русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Русская книга «Правила светской жизни и этикета. Хорошiй тон» от 1889 года.
В 1917 году пропала страна, известная как Российская империя.
Страна, мощь которой уважал весь мир (и не только за передовую философию марксизма-ленинизма), остановилась в шаге от Царьграда и упала замертво. Только начинающая стареть кокетка-Европа, назвала погибшего северного гиганта «Колоссом на глиняных ногах». Хорошо, что не медведем. Так как это было бы несправедливо.
На месте империи появилась РСФСР-СССР – страна молодая и без комплексов. И с «Кодексом коммуниста» 1961 года (12 пунктов, один из них: нетерпимость к врагам коммунизма, делу мира и свободы народов), где в краткой форме описывалось, как человеку строить светлое будущее, не переступая дозволенных границ. Потом была новая Россия – в газетах тогда писали, что все старшеклассницы «хотят быть путанами» (основаны такие утверждения были на данных соцопросов – не знаем, не видели их).
И вот – ХХI век. В России он начался как век чистогана. Нефть, газ, лес, моря, острова, ракеты и осетровая икра – for sale. Вчерашние школьницы косяками потянулись на Запад и даже на Юг – наверное, соцопросы не врали.
В 2011 году что-то сломалось. Выйдя на Болотную площадь, столица, а за ней и ряд регионов, вдруг решили, что взятки, воровство и хамство – это плохо.
Скептики заметили, что ничего не изменится, фразе о том, что в России воруют, 200 лет, и ничего – воруют! Господь, жги! Здесь ничего не изменишь!
На самом деле, изменишь. Хотя бы потому, что 200 лет назад здесь не воровали. Точнее, и воровали тоже, но жизнь не вертелась вокруг одного слова. Ну откуда тогда взяться Татьяне Лариной, тургеневским девушкам и матросу Кошке Петру Марковичу? Герой Кошка, неудачно пытавшийся отдать жизнь за царя в Крымскую войну, конечно, воровал, подскажут. Воровал, ответим. Но как!
Петр Маркович увел прямо из французского котла вареную, горячую, благоухающую травами Прованса говяжью ногу. Деликатес съел в окопе с однополчанами. Ай да Кошка! Ай да сукин сын!
В остальном жизнь русского общества для нашего с вами современника – увы и ах, что-то типа жизни хоббита. С теми и то все понятнее – 4 фильма по 3 с лишним часа каждый. Там в подробностях можно рассмотреть, как обедали, одевались, обращались друг к другу разные нечёсаные мужички – гномы те же.
В Российской империи все было гораздо сложнее и интереснее.
Итак, «Правила Светской жизни и Этикета. Хорошiй тонъ. (Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни…)». Составители Юрьев и Владимирский. С.-Петербург. Типография и Литография В.А. Тиханова, Б. Садовая. № 27. 1889. Избранные места.
Общие понятия
Этикет – есть ни что иное, как собрание (свод) правил и формальностей, касающихся внешности и образа действий в общежитии того общества, которое принято называть хорошим, т. е. благовоспитанным. Само слово «благовоспитанный» (или хорошо воспитанный) показывает, что «приличныя манеры» есть нечто приобретаемое, прививающееся к человеку воспитанием и, действительно, хорошее, благое воспитание прививается с детских лет…
Хорошие манеры преимущественно высказываются в вежливости и приветливом обхождении…
Разумно вежливый человек не делает вида, будто он лучше, умнее и богаче своего соседа. Он не хвастает свои положением, происхождением, ни даже своею страною; а так же и не смотрит свысока на людей, не имеющих одинаковых с ним преимуществ; он не похваляется ни своими подвигами или своим призванием, и разговор его не вертится постоянно и единственно на предметах его профессии. Напротив, он будет скромен и естественен во всем, что делает и говорит; настоящий его характер проявляется скорее в исполнении дела, чем в хвастовстве, скорее в поступках, чем в словах.
По истине, можно сказать, что способность к самопожертвованию в обыкновенных мелких столкновения повседневной жизни служит главным отличием человека хорошо воспитанного от дурно воспитанного….
Женщины одарены большей сдержанностью, чем мужчины и от природы более приветливы и изящны. Они быстротою и готовностью к действию, более глубоким пониманием характера, они проницательнее, и выказывают большую тонкость в распознавании, большую ловкость…
Репутация
Репутация – это та слава, то мнение, которое составилось о человеке в обществе. Смотря по тому, насколько это мнение удовлетворяет правилам светских приличий. Зависть и степень того уважения, которым пользуется человек в свете.
Нет ничего нежнее и хрупче, чем честь женщины, по словам одного писателя. Она походит на зеркало, которое тускнеет от одного дыхания. Поэтому женщина должна не только остерегаться совершить какой-нибудь предосудительный поступок, заслуживающий порицания, но с не меньшим рвением должна избегать и всего того, что могло бы служить поводом к невыгодным для нее толкам.
Чистоплотность
Нечистоплотная женщина вполне справедливо считается причиной всех беспорядков в доме. Она должна знать, что одеваться и раздеваться в присутствии кого-либо, коль скоро этого можно избегнуть, считается признаком дурного воспитания.
Помните, что прославляемые шарлатанами зубные порошки в большинстве случаев вредны для здоровья. Тело необходимо обмывать чистой водой, каждое утро чистить зубы и полоскать рот: этого требует самое простое чувство приличия.
О приличиях
Чесать в голове, запускать пальцы в волосы, в нос, в ухо, грызть ногти, тушить свечу перед носом присутствующих – все эти действия считаются в обществе неприличными. Кроме того, очень неприлично за столом чихать и чистить в зубах, нюхать табак и т.п.
Когда является крайняя необходимость плюнуть, то следует плюнуть в свой носовой платок. Что же касается самой неприятной из всех потребностей, удовлетворение которых допускается в присутствии посторонних, т.е. сморкание носа, то относительно этого почти невозможно принять каких-либо мер, могущих предотвратить то отвращение, которое невольно чувствуют все окружающие к сморкающемуся лицу.
Когда кто-нибудь чихает, теперь уже не принято говорить: «будьте здоровы!» Приличие требует лишь слегка склониться перед чихающей особой.
О развлечениях
Вообще-то молодая женщина должна радоваться за себя, если она предпочитает науку или семейную жизнь шумным светским собраниям. Но уж коли она решилась предаться всяческим веселениям, то должна соблюдать определенные правила.
Благовоспитанная дама должна входить в любое общественное собрание молча и скромно. Выражение ее лица должно быть веселым и любезным. Дама не должна подходить к буфету иначе как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она пожелает. Порядочная женщина вправе обидеться, если кавалер во время танца держит ее руку за своей спиной или прижимает ее к своей груди.
О прочем
Уважающая себя женщина никогда не должна придерживаться моды, которая шокирует скромность и стыдливость.
Туалет девицы всегда должен быть проще туалета замужней женщины, таким образом, лучший способ найти себе хорошего мужа – это показать себя с простым вкусом.
Выходя на улицу пешком, одевайтесь скромно. Надеть шляпку, годную для кареты, и пойти в ней пешком – признак дурного тона.
Надевать одновременно красное с зеленым или розовое с желтым, значит нарушать все принципы вкуса. Простота всегда элегантна. Перчатки и обувь составляют весьма существенную часть женского костюма. Главное, чтобы перчатки гармонировали с платьем.
Выходить на улицу без перчаток очень неприлично, и надевать их следует дома, т.к. надевать перчатки на улице не менее неприлично, как и завязывать на улице ленты шляпы …
Ложиться спать молодой женщине следует около часа ночи. В постели – перелистывать французский роман. Засыпая, ни о чем грустном, неприятном и тяжелом не думать, в особенности об убийцах, нищих, мышах, пауках, привидениях, сиротах, страшных болезнях и пожарах.
Следует помнить, что спокойная совесть – лучшее средство для спокойного сна. Видеть непристойные сны – совершенно неприлично молодой даме. В подобном случае ей следует, отнюдь не увлекаясь любопытством посмотреть, что будет дальше, немедленно проснуться и повернуться на другой бок.
Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.
Разговор светской красавицы ведется на французском языке. Надо говорить так быстро и часто, чтобы издали казалось – горох сыплется. Если даже приходится говорить по-русски, то она должна не выговаривать звуков «р» и «л».
Разговаривая с мужчиной, особенно с холостым, барышня не должна смотреть своему собеседнику в глаза. Следует сидеть опустивши глазки и только изредка вскидывать их на собеседника.
Барышня вообще должна иметь вид невинный, но отнюдь не глупый. Она должна научиться краснеть по произволу, то есть краснеть тогда, когда это прилично, и не краснеть, когда это не прилично, – например, если услышит что-нибудь двусмысленное. В таких случаях лучше всего делать так называемое деревянное лицо.
Отнюдь не следует в обществе зевать. Это и невежливо, и неприлично, и некрасиво. Если барышне неудержимо хочется зевнуть, то уж лучше выйти в другую комнату.
Точно так же следует поступать и в том случае, если захочется чихнуть.
Благовоспитанная барышня должна иметь очаровательный характер и обворожительные манеры. Барышни не должны ни много смеяться, ни много плакать, ни много говорить, ни много молчать, ни много есть, ни много петь, ни громко говорить, ни часто улыбаться, ни быстро ходить, ни громко сморкаться.
Все движения барышни должны быть легки, воздушны и грациозны. Грация достигается упорным трудом, через изучение жестов перед туалетным зеркалом или трюмо. Девичьей грации много способствует хороший корсет. Поэтому корсеты всегда надо делать себе на заказ, по мерке.
Не принято вообще, чтобы благовоспитанная барышня, находясь в постороннем обществе, особенно в мужском, хлопала себя обеими руками по бедрам, или садилась в кресло, положив ногу на ногу, или поправляла себе подвязки. Или кричала на прислугу, или драла за уши своих маленьких братьев и сестер, или грубила своей мамаше, или высовывалась наполовину из окна при виде проходящего по улице офицера, или икала, или неожиданно уходила из комнаты без какого-либо благовидного предлога.
Уважающая себя женщина никогда не должна придерживаться моды, которая шокирует скромность и стыдливость.
Помните: какое ничтожество человек, если он не может стать выше самого себя!
Исторический отдел «Жлоба»
Важно быть любезным: «Хороший тон. Сборник советов и наставлений» 1889 года
В вопросах воспитания есть вещи преходящие и не устаревающие. Правила хорошего тона – это то, без чего понятие воспитанности невозможно. «Важно быть любезным» – утверждают авторы книги «Хороший тон. Сборник советов и наставлений» 1889 года.
При обилии печатной продукции в нашей жизни стало встречаться много редких книг. Редкость этих книг со всей очевидностью объясняется их невостребованностью. Как один из примеров можно рассмотреть книжку под названием «Хороший тон. Сборник советов и наставлений» 1889 года издания в малотиражном репринтном переиздании 1993 года.
Кажется, родителям было бы небезынтересно узнать, каким внешним правилам поведения в прежние времена в городской семье учили детей, и ответить себе на вопрос, а так ли важно быть любезным? Ответить на этот вопрос для пользы детей современных.
Книжка, конечно, старая. Но замени слово мещанский на слово городской, а слово публика на слово читатели – и многое может показаться не устаревшим. Да и напоминание о прежде высокочастотных словах, например, благовоспитанный, вполне в состоянии обогатить наш современный словарный актив.
Вряд ли мы не станем учитывать правила вроде «утром носите перстень, вечером же заменяйте его кольцом с одним бриллиантом» и переписывать книжку целиком, но то, к чему можно использовать опцию «применить», мы применим.
Любезность не является популярной моделью поведения в современном обществе. Это легко заметить, даже не напоминая о жующих и спящих юнцах на диванах метро и о бабушке, которой в голову не приходит сказать «спасибо», если редкий из них вдруг опомнится и уступит место.
Любезность не хозяйка и в православной среде – зачем серьёзному человеку улыбаться? Но ведь мы так хотим избегать конфликтов или даже избавиться от них!
Итак, что же думали прежде о внешних формах поведения?
Держать себя с тактом и изяществом
Составители сборника считали, что основы хорошего воспитания лежат в христианских принципах. Они прямо так и пишут: «…история ясно и неопровержимо свидетельствует, что весь кодекс приличного общежития развился и окреп именно у христианских народов.
Китайцы, например, со всеми своими тридцатью тысячами церемоний и в наши дни остаются теми же варварами, какими они были 2000 лет тому назад (простите, китайцы! – политкорр. прим. ред.) и будут оставаться такими же до тех пор, пока свет христианской веры не озарит их, а слово всепрощения и любви не смягчит сынов Небесной Империи.
Грубо ошибаются те, которые правила светского этикета европейцев отождествляют с китайскими церемониями, подразумевая под светскостью внутреннюю пустоту, прикрытую внешнею церемонностью. Это неверно уже потому, что светский этикет европейских народов основан на благовоспитанности, а благовоспитанность имеет широкое и серьёзное значение.
Никогда не надо забывать, что законы общежития, подобно христианским, из которых они черпают свое начало, свои принципы, требуют «любви, согласия, долготерпения, кротости, доброты, гуманного обращения и уважения к личности».
Когда и как прививаются человеку правила хорошего тона? «Само слово «благовоспитанный» (или хорошо воспитанный) показывает, что «приличные манеры» есть нечто приобретаемое, прививающееся к человеку воспитанием с детских лет…
Из сказанного не следует, однако, чтобы уменье держать себя в обществе могло бы быть приобретаемо исключительно только с детства, путём воспитания; напротив, жизненный опыт показывает, что каждый взрослый человек, хотя бы и выросший на деревенской почве, или где-нибудь за прилавком, может вполне перевоспитать сам себя и стать в полном смысле приличным человеком … и будет держать себя с тактом и изяществом…».
Манеры смягчают отношения
В чем же проявляются хорошие манеры обхождения (при этом кто-то утверждал, что в манерах отражаются добродетели)? «Хорошие манеры далеко не в такой степени суетны и ничтожны, как многие это думают; напротив, они в значительной мере способствуют облегчению житейских дел, а также и смягчают и придают приятность взаимным отношениям людей.
Между тем как грубость и суровость всюду затворяют перед собою двери и отталкивают сердца, приветливость и приличное обхождение, в котором и состоят хорошие манеры, имеют силу таинственных слов: «Сезам, отворись». Перед нами отворяются двери, и они служат проводниками к сердцу каждого человека, молодого и старого.
Манеры указывают на характер человека. Они служат внешней оболочкой его внутренней природы. Они обличают его вкусы, его чувства, его душевное настроение, а также и то общество, в котором он привык вращаться. … Изящество манер внушается любезностью, а любезность представляется условием, почти не менее важным, чем таланты и образование.
Сочувствие есть тот золотой ключик, которым открывается сердце человека. Оно не только научает вежливости, но и увеличивает проницательность и мудрость, а потому на него можно поистине смотреть, как на венец человеческих качеств.
Вежливость по принятому определению, есть искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. Настоящая вежливость основана на искренности. Она должна быть внушаема сердцем, иначе не будет производить прочного впечатления, потому что никакая сумма учтивостей не в состоянии заменить правдивости.
Настоящая вежливость полна добродушия. Она проявляется в готовности способствовать счастью ближнего и в заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить.
Не менее доброты свойственна ей и признательность: она охотно признает добрые дела…
Хорошо воспитанные люди приветливы, и иногда даже обеспечивают себе уважение других простым умением терпеливо выслушивать то, что им говорят или рассказывают. Они терпеливы, снисходительны и одарены искусством воздерживаться от резких суждений, резкие же суждения о других почти неизменно вызывают резкие суждения о нас самих…
Разумно вежливый человек не делает вида, будто он лучше, умнее и богаче своего соседа. Он не хвастается ни своим положением, ни своим происхождением, ни даже своей страною; а также и не смотрит свысока на людей, не имеющих одинаковых с ним преимуществ;
он не похваляется своими подвигами или своим призванием, и разговор его не вертится постоянно и единственно на предметах его профессии. Напротив, он будет скромен и естествен во всем, что делает и говорит; настоящий его характер проявляется скорее в исполнении дела, чем в хвастовстве, скорее в поступках, чем в словах.
Отсутствие уважения к чувствам других обыкновенно порождается себялюбием и, постепенно развиваясь, превращается в жестокость и грубость манер. Оно может происходить не столько от злонамеренности, сколько от недостатка сочувствия и деликатности, от недостатка внимательности относительно тех мелочей, которыми в жизни доставляется удовольствие или причиняется огорчение ближнему.
Поистине, можно сказать, что способность к самопожертвованию в обыкновенных мелких столкновениях повседневной жизни служит главным отличием человека хорошо воспитанного от дурно воспитанного.
Не обладая некоторою сдержанностью, человек в обществе может оказаться почти нетерпимым. …
Совершенство в хороших манерах заключается в непринужденности, – такой непринужденности, которая бы не привлекла ничьего внимания, но была бы естественна и проста.
Человек откровенный и приветливый умеет сделать, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно. Он согревает и оживляет их своим присутствием и располагает в свою пользу все сердца.
Таким образом, манеры в своих высших проявлениях получают значение настоящей движущей силы.
Воспитанность – проявление любви к ближнему
… Надо заметить, впрочем, что многие невежливы не потому, чтобы они хотели быть такими, а потому что они неуклюжи и не умеют лучше поступать».
Истинная благовоспитанность неразрывно связана с любовью к ближнему и полным отсутствием эгоизма.
Она проявляется в учтивости, вежливости, благопристойности и осуществлении правил ведения разговора.
Основой учтивости является добросердечие. Учтивость проявляется во внимательности и предупредительности ко всем и каждому.
Вот некоторые правила учтивости:
Главнейшие законы приличия состоят в сохранении искренности; снисхождение должно сопровождать правду, но не должно уничтожать её.
Вы нарушите приличие, если окажете человеку больше уважения, чем он достоин – неуместная учтивость всегда считается за оскорбление.
«Хотите иметь в себе неистощимый источник учтивости? Умейте владеть своей душой. Образуйте её так, чтобы она печально сжималась, когда вам придётся огорчить кого бы то ни было. Так тело наше сжимается, когда ему наносят рану.
Такое счастливое образование души будет в вас источником истинной учтивости.
Учтивость не есть добродетель ума. Основание её – в сердце.
Посмотрите, учтивы ли вы? Совесть говорит ли вам, что вы обладаете невозмутимостью характера, склонностью одолжать других (одолжать кого-либо – оказывать услугу, делать угодное, отсюда одолжение – милость, услуга, помощь. Словарь В. Даля. – прим. ред.), и тою ласковостью, без которой нет истинной учтивости».
«Вежливость и учтивость – главнейшие предметы в воспитании. Эта вежливость не должна заключаться в низких поклонах и в натянутых церемониях, но в умении держать себя свободно и в тоже время почтительно».
Благопристойность касается всех действий жизни; она требует, чтобы мы были умеренными в наших удовольствиях, осторожными в наших рассуждениях и вечными врагами всего того, что нарушает наш долг.
Главные правила благопристойности:
Чистоплотность – тоже вежливость
Правила разговора обширны, поэтому мы сейчас не станем воспроизводить их в большей подробности. Вместе с тем в нашем сборнике много иных, теперь почему-то нигде не затрагиваемых моментов, а также тем, представляющих собой исторический интерес – предложение и помолвка, девичник, венчание, рождение, крестины, кончина и погребение, траур, прочее.
Так, в сферу вежливости оказывается включенной… чистоплотность – чистота тела, платья, жилища и окружающей среды. Коль скоро все рассуждения наших авторов сосредоточены на отношениях «мой ближний и я», то и чистоплотность является проявлением нашего уважения к ближнему.
Почему-то стало затруднительным объяснить Коле, по какой причине ему следует приходить в школу в чистой рубашке, а Маше – постричь ногти. Чистоплотность – это вопрос правильного воспитания: «Молодые люди и девицы должны чувствовать, почти инстинктивно, необходимость содержать свои платья постоянно в чистом виде; иначе, что заставят они думать о себе в других отношениях?
Нечистоплотная женщина вполне справедливо считается причиною всех беспорядков в доме». И это верно: разве не начинает со временем раздражать мужа его жена, постоянно мелькающая в исподнем или в нестиранном без пуговиц халате?
«Одеваться или раздеваться в присутствии кого-либо, коль скоро этого можно избегнуть, считается признаком дурного воспитания».
Светское приличие, «как бы в противоречие опрятности, отвергает массу самых естественных действий. Так, чесать в голове, запускать пальцы в волосы, в нос, в ухо, грызть ногти, плевать на пол, в огонь, в окно, тушить свечу перед носом присутствующих, – все эти действия считаются в обществе неприличными.
Кроме того, очень неприлично за столом сморкаться, чихать, чистить в зубах, нюхать табак, отирать пот с лица и т.п. Когда является крайняя необходимость плюнуть, то следует плюнуть в свой носовой платок, по крайней мере, тогда, когда вы не находитесь на улице. Надо остерегаться, чтоб не вошло в привычку плевать каждую минуту…»
Платье – снову, а честь – смолоду
Кроме того, чтобы «беречь платье снову», оказывается безусловным правилом «беречь честь смолоду». Главы об обязанностях человека – его нравственном долге, долге относительно родителей и родных, подчинённых и иных ближних, обязанностей относительно отечества, не исключая и обязанностей по отношению к самому себе, – излагают правила чести благовоспитанного человека.
Соотнесёмся в кратком изложении с обязанностями по отношению к самому себе, с тем, что мы обязательно и неукоснительно должны исполнить в отношении себя:
Вот так выглядит светский человек, что и вполне не стыдно перед лицом современного церковного мира. Тут мы улыбаемся, но не свысока, а простосердечно и с надеждой на понимание нашим ближним всех современных нюансов значения слова «светский», а также проблем поведения, бытующих и в церковной и в нецерковной среде. Улыбнется ли кто нам в ответ? Кивнет ли?…
И немного о доступном чтении на тему нашего рассуждения. Родители, прочтите детям рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», а сами себе – статью православного философа Ивана Ильина, которая так и называется: «О любезности».