какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

«Теории поведения личности в конфликте»

61. Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:
обладает завышенной самооценкой, подозрителен, прямолинеен и негибок

62. Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:
уступка, уход, сотрудничество

63. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»:
неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению

64. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «неуправляемого типа»:
импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен

65. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «сверхточного типа»:
скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью

66. Кем из ученых разработана двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликте:
К. Томасом и Р. Килменом

67. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, планирование своей деятельности осуществляет ситуативно, кропотливой, систематической работы избегает.
демонстративный тип

68. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
конструктивная, деструктивная, конформистская

69. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели:
5

«Технологии рационального поведения в конфликте»

70. Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:
обмене содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения

71. Интерактивный аспект общения проявляется в:
необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении

72. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработал Д. Скотт:
визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры

73. Какие из приведенных ниже рекомендаций противоречат эффективному общению:
стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию

74. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
обмену информацией

75. Первое правило самоконтроля эмоций заключается в:
спокойной реакции на эмоциональные действия партнера

Источник

Конфликтная личность и типы конфликтных личностей

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

Прежде чем перейти к типологии конфликтных личностей следует рассмотреть само понятие «конфликтная личность». Чем характеризуется конфликтная личность? И какие особенности поведения конфликтной личности?

Понятие конфликтной личности

Конфликтная личность — это человек, инициирующий и продуцирующий повышенное количество конфликтов. Основной чертой характера такого человека является соответственно его конфликтность, которая определяется действием таких психологических факторов, как особенности темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов, таких как условия жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и т.п. Можно ли изменить характер?

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

Характеристика конфликтной личности

Конфликтная личность зачастую очень бурно реагирует на противоположные ему мнения или высказывания, очень много говорит, и практически все разговоры с таким человеком заканчиваются выяснением взаимоотношений, а банальная беседа с ним может перерасти в горячий спор и даже скандал. Конфликтная личность во всём ищет повод для возникновения споров, его привлекают всевозможные интриги и сплетни.

Очень часто такого человека характеризуют придирчивость, скептицизм, агрессивность, негативизм, эгоцентризм и другие индивидуальные качества. При чём такие характерологические особенности конфликтной личности формируются скорее всего на фоне пережитой им в прошлом психологической травмы, последствия которой повлекли за собой конфликтные защитные поведенческие формы и проявления. Избегание конфликта и как избежать конфликта?

Типы конфликтных личностей и их характеристика

Конфликтологи выделяют 5 типов конфликтных личностей и их модели поведения:
неуправляемый тип конфликтной личности, конфликтная личность бесконфликтного типа, ригидный тип конфликтной личности, конфликтная личность сверхточного типа и конфликтная личность демонстративного типа. Самооценка мудрого поведения в конфликте. Тест

Характеристика конфликтной личности ригидного типа

Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Конфликтная личность ригидного типа с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не считаясь с их мнением. Секреты уверенности в себе

Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Не критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной проявлениям несправедливости.

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

Поведение конфликтной личности ригидного типа

Ригидный тип конфликтной личности можно узнать среди других по его не умению слушать и выслушивать других и это ощущается уже с первых минут разговора с таким человеком. Понять чужое мнение и принять тот факт, что оно может быть верным для него что-то из ряда вон выходящее.

Конфликтная личность ригидного типа всегда говорит то, что у него на языке, не думая о том, насколько это уместно в той или иной ситуации. Если выразить противоположное его мнению точку зрения, он скорее расценит это как обиду или как повод поссориться. Очень злопамятный человек, не умеющий следить за собственными поступками. Обида и обидчивость. Как перестать обижаться?

Неуправляемый тип конфликтной личности и его краткая характеристика

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Такая конфликтная личность отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характеризуется неуправляемый тип конфликтной личности высоким уровнем притязаний. Несамокритичен.

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

В своих неудачах или неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. У такой конфликтной личности недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.

Поведение конфликтной личности неуправляемого типа

Неуправляемый тип конфликтной личности можно определить по таким поведенческим характеристикам как: неконтролируемое агрессивное поведение к окружающим, завышенная самооценка, импульсивность, непредсказуемость поступков. Соответственно в организации или коллективе к такому человеку относятся с опаской, остерегаясь его агрессии. Поэтому зачастую он изолирован, потому что пользу для обще групповой деятельности не приносит, не поддерживает ценностей группы и целей. «Когда» вместо «Если» или чем отличается мечта от цели?

Характеристика конфликтной личности сверхточного типа

Скрупулезно относится к своей работе и обязанностям. При этом придирчиво предъявляя завышенные требования как к себе так и окружающим. Как ни странно конфликтная личность сверхточного типа обладает повышенной тревожностью и чрезмерно чувствителен к деталям.

Такой человек склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. И даже может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся нанесённой ему обиды. Сильно переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь плохим самочувствием (бессонница, головные боли, неврозы и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.

Поведение конфликтной личности сверхточного типа

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

Краткая характеристика конфликтной личности демонстративного типа

Демонстративный тип конфликтной личности всегда стремится быть в центре внимания. Любит производить хорошее впечатление на окружающих. При этом его отношение к окружающим определяется тем, как они к нему относятся. Такому человеку легко даются поверхностные конфликты. Демонстративно страдает и любуется своей стойкостью. Характеризуется данная конфликтная личность высоким уровнем притязаний и не способностью к самокритике.

Конфликтная личность демонстративного типа в отличие от других легко и хорошо приспосабливается к различным ситуациям, чувствует себя комфортно в конфликтных. Рациональное поведение выражено слабо. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. В основном избегает кропотливой и систематической работы.

Поведение конфликтной личности демонстративного типа

Конфликт — это их стихия, они, не стесняясь, выражаются в нем, не особо обращая внимание на тон своей речи или её уместность. Из незначительного спора они могут раздуть целую эпопею. В серьезном конфликте держатся крепко, мужественно. Настрой демонстративного типа конфликтной личности определяется тем, как к самому конфликту относится их оппонент.

Демонстративные типы конфликтной личности никогда не признаются даже самим себе, что часто являются источником спора, они всегда находят виновных. Такие люди постоянно окружены публикой, они любят популярность и внимание, это повышает их самооценку, греет тщеславие. Они никогда не сидят долго над одном месте и все время куда-то торопятся. Такой человек импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения.

И наконец, конфликтная личность бесконфликтного типа характеризуется

Неустойчивой оценкой в своих убеждениях и мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Конфликтная личность бесконфликтного типа излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Зачастую даже не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих. Что отталкивает людей в межличностных отношениях?

Поведение конфликтной личности бесконфликтного типа

Отличается от других тем, что в начале любой конфликтной ситуации старается избежать её или переложить свою ответственность за её начало на кого-то другого. Такой тип конфликтной личности легко поддается внушению, его нетрудно заставить сменить свое мнение, поскольку он сильно принимает во внимание мнение окружающих. Свои решения принимает, не глядя на их перспективу в будущем, не задумываясь о последствиях.

Источник

5 типов конфликтных личностей, и как с ними взаимодействовать

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

Но сейчас немного не об этом. Обратим внимание на тех людей, которых по-простому мы называем скандалистами. Конфликтная личность будет гнуть свою точку зрения, пытаясь заставить всех окружающих принять ее за абсолютную истину. Такого человека мало интересует другое мнение и чужие интересы, ведь он слишком зациклен на своих.

Для того, чтобы подобрать правильную стратегию общения с конфликтной личностью, нужно научиться разбираться в нескольких наиболее распространенных типах:

1. Демонстративный тип

Вот что стоит знать о конфликтной личности демонстративного типа – во-первых, она любуется своей стойкостью. Да, такого человека невозможно переубедить, даже если у тебя на руках доказательства его неправоты. Во-вторых, такие люди обожают быть в центре внимания. Важная поправка: выглядеть при этом они хотят хорошо, а если точнее – то на голову выше других. В-третьих, свое отношение к окружающим конфликтная личность демонстративного типа формирует, исходя из того, как тот или иной человек относится к нему. То есть если ты на его стороне, то в безопасности, но как только ты чем-то ему не угодишь, доброго поведения в свою сторону не жди. Все потому, что поступками такого человека движут эмоции. Он делает то, на что толкают его чувства. Когда такой человек зол, он будет вести себя с окружающими стервозно, при этом не считая себя разжигателем конфликта.

2. Неуправляемый тип

Таким человеком движет огромное желание заполучить что-либо, поэтому он часто ведет себя вызывающе и даже агрессивно, не обращает внимания на то, что его действия переступают общепринятые нормы и приносят окружающим неудобства. Конфликтная личность неуправляемого типа не умеет держать себя в руках: она импульсивна, что особенно проявляется в поступках, плохо предсказуема. Во всех своих неудачах такой человек будет винить других людей, упорно отрицая свою ответственность. Он не может соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами, не умеет грамотно планировать свою деятельность, последовательно двигаться к воплощению задуманного в жизнь.

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

3. Бесконфликтный тип

Да, такое тоже бывает, хоть и звучит определение слегка нелепо. Конфликтная личность бесконфликтного типа просто не имеет достаточно сильной воли для того, чтобы выражать свои чувства, поэтому предпочитает разжигать конфликт скорее своим бездействием, нежели поступками или словами. Такой человек страдает от внутренних противоречий и неустойчивости в своих оценках. К тому же он легко внушаем и в принятии своих решений опирается на мнение окружающих людей, особенно так называемых лидеров. Ни о какой последовательности в поступках бесконфликтного типа людей не может быть и речи: они слабо видят перспективу, поэтому не привыкли обременять себя мыслями о последствиях своих действий. Именно поэтому они предпочитают ориентироваться на мимолетный успех в конфликтных ситуациях, стремясь прийти к компромиссу.

4. Сверхточный тип

Такого человека легко опознать: обычно он предъявляет к себе и окружающим его людям завышенные требования, причем делая это так, что тебе кажется, будто бы он придирается. Конфликтная личность сверхточного типа обладает повышенной тревожностью, чрезмерной чувствительностью к деталям, скрупулезностью в работе. Человек склонен придавать излишнее значение любому замечанию. Он с легкостью может разорвать отношения только потому, что ему показалось, будто партнер хотел его обидеть. Он болезненно переживает не только провалы и неудачи, но и малейшие просчеты – нередко из-за такой чувствительности он лишается нормального сна и приобретает головную боль.

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

5. Ригидный тип

Стоит разъяснить: речь идет о пониженной способности менять свое поведение в динамических ситуациях. Такой человек постоянно нуждается в подтверждении собственной значимости. Он подозрителен, прямолинеен, негибок, к тому же завышенная самооценка играет с ним злую роль. Из-за нее личность ригидного типа не может своевременно реагировать на изменение обстоятельств или ситуации. Мнения других людей он принимает с огромным трудом и редко считается с чужими интересами. Он практически лишен самокритики собственных поступков, зато внимательно относится к действиям окружающих. Недоброжелательность человека будет воспринята им как личная обида, а уважение и почтение – как должное.

Источник

Текст книги «Практикум по конфликтологии»

Автор книги: Станислав Емельянов

Психология

Текущая страница: 6 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать неприятностей.

Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.

Б) Я всегда отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисса.

25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

Б) Если это сделает другого человека более счастливым, я дам ему такую возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

Для определения собственного стиля поведения в конфликте необходимо посчитать сумму ответов (один любой ответ дает один балл) по каждому стилю (столбцу) и построить график своего поведения.

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

1. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:

а) конструктивная; рациональная; деструктивная;

б) компромисс; борьба; сотрудничество;

в) рациональная; иррациональная; конформистская;

г) конструктивная; деструктивная; конформистская;

д) борьба; уступка; компромисс.

2. Кем из ученых разработана двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликте:

а) Дж Скотт и М. Дойч;

б) Р. Фишером и У. Юли;

в) К. Томасом и Р. Килменом;

г) Д. Скотт и Ч. Ликсоном;

д) Х. Корнелиус и Ш. Фэйр.

3. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели:

4. Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:

а) компромисс; критика; борьба;

б) уступка; уход; сотрудничество;

в) борьба; уход; убеждение;

г) сотрудничество; консенсус; уступка;

д) соглашение; сотрудничество; убеждение.

5. Какие поведенческие характеристики присущи конструктивной модели поведения в конфликтном взаимодействии:

а) стремится уладить конфликт; проявляет выдержку и самообладание; уходит от острых вопросов;

б) доброжелательно относится к сопернику; стремится уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне;

в) стремится к победе в конфликте; отличается выдержкой и самообладанием; непоследователен в оценках, суждениях;

г) не проявляет активности; уходит от острых вопросов; отказывается от компромисса;

д) стремится уладить конфликт; доброжелательно относится к сопернику; уходит от острых вопросов.

6. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает.

б) неуправляемый тип;

в) демонстративный тип;

д) «бесконфликтный тип».

7. Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:

а) хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование осуществляет стихийно;

б) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и другим людям; подозрителен;

в) ведет себя вызывающе, агрессивно; подозрителен; хорошо приспосабливается к различным ситуациям;

г) обладает завышенной самооценкой; подозрителен; прямолинеен и негибок;

д) отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся; обладает завышенной самооценкой; несамокритичен.

8. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

9. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «неуправляемого типа»:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

10. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «сверхточного типа»:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

Тема 6. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Именно эти технологии рассмотрены ниже.

Материал для самостоятельного изучения

Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Для уяснения конкретного содержания таких технологий важно иметь в виду, что само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения. Например, коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией, интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении, а перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. При этом важно помнить психологический закон общения, который в упрощенной форме гласит (определение взято из кн.: Психология, 1999, с. 383):

Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения. Такие правила и нормы в большом количестве представлены в отечественной и зарубежной литературе. Здесь мы приведем наиболее существенные из них.

• Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

• Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

• Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

• В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

• Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

• Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

• Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Ниже мы приводим таблицу значения некоторых жестов и поз (табл. 6.1), которые могут помочь понять поведение и состояние партнера.

Значение некоторых жестов и поз

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора – плохой «союзник» и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.

Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт (Конфликты, пути их преодоления, 1991, с. 37–47).

Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо.

Второй способ– избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.

Третий способ избавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, – это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.

Овладение названными технологиями достигается специальными занятиями и тренировками. Поэтому ниже мы остановимся на некоторых приемах управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов. Эти приемы доступны каждому человеку и не требуют специальной подготовки.

Прежде всего, следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать эмоциональной выдержкой. Ее можно сформулировать в виде первого правила.

Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера – первое правило самоконтроля эмоций.

Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В этом случае, удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т. п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда преимуществ. Во-первых, в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; во-вторых, своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»; в-третьих, вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии; в-четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу – ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

Положительный эффект дает обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Условно данную технологию назовем – рационализацией эмоцией.

Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения – второе правило самоконтроля эмоций.

Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе переговоров. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты – регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента. Данную технологию условно можно назвать поддержанием высокой самооценки.

Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения – третье правило самоконтроля эмоций.

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 32; 35.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3; 13.

1. Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?

2. Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.

3. Сформулируйте основное (существенное) противоречие процесса общения в конфликте.

4. Сформулируйте психологический закон общения.

5. Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.

6. Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?

7. Перечислите основные способы избавления от гнева по Д. Скотт.

8. Сформулируйте первое правило самоконтроля эмоций.

9. Сформулируйте второе правило самоконтроля эмоций.

10. Сформулируйте третье правило самоконтроля эмоций.

Занятие 6.1. Практическое занятие по теме «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте» (проводится методом отработки тренинговых упражнений)

Цель занятия. Развитие у студентов навыков эффективного общения и рационального поведения в конфликте, формирование у них умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия.

Порядок проведения занятия

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия методом отработки тренинговых упражнений. Они узнают о теме и цели занятия и получают указания по поводу самостоятельного изучения литературы и уяснения основных понятий.

В ходе занятия студенты получают тренинговые упражнения, которые они самостоятельно отрабатывают. Преподаватель контролирует работу студентов и оказывает им методическую помощь в овладении приемами эффективного общения и рационального поведения.

Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте

Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 – для вас не характерно такое поведение.

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

Отклонение вправо от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте

Проанализируйте свои действия по пяти позициям «мудрого поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по 5-балльной шкале по следующей матрице.

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

Отклонение влево от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «мудрого поведения» в конфликте.

Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными признаками «мудрого поведения» в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Упражнение 3. Развитие эмпатии[5] 5
Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: Перспектива, 1997. – С. 256.

1. Подумайте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?». Если вы умеете отдавать себе в этом отчет, у вас есть способность мыслить за других.

2. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях вы иногда действуете одним образом, а иногда – другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет вам понимать причины действий других.

3. Назовите (про себя) имя человека, который вам неприятен. Решите, в чем здесь причина.

4. Вспомните случай, когда в беседе ваш собеседник отстаивал, как вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?

5. Были ли случаи, когда вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?

6. Если вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать.

• Обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние.

• Научитесь слушать других людей.

• Перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли вам возразить?

• Наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот человек будет одет в следующий раз. Часто ли подтверждаются ваши прогнозы?

• Когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нити событий. Это поможет вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами.

7. Когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или трагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. Заметили ли вы разницу?

Упражнение 4. Деструктивное (разрушительное) поведение[6] 6
См.: Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: О-во «Знание», 1999. – С. 465–466.

Цель упражнения. На основе анализа собственного стиля поведения выявить «саботажников общения», используемых нами сознательно или бессознательно.

Задание. Проанализируйте свой стиль общения, если вам кажется, что вы одиноки среди людей и загнаны в угол. Заполните пустые колонки в приведенной ниже таблице. Каких «саботажников общения» используете вы для подрыва конструктивного общения с другими? К каким из них прибегают другие в отношении вас самих? Кто это делает: ваши начальники, коллеги, подчиненные?

Перечисленные в таблице фразы становятся особенно разрушительными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами.

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности сверхточного типа

Упражнение 5. Аутотренинг: «Первая помощь в острой стрессовой ситуации»[7] 7
См.: Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: О-во «Знание», 1999. – С. 468–469.

• Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении жизни).

• Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.

• Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне медленно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

• События могут развиваться двумя путями.

Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении, то напряжение можно снять следующими способами.

• Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас есть возможность пройти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.

• Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и запястья холодной водой.

• Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

• Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!

• Набрав воды в стакан (в крайнем случае, в ладони), медленно, как бы сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

• Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

Если стрессовая ситуация застигнет вас где-либо вне помещения, постарайтесь сосредоточенно выполнить следующие упражнения.

• Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

• Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

• Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

• Если есть возможность выпить воды – воспользуйтесь ею – пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

• Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом вдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. Приятное ощущение, не правда ли? Насладитесь им! (Каппони, Новак, 1994).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *