какое средство выразительности использовано в строке но в нас горит еще желанье

«К Чаадаеву» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения

какое средство выразительности использовано в строке но в нас горит еще желанье

Александр Сергеевич Пушкин не случайно использовал эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения в стихотворении «К Чаадаеву». Средства художественной выразительности служат своеобразным украшением литературного произведения, они помогают автору полнее выразить свои мысли. Средства выразительности бывают лексические, фонетические, синтаксические. К лексическим средствам относятся тропы: эпитеты, метафоры, метонимии и т.п.

Эпитеты метафоры и метонимия

Эпитеты – художественные определения, с помощью которых автор придает окраску описываемым предметам, явлениям, о которых говорится в литературном произведении. В стихотворении «К Чаадаеву» использованы следующие эпитеты;

Метафоры – это иносказательные признаки предметов, перенос смысла одного слова в отношении к другому слову. В этом стихотворении использованы следующие метафоры:

Напишут наши имена

«На обломках самовластья» – метонимия. Дворяне пушкинской эпохи чувствовали на себе гнет царского самодержавия. Мало кого из дворян тяготило то, что они имели крепостных, чьим трудом жили. Но они чувствовали себя крепостными царя и царской семьи, многие были вынуждены служить при дворе императора, и это делало их подневольными императора. В подобную «неволю» позднее попал и сам Пушкин.

Сравнения

В литературе сравнения служат для отождествления одних предметов или явлений с другими. В стихотворении «к Чаадаеву» применяются следующие сравнения:

Олицетворения

В этом стихотворении Пушкин говорит о юношеской поре, когда жизнь кажется в розовом свете, когда юноши многого еще не знают о жизни и потому обманывают сами себя. Но по мере взросления они становятся серьезнее, задумываются о взрослых вещах, меньше предаются забавам. И забавы, игры исчезли как бы сами собой.

«Отчизны внемлем призыванье». В этом метафорическом словосочетании понятно, что неодушевленной отчизне автор придал одушевление. Отчизна в самом деле никуда не зовет, но приходит понимание того, что молодые люди обязаны служить государству, народу.

Стилистические средства

Из стилистических средств в стихотворении использованы повторы:

Как сон, как утренний туман. Повторяется слово «как». И ниже в двух строках следует повторение слова «Пока»

Пока сердца для чести живы…

Повторения поэт делает с целью сконцентрировать внимание читателя на этих строках.

Стихотворение написано в форме послания, и поэтому здесь вполне оправданы обращения: мой друг, товарищ.

В последних строках пропущено подлежащее. Пушкин подразумевал, но не говорит явно, что напишут имена последующие поколения, которые свергнут это самое самовластье.

Здесь также присутствуют архаизмы, придающие стихотворению некоторую торжественность: внемлем, призыванье, вспрянет.

Источник

Какое средство выразительности использовано в строке но в нас горит еще желанье

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в 1-8-й строках данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощенные в данном стихотворении?

Образы звезды, огня, темы рока, любовного томления и т. д. характерны для романтизма. Дадим определение.

Романтизм — явление европейской культуры в XVIII−XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?

По содержанию, жанру и композиции стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» представляет собой разновидность произведений ораторского искусства, хотя и остаётся посланием. Высокий эмоциональный настрой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, создаётся свойственными ораторскому стилю средствами.

Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью: пятнадцать простых предложений образуют четыре сложных. Призывные интонации создают и обращения:

Мой друг, отчизне посвятим…

Пушкин использует слова высокого стиля (внемлем, отчизны, упованья) и общественно-политические термины, распространённые в дворянских революционно настроенных кругах (гнёт, самовластье, вольность).

В стихотворении много слов и выражений, создающих подтекст: это и сравнения (как сон, как утренний туман), и эпитеты (роковой власти, святой вольности), метафоры (свободою горим, недолго нежил нас обман).

Ритм выступает как один из составных элементов интонации и как конструктивный элемент, с помощью которого достигается целостность произведения.

Все перечисленные поэтические средства помогают выразить основной смысл стихотворения: оно о прошлом, настоящем и будущем вольнолюбивого поколения начала XIX века.

Источник

Анализ средств художественной выразительности по стихотворению “К Чаадаеву” (Пушкин А. С.)

План: 1. средство выразительности 2. где находится 3. пояснение

1) Оксюморон – “тихой славы” – слава по своему определению является громкой и шумной, и поэтому “тихая слава” сочетает в себе несочетаемое.

2) Сравнение – “как сон, как утренний туман” – данное сравнение является более чем точным: сон и туман проходят, не оставляя и следа, также бесследно уйдет и обман “любви, надежды, тихой славы”.

Сравнение – “Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья” – как правило, свидание всегда долгожданно,

3) Метафора – “горит желанье” – желание является настолько сильным, что сравнивается с такой могущественной стихией, как огонь.

Бушующая стихия – бунт, противостояние, революция. То же значение несет метафора “свободою горим”.

4) Эпитет – “нетерпеливою душой” – слово “нетерпеливое” подчеркивает сильное стремление.

Эпитет – “святая вольность” – вольность, свобода воспеваются как высшие чувства, высшие – значит божественные – самые чистые и

5) Обращение – “Мой друг”, “Товарищ” – еще один показатель того, что жанром стихотворения является послание.

6) Инверсия – “нежил нас обман”, “исчезли юные забавы”, “но в нас горит еще желанье”

7) Метонимия – “звезда пленительного счастья” – под звездой подразумевается победа

Метонимия – “на обломках самовластья” – имеется в виду разрушение самодержавия

8) Синекдоха – если рассматривать стихотворение как обращение ко всему народу, то слова “товарищ”, “мой друг” будут передавать целое (народ) через часть (друг, товарищ)

9) Олицетворение – “Россия вспрянет” – восприятие Родины как чего-то живого, умеющего чувствовать.

Related posts:

Источник

Тест по литературе К Чаадаеву 9 класс

Тест по литературе К Чаадаеву (А.С. Пушкин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Назовите жанр стихотворения.

2. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

3. Как называется средство иносказательной выразительности?
Недолго нежил нас обман…

4. Как называется изобразительное средство?
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье…

5. Укажите название характера рифмовки в 5-12 строках стихотво­рения.

Задания с развернутым ответом

6. Как меняется настроение лирического героя стихотворения?

7. Какую роль в стихотворении играет образ сна?

8. Чем похоже поэтическое настроение, воплощенное в стихотворе­ниях А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (фрагмент)?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Для какого литературного направления характерны образы звез­ды, огня, темы рока, любовного томления, воплощенные в данном стихотворении?

2. Как называется изобразительное средство?
Души прекрасные порывы!
Звезда пленительного счастья…

3. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

4. Как называется средство иносказательной выразительности?

И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

5. Определите размер, которым написано стихотворение.

Задания с развернутым ответом

6. Как меняется настроение лирического героя стихотворения?

7. Какую роль в стихотворении играет образ сна?

8. Чем похоже поэтическое настроение, воплощенное в стихотворе­ниях А.С. Пушкина «К Чаадаеву» и В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (фрагмент)?

Фрагмент стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
для 8 задания

Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами.
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Ответы на тест по литературе К Чаадаеву (А.С. Пушкин)
1 вариант
1. послание
2. сравнение
3. метафора // олицетворение
4. эпитет
5. опоясывающая
2 вариант
1. романтизм
2. эпитет
3. сравнение
4. метафора
5. ямб

Источник

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *