Федеральная антимонопольная служба российской федерации чем занимается
Федеральная антимонопольная служба: чем занимается, полномочия, руководство
Деятельность этой организации важна как для потребителей, так и для участников бизнес-отношений. Речь идет о Федеральной антимонопольной службе. В статье мы разберем, что это за учреждение, чем оно занимается, каковы его главные функции и полномочия, какова структура данной организации.
Что это?
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
ФАС является единственным надзорным общегосударственным федеральным органом, сотрудники которого не обязаны носить утвержденную форменную одежду.
Общая информация
Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:
Основные задачи
Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:
Главные направления деятельности
Исходя из этой цели определены главные направления работы:
Основополагающие законодательные акты
Теперь вы в курсе, чем занимается антимонопольная служба в нашей стране. Рассмотрим законодательные акты, которые служат для нее опорой:
Структура ФАС
Структура организации такова:
Полномочия учреждения
Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:
Кто может обратиться?
Как рассматриваются дела?
Рассмотрение дела происходит следующим образом:
Как решения, так и предписания органа ФАС в РФ возможно обжаловать в суде.
Громкие дела
Рассмотрим самые громкие дела, где ФАС смогла добиться восстановление справедливости:
В РФ действует служба, призванная защищать здоровую конкуренцию в экономической среде. Это ФАС, с чьей структурой, задачами, деятельностью мы ознакомились.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС): описание, история, функции
Рынок – это весьма устойчивая и самодостаточная система, которая легко подстраивается под новые условия и успешно справляется с кризисами. Однако есть у него и ахиллесова пята – монополии.
Конкуренция – одно из важнейших условий для нормального функционирования рыночной экономики. Монополии наносят огромный вред государству. В 2011 году группа известных ученых подсчитала, что из-за недостаточной конкуренции Россия ежегодно теряет около 1,3 трлн рублей. Не меньшие издержки от картелей несут и обычные потребители.
На Западе давно поняли, насколько опасны монополии, и прикладывают немало усилий для нейтрализации этого негативного явления. В нашей стране главным борцом против недобросовестной конкуренции является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Эффективность отечественной политики в данной сфере – тема ожесточенных дискуссий, которые продолжаются уже не один год. Ведь она может не только обеспечивать честную конкуренцию на рынке, но и служить инструментом в рыночных войнах, порождая коррупцию и нарушая права собственности. Российские борцы с монополиями возбуждают дел больше, чем все их зарубежные коллеги вместе взятые. Причем от их действий чаще всего страдает средний и мелкий бизнес.
Что же это за организация ФАС РФ? Какие она имеет полномочия, и чем занимается ФАС? За что чаще всего критикуют российскую антимонопольную службу?
Что такое ФАС
Федеральная антимонопольная служба – это орган центральной исполнительной власти, который занимается улучшением правовых норм антимонопольного законодательства, а также осуществляет контроль его соблюдения.
Главная функция ФАС РФ – защита конкуренции на различных рынках, товарных и финансовых, в сфере рекламы и государственных закупок. Ведомство ведет контроль естественных монополий и санкционирует продажу предприятий, которые имеют стратегическое значения для безопасности страны и ее обороноспособности.
Антимонопольная служба находится в непосредственном подчинении Правительства РФ. Нынешний руководитель ФАС Игорь Артемьев находится на своем посту с 2004 года. Центральный офис ведомства находится в Москве, по адресу: ул. Садовая-Кудринская, дом 11. Официальный сайт организации: fas.gov.ru.
В структуру ФАС России входит центральный аппарат и региональные представительства ведомства. Их общее количество составляет 84 единицы. В 2014 году в московском аппарате службы работало 1189 сотрудников, а в его территориальных отделениях – 2315 человек. В составе ведомства есть управление по защите государственной тайны, промышленности, социальной сферы и торговли, топливно-энергетического комплекса, контрольно-финансовое. Также имеется секретариат и отдел по связям с общественностью.
ФАС – исключительно российское ведомство, у него нет представительств в других странах, зато оно учится работать по международным стандартам. В 2012 году антимонопольная служба получила сертификат ISO 9001:2008. В 2018 году ФАС прошел еще один аудит, получив документ новейшего стандарта ISO 9001:2015.
Для чего вообще нужно бороться с монополиями
Что плохого в монополиях? Для чего необходимо создавать структуры, подобные ФАС? Может лучше оставить все как есть и пускай рынок сам разбирается с препятствиями для конкуренции?
Сомнения о необходимости специальной антимонопольной службы высказывались еще в начале 90-х годов – вскоре после ее создания. Однако быстро выяснилось, что российская экономика, возникшая на обломках милитаризированного советского хозяйства, не способна обеспечить нормальную конкуренцию. Кроме того, возникла потребность защиты внутреннего производителя от недобросовестной монопольной политики иностранных компаний.
Конкуренция дает ощутимые бонусы любой экономике. Серьезные выигрыши получает от нее и конечный потребитель. Монополисту нет никакого резона повышать качество своей продукции или услуг и снижать цены – у него и так все купят. Он фактически диктует свою волю остальным участникам рынка, завышая, а иногда и занижая цены.
Ситуация кардинально меняется, если один и тот же товар предлагают сразу несколько производителей. Тогда у покупателя появляется возможность выбирать наилучшее предложение по наименьшей цене, и уже продавцы вынуждены подстраиваться под него. Необходимость уменьшать цену заставляет производителей резать издержки, что стимулирует инновации и улучшает кадровую политику. Несомненным плюсом конкуренции является более справедливое распределение доходов – больше денег получают более эффективные компании.
Однако не все так просто: компании-конкуренты могут легко договориться о совместной политике сбыта. Это называется картельный сговор и именно с ним и борется ФАС России.
Есть еще одна сторона этого вопроса. Ежегодно в нашей стране тратится несколько триллионов рублей на государственные закупки. Международная практика показывает, что на тендерах участники повышают цену предложений примерно процентов на двадцать. В масштабах страны – это огромные деньги. Если антимонопольная служба сумеет хотя бы на треть уменьшить злоупотребления, то многократно окупит свой бюджет.
Монопольное положение крайне выгодно любому хозяйствующему субъекту, поэтому компании идут на самые изощренные ухищрения, чтобы доминировать на рынке. Поэтому антимонопольная политика насаждается «сверху». Обнаружить картельный сговор, а тем более доказать его, неимоверно сложно. По этой причине антимонопольные службы всего мира имеют право заниматься оперативно-розыскной деятельностью.
Монополии могут быть естественными и государственными. К первой группе относятся поставщики коммунальных услуг (вода, газ) и железные дороги. Они, как правило, возникают в силу технологических особенностей производства товаров или оказания услуг. Государственные монополии создаются законодательной волей власти. Ее примером может быть валютная монополия в СССР и алкогольная – в царской России или странах Скандинавии.
Любопытно, что в нашей стране самыми злостными нарушителями антимонопольного законодательства являются чиновники, на втором месте идут естественные монополии и только затем частный бизнес.
Задачи, цели и функции ведомства
Чтобы лучше понять, что такое ФАС, необходимо посмотреть на задачи, поставленные перед этим ведомством. Стратегическая цель антимонопольной службы – обеспечение свободной конкуренции на всем пространстве страны. Исходя из нее, главными направлениями деятельности ФАС являются:
Юридической основой для деятельности ФАС является целый ряд законодательных актов, решений и постановлений правительства. Служба выполняет следующие функции:
Антимонопольная служба наделена широкими полномочиями. Центральный аппарат ведомства имеет право принимать нормативные акты в пределах своей компетентности. ФАС может контролировать соблюдение антимонопольного законодательства коммерческими организациями, государственными структурами и физическими лицами, проводить исследования рынков с целью определения возможного монопольного положения его субъектов. Со службой должны согласовывать сделки по продаже акций и имущества в случаях, предусмотренных законодательством. ФАС ведет реестр не слишком добросовестных поставщиков услуг и товаров на государственных тендерах. Также в полномочия ведомства входит согласование сделок, касающихся стратегических предприятий.
Региональные управления ФАС и его центральный аппарат наделены правом возбуждать дела о нарушении законодательства. Основанием для этого могут быть заявления граждан, обращения правоохранительных органов, информация СМИ или собственная инициатива.
Решения по таким делам выносит специальная комиссия, состоящая из нескольких сотрудников ФАС. Если рассматривается случай злоупотребления на финансовом рынке, то к его нему обязательно привлекают представителей Центробанка РФ. В ходе расследования заслушивается позиция обеих сторон, изучаются доказательства, после чего происходит голосование комиссии. Нередко для вынесения решения необходимо проведение экспертиз или сбор доказательств – в таком случае рассмотрение затягивается. Любой вердикт или предписание ФАС можно обжаловать в суде.
История антимонопольной службы
История отечественного антимонопольного ведомства началась еще в советский период – в далеком 1990 году. Тогда был образован Госкомитет по антимонопольной политике – предшественник нынешней службы. Численность его штата составляла 150 человек.
В 1992 году количество сотрудников было увеличено, полномочия ведомства – расширены. Руководителем комитета стал Леонид Бочин. В 1997 году ведомство было переименовано, его главой назначили Наталью Фонареву. В 1998 году комитет и еще несколько федеральных структур были упразднены, и на их месте возникло Министерство антимонопольной политики. В его центральном аппарате работало более 1100 сотрудников, в региональных представительствах – более 2300.
В 2004 году министерство было ликвидировано, а на его месте создана антимонопольная служба. Ее руководителем назначили Игоря Артемьева, который занимает эту должность и сегодня.
За что критикуют российских борцов с монополиями
Российскую антимонопольную службу чаще всего критикуют за чрезмерное вмешательство в экономику страны. ФАС является мировым «чемпионом» по количеству открытых дел против предпринимателей. Например, в 2015 году в США было открыто 25 антимонопольных дел, в Германии – 14, во Франции – 30, в Британии – 1. За этот период российские борцы за свободную конкуренцию сумели возбудить более 3 тыс. производств.
Подобная активность раздражает не только экономистов-либералов, но и многих членов правительства. Многим памятен публичный спор между главой ФАС Артемьевым и вице-премьером Дворковичем на заседании правительства. Последний тогда заявил, что не во всех сферах экономики может быть конкуренция, явно намекая на чрезмерную прыть службы. Вице-премьер даже в шутку предложил создать еще одну ФАС, чтобы избежать монополии.
Можно добавить, что на Западе антимонопольные производства, как правило, открывают против представителей крупного бизнеса. В США, например, самым мелким фигурантом подобных расследований за последние годы стала компания с годовым оборотом в 800 млн долларов. У нас 56% расследований начинается против мелкого и среднего бизнеса. По мнению многих экспертов, такая активность ФАС лишь ухудшает ситуацию с конкуренцией в нашей стране.
О необходимости прекратить антимонопольные преследования мелкого бизнеса неоднократно заявлялось на правительственном уровне. С докладами на эту тему выступало Минэкономразвития и Бизнес-омбудсмен. Однако ФАС все вышеперечисленные сигналы попросту игнорировала. Закончилось это противостояние тем, что в 2016 году был принят закон о запрете антимонопольных проверок малого бизнеса. Однако, к сожалению, и в этом документе нашлись лазейки, которые позволяют излишне рьяным чиновникам «кошмарить» бизнес.
Еще одной претензией к деятельности ФАС является ее направленность против российского бизнеса. В США подавляющее большинство дел (более 90%) открывают против зарубежных компаний. Получается, что на Западе антимонопольная служба – это, по сути, еще один инструмент защиты собственного бизнеса. У нас ситуация обратная: против иностранцев открывают не более 1% дел по защите конкуренции.
Деятельность ФАС несет серьезные коррупционные риски. Основная задача ведомства – борьба с картелями, юридическим базисом для нее является ФЗ «О защите конкуренции». Проблема в том, что само определение сговора выписано в законе очень нечетко. Это позволяет сотрудникам антимонопольной службы вольно интерпретировать любой контракт, угрожая возбудить дело. Понятно, что в таких условиях бизнесу приходится «договариваться», тем более что создание картеля является уголовным преступлением (до трех лет).
Кроме лидерства по открытию новых дел, российские борцы с монополиями опережают своих иностранных коллег по количеству внезапных проверок. По мнению экспертов, это значительно увеличивает риски использования ведомства в «рыночных войнах».
ФАС уже несколько раз вносила предложения по изменению действующего антимонопольного законодательства. Причем каждое из них только усиливало запреты и ухудшало положение бизнеса.
Каждый год ФАС возбуждает около 5 тыс. дел в сфере рекламы, причем значительная их часть буквально «высосаны из пальца». Еще больше дел (до 17 тысяч) открываются по государственным закупкам. Причем главным объектом внимания службы, как правило, становятся не многомиллионные контракты с явной коррупционной составляющей, а небольшие заказы на 5-15 тыс. рублей. Политика двойных стандартов заметна и в подходе ФАС к формированию тарифов.
Руководителя ФАС называют одним из главных алкогольных лоббистов в стране. Некоторые предложения ведомства привели к значительному увеличению количества точек продажи спиртных напитков, а также к снижению их стоимости. Это, конечно, выгодно водочным «баронам», но вряд ли принесет пользу стране, значительно повысив смертность от алкоголя. Более того, ФАС выступала против запрета пластиковой тары для алкоголя и повышения возраста допустимого употребления спиртного. Также служба замечена в лоббировании интересов пивных компаний, большая часть из которых имеет иностранную юрисдикцию. ФАС возражала против предоставления региональным властям права запрещать алкогольные энергетические напитки, особенно опасные для молодого поколения.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и ее основные полномочия, как контролирующего органа
Государство в лице его правоустанавливающих органов большое внимание уделяет осуществлению контроля за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков с целью исключения возможных нарушений действующего законодательства.
Понятие Федеральной антимонопольной службы
Федеральная антимонопольная служба (сокращенное наименование – ФАС РФ) – специальная организация, созданная в системе государственных органов, которая должна осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением действующего законодательства в сфере защиты конкуренции в различных секторах рынка. Кроме того, именно на данную организацию возложены обязанности по контролю за такими действиями участников рынка, которые могут привести к образованию монополий либо ограничению конкуренции такими участниками рынка путем недопуска к работе в определенных секторах других участников.
Создание Федеральной антимонопольной службы произошло на основании специального Указа Президента Российской Федерации под номером 314, изданным в 2004 году.
Для того чтобы созданная государственная структура получила максимальные возможности для своего функционирования, в разные периоды времени принимались различные нормативные акты, к числу которых относятся:
Кроме того, регулирование действий данной службы происходит на основании иных нормативных актов, в том числе федерального уровня принятия, которые освещают различные вопросы, связанные с защитой свободного рынка и свободной конкуренции на территории Российской Федерации.
Основные функции
Федеральная антимонопольная служба еще на этапе своего создания была наделена главной функцией – контролем за осуществлением различных действий участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.
С момента формирования механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, а особенно с момента принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на Федеральную антимонопольную службу была возложена еще одна группа функциональных обязанностей – по контролю за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупочной деятельности.
Если говорить о функции по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, которая на сегодняшний день является одной из основных для Федеральной антимонопольной службы, то наделение этой функцией данного государственного органа произошло еще в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». Кроме того, после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства №331 от 2004 года оно также стало отражать информацию о данной контролирующей функции ФАС РФ.
Дополнительной функцией Федеральной антимонопольной службы в сфере контроля за исполнением государственного закупочного законодательства является согласование проведения закупочных процедур закрытого типа, а также заключение контрактов, подписание которых возможно по итогам несостоявшихся процедур, например, при наличии только одного участника.
Кроме полномочий в сфере государственных закупок, у Федеральной антимонопольной службы имеются и другие полномочия, а именно:
При необходимости перечень функций Федеральной антимонопольной службы может быть расширен на основании специально принятых нормативных актов Правительства Российской Федерации.
Полномочия в сфере регулирования рынка
Федеральная антимонопольная служба обладает определенными полномочиями, то есть правами и обязанностями, которыми она наделена при выполнении своих функций. К числу основных полномочий относятся:
Меры, применяемые для воздействия на участников рынка
Для того чтобы осуществлять воздействие на участников рыночных правоотношений на территории Российской Федерации, у Федеральной антимонопольной службы имеется достаточно большой арсенал средств, которые она может применять. Чаще всего применение таких мер воздействия происходит на основании поступивших жалоб от потерпевших участников рынка на действия или бездействие других участников таких финансово-хозяйственных и экономических отношений. В этом случае Федеральная антимонопольная служба может применить следующие меры воздействия:
Каковы основания для мер воздействия
Для того чтобы реализовать одну из перечисленных мер воздействия на участников рынка, у Федеральной антимонопольной службы должны быть достаточные основания, к числу которых относятся:
Исключение в отношении проведения проверок применяется только в том случае, если речь идет о таких мероприятиях по применению действующего законодательства, которые затрагивают государственную тайну либо может повредить безопасности государства.
Где искать решения Федеральной антимонопольной службы
ФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб размещает на своём официальном сайте вынесенные решения.
Поиск решений ФАС можно осуществить на официальном сайте данного государственного органа по ссылке.
Все вынесенные решения на данном сайте находятся в хронологическом порядке, однако, в случае, если известны реквизиты дела, по которому данное решение было вынесено, можно воспользоваться полем расширенного поиска и получить информацию по рассмотренным делам начиная с 2005 года (все дела постепенно оцифровываются и переводятся в электронный формат для удобства их изучения).
При переходе к каждому конкретному делу можно изучить документы, которые легли в основу формирования такого дела, а в случае наличия вынесенного решения – и само такое решение.
Всё о Федеральной антимонопольной службе
Содержание статьи
Из истории ФАС
История антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Ныне действующая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г.
Федеральная антимонопольная служба – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения ФАС.
Законодательные акты
В Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:
Если говорить о конкретных нормативных правовых актах, то данные вопросы регулируются:
Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный кодексы, законодательство о недрах, об электроэнергетике и др).
Структура ФАС
Функции ФАС России
Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:
Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:
Защита конкуренции
Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью.
Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя.
Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:
Картели и картельные сговоры
Картельные сговоры приводят к сокращению объемов производства, созданию искусственного дефицита и росту цен на определенный товар. Участие в таком сговоре – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и 2 ст.14.32 КоАП РФ.