какое сегодня число по старому православному календарю
Праздник Димитрия Солунского: традиции и приметы 8 ноября
История
8 ноября 2021 года церковный праздник выпадает на понедельник. Верующие чествуют святого Димитрия Солунского. Для того чтобы узнать, какой сегодня праздник, нужно обратиться к истории.
ПО ТЕМЕ
День мучеников Маркиана и Мартирия: что нельзя делать 7 ноября
День иконы Казанской Божьей матери: что нельзя делать 4 ноября
Сюжеты Православные праздники
Димитрий Солунский появился на свет в семье римского проконсула в Фессалониках. Его отец и мать были тайными христианами. В свое время император Галерий Максимилиан назначил Димитрия Солунского проконсулом Фессалоникийской области. В его обязанности входило оборонять горд от варваров и истреблять христианство.
Однако вместо гонений и казни верующих Димитрий Солунский начал открыто учить народ христианской вере и искоренять языческие обычаи. Правитель пришел в бешенство, узнав о вере проконсула и о том, что римские подданные обратились в христиан. Император повелел воинам расправиться с христианами.
Тогда Димитрий Солунский отдал все имущество нищим, а сам начал поститься и молиться, готовясь к мученической гибели. Его убили в темнице. Тело святого бросили на съедение диким зверям, но христиане тайно его похоронили. Через сто лет после смерти святого были найдены его нетленные мощи.
Что нельзя делать 8 ноября
В этот церковный праздник нельзя забывать об умерших родных. Также в этот православный праздник не стоит выполнять тяжелые физические и умственные нагрузки.
Традиции и приметы 8 ноября
Наши предки верили, что 8 ноября души покойных родственников приходят к себе на могилу в виде птиц. Этот церковный праздник в народе называли Дмитриев день. Хозяйки пекли блины и поминали близких. Кроме того, 8 ноября завершали сватовство.
Епархия.инфо
Рады приветствовать вас на нашем сайте «Церковный праздник». На страницах этого христианского православного ресурса вы всегда можете получить достоверную и актуальную информацию о том, какие даты отмечают верующие в любой день года. Узнайте о том, день памяти какого святого, великомученика или исповедника отмечает сегодня Русская Православная Церковь, порядковые номера седмиц, совершаются ли венчания в этот день. Какие чтения дня проходят в церквах и храмах, подробные богослужебные указания. Сможете посмотреть трансляции богослужений. А также узнать из наших публикаций о святых местах, иконах, жизнеописаниях, традициях.
Какие сегодня церковные праздники
*Примечание: дата в календаре обновляется ежесуточно в 00:01 по московскому времени. Если в вашем часовом поясе следующий день уже наступил, перейдите:
Дата сегодня:
Случайная цитата
Поделитесь информацией в соцсетях:
Православный календарь на текущий месяц:
Поделитесь информацией в соцсетях:
В Православии каждый день посвящен какому-то событию или святому. Здесь вы узнаете об особенностях христианского календаря, датах и значении основных праздников, о том по каким признакам делятся церковные праздники.
Христианские церковные праздники связаны с событиями из Евангелия или жизни святых.
Особенности православного календаря
Православие сыграло огромную роль в мировой культуре. Во многих странах широко празднуют красные дни христианского календаря. Однако православный календарь существенно отличается от гражданского. Вот основные отличия:
Какие бывают праздники
Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники – это двенадцать самых главных церковных праздников, в которые вспоминаются самые важные события из жизни Спасителя и Божией Матери. По этому признаку их делят на Господские и Богородичные.
Господские праздники
Богородичные
Один из двунадесятых праздников, Сретение, имеет признаки и Господского и Богородичного.
Пять великих не двунадесятых праздников
Следом за двунадесятыми идут пять великих праздников:
Любой воскресный день в году
Воскресенье в православии называется «малая Пасха». В этот день Церковь вспоминает Воскресение Христово. На Богослужения поются песнопения, в которых восхваляется это великое событие: «Воскресение Христово видевше», «Воскрес Иисус от гроба» и другие.
Если в воскресенье выпадает двунадесятый Господский праздник, то воскресные песнопения на Богослужении не поются, а заменяются праздничными.
В воскресенье православному христианину нужно обязательно быть на Литургии. В этот день нельзя выполнять домашние работы, кроме самых необходимых, а лучше всего посвятить его молитве, чтению духовных книг и добрым делам.
Средние праздники
Эти праздники в православном Богослужебной практике делятся на два вида: с бдением и с полиелеем. К первым относятся дни памяти: апостола Иоанна Богослова, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святителя Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца и другие. Сюда же относятся и престольные праздники, а также дни особо чтимых святых.
К праздникам с полиелеем относятся: Владимирской иконы, равноапостольных Константина и Елены, Казанской, пророка Илии.
Малые праздники
Малые праздники в уставе называются «славословными», так как накануне их на утрени поётся «Великое славословие». Таких дней в церковном календаре очень много. Это дни памяти мучеников, пророков, апостолов и т.д.
Переходящие
К переходящим относятся праздники, связанные с Пасхой. Это Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресенье, за неделю перед Пасхой), Вознесение (на 40-й день после Пасхи), Троица (на 50-й день после Пасхи). Интересно, что переходящие праздники связаны с определенным днем недели: Вход Господень в Иерусалим и Троица всегда отмечаются в воскресенье, а Вознесение в четверг.
Непереходящие
Все остальные праздники в православном календаре непереходящие, то есть привязанные к определенной неизменяемой дате. Поэтому непереходящие праздники выпадают всегда в разные дни недели.
Главные празднования христианства
Пасха
Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
Этим праздником начинается церковный год и начинается история нашего спасения. Родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна дожили до глубокой старости и не имели детей. Однажды праведный Иоаким пошел в храм принести жертву Богу. Но священник прогнал его, так как бездетные люди у евреев считались оставленными Богом. В глубокой скорби ушел Иоаким в пустыню и стал молиться. Там явился ему Ангел и возвестил, что его жена зачнет девочку, которая станет Матерью Спасителя мира.
Анна в это время сидела в саду. На дереве было гнездо, в котором щебетали птенцы. Глядя на это, Анна печалилась об отсутствии детей. В это время явился ей Ангел и сообщил благую весть.
И Анна и Иоаким сразу же отправились в храм, чтобы поблагодарить Господа. У ворот Иерусалима они встретились и сообщили друг другу о радостном видении.
Через положенный срок Анна родила Дочь Марию – будущую Божию Матерь.
Этот праздник сегодня, как и прежде, особо почитается на Руси. Множество русских православных церквей освящено в честь праздника.
Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
В царствование императора Константина Великого, при котором прекратилось преследование христиан, был найден Пречестный Крест Господень. На его поиски отправилась в Иерусалим мать императора, благоверная царица Елена. Когда стали копать на месте Распятия, обнаружили три креста. Как раз в это время мимо шла похоронная процессия. Тогда патриарх стал поочередно прикладывать кресты к умершему. Когда его коснулся третий крест, тот встал живым. После этого патриарх высоко поднял (воздвиг) Крест Христов и осенял им людей. Народ же пел: «Господи помилуй!».
Это событие празднуется в Церкви как Воздвижение Животворящего Креста. В храмах, где служит архиерей, совершается чин Воздвижения: архиерей медленно поднимает и опускает Крест при пении «Господи помилуй!».
Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)
Когда Деве Марии исполнилось три года, родители отдали ее в храм на воспитание. На пути Ее сопровождали юные девы в белых одеждах и со свечами в руках.
К дверям храма вели тринадцать крутых ступеней и юная Отроковица, укрепляемая силой Божией, взошла по ним без посторонней помощи. Наверху Ее встретил первосвященник Захария (отец Иоанна Предтечи) и ввел во Святая Святых. Это самое главное место в храме, куда мог входить только первосвященник и то один раз в год. Там хранились самые важные святыни иудеев: Ковчег Завета со скрижалями, расцветший жезл Аарона и сосуд с манной. В это место по внушению Духа Святого и ввел Захария Пречистую Деву.
В храме Дева Мария росла до 14 лет. Она изучала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием.
Рождество Христово (7 января)
Этот праздник проникнут таинственностью и радостью. Божественный Младенец родился не в царских чертогах, а в пещере, в яслях для скота. Для ребёнка Создателя вселенной не нашлось в Вифлееме места в домах.
В момент Рождества пастухи пасли стада рядом с городом. Внезапно возсиял яркий свет, с неба спустились Ангелы и запели: «Слава в вышних Богу». Пастухи в страхе упали на землю, но Ангел успокоил их и возвестил о рождении Мессии. Те тут же пошли поклониться Христу.
В рождественскую ночь в небе появилась необыкновенная звезда. Ее заметили восточные мудрецы и поняли, что родился кто-то великий. Звезда двигалась и волхвы пошли за ней. Над Вифлеемской пещерой звезда остановилась. Войдя внутрь, волхвы нашли Богомладенца, поклонились Ему и принесли дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как человеку (смирной оттирали тела умерших перед погребением).
Крещение Господне (19 января)
Когда Спасителю исполнилось тридцать лет, Он пошел на Иордан креститься. Когда Христос погрузился в воды Иордана вдруг раскрылись небеса, явился Дух Святой в виде голубя и послышался голос Бога-Отца: «Это Сын Мой Возлюбленный, о котором Мое благоволение».
Крещение еще называют Богоявлением, так как в этот день явилась Святая Троица: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствует о Сыне и Дух Святой является в виде голубя.
В этот день освящаются все воды на земном шаре. И, несмотря на зимние морозы, люди стремятся окунуться в освящённые источники.
Сретение Господне (15 февраля)
На восьмой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и старец Иосиф пошли в храм, чтобы принести жертву по закону. На пороге их встретил старец Симеон, принял на руки Богомладенца и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..». Обратившись к Богородице, он произнес: «Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили. И Тебе же Самой душу пройдет оружие». Эти слова старца означали, что Богородица переживет сильную скорбь.
Благовещение (7 апреля)
Это событие случилось, когда Дева Мария жила в доме Обручника Иосифа. Она читала книгу пророка Исаии и дойдя до места, где говорилось о рождении Мессии от Девы произнесла: «Как бы я хотела быть хотя бы служанкой у той Девы». В этот момент явился Ей архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная!» Смутилась Дева от такого приветствия, а Ангел продолжал: «Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус. Это будет Спаситель мира». В ответ на удивление Девы, как это может быть, если Она не знает мужа, был ответ: «Дух Святой сойдёт на Тебя».
И после этого Богородица произносит полные преданности Воле Божией слова: «Я раба Господня, буди мне по глаголу Твоему».
Благовещение – благая весть о зачатии Спасителя мира.
Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой)
Последнее воскресенье перед православной Пасхой называется «Вербное» или «Вход Господень в Иерусалим». Незадолго до крестных страданий, Спаситель повелел ученикам привести ослицу и молодого осленка. Сев на осленка, он въехал в Иерусалим. На пути Его встречали толпы народа, бросая на пути пальмовые ветви, постилая одежды и восклицая: «Осанна в вышних! Благословен Идущий во имя Господне!»
Необъезженный осленок символизирует язычников, которые не были под ярмом Закона. Однако они первыми приняли Евангельское учение и взяли иго Христово. Ослица же означала иудеев, которые были под Законом Моисеевым, но не познали Христа.
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
На сороковой день после Воскресения Христос собрал своих учеников и пошел на гору Елеон. Там Он начал возноситься от них на небо, пока совершенно не скрылся с глаз. А те стояли и смотрели вслед пока не явились ангелы и сказали: «Что смотрите на небо? Христос, вознесшийся на небо, придет также, как видели Его идущим на небо».
Вознесшись, Христос обожил человека. А слова ангелов возвещали о Втором Пришествии Христовом, которое будет со славой.
День Святой Троицы (на 50-й день после Пасхи)
Перед вознесением Господь обещал ученикам послать им Духа Утешителя. И вот наступил этот момент. На 10-й день после Вознесения ученики были в храме. Вдруг с неба сошел Дух Святой в виде огненных языков. И апостолы заговорили на разных языках и стали понимать Писания.
День Святой Троицы сегодня называют Днем рождения Церкви.
Преображение Господне (19 августа)
Это самый любимый многими летний праздник. В народе его называют «Яблочный Спас», так как по традиции освящаются яблоки и другие плоды нового урожая. Сам же праздник посвящен следующему событию:
Однажды Христос взял трёх учеников – Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор. Там он внезапно преобразился: засиял небесной славой, одежды стали белоснежными, а рядом явились пророки Моисей и Илия. Ученики в страхе пали ниц, а когда встали, видение прекратилось.
Христос явился им в небесной славе, чтобы видя Его униженным и распятым, они не засомневались в Его Божестве.
Каждый год в Иерусалиме на этот праздник происходит чудо: на Фавор спускается облако и окутывает всех находящихся там.
Успение Богородицы (28 августа)
С этим событием связано много чудес. Первое – чудесное перенесение апостолов на облаках к дому Иоанна Богослова, где жила Богородица. Второе – чудесное вразумление иудея Афонии во время погребения. Когда апостолы несли тело Пречистой к месту погребения, иудеи хотели помешать им. Один из них, по имени Афония, даже посмел прикоснуться к гробу, чтобы опрокинуть его.
Усекновение главы Ионна Предтечи (11 сентября)
Иконы
В честь каждого церковного события написаны иконы, сюжеты которых раскрывают основные условия и значение празднования. Приведем несколько примеров:
Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
На иконе праздника изображается епископ в окружении священников, который стоит на возвышении и осеняет народ Крестом. Позже на иконе стали изображать царицу Елену. Она стоит рядом с епископом и держит блюдо с гвоздями, которыми прибивали руки и ноги Спасителя.
Народ символизирует на иконе всех православных христиан, поклоняющихся Кресту как орудию нашего спасения.
Покров (14 октября)
На иконе изображено явление Богородицы Андрею Юродивому во время землетрясения в Константинополе. Испуганный народ собирался в храме и начал горячо молиться о спасении. Во время молитвы блаженный увидел Богоматерь, простирающую на городом Свой омофор. Он понял, что Богородица защитит Константинополь от разрушения. И в самом деле, землетрясение прекратилось.
На иконе праздника изображается Богоматерь, держащая простертым омофор ( головное покрывало). Внизу молящийся народ, в числе которого и блаженный Андрей.
Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)
На иконе Богородица изображается поднимающейся по ступенькам церкви. Внизу стоят Ее родители и девы с зажженными свечами, а в дверях храма Деву встречает первосвященник Захария.
Поделитесь информацией в соцсетях:
Пояснения к Церковному календарю
Содержание
Календарь церковный – литургический календарь, систематический указатель дат переходящих и непереходящих церковных праздников и постов, исчисляемых на основе суточного круга, лунных месяцев, времен года и солнечного годичного цикла.
В христианской Руси храм, богослужение стояли в центре жизни человека. Где бы ни селились русские, первым делом они возводили церковь. Поэтому вся жизнь и быт народа были ориентированы на богослужебный календарь. Дни, имевшие большое значение для крестьянина, связывались не с числом и месяцем, а с памятью того или иного святого. Скотину на пастбище впервые выгоняли на Георгия, ульи на летние пасеки выставляли на Зосиму. Человек мог не помнить числа, когда появился на свет, но знал, что это случилось, к примеру, на Николу зимнего. Церковный Устав определял не только порядок и содержание богослужений, но и организовывал весь строй бытия, и благодаря этому жизнь получала благодатное освящение.
Еще одной точкой отсчета календарных событий для верующих людей является система постов. Это однодневные и четыре многодневных поста – Великий, Петров, Успенский и Рождественский.
Христианские праздники, по важности воспоминаемых Церковью событий, разделяются на великие, средние и малые.
К великим праздникам относятся двунадесятые (в переводе с церковнославянского означает «двенадцать») и некоторые недвунадесятые, а также праздники в честь святых.
Праздник праздников – Пасха и некоторые двунадесятые праздники (Вход Господень в Иерусалим, или Сошествие Святого Духа на апостолов, Вознесение Господне) относятся к подвижным, или переходящим, праздникам. Отмечают эти события в те дни, которые указываются в Пасхалии.
Храмовые (престольные) праздники – это местные праздники, отмечаемые в дни освящения храмов или в дни воспоминаний событий и святых, в честь которых устроены храмы. А также празднование в честь икон Божией Матери Владимирской, Тихвинской, Казанской, Смоленской.
Хотя в Православном церковном календаре началом года считается 1 сентября, все православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из нее.
Годовые богослужебные круги (подвижный и неподвижный)
Неподвижный годовой богослужебный круг зависит от солнечного календаря и состоит из 52 седмиц (недель). Данный цикл определяет даты непереходящих (с постоянной датой) богослужений двунадесятых и великих праздников, богослужений в честь святых, а также икон Матери Божией.
Подвижный круг зависит от лунного календаря, начинается в день Светлого Христова Воскресения (Пасхи). Состоит этот круг из 50 седмиц, которые объединены по следующим периодам:
III. Триодь постная (10 седмиц), покаянный период предшествующий Пасхе, который состоит из:
1) трёх подготовительных недель (седмиц) к Великому посту;
2) 40 дней Великого Поста (Святой Четыредесятницы), который завершается в пятницу, за 9 дней до Пасхи;
3) Страстно́й седмицы (Страстной недели), которая длится 6 дней (с понедельника по субботу), непосредственно перед праздником Светлого Христова Воскресения.
Поскольку праздник Пасхи для каждого года имеет разную дату, то и все праздники с ним связанные также имеют подвижную – переходящую дату.
Пасха празднуется после 14 числа нисана, первого месяца лунного календаря, в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Воскресенье это либо совпадает, либо непосредственно следует за весенним равноденствием (22 марта). Дата Пасхи бывает в пределах 35 дней, именуемых «пасхальными пределами»: с 4 апреля – по 8 мая.
В богослужебной практике Русская Православная Церковь в настоящее время пользуется юлианским календарем, в просторечии – «старым стилем». Для удобства пользования календарем даты «старого стиля» пересчитываются на «новый стиль» принятый с 1918 года. Разница между «старым» и «новым» стилями – 13 дней.
Седмичный богослужебный круг
Православная Церковь каждый день недели посвящает какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.
Материалы в календаре следуют в таком порядке:
Цвет ленты. Цвет ленты отображает установленный на текущий день цвет для облачений престола и духовенства. В зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, цвета бывают разного цвета – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
Цвета облачений и пояснения к ним
Белый цвет | Символ Божественного нетварного света. Объединяет в себе все цвета радуги. | В белых облачениях служат в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницу, Преображения, Обрезания; в них служат в Лазареву и Великую Субботы, день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти бесплотных Ангельских сил, в них начинается Пасхальная утреня, в некоторых храмах также на Сретение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), день памяти свв. первоверх. апп. Петра и Павла. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – также белый (как это исторически было в России до 1917). |
Красный цвет | Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников. | Основной Пасхальный цвет – красный с золотом. Вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Красный (бордовый) цвет облачений принят также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, дни памяти мучеников. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – белый (как это исторически было в России до 1917), а в красном (бордовом) служат в Великий пост. |
Золотой цвет или желтый всех оттенков | Являются цветами славы, величия и достоинства. | Они усвоены воскресным дням (вне Великого поста) как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей; в большинство седмичных дней года. |
Зеленый цвет | Цвет вечной жизни. | Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Понедельник Святого Духа, а также в дни памяти юродивых. |
Голубой или синий цвет | Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. | Цвет на праздники Пресвятой Богородицы, а также зачастую на Сретение. |
Фиолетовый цвет | В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Знаменует силу духа и крестный подвиг Спасителя. | Принят в дни памяти Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста (Средокрестную), в некоторых храмах – в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских. |
Черный или темно-коричневый цвет | Символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. | Используется в обычные дни Великого поста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета. |
Составление календаря
Что такое православный церковный календарь? Говоря коротко, это система, которая объединяет годовой цикл переходящих праздников (все они «привязаны» к самому главному – Пасхе) с циклом непереходящих праздников и буднями.
Сегодня верующие обычно покупают печатные календари или же пользуются электронными. А ведь еще в конце XIX века многие русские малограмотные крестьяне могли в буквальном смысле на пальцах объяснить, как – не прибегая к помощи книг – определить дату Пасхи (а значит, и всех остальных торжеств). Это важное умение передавалось из поколения в поколение. Подробный календарь традиционно никто не составлял: в большинстве храмов уставщики обходились Типиконом (Богослужебным уставом) и Месяцесловом (перечнем дней памяти святых), которые издавала тогда Академия наук по благословению Святейшего Правительствующего Синода. Целостная картина складывалась в головах священнослужителей и прихожан, а не на бумаге. Впрочем, несмотря на отсутствие острой необходимости, в том же XIX веке в России увидели свет первые печатные календари. Их подготовкой поначалу занимались частные издатели. Одним из тех, кто преуспел на новом поприще, был публицист, археолог, писатель Алексей Гатцук. На протяжении пятнадцати лет он выпускал знаменитый «Крестный календарь» (читатели заглядывали в него главным образом при наречении младенцев – подыскивали подходящие имена). Перемены произошли только в XX веке, точнее, после большевистского переворота и восстановления патриаршества. Календари, которые до самой своей кончины печатал святитель Тихон, уже имели привычный для нас вид. В 1931 году издательскую деятельность возобновил (продолжалась до 1935 года) митрополит Сергий (Страгородский). «Наверху» заявили: либо «Журнал Московской Патриархии», либо календарь. Будущий патриарх выбрал первое. При этом он в каждом номере журнала помещал «сетку» будней и праздников на два месяца вперед. Затем был почти десятилетний перерыв, завершившийся встречей Сталина с митрополитами. А с 1944 года до сегодняшнего дня церковный календарь выпускается регулярно.
Интересно, что составлять календарь на очередной год начинают за 17-18 месяцев до его начала (скажем, на 2013 год – ранней осенью 2011 года). Это достаточно трудоемкий процесс. О его особенностях и о том, почему Русская Православная Церковь живет по старому стилю, мы побеседовали с заведующим Календарным отделом Издательства Московской Патриархии Александром Шишкиным.
– Как проходит работа? Почему она занимает так много времени?
– В первую очередь нужно определить дату Пасхи. Для этого обратимся к Типикону. Там есть глава, посвященная 532-летнему пасхальному циклу (индиктиону). Находим год, на который в данный момент составляется календарь. Каждому году соответствует так называемый «ключ границ» – он указан рядом. Это одна из 35 букв церковнославянского алфавита (Воскресение Христово может выпасть на любой из 35 дней – с 22 марта по 25 апреля: я имею в виду юлианский календарь). Затем берем Зрячую пасхалию, отражающую взаимосвязь Пасхи и других праздников. Все становится на свои места: мы видим, когда будет Пасха, когда начнется Великий пост… Что дальше? Вводим полученные данные в специальную компьютерную программу, которая сразу же выдает приблизительную схему. Но на этом, естественно, процесс не заканчивается. Наоборот, он только начинается. Над созданной компьютером схемой нужно долго работать вручную. Без человека тут не обойтись, потому что Типикон представляет собой свод не однозначных законов, а, если угодно, образцов, нуждающихся в толковании. Составление календаря – это в известном смысле творчество. При толковании мы опираемся на опыт наших предшественников: существует ряд трудов на эту тему, написанных в XIX и XX веках.
– В чем заключается основная проблематика составления календаря?
– Некоторые сложности, как правило, возникают с рядовыми (не праздничными) евангельскими чтениями. В чем тут дело? Временной отрезок между Пасхой одного года и Пасхой следующего года может иметь разную протяженность. А «расписание», помещенное в конце богослужебного Евангелия, «не учитывает» этот факт. Если верить ему, пасхальный год всегда делится на 50 седмиц. Рядовые чтения открываются первыми стихами Евангелия от Иоанна (на пасхальной Литургии), далее идет Евангелие от Матфея. Потом (осенью) – один из рубежей. В зависимости от того, какая будет Пасха (более ранняя или более поздняя), до пятницы по Воздвижении Креста Господня мы успеем прочитать все зачала евангелиста Матфея (17 воскресных дней, 17 седмиц) или не успеем. Но – в любом случае – с понедельника, следующего за Неделей по Воздвижении, необходимо начать чтение Евангелия от Луки. Почему? Здесь заключен богословский смысл, связанный с зачатием Иоанна Предтечи, которое празднуется 23 сентября по старому стилю. Оно является первым «звоночком», предвозвещающим Рождество Христово. О зачатии Предтечи повествует как раз Евангелие от Луки. Так вот… Чаще всего какая-то часть Матфеева ряда остается непрочитанной. Возникает воздвиженская «преступка»: мы отсекаем остаток и как бы переступаем через него. В годовом цикле есть еще один подобный рубеж – крещенская «отступка». Неделя по Богоявлении и Неделя о мытаре и фарисее редко совпадают, чаще между ними остается промежуток. Получается, что мы уже прочли весь ряд евангелиста Луки, а Неделя о мытаре и фарисее еще не наступила. Что делать? Мы идем вспять и еще раз читаем уже прочитанные зачала. Если «преступка» – это отсечение, то «отступка» – это повтор. Кто-то считает, что воздвиженская «преступка» не нужна, кто-то возражает (уже сломано много копий). В полной мере традиция «преступки» и «отступки» была восстановлена только в конце XIX века. Ее «следы» мы видим в календарях митрополита Сергия. Кстати, святитель Афанасий (Сахаров), возглавлявший в 1950-е годы Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде, тоже придерживался этой традиции. Его пример ценен для нас.
– Значит, сотруднику Календарного отдела достаточно знать Устав?
– Необходимо… Но этого недостаточно, чтобы составить календарь. Некоторые вопросы нельзя разрешить на основании одного Устава. Они связаны с благословением священноначалия. К примеру, определение красных дней календаря. Возьмем 2012 год. Церковь праздновала Вознесение Господне одновременно с тезоименитством Святейшего Патриарха. Устав говорит, что совершение службы равноапостольным Кириллу и Мефодию в день Вознесения возможно только в тех храмах, в которых престол освящен в честь Кирилла и Мефодия. Мы же (по патриаршему благословению) объединение двух упомянутых торжеств указали в качестве основного варианта для всех храмов Русской Церкви. Впрочем, основания для этого были: в Уставе находим прецедент – день памяти апостола Иоанна Богослова. Мы всегда стараемся опираться на прецеденты. Или другой пример. 2013 год. 9 мая приходится на Светлую седмицу. Совершать поминовение усопших воинов нельзя – оно перенесено на Радоницу. В сам День Победы отслужат лишь благодарственный молебен. Разные бывают случаи. Должен заметить, что в календаре написано: «По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». Это не значит, что Первосвятитель нас однажды благословил – и все. Мы действительно предлагаем ему разные варианты, он действительно просматривает их, выбирает, то есть непосредственно участвует в подготовке календаря. Так же поступал и Святейший Патриарх Алексий II.
– Кто трудится в Каледарном отделе Издательства Московской Патриархии?
– Наш коллектив состоит из литургистов. Некоторые из них преподают, некоторые – преподаватели в прошлом. Так или иначе, это их основная специальность. Календарным вопросом нужно отдельно заниматься, а в нынешних учебных программах, к сожалению, на такие вещи не всегда выделяются часы. К тому же современные студенты в духовных школах не очень-то жалуют литургику. Увы, интерес к Уставу утрачен даже в священнической среде. Взял календарь, взял указания – и пошел. Правда, есть люди внимательные, но их довольно мало. Главный ныне здравствующий «календарный» специалист – это, без всякого сомнения, Павел Васильевич Уржумцев. Он родился в 1925 году. В целом здоровье у него слабое, но голова, слава Богу, по сей день светлая. Я стараюсь с ним регулярно созваниваться, нередко обращаюсь за советами. Удивительно, но факт: Павел Васильевич пришел работать в Издательский отдел раньше митрополита Питирима. Он занимался составлением календаря около 50 лет. Такие люди вызывают уважение и восхищение.
– Чем календарь, который печатаете вы, отличается от календарей других православных поместных Церквей?
– Главное отличие – это, пожалуй, его полнота. Ведь только у Русской Церкви есть такой подробный календарь. Мы поминаем большое количество святых, в том числе многих подвижников, прославленных другими Церквами. Не всех, конечно. Но, если какого-то святого нет в списках, это не значит, что он не является святым. Может быть, греки, сербы, румыны, болгары и не хранят за семью печатями толстую книгу, в которой перечислены все подвижники. Но ежегодно она не публикуется. Есть еще одно отличие. Изначально в России календарь использовался главным образом для наречения детей. Священники не крестили с именем, которого нет в святцах. Это сугубо наша традиция.
Источник: Журнал «Православное книжное обозрение». Автор: Руслан Поддубцев