какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

Дайте ответы на вопросы полными предложениями:

4. Какое событие и почему становится самым счастливым в жизни Акакия Акакиевича?

5. Какие чувства испытал главный герой, когда лишился шинели и остался без помощи представителей власти?

6. Как характеризует внутренний мир Акакия Акакиевича то, что он мечтает всего лишь о вещи? Почему повесть называется «Шинель»?

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

4)Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник. Забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, вплоть до гадания по вечерам, но и с наполнением скудной духовной жизни Акакия Акакиевича новым содержанием, вызовом в его душе живых человеческих чувств. «Он питал­ся духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как буд­то он был не один, а какая-то приятная подру­га жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты про­изошла в герое: он стал живее и тверже хара­ктером, как человек, имеющий определенную цель жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голо­ве мелькали дерзкие и отважные мысли. Прав­да, эта дерзость не простирается дальше на­мерения положить на воротник куницу. Мо и это ироническое «снижение» темы только под­черкивает всю трудность для обезличенного общественным укладом чиновника проявить свою личность, самостоятельность).

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

1.Кто был Дубровский?(это главный герой незаконченного романа Пушкина «Дубровский». Бедным помещиком, благородным. )
2.Чем вызвано сумасшествие Дубровского? (всё совершенно не по закону, везде бесчестие и подлость)
3.Почему Дубровский расстается со своими сообщниками и уезжает за границу? ( на этот вопрос: Владимир отказался от мщения. Марья Кириловна для него безвозвратно потеряна. Место его пребывания обнаружено, стычки с солдатами стали учащаться, ранение мешало участвовать в боях. Владимир был вынужден скрыться)
4. Кого полюбил Владимир?( Машу Троекурову — дочь Кириллы Троекурова.)
5. Кем стал Владимир?(Он стал разбойником)
6. Почему Троекуров и Дубровский дружили?(Потому что их связывала служба)
7.Каким был разбойником Владимир?( Он был благородным, не грабил всех.)
8.Что решил делать Владимир после смерти отца?( Он решил поджечь Кистеневку.)
9.Как жил Владимир Дубровский в Петербурге? ( Развлекался, веселился, тратил деньги отца, играл в азартные игры.)
10.Как Маша могла дать знать Владимиру, что ей нужна его помощь?( Она должна была положить кольцо Владимира в дупло дерева.)

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

Есенин писал, что чувство Родины — основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России. По словам Сергея Александровича, без этой темы он не был бы поэтом. Произведение «О верю, верю, счастье есть. » впервые опубликовано в журнале «Рабочий мир» в 1918-ом. Автограф его утерян, точную датировку определить сложно. Литературоведами принято относить стихотворение к 1917 году. В «О верю, верю, счастье есть. » каждая строка наполнена оптимизмом, отличается позитивным взглядом лирического героя на будущее страны. Здесь использованы два любимых цвета Есенина — красный и золотой. «Златая Русь» — патриархальная православная страна, где церковки с куполами, крестьянский труд и бескрайние просторы нетронутой практически природы. Именно такой больше всего любил свою Родину Сергей Александрович. Красный молитвенник зари олицетворяет надежду и пророчит благостную весть. Пока не погасло солнце, есть шанс на возрождение России и лучшие для нее времена.

Доподлинно неизвестно, написано стихотворение «О верю, верю, счастье есть. » до прихода к власти большевиков или после. Есть ощущение, что произведение это появилось из-под пера Есенина как реакция на октябрьский переворот, ведь поначалу никаких конфликтов с коммунистами у него не было. Напротив, уже после февральских событий Сергей Александрович предстал в образе певца революции, о чем свидетельствуют в первую очередь воспоминания его современников. Далее он все активнее и активнее демонстрирует симпатию к большевикам. В послеоктябрьские дни поэт был нарасхват. Есенин часто выступал на различных вечерах, митингах, концертах. Кроме того, его активно печатали в газетах и журналах. Не исключено, что «О верю, верю, счастье есть. » — своеобразный гимн новому миру, грядущим изменениям. Интересно построение стихотворения. Оно состоит из трех пятистиший. Каждая строфа опоясывается одинаковыми строками. При помощи первых двух повторов поэт обращает внимание на наиболее важные для произведения мысли: «О верю, верю, счастье есть. » и «Звени, звени, златая Русь…».

Впоследствии отношение Есенина к происходящим в его стране переменам станет не столь восторженным. Особенно Сергея Александровича будет беспокоить судьба деревни. Кратко это можно выразить всего в двух строчках:

Источник

Тест по литературе на тему «Н.В.Гоголь «Шинель»» 8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Составитель: Гаврикова Анна Георгиевна,

учитель русского языка и литературы.

РБ «Прибайкальский район»

Тест по литературе для 8 класса

по произведению Н.В. Гоголя «Шинель».

Данный тест может быть использован на уроке литературы в 8 классе при проверке знаний текста произведения Н.В. Гоголя «Шинель». Работа рассчитана на 20 минут урока. К тесту предлагаются ответы и критерии оценивания.

Каждый верный ответ оценивается одним баллом.

Максимальное количество баллов за тест – 16 баллов.

Вариант – 2.

Тест по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

А) Башмачев; Б) Башмак; В) Башмачкин; В) Башмако.

2. Кто или что виновато в том, что Акакий Акакиевич выглядел неважно?

А) петербургский климат ; Б) петербургское общество;

В) петербургская еда; Г) петербургская действительность.

3. Какой гражданский чин был у Акакия Акакиевича?

А) титулярный советник ; Б) статский советник; В) коллежский асессор; Г) коллежский регистратор.

4. Какого имени нет среди тех, что предложили матери Башмачкина в первый раз?

А) Соссий; Б) Моккий; В) Хоздазат ; Г) Африкан.

5. Как молодые чиновники в департаменте шутили над Акакием Акакиевичем?

А) обливали водой; Б) приклеивали бумагу к спине;

В) сыпали бумажки на голову ; Г) обмазывали мелом.

6. В чем Акакий Акакиевич видел смысл жизни?

А) в чтении книг; Б) в накоплении денег; В) в переписывании бумаг; Г) в карьерном росте.

7. Какое событие становится самым счастливым в жизни Акакия Акакиевича?

А) награждение на службе; Б) получение наследства; В) женитьба; Г) пошив новой шинели.

8. Кто из героев повести «Шинель» страдает пьянством?

9. Сколько рублей должна была стоить новая шинель по расчету портного?

А) 150 рублей; Б) 125 рублей; В) 100 рублей; Г) 50 рублей.

10. Что воскликнул Башмачкин, едва не сделав ошибки в переписывании бумаги?

А) Ах!; Б) Ох!; В) Ух!; Г) Черт!.

11. Какого рода экономии не придерживался Башмачкин, копя деньги на шинель?

А) не зажигал свечи по вечерам; Б) не употреблял чай по вечерам;

В) реже отдавал белье прачке; Г) не покупал сахар в лавке.

12. На какое торжество был приглашен Акакий Акакиевич в повести «Шинель»?

А) на крестины; Б) на маскарад; В) на именины; Г) на литературный вечер.

13. Что было основой системы значительного лица, к которому обратился Акакий Акакиевич с просьбой найти преступников, отобравших шинель?

А) жесткость; Б) точность; В) вежливость; Г) строгость.

14. От какой болезни умирает Акакий Акакиевич?

А) от падучей (эпилепсии); Б) от жабы (ангины) ; В) от чахотки (туберкулеза); Г) от удара (инсульта).

15. Какой гроб должна была купить хозяйка по просьбе доктора?

А) березовый; Б) дубовый; В) сосновый; Г) осиновый.

16. Где в Санкт-Петербурге стали встречать призрак Башмачкина?

А) на Невском проспекте; Б) у Калинкина моста; В) возле Медного всадника; Г) на Фонтанке.

Тест по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

1. Как называется место, где работал главный герой повести «Шинель»?

А) канцелярия; Б) муниципалитет; В) департамент ; Г) контора.

2. Какая из перечисленных характеристик внешности Башмачкина не соответствует его описанию

А) низенького роста; Б) несколько рябоват; В) несколько рыжеват; Г) морщины на лбу.

3. В ночь на какое число родился Башмачкин?

А) на 21 августа; Б) на 22 января; В) на 23 марта ; Г) на 24 октября.

4. Акакий Акакиевич:

А) был равнодушен к работе; Б) старался работать, чтобы не выгнали;

5. Какая фраза как укор совести слышалась молодому человеку, после того как Башмачкин сказал: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»?

А) Как тебе не стыдно; Б) Я брат твой ; В) Не делай так; Г) Все люди равны.

6. Кто, согласно автору повести, в Петербурге «сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья»?

А) северный мороз; Б) голодный обморок; В) серая скука; Г) беспробудное пьянство.

7. Как чиновники называли прохудившуюся шинель Башмачкина?

А) халат; Б) цигейка; В) бурка; Г) капот.

8. Как звали портного, к которому Акакий Акакиевич отнес шинель?

А) Иван Савельич; Б) Григорий Петрович ; В) Афанасий Лукич; Г) Федор Васильевич.

9. Из меха какого животного сшит воротник на новой шинели Акакия Акакиевича?

А) из куницы; Б) из бобра; В) из кошки; Г) из кролика.

10. Сколько денег накопил Акакий Акакиевич за несколько лет?

А) более 20 рублей; Б) более 40 рублей; В) более ста рублей; Г) ничего не накопил.

11. Сколько наградных денег назначил директор департамента вместо ожидаемой суммы?

А) 60 рублей; Б) 70 рублей; В) 80 рублей; Г) 90 рублей.

12. Сколько денег взял портной за работу?

А) 10 рублей; Б) 12 рублей; В) 14 рублей; Г) 16 рублей.

13. Какое блюдо не подавали на ужине, который дал по поводу своих именин, помощник столоначальника?

А) пирог с рыбой; Б) винегрет; В) холодная телятина; Г) паштет.

А) штабс-капитан; Б) бригадир; В) полковник; Г) генерал.

15. Что прописал доктор Акакию Акакиевичу?

А) припарку ; Б) кровопускание; В) настойку; Г) пилюли.

16. Чего не было среди наследства, оставленного Башмачкиным?

А) гусиные перья; Б) писчая бумага; В) десять ассигнаций ; Г) три пары носков.

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

Номер материала: ДБ-878347

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какое событие становится самым счастливым в жизни акакия акакиевича

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Помогите! Прошу вас.
Н.В.Гоголь «Шинель». Вопросы и задания для контроля.

Вопросы на знание содержания и понимание идейной стороны повести.

Дайте ответы на вопросы полными предложениями:

Кто такой «маленький человек»? Почему Акакий Акакиевич относится к этому типу литературного героя?

Заслуживает ли Башмачкин тех обид и несчастий, которые на него обрушиваются?

Есть ли в произведении персонажи, которые сочувствуют Башмачкину?

Какое событие и почему становится самым счастливым в жизни Акакия Акакиевича?

Какие чувства испытал главный герой, когда лишился шинели и остался без помощи представителей власти?

Как характеризует внутренний мир Акакия Акакиевича то, что он мечтает всего лишь о вещи? Почему повесть называется «Шинель»?

Какие чувства вызывает у читателя главный герой?

Докажите, что Петербург предстаёт в повести как город холода и мрака, город, чуждый простому человеку, равнодушный к его судьбе.

С какой целью Н.В.Гоголь вводит в повесть фантастический финал?

Дайте связные ответы на вопросы в 4-х-5-ти предложениях.

Что необходимо для того, чтобы окружающие не обижали Акакия Акакиевича?

Есть ли у Акакия Акакиевича возможность мечтать не о вещи, а о чём-нибудь высоком?

Как изменится идейное содержание произведения, если исключить фантастический финал и закончить повесть смертью главного героя?

Вопросы на знание художественной стороны произведения.

В чём состоят особенности композиции повести Н.В.Гоголя «Шинель»?

Отметьте в тексте эпизоды-описания.

Какова их роль в произведении?

Много ли в повести диалогов?

С какой целью автор вводит их в повествование?

Прочитайте диалог Башмачкина и Петровича. Как через речь главного героя, через определения – «ремарки» передаётся его состояние?

Многое ли удаётся Башмачкину сказать «значительному лицу»? Какой «эффект» производит речь значительного лица на Акакия Акакиевича?

Почему перед диалогом автор вводит предысторию «значительного лица»?

Найдите в речи повествователя различные способы словесной игры: примеры нарочитого косноязычия, каламбуры, сочетания с возвышенной патетической декламацией. С какой целью они используются?

Источник

Изнанка шинели: о чем же на самом деле повесть Гоголя?

Приблизительное время чтения: 17 мин.

«Шинель» — одно из самых известных произведений русской литературы. Но, к сожалению, эту великую повесть чаще всего воспринимают как попытку Гоголя обличить социальное зло. Однако в ней есть гораздо более глубокий смысл. Она обращена к каждому из нас и в иносказательной форме говорит о том, как грех разрушает человеческую душу.

Что происходит?

Сюжет «Шинели» прост. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин переписывает бумаги в департаменте, с кротостью сносит насмешки коллег, довольствуется малым. Но вот у него приходит в негодность старая шинель, и он вынужден приобрести новую. Копит деньги, отказывает себе во всем — и в итоге становится счастливым обладателем новой шинели. Но счастье длится недолго — Башмачкина, возвращающегося ночью из гостей, грабят, отнимают шинель. Он пытается хлопотать перед высоким начальством, чтобы помогли вернуть шинель, получает суровую отповедь, простужается, заболевает и умирает. Но после смерти становится привидением и по ночам отнимает шинели у прохожих: мстит за свою обиду. Ограбив таким образом генерала, отказавшего ему в прошении, привидение исчезает. Вот, собственно, и все.

Как это трактовалось?

Повесть «Шинель» была опубликована в 1842 году. Критики (и в первую очередь Виссарион Белинский) восприняли ее как жесткий социальный памфлет, как голос в защиту униженных и оскорбленных. Бедного Акакия Акакиевича трактовали как жертву несправедливой социальной системы, страдающую от бюрократии и произвола. После Гоголя эту же тему (страдания мелкого чиновника от бессердечия чиновников крупных) разрабатывали многие русские писатели. Известный литературовед Дмитрий Чижевский (1894–1977) в 1938 году опубликовал работу «О повести Гоголя “Шинель”», в которой насчитал более сотни рассказов и повестей на эту тему.

Поэтому фраза, ошибочно приписываемая Достоевскому*, «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”» в определенном смысле верна: действительно, «Шинель» породила целую литературную традицию.

Такая трактовка «Шинели» перешла и в советское литературоведение, а из него, конечно, в школьный курс литературы. И хотя советской власти нет уже четверть века, в современных школах чаще всего по инерции говорят то же самое. Вот и думают семиклассники, что Акакия Акакиевича потому следует жалеть, что он — жертва несправедливой власти.

Другой подход

Не все, конечно, были согласны с такой социально-политической трактовкой. В свое время замечательный русский писатель Борис Зайцев (1881–1972) писал о таких толкованиях: дьявол «напустил тумана в глаза и навел марево на людей, казалось бы, обязанных Гоголя понять». А еще раньше, в 1847 году, известный поэт и литературный критик Аполлон Григорьев (1822–1864) писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного…»

Надо учитывать, что волновало Гоголя на момент написания «Шинели», чем он в те годы жил и дышал. А жил и дышал он православной верой. Известнейший исследователь духовного наследия писателя, протоиерей Василий Зеньковский, писал, что как раз в то время у Гоголя произошел «. духовный перелом, связанный с крушением эстетической утопии, перешедший потом в живую потребность религиозного понимания творчества и жизни». Насчет перелома, конечно, можно поспорить — другие исследователи полагают, что Гоголь всегда был глубоко верующим православным христианином, что его духовное развитие шло без резких поворотов, но вот что действительно очевидно — в 40-е годы XIX века Гоголя волновали вопросы религиозные: вопросы духовного делания, духовной борьбы. Он конспектировал святоотеческую литературу (читая ее, кстати, и на греческом), ежедневно молился (как отмечает доктор филологических наук Владимир Воропаев в своей книге «Духовная биография Гоголя», его молитвенное правило было куда обширнее, чем у большинства мирян).

И вот именно на таком фоне, в таком настроении Гоголь пишет «Шинель». Наивно было бы думать, что в повести не заложены все эти духовные вопросы. Дмитрий Чижевский вполне резонно замечает, что от «Шинели» «надо ждать попытки разрешения сложных психологических вопросов, а не простого повторения аксиом (“я брат твой”) и избитых истин (и “крестьянки, то бишь бедные чиновники, чувствовать умеют”)».

В постсоветское время на религиозную подоплеку «Шинели» обратили внимание многие ученые, специалисты по творчеству Гоголя — к примеру, С. А. Гончаров, В. А. Воропаев.

Духовная драма

Попробуем разобраться, что же в ней происходит.

Почти святой

В начале повести Гоголь рисует нам Башмачкина как человека мало сказать скромного, но совершенно смиренного, беззлобного. «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним…»

Даже само имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Здесь Гоголь, вполне вероятно, делает намек на подвижника Акакия из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, смирение в квадрате.

Герой «Шинели» — образец смирения, он абсолютно лишен тщеславия — порока, противостоящего смирению. В этом он радикально отличается от своих сослуживцев, стремящихся к почестям, выстраивающих карьеру.

Трудно не согласиться с доктором филологических наук Сергеем Гончаровым в том, что «. Акакий Акакиевич наделен чертами аскета-подвижника, “молчальника” и мученика. Убогость и “ничтожность” героя, его невзрачность предстают формами отъединенности от мира, его особой отмеченностью, знаком исключительности».

Заметим, что Гоголь, создавая перед читателем портрет Башмачкина, делает это с иронической интонацией, но на самом-то деле ирония тут не выражает авторского отношения к герою. Тут все тоньше — эта ирония иллюстрирует воспринимающее героя сознание. Гоголь как бы намекает читателю: вот так вы, люди обычные, приземленные, могли бы воспринять моего героя. Я показываю вам его вашими глазами. Таково ваше зрение.

Но вернемся к Акакию Акакиевичу. Тот не просто добросовестно исполняет свое дело, переписывание бумаг, — он исполняет его ревностно. Для него это смысл жизни, это дает ему высшую радость. «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрешнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра».

Символом чего является это переписывание? Символом служения, символом благословленного Богом труда, символом подчинения всего себя Промыслу Божиему.

Искушение святого Акакия

Тем не менее эта святость Акакия Акакиевича дала трещину. Когда у него возникла потребность в новой шинели (сама по себе вполне естественная, вовсе не греховная), то все свои душевные силы, все свои устремления он направил на эту шинель. Та оказалась для него не просто предметом одежды, а целью жизни, высшей ценностью. Вещь становится для него идолом. «Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Акакий Акакиевич кардинально меняется: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась проходить с ним жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель».

Прежний образ жизни, прежние цели для него поблекли. Мы помним, какой радостью для него было переписывание бумаг. Теперь же, в мыслях о шинели, «Один раз, переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки, так что почти вслух вскрикнул “ух!” и перекрестился». Вроде бы мелочь, но это знаковый момент, и мы еще вернемся к нему.

Пока же зададимся двумя очевидными вопросами. Во-первых, почему именно шинель? Почему именно такое искушение оказалось непосильным для Башмачкина? Во-вторых, почему он вообще оказался слаб, почему его прежняя «почти святость» не защитила его?

Грех нашего времени

Почему шинель? Вспомним, что перед нами не психологическая проза (в ее современном понимании), а притча. Повесть про Акакия Акакиевича — это не только и не столько про конкретного героя, тут надо искать иносказание. Акакий Акакиевич символизирует не просто человека как такового, но более конкретно — общество, современное Гоголю. Деньги и вещи — вот та страсть, которая была писателю особенно ненавистна. И дело не только в корыстолюбии, тут сложнее. Для человека, который предпочел внешнюю жизнь внутренней, духовной, вещь становится высшей ценностью, а значит, воспринимается уже не только «функционально», как средство решить ту или иную бытовую проблему, но как самодостаточная цель. Такой человек стремится к бытовому комфорту, стремится окружить себя удобными вещами. Но в этом своем стремлении к комфорту он реализует — неправильным, недолжным образом! — все силы своей души. Важный момент: обретя новую шинель, Акакий Акакиевич думает, что «В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо». В этом «хорошо» вся суть.

Акакий Акакиевич ранее смиренно сносил то, что другого повергло бы в отчаяние: тупик карьеры, издевательства окружающих, скудная пища, бедность, одиночество, отсутствие каких-то развлечений. Но вот искушения комфортом он не выдержал, тут его духовная броня треснула.

Почему именно тут? Потому что именно об этой болевой точке русского общества и хотел сказать Гоголь. Есть страсти извечные, присущие любым временам, — зависть, гнев, похоть, стяжательство и так далее, но бывает, что какие-то страсти особенно обостряются в ту или иную эпоху в силу господствующего в ней умонастроения. Таким умонастроением в 40-е годы XIX века стал если не массовый, то очень и очень заметный отход от Бога русских образованных людей. А свято место пусто не бывает, и потому высшей ценностью для них стало внешнее: карьера, богатство, комфорт. Повторим: сами по себе и карьера, и богатство, и комфорт не греховны, это просто условия жизни. Но грехом становится их обожествление.

Как раскололась сталь

А теперь попробуем разобраться, что же не так было со «святостью» Акакия Акакиевича, почему он сломался.

Есть в народе такое выражение: «свят, да неискусен». Это можно сказать и про Башмачкина. Его смирение, кротость — они даны ему изначально, как дар Божий, а не достигнуты сознательной работой над собой. Они — не результат следования за Христом, борьбы со своими страстями, наблюдения за своими помыслами, искреннего покаяния и, естественно, жизни в Церкви. Если душу Акакия Акакиевича и можно сравнить со сталью, то это не закаленная сталь, она хрупкая, и достаточно даже не сильного, но точного удара в нужное место, чтобы ее расколоть.

Тут, однако, можно возразить: раз уж «Шинель» — это притча, где о духовной жизни говорится иносказательно, то как же там может быть напрямую упомянуто о Боге, о вере? В правильной, классической притче ведь все это должно быть вынесено за скобки, чтобы читатель самостоятельно сделал нужные выводы.

На это можно ответить, что «Шинель» — произведение все-таки более сложное, более многогранное, чем просто притча, и в ней совмещаются как аллегория, так и психологически точное описание человеческой души. Нельзя сказать, что действие «Шинели» происходит in vitra, в стерильных, лабораторных условиях. События разворачиваются в конкретное время — 30-40-е годы XIX века в конкретном месте — Санкт-Петербурге. Соответственно, неявно предполагается, что есть и Церковь, и вера. Да почему неявно? Вернемся к эпизоду, когда, задумавшись о шинели, Акакий Акакиевич едва не допустил описки в тексте. Какова его реакция? Едва не вскрикнул «ух!» — и перекрестился. Крестится, кстати, и его квартирная хозяйка, когда в болезненном бреду Акакий Акакиевич нецензурно ругает обидевшего его генерала. Значит, какие-то бытовые проявления христианской веры, на уровне привычек, героям «Шинели» присущи. Следовательно, вполне допустимо ставить вопрос: а на более глубоком уровне?

А на более глубоком уровне Акакий Акаки­евич о Боге не вспоминает, с христианских позиций свою ситуацию не оценивает. Ему даже в голову не приходит перекреститься, когда портной Петрович убеждает его потратиться на новую шинель.

И если уж вспоминать, что Акакий Акаки­евич в «Шинели» интересен не столько сам по себе, сколько тем, что призван нечто символизировать, то заметим: символизирует он именно что отход от веры многих русских православных людей. Отход не громкий, не демонстративный, не на идейном уровне, а тихий, бытовой. Такие люди не то чтобы сомневаются в бытии Божием — они просто о Боге не задумываются, их волнуют совсем другие вещи. Красиво бумагу переписать. или новую шинель пошить.

Мысль Гоголя здесь совершенно очевидна: не думая о Боге, не сверяя свои поступки с Его заповедями, не прося Его о помощи, человек оказывается совершенно беззащитным перед грехом и перед соблазнителем.

Как действует страсть

В «Шинели» есть и соблазнитель — портной Петрович, который тоже ведь важен не сам по себе, не как «типичный представитель своей профессии», а как символ. А символизирует Петрович именно что сатану или, вернее, мелкого беса.

Знаков принадлежности портного к нечистой силе в повести Гоголя немало. «Одноглазый чорт», — называет его жена. Ей вторит рассказчик, говоря, что Петрович, бывая «в трезвом состоянии крут, несговорчив и охотник заламывать чорт знает какие цены», да и герой вспоминает, что «…за Петровичем водилась блажь заломить вдруг чорт знает какую цену…», сидит Петрович «на широком столе», подвернувши «под себя ноги свои как турецкий паша», а в руках у Петровича «круглая табакерка с портретом какого-то генерала, какого именно неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». В связи с этим Дмитрий Чижевский в своей работе «О “Шинели” Гоголя» замечает: «Чорт безлик!» И далее продолжает: «Начитанный в религиозной литературе, знаток и собиратель фольклорного материала… Гоголь, конечно, знал об этой безликости чорта в христианской и фольклорной традиции».

Кто-то, возможно, воспримет этого «чорта» просто как фигуру речи. Но художественный прием в том и заключается, что, повторяя раз за разом «фигуру речи», писатель воздействует на сознание читателя, понуждая его вспомнить исходный смысл этого затрепавшегося слова. Кроме того, для нас, современных людей, «черт» не кажется каким-то особым словом, а вот во времена Гоголя это было крепким выражением, на грани неприличия. Можно вспомнить момент из «Мертвых душ»: «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чорта.

Чорта помещица испугалась необыкновенно. “Ох, не припоминай его, Бог с ним!” —вскрикнула она, вся побледнев».

Символично и то, что олицетворяющий черта Петрович — именно портной, то есть изготовитель вещи, которая теперь становится судьбой человека.

Гоголь подробнейшим образом описывает, как Петрович обольщает Акакия Акакиевича и как поначалу тот сопротивляется: «хотел было уже, как говорится, на попятный двор, но. » — но растерялся. Не вспомнил о Боге, не помолился хотя бы мысленно, не перекрестился — и потому его сопротивление быстро было сломлено.

А когда оно было сломлено, то у героя началась новая жизнь — «как во сне». Акакий Акакиевич уже не контролирует себя. «. вместо того, чтобы пойти домой, пошел совершенно в противную сторону, сам того не замечая». Это слово здесь важно. Казалось бы, уместнее было написать «противоположную», но Гоголь хотел показать, что герой лишился своей воли и что с ним происходит именно то, о чем предупреждал апостол Павел: ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех
(Рим 7:15–17).

Чем больше мечтает Акакий Акакиевич о новой шинели, тем сильнее меняется его образ жизни. Мало того, что он теперь жестко экономит каждую копейку — но и прежнее дело перестало приносить ему радость. Раньше он брал со службы бумаги домой и переписывал — теперь перестал это делать и проводил время в праздности. Теперь после обеда он «уж ничего не писал, никаких бумаг, а так. », «сибаритствовал на постеле. ». Если раньше он ходил по улицам, ни на что не обращая внимания, то теперь засматривается на витрины.

Причем нельзя даже сказать, что у Акакия Акакиевича появились какие-то новые интересы, что ему открылись какие-то новые горизонты жизни. Нет, его любопытство — скучающее. И скука все больше и больше заполняет его жизнь.

Особенно ярко это показано в сцене, где мечта, наконец, сбылась, новая шинель куплена, и сослуживцы устраивают по этому поводу вечеринку, куда и приглашают Башмачкина. Обратим, кстати, внимание, что если раньше, до новой шинели, они его либо не замечали вообще, либо издевались, то теперь, став обладателем новой шинели, он становится им интересен. То есть как человек, как личность он для них ничто, но как обладатель некой вещи приобретает в их глазах некую значимость. Очень характерная деталь.

Но куда важнее, что Акакий Акакиевич отправляется на вечеринку вынужденно. До того, как в его жизни появилась мечта о новой шинели, он поступал так, как ему хотелось, как ему свойственно, то есть был свободен. Теперь же, с новой шинелью, он открывает для себя существование светских условностей, которым приходится подчиняться через «не хочу». Ему не хотелось идти на эту вечеринку, но отказаться было бы неприлично. Он приходит туда — и сразу же ощущает себя в этой среде лишним: «Все это: шум, говор и толпа людей, — все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица и чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно. »

Став пленником своей страсти, человек не только теряет свободу, не только оказывается вынужден вписаться в новый, чуждый ему формат жизни, но и никакой радости от этого не испытывает. Акакий Акакиевич, казалось бы, достиг, чего хотел, стал счастливым обладателем новой шинели — но очень скоро счастье его съеживается, в душе возникает пустота.

И просто огромной, зияющей дырой становится эта пустота, когда на обратном пути из гостей его грабят, отнимают шинель. Казалось бы, жизненной трагедии не произошло, его не убили, не искалечили, не пустили по миру, он «остался при своих», то есть мог бы жить, как и раньше — со старой своей драной шинелью, усердно переписывая бумаги. «Бог дал — Бог взял», мог бы он сказать себе. Но нет — потеря шинели стала для Акакия Акакиевича метафизической катастрофой. Потому что прежней своей невозмутимости, кротости и благодушия он уже лишился, прежний смысл жизни потерял, и это его ранит куда сильнее, чем петербургский холод. Его отчаянные попытки вернуть шинель, хлопоты, унижение перед «значительным лицом», а после, в горячечном бреду, бунт — это ведь попытки вернуть себе не материальную вещь, а именно что смысл жизни.

Смерть после смерти

Умирает тело, но душа умереть не может. Однако вне покаяния она вознестись к Богу неспособна, и потому призрак Акакия Акаки евича мечется в ледяном пространстве пустынного города и в злобе своей мстит всем подряд.

На первый взгляд эта месть кажется торжеством справедливости, но если вдуматься, то какая уж тут справедливость? Напротив, Гоголь достаточно ясно показал, чем обернется для человечества торжество «последних», которые стали «первыми». Бунт опустошенного человека страшен. По сути, Гоголь рисует здесь образ будущей русской революции, и мы слышим ее лозунг «Грабь награбленное!» В финале повести Гоголь показывает, как «преобразует мир» духовно опустошенный человек: «. и под видом стащенной шинели сдирая со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели». Тут уже слышатся крики героев из поэмы Блока «12»: «Эх! Эх, без креста! Тра-та-та!» Неслучайно на следующий день после завершения своей поэмы Блок записывает в дневнике: «. страшный шум во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь».

Вновь повторим: повесть Гоголя не о бедном чиновнике, уничтоженном огромной государственной машиной. Она — о духовном тупике, в который зашло общество, забывшее Христа. Жаль, что до сих пор не все это видят.

| Читайте также:

Все материалы «Фомы» о Гоголе

Подготовил Виталий Каплан

Иллюстрации Максима Корсакова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *