какое слово употребляется и в музыке и в живописи

Итоговый тест, 5 класс

Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) романс
В) опера
С) этюд
D ) балет

Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
А) «Щелкунчик»
В) «Любовь к трем апельсинам»
С) «Лебединое озеро»
D ) «Спящая красавица»

Композитор, написавший большое количество оперетт:
А) С.С. Прокофьев
В) Ф. Легар
С) В.А. Моцарт
D ) П.И. Чайковский

Автор, написавший около ста сказочных опер:
А) В.А. Моцарт
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) П.И. Чайковский
D ) И.С. Бах

Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
А) симфония
В) песня
С) балет
D ) баллада

Слово, употребляемое в музыке и живописи:
А) этюд
В) фреска
С) тембр
D ) оркестр

Жанр оперы «Борис Годунов»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D ) сатира

На какой линейке пишется нота МИ:
А) на первой
В) на второй
С) на третей
D ) на четвертой

Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Иван Сусанин»
В) «Борис Годунов»
С) «Евгений Онегин»
D ) «Дон Жуан»

Автор оперы «Садко»:
А) П.И. Чайковский
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) Г. Свиридов
D ) М.И. Глинка

Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:
А) виолончель
В) скрипка
С) контрабас
D ) гобой

Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:
А) «Пер Гюнт»
В) «Времена года»
С) «Картинки с выставки»
D ) «Петя и волк»

Балет С.С. Прокофьева:
А) «Щелкунчик»
В) «Жар-птица»
С) «Спящая красавица»
D ) «Ромео и Джульетта»

Какого номера нет в опере:
А) арии
В) дуэте
С) ансамбля
D ) па-де-де

Автор Богатырской симфонии:
А) А.П. Бородин
В) П.И. Чайковский
С) М.И. Мусоргский
D ) С.С. Прокофьев

Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) романс
В) опера
С) этюд
D ) балет

Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
А) «Щелкунчик»
В) «Любовь к трем апельсинам»
С) «Лебединое озеро»
D ) «Спящая красавица»

Композитор, написавший большое количество оперетт:
А) С.С. Прокофьев
В) Ф. Легар
С) В.А. Моцарт
D ) П.И. Чайковский

Автор, написавший около ста сказочных опер:
А) В.А. Моцарт
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) П.И. Чайковский
D ) И.С. Бах

Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
А) симфония
В) песня
С) балет
D ) баллада

Слово, употребляемое в музыке и живописи:
А) этюд
В) фреска
С) тембр
D ) оркестр

Жанр оперы «Борис Годунов»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D ) сатира

На какой линейке пишется нота МИ:
А) на первой
В) на второй
С) на третей
D ) на четвертой

Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Иван Сусанин»
В) «Борис Годунов»
С) «Евгений Онегин»
D ) «Дон Жуан»

Автор оперы «Садко»:
А) П.И. Чайковский
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) Г. Свиридов
D ) М.И. Глинка

Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:
А) виолончель
В) скрипка
С) контрабас
D ) гобой

Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:
А) «Пер Гюнт»
В) «Времена года»
С) «Картинки с выставки»
D ) «Петя и волк»

Балет С.С. Прокофьева:
А) «Щелкунчик»
В) «Жар-птица»
С) «Спящая красавица»
D ) «Ромео и Джульетта»

Какого номера нет в опере:
А) арии
В) дуэте
С) ансамбля
D ) па-де-де

Автор Богатырской симфонии:
А) А.П. Бородин
В) П.И. Чайковский
С) М.И. Мусоргский
D ) С.С. Прокофьев

Источник

Конспект урока музыки » Музыкальная живопись и живописная музыка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка». 5класс

Цель урока: развитие музыкального, образно – ассоциативного мышления учащихся через выявление общности и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы.

Вид урока: традиционный, изучение нового материала.

Тип урока. Эмоциональная драматургия.

Форма урока : беседа.

Развивающие : развивать музыкальный слух, зрительную и слуховую память, внимание, образное мышление, звуковысотное восприятие, монологическую речь, чувство ритма, вокально- хоровые навыки.

Воспитательная: воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и жизни, воспитание музыкального и художественного вкуса, формирование оценочных суждений.

Методы обучения: показ слайдов, прослушивание аудиозаписей, ритмические движения

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).

Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, компакт – диск, пианино, ноты к музыкальному произведению

Музыкальный материал: романс « Островок» С. Рахманинова и « Вешние воды».

1. Организационный момент. Вход учащихся под музыку Г. Струве « Музыка»

Учитель : Дорогие ребята я очень рада вас видеть и по традиции давайте мы с вами поздороваемся с помощью музыки как воспитанные и культурные люди, которые это делают при встрече друг с другом.

2. Музыкальное приветствие « Прозвенел звонок, начался урок»

— Я вижу, что настроение у вас хорошее, вы готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки.

3. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы познакомились с вами с новым музыкальным жанром который называется кантата.

4. Введение в тему. С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Учитель : Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?

Учитель: Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Учитель : Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

И поэтому мы с вами заглянем в мастерскую русского художника В. Борисова-– Мусатова.

5. Работа с учебником.

6. Слайдовый показ полотен художника.

Уч.: Какой жанр изобразительного искусства узнаёте в этих картинах?

Уч: Что означает понятие пейзаж в изобразительном искусстве.

Дети: Изображение природы

Уч. : Действительно, в ней всё близкое, родное, приятное глазу; неброская, но щемящая душу красота.

Задержать внимание учащихся на картине «Весенний этюд»

Уч.: Как на ваш взгляд, картина безмолвна?

Дети: Нет, в ней звучат голоса природы: мы слышим плеск воды, просто здесь всё тихо, приглушенно, как бы в полголоса.

Дети: С мелодией как-то поэтичнее. Мелодия-это всегда музыка. В этой картине чувствуется задушевная мелодия. Она звучит тихо, задумчиво, нежно.

Уч: Благодаря каким выразительным свойствам художник передал линии, краски, композицию полотна, ощущения ритма, темпа?

Д.: Протяжные, широкие линии горизонтали картины.

Уч.: Эти линии в переносе на музыкальный язык могут иметь какой характер?

Д.: Напевный, песенный.

Уч.: Какие краски и какое движение вы видите в картине, и какой ритм будет соответствовать музыкальному звучанию.

Д.: Спокойные краски картины, размеренность, замершее и неторопливое движение. В музыке спокойное движение и спокойный ритм.

Уч.: Каково настроение картины, каков «голос» картины?

Д.: Настроение светлое, с оттенком задумчивой печали, «голос» картины негромок.

Уч.: Где сосредотачивается взгляд в картине?

Д.: На протекающую речку

Уч.: Композиционно картина построена так, что, несмотря на широкие, растекающиеся линии полотна, взгляд зрителя сосредотачивается в центре. Розовато-золотистые отблески играют в облаках и на верхушках деревьев; река и берег уже поглощены пеленой сумерек. Цветовая гамма картины благородна, тепла, лирична.

Уч.: Интересно, получается, поговорим о пейзаже, а произносим слова «мелодия», « душа», «родина». Какая же мелодия Вам слышится?

Д.: песня лирическая протяжная.

Уч.: Чем хотел поделиться с нами художник? Каков его замысел? Небо, лес, река,

У.: Чем наполнена картина? О чем она говорит?

Д.: О родной земле, о своей любви к ней. Мусатов выражает душу свою. Ближе, роднее и красивее на свете ничего нет!

Уч.: Действительно, в этом пейзаже запечатлена душа художника, его страстное желание, чтобы мы, зрители, увидели мир его глазами, полюбили этот мир так же как он. Пейзаж одухотворенный, идущий от сердца, называется лирическим.

(У детей преобладает название описательного характера: “Вечер у реки”,

Уч.: Попробуйте услышать название картины в ее ”звучании”. Найдите главную музыкально-звучащую деталь.

Уч.: Как вы думаете может ли этот для художника стать импульсом к написанию картины?

Ученики соглашаются, мотивируя это тем, что настроение песни и картины располагает к раздумью, воспоминаниям, светлой грусти.

Уч.: В каких интонациях музыкальных выразительных средствах и песни, и картины можно найти параллели, родственное созвучие? Каков характер голосоведения в романсе?

«Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.»

В романсе на слова Константина Бальмонта «Островок» изображена милая пейзажная лирика. Небольшой морской островок вдохновил поэта на короткое стихотворение.

В романсе заметно восходящее пофразовое движение к кульминационной вершине, которое словно повторяется в ступенях горизонталей картины: берег-река-лес-светлая полоса неба. Мажорный, светлый колорит картины вызывает ощущение мягкости. В умиротворении и покое тревожат душу оттенки

Романс на слова Константина Бальмонта «Островок». Милая пейзажная лирика. Небольшой морской островок вдохновил поэта на короткое стихотворение.

В романсе заметно восходящее пофразовое движение к кульминационной вершине, которое словно повторяется в ступенях горизонталей картины: берег-река-лес-светлая полоса неба. Мажорный, светлый колорит картины вызывает ощущение мягкости. В умиротворении и покое тревожат душу оттенки

4 СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.

5. Анализирование после прослушивания.

· Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)

· Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)

· Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)

· Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?

· Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?

· Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами художника?

· Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт

Учитель: Я предлагаю вам сейчас немного отдохнуть и выполнить музыкальную зарядку.

Постановка голоса. Исполнение муз. упражнений для голоса на развитие чувства ритма, звуковысотного восприятия и вокально- хоровых навыков.

Прослушивание песни « Живёт повсюду красота» Ю. Антонова.

Разучивание песни по фразам. Пропевание полностью 2 куплета

Исполнение песни под музыкальное сопровождение.

Обобщение : Мы пришли к выводу, что музыку, как и звук, можно передать цветом.

И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером своего дела, а С. Рахманинова называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы.

Мы увидели и услышали с вами, что одним из стыкующих звеньев музыки и изобразительного искусства становится жанр – пейзаж. Музыка и живопись помогают друг другу открывать «тайный смысл» в познании законов связи и различий искусств, почувствовать единство средств выразительности.

Подведение итогов : Попрошу вас оценить самим свою работу на уроке выбрав нужный смайлик

Сегодня на уроке очень хорошо и активно работали : __________________________

Уч : Спасибо за урок, давайте с вами стоя попрощаемся по музыку. «прозвенел звонок, кончился урок…»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Какое слово употребляется и в музыке и в живописи

Образы живописи в музыке

В чём заключается особое звучание эха?

Рассмотри картину русского художника Саврасова Алексея Кондратьевича (1830-1897) «Вид в швейцарских Альпах»

какое слово употребляется и в музыке и в живописи

Картина написана в 1862 г. Эта картина изображает разломы горных скал, снежные вершины далеких гор, ущелье. На этой картине художник рисует место, где в весеннее время бегут ручьи. Здесь сходятся подножья двух скал. В ущелье нашли себе место не только камни, тут растут кусты и деревья. Разлом уводит взгляд зрителя в перспективу, где видим уходящую ввысь скалистую вершину горы, вершина которой покрыта снегом.

1.Какие приёмы передают ощущение пространства в картине Алексея Саврасова и к акой приём передаёт ощущение музыкального пространства в хоре О.Лассо «Эхо»?

какое слово употребляется и в музыке и в живописи

домики, полевые цветы, лесные дали. Всё это изображено по-разному. Так, стог сена на преднем плане «звучит» как будто громче, рельефнее. «Громкость » выражается не только в приближённости стога, но и в его размерах. Фон (домики, цветы,лес) изображён более отдалённо. Иногда это лишь неясные очертания, постепенно исчезающие на горизонте.

Сочетание на картине приближённых и отдалённых предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план) произведения.

Эти пространственные понятия играют большую роль не только в изобразительном искусстве, они важны также и для музыкальных произведений.

В музыке рельеф и фон могут выражать себя в сочетании солирующего голоса и инструментального сопровождения.

Послушай фрагмент из 2-ой части уже известного тебе Первого концерта фортепианного концерта П.Чайковского. Слушать ЗДЕСЬ.Чайковский концерт для ф-но с оркестром 2 часть

Партию солирующего голоса в начале этой части исполняет флейта, которая звучит на фоне лёгкого оркестрового сопровождения. Нежная мелодия начальной темы, звучащей на переднем плане и проходящей затем у других инструментов, определяет характер этой музыки. А роль оркестра от начала до конца остаётся фоновой.

В чём заключается «рельеф и фон» звучания во 2-ой части Первого концерта фортепианного концерта П.Чайковского.

3. Контраст как основной приём развития в музыке и живописи

Рассмотрим один из примеров контраста в живописи.

какое слово употребляется и в музыке и в живописи

Контраст и в музыке играет большую роль. Он может выражаться в сопоставлении противоположных характеров, быстрого и медленного темпов, громкого и тихого звучания, высоких и низких регистров. Развитие музыки происходит благодаря контрасту. Вспомни произведения, изученные на наших уроках. В каждом произведении можно найти смены настроения, темпа или громкости, лада или мелодии.

Неравенство образов выражается и в том, что богатый оказывается сильнее. Его музыкальная тема поглощает тему бедного и завершает пьесу не просто уверенно, а победоносно. Эта сценка производит столь зримое впечатление, что становится понятной яркая выразительность музыкального контраста.

Источник

Урок музыки в 5-м классе «Живописная музыка и музыкальная живопись»

Разделы: Музыка

Ход урока

Тему урока вы сегодня узнаете не со всем обычным способом. Для того чтобы узнать слово вам необходимо набрать указанный номер.
Перед вами часть темы, которая вам должна быть понятна – живописная музыка.

А что значит живописная музыка? (примеры с прошлого урока)

Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины.

Итак, тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка».

— Как вы думаете, что такое музыкальная живопись?

Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.

(если дети затрудняются ответить на эти вопросы, то можно предложить найти ответ в конце урока).

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, рисующими образ. А вот какой вы определите после прослушивания небольшого текста.

«Могучее. Велико, беспредельно. Безмерно. Целое небо обнимает тебя, а ты, полно величия, дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет конца твоей мощи… Ночью смотрит на тебя полмира, далёкие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд…»

Эти строки принадлежат литовскому композитору и художнику Микалоюсу Чюрлёнису.

Размышляя о творчестве М.Чюрлёниса мы будем использовать следующие термины: триптих, цветовая гамма, звуковая палитра, соната.

М.Чюрленис прожил короткую жизнь, 35 лет. В своем творчестве он стремился воплотить идею синтеза искусств. Живописные полотна Чюрлениса относятся к направлению Символизм. Это направление в искусстве начала 20 века, для которого характерны недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Что такое символ?

Это знак, который содержит скрытый смысл. Примеры символов: весы – символ правосудия, крест – символ христианства, змея и чаша – медицина. Мы сегодня встретимся с его картинам, в которых он хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки. Многие свои картины он строил по законам музыкальной гармонии. Так он их и назвал соната, фуга… Посмотрите картины Чюрлёниса. Что вы видите? Пред вами Триптих М.Чюрлёниса «Соната моря». Давайте попробуем раскрыть духовное содержание этих картин.

1. Здесь мы видим побережье с высоты птичьего полёта. Видна мелкая сеть волн, берег, дальние холмы. Плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на фоне. Закройте глаза – и представьте себя совсем маленьким, величиной с ваши ладошки. Посадите себя – маленького на ладонь. А теперь поднесите себя крошку к первой картине и войдите в неё. Вдохните запах солёной воды, потрогайте волны, послушайте их лёгкий звон. Как вы себя чувствуете в этой картине? Могли бы вы зайти вглубь этой спокойной воды? Но пока остановимся и выйдем на сушу…

2. Вторая – глазами человека, который зашёл по колено в воду. Здесь тишина. Светлая печаль, воспоминания о чём то прекрасном, но ушедшем, потонувшем в глубине морских вод. Печаль эта светится двумя огоньками. А теперь посмотрим вниз, на затонувший город. Рука с корабликом…Рука поддерживает, оберегает, вселяет доверие и покой. Осторожно выплывем, покинем картину…

3. Третья картина для самых смелых. Да, это море, но оно не плещется, а обрушивает силу волны которая может уничтожить эти четыре пляшущих кораблика. А может быть они спасутся и на новой такой же волне вновь продолжат свой веселый танец…Не входите слишком глубоко. Встаньте перед огромными волнами, послушайте штормовой гул, ощутите холодные брызги… А теперь вернитесь.

Немного отойдём назад – и ещё раз вглядимся.

— Что же хотел сказать художник в своем триптихе «Соната моря»? Каково её духовное содержание? (О жизни человека, о трудностях, с которыми сталкивается человек).

Художник поднимает важный вопрос: как спастись в этой жизни, которую символизирует море? Художник задает вопрос: а не поглотит ли меня пучина жизни? Это наглядно видно в финале картины: Инициалы Чюрлениса среди морских волн.

Вас, наверное, удивляет, почему море нарисовано жёлтым? На этот вопрос литовцы вам ответили бы так: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

(можно показать янтарь)

Может быть, к ответу на наш вопрос приблизит музыка Чюрлениса, его симфоническая поэма «Море». Композитор описывает море очень поэтично.

Чюрлёнис всю жизнь любил море. С темой моря связаны не только его полотна, но и музыка.

— Сейчас мы её послушаем. Ваша задача расположить эти картины по порядку так, чтобы они подходили к характеру музыки.

— Объясните, почему вы разложили рисунки в таком порядке.

Вот один из примеров живописности симфонической поэмы «Море» и поэтичности живописных полотен «Сонаты моря».

Ребята, есть ли среди вас, мечтающих стать моряком? А вот люди, живущие на море, всегда мечтают стать моряками. И даже девочки. Хотя говорят, что женщинам на корабле не место. О такой мечте одной из героинь рассказывается в фильме «Свистать всех наверх».

— Посмотрите фрагмент и послушайте песню «Ты слышишь, море».

— Разучивание припева, исполнение под фонограмму.

Учитель: Море может быть тихим, безмятежным, спокойным. А может грозным и бушующем. (Показ слайдов с картинами моря)

какое слово употребляется и в музыке и в живописи

Разные состояния моря нашли своё звуковое выражение и в музыкальных произведениях. И сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать море с помощью цветных карандашей таким, каким вы его услышите.

СЛ: Н. Римский-Корсаков «Океан море синее» вступление к опере «Садко».

Задание группам.

Выберите художника (+ помощника), которые будут рисовать: настроение моря, цвет, волнение, масштаб.

А остальные участники команды должны выразить музыкальную картину моря подходящими словами, чтобы описать его настроение. Художники используют цветовую гамму и линию волнения моря.

Остальные – музыкальную палитру и словарь музыкальных эмоций.

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Окиан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. темная, серо-синеватая окраска.

— Объясните, почему вы нарисовали море таким. Какие слова подобрали слушатели?

Посмотрите на картины и подберите одно из них, подходящее к музыки.

А почему вы не выбрали картина Николая Дубовского «Морской пейзаж»? Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лёгкий ветерок уже играет парусами, надувает их и заставляет скользить по морской глади. Кричат чайки, носятся над безбрежной водяной гладью. Море шумит, накатываясь на берег. Художник постарался передать нам своё настроение, использовал не звуки, а краски

Перед вами картина И. Айвазовского «Среди волн». Я предлагаю окунуться в его морские воды и отправимся в загадочную подводную стихию. А поможет в этом.

Андрей Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А.Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

Наша встреча с морем подошла к концу.

И чтобы привести всё в порядок я предлагаю сыграть в игру «Найди своего автора». (проводится игра)

Так что же такое музыкальная живопись?

какое слово употребляется и в музыке и в живописи

Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.

Д/З. Получилась у нас встреча с МОРЕМ? А что бы узнать какое впечатление оно оставила я предлагаю нарисовать дома в тетради свою картину моря. А чтобы настроить вас на творчество я хочу закончить урок стихотворением «Я рисую море».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *