтый цвет. Имеет смысл применять только в противотуманных фарах. Мощность ксеноновой лампы 3000К соответствует порядка 3300 люмен.
4300 К. Белый свет с жёлтым оттенком. Применяется как противотуманных фарах, так и в фарах головного света. В оптике автомобилей, где установлен штатный заводской ксенон применяют лампы цветовой температуры только 4300 К. Это связано с тем, что эти лампы имеют довольно высокую светоотдачу порядка 3400 люмен, а также имеют приятный для восприятия человеческим глазм цвет(почти белый) и не сильно привлекают к себе внимание участников дорожного движения. Также свет ксеноновых ламп 4300 К хорошо виден на мокром асфальте.
4500, 5000 К. Лампы цветовой температуры 4500 и 5000К имеют одинаковый спектр свечения, который соответствует 5000К. Это связано с тем, что некоторые производители маркируют лампы 5000К как 4500К. На самом деле человеческий глаз способен различить разницу в цветовой температуре ксеноновой лампы не менее 500К и по ГОСТУ допустимая разница цветовой температуры от заявленной составляет 300К. Практика же показывает, что ксеноновые лампы 4300К отличаются по цвету от ксеноновых ламп 4500К. В то время как ксеноновые лампы 5000К имеют такой же спектр свечения. Эти лампы также применяют как в противотуманных фарах, так и в фарах головного света. Они имеют максимально возможную мощность светоотдачи, которая соответствует световой мощности порядка 3800-3900 люмен. Помимо этого ксеноновые лампы этой температуры имеют максимально близкий к белому цвет свечения, оптимально воспринимаются человеческим глазом.
6000 К. Лампы цветовой температуры 6000К имеют белый свет с небольшим голубым оттенком. Очень часто используются в линзованной оптике головного света, а также в противотуманных фарах. В линзованной оптике эти лампы светят холодным белым светом. В рефлекторной оптике имеют незначительный голубой оттенок. Мощность свечения ксеноновых ламп 6000К соответствует 2900-3000 люмен. Как видно, по мощности свечения ксеноновые лампы 6000К уступают лампам 4300 и 5000К. Также к их недостаткам стоит отнести, что на мокрой дороге лучше видно с лампами меньшей цветовой температуры. На сухом же асфальте и на снежном покрытии по результатам опросов водителей с ксеноновыми лампами 6000К видимость лучше. Стоит также отметить, что именно ксеноновые лампы 6000К являются лидером продаж на рынке Украины.
8000К и более. Синий цвет. Если более 8000К, то к синему цвету добавляется розовый оттенок. У ксеноновых ламп такой цветовой температуры недостатков больше, чем достоинств к которым можно разве что можно отнести красивый со стороны цвет включенных фар автомобиля. По мощности излучения и своим эксплуатационным характеристикам ксеноновые лампы этой цветовой температуры значительно уступают лампам с более низкой температурой свечения. Их мощность излучения составляет порядка 2200 люмен. Их не рекомендуют использовать в противотуманных фарах и на мокром дорожном покрытии такие лампы видно значительно хуже ламп с белым спектром свечения.
В цветовой температуре КСЕНОНА главное не внешний вид автомобиля, а его световые качества т.е. световой поток и его интенсивность. Ксеноновые лампы имеют температуру от 4000К и выше. До 4300К световой поток увеличивается, но после 4300К световой поток идет на уменьшение. Максимальным световым потоком (яркостью) обладают ксеноновые лампы с температурой 4300К. Поэтому заводской ксенон ставиться с температурой 4300K или 4700K. Температура выше 6000К уже мало пригодна для применения так как выше 7000К цвет по яркости как обычные галогеновые лампы.