какое сооружение было построено для всемирной выставки в париже в 1889 г
СОДЕРЖАНИЕ
Строительство
Галерея машин образовала огромный зал из стекла и металла площадью 115 на 420 метров (377 на 1378 футов) и высотой 48,324 метра (158,54 футов), он не имел внутренних опор. Каркас состоял из двадцати ферм. В конструкцию вошла трехштырьковая навесная арка, разработанная для мостостроения.
Галерея машин предоставила экспозиции 1889 года площадь около 8 гектаров (20 акров) полезной площади. В 1889 году было подсчитано, что здание было достаточно большим, чтобы вместить пятнадцать тысяч лошадей на первом этаже и такое же количество всадников в верхних галереях, не будучи переполненным (эксперимент так и не был проведен).
использование
За двадцать лет своего существования Galerie des machines использовалась для различных целей.
Шоу Ringling Bros. и Barnum & Bailey Circus проходило в галерее с 30 ноября 1901 года по 16 марта 1902 года.
Ежегодные Всеобщие сельскохозяйственные соревнования проводились здесь до 1908 года. 20 мая 1904 года газета Le Matin организовала военные соревнования: «Армейская прогулка». Галерея машин превратилась в огромный лагерь, в котором участники могли отдыхать, есть и получать медицинскую помощь. Во время всеобщей забастовки 1 мая 1906 г. здесь дислоцировались отряды, призванные охранять город: шесть батальонов 4-го (Ренн), 47-го (Сен-Мало) и 2-го (Гранвиль) пехотных полков. Были также десять эскадронов кавалерийских полков из 6-го армейского корпуса и восемь эскадронов из различных полков 7-го корпуса.
Разрушение
В музее Орсе в Париже представлена модель Galerie des Machines в масштабе 1/200.
Хрустальный дворец и Эйфелева башня: наследие всемирных выставок
Эйфелева башня отмечает 125-й юбилей. Сооружение было установлено в качестве временной входной арки парижской Всемирной выставки 1889 года. Французы окрестили башню «самой бесполезной и чудовищно уродливой конструкцией», но, по иронии судьбы, именно она стала символом города. О том, какие объекты всемирных выставок вошли в обязательный туристический маршрут, рассказывает сетевое издание М24.ru.
Хрустальный дворец в Лондоне.
Дворец индустрии в Париже.
Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно в разных частях света. За эти годы было проведено более 60 универсальных выставок на разных континентах. К мероприятию специально создают национальные павильоны, памятные объекты: парадный вход, фонтаны, скульптурные композиции. Некоторые из них стали символами городов, входят в туристические справочники и обязательны для посещения.
Эйфелева башня во время Всемирной выставки 1889 года.
Постройку должны были снести через 20 лет после выставки, но от этого ее спасла начавшаяся эпоха радио: на башне установили радиоантенны. Теперь Эйфелева башня – символ Франции и Парижа, а также одна из самых часто посещаемых и фотографируемых достопримечательностей.
Дворец Токио, имеющий много общего с античным храмом и украшенный рельефами, не имеет к Японии никакого отношения, а название произошло от имени улицы, на которой он находится. Нью-Йорк авеню, на которой построено здание, с 1918 по 1945 год носила название Токио авеню. Поскольку Дворец Токио был возведен к Всемирной выставке искусств и технологий, то в рамках события французы планировали открыть в нем Парижский музей современного искусства и закупили для него огромное количество произведений искусства. Однако в итоге уже подготовленная коллекция была передана в Пти-Пале. К идее создания во дворце музея вернулись только в 50-е годы, когда в Пти-Пале стало слишком тесно. Сегодня в Парижском музее современного искусства насчитывается около восьми тысяч экспонатов, представляющих основные течения искусства прошлого века.
Наследием Всемирной выставки, проходившей в 1929 году в Барселоне, стали две 47-метровые башни, расположенные на многолюдной площади Эспанья и привлекающие множество туристов.
Башни работы одного из самых известных католонских архитекторов Рамона Ревентоса служили парадным входом на выставку. Их называют венецианскими башнями, потому что они сильно напоминают колокольню собора Сан-Марко в Венеции. Сегодня это вход в международный выставочный комплекс, где ежедневно проводится множество мероприятий для горожан и туристов.
Выставка, прошедшая в Брюсселе в 1935 году, тоже оставила после себя след в виде Дворца столетия, выполненного в лучших традициях промышленной романтики ар-деко. Но до славы «брюссельской Эйфелевой башни», то есть Атомиума, ему очень далеко.
Павильон США «Биосфера». Фото: Cédric Thévenet
Жилой комплекс Habitat 67.
Всемирная выставка 1889 года в Париже
От Эйфелевой башни до галереи машин
Франция уже имела опыт проведения трех всемирных выставок в 1855, 1867 и 1878 гг. Декрет о проведении Четвертой Всемирной выставки в 1889 году был подписан президентом Франции Ж. Грави в 1884 году. Она была приурочена к 100-летию Французской революции 1789 года. Как и все предшествующие смотры, она разместилась в самом центре Парижа – на Марсовом поле, набережной Орсэ и напротив, через Сену, в районе дворца Трокадеро, а также на эспланаде Дома инвалидов. Выставка занимала площадь около 100 га и растянулась почти на три километра. Территория была предоставлена городом бесплатно. Для удобства посетителей построили кольцевую узкоколейную железную дорогу, которая за время работы смотра перевезла около 4 млн. человек.
Выставка превратилась в уникальную экспериментальную строительную лабораторию. Здесь были построены здания и сооружения из металла, которые по смелости технической мысли и своими огромным размерам на много лет опередили мировую практику. Грандиозная 300-метровая металлическая башня, построенная по проекту Густава Эйфеля, в два раза превосходила по высоте самые высокие сооружения в мире.
Вместе с Эйфелем в проектировании принимал участие инженер Бурдон, а строили ее несколько подрядчиков: Гобер, Нугнье, Кешлен, Саль и Совэстр. Все детали башни были изготовлены заводским способом. Строительство ее продолжалось 22 месяца. Динамическая композиция башни показала новые эстетические возможности архитектуры металла.
За Эйфелевой башней находились различные выставочные здания, главную композиционную роль среди которых играл роскошный Дворец промышленности. На куполе этого здания высотой 65 метров была установлена огромная женская фигура, олицетворяющая Францию.
За Дворцом промышленности по проекту архитектора Фердинанда Дютера и инженера Виктора Контамена был выстроен подлинный шедевр инженерного искусства – Галерея машин. Длина этого гигантского трехпролетного здания составляла 420 м, величина среднего пролета – 115 м, высота в свету – 45 м. Общая площадь этого экспозиционного здания приближалась к 67 тыс. кв. м. Уникальной для того времени была легкая несущая конструкция центрального зала. Она состояла из двадцати решетчатых трехшарнирных арок, опирающихся прямо на фундамент. В здании была устроена необычная смотровая платформа, действующая по принципу мостового крана. Она транспортировала более 200 посетителей по всей длине грандиозного павильона и позволяла им рассматривать сверху разнообразную экспозицию – самые современные по тому времени и в большинстве своем действующие машины.
Дворец машин явился специфически выставочным зданием, выдающимся в истории мировой архитектуры. Он изменил привычные представления, связанные с распределением масс в обычных сооружениях. Известный историк архитектуры Зигфрид Гидеон писал по этому поводу: «Такой свободно перекрытый пространственный объем означал совершенно неизвестную до сих пор победу над материей». Эта архитектура, выражавшая новые возможности машинного производства, контрастировала с преобладающей традицией украшательства и эклектики, в которой были выдержаны остальные выставочные здания. К сожалению, это уникальное здание было разобрано в 1910 году.
В выставке приняло официальное участие 29 стран, и еще 11 – неофициально. Россия, как и большинство монархических государств, отказалась от официального участия в смотре, «приуроченном к 100-летию казни французского короля». Выставка собрала 56 тыс. участников. Около 62 тыс. экспонатов были тематически распределены на 9 групп и 83 класса:
1-я группа – предметы изящных искусств;
2-я группа – предметы воспитания и образования;
3-я группа – мебель, бронза, часы, ковры, предметы роскоши;
4-я группа – ткани, платья, драгоценности, принадлежности туалета;
5-я группа – добывающая промышленность, сырье и его переработка;
6-я группа – предметы механической обработки;
7-я группа – продукты питания;
8-я группа – земледелие, виноделие, рыболовство;
9-я группа – садоводство.
Что же уникального было представлено на этом смотре? Самым внушительным оказался машинный отдел. Среди паровых агрегатов преобладали машины американца Корлиса. Большая 1200-сильная углеподъемная машина поражала воображение. Развитие машинной техники сопровождалось стремительным ростом выплавки стали новейшими процессами. На выставке наряду с процессами Бессемера и Мартена была показана дефосфорация металла в конверторах способом Томаса. Здесь же впервые демонстрировались образцы автомобилей с бензиновыми двигателями: трехколесная машина Карла Бенца и четырехколесная – Готлиба Даймлера. Арман Пежо представил трехколесную коляску с паровым двигателем.
Отдел электричества вызывал всеобщее восхищение. Осветительная техника, электрические лампочки, телефоны, телеграф зачаровывали публику. Особый интерес вызывал стенд с многочисленными изобретениями Томаса Эдисона. Чтобы послушать его фонограф, посетители часами выстаивали в очереди. Большие успехи электротехники, особенно в области освещения, в значительной степени содействовали великолепию самой выставки. Эффектное и безопасное электрическое освещение позволяло посещать выставку в вечернее время. В освещении выставки использовался также и газ, но он явно уступал электричеству. Пальма первенства принадлежала лампам накаливания. На вершине Эйфелевой башни по вечерам зажигался электрический маяк и два мощных прожектора, которые создавали впечатляющее световое шоу. Интересно, что в садах и на мосту через Сену горели в том числе и 70 свечей русского изобретателя П.Н. Яблочкова.
Проведение выставки совпало с 50-летием изобретения фотографии. Обширная экспозиция знакомила публику с победным распространением «светописи» по всему миру. Совершенной новинкой в этой экспозиции стали цветные фотографии, представленные Ференцем Верешем.
Организаторы выставки устроили еще несколько специальных тематических экспозиций, среди которых наибольшим интересом пользовался раздел «История человеческого жилища». Автором идеи выступил известный французский архитектор Шарль Гарнье. По его проектам были построены 44 здания, представлявшие собой импровизированную ретроспективу жилых домов разных народов от каменного века и до XVII столетия. Парижская выставка 1889 года положила начало традиции строить поселения «экзотических» народов, которая продолжалась до середины ХХ века.
Несмотря на то что Россия не принимала официального участия в парижском смотре, русский отдел был все же частным образом представлен. Он занимал площадь в 3800 кв. м в большой галерее Дворца промышленности. Здесь выставили свои экспонаты 820 наших соотечественников. Неофициальность участия России в выставке неизбежно сказалась на его качестве. Расходы по участию в выставке на сей раз полностью легли на самих экспонентов. В отделе машин русских экспонатов не было. Горнозаводской раздел не отражал состояния горной промышленности России и значительно уступал подобным нашим отделам на предыдущих всемирных выставках. Слабо были представлены и русские художники во Дворце изящных искусств. Тем не менее 605 российских экспонентов получили награды – 17 Гран-при, 120 золотых, 157 серебряных, 184 бронзовых медалей и 127 почетных дипломов.
Среди наиболее значительных экспонатов русского отдела выделялась коллекция почв, присланная профессором В.В. Докучаевым. Особым интересом пользовался «куб» чернозема, привезенный из Воронежа и переданный позже в Сорбоннский университет. Коллекция русских почв получила золотую медаль выставки, а ее составителя наградили медалью «За заслуги по земледелию».
Первый производитель российского коньяка, основатель известных коньячных заводов в Кизляре, Ереване и Тбилиси Д.З. Сараджиев был удостоен сразу двух золотых медалей. Наградами были отмечены и другие производители отечественной спиртоводочной продукции – П. Смирнов, Н. Шустов, А. Долгов, Х. Работкин – и виноделия – Л. Голицин.
Парижские газеты восторженно отзывались о концертах русской музыки во дворце Трокадеро. Здесь выступал симфонический оркестр под управлением Н.A. Римского-Корсакова.
Большим успехом у парижской публики пользовался русский ресторан «в национальном вкусе», который был устроен на первой платформе Эйфелевой башни во время выставки. В ряду «Истории жилищ» выделялся и «русский дом», построенный французами. Он представлял собой вольную импровизацию на тему двухэтажного боярского дома XV века.
Парижский смотр удачно сочетал в себе просветительский и развлекательный характер, что позволило его организаторам привлечь на него более 32 млн. посетителей и получить немалую прибыль в 5 млн. франков (600 тыс. долларов). Известный художественный критик В.В. Стасов после посещения выставки писал: «Нынешняя Всемирная выставка имела такой громадный успех, на какой не надеялись, в самых пылких ожиданиях своих, даже сами зачинщики и устроители ее».
Всемирная выставка 1889 года превратилась в колоссальный праздник промышленности. Она дала массу новых идей и усовершенствований, которые способствовали прогрессу человечества.
СОДЕРЖАНИЕ
Организация
Стоимость входного билета
Национальное участие и бойкоты
Страны, которые официально участвовали в выставке: Андорра, Аргентина, Боливия, Чили, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Эквадор, США, Греция, Гватемала, Гаити, Гавайи, Гондурас, Индия, Япония, Марокко, Мексика, Монако, Никарагуа, Норвегия, Парагвай, Персия, Сен-Мартен, Сальвадор, Сербия, Сиам, Южно-Африканская Республика, Швейцария, Уругвай и Венесуэла. Также приняли участие британские владения Новой Зеландии и Тасмании.
Из-за темы выставки, посвященной свержению французской монархии, почти все европейские страны с монархиями официально бойкотировали выставку. Странами бойкотирования были Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Испания, Великобритания, Италия, Нидерланды, Португалия, Россия и Швеция.
Тем не менее, многие граждане и компании из этих стран приняли участие, а в ряде стран их участие полностью финансировалось частными спонсорами. В их число вошли Германия и Эльзас-Лотарингия, Австро-Венгрия, Бельгия, Бразилия. Китай, Дания, Египет, Испания, Великобритания и ее колонии, Гаити, Италия, Люксембург, Нидерланды, Перу, Португалия, Румыния, Россия, Финляндия и Швеция.
Выставочные площадки
Включение в экспозицию индейцев-колонизаторов было задумано как образовательный элемент, но также исторически оформлялось как демонстрация эксплуатации и покровительства колонизированным людям без их согласия.
По периметру Экспозиции было двадцать два разных входа. Они были открыты с 8 утра до 6 вечера м. для основных экспонатов и дворцов, и до 11:00 вечера для освещенной зелени и ресторанов. Главный парадный вход находился в Доме Инвалидов и состоял из двух высоких пилонов с ярким орнаментом, похожим на гигантские канделябры.
Дворец промышленности и башня Эйфеля на всемирной выставке в Париже 1889 г
После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке (1853), Вене (1873), Сиднее (1879), Мельбурне (1880).
Со второй половины XIX а крупнейшим выставочным центром становится Париж. Первая выставка здесь состоялась в 1855г., за ней последовала выставка 1867 г., затем выставки 1878, 1889, 1900 гг.
Кульминационной стала выставка 1889 года, посвященная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружаются Дворец машин и знаменитая башня инженера Густава Эйфеля.
Каркас Дворца машин состоял из двадцати ферм пролетом 115 м и высотой в свету 45 м, его длина равнялась 420 м. Ограждением служили огромные стеклянные стены. Зданий подобных размеров в то время не существовало. Стеклянные торцовые стены представляли собой тонкую прозрачную мембрану между интерьером и внешним пространством. Эстетическое значение этого зала заключается в ощутимой связи с внешним пространством в пронизывающей его ранее неизвестной беспредельности движения, внутренне однородного с движением машин, заполняющих его. Дворец машин был оборудован устройством мостового крана, которое транспортировало посетителей по всей длине грандиозного здания и позволяло им рассматривать экспонированные машины (в большинстве случаев в действии).
Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала главным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры.
Дерзновенная мысль создания трехсотметрового триумфального сооружения, превышавшего в то время все высотные сооружения мира, была встречена многими деятелями культуры отрицательно. Его эстетического значения многие современники не поняли. Даже сам Эйфель вначале опасался оскорбить господствующий общественный вкус возведением бескомпромиссно обнаженной конструкции в самом сердце Парижа.
Башня была возведена за 26 месяцев. Исключительными были не только темпы строительства, но и его методы. Все элементы металлической конструкции изготовлялись на заводе и затем монтировались на месте.
Прогресс, достигнутый за прошедшие с 1878-1889 гг., был настолько фантастичным, что посетители приходили в восторг от смелости конструкции Дворца машин и Эйфелевой башни. Значение этих сооружений остается непревзойденным.
Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия, подобно произведениям искусства, впервые были представлены на всеобщее обозрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. В угоду запросам обывателя, а также вследствие инерции мышления самих художников, первые промышленные изделия имитировали старые формы ручной работы с обильным украшением декором. Однако собранные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безнадежно дурной вкус. В результате чего необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии машинного производства, стала очевидной. Обсуждение этих проблем имело большой общественный резонанс и стало первым серьезным осознанием социально-эстетических аспектов предметной среды. Началось исследование принципов образования эстетически действенных форм в сфере промышленного производства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет