какое слово не может употребляться как существительное

какое слово не может употребляться как существительное

Ответы 3

какое слово не может употребляться как существительное

какое слово не может употребляться как существительное

какое слово не может употребляться как существительное

какое слово не может употребляться как существительное

какое слово не может употребляться как существительное

какое слово не может употребляться как существительное

2 скл.: Алексей, санаторий, тюль.

3 скл.: печень, фальшь, молодёжь, фасоль.

Разносклоняемые: темя, дитя, бремя.

Несклоняемые: портмоне, Тбилиси, маэстро, жалюзи.

Склоняемые как прилагательные: гостиная, кладовая, учащийся, прихожая.

Имеющие только форму множественного числа: кавычки, санки.

2. Подписан указ (И.), ждали поезд (В.), сидел на стуле (П.), не нашли грибов (Р.), рисовал карандашами (Т.);

В этом такси (П.), куплен журнал (И.), купили журнал (В.), говорили о погоде (П.), смотрю в окно (В.);

Идти по улице (Д.), сбросить в реку (В.), находиться в здании (П.), рассказать о встрече (П.).

4. 2 (домишко, домище); 3,5

5. Ничего не подчёркнуто, буду угадывать:

10) двусоставное неполное;

12) двусоставное неполное;

14) двусоставное неполное;

15) двусоставное неполное;

III. 1. В октябре ветер срывает последние листья с деревьев и лужи по утрам покрываются тонким ледком.

2. Её оглушило холодом, но она, вынырнув, глотнула воздуха и, налегая плечом на воду, поплыла к берегу.

3. Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

4. Перед глазами ширилась родная степь, и он видел её и всю целиком, и каждую былинку в отдельности.

5. Ветерок из леса веет и грибной сыростью, и сухим запахом сосновой смолы.

6. Он внимательно слушал Трубачевского, бормоча про себя какие- то слова, и, когда тот останавливался, всякий раз нетерпеливо махал рукой.

7. Смешное и трагическое смешаны в жизни и в самой нашей природе очень глубоко.

8. Ёжик ещё больше съёжился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.

9. Под звуки встаёт и близким кажется и ясным.

10. Я встреч не жду, и оттого светлей и чище вздох окраинных полей.

11. Мне в ноги жёстко ткнулся колючий шар перекати- поля, и я живо нагнулся, чтобы поднять его, но не успел: ветер мгновенно подхватил пушистый комок и погнал по степи.

Источник

Контрольная работа по теме «Имя существительное», 6 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольная работа по теме «Имя существительное», 6 класс.

Какое существительное стоит в форме родительного падежа?

Какое существительное относится к 3-му склонению?

В каком утверждении допущена неточность?

4. Какое из данных существительных может относиться и к лицу женского, и к лицу мужского пола?

5. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные имена существительные и выделите в них корень.

6. Какое существительное образовано с помощью суффикса –чик?

7. В каком существительном в суффиксе пишется буква и

8. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные существительные, в которых содержится орфограмма «Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных»

1) луг- ___________________________________________________________

2) стог- ___________________________________________________________

9. Какое слово не может употребляться как существительное?

10. Какое существительное не имеет формы множественного числа?

11. Какое существительное относится к женскому роду?

12. В каком примере не с существительным пишется раздельно?

1) ожидать с (не)терпением

2) (не)интерес, а любопытство

3) (не)брежность в одежде

4) (не)вероятность событий

13. Какое существительное в именительном падеже множественного числа имеет окончание –ы?

14. В каком случае слово орел заключается в кавычки?

15. В какой строчке во всех словах пропущена буква е?

1) кружоч..к, тем..чко, колес..ко

2) им..на, н..дотепа, солнц..м

3) паромщ..ка, строит..лем, нет..провол

4) д..ван, тер..мок, медв..жонок

Прочитайте текст. Выполните задания, приведенные после него. Ответы на 16-18 вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.

Я водитель самосвала, который может за один раз увезти целую гору угля или руды. (2) А начинал я свою огненную профессию с трактора. (3) На нём я землю пахал. (4) Потом пересел на комбайн и стал хлеба убирать. (5) Когда пошёл в армию, водил танки, боевую и броневую машину пехоты, которую называют БМП. (6) В каждом из двигателей моих машин огонёк трудился на славу! (7) Такие точно огненные, только огромные двигатели стоят на тепловозах, теплоходах.

16. Укажите номера предложений, в которых используются сложные имена существительные.

17. Выпишите сложносокращенное слово и укажите его род.

18. Выпишите фразы, которые содержат слова, употребленные в переносных значениях.

Ответы и критерии оценивания заданий.

негодование; 2) ненависть;

3) нелепость; 4) немощь

Лужок; 2) сторожок; 3) крючок; 4) галчонок

не интерес, а любопытство

2) имена, недотёпа, солнцем

Таблица перевода первичных баллов в пятибалльную систему оценок

Количество набранных баллов

Контрольная работа по теме «Имя существительное», 6 класс.

1. Какое существительное стоит в форме родительного падежа?

2. Какое существительное относится к 3-му склонению?

3. В каком утверждении допущена неточность?

2) Существительное кожа, баржа, галоша в форме родительного падежа множественного числа пишутся без буквы ь на конце.

3) Существительные среднего рода на – мя являются разносклоняемыми, так как в отдельных падежах имеют окончания существительных 3-го склонения.

4. Какое из данных существительных может относиться и к лицу женского, и к лицу мужского пола?

5. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные имена существительные и выделите в них корень.

6.Какое существительное образовано с помощью суффикса – чик?

8. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные существительные, в которых содержится орфограмма «Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных».

9. Какое слово не может употребляться как существительное?

10. Какое существительное не имеет формы множественного числа?

11. Какое существительное относится к женскому роду?

12. В каком примере не с существительным пишется раздельно?

1) прозвали (не)доучкой

3) (не)сбыточность мечты

14. В каком случае выделенные слова не заключаются в кавычки?

1) конфеты Птичье молоко

1) питомц..м, оконц..м, панц..рь

2) в..тамин, впад..на, заповедн..ка

3) к..фир, ш..нель, мушк..тер

4) м..дицина, м..дальон, ровесн..ка

Прочитайте текст. Выполните задания, приведенные после него. Ответы на 16-18 вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) На стульях и в креслах лежали шляпы и разные другие предметы одежды. (2) И вообще шляпы были везде. (3) Они свисали с полок, висели на гвоздях, громоздились на шкафах, пирамидой вздымались на старом пузатом комоде. (4) Высокие шелковые цилиндры, треуголки суворовских времен, соломенные канотье, мексиканские сомбреро, тирольские шляпчонки с фазаньими перьями, мушкетёрские шляпы можно было увидеть в этой странной комнате. (5) Здесь же живописно валялись пестрые кашне и воздушные женские шарфики, боа из перьев, а из открытого шкафа высовывалась необычная одежда, которая напоминала театральные костюмы. ( По В. Крапивину )

17. Выпишите слово, в котором содержится орфограмма «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»

18. Укажите номер предложения, в котором есть разносклоняемое существительное.

Ответы и критерии оценивания заданий.

1)неряшливость; 2) неистовство;

3) недоумение; 4) недогадливость

1)верблюжонок; 2) борщок; 3) порожек; 4) троячок

2) витамин, впадина, заповедника

Канотье, сомбреро, кашне, боа

Таблица перевода первичных баллов в пятибалльную систему оценок

Количество набранных баллов

какое слово не может употребляться как существительное

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое слово не может употребляться как существительное

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какое слово не может употребляться как существительное

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какое слово не может употребляться как существительное

Номер материала: ДБ-1496846

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое слово не может употребляться как существительное

какое слово не может употребляться как существительное

В Ульяновской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

какое слово не может употребляться как существительное

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какое слово не может употребляться как существительное

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

какое слово не может употребляться как существительное

Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания

Время чтения: 1 минута

какое слово не может употребляться как существительное

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое слово не может употребляться как существительное

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное

1-й вариант

1. Какое существительное стоит в форме родительного падежа?

2. Какое существительное относится к 3-му склонению?

3. В каком утверждении допущена неточность?

1) Существительные степь, тушь, морковь в формах дательного и предложного падежей имеют окончание -и.

2) Существительные варенье, соленье, селение в форме предложного падежа имеют окончание -е.

3) Существительное цапля имеет форму родительного падежа множественного числа цапель.

4) Существительное путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеет окончание -и.

4. Какое из данных существительных может относиться и к лицу женского, и к лицу мужского пола?

5. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные имена существительные и выделите в них корень.

Ответ: 1) негодование; 2) ненависть; 3) нелепость; 4) немощь

6. Какое существительное образовано с помощью суффикса -чик?

7. В каком существительном в суффиксе пишется буква и?

8. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные существительные, в которых содержится орфограмма «Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных».

Ответ: 1) лужок; 2) стожок; 3) крючок; 4) галчонок

9. Какое слово не может употребляться как существительное?

10. Какое существительное не имеет формы множественного числа?

11. Какое существительное относится к женскому роду?

12. В каком примере не с существительным пишется раздельно?

1) ожидать с (не)терпением

2) (не)интерес, а любопытство

3) (не)брежность в одежде

4) (не)вероятность событий

13. Какое существительное в именительном падеже множественного числа имеет окончание -ы?

14. В каком случае слово орёл заключается в кавычки?

15. В какой строчке во всех словах пропущена буква е?

1) кружоч..к, тем..чко, колёс..ко

2) им..на, н..дотёпа, солнц..м

3) паромщ..ка, строителем, нефт..провод

4) д..ван, тер..мок, медв..жонок

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 16 — 18-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Я водитель самосвала, который может за один раз увезти целую гору угля или руды. (2) А начинал я свою огненную профессию с трактора. (3) На нём я землю пахал. (4) Потом пересел на комбайн и стал хлеба убирать. (5) Когда пошёл в армию, водил танки, боевую и броневую машину пехоты, которую называют БМП. (6) В каждом из двигателей моих машин огонёк трудился на славу! (7) Такие точно огненные, только огромные двигатели стоят на тепловозах, теплоходах.

16. Укажите номера предложений, в которых используются сложные имена существительные.

17. Выпишите сложносокращённое слово и укажите его род.

18. Выпишите фразы, которые содержат слова, употреблённые в переносных значениях.

2-й вариант

1. Какое существительное стоит в форме родительного падежа?

2. Какое существительное относится к 3-му склонению?

3. В каком утверждении допущена неточность?

1) Существительные капель, картофель, свиристель в формах дательного и предложного падежей имеют окончание -и.

2) Существительные кожа, баржа, галоша в форме родительного падежа множественного числа пишутся без буквы ь на конце.

3) Существительные среднего рода на -мя являются разносклоняемыми, так как в отдельных падежах имеют окончания существительных 3-го склонения.

4. Какое из данных существительных может относиться и к лицу женского, и к лицу мужского пола?

5. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные имена существительные и выделите в них корень.

Ответ: 1) неряшливость; 2) неистовство; 3) недоумение; 4) недогадливость

6. Какое существительное образовано с помощью суффикса -чик?

7. В каком существительном в суффиксе пишется буква и?

8. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные существительные, в которых содержится орфограмма «Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных».

Ответ: 1) верблюжонок; 2) борщок; 3) порожек; 4) троячок

9. Какое слово не может употребляться как существительное?

10. Какое существительное не имеет формы множественного числа?

11. Какое существительное относится к женскому роду?

12. В каком примере не с существительным пишется раздельно?

1) прозвали (не)доучкой

3) (не)сбыточность мечты

13. Какое существительное в именительном падеже множественного числа имеет окончание -ы?

14. В каком случае выделенные слова не заключаются в кавычки?

1) конфеты Птичье молоко

15. В какой строчке во всех словах пропущена буква и?

1) питомц..м, оконц..м, панц..рь

2) в..тамин, впад..на, заповеди..ка

3) к..фир, ш..нель, мушк..тёр

4) м..дицина, м..дальон, ровесн..ка

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 16 — 18-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) На стульях и в креслах лежали шляпы и разные другие предметы одежды. (2) И вообще шляпы были везде. (3) Они свисали с полок, висели на гвоздях, громоздились на шкафах, пирамидой вздымались на старом пузатом комоде. (4) Высокие шёлковые цилиндры, треуголки суворовских времён, соломенные канотье, мексиканские сомбреро, тирольские шляпчонки с фазаньими перьями, мушкетёрские шляпы можно было увидеть в этой странной комнате. (5) Здесь же живописно валялись пёстрые кашне и воздушные женские шарфики, боа из перьев, а из открытого шкафа высовывалась необычная одежда, которая напоминала театральные костюмы. (По В. Крапивину.)

16. Выпишите несклоняемые имена существительные.

Ответ: канотье, сомбреро, кашне, боа

17. Выпишите слово, в котором содержится орфограмма «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных».

18. Укажите номер предложения, в котором есть разносклоняемое существительное.

3-й вариант

1. Какое существительное стоит в форме родительного падежа?

1) в свежих огурцах

2) сладкого варенья

4) с остроконечной крышей

2. Какое существительное относится к 3-му склонению?

3. В каком утверждении допущена неточность?

1) Существительные платье, устье, кушанье в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ев.

2) Существительные бал, стог в форме предложного падежа единственного числа имеют варианты окончания: и -у.

3) Существительные пародия, мелодия, шалунья, лгунья в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ий.

4) Несклоняемые существительные кашне, пюре, кимоно относятся к среднему роду.

4. Какое из данных существительных не может относиться и к лицу женского, и к лицу мужского пола?

5. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные имена существительные и выделите в них корень.

Ответ: 1) неловкость; 2) нелюдимость; 3) неизвестность; 4) неизбежность

6. Какое существительное образовано с помощью суффикса -чик?

7. В каком существительном в суффиксе пишется буква и?

4) писать карандаш..ком

8. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные существительные, в которых содержится орфограмма «Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных».

Ответ: 1) пятачок; 2) петушок; 3) горошек; 4) шажок

9. Какое слово не может употребляться как существительное?

10. Какое существительное не имеет формы множественного числа?

11. Какое существительное относится к женскому роду?

12. В каком примере не с существительным пишется раздельно?

1) (не)покорность дикого зверя

2) (не)поладки механизма

3) (Не)правдой не проживёшь.

4) (Не)место красит человека, а человек место.

14. В каком случае выделенные слова не заключаются в кавычки?

1) сюжет повести Дубровский

3) конфеты Раковые шейки

15. В какой строчке во всех словах пропущена буква е?

1) вин..грет, гал..рея, верм..шель

2) огароч..к, островоч..к, билет..ком

3) мат..рью, в..трина, пал..сад ник

4) к..росин, ап..льсин, кин..скоп

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 17-й и 18-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.

(3) Первый на свете выстрел прогремел почти тысячу лет тому назад из пушки, которую арабы называли модфа. (4) Это железная труба на подставке. (5) Стреляли из модфы небольшими ядрышками величиной с орех.

16. Какое слово пропущено в 11-м предложении?

17. Выпишите фразеологизм и объясните его.

Ответ: попасть впросак

18. Укажите номера предложений, в которых есть собственные имена существительные.

Источник

Морфология

Морфология. Части речи и образцы их морфологического разбора

Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Самостоятельные части речи

ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Сказанное можно представить в виде следующей таблицы:

В комплексе 3 выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

1. Самостоятельные части речи:

2. Служебные части речи:

При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трем основаниям (обобщенное значение, морфология, синтаксис), например: существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщенный» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, — местоимение и числительное.

В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто), прилагательными (этот, какой), числительными (сколько, несколько).

В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счете. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три и третий различны.

Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи — категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счет включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).

Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи — это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.

В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Разряды существительных по значению

В пределах слов разных частей речи принято выделять разряды по значению — группы слов, объединенных их лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.

У существительных выделяют две группы разрядов по значению:

1) собственность / нарицательность;

2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.

Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).

Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования — неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).

Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы — вещи (стол), лица (Марина), которые можно воспринять зрением и осязанием.

Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).

Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок).

Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).

Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного. Так, форму обоих чисел имеют нарицательные конкретные существительные (дом — дома). Слова остальных групп чаще имеют форму только одного из чисел (преимущественно только единственного), например:

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

Все морфологические признаки характеризуются тем, что они имеют типизированное формальное выражение — выражаются формообразующими морфемами (окончаниями или формообразующими суффиксами — см. морфемику). Морфологические признаки слов могут выражаться

1) внутрисловно — формообразующими морфемами самого слова (стол- — стол-ы),

2) внесловно — формообразующими морфемами согласуемых слов (нов-ое пальтонов-ые пальто),

Оба этих средства выражения могут быть представлены вместе. В этом случае одно грамматическое значение выражается в предложении несколько раз — и внутрисловно, и внесловно (нов-ый стол- — нов-ые стол-ы).

Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

В русском языке представлены существительные с колебанием по одушевленности: у них В. п. может совпадать как с И. п., так и с Р. п., например, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать персонаж-и / персонаж-ей, существ-о / существ-;

У существительных женского и среднего рода, имеющих формы только единственного числа, одушевленность формально не выражена (молодежь, студенчество), формально они не охарактеризованы по одушевленности.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в В. п. различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы.

Внесловное выражение одушевленности существительных более универсально, чем внутрисловное: оно выражает одушевленность даже в случае неизменяемости существительного: (вижу) красив-ых мадам, но красив-ые пальто.

Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными — неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:

Одушевленность, как уже было сказано, постоянный признак существительного. При этом необходимо иметь в виду, что разные значения одного слова могут быть различно оформлены по одушевленности, например: вижу гени-я (человека) — ценю гений- (ум).

Род как морфологический признак существительного

Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

Основное выражение морфологического рода внесловное — окончания согласуемых с существительным прилагательных, причастий в позиции определения и слов с непостоянным признаком рода в позиции сказуемого, в первую очередь глагола в прошедшем времени или условном наклонении, а также краткого прилагательного или причастия.

К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:

мужскойнов-ый ученик приехал-
женскийнов-ая ученица приехал-а
среднийбольш-ое окно раскрыт-о

тво-я невежа пришл-а.

Такие существительные относят к общему роду.

Есть в русском языке существительные, обозначающие название лица по профессии, которые при обозначении лица мужского пола выступают как слова мужского рода, т. е. присоединяют согласованные слова с окончаниями мужского рода; когда же они обозначают лицо женского пола, определение употребляется в мужском роде, а сказуемое употребляется в женском роде (преимущественно в разговорной речи):

нов-ый врач пришел- (мужчина),

нов-ый врач пришл-а (женщина).

Эти слова — «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.

В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе — мужской / средний род, шампунь — мужской / женский род.

Существительные только множественного числа (сливки, ножницы) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы — стол-ы).

Таким образом, основное выражение рода — внесловное. Внутрисловно род последовательно выражается только у существительных — субстантивированных прилагательных и причастий: часовой, мороженое, столовая: в формах единственного числа у этих слов представлены окончания, однозначно указывающие на их родовую принадлежность. Для существительных II склонения мужского рода и III склонения женского рода специфической является вся система их окончаний, что же касается окончаний отдельных падежных форм, то они могут быть не показательны, ср. стол- — ночь-.

Для всех неодушевленных существительных (а таких существительных в языке около 80%) род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью.

Среди одушевленных существительных — названий лиц или животных род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама — папа, сын — дочь, корова — бык. Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Так, в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода (дитя, животное), у существительных — названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил), среди слов — названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой).

Определенную сложность представляет определение рода сложносокращенных слов (аббревиатур) и несклоняемых существительных. Для них установлены следующие правила.

Родовая характеристика аббревиатур зависит от того, к какому типу относится данное сложносокращенное слово.

Род аббревиатур, образованных сложением начальных частей (завхоз), начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство ® торгпредство), определяется родовой принадлежностью главного в исходном словосочетании слова: хорош-ая оргработа, российск-ое торгпредство, нов-ый сбербанк.

Род аббревиатур, состоящих из начальных звуков (ГУМ) или букв (МГУ), а также аббревиатур смешанного типа, у которых начальная часть первого слова соединена с первыми буквами или звуками остальных слов (главк), определяется неоднозначно. Первоначально они также приобретают род главного в исходном словосочетании слова, например, Братск-ая ГЭС. Однако в процессе употребления первоначальную родовую характеристику последовательно сохраняют только аббревиатуры из первых букв исходного словосочетания. Аббревиатуры же, состоящие из первых звуков, ведут себя по-разному. Некоторые из них приобретают родовую характеристику в соответствии с внешним видом слова. Так, слова БАМ, вуз, МИД, НЭП, загс и некоторые другие стали словами мужского рода и приобрели возможность склоняться по II склонению, как существительные типа дом. У других заканчивающихся на согласный аббревиатур со стержневым словом среднего и женского рода возможно колебание: они могут иметь родовую характеристику в соответствии с родом главного слова и при этом не склоняться (в наш-ей ЖЭК) или, склоняясь, употребляться как слова мужского рода (в наш-ем ЖЭКе). Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный звук, не склоняются и преимущественно относятся к среднему роду (наш-е РОНО — районный отдел народного образования).

Несклоняемые имена существительные, попадая в русский язык или образуясь в нем, должны приобрести родовую характеристику, которая будет проявляться только при выборе согласованных с существительным прилагательных, причастий и глаголов.

Существуют следующие закономерности выбора такими существительными родовой характеристики: род зависит либо от значения слова, либо от рода другого русского слова, которое рассматривается как синоним или как родовое наименование для данного неизменяемого слова. Для разных групп существительных ведущими являются разные критерии.

Если существительное обозначает предмет, то оно обычно приобретает характеристику среднего рода: пальто, кашне, метро. Однако женского рода авеню (так как улица), кольраби (так как это капуста), кофе — с колебанием — мужской / средний, мужской род — пенальти, евро.

Если существительное обозначает животное, то оно обычно относится к мужскому роду: шимпанзе, какаду. Исключения: иваси, цеце — женский род (так как селедка, муха).

Если существительное обозначает лицо, то его род зависит от пола этого лица: слова месье, кутюрье мужского рода, так как обозначают мужчин; слова мадам, мадемуазель женского рода, поскольку обозначают женщин, а слова визави, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин.

Если существительное обозначает географический объект, то его род определяется родом русского слова, которое обозначает тип объекта: Тбилиси мужского рода, так как это город (слово мужского рода), Миссисипи женского рода, так как это река, Лесото среднего рода, так как это государство. Все сказанное относится только к словам несклоняемым, поэтому Москва — существительное не мужского рода, а женского рода, хотя это и город, так как оно изменяемое.

Число как морфологический признак существительного

Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам. Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа, т. е. число для них — постоянный признак.

Число — морфологический признак, связанный с указанием на количество объектов.

С точки зрения обозначения количества объектов в русском языке представлены существительные счетные (обозначаемые ими реалии можно посчитать штуками) и несчетные.

Счетные существительные, как правило, имеют формы обоих чисел: форма единственного числа у них обозначает один предмет (стол), а форма множественного — множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа (столы — множество предметов, каждый из которых стол).

Среди счетных существительных представлены:

1) конкретные существительные, обозначающие дискретные предметы:

а) «нормальные» существительные с формами обоих чисел (стол),

б) существительные типа сани, у которых как по отношению к одному предмету, так и по отношению к множеству предметов употребляется форма множественного числа (одни сани — множество саней);

2) абстрактные существительные (в меньшей своей части): мысль — мысли, звук — звуки;

3) собирательные существительные типа армия: у них форма множественного числа обозначает противопоставленные единицы (ср.: реформа армии — на операцию брошено пять армий).

Счетные существительные обозначают, как уже сказано, реалии, которые можно посчитать штуками. Однако есть существительные, которые обозначают реалии, существующие или только в количестве один, или только в количестве два и более:

1) слова, обозначающие уникальные, единичные реалии (Москва, Луна в значении спутника Земли) имеют преимущественно форму единственного числа; надо иметь при этом в виду, что среди собственных есть слова типа Сокольники, у которых форма множественного числа не имеет значения множества предметов и обозначает один объект;

2) слова, обозначающие реалии, включающие несколько объектов, каждый их которых имеет свое название: только мн. число имеет слово супруги в значении супружеская пара (супруг + супруга, а не супруг + супруг или супруга + супруга).

Счетным противопоставлены несчетные существительные, обозначающие реалии, лишенные идеи счета. Несчетные существительные не сочетаются с количественными числительными. Это вещественные существительные, большинство абстрактных и большинство собирательных существительных. Эти слова имеют формы только единственного или только множественного числа, однако ни то, ни другое числовое оформление не несет смысловой нагрузки, связанной с идеей количества:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *