какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

ТЕСТ по творчеству М.Ю.Лермонтова, 9 класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

по творчеству М.Ю.Лермонтова

Учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Светлинская СОШ»

1.Какие темы и мотивы лирики Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А.С.Пушкина?

А) мотив одиночества; Б) тема родины;

В) историческая тема; Г) мотив изгнанничества;

Д) тема поэта и поэзии; Е) мотив обманчивости красоты.

2.Какое стихотворение принесло известность М.Ю.Лермонтову?

А) «Парус» Б) «Дума» В) «Бородино» Г) «Смерть поэта»

3)Какие из стихотворений Лермонтова можно отнести к теме родины?

«Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Бородино», «Родина», «И скучно, и грустно», «Пророк», «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия», «Тучи».

4) Соотнесите название стихотворения и его жанр.

А) «Перчатка» 1) элегия

В) «Наполеон» 3) послание

Д) «Н.Ф.Ивановой» 5) сюжетное стихотворение

5) Расположите главы в хронологическом порядке.

А) «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мэри», «Тамань».

Б) «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мэри», «Бэла».

В) «Тамань», «Княжна Мэри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина.

Г) «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».

6) По жанру «Герой нашего времени» является социально-психологическим и философским романом. Но каждая часть имеет свою жанровую специфику. Соотнесите название частей романа и жанр.

А) «Бэла» 1) романтическая повесть

Б) «Максим Максимыч» 2) психологическая повесть

В) «Тамань» 3) путевые заметки

Г) «Княжна Мэри» 4) философская повесть

Д) «Фаталист» 5)приключенческий рассказ

7) Какой художественный прием использовал Лермонтов в строках стихотворения?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит,

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит…

А) сравнение б) гиперболу

в) метонимию г) метафору

8. Фрагмент какого стихотворения приведен ниже

(выберите правильный ответ):

1.Погиб Поэт! – невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести.

Поникнув гордой головой.

а- «Поэт» б- «Смерть Поэта»

2. Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

а- «Родина» б- «Молитва».

Роман «Герой нашего времени»

(выберите правильный ответ):

1. Герой какого исторического времени представлен в романе

а- 10-20 годов 19 века

б- 30-х годов 19 века

3. В первой части романа повествование ведется от лица:

а- Максима Максимыча

4. Во второй части романа повествование ведется от лица:

а- Максима Максимыча

5 . Завершите цитату: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой …»

а- «скрытности характера»

б- «скованности характера».

6. Завершите цитату: «О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! …Это признак – или …»

а – « злого нрава, или глубокой постоянной грусти»;

б- «внутренней болезни, или холодного ума».

7. Почему Печорин, как представитель молодого поколения дворянской молодежи 30-х годов 19 века, оказался «лишним человеком»?

Завершите цитату, отвечая на вопрос

«…спрашиваю себя печально! Зачем я жил? Для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно,было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я…»

а- «не угадал цели в своей жизни…»

б- «не угадал этого назначения»

3. «Дума», «Бородино», «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Жалобы турка»

9. 1 – б; 2- а; 3- а; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 7 – б;

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

Номер материала: ДБ-155856

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания

Время чтения: 1 минута

какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

359. Анализ стихотворения Поэт Лермонтова 9 класс. Русский язык, литература

Анализ стихотворения — Поэт. Русский язык и литература

Стихотворение «Поэт» было написано Лермонтовым в 1838 г. К этому времени он уже имел широкую известность и славу, прежде всего, за произведение «Смерть поэта».

Произведение «Поэт» относится к гражданской лирике. Автор обращается с обличительным призывом к своим современникам. Романтические представления Лермонтова о противопоставлении поэта и толпы преобразуются в более серьезные философские размышления о роли и значении творчества в жизни общества.

В первой части стихотворения автор описывает кинжал, который долгое время верой и правдой служил воинам в сражениях. В то славное время ему были не нужны украшения. Кинжал выполнял свое предназначение – убивать врагов. В настоящее время он стал всего лишь «игрушкой золотой», висящей на стене.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с поэтом. В этом чувствуется возвращение к идеалам декабристов. Автор указывает на главное гражданское предназначение поэта – руководить и направлять толпу во времена тяжелых испытаний. Лермонтов использует яркое сравнение: «стих» — «колокол на башне вечевой». Этот образ обращает внимание читателя на традиции древнерусской вольницы в противовес деспотической власти.

Автор утверждает, что в современном ему обществе поэт, подобно кинжалу, забыл свое истинное предназначенье, променял его «на злато». Высшее общество не желает больше внимать суровым и справедливым словам поэтов. Главной ценностью стали богатство и мнимая красота («блестки и обманы»). Истинное положение вещей предпочитают скрывать, сохранять видимость благополучия.

В финале стихотворения Лермонтов обращается со страстным призывом к поэту-пророку. Автор надеется, что когда-нибудь продавшийся гений поймет всю ничтожность земного богатства. Поэт вырвет «из золотых ножон» свой стих-клинок и исполнит свой гражданский долг.

Вариант 2

Довольно странно для поэта быть довольным собственным творчеством. Самодовольство вообще не является признаком достойного человека и тем более великого поэта, которым, вероятно, был Лермонтов.

Стихотворение Поэт использует сравнение поэта, который отступил от собственных идеалов и перестал быть строгим порицателем общественного вкуса, с кинжалом, который ранее был суровым инструментом судьбы на поле брани, а теперь стал просто игрушкой, которая в золотой упаковке пылиться на стенке. Подобное сравнение выглядит весьма самокритичным, но к самому ли себе обращается тут Лермонтов? На самом деле на протяжении всего стихотворения автор обращается к поэту на ты, то есть возможно предположить некое обобщение, которое используется по отношению к поэтам-современникам Михаила Юрьевича.

Такое предположение выглядит весьма обоснованным, если знать историческую и культурную ситуацию того времени. Стихотворение написано практически после гибели Пушкина, который был если не единственным оплотом свободолюбия, то довольно мощным символом, с которым связывали свои надежды декабристы, да и потом Александр Сергеевич был существенной частью культуры.

После провала декабристов многие представители интеллектуальной элиты того времени разуверились в прогрессе и возможности позитивного преобразования российского общества. Более того, существенная часть вообще отправилась на каторгу, а кто-то подвергался строгой цензуре.

Именно поэтому некоторые поэты стали подобными тем самым кинжалам, которые смирились с ролью доступной игрушки в руках толпы. Лермонтов понимает начало своеобразного декаданса, который охватывает общество и взывает «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» к своим современникам и к поэтам вообще. Смогут ли снова представители творческой элиты стать чем-то стоящим или они останутся дорогостоящими, но, по сути, только игрушками, которыми могут распоряжаться гораздо менее нравственные представители общества.

Собственно образ кинжала выбран тут весьма точно. Лермонтов уподобляет поэта суровому инструмента, который способен оказывать существенное воздействие на людей.

Сочинение 3

Упадок, в том числе и творческий – довольно распространенная тема лирики во все времена. Если бы какие-то достижения были статичными, существование в этом мире сделалось бы намного легче.

Однако, и поэт чей «стих, как божий дух, носился над толпой» когда-то со временем может утратить собственное назначенье и кинжал, который «ее по одной груди провел.. страшный след и не одну порвал кольчугу» может в итоге просто висеть на стене «игрушкой золотой». Этот мир является, по сути, миром деградации, по крайней мере видится именно таким, если заметить как юное и сильное тело со временем дряхлеет и превращается в хладный труп, как рушатся империи и великие идеалы. Поэтому поддержание развития мира, понимание собственной роли в нем является задачей ответственного человека.

Лермонтов сравнивает в своем стихотворении Поэт надежный кинжал, который теперь более никому не служит и стал украшением, с поэтом, который поддался на требования времени, на низменные нравы толпы, которую интересуют только «блески и обманы». Автор обращается к какому-то поэту, к абстрактному адресанту, который, вероятно, не является самим Лермонтовым. Возможно, Михаил Юрьевич рефлексирует на тему собственного времени и упадка нравов.

Образы подобраны весьма точно и ярко, поэт как кинжал, который способен рассекать любые кольчуги, выглядит опасным созданием, предметом, который собственной мыслью также способен рассекать тягу толпы к блеску, к иллюзиям и заблуждениям. Описание кинжала акцентируется на признаках аскетичности и отрешенности от мира, он несет собственную миссию безукоризненно и с достоинством, но только вот со временем все равно оказывается в красивой обертке и более не используется. Мотив утраты этого достоинства, собственной функции и высокой миссии является основным в стихотворении Лермонтова и несет с собой ощущение разочарованности.

Тем не менее, автор оставляет надежду и вопрошает о дальнейшей судьбе поэта-кинжала. Сможет ли он снова вернуться к своему делу или останется также существовать в золотой обертке, которая останется для него фактически печальным пристанищем, разделяющим с подлинным смыслом существования? Лермонтов не стесняется в эпитетах и сравнениях, он называет поэта «осмеянный пророк», а основное настроение сравнивает с «ржавчиной презренья».

По сути, перед нами призыв Лермонтова к творческим людям своего времени вернуться к созидательной деятельности, снова стать подлинными пророками. При этом автор констатирует печальное положение дел. Он видит декаданс и упадок, который был актуальной темой лирики во все времена.

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт

Данное стихотворение представляет собой развернутую метафору, когда красивый позолоченный кинжал сравнивается с поэтом.

Не по одной груди провел он страшный след…

Однако после смерти хозяина он утрачивает свое предназначение: он долго провалялся в «Пыльной лавке» продавца, а потом стал «золотой игрушкой» для украшения стены.

Увы, бесславный и безвредный!

Оставшаяся часть стихотворения — это сравнение с начальной частью, в которой участь поэта, живущего в одно время с автором, сравнена с судьбой клинка.

Автор пишет о том, что поэт в современном мире утрачивает свое предназначение, променивая свой дар на деньги. Для Лермонтова поэт – это всегда миссия, пророк, наделенный огромной властью. Его стихи наполнены «божьим духом». И далее он вспоминает о былом прошлом поэта, когда его слова были необходимы, «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы».

Однако обществу хорошо без поэта. Он снова остаётся один. И дальнейшие строки перекликаются со стихотворением «Пророк», подчеркивая одинаковость судьбы поэта.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Размер необычен – это ямб в сочетании с пиррихием. Использование данного сочетания позволяет создать плавность повествования.

На мой взгляд, стихотворение «Поэт» в творчестве Лермонтова – это один из ярких примеров, который глубоко раскрывает тему поэта и поэзии. Мне кажется, в нем наиболее ярко звучит протест Лермонтова против положения поэта в современном ему обществе. Мне оно запомнилось своей образностью, интертекстуальностью.

Источник

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил значительную часть своего творчества теме поэта и поэзии. Мотив этой темы понятен — поэт одинок и гоним. Его не понимают, из-за этого Лермонтов рисует лирического героя в своих стихотворениях замкнутым, лирический герой отдаляется от общества.

Стоит отметить, что Александр Сергеевич Пушкин был кумиром у юного Лермонтова. Существуют даже догадки, что Лермонтов, писав свои произведения словно разговаривал с Пушкиным. Конечно, критики восприняли это как подражательство, но на самом деле это был односторонний диалог одного поэта с другим. Михаил Юрьевич Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным, но не хотел идти с «пустыми руками», он хотел принести ему стихотворение достойное пера Пушкина, но Лермонтов был очень самокритичным человеком, из-за этого знакомство не состоялось.

У Лермонтова самыми актуальными в современное время являются стихотворения «Пророк» и «Поэт». Стихотворение «Пророк» было продолжено поэтом, а название произведения, начало, тема и смысл были взяты у Александра Сергеевича Пушкина. Однако есть различия у этих стихотворений. Если у Пушкина пророк видит улучшение будущего, он жизнерадостен, ему присуща вера в лучшее, то у второго поэта всё наоборот: пророк — разочаровавшийся романтик, символизирующий жизнь Лермонтова. Ставши изгоем, пророк уходит в пустыню, ведь только природа принимает его.

Таким образом, тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова нашла своё отражение, которое возводит поэта как гения творческого духа.

Источник

Какое стихотворение лермонтова принесло ему известность

ЛЕРМОНТОВ В ПОЭЗИИ
ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ

Сообщение Ивана Розанова

Автор его, П. А. Гвоздев (1815—1851), славился среди товарищей своей находчивостью, смелостью и остроумием. Имели успех среди них и его стихи. Не прошло и месяца после того, как он написал свой ответ Лермонтову, как он был уволен из школы и отдан в солдаты за дерзкое поведение. Гвоздев был отправлен на Кавказ. О судьбе его писала Лермонтову бабушка. Лермонтов отвечал: «То, что вы мне пишете о Гвоздеве, меня не очень удивило; я, уезжая, ему предсказывал, что он будет юнкером у меня во взводе; а впрочем жаль его». Через год, т. е. в 1838 г., Гвоздев был произведен в офицеры, вышел в отставку, поступил в одну из петербургских канцелярий. По отзывам лица, сообщавшего Семевскому биографические сведения о нем, «был плохим чиновником, но увлекался поэзией. Писал стихи, но не печатал их». Умер он в 1851 г. «от разлития желчи».

Стихотворение Гвоздева довольно слабо в художественном отношении, но небезынтересно по содержанию. Как бы возражая Лермонтову, что не стоило перед теми, чьи думы «мертвы», изливать свой благородный порыв, он, в сущности, только повторяет лермонтовские нападки на врагов Пушкина:

Зачем порыв свой благородный
Ты им излил, младой поэт?
.
Сердца покрыты зимней вьюгой,
Их чувства холодны как лед,
Их души мертвые в кольчуге,
Им недоступен твой полет!
.
Им песнь твоя как суд кровавый,
Для них она как грозный меч,
Не мог ты в их душе презренной
Свободной истиной зажечь
Огонь высокий и священный.

Удачнее вторая половина, где Гвоздев говорит о каре, которая ожидает Лермонтова от «стаи вран у ног царя», и напоминание о грозном суде, ожидающем врагов поэта, но не о суде небесного судии, а о суде потомства. Этим вносится как бы поправка к Лермонтову.

Твой стих свободного пера
Обидел гордое тщеславье,
И стая вран у ног царя,
Как милость, ждут твое бесславье.
Но ты гордись, младой певец,
Пред кознями их адской злобы,
Не расплести им твой венец,
Пускай отверзятся хоть гробы.
.
Не ты ль сказал: «есть грозный суд!»
И этот суд есть суд потомства,
Сей суд прочтет их приговор
И на листе, как вероломство,
Он впишет имя их в позор.

В первопечатном тексте этого стихотворения несколько строк заменено точками. Надо предполагать, что в оригинале тут были выражения еще менее допустимые, с точки зрения цензуры, чем «стая вран у ног царя».

В общем же стихов, обращенных к Лермонтову при его жизни, было немного. Если сравнить стихи о Пушкине и стихи о Лермонтове, написанные при их жизни, то бросится в глаза разница не только в количестве тех и других. Количественная разница неудивительна. Первое стихотворение о Пушкине (Дельвига) было написано в 1815 г. — до 1837 г. это выходит двадцать два года; первое стихотворение о Лермонтове (Гвоздева) — в 1837 г.; до 1841 г. — четыре с половиной года. Но поражает разница в характере тех и других стихотворных высказываний. Стихи о Пушкине в большинстве своем носят благожелательный характер. Совершенно иную картину представляют собой стихи о Лермонтове. Каких-либо выражений восторга перед поэтическим гением Лермонтова здесь не найдем. И Огарев, который в своей поэме «Юмор» (1841) признал Лермонтова единственным достойным преемником Пушкина, высказывается на эту тему довольно сдержанно. Огарев так определяет положение русской поэзии:

Певцы замолкли. Пушкин стих:
Хромает тяжко вялый стих,
Нет, виноват! есть, есть поэт,
Хоть он и офицер армейский.

Это ли выражение восторга?

Из стихов, обращенных к Лермонтову, только одно — бытового, биографического характера: стихотворение Ростопчиной «На дорогу». Все остальное — это стихотворные ответы Лермонтову, по сути дела стихотворная полемика с ним. Два таких стихотворения принадлежат Розенгейму; одно имеет характер возражения на не дошедшее до нас письмо Лермонтова к Розенгейму, другое — на лермонтовское стихотворение «Не верь, не верь себе, мечтатель молодой». В стихотворении Сатина выражается несогласие автора с мыслями, выраженными в лермонтовском «Последнем новоселье». И у Розенгейма и у Сатина налицо принципиальные идейные разногласия с Лермонтовым.

Стихотворения Розенгейма и Сатина заслуживают особого внимания. Розенгейм интересен и сам по себе как поклонник и ученик Лермонтова.

В 1834 г., когда Лермонтов был в Школе гвардейских подпрапорщиков, с ним познакомился 14-летний кадет из I кадетского корпуса Михаил Розенгейм. В этом корпусе, наследнике сухопутного шляхетского, где когда-то учились Сумароков, Княжнин, Озеров, сильны были литературные традиции. Из его стен вышло немало поэтов, между прочим Рылеев. И Розенгейм писал стихи преимущественно гражданского направления. Когда он был еще кадетом, на него обратили внимание Полевой

и Воейков и стали охотно печатать его стихотворения. Но многие из этих стихотворений встретили цензурные затруднения, и через три года после своего литературного дебюта Розенгейм надолго перестает печататься. Перерыв этот продолжался 17 лет — с 1841 по 1857 г. Причины его не совсем ясны, но возможно, что тут известную роль сыграло скептическое отношение Лермонтова к молодому поэту. В 1858 г. приятели уговорили Розенгейма издать свои стихотворения. Он предоставил все дело им, ни во что не вмешиваясь. Опять начались цензурные затруднения. Цензор Лажечников, автор «Ледяного дома», не хотел пропускать книгу, другой цензор, Иван Александрович Гончаров, оказался снисходительнее, но и он долго не соглашался пропустить некоторые стихотворения. Наконец книга вышла и вызвала убийственную рецензию Добролюбова, который находил, что стихи были бы приемлемы и многим нравились бы, если бы вышли пятью годами раньше, т. е. до севастопольской кампании, а теперь никому не нужны. Добролюбов не знал, что стихи были написаны не пять лет, а двадцать лет назад и только оставались неопубликованными. Такова была первая незадача Розенгейма. Другой упрек Добролюбова был гораздо серьезнее. Он находил у Розенгейма благие намерения, хорошие чувства, но не находил самого главного, что нужно для стихов, — поэзии. Возможно, что того же мнения держался и Лермонтов.

Таковы историко-литературные данные о происхождении двух стихотворных посланий Розенгейма к Лермонтову. Письмо Лермонтова к Розенгейму до нас не дошло. Приводим стихотворный ответ Розенгейма на это письмо:

Мне грустно, не смешно. В пылу негодованья,
Ты оскорбил небес прекрасный дар!
Нет, не напрасно, друг, высокого призванья
В твоей душе горит небесный жар!
Тебе ли колеей, протоптанною в прахе,
Которою толпа к ничтожеству бредет,
Влачиться вслед за ней, подобно черепахе,
Когда судьбою дан тебе орла полет.
Понятно мне твое душевное томленье,
Твоя глубокая, сердечная тоска;
Но если ты падешь средь общего паденья,
Чья братий поддержать протянется рука?
Кто речью теплою согреет огорченных?
Кто деве разъяснит загадку юных грез?
Чье слово, чей призыв пробудит усыпленных?
Кто души освежит потоком сладких слез?

Это послание не изменило того скептического отношения Лермонтова к восторженному юноше-поэту, которым отмечено было, повидимому, его ответное письмо на восторженное письмо Розенгейма, вызванное чтением «Героя нашего времени».

Лермонтов не захотел обнадеживать чем-нибудь автора послания и потому вместо того, чтобы повторять то, что уже раз было им сказано по аналогичному случаю, рекомендовал Розенгейму почаще перечитывать стихотворение «Не верь, не верь себе, мечтатель молодой», которое было написано Лермонтовым по поводу стихов другого поэта, его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков Потапова. Потапов действительно вскоре перестал писать стихи. Розенгейм на долгое время (до 1857 г.) перестал только выступать в печати.

На совет Лермонтова почаще перечитывать «Не верь себе» он отвечал, как было уже сказано, вторым посланием к Лермонтову, гораздо более энергичным:

Оба послания Лермонтову напечатаны были только в 1858 г., в собрании стихотворений Розенгейма, и то только после цензурных мытарств.

Не лишена интереса попытка Розенгейма новой постановки темы лермонтовского «Пророка», относящаяся к концу 50-х или к 60-му году.

Когда господь открыл мне вежды
И скверну мира показал,
Когда, испуганный, одежды
Я, полный скорби, разорвал;
Когда, в порыве сокрушенья,
Бежать в пустыню я хотел,
Чтобы не видеть униженья,
И черноты, и грязи дел, —
Тогда, сверкая мне из тучи,
И гласом гнева и суда,
Он малодушному, могучий,
Изрек мне грозное: «Куда?!»
«Куда?» — воззвал он громогласно,
«Куда, лукавый человек,
«Бежишь в пустыню безопасно
«Влачить бесплодно жалкий век?
«Не сокрушенья, не молитвы, —
«Мне нужен истины пророк,
«Мне нужен муж для смелой битвы,
«Мне нужен молот на порок!
«Не это рабское бессилье
«Потребно смелому бойцу, —
«Иди пред злобу и насилье
«И с ними стань лицом к лицу. ».

И я пошел. Вражду, гоненье
Я видел, знал и перенес;
Я слышал пошлое глумленье,
И вопли гнева и угроз,

И фарисея шопот желчный,
И вой бессмысленный глупца;
Но я иду — набат немолчный
Глаголов правды — до конца.

Что Розенгейм имел в виду именно это лермонтовское стихотворение, видно из заключительного четверостишия. Ср. у Лермонтова:

Провозглашать я стал любви
И правды чистое ученье,
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Таким образом, перед нами снова полемика с Лермонтовым. Тенденция исправлять Лермонтова с моральной и общественной точек зрения, как видно, не покидает Розенгейма на протяжении десятков лет. И в то же время Розенгейм охотно повторяет, иногда только слегка переиначивая, отдельные лермонтовские образы и выражения. Необходимо, однако, добавить, что два стихотворения Розенгейма «Пусть мир наш прекрасен, пусть жизнь хороша» и отрывок «А годы несутся, а годы летят» приписывались одно время Лермонтову, и даже сам Добролюбов, когда нашел «А годы несутся, а годы летят» в книжке стихотворений Розенгейма, допускал предположение, что Розенгейм только закончил и отделал незаконченный лермонтовский набросок. Сам Розенгейм, впрочем, не преувеличивал достоинств своих стихов и находил, что плохую услугу оказывают Лермонтову те, кто приписывает ему такие стихи.

«Последнее новоселье» Лермонтова, напечатанное в № 5 «Отечественных Записок» за 1841 г., являющееся откликом на перенесение праха Наполеона в Париж, ошибочно

было понято западниками как славянофильское, в духе Хомякова, и потому вызвало у них отрицательное отношение. Особенно возмущало их обращение к французскому народу:

Мне хочется сказать великому народу:
Ты жалкий и пустой народ!

Стихотворным протестом против лермонтовского «Последнего новоселья» является стихотворение «Поэту-судии» Н. М. Сатина (1814—1873), бывшего товарища Лермонтова по Университетскому пансиону, а потом Герцена и Огарева — по Московскому университету, ставшего одним из ближайших друзей Огарева:

Мы не знаем, было ли его стихотворение известно Лермонтову, но в печати оно появилось только в 1890 г. под заглавием «Поэту-судии» (сборник «После Пушкина»), а через пять лет перепечатано по другой рукописи с полным уточнением в заглавии адресата — «Лермонтову».

Единственным хвалебным стихотворением из числа обращенных к Лермонтову при его жизни является шуточный мадригал Мятлева Лермонтову, в ответ на мадригал Лермонтова. Относясь скептически к поэтам — «мечтателям молодым», как Потапов, Розенгейм, Гвоздев, готовый вышучивать всякую нарочитую, как ему казалось, серьезность, Лермонтов попросту и дружески отнесся к автору «Похождений Курдюковой», Ивану Петровичу Мятлеву (1796—1844), который шутовской стиль и макаронический стих сделал своей специальностью. К нему, кроме стихотворной записи в его альбоме, относятся известные строки Лермонтова в стихотворном обращении к С. Н. Карамзиной:

Люблю я парадоксы ваши,
И ха-ха-ха и хи-хи-хи,
С штучку, фарсы Саши
И Ишки М стихи.

В этом обозначении «Ишка Мятлев» гораздо больше дружеской ласки, чем презрительности.

Мятлев отвечал Лермонтову макароническими стихами:

Лермонтова по нескольку стихотворений. В отличие от всех других авторов стихов на ту же тему, они лично хорошо знали Лермонтова, хотя не столько с творческой, сколько с бытовой стороны.

С Ростопчиной Лермонтов познакомился еще юношей, когда ухаживал за ее двоюродной сестрой Е. Сушковой, но дружески сблизились они во время последнего приезда Лермонтова в Петербург — с начала февраля по конец апреля 1841 г. Перед последним отъездом на Кавказ Лермонтов подарил ей альбом для стихов, в который вписал посвященное ей известное стихотворение («Я верю: под одной звездою»).

Лермонтову посвящены три стихотворения Ростопчиной. Первое — «На дорогу» — написано еще при жизни поэта и связано с его отъездом из Петербурга на Кавказ весной 1841 г. Второе — «Нашим будущим поэтам» — является непосредственным откликом на его гибель. Третье и последнее — «Пустой альбом» 10 — интересно некоторыми подробностями, заслуживающими внимания в биографическом плане, например, указание, что Лермонтов уезжал в последний раз из Петербурга одолеваемый мрачными предчувствиями:

О! Живо помню я тот грустный вечер,
Когда его мы вместе провожали,
Когда ему желали дружно мы
Счастливый путь, счастливейший возврат,
Как он тогда предчувствием невольным
Нас испугал! Как нехотя, как скорбно
Прощался он! Как верно сердце в нем
Недоброе, тоскуя, предвещало.

Поэтесса 40—60-х годов Варвара Николаевна Анненкова (1795—1866) никогда не пользовалась таким сочувственным вниманием критики, как ее более счастливая современница Ростопчина, но все же критика находила, что она «не без таланта» и что у нее хороший вкус. Творчество ее было скоро забыто. Об Анненковой упоминали только по одному поводу: она докончила незаконченную шуточную балладу Лермонтова «Югельский барон». Но в ее сборнике «Для избранных» 1844 г., кроме этой баллады, есть любопытные подражания Лермонтову и три стихотворения о Лермонтове.

Подражания ее доходят нередко до перефразировки отдельных лермонтовских строк. У нее есть подражание «Последнему новоселью» Лермонтова под заглавием «К французам», где она упрекает их в измене Наполеону — «врагам вы предали его» (у Лермонтова: «и как враги вы предали его»). «Русалка» Варвары Анненковой — перепев лермонтовской баллады.

Наиболее интересно последнее; особенно замечательна первая половина стихотворения, содержащая такие конкретные мелочи, касающиеся детства Лермонтова, которые не могли быть придуманы и являются ценным биографическим материалом:

Утешь ее! Утешь! явись во мраке ночи,
Когда смыкаются задумчивые очи,
Когда создание почиет в тишине,
Явись страдалице, утешь ее во сне.
Когда наводит взор полуночи светило,
Своим явлением напомни то, что было
И первый лепет твой, младенческий язык,
И будто тихо ты на грудь ее приник
И милой бабушке высказываешь снова
Урок младенческий и вот! забыл ты слово,
И вот она тебя с улыбкою бранит;
Но вечер; сад тебя развесистый манит,
И няня вслед едва поспеет за тобою,

А дерен смуглою ты оборвал рукою
И снова к бабушке и там перед огнем
За греческим ее находишь словарем.
С тобою учится и каждый вечер снова
Выписывать тебе слова она готова,
Чтоб труд твой облегчить, а ты ласкаясь к ней
Рассказываешь сам о резвости своей.

Вторая половина стихотворения выдержана в условно поэтических тонах, и мы опускаем ее.

До сих пор мы говорили лишь о стихах близких к Лермонтову людей. Переходим к откликам со стороны.

Стихи столь же безызвестного автора Анастасия Савинского любопытны как курьез.

По поводу преждевременной смерти Лермонтова Савинский говорит:

О сколько дум погасло в нем
На жертвеннике вдохновенья,
Воспоминанья под крылом
И в области воображенья!
Мы думали: в тебе воскрес
Бессмертного великий гений!
И он как метеор исчез
Со звуком дивных песнопений!
Казалось, Марлинский для нас
В тебе оставил клад завета.
Но роковой примчался час —
И нет волшебника-поэта!
Ах, скоро ли возникнет вновь
Столь лучезарное светило?
Озолотит нам и любовь
И дружбу — все, что сердцу мило! 13

Таким образом, Лермонтов характеризуется как «волшебник-поэт», как кандидат на освободившиеся вакансии Пушкина и Марлинского, не успевший проявить себя достаточно в этом отношении.

Серьезно можно говорить только о стихах Шевырева, Баратынского и особенно Огарева.

Два первых автора не были особенно расположены к Лермонтову при его жизни; их отношение к поэту было скорее критическое. Этим отчасти объясняется то, почему оба стихотворения носят несколько отвлеченный характер и конкретный образ Лермонтова обобщен в них до размеров некоего синтетического образа поэта вообще. Характерно, что ни в заглавии, ни в тексте нет прямого указания, что речь идет именно о Лермонтове, а не о ком другом. Что данные пьесы имеют отношение к Лермонтову, устанавливается косвенными доказательствами: датами их появления и т. д.

Не призывай небесных вдохновений
На высь чела, венчанного звездой;
На заводи высоких песнопений,
О юноша, пред суетной толпой.
Коль грудь твою огонь небес объемлет
И гением чело твое светло, —
Ты берегись: безумный рок не дремлет
И шлет свинец на светлое чело.

О горький век! Мы, видно, заслужили,
И по грехам нам, видно, суждено,
Чтоб мы теперь так рано хоронили
Всё, что для дум прекрасных рождено.
Наш хладный век прекрасного не любит,
Ненужного корыстному уму,
Бессмысленно и самохвально губит
Его сосуд — и всё равно ему:

Стихотворение Баратынского по теме и по общей философской окраске близко к шевыревскому. Однако в заключительном четверостишии его появляется новая мысль, не вытекающая непременно из предыдущего, но сообщающая ему особую остроту:

Когда твой голос, о поэт,
Смерть в высших звуках остановит,
Когда тебя во цвете лет
Нетерпеливый рок уловит;

Кого закат могучих дней
Во глубине сердечной тронет?
Кто в отзыв гибели твоей
Стесненной грудию восстанет?

И тихий гроб твой посетит,
И над умолкшей Аонидой,
Рыдая, пепел твой почтит
Нелицемерной панихидой?

Возможно, что это заключительное четверостишие, имея общий смысл, в частности направлено именно против Шевырева, который упорно недооценивал Лермонтова при жизни, а теперь стал его восхвалять. К Шевыреву, как и ко всему кружку «Москвитянина», Баратынский в это время относился отрицательно.

Еще дуэль! Еще поэт
С свинцом в груди сошел с ристанья.
Уста сомкнулись, песен нет,
Все смолкло. Страшное молчанье!
Тут тщетен дружеский привет.
Все смолкло — грусть, вражда, страданье,
Любовь, — все, чем душа жила.
И где душа? куда ушла?

Но я тревожить в этот миг
Вопроса вечного не стану;
Давно я головой поник,
Давно пробило в сердце рану
Сомненье тяжкое, — и крик
В груди таится. Но обману
Жить не дает холодный ум,
И веры нет, и взор угрюм.

И тайный страх берет меня,
Когда в стране я вижу дальной
Как очи, полные огня,
Закрылись тихо в миг прощальный,
Как пал он, голову склоня,
И грустно замер стих печальный
С улыбкой скорбной на устах,
И он лежал, бездушный прах.

Бездушней праха перед ним
Глупец ничтожный с пистолетом
Стоял здоров и невредим,
Не содрогаясь пред поэтом,
Укором тайным не томим;
И, может, рад был, что пред светом
Хвалиться станет он подчас,
Что верны так рука и глаз.

А между тем над мертвецом
Сияло небо, и лежала
Степь безглагольная кругом,
И в отдалении дремала
Цепь синих гор — и все в таком
Успокоеньи пребывало,
Как будто б миру жизнь его
Не составляла ничего.

А жизнь его была пышна,
Была роскошных впечатлений,
Огня душевного полна,
Полна покоя и волнений;
Все, все изведала она —
Значенье всех ее мгновений
Он слухом трепетным внимал
И в звонкий стих переливал.

Но века своего герой,
Вокруг себя печальным взором
Смотрел он часто — и порой
Себя и век клеймил укором,
И желчный стих, дыша враждой,
Звучал нещадным приговором.
Любил ли он, или желал,
Иль ненавидел — он страдал.

Сюда, судьба! Ко мне на суд!
Зачем всю жизнь одно мученье
Поэты тягостно несут?
Ко мне на суд — о провиденье!
Века в страданиях идут, —
Или без всякого значенья
И провиденье, и судьба —
Пустые звуки и слова?

А как бы он широко мог
Блаженствовать! В душе поэта
Был счастья светлого залог:
И жар сердечного привета,

И поэтический восторг,
И рай видений, полных света,
Любовью полный взгляд на мир,
Раздолье жизни, вечный пир.

Мой бедный брат! Дай руку мне,
Оледенелую дай руку,
И спи в могильной тишине.
Ни мой привет, ни сердца муку
Ты не услышишь в вечном сне,
И слов моих печальных звуку
Не разбудить тебя во век.
Ты глух стал, мертвый человек!

Развеется среди степей
Мой плач надгробный над тобою
И высохнет слеза очей
На камне хладном. И порою,
Когда сойду я в мир теней,
Раздастся плач и надо мною,
И будет он безвестен мне.
Спи, мой товарищ, в тишине! 16

Надо признать, что по своей идейной направленности это стихотворение, конечно, ближе всех других духу лермонтовской поэзии.

И он угас, и он в земле сырой!
Давно ль его приветствовали пляски?
Давно ль в его заре, в ее восходном блеске
Провидели мы полдень золотой?
Ему внимали мы в тиши, благоговея,
Благословение в нем свыше разумея —
И он угас, и он утих
Как недосказанный, великий, дивный стих!

И нет его. И если умирать
Так рано, на заре, помазаннику бога, —
Так там, у горнего порога
В соседстве звезд, где дух, забывши прах,
Свободно реет ввысь, и цепенеют взоры
На этих девственных снегах,
На этих облаках, обнявших сини горы,
Где волен близ небес, над бездною зыбей
Лишь царственный орел да вихорь беспокойный, —
Для жертвы избранной там жертвенник достойный,
Для гения — достойный мавзолей!

1 «Русская Старина» 1896, кн. X, 131—132.

3 М. Розенгейм, Стихотворения, изд. 5-е, Спб., 1896, отд. XVII—XIX.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *