какое строение имеет клетка 5 класс
Презентация по биологии на тему «Строение клетки» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Строение клетки
МБОУ «Школа №77»
Тихонова Светлана Юрьевна, учитель биологии
г. Нижний Новгород, 2021г
Описание слайда:
Клетка
обязательные части
клеточная мембрана
цитоплазма
генетический аппарат
Описание слайда:
Плазматическая (клеточная) мембрана
Функции:
Ограничивает внутреннее содержимое клетки;
Защита;
Форма клетки;
Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.
Описание слайда:
Клеточная стенка (оболочка)
Рис. Строение растительной клетки
Рис. Строение целлюлозы
Функции:
Наружный скелет клетки;
Форма клетки;
Проницаемость
Описание слайда:
Описание слайда:
Цитоплазма
вязкое полужидкое вещество
органоиды
клеточные включения
Функции:
Объединяет клеточные структуры;
Обеспечивает взаимодействие клеточных структур.
Описание слайда:
Генетический аппарат
+ мембрана +ядрышко=ядро
хромосомы
Растения, животные, грибы
Ядерное вещество в цитоплазме
Бактерии
Функции:
Контролирует процессы жизнедеятельности клетки;
Хранение и передача наследственной информации.
Описание слайда:
Пластиды
Функции:
Определяют окраску лепест-ков цветков, осенних листьев, зрелых плодов.
Запас питательных веществ
Хлорофилл фотосинтез
Описание слайда:
Описание слайда:
Приготовление препарата кожицы лука
Описание слайда:
Рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
Описание слайда:
Описание слайда:
Домашнее задание
Изучить §8, уметь отвечать на вопросы с.33
Описание слайда:
Литература
1. Авторской программы по биологии, 5-9 классы, авторы программы: Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы. под ред. Пасечника В. В – М.: Просвещение, 2019 г
2. Биология. 5-6 классы: В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Ка-линова под. ред. В.В. Пасечника. Москва. Просвещение, 2015 г – (Линия жизни)
3. Уроки биологии. 5—6 классы : пособие для учителей общеоб-разоват. учреждений / [В. В. Пасечник,С. В. Суматохин, Г. С. Ка-линова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.:
Просвещение, 2012.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Мастер-класс как форма организации внеурочной деятельности по биологии.
Презентация по биологии на тему «Отряд Зайцеобразные» (7 класс)
Презентация по биологии на тему «Исчезающие растения» (6 класс)
Конспект урока по биологии на тему «Цветение и опыление» (6 класс)
Оценочный лист по биологии на тему «Цветение и опыление» (6 класс)
Аннотация к рабочим программам по курсу биология 10-11 классы
Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.)
Рабочая программа по биологии 6 класс (УМК Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5280977 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
§ 7. Строение клетки — Пасечник. 5 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?
Микроскоп называется световым благодаря тому, что главный принцип его работы заключён в улавливании луча света зеркалом и направлении его на исследуемый объект. Без правильно направленного луча света световой микроскоп не работает.
2. Как называют мельчайшие крупинки, из которых состоят плоды и другие органы растений?
Мельчайшие крупинки, которые можно увидеть при рассматривании мякоти плодов и других частей растений, называются клетками. Это элементарные единицы строения всех живых организмов (кроме вирусов).
Лабораторные работы
Лабораторная работа: «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
1. Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
При малом увеличении можно увидеть оболочку клетки, ядро клетки и цитоплазму клетки лука. Если же внимательно присмотреться, то можно также разглядеть вакуоли клетки.
7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
Препарат лука изменил цвет и стал фиолетовым. Стали более заметно видны части отдельных клеток: ядро, оболочка, вакуоли и цитоплазма. Стали виды поры оболочки клеток (маленькие фиолетовые точки).
9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Лабораторная работа: «Пластиды в клетках листа элодеи»
1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
Вопросы в конце параграфа
1. Как приготовить препарат кожицы чешуи лука?
2. Какое строение имеет клетка?
3. Где находится клеточный сок и что в нём содержится?
Клеточный сок находится в вакуолях клетки. Клеточный сок — это вода с растворёнными в ней веществами: сахаридами, органическими и неорганическими веществами. В соке также могут содержаться пластиды и пигменты — красящие вещества.
4. В какой цвет красящие вещества, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать различные части растений?
Пигменты, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать части растений в самые разные цвета: зелёный, жёлтый, красный, оранжевый, синий, фиолетовый, чёрный и т.д.
Задания
Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.
Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?
Сходство клеток кожицы лука и плодов в том, что они все состоят из оболочки, ядра, цитоплазмы и вакуолей.
Отличия клеток лука и плодов в том, что у плодов пластиды окрашены в красный цвет, а у клеток кожицы лука пластиды бесцветные. Также клетки отличаются по форме, расположению вакуолей и цитоплазмы.
Задания для любознательных
Вы можете сами приготовить «исторический» препарат. Для этого положите тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из ячеек — «клеток» воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Вы увидите то же, что Р. Гук в XVII в.
Если проделать описанный опыт, то, как и Р. Гук, можно увидеть, что пробка состоит из ячеек. Именно эти ячейки Р. Гук и назвал клетками.
Словарик
Оболочка — это внешняя плотная часть клетки, которая её защищает от внешнего воздействия. У растительных клеток в состав оболочки входит большое количество целлюлозы, что делает оболочки растительных клеток особенно прочными.
Цитоплазма клетки — это бесцветное вязкое вещество внутри клетки, которое разрушается при сильном замораживании или нагревании.
Ядро клетки — это небольшой плотный шар, который регулирует процессы жизнедеятельности клетки и в котором находится вся наследственная информация об организме.
Ядрышко клетки — это составная часть ядра клетки.
Вакуоли — это полости внутри клетки, заполненные клеточным соком.
Пластиды — это мелкие тельца, расположенные в цитоплазме клетки. Пластиды растительных клеток могут быть бесцветными или окрашенными в разные цвета: желтый, зелёный, оранжевый и т.д.
Хлоропласты — это вид пластиды, окрашенные в зелёный цвет.
Пигменты — это красящие вещества, придающие различную окраску лепесткам, плодам и другим частям растений.
Хлорофилл — это зелёный пигмент, находящийся внутри хлоропластов.
Биология. 5 класс
Конспект урока
Урок 6. Строение клетки
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Клетка, органоиды клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластида
Клеточная мембрана – тончайшая плёнка, которая отграничивает содержимое клетки от внешней среды.
Цитоплазма – это полужидкое содержимое клетки, её внутренняя среда.
Генетический аппарат – это клеточная структура, обеспечивающая способность клетки к самовоспроизведению и передачу наследственной (генетической) информации потомству.
Ядро – это важнейшая часть клетки, которая содержит генетическую информацию (молекулы ДНК), контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению и передаче наследственной информации.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все живые организмы на Земле состоят из клеток. Клетка – это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами – способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению. Клетки разных организмов отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки. Мышечные клетки обладают сократимостью, а нервные клетки проводят нервные импульсы. Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки. Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму. Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира, является доказательством родства живой природы. На этом уроке вы заглянете внутрь клетки и узнаете о её «устройстве».
Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат. Клеточная мембрана ограничивает внутреннее содержимое клетки, защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определённую форму клеток, обеспечивает обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.
Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие. Генетический аппарат контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению.
Несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходных набор органоидов, не существует принципиальных отличий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Подчеркивания элементов;
Текст вопроса: Подчеркните правильный ответ.
Мужская половая клетка называется:
Правильный вариант ответа:
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: множественный выбор
Текст вопроса: Выберите правильные утверждения
Правильный вариант ответа:
2) Для клетки характерны все признаки живого.
3) Наука о клетке называется цитология.
4) Многоклеточный организм состоит из разных клеток.
Строение клетки ( 5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса, дистанционной формы обучения.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Добрый день, Никита!
Давай посмотрим друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у тебя хорошее настроение, это значит, что мы с тобой сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Ты позже назовешь сам.
Итак, сейчас я хочу задать тебе несколько вопросов. Внимание!
– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.)
– Из чего состоят слова? ( Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? ( Из клеток.)
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Из чего состоят все живые организмы из … ( клеток ). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? ( версии детей )
Учитель записывает проговоренную тему, а ребенок (мама) в тетради.
2. Целеполагание и планирование
Тема урока: Строение клетки
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
– учить анализу, созданию образов и понятий . (Слайд №3)
3. Актуализация пройденного материала.
Мы с тобой говорили на прошлом уроке:
1. С помощью каких приборов можно изучать клетки?
2. Назови основные части лупы?
3. Во сколько раз увеличивает лупа?
4. Назови основные части светового микроскопа?
5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?
4.Актуализация нового материала
1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. (Слайд №8)
2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд №9)
3. Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток.
Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и развития всех живых организмов.
Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. (Слайд №10)
Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах . (Слайд 9)
Какие органы живых организмов ты знаешь? Каково их значение?
Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с тобой определим функции главных частей клетки.
Сейчас ты поработаешь самостоятельно с помощью учебника (стр. 34–36). ( таблица)
1. Какие функции выполняет оболочка в клетке,
2.Какие функции выполняет цитоплазма,
3.Какие функции выполняет ядро,
4. Функции вакуоли. (Слайд № 11)
Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды.
Пластиды: Лейкопласты (бесцветные)
Хромопласты (оранжево – красные)
Хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл
Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить через 2 урока .
ГДЗ конспекты по биологии 5 класс Строение клетки
Клетка – это структурно-функциональная единица организма.
Особенности: у растительной клетки есть пластиды; оболочка состоит из целлюлозы.
Выполняет функции:
1) защита клетки;
2) придание формы.
Мембрана – тонкая плёнка, обладающая свойством проницаемости.
Цитоплазма – это внутренняя среда, в которой располагаются все внутренние органоиды клетки.
Вакуоль – это резервуар, в котором содержится клеточный сок, накапливаются питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности.
Ядро – главный органоид клетки, контролирующий все внутренние процессы.
Строение мякоти зелёного листа
Строение жгучего листа
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]