какое сегодня число по старому православному календарю

Праздник Димитрия Солунского: традиции и приметы 8 ноября

История

8 ноября 2021 года церковный праздник выпадает на понедельник. Верующие чествуют святого Димитрия Солунского. Для того чтобы узнать, какой сегодня праздник, нужно обратиться к истории.

ПО ТЕМЕ

День мучеников Маркиана и Мартирия: что нельзя делать 7 ноября

День иконы Казанской Божьей матери: что нельзя делать 4 ноября

какое сегодня число по старому православному календарю

Сюжеты Православные праздники

Димитрий Солунский появился на свет в семье римского проконсула в Фессалониках. Его отец и мать были тайными христианами. В свое время император Галерий Максимилиан назначил Димитрия Солунского проконсулом Фессалоникийской области. В его обязанности входило оборонять горд от варваров и истреблять христианство.

Однако вместо гонений и казни верующих Димитрий Солунский начал открыто учить народ христианской вере и искоренять языческие обычаи. Правитель пришел в бешенство, узнав о вере проконсула и о том, что римские подданные обратились в христиан. Император повелел воинам расправиться с христианами.

Тогда Димитрий Солунский отдал все имущество нищим, а сам начал поститься и молиться, готовясь к мученической гибели. Его убили в темнице. Тело святого бросили на съедение диким зверям, но христиане тайно его похоронили. Через сто лет после смерти святого были найдены его нетленные мощи.

Что нельзя делать 8 ноября

В этот церковный праздник нельзя забывать об умерших родных. Также в этот православный праздник не стоит выполнять тяжелые физические и умственные нагрузки.

Традиции и приметы 8 ноября

Наши предки верили, что 8 ноября души покойных родственников приходят к себе на могилу в виде птиц. Этот церковный праздник в народе называли Дмитриев день. Хозяйки пекли блины и поминали близких. Кроме того, 8 ноября завершали сватовство.

Источник

Епархия.инфо

Рады приветствовать вас на нашем сайте «Церковный праздник». На страницах этого христианского православного ресурса вы всегда можете получить достоверную и актуальную информацию о том, какие даты отмечают верующие в любой день года. Узнайте о том, день памяти какого святого, великомученика или исповедника отмечает сегодня Русская Православная Церковь, порядковые номера седмиц, совершаются ли венчания в этот день. Какие чтения дня проходят в церквах и храмах, подробные богослужебные указания. Сможете посмотреть трансляции богослужений. А также узнать из наших публикаций о святых местах, иконах, жизнеописаниях, традициях.

Какие сегодня церковные праздники

*Примечание: дата в календаре обновляется ежесуточно в 00:01 по московскому времени. Если в вашем часовом поясе следующий день уже наступил, перейдите:

какое сегодня число по старому православному календарю

Дата сегодня:

Случайная цитата

Поделитесь информацией в соцсетях:

Православный календарь на текущий месяц:

Поделитесь информацией в соцсетях:

В Православии каждый день посвящен какому-то событию или святому. Здесь вы узнаете об особенностях христианского календаря, датах и значении основных праздников, о том по каким признакам делятся церковные праздники.

Христианские церковные праздники связаны с событиями из Евангелия или жизни святых.

Особенности православного календаря

Православие сыграло огромную роль в мировой культуре. Во многих странах широко празднуют красные дни христианского календаря. Однако православный календарь существенно отличается от гражданского. Вот основные отличия:

Какие бывают праздники

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – это двенадцать самых главных церковных праздников, в которые вспоминаются самые важные события из жизни Спасителя и Божией Матери. По этому признаку их делят на Господские и Богородичные.

Господские праздники

Богородичные

Один из двунадесятых праздников, Сретение, имеет признаки и Господского и Богородичного.

Пять великих не двунадесятых праздников

Следом за двунадесятыми идут пять великих праздников:

Любой воскресный день в году

Воскресенье в православии называется «малая Пасха». В этот день Церковь вспоминает Воскресение Христово. На Богослужения поются песнопения, в которых восхваляется это великое событие: «Воскресение Христово видевше», «Воскрес Иисус от гроба» и другие.

Если в воскресенье выпадает двунадесятый Господский праздник, то воскресные песнопения на Богослужении не поются, а заменяются праздничными.

В воскресенье православному христианину нужно обязательно быть на Литургии. В этот день нельзя выполнять домашние работы, кроме самых необходимых, а лучше всего посвятить его молитве, чтению духовных книг и добрым делам.

Средние праздники

Эти праздники в православном Богослужебной практике делятся на два вида: с бдением и с полиелеем. К первым относятся дни памяти: апостола Иоанна Богослова, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святителя Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца и другие. Сюда же относятся и престольные праздники, а также дни особо чтимых святых.
К праздникам с полиелеем относятся: Владимирской иконы, равноапостольных Константина и Елены, Казанской, пророка Илии.

Малые праздники

Малые праздники в уставе называются «славословными», так как накануне их на утрени поётся «Великое славословие». Таких дней в церковном календаре очень много. Это дни памяти мучеников, пророков, апостолов и т.д.

Переходящие

К переходящим относятся праздники, связанные с Пасхой. Это Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресенье, за неделю перед Пасхой), Вознесение (на 40-й день после Пасхи), Троица (на 50-й день после Пасхи). Интересно, что переходящие праздники связаны с определенным днем недели: Вход Господень в Иерусалим и Троица всегда отмечаются в воскресенье, а Вознесение в четверг.

Непереходящие

Все остальные праздники в православном календаре непереходящие, то есть привязанные к определенной неизменяемой дате. Поэтому непереходящие праздники выпадают всегда в разные дни недели.

Главные празднования христианства

Пасха

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

Этим праздником начинается церковный год и начинается история нашего спасения. Родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна дожили до глубокой старости и не имели детей. Однажды праведный Иоаким пошел в храм принести жертву Богу. Но священник прогнал его, так как бездетные люди у евреев считались оставленными Богом. В глубокой скорби ушел Иоаким в пустыню и стал молиться. Там явился ему Ангел и возвестил, что его жена зачнет девочку, которая станет Матерью Спасителя мира.
Анна в это время сидела в саду. На дереве было гнездо, в котором щебетали птенцы. Глядя на это, Анна печалилась об отсутствии детей. В это время явился ей Ангел и сообщил благую весть.
И Анна и Иоаким сразу же отправились в храм, чтобы поблагодарить Господа. У ворот Иерусалима они встретились и сообщили друг другу о радостном видении.
Через положенный срок Анна родила Дочь Марию – будущую Божию Матерь.
Этот праздник сегодня, как и прежде, особо почитается на Руси. Множество русских православных церквей освящено в честь праздника.

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

В царствование императора Константина Великого, при котором прекратилось преследование христиан, был найден Пречестный Крест Господень. На его поиски отправилась в Иерусалим мать императора, благоверная царица Елена. Когда стали копать на месте Распятия, обнаружили три креста. Как раз в это время мимо шла похоронная процессия. Тогда патриарх стал поочередно прикладывать кресты к умершему. Когда его коснулся третий крест, тот встал живым. После этого патриарх высоко поднял (воздвиг) Крест Христов и осенял им людей. Народ же пел: «Господи помилуй!».
Это событие празднуется в Церкви как Воздвижение Животворящего Креста. В храмах, где служит архиерей, совершается чин Воздвижения: архиерей медленно поднимает и опускает Крест при пении «Господи помилуй!».

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Когда Деве Марии исполнилось три года, родители отдали ее в храм на воспитание. На пути Ее сопровождали юные девы в белых одеждах и со свечами в руках.
К дверям храма вели тринадцать крутых ступеней и юная Отроковица, укрепляемая силой Божией, взошла по ним без посторонней помощи. Наверху Ее встретил первосвященник Захария (отец Иоанна Предтечи) и ввел во Святая Святых. Это самое главное место в храме, куда мог входить только первосвященник и то один раз в год. Там хранились самые важные святыни иудеев: Ковчег Завета со скрижалями, расцветший жезл Аарона и сосуд с манной. В это место по внушению Духа Святого и ввел Захария Пречистую Деву.
В храме Дева Мария росла до 14 лет. Она изучала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием.

Рождество Христово (7 января)

Этот праздник проникнут таинственностью и радостью. Божественный Младенец родился не в царских чертогах, а в пещере, в яслях для скота. Для ребёнка Создателя вселенной не нашлось в Вифлееме места в домах.
В момент Рождества пастухи пасли стада рядом с городом. Внезапно возсиял яркий свет, с неба спустились Ангелы и запели: «Слава в вышних Богу». Пастухи в страхе упали на землю, но Ангел успокоил их и возвестил о рождении Мессии. Те тут же пошли поклониться Христу.
В рождественскую ночь в небе появилась необыкновенная звезда. Ее заметили восточные мудрецы и поняли, что родился кто-то великий. Звезда двигалась и волхвы пошли за ней. Над Вифлеемской пещерой звезда остановилась. Войдя внутрь, волхвы нашли Богомладенца, поклонились Ему и принесли дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как человеку (смирной оттирали тела умерших перед погребением).

Крещение Господне (19 января)

Когда Спасителю исполнилось тридцать лет, Он пошел на Иордан креститься. Когда Христос погрузился в воды Иордана вдруг раскрылись небеса, явился Дух Святой в виде голубя и послышался голос Бога-Отца: «Это Сын Мой Возлюбленный, о котором Мое благоволение».
Крещение еще называют Богоявлением, так как в этот день явилась Святая Троица: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствует о Сыне и Дух Святой является в виде голубя.
В этот день освящаются все воды на земном шаре. И, несмотря на зимние морозы, люди стремятся окунуться в освящённые источники.

Сретение Господне (15 февраля)

На восьмой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и старец Иосиф пошли в храм, чтобы принести жертву по закону. На пороге их встретил старец Симеон, принял на руки Богомладенца и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..». Обратившись к Богородице, он произнес: «Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили. И Тебе же Самой душу пройдет оружие». Эти слова старца означали, что Богородица переживет сильную скорбь.

Благовещение (7 апреля)

Это событие случилось, когда Дева Мария жила в доме Обручника Иосифа. Она читала книгу пророка Исаии и дойдя до места, где говорилось о рождении Мессии от Девы произнесла: «Как бы я хотела быть хотя бы служанкой у той Девы». В этот момент явился Ей архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная!» Смутилась Дева от такого приветствия, а Ангел продолжал: «Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус. Это будет Спаситель мира». В ответ на удивление Девы, как это может быть, если Она не знает мужа, был ответ: «Дух Святой сойдёт на Тебя».
И после этого Богородица произносит полные преданности Воле Божией слова: «Я раба Господня, буди мне по глаголу Твоему».
Благовещение – благая весть о зачатии Спасителя мира.

Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой)

Последнее воскресенье перед православной Пасхой называется «Вербное» или «Вход Господень в Иерусалим». Незадолго до крестных страданий, Спаситель повелел ученикам привести ослицу и молодого осленка. Сев на осленка, он въехал в Иерусалим. На пути Его встречали толпы народа, бросая на пути пальмовые ветви, постилая одежды и восклицая: «Осанна в вышних! Благословен Идущий во имя Господне!»
Необъезженный осленок символизирует язычников, которые не были под ярмом Закона. Однако они первыми приняли Евангельское учение и взяли иго Христово. Ослица же означала иудеев, которые были под Законом Моисеевым, но не познали Христа.

Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)

На сороковой день после Воскресения Христос собрал своих учеников и пошел на гору Елеон. Там Он начал возноситься от них на небо, пока совершенно не скрылся с глаз. А те стояли и смотрели вслед пока не явились ангелы и сказали: «Что смотрите на небо? Христос, вознесшийся на небо, придет также, как видели Его идущим на небо».
Вознесшись, Христос обожил человека. А слова ангелов возвещали о Втором Пришествии Христовом, которое будет со славой.

День Святой Троицы (на 50-й день после Пасхи)

Перед вознесением Господь обещал ученикам послать им Духа Утешителя. И вот наступил этот момент. На 10-й день после Вознесения ученики были в храме. Вдруг с неба сошел Дух Святой в виде огненных языков. И апостолы заговорили на разных языках и стали понимать Писания.
День Святой Троицы сегодня называют Днем рождения Церкви.

Преображение Господне (19 августа)

Это самый любимый многими летний праздник. В народе его называют «Яблочный Спас», так как по традиции освящаются яблоки и другие плоды нового урожая. Сам же праздник посвящен следующему событию:
Однажды Христос взял трёх учеников – Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор. Там он внезапно преобразился: засиял небесной славой, одежды стали белоснежными, а рядом явились пророки Моисей и Илия. Ученики в страхе пали ниц, а когда встали, видение прекратилось.
Христос явился им в небесной славе, чтобы видя Его униженным и распятым, они не засомневались в Его Божестве.

Каждый год в Иерусалиме на этот праздник происходит чудо: на Фавор спускается облако и окутывает всех находящихся там.

Успение Богородицы (28 августа)

С этим событием связано много чудес. Первое – чудесное перенесение апостолов на облаках к дому Иоанна Богослова, где жила Богородица. Второе – чудесное вразумление иудея Афонии во время погребения. Когда апостолы несли тело Пречистой к месту погребения, иудеи хотели помешать им. Один из них, по имени Афония, даже посмел прикоснуться к гробу, чтобы опрокинуть его.

Усекновение главы Ионна Предтечи (11 сентября)

Иконы

В честь каждого церковного события написаны иконы, сюжеты которых раскрывают основные условия и значение празднования. Приведем несколько примеров:

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

какое сегодня число по старому православному календарюНа иконе праздника изображается епископ в окружении священников, который стоит на возвышении и осеняет народ Крестом. Позже на иконе стали изображать царицу Елену. Она стоит рядом с епископом и держит блюдо с гвоздями, которыми прибивали руки и ноги Спасителя.
Народ символизирует на иконе всех православных христиан, поклоняющихся Кресту как орудию нашего спасения.

Покров (14 октября)

какое сегодня число по старому православному календарюНа иконе изображено явление Богородицы Андрею Юродивому во время землетрясения в Константинополе. Испуганный народ собирался в храме и начал горячо молиться о спасении. Во время молитвы блаженный увидел Богоматерь, простирающую на городом Свой омофор. Он понял, что Богородица защитит Константинополь от разрушения. И в самом деле, землетрясение прекратилось.
На иконе праздника изображается Богоматерь, держащая простертым омофор ( головное покрывало). Внизу молящийся народ, в числе которого и блаженный Андрей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

какое сегодня число по старому православному календарюНа иконе Богородица изображается поднимающейся по ступенькам церкви. Внизу стоят Ее родители и девы с зажженными свечами, а в дверях храма Деву встречает первосвященник Захария.

Поделитесь информацией в соцсетях:

Источник

Пояснения к Церковному календарю

Содержание

Ка­лен­дарь цер­ков­ный – ли­тур­ги­че­ский ка­лен­дарь, си­сте­ма­ти­че­ский ука­за­тель дат пе­ре­хо­дя­щих и непе­ре­хо­дя­щих цер­ков­ных празд­ни­ков и по­стов, ис­чис­ля­е­мых на ос­но­ве су­точ­но­го кру­га, лун­ных ме­ся­цев, вре­мен го­да и сол­неч­но­го го­дич­но­го цик­ла.

В хри­сти­ан­ской Ру­си храм, бо­го­слу­же­ние сто­я­ли в цен­тре жиз­ни че­ло­ве­ка. Где бы ни се­ли­лись рус­ские, пер­вым де­лом они воз­во­ди­ли цер­ковь. По­это­му вся жизнь и быт на­ро­да бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на бо­го­слу­жеб­ный ка­лен­дарь. Дни, имев­шие боль­шое зна­че­ние для кре­стья­ни­на, свя­зы­ва­лись не с чис­лом и ме­ся­цем, а с па­мя­тью то­го или ино­го свя­то­го. Ско­ти­ну на паст­би­ще впер­вые вы­го­ня­ли на Ге­ор­гия, ульи на лет­ние па­се­ки вы­став­ля­ли на Зо­си­му. Че­ло­век мог не пом­нить чис­ла, ко­гда по­явил­ся на свет, но знал, что это слу­чи­лось, к при­ме­ру, на Ни­ко­лу зим­не­го. Цер­ков­ный Устав опре­де­лял не толь­ко по­ря­док и со­дер­жа­ние бо­го­слу­же­ний, но и ор­га­ни­зо­вы­вал весь строй бы­тия, и бла­го­да­ря это­му жизнь по­лу­ча­ла бла­го­дат­ное освя­ще­ние.

Еще од­ной точ­кой от­сче­та ка­лен­дар­ных со­бы­тий для ве­ру­ю­щих лю­дей яв­ля­ет­ся си­сте­ма по­стов. Это од­но­днев­ные и че­ты­ре мно­го­днев­ных по­ста – Ве­ли­кий, Пет­ров, Успен­ский и Рож­де­ствен­ский.

Хри­сти­ан­ские празд­ни­ки, по важ­но­сти вос­по­ми­на­е­мых Цер­ко­вью со­бы­тий, раз­де­ля­ют­ся на ве­ли­кие, сред­ние и ма­лые.

К ве­ли­ким празд­ни­кам от­но­сят­ся дву­на­де­ся­тые (в пе­ре­во­де с цер­ков­но­сла­вян­ско­го озна­ча­ет «две­на­дцать») и неко­то­рые недву­на­де­ся­тые, а так­же празд­ни­ки в честь свя­тых.

Празд­ник празд­ни­ков – Пас­ха и неко­то­рые дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки (Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим, или Со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов, Воз­не­се­ние Гос­подне) от­но­сят­ся к по­движ­ным, или пе­ре­хо­дя­щим, празд­ни­кам. От­ме­ча­ют эти со­бы­тия в те дни, ко­то­рые ука­зы­ва­ют­ся в Пас­ха­лии.

Хра­мо­вые (пре­столь­ные) празд­ни­ки – это мест­ные празд­ни­ки, от­ме­ча­е­мые в дни освя­ще­ния хра­мов или в дни вос­по­ми­на­ний со­бы­тий и свя­тых, в честь ко­то­рых устро­е­ны хра­мы. А так­же празд­но­ва­ние в честь икон Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ской, Тих­вин­ской, Ка­зан­ской, Смо­лен­ской.

Хо­тя в Пра­во­слав­ном цер­ков­ном ка­лен­да­ре на­ча­лом го­да счи­та­ет­ся 1 сен­тяб­ря, все пра­во­слав­ное ли­тур­ги­че­ское бла­го­че­стие свя­за­но с Пас­хой и вы­те­ка­ет из нее.

Годовые богослужебные круги (подвижный и неподвижный)

Непо­движ­ный го­до­вой бо­го­слу­жеб­ный круг за­ви­сит от сол­неч­но­го ка­лен­да­ря и со­сто­ит из 52 сед­миц (недель). Дан­ный цикл опре­де­ля­ет да­ты непе­ре­хо­дя­щих (с по­сто­ян­ной да­той) бо­го­слу­же­ний дву­на­де­ся­тых и ве­ли­ких празд­ни­ков, бо­го­слу­же­ний в честь свя­тых, а так­же икон Ма­те­ри Бо­жи­ей.

По­движ­ный круг за­ви­сит от лун­но­го ка­лен­да­ря, на­чи­на­ет­ся в день Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния (Пас­хи). Со­сто­ит этот круг из 50 сед­миц, ко­то­рые объ­еди­не­ны по сле­ду­ю­щим пе­ри­о­дам:

III. Три­одь пост­ная (10 сед­миц), по­ка­ян­ный пе­ри­од пред­ше­ству­ю­щий Па­схе, ко­то­рый со­сто­ит из:

1) трёх под­го­то­ви­тель­ных недель (сед­миц) к Ве­ли­ко­му по­сту;

2) 40 дней Ве­ли­ко­го По­ста (Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы), ко­то­рый за­вер­ша­ет­ся в пят­ни­цу, за 9 дней до Пас­хи;

3) Страст­но́й сед­ми­цы (Страст­ной неде­ли), ко­то­рая длит­ся 6 дней (с по­не­дель­ни­ка по суб­бо­ту), непо­сред­ствен­но пе­ред празд­ни­ком Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния.

По­сколь­ку празд­ник Пас­хи для каж­до­го го­да име­ет раз­ную да­ту, то и все празд­ни­ки с ним свя­зан­ные так­же име­ют по­движ­ную – пе­ре­хо­дя­щую да­ту.

Пас­ха празд­ну­ет­ся по­сле 14 чис­ла ни­са­на, пер­во­го ме­ся­ца лун­но­го ка­лен­да­ря, в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле пер­во­го ве­сен­не­го пол­но­лу­ния. Вос­кре­се­нье это ли­бо сов­па­да­ет, ли­бо непо­сред­ствен­но сле­ду­ет за ве­сен­ним рав­но­ден­стви­ем (22 мар­та). Да­та Пас­хи бы­ва­ет в пре­де­лах 35 дней, име­ну­е­мых «пас­халь­ны­ми пре­де­ла­ми»: с 4 ап­ре­ля – по 8 мая.

В бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в на­сто­я­щее вре­мя поль­зу­ет­ся юли­ан­ским ка­лен­да­рем, в про­сто­ре­чии – «ста­рым сти­лем». Для удоб­ства поль­зо­ва­ния ка­лен­да­рем да­ты «ста­ро­го сти­ля» пе­ре­счи­ты­ва­ют­ся на «но­вый стиль» при­ня­тый с 1918 го­да. Раз­ни­ца меж­ду «ста­рым» и «но­вым» сти­ля­ми – 13 дней.

Седмичный богослужебный круг

Пра­во­слав­ная Цер­ковь каж­дый день неде­ли по­свя­ща­ет ка­ко­му-ли­бо важ­но­му со­бы­тию или осо­бо по­чи­та­е­мо­му свя­то­му.

Материалы в календаре следуют в таком порядке:

Цвет лен­ты. Цвет лен­ты отоб­ра­жа­ет уста­нов­лен­ный на те­ку­щий день цвет для об­ла­че­ний пре­сто­ла и ду­хо­вен­ства. В за­ви­си­мо­сти от празд­но­ва­ний, ко­то­рые со­вер­ша­ют­ся во вре­мя бо­го­слу­же­ния, цве­та бы­ва­ют раз­но­го цве­та – бе­ло­го, крас­но­го, жел­то­го, зе­ле­но­го, си­не­го, фио­ле­то­во­го, чер­но­го. Все эти цве­та сим­во­ли­зи­ру­ют ду­хов­ное зна­че­ние празд­ни­ков в честь свя­тых и свя­щен­ных со­бы­тий.

Цвета облачений и пояснения к ним

Белый цветСимвол Божественного нетварного света. Объединяет в себе все цвета радуги.В белых облачениях служат в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницу, Преображения, Обрезания; в них служат в Лазареву и Великую Субботы, день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти бесплотных Ангельских сил, в них начинается Пасхальная утреня, в некоторых храмах также на Сретение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), день памяти свв. первоверх. апп. Петра и Павла. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – также белый (как это исторически было в России до 1917).
Красный цветЭто – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.Основной Пасхальный цвет – красный с золотом. Вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Красный (бордовый) цвет облачений принят также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, дни памяти мучеников. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – белый (как это исторически было в России до 1917), а в красном (бордовом) служат в Великий пост.
Золотой цвет или желтый всех оттенковЯвляются цветами славы, величия и достоинства.Они усвоены воскресным дням (вне Великого поста) как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей; в большинство седмичных дней года.
Зеленый цветЦвет вечной жизни.Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Понедельник Святого Духа, а также в дни памяти юродивых.
Голубой или синий цветЭто – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.Цвет на праздники Пресвятой Богородицы, а также зачастую на Сретение.
Фиолетовый цветВ нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Знаменует силу духа и крестный подвиг Спасителя.Принят в дни памяти Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста (Средокрестную), в некоторых храмах – в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских.
Черный или темно-коричневый цветСимвол отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.Используется в обычные дни Великого поста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.

Составление календаря

Что та­кое пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь? Го­во­ря ко­рот­ко, это си­сте­ма, ко­то­рая объ­еди­ня­ет го­до­вой цикл пе­ре­хо­дя­щих празд­ни­ков (все они «при­вя­за­ны» к са­мо­му глав­но­му – Па­схе) с цик­лом непе­ре­хо­дя­щих празд­ни­ков и буд­ня­ми.

Се­го­дня ве­ру­ю­щие обыч­но по­ку­па­ют пе­чат­ные ка­лен­да­ри или же поль­зу­ют­ся элек­трон­ны­ми. А ведь еще в кон­це XIX ве­ка мно­гие рус­ские ма­ло­гра­мот­ные кре­стьяне мог­ли в бук­валь­ном смыс­ле на паль­цах объ­яс­нить, как – не при­бе­гая к по­мо­щи книг – опре­де­лить да­ту Пас­хи (а зна­чит, и всех осталь­ных тор­жеств). Это важ­ное уме­ние пе­ре­да­ва­лось из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. По­дроб­ный ка­лен­дарь тра­ди­ци­он­но ни­кто не со­став­лял: в боль­шин­стве хра­мов устав­щи­ки об­хо­ди­лись Ти­пи­ко­ном (Бо­го­слу­жеб­ным уста­вом) и Ме­ся­це­сло­вом (пе­реч­нем дней па­мя­ти свя­тых), ко­то­рые из­да­ва­ла то­гда Ака­де­мия на­ук по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Си­но­да. Це­лост­ная кар­ти­на скла­ды­ва­лась в го­ло­вах свя­щен­но­слу­жи­те­лей и при­хо­жан, а не на бу­ма­ге. Впро­чем, несмот­ря на от­сут­ствие острой необ­хо­ди­мо­сти, в том же XIX ве­ке в Рос­сии уви­де­ли свет пер­вые пе­чат­ные ка­лен­да­ри. Их под­го­тов­кой по­на­ча­лу за­ни­ма­лись част­ные из­да­те­ли. Од­ним из тех, кто пре­успел на но­вом по­при­ще, был пуб­ли­цист, ар­хео­лог, пи­са­тель Алек­сей Гат­цук. На про­тя­же­нии пят­на­дца­ти лет он вы­пус­кал зна­ме­ни­тый «Крест­ный ка­лен­дарь» (чи­та­те­ли за­гля­ды­ва­ли в него глав­ным об­ра­зом при на­ре­че­нии мла­ден­цев – подыс­ки­ва­ли под­хо­дя­щие име­на). Пе­ре­ме­ны про­изо­шли толь­ко в XX ве­ке, точ­нее, по­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та и вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. Ка­лен­да­ри, ко­то­рые до са­мой сво­ей кон­чи­ны пе­ча­тал свя­ти­тель Ти­хон, уже име­ли при­выч­ный для нас вид. В 1931 го­ду из­да­тель­скую де­я­тель­ность воз­об­но­вил (про­дол­жа­лась до 1935 го­да) мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский). «На­вер­ху» за­яви­ли: ли­бо «Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», ли­бо ка­лен­дарь. Бу­ду­щий пат­ри­арх вы­брал пер­вое. При этом он в каж­дом но­ме­ре жур­на­ла по­ме­щал «сет­ку» буд­ней и празд­ни­ков на два ме­ся­ца впе­ред. За­тем был по­чти де­ся­ти­лет­ний пе­ре­рыв, за­вер­шив­ший­ся встре­чей Ста­ли­на с мит­ро­по­ли­та­ми. А с 1944 го­да до се­го­дняш­не­го дня цер­ков­ный ка­лен­дарь вы­пус­ка­ет­ся ре­гу­ляр­но.
Ин­те­рес­но, что со­став­лять ка­лен­дарь на оче­ред­ной год на­чи­на­ют за 17-18 ме­ся­цев до его на­ча­ла (ска­жем, на 2013 год – ран­ней осе­нью 2011 го­да). Это до­ста­точ­но тру­до­ем­кий про­цесс. О его осо­бен­но­стях и о том, по­че­му Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь жи­вет по ста­ро­му сти­лю, мы по­бе­се­до­ва­ли с за­ве­ду­ю­щим Ка­лен­дар­ным от­де­лом Из­да­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Алек­сан­дром Шиш­ки­ным.

– Как про­хо­дит ра­бо­та? По­че­му она за­ни­ма­ет так мно­го вре­ме­ни?

– В первую оче­редь нуж­но опре­де­лить да­ту Пас­хи. Для это­го об­ра­тим­ся к Ти­пи­ко­ну. Там есть гла­ва, по­свя­щен­ная 532-лет­не­му пас­халь­но­му цик­лу (ин­дик­ти­о­ну). На­хо­дим год, на ко­то­рый в дан­ный мо­мент со­став­ля­ет­ся ка­лен­дарь. Каж­до­му го­ду со­от­вет­ству­ет так на­зы­ва­е­мый «ключ гра­ниц» – он ука­зан ря­дом. Это од­на из 35 букв цер­ков­но­сла­вян­ско­го ал­фа­ви­та (Вос­кре­се­ние Хри­сто­во мо­жет вы­пасть на лю­бой из 35 дней – с 22 мар­та по 25 ап­ре­ля: я имею в ви­ду юли­ан­ский ка­лен­дарь). За­тем бе­рем Зря­чую пас­ха­лию, от­ра­жа­ю­щую вза­и­мо­связь Пас­хи и дру­гих празд­ни­ков. Все ста­но­вит­ся на свои ме­ста: мы ви­дим, ко­гда бу­дет Пас­ха, ко­гда нач­нет­ся Ве­ли­кий пост… Что даль­ше? Вво­дим по­лу­чен­ные дан­ные в спе­ци­аль­ную ком­пью­тер­ную про­грам­му, ко­то­рая сра­зу же вы­да­ет при­бли­зи­тель­ную схе­му. Но на этом, есте­ствен­но, про­цесс не за­кан­чи­ва­ет­ся. На­обо­рот, он толь­ко на­чи­на­ет­ся. Над со­здан­ной ком­пью­те­ром схе­мой нуж­но дол­го ра­бо­тать вруч­ную. Без че­ло­ве­ка тут не обой­тись, по­то­му что Ти­пи­кон пред­став­ля­ет со­бой свод не од­но­знач­ных за­ко­нов, а, ес­ли угод­но, об­раз­цов, нуж­да­ю­щих­ся в тол­ко­ва­нии. Со­став­ле­ние ка­лен­да­ря – это в из­вест­ном смыс­ле твор­че­ство. При тол­ко­ва­нии мы опи­ра­ем­ся на опыт на­ших пред­ше­ствен­ни­ков: су­ще­ству­ет ряд тру­дов на эту те­му, на­пи­сан­ных в XIX и XX ве­ках.

– В чем за­клю­ча­ет­ся ос­нов­ная про­бле­ма­ти­ка со­став­ле­ния ка­лен­да­ря?

– Неко­то­рые слож­но­сти, как пра­ви­ло, воз­ни­ка­ют с ря­до­вы­ми (не празд­нич­ны­ми) еван­гель­ски­ми чте­ни­я­ми. В чем тут де­ло? Вре­мен­ной от­ре­зок меж­ду Пас­хой од­но­го го­да и Пас­хой сле­ду­ю­ще­го го­да мо­жет иметь раз­ную про­тя­жен­ность. А «рас­пи­са­ние», по­ме­щен­ное в кон­це бо­го­слу­жеб­но­го Еван­ге­лия, «не учи­ты­ва­ет» этот факт. Ес­ли ве­рить ему, пас­халь­ный год все­гда де­лит­ся на 50 сед­миц. Ря­до­вые чте­ния от­кры­ва­ют­ся пер­вы­ми сти­ха­ми Еван­ге­лия от Иоан­на (на пас­халь­ной Ли­тур­гии), да­лее идет Еван­ге­лие от Мат­фея. По­том (осе­нью) – один из ру­бе­жей. В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кая бу­дет Пас­ха (бо­лее ран­няя или бо­лее позд­няя), до пят­ни­цы по Воз­дви­же­нии Кре­ста Гос­под­ня мы успе­ем про­чи­тать все за­ча­ла еван­ге­ли­ста Мат­фея (17 вос­крес­ных дней, 17 сед­миц) или не успе­ем. Но – в лю­бом слу­чае – с по­не­дель­ни­ка, сле­ду­ю­ще­го за Неде­лей по Воз­дви­же­нии, необ­хо­ди­мо на­чать чте­ние Еван­ге­лия от Лу­ки. По­че­му? Здесь за­клю­чен бо­го­слов­ский смысл, свя­зан­ный с за­ча­ти­ем Иоан­на Пред­те­чи, ко­то­рое празд­ну­ет­ся 23 сен­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю. Оно яв­ля­ет­ся пер­вым «зво­ноч­ком», пред­воз­ве­ща­ю­щим Рож­де­ство Хри­сто­во. О за­ча­тии Пред­те­чи по­вест­ву­ет как раз Еван­ге­лие от Лу­ки. Так вот… Ча­ще все­го ка­кая-то часть Мат­фе­е­ва ря­да оста­ет­ся непро­чи­тан­ной. Воз­ни­ка­ет воз­дви­жен­ская «пре­ступ­ка»: мы от­се­ка­ем оста­ток и как бы пе­ре­сту­па­ем через него. В го­до­вом цик­ле есть еще один по­доб­ный ру­беж – кре­щен­ская «от­ступ­ка». Неде­ля по Бо­го­яв­ле­нии и Неде­ля о мы­та­ре и фа­ри­сее ред­ко сов­па­да­ют, ча­ще меж­ду ни­ми оста­ет­ся про­ме­жу­ток. По­лу­ча­ет­ся, что мы уже про­чли весь ряд еван­ге­ли­ста Лу­ки, а Неде­ля о мы­та­ре и фа­ри­сее еще не на­сту­пи­ла. Что де­лать? Мы идем вспять и еще раз чи­та­ем уже про­чи­тан­ные за­ча­ла. Ес­ли «пре­ступ­ка» – это от­се­че­ние, то «от­ступ­ка» – это по­втор. Кто-то счи­та­ет, что воз­дви­жен­ская «пре­ступ­ка» не нуж­на, кто-то воз­ра­жа­ет (уже сло­ма­но мно­го ко­пий). В пол­ной ме­ре тра­ди­ция «пре­ступ­ки» и «от­ступ­ки» бы­ла вос­ста­нов­ле­на толь­ко в кон­це XIX ве­ка. Ее «сле­ды» мы ви­дим в ка­лен­да­рях мит­ро­по­ли­та Сер­гия. Кста­ти, свя­ти­тель Афа­на­сий (Са­ха­ров), воз­глав­ляв­ший в 1950-е го­ды Бо­го­слу­жеб­но-ка­лен­дар­ную ко­мис­сию при Свя­щен­ном Си­но­де, то­же при­дер­жи­вал­ся этой тра­ди­ции. Его при­мер це­нен для нас.

– Зна­чит, со­труд­ни­ку Ка­лен­дар­но­го от­де­ла до­ста­точ­но знать Устав?

– Необ­хо­ди­мо… Но это­го недо­ста­точ­но, чтобы со­ста­вить ка­лен­дарь. Неко­то­рые во­про­сы нель­зя раз­ре­шить на ос­но­ва­нии од­но­го Уста­ва. Они свя­за­ны с бла­го­сло­ве­ни­ем свя­щен­но­на­ча­лия. К при­ме­ру, опре­де­ле­ние крас­ных дней ка­лен­да­ря. Возь­мем 2012 год. Цер­ковь празд­но­ва­ла Воз­не­се­ние Гос­подне од­новре­мен­но с те­зо­име­нит­ством Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха. Устав го­во­рит, что со­вер­ше­ние служ­бы рав­ноап­о­столь­ным Ки­рил­лу и Ме­фо­дию в день Воз­не­се­ния воз­мож­но толь­ко в тех хра­мах, в ко­то­рых пре­стол освя­щен в честь Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. Мы же (по пат­ри­ар­ше­му бла­го­сло­ве­нию) объ­еди­не­ние двух упо­мя­ну­тых тор­жеств ука­за­ли в ка­че­стве ос­нов­но­го ва­ри­ан­та для всех хра­мов Рус­ской Церк­ви. Впро­чем, ос­но­ва­ния для это­го бы­ли: в Уста­ве на­хо­дим пре­це­дент – день па­мя­ти апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. Мы все­гда ста­ра­ем­ся опи­рать­ся на пре­це­ден­ты. Или дру­гой при­мер. 2013 год. 9 мая при­хо­дит­ся на Свет­лую сед­ми­цу. Со­вер­шать по­ми­но­ве­ние усоп­ших во­и­нов нель­зя – оно пе­ре­не­се­но на Ра­до­ни­цу. В сам День По­бе­ды от­слу­жат лишь бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен. Раз­ные бы­ва­ют слу­чаи. Дол­жен за­ме­тить, что в ка­лен­да­ре на­пи­са­но: «По бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла». Это не зна­чит, что Пер­во­свя­ти­тель нас од­на­жды бла­го­сло­вил – и все. Мы дей­стви­тель­но пред­ла­га­ем ему раз­ные ва­ри­ан­ты, он дей­стви­тель­но про­смат­ри­ва­ет их, вы­би­ра­ет, то есть непо­сред­ствен­но участ­ву­ет в под­го­тов­ке ка­лен­да­ря. Так же по­сту­пал и Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II.

– Кто тру­дит­ся в Ка­ле­дар­ном от­де­ле Из­да­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии?

– Наш кол­лек­тив со­сто­ит из ли­тур­ги­стов. Неко­то­рые из них пре­по­да­ют, неко­то­рые – пре­по­да­ва­те­ли в про­шлом. Так или ина­че, это их ос­нов­ная спе­ци­аль­ность. Ка­лен­дар­ным во­про­сом нуж­но от­дель­но за­ни­мать­ся, а в ны­неш­них учеб­ных про­грам­мах, к со­жа­ле­нию, на та­кие ве­щи не все­гда вы­де­ля­ют­ся ча­сы. К то­му же совре­мен­ные сту­ден­ты в ду­хов­ных шко­лах не очень-то жа­лу­ют ли­тур­ги­ку. Увы, ин­те­рес к Уста­ву утра­чен да­же в свя­щен­ни­че­ской сре­де. Взял ка­лен­дарь, взял ука­за­ния – и по­шел. Прав­да, есть лю­ди вни­ма­тель­ные, но их до­воль­но ма­ло. Глав­ный ныне здрав­ству­ю­щий «ка­лен­дар­ный» спе­ци­а­лист – это, без вся­ко­го со­мне­ния, Па­вел Ва­си­лье­вич Ур­жум­цев. Он ро­дил­ся в 1925 го­ду. В це­лом здо­ро­вье у него сла­бое, но го­ло­ва, сла­ва Бо­гу, по сей день свет­лая. Я ста­ра­юсь с ним ре­гу­ляр­но со­зва­ни­вать­ся, неред­ко об­ра­ща­юсь за со­ве­та­ми. Уди­ви­тель­но, но факт: Па­вел Ва­си­лье­вич при­шел ра­бо­тать в Из­да­тель­ский от­дел рань­ше мит­ро­по­ли­та Пи­ти­ри­ма. Он за­ни­мал­ся со­став­ле­ни­ем ка­лен­да­ря око­ло 50 лет. Та­кие лю­ди вы­зы­ва­ют ува­же­ние и вос­хи­ще­ние.

– Чем ка­лен­дарь, ко­то­рый пе­ча­та­е­те вы, от­ли­ча­ет­ся от ка­лен­да­рей дру­гих пра­во­слав­ных по­мест­ных Церк­вей?

– Глав­ное от­ли­чие – это, по­жа­луй, его пол­но­та. Ведь толь­ко у Рус­ской Церк­ви есть та­кой по­дроб­ный ка­лен­дарь. Мы по­ми­на­ем боль­шое ко­ли­че­ство свя­тых, в том чис­ле мно­гих по­движ­ни­ков, про­слав­лен­ных дру­ги­ми Церк­ва­ми. Не всех, ко­неч­но. Но, ес­ли ка­ко­го-то свя­то­го нет в спис­ках, это не зна­чит, что он не яв­ля­ет­ся свя­тым. Мо­жет быть, гре­ки, сер­бы, ру­мы­ны, бол­га­ры и не хра­нят за се­мью пе­ча­тя­ми тол­стую кни­гу, в ко­то­рой пе­ре­чис­ле­ны все по­движ­ни­ки. Но еже­год­но она не пуб­ли­ку­ет­ся. Есть еще од­но от­ли­чие. Из­на­чаль­но в Рос­сии ка­лен­дарь ис­поль­зо­вал­ся глав­ным об­ра­зом для на­ре­че­ния де­тей. Свя­щен­ни­ки не кре­сти­ли с име­нем, ко­то­ро­го нет в свят­цах. Это су­гу­бо на­ша тра­ди­ция.

Ис­точ­ник: Жур­нал «Пра­во­слав­ное книж­ное обо­зре­ние». Ав­тор: Рус­лан Под­дуб­цев

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *