какое структурное подразделение координирует деятельность банка по противодействию легализации

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля

Основными направлениями деятельности департамента являются информационно-аналитическое, нормативное, методическое и организационное обеспечение деятельности Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного контроля и государственного оборонного заказа, а также организация и осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (поднадзорные организации) по вопросам соблюдения требований законодательства в указанных сферах.

Важнейшая задача департамента — осуществление мероприятий, направленных на снижение риска вовлеченности поднадзорных организаций в проведение сомнительных операций.

В рамках проактивного, риск-ориентированного и консультативного надзора департаментом организована работа по методологической поддержке поднадзорных организаций, которая включает в себя максимально оперативное информирование о возможных рисках в операциях их клиентов и оказание качественной консультативной помощи для корректировки собственных противолегализационных процедур. Практика проактивного риск-ориентированного надзора нацелена на предупреждение рисков в поднадзорных организациях и недопущение высокой вовлеченности в проведение сомнительных операций.

В целях обеспечения соблюдения поднадзорными организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного контроля и государственного оборонного заказа департамент реализует на постоянной основе комплекс различных контрольно-надзорных мероприятий, в том числе исходя из возникающих на финансовом рынке и в деятельности отдельных его участников рисков отмывания доходов и финансирования терроризма.

За выявленные в деятельности поднадзорных организаций нарушения департамент в рамках компетенции от имени Банка России применяет к поднадзорным организациям меры надзорного реагирования, а также осуществляет последующий контроль за исполнением мер.

В целях соблюдения единообразных подходов при реализации надзорных мероприятий департамент организует, координирует и контролирует деятельность функционально подчиненных ему подразделений финансового мониторинга и валютного контроля в территориальных учреждениях Банка России.

Департамент организует и осуществляет в отношении поднадзорных организаций мероприятия дистанционного надзора, в том числе с применением разработанных департаментом методик и инструментов дистанционного надзора в сфере ПОД/ФТ, а также участвует в инспекционной деятельности при проверках поднадзорных организаций.

Департамент участвует в разработке законопроектов, готовит проекты нормативных и иных актов Банка России по вопросам своей компетенции (в частности, устанавливает требования к правилам внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ для поднадзорных организаций, к порядку представления поднадзорными организациями информации в Росфинмониторинг, к квалификации специальных должностных лиц, которые отвечают за внутренний контроль в сфере ПОД/ФТ, и иные требования); выпускает информационные письма с обобщением практики применения законодательства Российской Федерации и требований международных организаций, обеспечивает информационную поддержку поднадзорных организаций.

Для получения информации, необходимой для осуществления контрольных полномочий в отношении участников финансового рынка, департаментом осуществляется методологическое сопровождение отчетности по операциям поднадзорных организаций и их клиентов, а также обрабатывается поступающая в Банк России отчетность и формируются сводные статистические данные.

На внутригосударственном направлении департамент обеспечивает информационное взаимодействие Банка России с Минфином России, Минэкономразвития России, Минобороны России, Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, другими органами государственной власти по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного контроля и государственного оборонного заказа.

Представители департамента участвуют в деятельности профильных международных органов и организаций, включая Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ) и Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

С целью обеспечения соответствия российского законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ международным стандартам и лучшим мировым практикам департамент на регулярной основе изучает и анализирует международный опыт и практику применения иностранного законодательства.

Департамент принимает участие в мероприятиях по оценке российской системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, осуществляемых международными органами и организациями в этой сфере (Международный валютный фонд, Всемирный банк, ФАТФ), взаимодействует с зарубежными партнерами — органами надзора иностранных государств по актуальным вопросам двусторонних отношений.

Источник

Какое структурное подразделение координирует деятельность банка по противодействию легализации

(введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 165-ФЗ)

В случае отсутствия контрольных (надзорных) органов в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, контроль (надзор) осуществляется уполномоченным органом. Указанные организации, индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для целей учета при осуществлении контроля (надзора).

3. Уполномоченный орган в целях выявления риска несоблюдения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, организует и проводит дистанционный мониторинг, заключающийся в анализе поступающей в уполномоченный орган информации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Уполномоченный орган и соответствующие контрольные (надзорные) органы в установленном каждым из них порядке проводят оценку рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков) с учетом результатов национальной оценки рисков.

Источник

Глава 2. Организация системы ПОД/ФТ в некредитных финансовых организациях и программа организации системы ПОД/ФТ

Глава 2. Организация системы ПОД/ФТ в некредитных финансовых организациях и программа организации системы ПОД/ФТ

Информация об изменениях:

2.2. Ответственный сотрудник подчиняется непосредственно руководителю некредитной финансовой организации.

Ответственный сотрудник страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании, а также микрофинансовой организации, осуществляющей свою деятельность в виде микрофинансовой компании, должен соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным законодательством Российской Федерации для каждого вида некредитной финансовой организации из числа указанных в настоящем абзаце.

Информация об изменениях:

2.3. В период временной нетрудоспособности, отпуска (в том числе отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком), служебной командировки ответственного сотрудника некредитной финансовой организации из числа указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Положению исполняющим обязанности ответственного сотрудника назначается другой сотрудник такой некредитной финансовой организации при условии его соответствия установленным Указанием Банка России N 3470-У квалификационным требованиям к сотрудникам структурного подразделения некредитной финансовой организации по ПОД/ФТ либо иного подразделения некредитной финансовой организации, в компетенцию которого входят вопросы ПОД/ФТ, а также соответствия требованиям к деловой репутации, установленным законодательством Российской Федерации для соответствующего вида некредитной финансовой организации.

Требование абзаца первого настоящего пункта не распространяется на некредитные финансовые организации, не привлекающие иных лиц для осуществления своей деятельности (не имеющие иных сотрудников, кроме руководителя или индивидуального предпринимателя, самостоятельно осуществляющего свою деятельность), при условии, что руководитель такой некредитной финансовой организации (индивидуальный предприниматель) самостоятельно осуществляет функции ответственного сотрудника.

В период временной нетрудоспособности, отпуска (за исключением отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком), служебной командировки ответственного сотрудника некредитной финансовой организации из числа указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Положению исполняющим его обязанности назначается другой сотрудник некредитной финансовой организации при условии его соответствия квалификационным требованиям к сотрудникам подразделения по ПОД/ФТ некредитной финансовой организации, установленным Указанием Банка России N 3470-У, а также соответствия требованиям к деловой репутации, установленным законодательством Российской Федерации для соответствующего вида некредитной финансовой организации.

В период нахождения ответственного сотрудника некредитной финансовой организации из числа указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Положению в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком, его обязанности исполняет другой сотрудник некредитной финансовой организации при условии его соответствия квалификационным требованиям к ответственному сотруднику, установленным Банком России, а также соответствия требованиям к деловой репутации, установленным законодательством Российской Федерации для соответствующего вида некредитной финансовой организации.

2.4. Ответственный сотрудник некредитной финансовой организации из числа указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Положению, сотрудники подразделения по ПОД/ФТ могут совмещать свою деятельность с осуществлением иных функций в некредитной финансовой организации, за исключением функций, осуществляемых контролером или службой внутреннего контроля (внутреннего аудита), а также при условии, что они не имеют права от имени некредитной финансовой организации совершать операции (заключать сделки) с денежными средствами или иным имуществом, подписывать платежные (расчетные), бухгалтерские и иные документы, связанные с возникновением и исполнением прав и обязанностей некредитной финансовой организации.

Требования настоящего пункта в части запрета на совершение ответственным сотрудником, сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ операций (заключение сделок) с денежными средствами или иным имуществом, подписание платежных (расчетных), бухгалтерских и иных документов, связанных с возникновением и исполнением прав и обязанностей некредитной финансовой организации, не распространяются на некредитные финансовые организации, являющиеся профессиональными участниками, штат которых не превышает пяти сотрудников.

2.5. Ответственный сотрудник некредитной финансовой организации из числа указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Положению может совмещать свою деятельность с работой по совместительству, связанной с выполнением функций ответственного сотрудника в иных некредитных финансовых организациях, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Положению.

Информация об изменениях:

2.6. Некредитная финансовая организация, за исключением страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании, микрофинансовой организации, осуществляющей свою деятельность в виде микрофинансовой компании, должна направить в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России уведомление о назначении ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника некредитной финансовой организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в течение трех рабочих дней со дня назначения (освобождения) таких сотрудников с указанием их фамилий, имен, отчеств (если имеются), должности и контактных данных (адреса электронной почты (при наличии) и рабочего телефона).

Страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, микрофинансовая организация, осуществляющая свою деятельность в виде микрофинансовой компании, должна направить в Банк России уведомление о назначении (освобождении) ответственного сотрудника (о назначении (освобождении) сотрудника некредитной финансовой организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком) в порядке, установленном Указанием Банка России от 25 декабря 2017 года N 4662-У «О квалификационных требованиях к руководителю службы управления рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита кредитной организации, лицу, ответственному за организацию системы управления рисками, и контролеру негосударственного пенсионного фонда, ревизору страховой организации, о порядке уведомления Банка России о назначении на должность (об освобождении от должности) указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда), специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитной организации, негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовой компании, сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке оценки Банком России соответствия указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда) квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 года N 50341.

Некредитная финансовая организация из числа указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Положению с учетом особенностей структуры, штатной численности, наличия или отсутствия обособленных подразделений (филиалов), клиентской базы и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами такой некредитной финансовой организации и их операциями, вправе создать подразделение по ПОД/ФТ.

Подразделение по ПОД/ФТ (в случае создания такого подразделения) возглавляет ответственный сотрудник.

Подразделение по ПОД/ФТ не может состоять менее, чем из двух сотрудников некредитной финансовой организации.

2.8. В программу организации системы ПОД/ФТ включаются:

положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника, о функциях и полномочиях сотрудников подразделения по ПОД/ФТ;

порядок взаимодействия ответственного сотрудника, сотрудников подразделения по ПОД/ФТ с иными сотрудниками некредитной финансовой организации (при наличии таких сотрудников в некредитной финансовой организации);

порядок взаимодействия некредитной финансовой организации с ее обособленными подразделениями (филиалами) (при их наличии) по вопросам ПОД/ФТ;

порядок документального фиксирования информации (документов), полученной (полученных) некредитной финансовой организацией при реализации ПВК по ПОД/ФТ;

порядок хранения информации (документов), полученной (полученных) некредитной финансовой организацией в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ;

порядок взаимодействия с клиентами, в том числе обслуживаемыми с использованием технологий дистанционного обслуживания (в случае если некредитная финансовая организация использует в своей деятельности технологии дистанционного обслуживания клиентов);

иные положения по усмотрению некредитной финансовой организации.

описание общей структуры системы ПОД/ФТ, ее элементов (уровней), включая подразделение по ПОД/ФТ (статус (подчиненность), структура, задачи, функции, порядок организации работы);

порядок информирования сотрудниками некредитной финансовой организации, в том числе ответственным сотрудником, руководителя некредитной финансовой организации и сотрудника, выполняющего функции внутреннего контроля в некредитной финансовой организации, о ставших им известными фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, допущенных сотрудниками некредитной финансовой организации;

порядок проверки осуществления внутреннего контроля за соблюдением некредитной финансовой организацией и ее сотрудниками законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ;

перечень специальных электронных технологий, специального программного обеспечения (программных средств, продуктов), используемых некредитной финансовой организацией для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (в случаях их использования), в том числе сведения об их разработчиках.

2.9. Порядок проверки осуществления внутреннего контроля за соблюдением некредитной финансовой организацией и ее сотрудниками законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ предусматривает:

порядок, в том числе периодичность (не реже одного раза в год), проведения внутренних проверок выполнения ПВК по ПОД/ФТ, требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;

положение о представлении руководителю некредитной финансовой организации по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ, а также о принятых мерах по результатам проверок.

2.10. Программой организации системы ПОД/ФТ должны быть определены следующие функции ответственного сотрудника:

организация разработки и представления ПВК по ПОД/ФТ на утверждение лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа некредитной финансовой организации;

принятие решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, о действиях некредитной финансовой организации в отношении операции клиента, по которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в отношении клиента, совершающего такую операцию (указанные функции могут выполняться сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ при предоставлении им соответствующих полномочий в соответствии с внутренними документами некредитной финансовой организации);

организация представления и контроль за представлением сведений в уполномоченный орган;

представление руководителю некредитной финансовой организации текущей отчетности в сроки и в порядке, которые определяются внутренними документами некредитной финансовой организации (за исключением случая, когда функции ответственного сотрудника выполняет руководитель некредитной финансовой организации), подготовка и представление не реже одного раза в год коллегиальному исполнительному органу некредитной финансовой организации письменного отчета, согласованного с руководителем некредитной финансовой организации, о результатах реализации ПВК по ПОД/ФТ, рекомендуемых мерах по улучшению системы ПОД/ФТ (при наличии в некредитной финансовой организации коллегиального исполнительного органа);

иные функции в соответствии с внутренними документами некредитной финансовой организации.

2.11. Для выполнения ответственным сотрудником возложенных на него функций в программе организации системы ПОД/ФТ определяются следующие его права и обязанности:

право давать указания, касающиеся проведения операции (заключения сделки), в том числе о задержке ее проведения (заключения) в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или об операции (сделке);

право запрашивать и получать от руководителей и сотрудников подразделений некредитной финансовой организации (при наличии таких подразделений) необходимые документы, в том числе распорядительные и бухгалтерские документы (документы по операциям (сделкам);

право снимать копии с полученных документов, электронных файлов;

право доступа в помещения подразделений некредитной финансовой организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на электронных носителях;

обязанность обеспечивать сохранность и возврат полученных от руководителей и сотрудников подразделений документов;

обязанность обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;

иные права и обязанности в соответствии с внутренними документами некредитной финансовой организации.

В этом случае в программу организации системы ПОД/ФТ включаются положения о наделении уполномоченных сотрудников в сфере ПОД/ФТ правами и обязанностями ответственного сотрудника, о распределении обязанностей и порядке взаимодействия между уполномоченными сотрудниками в сфере ПОД/ФТ и ответственным сотрудником.

Координация деятельности уполномоченных сотрудников в сфере ПОД/ФТ осуществляется ответственным сотрудником.

2.13. Ответственный сотрудник, уполномоченные сотрудники в сфере ПОД/ФТ (при их наличии), сотрудники подразделения по ПОД/ФТ (при его наличии) оказывают содействие по вопросам ПОД/ФТ, отнесенным к их компетенции, уполномоченным представителям Банка России при проведении ими проверок некредитной финансовой организации (ее обособленного подразделения).

Источник

Документация подразделения по ПОД/ФТ участника рынка ценных бумаг

Наши специалисты разработали комплект типовых документов для оформления работы подразделения по ПОД/ФТ/ФРОМУ у профессионального участника рынка ценных бумаг.

По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru

какое структурное подразделение координирует деятельность банка по противодействию легализации какое структурное подразделение координирует деятельность банка по противодействию легализации

Подразделение по ПОД/ФТ/ФРОМУ профессионального участника рынка ценных бумаг

В соответствии с пунктом 2.7 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях ПОД/ФТ, утв. Банком России 15.12.2014 N 445 у профессионального участника рынка ценных бумаг должно быть создано самостоятельное подразделение по ПОД/ФТ, которое должно состоять не менее, чем из двух сотрудников финансовой организации. Возглавлять подразделение должен ответственный сотрудник.

Ответственный сотрудник, сотрудник подразделения по ПОД/ФТ считаются не соответствующими квалификационным требованиям при наличии:

Квалификационные требования к ответственному сотруднику и сотрудникам структурного подразделения по ПОД/ФТ установлены Указанием Банка России от 05.12.2014 №3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях».

Источник

Противодействие отмыванию денег и валютный контроль

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.

Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.

Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.

В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Информация об объемах вывода денежных средств за рубеж и обналичивания денежных средств в банковском секторе*

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как сомнительные. Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах. На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

В середине 2022 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» — систему, которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов их клиентам.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики. Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 № «О валютном регулировании и валютном контроле».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *