какое судно затонуло в баренцевом море
Бывший капитан затонувшей «Онеги» назвал обстоятельства трагедии
«Если крен появился, то у моряков на спасение было от силы несколько минут»
В Баренцевом море с затонувшего рыболовецкого судна «Онега» удалось спасти двух человек. Обоих, второго помощника капитана Владислава Буторина и матроса Руслана Катюхина, подняли на борт из штормового моря моряки судна «Войково». Судьба еще 16 человек не известна, один найден мертвым. Как производился лов рыбы и что могло стать причиной трагедии, рассказал бывший капитан «Онеги» Александр Забавников.
— Что можно сказать о траулере «Онега»? В каком оно было состоянии?
— Это судно норвежской постройки, 1979 года. Его вместимость составляет 358 тонн. По корпусной части оно проходит регистр (Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) – Авт.) Всегда проводятся замеры остаточных толщин корпусных конструкций. Я работал на «Онеги» три года. Судно находилось в нормальном состоянии. У них очень хорошая база флота.
Я только недавно, в субботу, пришел с моря. Видел «Онегу» на локаторе. Судно было в десяти милях от нас.
— В районе затопления судна дул сильный ветер, был шторм, мороз достигал минус 30 градусов. В таких условиях ловят рыбу?
— Так как эти ребята занимались своеобразный ловом — ярусным, то они ловили рыбу в любую погоду. В этом случае используется крючковая снасть. Берется веревочный трос, на него навешивается много-много крючков. На выставленном ярусе бывает до 5 тысяч крючков. Потом через определенное время начинают эту снасть поднимать на борт с тем, что поймали.
— Что ловят ярусным ловом?
— В основном треску и пикшу.
— По информации МЧС, причиной затопления судна могло стать обледенение. Что это такое и как оно происходит?
— Когда волна, брызги воды попадают на палубу, они практически моментально замерзают. Все конструкции, которые находятся на палубе, покрываются льдом. На мой взгляд, обледенение не могло стать основной причиной затопления судна. Для того, чтобы судно затонуло с обледенением, оно должно было превратиться чуть ли не в айсберг. Там должна была накопиться просто огромная масса льда. С тем, что обледенение могло стать одним из факторов этого происшествия, я еще могу согласиться.
— Со слов одного из спасенных, судно потеряло устойчивость и перевернулось при выборке яруса. Как, на ваш взгляд, могли развиваться события на судне утром 28 декабря?
— Люди работали, занимались подъемом на борт орудий лова. Скорее всего, волна ударила в противоположный борт, судно сильно накренилось вправо, а у них там есть технологический вырез, специальное окно, через которое они выбирают сеть, орудия лова. Туда стала поступать вода. Они, как говорится, черпанули.
Там закрытое помещение, выхода на палубу нет, воде деваться некуда, она стала заполнять отсек. Он там своеобразный, рядом находится машинное отделение, вода осталась на одном правом борту. Судно начало крениться дальше. Насосы, наверное, не справились с откачкой. Выровнять судно в этом случае очень тяжело. Ситуация развивалась стремительно.
— Где могли находиться члены экипажа в 7 утра, когда все произошло?
— Одна вахта спала, другая работала. Смену сдают в 8 утра. Если крен появился, то у них на спасение было от силы несколько минут. Если они со сна успели что-то сообразить. Кто-то, как выяснилось, успел надеть гидрокостюмы.
— Вы кого-то знали из экипажа?
— Хорошо знал Владимира Фурса, второго механика. Я приглашал его к себе на работу. Он работал у меня на судне почти год. Очень толковый специалист и человек хороший.
— Есть шансы найти остальных моряков живыми?
— Хотелось бы верить в лучшее. Но, как показывает практика, если в течение шести часов после трагедии их не подняли, то шансы найти живых — минимальные.
— Тела моряков могли остаться на дне вместе с судном?
Прибыль дороже жизни. Владельцы судна «Онега» знали о непогоде, но не вернули его в порт
Рыболовный траулер «Онега» затонул в Баренцевом море вблизи Новой Земли. Спасти удалось лишь двух из девятнадцати рыбаков. Остальных продолжают искать, но шансов на их спасение практически нет. Лайф выяснил, что у судна были технические проблемы, но оно выходило в море. Траулер принадлежал структурам госинспектора Онежского национального парка. Это повод для проверки на конфликт интересов.
Фото © ТАСС / Артур Лебедев
13 декабря траулер «Онега» вышел в море из Мурманска. Согласно метеорологическим прогнозам, к двадцатым числам месяца ожидались резкое похолодание и сильный ветер. Владельцы судна об этом знали.
14 декабря «Онега» пришвартовался в норвежском городе Киркенесе и на следующий день убыл на промысел в открытое Баренцево море. Пару дней назад там его накрыл шторм, мороз достиг минус 30 градусов, в регионе началось обледенение судов. В таких случаях экипаж не возвращается в порт, а пережидает ненастье в море.
28 декабря ночью капитан траулера — Александр Баранов — ещё держал радиосвязь с Мурманском. Но в пять утра «Онега» вдруг подала сигнал о бедствии. По словам выживших, крушение произошло стремительно, когда на борт начали поднимать снасть для промышленной ловли. Судно накренилось, обледенение и шторм привели к его опрокидыванию. Находившихся на палубе людей смыло волной. Спустить шлюпки, закреплённые верёвками, они не успели. Быстро отвязать их в той ситуации было невозможно, а ножей у моряков с собой не было.
Прибывшее к месту происшествия судно «Войково» обнаружило перевёрнутый траулер, плавающий на поверхности мусор и двух выживших моряков в гидрокостюмах. Штурман Владислав Буторин и матрос Руслан Катюхин до последнего держали за руки своего товарища Юрия Шевцова. Но силы иссякли, руки замёрзли и удержать его они не смогли. Когда рыбаков поднимали на борт, тело их товарища пошло на дно. Оба получили обморожение. К счастью, их жизни и здоровью теперь ничего уже не угрожает.
Поиски остальных 16 человек продолжаются. Шансов мало, говорят эксперты. Вода в открытом Баренцевом море сейчас чуть выше нуля градусов. Если человек пробудет в ней дольше тридцати минут, даже в спецодежде, то умрёт от переохлаждения. Возможно, кому-то из членов команды удалось зацепиться за плавающие обломки и влезть на них. Остаётся только надеяться на чудо. К месту крушения прибыли ещё три рыболовецких судна. Оперативный дежурный также запросил помощи у командования Северного флота. Военные отправили на поиски людей Ил-38.
По факту трагедии архангельский отдел Следственного комитета на транспорте возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности. Следователи уже выехали на место происшествия. Свою проверку начала Мурманская транспортная прокуратура. В первую очередь следователи будут выяснять, кто погнал рыбаков в море, зная о грядущей непогоде. В рамках дела будут изучены обстоятельства гибели моряков, техническое состояние судна, его оснащение спасательными системами.
Семьи пропавших ждут известий с моря, но признаются, что надежды почти не осталось.
— Сейчас будут поднимать только тела. Вы сами понимаете — мороз, в гидрокостюмах они могли пробыть только полчаса. Там уже живых не будет, — сказала Лайфу мать 38-летнего матроса Владимира Тимербаева.
Жена капитана «Онеги» Александра Баранова, Елена, съездила в офис владельца судна, но ничего о судьбе мужа узнать не смогла. Там её заверили, что делается всё возможное. Супруга 63-летнего механика Сергея Безгузова, Ксения, тоже пожаловалась Лайфу на отсутствие хоть каких-то вестей. На горячей линии ей ответили, что муж в списке разыскиваемых. Жене мастера обработки Мохамеда Барри не сообщили даже эти данные. В ещё большем неведении супруга 56-летнего повара с «Онеги» — Владимира Каширина. Она живёт на Украине, а он не оставил номер телефона для связи — уходил в море всего на месяц. Супруга старшего мастера Игоря Бондаренко была не в состоянии говорить о происходящем. Во время беседы с Лайфом она расплакалась и сказала только, что ждёт новостей.
Ирина Буторина, жена выжившего моряка Владислава Буторина, рассказала Лайфу о состоянии своего мужа
Старший помощник капитана «Онеги» Владислав Буторин уже позвонил жене и сообщил, что с ним всё в порядке.
— Он более-менее себя нормально чувствует. Я сразу сообщила всем нашим родственникам, чтобы не переживали. Сейчас сижу, жду его дома, больше информации никакой я не получала. Я услышала его голос — и это для меня сейчас самая главная информация, — рассказала Лайфу жена Буторина.
Ходивший под российским флагом рыболовный траулер «Онега» можно назвать ветераном. В распоряжении Лайфа оказалась техническая выписка на это судно. Его построили в Норвегии в 1979 году. Порт приписки — Мурманск. Экипаж — 19 человек. Владелец — архангельский рыболовецкий колхоз имени Калинина. Валовая вместимость — 368 тонн, скорость до девяти узлов, дизельный двигатель мощностью 486 кВт, один гребной винт. Вдобавок к общим характеристикам отмечается неприятный нюанс: подруливающее устройство этого судна не работало.
41-летний возраст «Онеги» — предел даже по невзыскательным российским меркам. Вот какие цифры приводит в научной статье 2013 года «Вопросы воспроизводства промыслового флота северного бассейна» доктор экономических наук А.М. Васильев.
— Средний возраст малых и маломерных судов в северном бассейне — 27,8 года. Учитывая, что их нормативный срок в советское время составлял 12 лет, можно говорить о чрезвычайно большом физическом и моральном износе прибрежного флота, — заключает Васильев. То есть плачевное состояние «Онеги» — это, увы, не исключение, а правило для регионального флота.
Колхоз одного инспектора
На сайте колхоза имени М.И. Калинина говорится, что это ведущий российский экспортёр рыбопродукции. В их каталоге на сайте представлены треска, пикша, сайда, палтус, камбала, окунь, зубатка и креветки. У колхоза есть штаб-квартира в Архангельске и филиалы в Мурманске и Москве.
Предприятие основали на советских руинах сразу после перестройки. Недавно в этой компании произошло экономическое чудо. В период 2015–2018 годов её ежегодные доходы не превышали 35 миллионов рублей, но в прошлом году выручка вдруг подскочила до 1,3 миллиарда. Между тем ни владельцы, ни руководители там не менялись.
Юрий Маслобородов. Фото © ВКонтакте
В совладельцах колхоза — десять человек. У каждого по 10% фирмы. Самый знаменитый из них — Юрий Маслобородов. Пару месяцев назад про него сообщала вся архангельская пресса. Он спас трёх рыбаков, которых унесло на лодке в открытое море. Подвиг был совершён Маслобородовым при исполнении своих служебных обязанностей — он служит инспектором национального парка «Онежское поморье». Следует отметить, что соучредителем и председателем колхоза до недавнего времени числился некий Дмитрий Пименов. Однажды он проговорился о том, как предприятие получает новые участки.
— В прошлом году нам удалось договориться с дирекцией национального парка «Онежское Поморье», которое согласовало колхозу маленький участок в самой узкой части Унской губы, исключив её из акватории национального парка в виде погрешности, — хвастался Пименов.
Получается, что парк выделил участок компании, где совладелец тот же Маслобородов. Это конфликт интересов.
Пименов уже оставил пост председателя. С недавних пор его сменил Андрей Заика. Это известный в регионе человек: в Сети есть сайт с компроматом на него. Его обвиняли в захвате управления над пятью рыболовецкими колхозами в Архангельской области, в невыплате зарплаты своим морякам, в манипуляции с квотами и в выводе средств. Заика является председателем Союза рыболовецких колхозов Архангельской области и в этом качестве уже комментировал крушение «Онеги». О том, что он руководит компанией, которой принадлежало затонувшее судно, Заика скромно умолчал.
Следует отметить, что в статьях про Заику упоминается и Дмитрий Пименов — по информации архангельских журналистов, раньше он работал водителем у председателя колхоза.
В совладельцах колхоза также числятся многочисленные Мошковы и Мошниковы. Мошковы — близкие родственники инспектора нацпарка Юрия Маслобородова. Это легко определяется через соцсети и девичьи фамилии женщин из его семьи. Мошниковы, судя по всему, тоже родственники, только дальние. Некто Александр Мошников работает в «Правде Севера». Это издание очень комплиментарно пишет про Малобородова, Пименова, Мошковых и Мошниковых.
Тяжелый трал?
Как сообщили в аппарате вице-премьера, семьям рыбаков и членов экипажа будет оказана необходимая поддержка. Также оперативно создан штаб для расследования причин кораблекрушения.
Поисково-спасательную операцию развернули так быстро, насколько это возможно. Уже через несколько часов на месте работали четыре судна того же рыболовецкого колхоза имени М.И. Калинина Архангельской области, что и затонувшая «Онега». Самолет провел авиаразведку. Работу координирует морской спасательный подцентр. Свою помощь предложило Министерство обороны РФ, но руководители операции решили, что сил и средств достаточно.
Северо-Западное следственное управление на транспорте СК РФ возбудило по факту крушения судна уголовное дело о нарушении правил движения и эксплуатации транспортных средств.
В Мурманском морском рыбном порту отметили, что обстоятельства гибели «Онеги» схожи с крушением в Норвежском море 26 декабря 1995 года траулера «Новгородец», вместе с которым погибли десять членов экипажа. Погода была практически такая же: скорость ветра 12-15 метров в секунду, высота волны 3-4 метра, снежные заряды, ограниченная видимость 100-200 метров, интенсивное обледенение и нарастающий крен. Экипажу не менее двух раз в дневное время суток приходилось скалывать лед. Как показало расследование, на судне не был обеспечен контроль за его состоянием, комсостав не принял своевременных мер по сколке льда. Кроме того, «Новгородец» не был в должной мере укомплектован спасательным имуществом. Судовладелец также не принял должных мер по подготовке экипажа к борьбе за живучесть и личное выживание в экстремальных ситуациях.
Однако в ГУ МЧС по Архангельской области считают наиболее вероятной причиной гибели «Онеги» опрокидывание судна в результате вытягивания рыболовного трала. Комментируя происшествие, первый заместитель начальника Главного управления МЧС Поморья Александр Бахтин заявил:
Обледенение судна и заливание штормовой волной названы в качестве предварительной причины крушения «Онеги». Об этом было объявлено на оперативном заседании правительственной комиссии под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко.
Она поставила задачу максимально синхронизировать действия всех служб, участвующих в поисковой операции и расследовании причин трагедии. Ситуация, по ее словам, находится на особом контроле.
По поручению правительства семьям моряков будет оказана материальная помощь.
В Баренцевом море затонуло судно с 19 рыбаками на борту
В Баренцевом море затонуло рыболовецкое судно «Онега», на борту находились 19 человек. Эту информацию РБК подтвердили в Северо-Западной транспортной прокуратуре и ГУ МЧС по Архангельской области.
Владелец судна, Рыболовецкий колхоз имени Калинина, сообщил РБК, что причина затопления — обледенение. В компании уточнили, что к настоящему моменту двое из 19 человек спасены, ведутся поиски 17.
Спасены двое, их подняло на борт другое рыболовное судно — «Войково». Судьба еще 17 человек неизвестна. В районе проводятся поисковые работы.
В Северо-Западной транспортной прокуратуре РБК сообщили, что организовали проверку в связи с затоплением судна. Ее проводит Мурманская транспортная прокуратура. По предварительным данным, «Онега» перевернулась перед затоплением, сообщили там.
На борту судна, скорее всего, находились российские граждане, сообщил РБК первый заместитель Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук.
«Это небольшое судно, не какая-нибудь плавучая фабрика, где могут быть иностранцы. Скорее всего, здесь все россияне», — сказал он.
Ковальчук уточнил, что район крушения — очень сложный и попадание за борт там очень опасно. Он также отметил, что судну было более 40 лет («Онега» была построена в 1979 году). По словам Ковальчука, это «очень много».
По предварительной информации, двое спасенных — это матрос и штурман судна, сообщил ТАСС со ссылкой на источник.
Они сообщили, что как минимум один из моряков погиб, его тело унесло в море, передает «Интерфакс» со ссылкой на источник. Остальных коллег они потеряли из виду во время крушения. «Катастрофа произошла в сильный шторм, когда экипаж поднимал сеть с уловом. Все были в гидрокостюмах, но воспользоваться спассредствами не успел никто. Людей буквально смыло с палубы в море», — передал он слова спасенных.
По его информации, капитана судна среди спасенных моряков нет.
На поиск экипажа направлены пять судов, сообщает ТАСС. По словам источника агентства, метеорологи предупреждали об угрозе обледенения. В районе поиска плохая погода, поэтому авиацию применить пока нельзя, отметил он.
«Онега» приписана к Мурманску. На сайте MarineTraffic последняя информация о местонахождении судна была получена 15 декабря, тогда «Онега» вышла из норвежского порта Киркенес.
Опубликован список моряков затонувшего в Баренцевом море судна
Стали известны имена моряков, находившихся на борту затонувшего в Баренцевом море рыболовного судна «Онега». Его опубликовал Telegram-канал LIFE SHOT.
Материалы по теме
При пожаре на глубоководном аппарате ВМФ погибли 14 моряков
Лодка Федора Конюхова перевернулась в Южном океане
Канал приводит имена 19 человек: Баранов Александр (капитан, 47 лет), Курганский Степан (старший помощник, 53 года), Безгузов Сергей (63 года), Бондаренко Игорь (51 год), Елисеев Игорь (44 года), Жук Сергей (53 года), Катюхин Руслан (30 лет), Капенкин Николай (54 года), Каширин Владимир (56 лет), Барри Моххамед (53 года), Монастырев Антон (28 лет), Пермяков Александр (28 лет), Проняев Юрий (29 лет), Тимербаев Владимир (38 лет), Трухачев Сергей (39 лет), Шевцов Юрий (26 лет), Щепин Евгений (48 лет), Фурса В. (61 год).
Двух членов экипажа удалось спасти, один из них — Буторин Владислав, ему 40 лет. Имя второго моряка уточняется.
Ранее источник ТАСС В МЧС сообщал, что спасены матрос и штурман. По предварительным данным, они граждане России.
О крушении судна «Онега» стало известно ранее 28 декабря. По данным СМИ, катастрофа произошла в сильный шторм, моряков смыло с палубы в море. По информации портала MarineTraffic, корабль, шел под российским флагом в порт Мурманска, информации о его нынешнем местонахождении нет. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»).