русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Русская книга «Правила светской жизни и этикета. Хорошiй тон» от 1889 года.

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

В 1917 году пропала страна, известная как Российская империя.

Страна, мощь которой уважал весь мир (и не только за передовую философию марксизма-ленинизма), остановилась в шаге от Царьграда и упала замертво. Только начинающая стареть кокетка-Европа, назвала погибшего северного гиганта «Колоссом на глиняных ногах». Хорошо, что не медведем. Так как это было бы несправедливо.

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

На месте империи появилась РСФСР-СССР – страна молодая и без комплексов. И с «Кодексом коммуниста» 1961 года (12 пунктов, один из них: нетерпимость к врагам коммунизма, делу мира и свободы народов), где в краткой форме описывалось, как человеку строить светлое будущее, не переступая дозволенных границ. Потом была новая Россия – в газетах тогда писали, что все старшеклассницы «хотят быть путанами» (основаны такие утверждения были на данных соцопросов – не знаем, не видели их).

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

И вот – ХХI век. В России он начался как век чистогана. Нефть, газ, лес, моря, острова, ракеты и осетровая икра – for sale. Вчерашние школьницы косяками потянулись на Запад и даже на Юг – наверное, соцопросы не врали.

В 2011 году что-то сломалось. Выйдя на Болотную площадь, столица, а за ней и ряд регионов, вдруг решили, что взятки, воровство и хамство – это плохо.

Скептики заметили, что ничего не изменится, фразе о том, что в России воруют, 200 лет, и ничего – воруют! Господь, жги! Здесь ничего не изменишь!

На самом деле, изменишь. Хотя бы потому, что 200 лет назад здесь не воровали. Точнее, и воровали тоже, но жизнь не вертелась вокруг одного слова. Ну откуда тогда взяться Татьяне Лариной, тургеневским девушкам и матросу Кошке Петру Марковичу? Герой Кошка, неудачно пытавшийся отдать жизнь за царя в Крымскую войну, конечно, воровал, подскажут. Воровал, ответим. Но как!

Петр Маркович увел прямо из французского котла вареную, горячую, благоухающую травами Прованса говяжью ногу. Деликатес съел в окопе с однополчанами. Ай да Кошка! Ай да сукин сын!

В остальном жизнь русского общества для нашего с вами современника – увы и ах, что-то типа жизни хоббита. С теми и то все понятнее – 4 фильма по 3 с лишним часа каждый. Там в подробностях можно рассмотреть, как обедали, одевались, обращались друг к другу разные нечёсаные мужички – гномы те же.

В Российской империи все было гораздо сложнее и интереснее.

Итак, «Правила Светской жизни и Этикета. Хорошiй тонъ. (Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни…)». Составители Юрьев и Владимирский. С.-Петербург. Типография и Литография В.А. Тиханова, Б. Садовая. № 27. 1889. Избранные места.

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

Общие понятия

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

Этикет – есть ни что иное, как собрание (свод) правил и формальностей, касающихся внешности и образа действий в общежитии того общества, которое принято называть хорошим, т. е. благовоспитанным. Само слово «благовоспитанный» (или хорошо воспитанный) показывает, что «приличныя манеры» есть нечто приобретаемое, прививающееся к человеку воспитанием и, действительно, хорошее, благое воспитание прививается с детских лет…

Хорошие манеры преимущественно высказываются в вежливости и приветливом обхождении…

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

Разумно вежливый человек не делает вида, будто он лучше, умнее и богаче своего соседа. Он не хвастает свои положением, происхождением, ни даже своею страною; а так же и не смотрит свысока на людей, не имеющих одинаковых с ним преимуществ; он не похваляется ни своими подвигами или своим призванием, и разговор его не вертится постоянно и единственно на предметах его профессии. Напротив, он будет скромен и естественен во всем, что делает и говорит; настоящий его характер проявляется скорее в исполнении дела, чем в хвастовстве, скорее в поступках, чем в словах.

По истине, можно сказать, что способность к самопожертвованию в обыкновенных мелких столкновения повседневной жизни служит главным отличием человека хорошо воспитанного от дурно воспитанного….

Женщины одарены большей сдержанностью, чем мужчины и от природы более приветливы и изящны. Они быстротою и готовностью к действию, более глубоким пониманием характера, они проницательнее, и выказывают большую тонкость в распознавании, большую ловкость…

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

Репутация

Репутация – это та слава, то мнение, которое составилось о человеке в обществе. Смотря по тому, насколько это мнение удовлетворяет правилам светских приличий. Зависть и степень того уважения, которым пользуется человек в свете.

Нет ничего нежнее и хрупче, чем честь женщины, по словам одного писателя. Она походит на зеркало, которое тускнеет от одного дыхания. Поэтому женщина должна не только остерегаться совершить какой-нибудь предосудительный поступок, заслуживающий порицания, но с не меньшим рвением должна избегать и всего того, что могло бы служить поводом к невыгодным для нее толкам.

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

Чистоплотность

Нечистоплотная женщина вполне справедливо считается причиной всех беспорядков в доме. Она должна знать, что одеваться и раздеваться в присутствии кого-либо, коль скоро этого можно избегнуть, считается признаком дурного воспитания.

Помните, что прославляемые шарлатанами зубные порошки в большинстве случаев вредны для здоровья. Тело необходимо обмывать чистой водой, каждое утро чистить зубы и полоскать рот: этого требует самое простое чувство приличия.

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

О приличиях

Чесать в голове, запускать пальцы в волосы, в нос, в ухо, грызть ногти, тушить свечу перед носом присутствующих – все эти действия считаются в обществе неприличными. Кроме того, очень неприлично за столом чихать и чистить в зубах, нюхать табак и т.п.

Когда является крайняя необходимость плюнуть, то следует плюнуть в свой носовой платок. Что же касается самой неприятной из всех потребностей, удовлетворение которых допускается в присутствии посторонних, т.е. сморкание носа, то относительно этого почти невозможно принять каких-либо мер, могущих предотвратить то отвращение, которое невольно чувствуют все окружающие к сморкающемуся лицу.

Когда кто-нибудь чихает, теперь уже не принято говорить: «будьте здоровы!» Приличие требует лишь слегка склониться перед чихающей особой.

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

О развлечениях

Вообще-то молодая женщина должна радоваться за себя, если она предпочитает науку или семейную жизнь шумным светским собраниям. Но уж коли она решилась предаться всяческим веселениям, то должна соблюдать определенные правила.

Благовоспитанная дама должна входить в любое общественное собрание молча и скромно. Выражение ее лица должно быть веселым и любезным. Дама не должна подходить к буфету иначе как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она пожелает. Порядочная женщина вправе обидеться, если кавалер во время танца держит ее руку за своей спиной или прижимает ее к своей груди.

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

О прочем

Уважающая себя женщина никогда не должна придерживаться моды, которая шокирует скромность и стыдливость.

Туалет девицы всегда должен быть проще туалета замужней женщины, таким образом, лучший способ найти себе хорошего мужа – это показать себя с простым вкусом.

Выходя на улицу пешком, одевайтесь скромно. Надеть шляпку, годную для кареты, и пойти в ней пешком – признак дурного тона.

Надевать одновременно красное с зеленым или розовое с желтым, значит нарушать все принципы вкуса. Простота всегда элегантна. Перчатки и обувь составляют весьма существенную часть женского костюма. Главное, чтобы перчатки гармонировали с платьем.

Выходить на улицу без перчаток очень неприлично, и надевать их следует дома, т.к. надевать перчатки на улице не менее неприлично, как и завязывать на улице ленты шляпы …

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

Ложиться спать молодой женщине следует около часа ночи. В постели – перелистывать французский роман. Засыпая, ни о чем грустном, неприятном и тяжелом не думать, в особенности об убийцах, нищих, мышах, пауках, привидениях, сиротах, страшных болезнях и пожарах.

Следует помнить, что спокойная совесть – лучшее средство для спокойного сна. Видеть непристойные сны – совершенно неприлично молодой даме. В подобном случае ей следует, отнюдь не увлекаясь любопытством посмотреть, что будет дальше, немедленно проснуться и повернуться на другой бок.

Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

Разговор светской красавицы ведется на французском языке. Надо говорить так быстро и часто, чтобы издали казалось – горох сыплется. Если даже приходится говорить по-русски, то она должна не выговаривать звуков «р» и «л».

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

Разговаривая с мужчиной, особенно с холостым, барышня не должна смотреть своему собеседнику в глаза. Следует сидеть опустивши глазки и только изредка вскидывать их на собеседника.

Барышня вообще должна иметь вид невинный, но отнюдь не глупый. Она должна научиться краснеть по произволу, то есть краснеть тогда, когда это прилично, и не краснеть, когда это не прилично, – например, если услышит что-нибудь двусмысленное. В таких случаях лучше всего делать так называемое деревянное лицо.

Отнюдь не следует в обществе зевать. Это и невежливо, и неприлично, и некрасиво. Если барышне неудержимо хочется зевнуть, то уж лучше выйти в другую комнату.

Точно так же следует поступать и в том случае, если захочется чихнуть.

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

Благовоспитанная барышня должна иметь очаровательный характер и обворожительные манеры. Барышни не должны ни много смеяться, ни много плакать, ни много говорить, ни много молчать, ни много есть, ни много петь, ни громко говорить, ни часто улыбаться, ни быстро ходить, ни громко сморкаться.

Все движения барышни должны быть легки, воздушны и грациозны. Грация достигается упорным трудом, через изучение жестов перед туалетным зеркалом или трюмо. Девичьей грации много способствует хороший корсет. Поэтому корсеты всегда надо делать себе на заказ, по мерке.

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

Не принято вообще, чтобы благовоспитанная барышня, находясь в постороннем обществе, особенно в мужском, хлопала себя обеими руками по бедрам, или садилась в кресло, положив ногу на ногу, или поправляла себе подвязки. Или кричала на прислугу, или драла за уши своих маленьких братьев и сестер, или грубила своей мамаше, или высовывалась наполовину из окна при виде проходящего по улице офицера, или икала, или неожиданно уходила из комнаты без какого-либо благовидного предлога.

Уважающая себя женщина никогда не должна придерживаться моды, которая шокирует скромность и стыдливость.

Помните: какое ничтожество человек, если он не может стать выше самого себя!

Исторический отдел «Жлоба»

Источник

Важно быть любезным: «Хороший тон. Сборник советов и наставлений» 1889 года

В вопро­сах вос­пи­та­ния есть вещи пре­хо­дя­щие и не уста­ре­ва­ю­щие. Пра­вила хоро­шего тона – это то, без чего поня­тие вос­пи­тан­но­сти невоз­можно. «Важно быть любез­ным» – утвер­ждают авторы книги «Хоро­ший тон. Сбор­ник сове­тов и настав­ле­ний» 1889 года.

При оби­лии печат­ной про­дук­ции в нашей жизни стало встре­чаться много ред­ких книг. Ред­кость этих книг со всей оче­вид­но­стью объ­яс­ня­ется их невос­тре­бо­ван­но­стью. Как один из при­ме­ров можно рас­смот­реть книжку под назва­нием «Хоро­ший тон. Сбор­ник сове­тов и настав­ле­ний» 1889 года изда­ния в мало­ти­раж­ном репринт­ном пере­из­да­нии 1993 года.

русские традиции правила хорошего тона по изданию 1889г

Кажется, роди­те­лям было бы небезын­те­ресно узнать, каким внеш­ним пра­ви­лам пове­де­ния в преж­ние вре­мена в город­ской семье учили детей, и отве­тить себе на вопрос, а так ли важно быть любез­ным? Отве­тить на этот вопрос для пользы детей современных.

Книжка, конечно, ста­рая. Но замени слово мещан­ский на слово город­ской, а слово пуб­лика на слово чита­тели – и мно­гое может пока­заться не уста­рев­шим. Да и напо­ми­на­ние о прежде высо­ко­ча­стот­ных сло­вах, напри­мер, бла­го­вос­пи­тан­ный, вполне в состо­я­нии обо­га­тить наш совре­мен­ный сло­вар­ный актив.

Вряд ли мы не ста­нем учи­ты­вать пра­вила вроде «утром носите пер­стень, вече­ром же заме­няйте его коль­цом с одним брил­ли­ан­том» и пере­пи­сы­вать книжку цели­ком, но то, к чему можно исполь­зо­вать опцию «при­ме­нить», мы применим.

Любез­ность не явля­ется попу­ляр­ной моде­лью пове­де­ния в совре­мен­ном обще­стве. Это легко заме­тить, даже не напо­ми­ная о жую­щих и спя­щих юнцах на дива­нах метро и о бабушке, кото­рой в голову не при­хо­дит ска­зать «спа­сибо», если ред­кий из них вдруг опом­нится и усту­пит место.

Любез­ность не хозяйка и в пра­во­слав­ной среде – зачем серьёз­ному чело­веку улы­баться? Но ведь мы так хотим избе­гать кон­флик­тов или даже изба­виться от них!

Итак, что же думали прежде о внеш­них фор­мах поведения?

Держать себя с тактом и изяществом

Соста­ви­тели сбор­ника счи­тали, что основы хоро­шего вос­пи­та­ния лежат в хри­сти­ан­ских прин­ци­пах. Они прямо так и пишут: «…исто­рия ясно и неопро­вер­жимо сви­де­тель­ствует, что весь кодекс при­лич­ного обще­жи­тия раз­вился и окреп именно у хри­сти­ан­ских народов.

Китайцы, напри­мер, со всеми сво­ими трид­ца­тью тыся­чами цере­мо­ний и в наши дни оста­ются теми же вар­ва­рами, какими они были 2000 лет тому назад (про­стите, китайцы! – полит­корр. прим. ред.) и будут оста­ваться такими же до тех пор, пока свет хри­сти­ан­ской веры не оза­рит их, а слово все­про­ще­ния и любви не смяг­чит сынов Небес­ной Империи.

Грубо оши­ба­ются те, кото­рые пра­вила свет­ского эти­кета евро­пей­цев отож­деств­ляют с китай­скими цере­мо­ни­ями, под­ра­зу­ме­вая под свет­ско­стью внут­рен­нюю пустоту, при­кры­тую внеш­нею цере­мон­но­стью. Это неверно уже потому, что свет­ский эти­кет евро­пей­ских наро­дов осно­ван на бла­го­вос­пи­тан­но­сти, а бла­го­вос­пи­тан­ность имеет широ­кое и серьёз­ное значение.

Нико­гда не надо забы­вать, что законы обще­жи­тия, подобно хри­сти­ан­ским, из кото­рых они чер­пают свое начало, свои прин­ципы, тре­буют «любви, согла­сия, дол­го­тер­пе­ния, кро­то­сти, доб­роты, гуман­ного обра­ще­ния и ува­же­ния к личности».

Когда и как при­ви­ва­ются чело­веку пра­вила хоро­шего тона? «Само слово «бла­го­вос­пи­тан­ный» (или хорошо вос­пи­тан­ный) пока­зы­вает, что «при­лич­ные манеры» есть нечто при­об­ре­та­е­мое, при­ви­ва­ю­ще­еся к чело­веку вос­пи­та­нием с дет­ских лет…

Из ска­зан­ного не сле­дует, однако, чтобы уме­нье дер­жать себя в обще­стве могло бы быть при­об­ре­та­емо исклю­чи­тельно только с дет­ства, путём вос­пи­та­ния; напро­тив, жиз­нен­ный опыт пока­зы­вает, что каж­дый взрос­лый чело­век, хотя бы и вырос­ший на дере­вен­ской почве, или где-нибудь за при­лав­ком, может вполне пере­вос­пи­тать сам себя и стать в пол­ном смысле при­лич­ным чело­ве­ком … и будет дер­жать себя с так­том и изяществом…».

Манеры смягчают отношения

В чем же про­яв­ля­ются хоро­шие манеры обхож­де­ния (при этом кто-то утвер­ждал, что в мане­рах отра­жа­ются доб­ро­де­тели)? «Хоро­шие манеры далеко не в такой сте­пени суетны и ничтожны, как мно­гие это думают; напро­тив, они в зна­чи­тель­ной мере спо­соб­ствуют облег­че­нию житей­ских дел, а также и смяг­чают и при­дают при­ят­ность вза­им­ным отно­ше­ниям людей.

Между тем как гру­бость и суро­вость всюду затво­ряют перед собою двери и оттал­ки­вают сердца, при­вет­ли­вость и при­лич­ное обхож­де­ние, в кото­ром и состоят хоро­шие манеры, имеют силу таин­ствен­ных слов: «Сезам, отво­рись». Перед нами отво­ря­ются двери, и они слу­жат про­вод­ни­ками к сердцу каж­дого чело­века, моло­дого и старого.

Манеры ука­зы­вают на харак­тер чело­века. Они слу­жат внеш­ней обо­лоч­кой его внут­рен­ней при­роды. Они обли­чают его вкусы, его чув­ства, его душев­ное настро­е­ние, а также и то обще­ство, в кото­ром он при­вык вра­щаться. … Изя­ще­ство манер вну­ша­ется любез­но­стью, а любез­ность пред­став­ля­ется усло­вием, почти не менее важ­ным, чем таланты и образование.

Сочув­ствие есть тот золо­той клю­чик, кото­рым откры­ва­ется сердце чело­века. Оно не только научает веж­ли­во­сти, но и уве­ли­чи­вает про­ни­ца­тель­ность и муд­рость, а потому на него можно поис­тине смот­реть, как на венец чело­ве­че­ских качеств.

Веж­ли­вость по при­ня­тому опре­де­ле­нию, есть искус­ство выра­жать внеш­ними зна­ками то внут­рен­нее ува­же­ние, кото­рое мы питаем к тому или дру­гому лицу. Насто­я­щая веж­ли­вость осно­вана на искрен­но­сти. Она должна быть вну­ша­ема серд­цем, иначе не будет про­из­во­дить проч­ного впе­чат­ле­ния, потому что ника­кая сумма учти­во­стей не в состо­я­нии заме­нить правдивости.

Насто­я­щая веж­ли­вость полна доб­ро­ду­шия. Она про­яв­ля­ется в готов­но­сти спо­соб­ство­вать сча­стью ближ­него и в забот­ли­вом ста­ра­нии избе­гать всего того, что могло бы его огорчить.

Не менее доб­роты свой­ственна ей и при­зна­тель­ность: она охотно при­знает доб­рые дела…

Хорошо вос­пи­тан­ные люди при­вет­ливы, и ино­гда даже обес­пе­чи­вают себе ува­же­ние дру­гих про­стым уме­нием тер­пе­ливо выслу­ши­вать то, что им гово­рят или рас­ска­зы­вают. Они тер­пе­ливы, снис­хо­ди­тельны и ода­рены искус­ством воз­дер­жи­ваться от рез­ких суж­де­ний, рез­кие же суж­де­ния о дру­гих почти неиз­менно вызы­вают рез­кие суж­де­ния о нас самих…

Разумно веж­ли­вый чело­век не делает вида, будто он лучше, умнее и богаче сво­его соседа. Он не хва­ста­ется ни своим поло­же­нием, ни своим про­ис­хож­де­нием, ни даже своей стра­ною; а также и не смот­рит свы­сока на людей, не име­ю­щих оди­на­ко­вых с ним преимуществ;

он не похва­ля­ется сво­ими подви­гами или своим при­зва­нием, и раз­го­вор его не вер­тится посто­янно и един­ственно на пред­ме­тах его про­фес­сии. Напро­тив, он будет скро­мен и есте­ствен во всем, что делает и гово­рит; насто­я­щий его харак­тер про­яв­ля­ется ско­рее в испол­не­нии дела, чем в хва­стов­стве, ско­рее в поступ­ках, чем в словах.

Отсут­ствие ува­же­ния к чув­ствам дру­гих обык­но­венно порож­да­ется себя­лю­бием и, посте­пенно раз­ви­ва­ясь, пре­вра­ща­ется в жесто­кость и гру­бость манер. Оно может про­ис­хо­дить не столько от зло­на­ме­рен­но­сти, сколько от недо­статка сочув­ствия и дели­кат­но­сти, от недо­статка вни­ма­тель­но­сти отно­си­тельно тех мело­чей, кото­рыми в жизни достав­ля­ется удо­воль­ствие или при­чи­ня­ется огор­че­ние ближнему.

Поис­тине, можно ска­зать, что спо­соб­ность к само­по­жерт­во­ва­нию в обык­но­вен­ных мел­ких столк­но­ве­ниях повсе­днев­ной жизни слу­жит глав­ным отли­чием чело­века хорошо вос­пи­тан­ного от дурно воспитанного.

Не обла­дая неко­то­рою сдер­жан­но­стью, чело­век в обще­стве может ока­заться почти нетерпимым. …

Совер­шен­ство в хоро­ших мане­рах заклю­ча­ется в непри­нуж­ден­но­сти, – такой непри­нуж­ден­но­сти, кото­рая бы не при­влекла ничьего вни­ма­ния, но была бы есте­ственна и проста.

Чело­век откро­вен­ный и при­вет­ли­вый умеет сде­лать, чтобы всем окру­жа­ю­щим его было ловко и уютно. Он согре­вает и ожив­ляет их своим при­сут­ствием и рас­по­ла­гает в свою пользу все сердца.

Таким обра­зом, манеры в своих выс­ших про­яв­ле­ниях полу­чают зна­че­ние насто­я­щей дви­жу­щей силы.

Воспитанность – проявление любви к ближнему

… Надо заме­тить, впро­чем, что мно­гие невеж­ливы не потому, чтобы они хотели быть такими, а потому что они неук­люжи и не умеют лучше поступать».

Истин­ная бла­го­вос­пи­тан­ность нераз­рывно свя­зана с любо­вью к ближ­нему и пол­ным отсут­ствием эгоизма.

Она про­яв­ля­ется в учти­во­сти, веж­ли­во­сти, бла­го­при­стой­но­сти и осу­ществ­ле­нии пра­вил веде­ния разговора.

Осно­вой учти­во­сти явля­ется доб­ро­сер­де­чие. Учти­вость про­яв­ля­ется во вни­ма­тель­но­сти и пре­ду­пре­ди­тель­но­сти ко всем и каждому.

Вот неко­то­рые пра­вила учтивости:

Глав­ней­шие законы при­ли­чия состоят в сохра­не­нии искрен­но­сти; снис­хож­де­ние должно сопро­вож­дать правду, но не должно уни­что­жать её.

Вы нару­шите при­ли­чие, если ока­жете чело­веку больше ува­же­ния, чем он достоин – неумест­ная учти­вость все­гда счи­та­ется за оскорбление.

«Хотите иметь в себе неис­то­щи­мый источ­ник учти­во­сти? Умейте вла­деть своей душой. Обра­зуйте её так, чтобы она печально сжи­ма­лась, когда вам при­дётся огор­чить кого бы то ни было. Так тело наше сжи­ма­ется, когда ему нано­сят рану.

Такое счаст­ли­вое обра­зо­ва­ние души будет в вас источ­ни­ком истин­ной учтивости.

Учти­вость не есть доб­ро­де­тель ума. Осно­ва­ние её – в сердце.

Посмот­рите, учтивы ли вы? Совесть гово­рит ли вам, что вы обла­да­ете невоз­му­ти­мо­стью харак­тера, склон­но­стью одол­жать дру­гих (одол­жать кого-либо – ока­зы­вать услугу, делать угод­ное, отсюда одол­же­ние – милость, услуга, помощь. Сло­варь В. Даля. – прим. ред.), и тою лас­ко­во­стью, без кото­рой нет истин­ной учтивости».

«Веж­ли­вость и учти­вость – глав­ней­шие пред­меты в вос­пи­та­нии. Эта веж­ли­вость не должна заклю­чаться в низ­ких покло­нах и в натя­ну­тых цере­мо­ниях, но в уме­нии дер­жать себя сво­бодно и в тоже время почтительно».

Бла­го­при­стой­ность каса­ется всех дей­ствий жизни; она тре­бует, чтобы мы были уме­рен­ными в наших удо­воль­ствиях, осто­рож­ными в наших рас­суж­де­ниях и веч­ными вра­гами всего того, что нару­шает наш долг.

Глав­ные пра­вила благопристойности:

Чистоплотность – тоже вежливость

Пра­вила раз­го­вора обширны, поэтому мы сей­час не ста­нем вос­про­из­во­дить их в боль­шей подроб­но­сти. Вме­сте с тем в нашем сбор­нике много иных, теперь почему-то нигде не затра­ги­ва­е­мых момен­тов, а также тем, пред­став­ля­ю­щих собой исто­ри­че­ский инте­рес – пред­ло­же­ние и помолвка, девич­ник, вен­ча­ние, рож­де­ние, кре­стины, кон­чина и погре­бе­ние, траур, прочее.

Так, в сферу веж­ли­во­сти ока­зы­ва­ется вклю­чен­ной… чисто­плот­ность – чистота тела, пла­тья, жилища и окру­жа­ю­щей среды. Коль скоро все рас­суж­де­ния наших авто­ров сосре­до­то­чены на отно­ше­ниях «мой ближ­ний и я», то и чисто­плот­ность явля­ется про­яв­ле­нием нашего ува­же­ния к ближнему.

Почему-то стало затруд­ни­тель­ным объ­яс­нить Коле, по какой при­чине ему сле­дует при­хо­дить в школу в чистой рубашке, а Маше – постричь ногти. Чисто­плот­ность – это вопрос пра­виль­ного вос­пи­та­ния: «Моло­дые люди и девицы должны чув­ство­вать, почти инстинк­тивно, необ­хо­ди­мость содер­жать свои пла­тья посто­янно в чистом виде; иначе, что заста­вят они думать о себе в дру­гих отношениях?

Нечи­сто­плот­ная жен­щина вполне спра­вед­ливо счи­та­ется при­чи­ною всех бес­по­ряд­ков в доме». И это верно: разве не начи­нает со вре­ме­нем раз­дра­жать мужа его жена, посто­янно мель­ка­ю­щая в испод­нем или в нести­ран­ном без пуго­виц халате?

«Оде­ваться или раз­де­ваться в при­сут­ствии кого-либо, коль скоро этого можно избег­нуть, счи­та­ется при­зна­ком дур­ного воспитания».

Свет­ское при­ли­чие, «как бы в про­ти­во­ре­чие опрят­но­сти, отвер­гает массу самых есте­ствен­ных дей­ствий. Так, чесать в голове, запус­кать пальцы в волосы, в нос, в ухо, грызть ногти, пле­вать на пол, в огонь, в окно, тушить свечу перед носом при­сут­ству­ю­щих, – все эти дей­ствия счи­та­ются в обще­стве неприличными.

Кроме того, очень непри­лично за сто­лом смор­каться, чихать, чистить в зубах, нюхать табак, оти­рать пот с лица и т.п. Когда явля­ется край­няя необ­хо­ди­мость плю­нуть, то сле­дует плю­нуть в свой носо­вой пла­ток, по край­ней мере, тогда, когда вы не нахо­ди­тесь на улице. Надо осте­ре­гаться, чтоб не вошло в при­вычку пле­вать каж­дую минуту…»

Платье – снову, а честь – смолоду

Кроме того, чтобы «беречь пла­тье снову», ока­зы­ва­ется без­услов­ным пра­ви­лом «беречь честь смо­лоду». Главы об обя­зан­но­стях чело­века – его нрав­ствен­ном долге, долге отно­си­тельно роди­те­лей и род­ных, под­чи­нён­ных и иных ближ­них, обя­зан­но­стей отно­си­тельно оте­че­ства, не исклю­чая и обя­зан­но­стей по отно­ше­нию к самому себе, – изла­гают пра­вила чести бла­го­вос­пи­тан­ного человека.

Соот­не­сёмся в крат­ком изло­же­нии с обя­зан­но­стями по отно­ше­нию к самому себе, с тем, что мы обя­за­тельно и неукос­ни­тельно должны испол­нить в отно­ше­нии себя:

Вот так выгля­дит свет­ский чело­век, что и вполне не стыдно перед лицом совре­мен­ного цер­ков­ного мира. Тут мы улы­ба­емся, но не свы­сока, а про­сто­сер­дечно и с надеж­дой на пони­ма­ние нашим ближ­ним всех совре­мен­ных нюан­сов зна­че­ния слова «свет­ский», а также про­блем пове­де­ния, быту­ю­щих и в цер­ков­ной и в нецер­ков­ной среде. Улыб­нется ли кто нам в ответ? Кив­нет ли?…

И немного о доступ­ном чте­нии на тему нашего рас­суж­де­ния. Роди­тели, про­чтите детям рас­сказ В. Осе­е­вой «Вол­шеб­ное слово», а сами себе – ста­тью пра­во­слав­ного фило­софа Ивана Ильина, кото­рая так и назы­ва­ется: «О любезности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *