какое средство пожаротушения обеспечивает жесткую сцепку автотранспортного средства

Какое средство пожаротушения обеспечивает жесткую сцепку автотранспортного средства

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасного производства работ по буксировке, cцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа допускаются водители или специально назначенные лица, прошедшие:
— предварительный медицинский осмотр;
— вводный инструктаж по охране труда;
— инструктаж по пожарной безопасности;
— инструктаж по охране труда при выполнении данного вида работ и инструктаж по оказанию первой помощи;
— проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Работник должен не реже 1 раза в 6 месяцев проходить повторный инструктаж по охране труда.
1.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
1.4. Запрещается выполнять работы по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа после употребления алкоголя, наркотиков и приема медикаментов, замедляющих скорость реакции.
1.5. Все рабочие операции следует выполнять спокойно и осмотрительно.
1.6. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
— работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;
— нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;
— использовании случайных предметов в качестве буксира;
— несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.
1.7. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен соблюдать требования настоящей, знать и уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях, немедленно останавливать работу и докладывать руководству обо всех аварийных ситуациях и неисправностях.
1.8. За невыполнение требований настоящей инструкции и несоблюдение требований охраны труда работник несет ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен:
— проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;
— удалить из зоны работы посторонних лиц;
— затормозить стояночным тормозом прицеп (полуприцеп), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.
3.2. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.
3.3. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека: водитель; лицо, производящее сцепку; лицо, координирующее их работу.
3.4. В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю.
3.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:
— соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;
— борта закрыты;
— седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;
— передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.
3.6. При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.
3.7. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.
3.8. До того, как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение.
3.9. Запрещается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания.
3.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
3.11. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке – не более 4 м.
3.12. Буксировка запрещается:
— транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);
— двух и более транспортных средств;
— транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
— в гололедицу на гибкой сцепке.
3.13. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.
3.14. При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.
3.15. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса.
3.16. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При несчастном случае необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о случившемся руководству, при необходимости вызвать скорую помощь по телефону 103, сохранить обстановку такой, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к дальнейшей аварии.
4.2. При возникновении пожара необходимо немедленно отключить оборудование, за исключением аварийного освещения, сообщить об этом в ближайшую пожарную часть по телефону 101 и своему непосредственному руководителю, затем приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Убрать приспособления, инструмент в отведенное место.
5.2. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.
5.3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Источник

Какое средство пожаротушения обеспечивает жесткую сцепку автотранспортного средства

Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей и прицепов

1. Общие требования охраны труда

1.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа допускаются водители или специально назначенные лица, не моложе 18 лет, обученные безопасным методам работы, прошедшие инструктажи по охране труда в установленном порядке.

1.2. Работники, не прошедшие своевременно повторные инструктажи по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должны приступать к работе.

1.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

1.4. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

— работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;

— нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;

— использовании случайных предметов в качестве буксира;

— несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

1.5. Работник, производящий работы, обязан:

— соблюдать требования инструкции по охране труда при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей и прицепов,

— применять средства индивидуальной защиты,

— извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья.

1.6. Запрещается пользоваться инструментом и приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован.

1.7. В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.

1.8. За невыполнение требований инструкции по охране труда при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей и прицепов виновные привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству Российской Федерации.
2. Требования охраны труда перед началом работ

2.1. Перед началом работы работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа), должен:

— проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств,

— проверить наличие и исправность приспособлений и инструментов,

— удалить из зоны работы посторонних лиц.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

3.2. Во время подачи автомобиля — тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.

3.3. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля — тягача.

3.4. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека — водитель, лицо, производящее сцепку, и лицо, координирующее их работу.

3.5. В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.д.) сцепку разрешается производить одному водителю.

3.6. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:

— соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;

— седельно — сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;

— передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.

3.7. При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.

3.8. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.

3.9. До того как, производящий сцепку или расцепку, станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение.

3.10. Запрещается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания.

3.11. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

3.12. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.

3.13. Буксировка запрещается:

— транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

— двух и более транспортных средств;

— транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

— в гололедицу на гибкой сцепке.

3.14. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.
При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.

3.15. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса.

3.16. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

3.17. При буксировке следует соблюдать требования инструкции по охране труда при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей и прицепов.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении аварий или аварийной ситуации, которые могут привести к несчастным случаям, следует:

— немедленно прекратить работы и известить своего непосредственного руководителя,

— по возможности оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.

4.2. При несчастном случае на производстве:

— сообщить механику, руководителю подразделения, диспетчеру;

— организовать первую доврачебную помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;

— принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

— сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

4.3. В случае возникновения пожара на участке производства работ, работник должен:

— оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, при необходимости сообщить о возгорании в диспетчерскую;

— приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни. Если пожар угрожает жизни, то
покинуть рабочее место и находиться в зоне эвакуации.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. После окончания работы необходимо:

— привести в порядок рабочее место;

— весь инструмент, приспособления и средства защиты привести в порядок и разместить в шкафах и на стеллажах;

— сообщить своему непосредственному руководителю об обнаруженных неисправностях оборудования и нарушениях охраны труда;

— снять спецодежду и рабочую обувь, убрать их в шкафчик для рабочей одежды и, при необходимости, принять душ.

Источник

Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Тема 13

Транспортные средства автономны в пути следования и зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при ЧС или пожаре.

Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде.

Транспортные средства могут быть разделены на классы: наземный (подземный), воздушный (космический), водный (подводный), специальный и подклассы:

Все транспортные пути всегда опасны из-за движущихся по ним ТС. Опасны также остановки городского наземного транспорта, особенно во время посадки. При постоянном дефиците городского транспорта в часы пик возможно огромное скопление пассажиров на остановках, что чревато травмами. Но наибольшую опасность представляет перевозка на всех видах транспорта опасных грузов.

Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на транспорте не только не уменьшаются, но имеют тенденцию роста.

В связи с этим во всем мире уже изменилась или меняется роль пожарных служб. Пожарная служба по сути стала аварийно-спасательной, где доля числа пожаров от общего числа выездов колеблется от 30 % до 1- 2 %. При этом 80 % выездов приходиться на оказание медпомощи людям. Пожарный становиться не только спасателем, но в определенной степени медиком. Такая специализация ГПС начала развиваться и в России, когда были созданы специальные отряды и части. Оснащение их, помимо пожарного, аварийно-спасательным, медицинским оборудованием, приближает ГПС к мировым стандартам.

Кроме того ведение АСР на объектах транспорта требует привлечения других аварийно-спасательных служб и служб жизнеобеспечения: аварийноспасательные формирования; ПАСС аэропортов; пожарные поезда ж/д; службы медицины катастроф; ГИБДД и т.п. Для организации чёткого взаи­модействия между службами в подразделениях и органах управления ГПС МЧС создаются инструкции и соглашения.

Пожарная опасность ТС и характер пожара в зависимости от места его возникновения

Прогнозирование обстановки в зависимости от места возникновения пожара, вида защиты, пожарной опасности, класса пожарной нагрузки.

Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара.

Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара.

Автомобильный транспорт является лидером по количеству жертв и материальному ущербу при ЧС. Кроме пассажиров, автотранспорт перевозит большое количество разнообразных грузов, среди которых многие являются опасными.

Основные причины ЧС на автотранспорте являются:

В результате происходит: деформация корпуса, заклинивание дверей, пожары и взрывы.

Типичные травмы у пассажиров и водителей:

Часто при этом люди не могут самостоятельно покинуть машину, они оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, стойкам, перегородкам. Сначала спасатели (в качестве их выступают пожарные, оснащенные аварийно-спасательным оборудованием) оказывают помощь пострадавшим, которые не зажаты, а блокированы в деформированном салоне. Они могут покинуть его через не застекленные, оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. А затем спасатели приступают к освобождению людей, зажатых в салонах.

В зависимости от ситуации осуществляются операции:

Тушение пожаров в гаражах троллейбусных и трамвайных парках

какое средство пожаротушения обеспечивает жесткую сцепку автотранспортного средства

Большие гаражи строятся на спец-но выделенных площадках с удобными подъездами. Основные здания для стоянки автомобилей чаще бывают 1 этажн. с покрытиями больших площадей (могут быть сгораемыми). В зданиях гаражей могут размещаются: ремонтные мастерские, аккумуляторные, вулканизационные и т.п. В полу гаража размещаются люки канализационной системы для стока воды и смотровые ямы.

Автомобили в гараже располагаются, как правило, группами:

– резервные – могут быть на подставках для разгрузки рессор;

– автомобили в ремонте – на смотровых ямах и на домкратах.

Большее кол-во автомобилей и плотная парковка тр. средств в гаражах, на территории и на подъездных путях, особенно в ночное время, выходные и праздничные дни.

Наличие в гаражах тр.средств заправленных бензином (газом), в троллейбусных и трамвайных парках – эл.сетей под высоким напряжением.

В гаражах бывают 3и характерных вида пожаров:

– горение только автомобилей;

– горение строительных конструкции;

– горение автомобилей и строительных конструкции одновременно.

Наибольшую опасность возникновения и развития пожара представляют места стоянок ввиду наличия сгораемых частей способствующих распространению огня по поверхности автомобилей, стоящих близко друг от друга.

При пожаре возможно:

– резкое усиление горения и увеличение площади пожара при взрывах баков с ГСМ, при этом огонь может перейти на сгораемые покрытия (при этом пожар принимает сложный характер);

– образование новых очагов горения при попадании разлившегося горящего ГСМ в люки канализации;

– быстро задымление помещений гаража, высокая температура;

– выделение токсичных газов при горении полимерных материалов.

Действия по тушению.

Основная задача пожарных подразделений по прибытию на пожар состоит в том, чтобы в первую очередь обеспечить сохранность подвижного состава. В зависимости от внешних признаков и информации встречающих лиц, принимается решение о первоначальной расстановке СиС и организации разведки пожара.

В разведке РТП устанавливает:

– места горения, его вид и площадь, угрозу распространения огня по автомобилям и строительным конструкциям;

– установить места складирования ГСМ, баллонов с газом (при необходимости организовать эвакуацию и защиту);

– количество автомобилей, их расположение и состояние (на ходу, в ремонте и т. п.);

– наличие стационарных установок пожаротушения их запуск;

– количество обслуживающего персонала, который можно привлечь для эва­куации автомобилей.

При расстановке СиС, прокладка рукавных линий не должны затруднять эвакуацию автомобилей из гаража.

Эвакуация транспорта организуется в зависимости от размера пожара и характера его развития, для этого:

– привлекают дежурных шоферов, ремонтных рабочих для эвакуации автомобилей своим ходом,

– используют исправные автомобили в качестве тягачей,

– для буксировки применяют жёсткие сцепки, тросы, выкидные (напорные) рукава,

– организуется выгон отдельных автомобилей вручную л/с прибывшего подразделения и рабочими.

Эвакуированные автомобили размещаются так, чтобы им не было угрозы загорания и они не мешали тушению пожара. Руководство эвакуацией автомобилей РТП может возглавить сам или же выделить 1го из ком.отд. в помощь местной администрации. Для обеспечения безопасности при эвакуации тр.средств могут вводится стволы на защиту путей эвакуации негорящих автомобилей и покрытия.

При горении 1го или несколько автомобилей вдали от ворот, СиС вводятся для тушения и одновременно организуется эвакуация не горящих автомобилей. Первые стволы вводятся на ликвидацию открытого горения автомобилей и одновременно на защиту негорящих. Последующие стволы, чаще всего А, вводятся непосредственно в очаг горения и на защиту сгораемого покрытия снизу. Действующими стволами необходимо так же охлаждать баллоны и баки с ГСМ.

В случае взрывов баков с ГСМ и растекания горящего бензина вводят в действие стволы-распылители и СВП (ГПС), устраивают обвалования из песка и гравия на путях растекания ЛВЖ и ГЖ, необходимо исключить попадания ЛВЖ в канализацию, в противном случае крышки лючков вскрываются и вводится СВП (ГПС).

При развившихся пожарах (горение автомобилей и сгораемого покрытия)

– внутрь гаража вводятся стволы А для тушения основного очага пожара (задача этих стволов состоит в том, чтобы быстрее ликвидировать интенсивные очаги горения в зоне стоянки и обеспечить тушение и защиту покрытия снизу);

– на покрытия – стволы Б, с одновременными работами по вскрытию и разборке горящих конструкций

– устанавливает наблюдение за состоянием покрытия и при угрозе его обрушения личный состав выводится в безопасную зону.

Тушение пожара при стоянке автомобилей под сгораемыми навесами осуществляется стволами А с одновременной эвакуацией не горящих автомобилей.

При горении отдельных автомобилей, заправленных бензином и стоящих на открытых площадках, вводят стволы с распыленной водяной струей или ВМП.

При невозможности быстро эвакуировать горящий трамвай или троллейбус, РТП обязан потребовать от дежурного персонала обесточить подвесные линии и только после этого ввести водяные стволы на тушение. Л/С не имеют права самостоятельно отключать эл.энергию в сети, по которой подается ток к подвижному составу. Тушение горящего трамвая или троллейбуса, находящегося на линии, можно начинать только после отключения токоприемника (бугеля) от проводов. Загоревшиеся эл.моторы необходимо тушить углекислотными огнетушителями и ВМП через крышки люков, расположенные в полу.

Железнодорожный транспорт железнодорожные станции

какое средство пожаротушения обеспечивает жесткую сцепку автотранспортного средства

На долю железнодорожного транспорта приходится 65 % суммарного грузооборота и более 40 % пассажирооборота.

Основные причины ЧС на ж/д транспорте которые требуют привлечения спасателей-пожарных:

– сход с рельс подвижного состава;

– взрывы опасных грузов, взрывы в поездах и на путях следования поезда;

– наезды на автомобили и другую технику на перекрестках;

– столкновение поездов на путях;

– утечки и рассыпания опасных грузов.

Объектами ж/д транспорта являются: подвижной состав, пакгаузы, депо, мастерские и другие стационарные постройки. Как правило, ж/д узел имеет сильно разветвленную ж/д сеть, которая ограничивает подъезды к местам горения и затрудняет боевое развертывание пожарных подразделений при тушении пожара.

Подвижной состав разнообразен – это пассажирские и товарные вагоны, открытые платформы, цистерны, тепловозы, электровозы и др. Ж/Д перевозит людей, животных и разнообразные по степени пожарной опасности грузы (горючие, взрывоопасные, ядовитые и пр.).

Пожарная опасность ж/д станций и подвижного состава

Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции где происходит накопление вагонов и которые имеют развитую сеть ж/д путей. В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20тыс единиц вагонов с грузами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, сжиженными газами.

Пожарная опасность ж/д характеризуется:

– наличием большого кол-ва единиц подвижного состава с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;

– высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;

– наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных ж/д составов;

– наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;

– развитой сетью ж/д путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пож. автомобилей и прокладку линий к месту пожара;

– недостаточной мощностью и слабо развитой сетью ППВ.

Пожарная опасность увеличивается при нарушении технологического процесса расформирования и формирования составов. Соединение вагонов с превышением установленных скоростей приводит к повреждению грузов, аварийному розливу и истечению огнеопасных жидкостей и газов.

Для наружного ППВ на ж/д станциях используют ПГ, устанавливаемые на водопроводных сетях и водоемы. В рабочих парках у крайних ж/д путей устанавливают ПГ. При необходимости для целей пожаротушения используют водоисточники городской водопроводной сети и соседних объектов.

Охраняют объекты ж/д транспорта пожарные поезда. Обслуживает пожарный поезд объекты, расположенные на землях ж/д, время его прибытия на пожар до 1,5 ч.

Пожары на ж/д транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений ГПС. Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания эл.контактной сети над горящим составом.

При пожаре, другой ЧС возможно

При тушении пожаров и ликвидации ЧС на ж/д транспорте

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до ГПС возлагается на должностные лица ж/д дорог.

С прибытием к месту пожара подразделений ПО старший оперативный начальник подразделений ГПС возглавляет работы по тушению пожара и осуществляет управление всеми подразделениями ПО, участвующими в ликвидации пожара.

Боевые действия подразделений должны обеспечить: эвакуацию пассажиров; тушение и охлаждение цистерн и вагонов со взрывчатыми и взрывоопасными веществами и газами, ЛВЖ, ПК, а также избежание утечки и разлива жидкостей, распространения огня на соседние поезда, здания и сооружения.

На пожаре РТП через представителя администрации, входящего в состав ОШ, обязан:

– установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного состава, наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по транспортным документам, вид материалов в горящих и соседних вагонах;

– принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или в безопасное место;

– до начала тушения потребовать письменное подтверждение о снятии напряжения с контактных электросетей на участках работы пожарных подразделений.

После расшифровки вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяет их свойства, пожарную опасность и необходимые огнетушащие вещества и средства защиты л/с.

Для обеспечения тушения пожара создаются БУ: по обеспечению эвакуации состава, защите состава, тушению пожара и охлаждению выведенных из зоны пожара ж/д цистерн (вагонов).

Ликвидацию пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках производят только после получения письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия остаточного напряжения. При этом на этих участках до обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения запрещается приближаться на расстояние не менее 2 м к контактным проводам и ближе 10 м к их оборванным концам. Не допускается тушение внутри вагонов, а также подвижного состава и горящих предметов, расположенных на расстояниях менее 7 м от контактной сети, без снятия напряжения при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением.

Защита и охлаждение железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем подачи огнетушащих веществ на верхнюю часть корпуса цистерны, что обеспечивает снижение температуры парогазовой смеси над поверхностью жидкости, ее давление и возможность предотвращения взрыва, а также равномерное и интенсивное охлаждение боковых поверхностей цистерны.

При прокладке рукавных линий необходимо создавать запасы рукавов для удобства маневрирования стволов и подачи их на места передвижения горящих вагонов. Решающее направление по вводу стволов будет зависеть от того, каким составам создается наибольшая угроза.

По прибытии к месту вызова пожарного поезда от него подаются стволы в помощь работающему на решающих направлениях подразделению. Локомотив пожарного поезда может использоваться для эвакуации соседних составов.

При развившемся пожаре и угрозе соседним составам немедленно принимаются меры к отводу из угрожающей зоны в 1ую очередь составов с людьми, с ВВо и огнеопасными грузами. До прибытия тепловоза организу­ется защита стволами соседних составов. В крайнем случае, приступают к эвакуации соседних составов или горящего состава путем расцепления и откатки отдельных вагонов силами пожарного подразделения и ж/д рабочих.

Для тушения горящих товарных вагонов необходимо выделять 1-2 ствола на вагон. После ликвидации горения снаружи вагона производится разгрузка и дотушивание груза, находящегося внутри вагона.

При угрозе от горящей цистерны соседним составам или стан­ционным по­стройкам цистерна выводится в безопасное место под прикрытием водяных стволов и там организуется ее тушение.

Подвижный состав и станции метрополитена

какое средство пожаротушения обеспечивает жесткую сцепку автотранспортного средства

Метрополитен один из наиболее сложных в оперативно-тактическом отношении объектов.

Метро имеет разветвленную сеть подземных сооружений, различные технические устройства и большой парк подвижного состава.

Основные сооружения метрополитена: станции и пристанционные сооружения; тоннели и притоннельные сооружения; элекродепо.

Основные вопросы организации и тактики тушения пожаров в метрополитене рассматриваются в межведомственных документах региональных управлений ГПС и метрополитена. Руководство тушением пожара и проведением АСР осуществляет работник метрополитена до прибытия пожарных подразделений гарнизона.

Сложность обстановки на пожаре в метро заключается в следующем:

При тушении пожаров и ликвидации ЧС

Основные пути прокладки линий и продвижения разведки в подплатформенные помещения станции является: наземный вестибюль станции, наклонный эскалаторный тоннель, распределительный зал станции, подплатформенный коридор, помещение станции.

Общими рекомендациями по прокладке рукавных линий при пожаре в метрополитене являются:

В подземных сооружениях метрополитена

КИП со сроком защитного действия 2 часа и ДА на сжатом воздухе могут использоваться в пределах станций и пристанционных сооружениях метрополитена;

В подвижном составе метрополитена:

в кабельных сооружениях метрополитена:

При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения, возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.

Авиационный транспорт

какое средство пожаротушения обеспечивает жесткую сцепку автотранспортного средства

Скоротечность процесса пожара на самолете показывает, что он является объектом повышенной пожаровзрывоопасности при низкой защищенности.

Основную пожарную опасность представляет наличие на борту большого количества авиатоплива (50-200т и более), которое быстро разливается вокруг самолета при ударе его о землю или препятствие и, воспламеняясь, образует пожар на большой площади до 1000 м 2 и более.

При этом в центре огня, отрезанными от внешней среды в практически ничем не защищенной алюминиевой оболочке, оказываются десятки, сотни людей.

Критические условия для жизни людей, находящихся в самолете наступают уже через 2-3мин вследствие прогорания облицовки фюзеляжа, резкого повышения температуры, появления внутри фюзеляжа токсичных продуктов горения и разложения.

Все это в значительной степени усугубляет обстановку и делает маловероятным спасение людей.

На современных самолетах пожары можно классифицировать по следующим видам:

– органов приземления (шасси);

– розлитого топлива под самолетом;

– силовых установок (двигателей).

Пожары шасси в возникают при посадке самолета и связаны с горением 3 видов материалов: резины, гидрожидкости и магниевых сплавов. Наиболее часто встречающиеся пожары – горение гидрожидкости при разрушении гидросистемы шасси. Гидрожидкость, попадая в разогретый до высокой температуры тормозной барабан, воспламеняется, что приводит к загоранию резины покрышек. При этом из за высокой температуры может произойти загорание магниевых сплавов барабанов колес тележки шасси (через 6-8мин пожара). Характерный признак пожара магниевых сплавов – белое свечение пламени, наличие брызг горящего металла, появление белого плотного дыма.

Пожар шасси может привести к взрыву амортизаторов стойки, распространению пожара в гондолу шасси и распространению его на крыло или фюзеляж самолета в зависимости от конструктивной схемы.

При пожаре, другой ЧС возможно

При тушении пожаров и ликвидации ЧС на летательных аппаратах:

При сильном ветре – ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра – покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.

На стоянках и в ангарах воздушных судов:

Морские и речные суда

какое средство пожаротушения обеспечивает жесткую сцепку автотранспортного средства

По своему назначению суда бывают: грузопассажирские, грузовые, нефтеналивные (танкеры). В зависимости от длины причалов в порту суда могут располагаться в один или же в несколько рядов. Расстановка судов в несколько рядов усложняет обстановку при возникновении пожара. В этом случае пожар может легко распространяться с одного судна на другое, а быструю разводку судов друг от друга в таких условиях произвести трудно.

Любое судно можно разбить на три основные части: трюм, машинное отделение и надпалубные надстройки. Трюмы обычно делятся на отсеки металлическими переборками.

Основными причинами ЧС на водном транспорте являются:

– потеря остойчивости с опрокидыванием судна на борт или вверх килем;

– столкновение с другим судном или препятствием;

– вытекание из судна горюче-смазочных веществ или АХОВ.

Пожары и взрывы становятся основными причинами катастроф судов как при их эксплуатации, так и при строительстве или ремонте.

Практика тушения пожаров показывает, что главным препятствием яв­ляется дым и высокая температура. Тушение пожаров на судах проводится в условиях недостаточного естественного освещения, плотного задымления, высокой температуры, теплопроводности конструкций судна при большой скорости распространения горения по коридорам, шахтам трапов и вентиляционным каналам и т. п.

Статистика пожаров показывает, что наибольшее число пожаров происходит в жилых и служебных помещениях судов и составляет 40%, в помещениях силовых установок – 25%, в грузовых отсеках – 25%.

В жилых и служебных помещениях, в рефрижераторных и сухогрузных трюмах пожары распространяются по сгораемой обшивке бортов, термоизоляции и т.п.

При тушении пожаров и ликвидации ЧС на морских (речных) судах:

Для ликвидации горения целесообразно применять:

Объемное тушение пеной средней кратности применяется и в тех случаях, когда очаг горения недосягаем для струй, когда отсутствует возможность приближения человека к зоне горения или имеется угроза взрыва, обрушения, отравления, радиации, поражения электрическим током.

Информационные таблицы и аварийные карточки на опасные грузы

Кроме пассажиров, автотранспорт перевозит большое количество разнообразных грузов, среди которых многие являются опасными.

К опасным относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, производства погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей и живот­ных.

Опасные грузы для любого вида транспорта в соответствии с ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка” разделяются на сле­дующие классы:

#G01 – взрывчатые материалы (ВМ);

(Взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества).

2 – газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением;

3 – легковоспламеняющиеся жидкости;

4 – легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые);

5 – окисляющие вещества и органические пероксиды;

7 – радиоактивные вещества;

8 – едкие и коррозионные вещества;

9 – вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании.

Кроме того, к классификации относятся подклассы, а также группы совместимости классов и подклассов, которые учитываются при перевозках.

Они обозначаются латинскими буквами:

А – Инициирующие ВВ.

В – Изделия, содержащие инициирующие ВВ и имеющие менее двух независимых предохранительных устройств.

D – Вторичные детонирующие ВВ; дымный порох; изделия, содержащие детонирующие ВВ без средств инициирования и метательных зарядов; изделия, содержащие инициирующие ВВ и имеющие два или более независимых предохранительных устройства.

E – Изделия, содержащие вторичные детонирующие ВВ без средств инициирования, но с метательным зарядом.

F – Изделия, содержащие вторичные детонирующие ВВ, средства инициирования и метательные заряды.

G – Пиротехнические вещества, изделия, содержащие пиротехнические вещества; изделия, содержащие как взрывчатые вещества, так и осветительные, зажигательные, слезоточивые или дымообразующие вещества.

H – Изделия, содержащие ВВ и белый фосфор.

J – Изделия, содержащие ВВ и легковоспламеняющиеся жидкости и гель.

К – Изделия, содержащие ядовитые вещества.

L – Взрывчатые вещества или изделия, содержащие ВВ и обладающие особой опасностью, требующие изоляции каждого вида.

N – Изделия, содержащие только детонирующие вещества, нечувствительные исключительной степени.

S – Вещества и изделия, упакованные или сконструированные так, что при случайном срабатывании любое опасное проявление ограничено самой упаковкой).

Кроме опасных веществ, согласно этому ГОСТу отдельную группу представляют особо опасные вещества, а именно:

Знаки опасности, предназначенные для опасных веществ, должны иметь форму квадрата, поставленного на угол. Размер стороны квадрата должен составлять для автомобильных знаков опасности, наносимых на упаковку и (или) транспортный пакет, – не менее 100 мм (допускается уменьшать размер стороны квадрата до 50 мм, если не позволяют габаритные размеры упаковки, а вместо надписи “Взрывается” допускается сокращенная надпись “Взрыв”).

какое средство пожаротушения обеспечивает жесткую сцепку автотранспортного средства

Код экстренных мер (КЭМ) при пожаре или утечке вещества:

1Применять сухие вещества. Воду не применять!
2Применять водяные струи
3Применять распыленную воду или тонкие струи
4Применять пену
5Предотвратить попадание веществ в сточные воды
ДДыхательный аппарат и защитные перчатки
Дыхательный аппарат и защитные перчатки только при пожаре
КПолный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат
ЭНеобходима эвакуация людей

На каждый груз или группу грузов составляется аварийная карточка, в которой дается краткая характеристика груза и которая используется как источник информации при проведении АСР.

В карточке отражается следующая информация:

а. Основные свойства: (физ-хим свойства)

б. Взрыво-пожароопасность:(воспламенение, при нагреве взрывается, при смешивании с воздухом образует взрывоопасную смесь, опасен на воздухе и в помещении

в. Опасность для человека:(степень опасности)

8.Необходимые действия в аварийной ситуации:

а. Общего характера

Упаковка перевозимого опасного груза маркируется определенным цветом и знаками безопасности. При перевозке на автотранспорте маршрут движения согласуется с ГИБДД и с представительством грузоотправителя.

Знаки опасности на железнодорожном транспорте

Знаки опасности, наносимые на транспортную тару, должны иметь форму квадрата, повернутого на угол, со стороной не менее 100 мм, который условно разделен на два равных треугольника.

При размерах тары, не позволяющих наносить знаки опасности указанных размеров, допускается уменьшить сторону квадрата до 50 мм.

В верхнем треугольнике знака наносят символ опасности, в нижнем углу треугольника – номер подкласса. При нанесении нескольких знаков опасности номер подкласса указывают на знаке опасности того класса (подкласса), к которому отнесен груз. Рамка, символ и надписи на знаке опасности должны быть выполнены черным цветом, защищены от выцветания, другие цвета фона должны быть устойчивы к атмосферным воздействиям.

какое средство пожаротушения обеспечивает жесткую сцепку автотранспортного средства

Основные требования к условиям безопасного ведения подразделе­ниями основных (главных) действий.

В целях обеспечения мер безопасности при боевом развертывании должностными лицами обеспечивается:

– выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных ли­ний, переноса инструмента и инвентаря;

– установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих СиС, пож.автомобили устанавливаются от недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов;

– остановка, при необходимости, всех видов транспорта (остановка ж/д транспорта согласуется в установленном порядке);

– установка единых сигналов об опасности и оповещение о них всего л/с подразделений ГПС, работающего на пожаре;

– вывод л/с подразделений ГПС в безопасное место при явной угрозе взрыва, отравления, радиоактивного облучения, обрушения, вскипания и выброса ЛВЖ и ГЖ из резервуаров и т.п.;

– организация постов безопасности с 2ух сторон вдоль ж/д полотна, для наблюдения за движением составов и своевременным оповещением л/с ГПС об их приближении, в случае прокладки рукавных линий под ж/д путями.

Запрещается устанавливать пож.автомобили поперек проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, при создании помех для движения трансп.средств допускается только по приказу оперативных должностных лиц или нач.караула. При этом на пож.автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.

Для безопасности в ночное время стоящий пож.автомобиль освеща­ется бортовыми, габаритными или стояночными огнями.

К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуации ж/д вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица их сопровождающие.

При ликвидации горения грузовых поездов в пути следования, РТП и должностные лица, прибывшие к месту пожара, обязаны выяснить у машиниста вид груза в горящем и соседних с ним вагонах, потребовать у машиниста аварийную карточку и принять меры по обеспечению безопасности л/с ГПС.

При ликвидации горения подвижного состава на электрифицированном участке РТП и должностные лица обязаны принять меры по предотвращению приближения л/с ГПС к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 10 м до места их заземления.

При пожаре на перегоне РТП должен принять меры по остановке поездов, для чего немедленно выслать в 2ух направлениях на расстояние не менее 1 км сигнальщиков, оснастив их средствами для подачи сигналов и проведя необходимый инструктаж.

Подача воды и пены на тушение допускается только после снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий, их заземления в установленном порядке и выдачи допуска на тушения пожара от уполномоч. на это лица.

При ликвидации горения ж/д цистерн и автоцистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ необходимо применять мощные переносные, передвижные и стационарные лафетные стволы. Боевые позиции ствольщиков должны быть выбраны на максимально возможном удалении с учетом вероятности взрывов и располагаться под прикрытием рельефа прилегающей местности, зданий и сооружений, бронещитов, бронетехники, трансп.средств (вагонов, автомобилей и т.д.), не имеющих опасных грузов. Л/С ГПС должен работать в ТОК и ТК и под прикрытием распыленных струй воды.

При пожарах в тоннелях и на станциях метрополитена как мелкого, так и глубокого заложения, магистральную рукавную линию целесообразно прокладывать до платформы станций с установкой рукавных разветвлений, при этом во всех случаях предусматривают прокладку резервной магистральной линии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *