какое слово образовано бессуффиксальным способом
Нулевой суффикс, как его найти в слове? Примеры
Слово может быть образовано с помощью нулевого суффикса — морфемы, материально не выраженной буквами или звуками. Как определить, что слово образовано бессуффиксальным способом с помощью этой морфемы — «невидимки»?
Бессуффиксальный способ образования слов
Этот способ является очень продуктивным в образовании отглагольных существительных:
Суть бессуффиксального способа состоит в том, что от глагола отсекаются собственные суффиксы и рождается новое слово, причем принадлежащее к другой части речи.
Как может быть образовано новое слово без производящей морфемы? А она есть, но является материально не выраженной, то есть морфемой — «невидимкой». Это значит, что в словообразовании принял участие нулевой суффикс аналогично такому же образованию новых лексем, но с материально выраженным суффиксом в виде букв.
Нулевой суффикс. Примеры
Бессуффиксальный способ словообразования используется в образовании слов разных частей речи. Понаблюдаем, как нулевой суффикс образует существительные, прилагательные, числительные, наречия.
Образование существительных от глаголов
Аналогично образованы от однокоренных глаголов существительные мужского рода:
Укажем ряд существительных общего рода, образованных от глаголов:
Все производные имена существительные имеют значение результата действия, обозначенного производящим глаголом.
Образование существительных от прилагательных
С помощью нулевого суффикса образуются существительные женского рода от однокоренных прилагательных, например:
Бессуффиксальный способ образования прилагательных
Рассмотрим на примерах, как нулевой суффикс участвует в образовании единичных прилагательных:
Нулевой суффикс и порядковые числительные
В этих словах корни одинаковые, у порядкового числительного окончание -ой/-ый, но окончание не является словопроизводящей морфемой. А новое слово родилось. Значит, в этом процессе участвовал нулевой суффикс.
С его помощью образованы многие порядковые числительные:
Образование наречий
Наречия также могут иметь в своем составе нулевой суффикс, с помощью которого и приставки они были образованы от разных частей речи.
Понаблюдаем:
Нулевой суффикс и сложные слова
Аналогично способом сложения с суффиксацией, в данном случае нулевой, образованы сложные слова:
Сделаем вывод, что, как правило, в морфемном составе слов мужского рода, образованных с помощью нулевого суффикса, две морфемы-«невидимки» — нулевой суффикс и нулевое окончание. К примеру, в слове «прилет» вместо видимых двух морфем мы должны вычленить четыре:
О бессуфиксном способе словообразования в рамках подготовки к ЕГЭ
Теме “Словообразование” в школьной программе выделяется определенное количество учебных часов, но большую часть времени обычно используют на изучение состава слова. Это необходимо и оправданно, т.к. орфографические ошибки в основном допускаются учащимися в правописании гласных и согласных в корнях, суффиксах и приставках, поэтому ребята должны научиться легко и быстро определять значимые части слова и применять соответствующие правила. А вот словообразовательному анализу уделяется гораздо меньше времени.
С введением же ЕГЭ возникла необходимость научить детей определять и способы образования слов, ибо это задание стало традиционным в части В.
И если учащиеся в основном легко усваивают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы словообразования, то бессуффиксный обычно вызывает затруднения.
Попробуем разобраться в специфике и особенностях бессуфиксного способа словообразования.
Бессуффиксный способ менее распространен, чем другие морфологические способы образования. С его помощью образуются только существительные. Он характеризуется тем, что новое слово образуется без добавления суффиксов, приставок (т.е. аффиксов). Производящая основа, т.е. основа, от которой образовалось данное слово, превращается в новое слово, в одних случаях – с обязательным смягчением конечного согласного, например: мазать – мазь, копать – копь, копи, резать – резь, белый – бель, тихий – тишь и иногда с изменением ударения: переписать – перепись, зелёный – зелень, глухой – глушь; в других – без смягчения конечного согласного: бегать – бег, загибать – загиб, обменять – обмен; в третьих – с помощью окончания –а: управа, замена, нажива.
Бессуффиксным способом образуются существительные мужского рода II склонения (бег), женского рода III склонения (глушь, мазь), 1 склонения (нажива).
Менее других изучены существительные женского рода типа чернь, мазь, тишь, хотя именно они наиболее интересны в стилистическом отношении. Современные писатели и поэты часто ими пользуются вследствие их краткости, выразительности, эмоциональной насыщенности. К тому же, эти существительные легче других спутать с такими, как соль, пыль, печаль, которые являются корневыми, а не безаффиксными.
Безаффиксные существительные III склонения образуются от основ глаголов и прилагательных, редко – от основ существительных, например: дрожать – дрожь, копать – копь, лгать – ложь, прясть – прядь.
Некоторые существительные в настоящее время соотносятся с прилагательными, в составе которых есть суффикс (гладкий – гладь, мелкий – мель, темный – темь, высокий – высь, ранний – рань и т.д.), но этот суффикс в образовании существительных не участвует, т.к. исторически существительные гладь, темь, высь, рань образовались от исчезнувших однокоренных прилагательных без суффикса.
По образованию к отглагольным безаффиксным существительным примыкают сложные слова: опорная основа их – глагольная; конечный согласный её смягчается, например: живопись, летопись, клинопись.
Остается предположить второе. Доказательствами будут, во-первых, довольно большое количество слов, образованных тем же способом – от основы глагола смягчением конечного согласного: запись, перепись, окись, сыпь, мазь, копь. Во-вторых, значение этих существительных, в том числе и слова завязь, связано со значением глаголов, как действие и его результат или продукт. Завязь – плод растения на начальных этапах его развития, т. е., если несколько огрубить, это “то, что завязалось”, где глагол завязалось выступает в значении образовалось. Отношения глагольной основы и ос новы существительного доказывают, что производящей является именно глагольная основа, а не наоборот.
Глагольная основа является господствующей, мотивирующей значение производной, т. е. основы существительного. Основа существительного при этом способ образования – зависимая, ее значение мотивировано производящей. Так, мазь – “то, чем мажут”, заваль – “то, что завалялось”, запись – “то, что записано” и т. д.
Те же отношения у существительных с породившими их прилагательными. Основа прилагательного является господствующей, мотивирующей значение существительного. Например: нечисть – “все нечистое”, глушь –“глухое место”, удаль –“свойство удалого” и т. д. Вывести значения глаголов и прилагательных из значения безаффиксных существительных невозможно; отношения производящей и производной основ необратимы.
Таким образом, можно отличить безаффиксные существительные от корневых. Соответствующие глаголы и прилагательные образуются от этих существительных. Так, в современном русском языке слово пыль корневое, основа его непроизводна. Значение глагола пылить или прилагательного пыльный не мотивируют значения существительного пыль, а наоборот: основа существительное является мотивирующей значение и глагола и прилагательного: пылить –“поднимать пыль”, пыльный –“содержащий пыль”. Обратное объяснение невозможно, следовательно, производящей основой является основа существительного, производными – основа глагола и прилагательного. Объяснение значения существительного печаль через значение глагола и прилагательного невозможно, следовательно, основа существительного печаль является производящей.
По значению эти существительные довольно разнообразны. Одни из них имеют отвлеченное значение: называют отвлеченное состояние человека или природы, например: оторопь, одурь, охрипь, рань, шаль, лень, удаль, оттепель, опредмеченный признак, например: высь, ширь, глубь, темь, сырь, синь, желть; опредмеченное действие и его результат или продукт, например: резь, мазь, ложь, дрожь, запись, связь, исповедь, летопись, машинопись. Другие имеют собирательное значение, например: россыпь, розвязь, заваль, прель, нечисть (все нечистое), ветошь, зелень (овощи), дичь (дикие птицы). Третьи – конкретно-предметное значение: являются названием места: топь, вязь (трясина), паль, падь; названием вещества: накипь, перекись, окись, пригарь; конкретных предметов: привязь, постель, насыпь, занавесь, упряжь.
Некоторые существительные дают качественную оценку человека и его поступков или явлений: бездарь, бестолочь, нехристь, мразь, погань, заумь, дурь, небыль и т. д.
Что такое бессуфиксный способ образования слов: примеры
Наличие тех или иных слов в русском языке неразрывно связано со словообразованием. Процесс словесного формирования зависит от конкретного способа. Среди множества вариантов присутствует бессуффиксный способ словообразования. Представляется целесообразным рассмотреть сущность метода и примеры его использования.
Сущность
Один из вопросов, задаваемых учителем в рамках темы словообразования, заключается в том, какие слова могут быть образованы бессуффиксным способом. Перед составлением перечня примеров следует рассмотреть, что такое бессуфиксный способ словообразования.
Бессуффиксный способ предполагает отбрасывание в составе слова суффиксной части и окончания. Это является характерной чертой метода.
Следует отметить, что формирование слов бессуффиксным способом не определяет его отдельное выделение в качестве самостоятельного метода словообразования. Несмотря на такую неоднозначность, знание способа является обязательным при прохождении тестовых и экзаменационных заданий. Для понимания того, как образуются слова бессуффиксным методом, требуется изучение основ словообразовательного разбора.
Обратите внимание! В литературе бессуфиксный способ встречается под названием метода нулевого суффикса.
Понятие нулевого суффикса предполагает отсутствие суффиксальной части как в речевом, так и письменном варианте. Пропуск подобного рода играет существенную роль для появления новых слов или словесных форм. В системе обозначений для нулевого суффикса применяется значок Ø.
При изучении нулевого суффикса необходимо рассмотреть примеры, какие слова образованы нулевым формообразующим, а какие – нулевым словообразовательным суффиксом.
Это интересно! Как пишутся приставки в русском языке: таблица и правила
Формообразующий вид
Под формообразующим понимается суффикс, присутствующий исключительно у глаголов. Основная задача суффиксной части – образование глагольных форм слова.
Примеров слов, которые образованы бессуффиксным формообразующим способом:
Формообразующий вид
Словообразовательный вид
Слова, образованные бессуффиксным методом с применением словообразовательного нулевого суффикса, соответствуют таким условиям, как:
Это интересно! Что такое причастный оборот: примеры
Словообразовательный вид рекомендуется рассмотреть на примере существительного «глушь».
Способ образования слова происходит следующим образом:
Словообразовательный вид и части речи
Словообразовательный нулевой суффикс присущ для таких частей речи, как:
Вопрос образования слов с участием словообразовательного нулевого суффикса связан с разбором существительных.
Бессуффиксный способ образования существительных
Для существительного исходной формой является:
Прилагательное связано с бессуффиксным способом следующим образом:
Это интересно! Что такое служебные части речи: подробная таблица
Относительно такой части речи, как числительное, нулевой суффикс применяется в редких случаях. Для характеристики числительных, образованных бессуффиксным способом, приводятся следующие примеры: четвертый четыре, пятый пять, шестой шесть, седьмой семь и т.д.
Общая черта для образования таких слов – формирование порядкового числительного от количественного.
Характеристика наречий с нулевым суффиксом:
Полезное видео: способы словообразования
Вывод
Образование слов путем отсечения суффикса раскрывает сущность бессуфиксного способа. Различие частей речи в качестве исходного варианта определяет множественность возникающих слов с использованием нулевого суффиксного метода.
Подготовка к ЕГЭ. Бессуффиксный способ образования слов (презентация)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ БЕССУФФИКСНЫЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ (НУЛЕВОЙ СУФФИКС)
Под нулевой суффиксацией понимается «показательное отсутствие формального знака при наличии чёткой соотнесенности с производящей основой в системе родственных суффиксальных образований». Нулевые суффиксы по-прежнему являются достаточно продуктивным словообразовательным средством. Нулевые суффиксы образуют существительные с различными словообразовательными значениями, наиболее продуктивными из которых являются:
–Значение отвлечённого действия: разбегаться→разбег, призывать→призыв, заменять→замена, отплатить→отплата; – значение отвлечённого признака: тихий→тишь, сухой→сушь; – значение лица по отношению к действию (общий род): придираться→придира, прислуживать→прислуга; – значение лица женского пола: супруг → супруга, кум → кума; – значение «место действия», «место как результат действия», «место по характерному признаку»: размывать→размыв, выходить→выход, гладкий→гладь.
– Значение «лицо по интересам, склонностям, особенностям характера и т.п.»: телепатия→телепат; – значение «специалист в какой-либо области»: материаловедение→материаловед, физиология→физиолог; – значение носителя признака (одуш. и неодуш.): интеллектуальный→интеллектуал, мемориальный→мемориал, нахальный→нахал; – значение производителя действия (простые) и (сложные): сторожить→сторож, цветы + любить→цветолюб, вода +метать→водомёт.
– Значение многократного, длительного действия, состояния : провожать→проводы, уговаривать→уговоры; – значение обобщённого понятия, характеризующегося качеством, названным производящей основой : добрый→добро, злой→зло, тёплый→тепло; – значение собирательного носителя признака: знатный→знать, рваный→рвань; – значение результата действия (положительного и отрицательного): надписывать→надпись, недобрать→недобор, недосыпать→недосып.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом. Купала — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Купала — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, водили хороводы, пели песни.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Из явлений природы, важных и ощутительных для человека, были повороты солнца, разделяющие год на две равные части. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится в ночь на 7 июля.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Из явлений природы, важных и ощутительных для человека, были повороты солнца, разделяющие год на две равные части. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится в ночь на 7 июля.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В глубь веков уходит предание о том, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник. Ничто не могло поколебать веру в его чудодейственную силу. Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу
ПРОВЕРЬ СЕБЯ По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В глубь веков уходит предание о том, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник. Ничто не могло поколебать веру в его чудодейственную силу.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом Рассказам о волшебных свойствах цветка нет счёта. Цветок якобы способен открывать любые замки, железные запоры и двери, поможет обнаружить зарытые в землю клады.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Рассказам о волшебных свойствах цветка нет счёта. Цветок способен открывать любые замки, железные запоры и двери, поможет обнаружить зарытые в землю клады.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом Легенда гласит: тот, кто найдёт цветок папоротника и сумеет пробиться к нему сквозь тысячи соблазнов до восхода солнца, перед рассветом, найдёт своё счастье. Но, увы, мечта остаётся мечтой, и никто ещё не нашёл в ночной тиши волшебного цветка.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Легенда гласит: тот, кто найдёт цветок папоротника и сумеет пробиться к нему сквозь тысячи соблазнов до восхода солнца, перед рассветом, найдёт своё счастье. Но, увы, мечта остаётся мечтой, и никто ещё не нашёл в ночной тиши волшебного цветка.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом. Купальские обряды состоят из сбора трав и цветов, плетения венков, украшения зеленью построек, разжигания костров, уничтожения чучела, перепрыгивания через костер или через букеты зелени, обливания водой, гадания. Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Купальские обряды состоят из сбора трав и цветов, плетения венков, украшения зеленью построек, разжигания костров, уничтожения чучела, перепрыгивания через костер или через букеты зелени, обливания водой, гадания.
Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом. Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг огня пели песни, здесь звучали сказы старины, былины и небылицы. Через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. Молодёжь и дети устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки.
ПОВТОРИМ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака) нередко используется бессуффиксный способ, когда основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень). Такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака) нередко используется бессуффиксный способ, когда основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень). Такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного.
Номер материала: ДБ-544334
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какие слова образованы бессуффиксальным способом?
Словообразование. Русский язык для нас
Какие слова образованы бессуффиксальным способом? ⇐ Словообразование
Модератор: Селена
Сообщение misha) » 19 окт 2010, 23:19
1. Ширь.
2. Новь.
3. Неправда.
4. Ловля.
Мне кажется, что все слова кроме неправда.
Сообщение Саид » 20 окт 2010, 00:21
Сообщение misha) » 20 окт 2010, 20:03
Сообщение ИИИ » 20 окт 2010, 20:28
Сообщение Саид » 20 окт 2010, 21:48
Но Тихонов и тут суффикс не выделяет (а в праведн/ик и в правиль/н/ый у него основы ещё богаче!).
Сообщение misha) » 20 окт 2010, 22:03
Сообщение Анча » 21 окт 2010, 20:44
Сообщение arlendo » 29 апр 2012, 22:21
Сообщение самый главный енот » 30 апр 2012, 01:11
Сообщение CopperKettle » 28 апр 2013, 09:07
Нашел на лицей.нет в задачнике пример прилагательного, которое, как пишут в ответах, образовано методом «нулевой суффиксации»:
Сообщение slava1947 » 28 апр 2013, 09:59
С помощью нулевого словообразующего суффикса образуются слова разных частей речи:
1) со значением абстрактного действия, образованные от глаголов.
2) со значением абстрактного признака, образованные от прилагательных.
3) со значением предмета или лица, имеющего отношение к действию (производящего его, являющегося его результатом и др.), образованные от глагола. или двух производящих основ — основы существительного и основы глагола.
Есть и другие случаи нулевой словообразующей суффиксации, но они менее распространены.
В комплексе 1 способ образования подобных слов называется бессуффиксным.
Добавлено спустя 14 минут 56 секунд:
Таким же способом, по-моему, образованы и порядковые числительные (от количественных числительных): пятый, шестой, восьмой.
Сообщение CopperKettle » 28 апр 2013, 13:13
Смущает, что в разных онлайн-пояснениях из разряда «как писать ЕГЭ» говорится только о существительных, образованных таким способом.
Почему тогда «приставочный», а не «приставочно-бессуффиксный»?
Мне очень не нравится название «бессуффиксный», потому что как раз это звучит так, будто суффиса нет или он был или его убрали. Тогда бывает и бесприставочный.
Сообщение slava1947 » 28 апр 2013, 21:22
Почему тогда «приставочный», а не «приставочно-бессуффиксный»?
Из его словаря («Словообразовательный словарь русского языка», М., 1990):
Префиксально-суффиксальным называет этот способ Земская Е.А. («Современный русский язык. Словообразование», М., 2012):