какое произведение в распутин посвятил матери вампилова

Какое произведение в распутин посвятил матери вампилова

какое произведение в распутин посвятил матери вампилова

Дружба началась с драки. Произошло это осенью 1955 г. в общежитии, после месяца сельхозработ в колхозе. Миролюбивый, с острым чувством справедливости Валентин бросился разнимать подравшихся, сам не скупясь на сдачу. Среди дерущихся был Саня – Александр Вампилов. «Вышло как-то глупо, как часто бывает при выпивке», – сетовал умудренный годами Валентин Григорьевич (1985 г.) (В. Я. Курбатов «Подорожник». 2006). Утром чувство вины не давало Вале покоя. Пришли в университет. К счастью, незнакомый парень стоял около расписания. Валя толкнул своего спутника: «Иди, вон он». «А он: а что я, ты тоже хороший был, ты и иди. Я подошел, и мы объяснились» (Там же). Александр оказался первокурсником историко-филологического факультета, в то время как Валентин был уже на втором курсе. Факультет был один, интересы общие. Жили вместе в одном общежитии на улице 25-го Октября. После окончания Валентином университета, на пятом курсе Александр Вампилов переселился в общежитие на улице 5-ой Армии, знаменитое здание Харлампиевского храма.

какое произведение в распутин посвятил матери вампилова

А.Вампилов с однокурсниками на сельхозработах. По картине В. Васнецова «Три богатыря».

Из семейного архива В.Г.Распутина.

Уход Александра Вампилова не разорвал духовной связи друзей. Одна за другой были написаны статьи-предисловия, где Валентин Распутин говорит о вневременности пьес Вампилова, вершинности, «надмирности» их места в литературе. В год пятидесятилетия со дня рождения Александра Вампилова прозвучало сокровенное: «Когда я вижу его во сне, я и во сне знаю, что он ушел и что его не должно быть среди тех, кто остался жить, заниматься своими делами и стареть. Но он снова и снова приходит и остается. Всякий раз, когда это случается, я мучительно жду, чем кончится его появление и возможно ли полное возвращение, я и во сне наблюдаю за его лицом, жестами, словами, как он, очевидно, наблюдал бы за мной. Мы словно бы сравниваем с товарищеским участием, что, какая судьба лучше. Но ответ знает он один» (Цит. по: С. Р. Смирнов. В. Распутин и А. Вампилов: перекрестия и созвучия. 2012).

какое произведение в распутин посвятил матери вампилова

В.Г.Распутин на могиле А.Вампилова. Иркутск.

Из семейного архива В.Г.Распутина.

Вампилов приходил и уходил, но постоянно был рядом с Распутиным и словно следил за его творчеством. Рожденные в один год (1937 г.), они оказались разными по возрасту. Один писал и старел, другой навсегда остался молодым. Так они и встречались теперь в снах и книгах – молодой Саня и постаревший Валентин Григорьевич. Оба в ранге классиков русской литературы.

Источник

Методическая разработка по литературе «Литературная игра по пьесе А.В.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Литературная игра-викторина по пьесе А.В.Вампилова

«Прошлым летом в Чулимске»

Ф.И.О.: Качкова Лариса Владимировна

Должность: учитель русского языка и литературы

Образовательная организация: МБОУ «СОШ № 31 им. А.П.Жданова» г.Братска

Актуальность данной работы заключается в том, что необходимо активизировать изучение жизни и творчества А.В.Вампилова в школе в связи с недостаточным количеством уроков в программе по творчеству Вампилова. Также необходимо расширять знания учащихся о сибирских писателях, воспитывать любовь к нашему краю.

Данное мероприятие предназначено для старшеклассников и может быть проведено на факультативном занятии или во внеклассной работе.

Цель мероприятия: заинтересовать личностью А.В.Вампилова, побудить к чтению его произведений; выявить самых внимательных и наблюдательных читателей; воспитывать любовь к малой родине через приобщение к творчеству сибирского драматурга.

Оборудование: портрет А.В.Вампилова, фотографии писателя, выставка книг драматурга, раздаточный материал, сигнальные таблички.

В игре участвуют 4 команды по 5-6 человек. За правильный ответ – 1 балл.

Слово учителя: Дорогие ребята! Наша игра посвящена одному из ярчайших драматургов Александру Валентиновичу Вампилову, 80-летний юбилей которого в 2017 году отметила наша Иркутская область и вся Россия. За свою короткую жизнь, а судьба отмерила ему всего 35 лет, драматург сумел создать свой неповторимый вампиловский театр, написать много замечательных пьес, открыть своего героя, мыслящего, остро ощущающего разлад с окружающим миром, и провести свою тему, которая в самом общем виде может быть обозначена так: победит ли живая душа рутину жизни? Произведения Вампилова по праву входят в золотой фонд отечественной литературы XX века. Сегодня мы остановимся только на одном из них: драме «Прошлым летом в Чулимске», которая стала последним произведением Вампилова. Первая публикация пьесы состоялась уже после смерти писателя в альманахе «Сибирь» (№6, 1972 год).

I тур – «Биография» ( вопросы о жизни и творчестве драматурга. Отвечает та команда, которая первой подняла сигнальную табличку.)

1.Назовите годы жизни А.Вампилова? (1937-1972) 2.Почему Вампилову было дано имя Александр? ( Мальчика назвали Александром в честь А.С.Пушкина). 3. Назовите фамилию, имя, отчество матери А.Вампилова. ( Анастасия Прокопьевна Копылова).

4. Какое произведение посвятил В.Г.Распутин матери Вампилова? («Уроки французского») 5. Где прошло детство и школьные годы А.Вампилова? ( с.Кутулик) 6. На каких музыкальных инструментах играл Саша? ( На мандолине, домре, гитаре) 7. Какой спортивной игрой увлекался в детстве А.Вампилов? ( Футбол) 8. Почему А.Вампилов не смог поступить в ИГУ в 1954г? (Не сдал экзамен по немецкому языку) 9. В 1958г в печати появилось десять рассказов молодого автора. Все они были подписаны псевдонимом. Каким? ( А.Санин) 10. Как называлась первая книга А.Вампилова, появившаяся в 1961г в Иркутске? ( «Стечение обстоятельств»)

11. Когда и как погиб Вампилов? (17 августа 1972 года на Байкале перевернулась лодка, утонул, не доплыв до берега несколько метров).

II тур – «Портретная галерея» (узнать героя пьесы «Прошлым летом в Чулимске» по его портрету. Портреты даются командам по очереди)

«Старик невысокого роста, сухой, чуть сгорбленный. Он узкоглаз, лицо у него темное, что называется прокопченное, волосы седые и нестриженые» (Еремеев)

«…не более восемнадцати лет, она среднего роста, стройна, миловидна. На ней ситцевое платье, недорогие туфли на босу ногу. Причесана просто». (Валентина)

«Двадцать восемь лет, не меньше, но и не больше. Она привлекательна. Недлинные прямые волосы, до сего момента непричесанные. Чуть близорука. Босая, в домашнем халате». (Кашкина)

«Женщина лет сорока пяти. Она моложава на вид, энергична, в движениях смела и размашиста. Одета щеголевато». (Хороших)

«Ему около сорока лет. Он в новом сером костюме, в потешной зеленой шляпе, при галстуке. Старается говорить низким голосом, но часто срывается на природный фальцет». (Мечеткин)

«Ему около пятидесяти лет. Он высок ростом, широкоплеч, кудряв. Левая нога в колене у него не сгибается – протез». (Дергачев)

«Ему тридцать два года, роста он чуть выше среднего, худощав. Во всем у него наблюдается неряшливость, непритворные небрежность и рассеянность». (Шаманов)

«Ему двадцать четыре года, на нем ярко-красная экстравагантная куртка, но одновременно грубые рабочие башмаки. Парень он крупный, неуклюжий. Взгляд чуть исподлобья, говорит басом». (Пашка)

1 команда: «Старый деревянный дом с высоким крыльцом, верандой и мезонином. На веранду дома выходят три окна и дверь, на которой прибита вывеска …..» Что на ней написано? («Чайная»). 2 команда: «В открытые ворота видна часть двора, навес, поленница под навесом, тын и калитка в огород – всюду порядок». Чей это двор? (Помигалова, отца Валентины).

3 команда: «С одной стороны из ограды выбито две доски, кусты смородины обломаны, трава и цветы помяты, а калитка палисадника распахнута и болтается косо на одной петле». Почему? (Посетители чайной ходят прямо через палисадник, не утруждая себя «лишним шагом»).

4 команда: «Из помещения чайной время от времени раздается визг ножовки, стук молотка». Что там происходит? (идет ремонт).

Сколько окон было в чайной? (3 окна)

Какую кличку имел Мечеткин? (седьмой секретарь)

Сколько километров надо было пройти до соседней Потеряихи, чтобы попасть на танцы? (5 километров).

Сколько лет Еремеев работал у геологов? (40 лет)

Сколько времени длится действие в пьесе? (одни сутки).

В какое время Шаманов назначил свидание Валентине? (в 10 вечера)

Адрес дома Валентины: улица Советская, дом ……. (34).

V тур – «Внимательный читатель» (Команды выбирают карточку с изображением вещи, предмета. Определить, какому герою в пьесе принадлежит данный предмет)

VI тур – «Суперблиц» (Каждая команда отвечает на 3 вопроса без обдумывания).

Еремееву уже 74 года, но он до сих пор не получает пенсию. Почему?( работал проводником у геологов, но нет документов, подтверждающих это).

Первоначальное название пьесы? («Валентина»).

Кто в пьесе охотится в тайге? (Еремеев).

Кто из героев мечтает: «Скорей бы на пенсию»? (Шаманов)

Назовите профессию Валентины. (официантка)

Есть ли в Чулимске железная дорога? (нет, но через несколько лет должна пройти).

Этот герой ежедневно пил простоквашу в чайной. (Мечеткин).

Назовите национальность Еремеева. (эвенк).

Назовите любовный треугольник в пьесе. (Валентина влюблена в Шаманова, в нее влюблен Пашка, а сватается к ней Мечеткин).

Подведение итогов игры. Определение команды-победительницы и самых внимательных читателей. Пока жюри подводит итоги, командам предлагается последнее задание «Собери фразу» (из разрозненных слов сложить высказывание В.Распутина о Вампилове)

Краткое заключительное слово учителя.

1.Беспрозванный Л.В. На любительской сцене. –Иркутск,1997

2. Вампилов Александр. Старший сын (пьесы). – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1977

3. Лаховский Андрей. Место, куда хочется вернуться. – Газета «Право выбора» № 4(5) 27.02.2006

«Советская Россия» №185 11 августа 1989

5.Сушков Б.Ф. Александр Вампилов. – Москва, 1989

Источник

«В.Г.Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»

Русская литература советского периода известна читателям гораздо меньше, нежели литература девятнадцатого века. А между тем из неё можно подчеркнуть огромное количество ценной информации о нравах и быте советского народа, понять, что волновало писателей, живших в эти интересные и непростые времена.

Творчество Валентина Распутина может в полной мере удовлетворить этот интерес. Он, как никакой другой советский писатель, понимал свой народ, его надежды, его печаль и трудности, которые приходится ему преодолевать. В этом плане наибольший интерес представляет его рассказ «Уроки французского», разбор которого представляет Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:

В.Г.Распутин «Уроки французского» презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

В.Г. Распутин Отражение трудностей военного времени в повести « Уроки французского»

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) Является продолжателем традиций русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Безумию и суетному существованию противопоставляет мудрость, бережное отношение к миру, к человеку, к природе. Главные слова в его творчестве – совесть и память.

Биография Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

Рассказ «Уроки французского» Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Словарная работа Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области. Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный заём).

Вопросы О чем говорит название рассказа? От чьего лица ведется повествование? Почему? О каком времени пишет автор? Как жилось в деревне? Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его?

Вопросы Почему герой рассказа начал играть в « чику »? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? Почему Вадик и Птаха избили его? Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

Вопросы Как ведёт себя герой на следующий день после драки? Как учительница выясняет, что случилось с героем? Какие чувства испытывает герой? Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?

В.Г. Распутин Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы

Лидия Михайловна Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде…» О чём мы можем судить по портрету героини? Для чего Распутин поместил этот портрет? Что было бы, если бы портретная характеристика не существовала?

Поразмышляем… Какими чертами обладала Лидия Михайловна? Приведите цитаты из текста. Что бы вы выбрали: иметь деньги, но не иметь друзей или иметь друзей, но при этом мало денег? Почему? Хотели бы вы помочь герою, как помогла ему Лидия Михайловна?

Главный герой Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.

Вопросы Почему Лидия Михайловна решилась на игру в « замеряшки » со своим учеником? Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Характеристика главных героев нравственная стойкость ; жажда знаний ; чувство собственного достоинства. «учительница загадочного французского языка»; умная и красивая; « особенное какое-то сказочное существо …»; « человек необыкновенный, не похожий на всех остальных». чувство собственного достоинства; доброта; смелость; милосердие; чуткость; щедрость; отзывчивость. Мальчик Лидия Михайловна

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. Какую роль играет послесловие? Выводы

В.Г. Распутин Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского» Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы

Понятие «УРОК» Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок. Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки. Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы. То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. Жизненный урок. Перен. Устар. Поучения, наставления. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я.

Тема и идея рассказа Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Идея рассказа «Уроки французского »: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность. Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Смысл названия Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, … перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя». Нравственное значение рассказа – в воспевании вечных ценностей – доброты и человеколюбия.

Итоги В рассказе «Уроки французского» В. Г. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной.

Направление и жанр

«Уроки французского» были созданы в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его герои, их слова и действия, дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатель может поверить в то, что описанные Распутиным события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Смысл названия

В качестве названия для своего рассказа «Уроки французского» Распутин взял наименование дополнительных занятий главного героя с учительницей. Это подчёркивает основную идею произведения, ведь именно эти дополнительные занятия становятся кульминацией отношений учительницы и ученика. Занимаясь французским языком после школы, они становятся настоящими друзьями.

Эти уроки являются важной школой жизни для героя, которая способствует его становлению как человека. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеют второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.

Композиция и конфликт

Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура произведения «Уроки французского» классическая:

В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.

Суть: о чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Уроки французского краткое содержание

Рассказ «Уроки французского» Распутин написал в 1973 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Советская молодежь». Рассказ написан в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого Валентина Распутина. На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Уроки французского».

Главные герои Главный герой, рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе. Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять». Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику». Краткое содержание

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после». Главный герой пошел в 5-й класс в 48-м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать» у знакомой. Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне признавался за грамотея». В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком – ему не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза». На новом месте главный герой сильно похудел – передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.

*** Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в «чику». Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать передавала ему пять рублей на молоко – мальчику его нужно было пить «от малокровия». Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игр» и спровоцировал драку. Рассказчика сильно избили.

*** На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Женщина была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко. Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время хотелось есть». Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу. Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили. Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.

*** Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому. Учительнице было жалко мальчика, она постоянно предлагала ему поужинать, но тот каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил. Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы – у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался забрать продукты себе.

*** Занятия по французскому продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно выговаривать французские слова, ощущал в гостях у женщины себя более свободно. Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку» – «наказание превращалось в удовольствие». Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать» ее директору, женщина показала, как играть в «замеряшки». Немного поиграв «понарошку», Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему». Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш. «Знать бы нам, чем это все кончится…» В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он сильно возмутился.

*** «Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет – тут виновата она. «И больше я ее никогда не видел». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.

Заключение В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Рекомендуем не только прочесть краткий пересказ «Уроков французского», но и ознакомиться с полным вариантом произведения.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои рассказа «уроки французского»характеристика
главный герой
(образ распутина в рассказе)
безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности.
лидия михайловнаучительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место.
директор школы, василий андреичхолодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом».

СПАДИЛО.РУ

мальчик (ученик 5 класса), мать мальчика, Лидия Михайловна (учитель французского языка), Василий Андреевич (директор школы)

Федя (сын квартирной хозяйки), Вадик (ученик 7 класса), Птаха (второгодник), Тишкин (одноклассник мальчика)

Распутин В.Г. |
Дата публикации:
1973 |
Форма произведения:
рассказ |
Жанр:
социальный |
Время событий:
первая половина XX века |
Место событий:
Россия |
В школе:
6 класс |
Возраст:
подростки |
Время чтения:
до 1 часа |

фильм (СССР, 1978 год, реж. Евгений Ташков)

детство, материнство, милосердие и жестокость, образование и воспитание, одиночество, ответственность

Новая школа

К новым условиям мальчик привыкал тяжело, он постоянно скучал по дому, к тому же, ему плохо давался французский язык. Кроме этого, его мучило постоянное, непреодолимое чувство голода. Мать, однажды увидев похудевшего сына, хотела отвезти его назад, в деревню, но он не согласился, потому что не в его характере было так легко сдаваться трудностям.

Каждую неделю мальчику приходили посылки от матери, но продукты, которые она отрывала от себя, до него почти не доходили. Он не хотел обвинять тетю Надю или ее детей в воровстве, ему лишь было очень обидно за мать. Тем не менее, голод все больше давал о себе знать, иногда он становился просто невыносимым. Не помогали и походы на рыбалку, потому что ничего не удавалось поймать, кроме нескольких мелких рыбешек. Чаще всего голод перед сном мальчик заглушал простым кипятком.

Иллюстрация к рассказу В. Распутина «Уроки французского». Художник Игорь Пчелко

Как-то раз он стал свидетелем мальчишеской игры в чику на деньги. Правила он понял сразу и начал играть с ребятами, среди которых был и его одноклассник Тишкин. Играли каждый день, но выигрыш был очень маленький. Больше всего везло Вадику, потому что он научился почти незаметно жульничать. Когда мальчик попытался намекнуть ему на это, тот сильно его избил.

Учительнице французского языка Лидии Михайловне стало известно о происшествии от других учеников. Когда она узнала, что наш герой играет на деньги – то решила побеседовать с ним. Лидия Михайловна была уверена, что выигрыш мальчик тратит на сладости, она не знала, что на самом деле он покупает для себя молоко, поэтому жестко запретила ему играть на деньги.

Мальчик больше не присоединялся к игрокам, но дело осложнялось тем, что у его мамы теперь не было возможности присылать еду так часто, как раньше. Поэтому, ежедневно испытывая мучительный голод, он снова начал играть. Выигрышные суммы были совсем маленькими, но однажды он выиграл целый рубль и снова был избит.

Занятия с Лидией Михайловной

Увидев, что мальчика снова избили, учительница решила заниматься с ним индивидуально. Несколько занятий были посвящены правильному произношению, затем местом дополнительных уроков стал дом Лидии Михайловны. Она прекрасно понимала, что ребенок не доедает, и всегда приглашала его поужинать, но мальчик отказывался и сразу начинал собираться домой.

Однажды во время занятий ему сообщили, что внизу его ждет посылка. Подумав, что это от мамы, он с нетерпением бросился открывать ее. Увидев, что там лежат продукты, которые никогда не продавали в их деревне, он понял, кто отправитель этой посылки. В ней лежали макароны, гематоген и сахар. Он пошел домой к Лидии Михайловне и вручил ей посылку, наотрез отказавшись принять ее.

Но внеклассные уроки французского он посещал неукоснительно и вскоре стал делать заметные успехи в произношении французских слов. Незаметно для себя у него открылся «вкус к языку». Лидия Михайловна во время его посещений старалась создать как можно более непринужденную обстановку, и через некоторое время мальчик стал чувствовать себя совершенно свободно.

Замеряшки

Однажды учительница удивила мальчика признанием, что в детстве тоже играла на деньги. Только игра эта называлась «замеряшки» и у нее были немного другие правила. Прежде чем показать, как играть в эту игру, Лидия Михайловна попросила мальчика, чтобы он никому не рассказывал об этом, особенно директору школы.

После нескольких пробных партий учительница предложила начать играть по-настоящему. Мальчик быстро усвоил все правила и потихоньку начал выигрывать. Так как играли они почти каждый день, у него стали появляться деньги не только на молоко, но и на сливки. Иногда он переживал, что берет деньги у учительницы, но мысль о том, что это честный выигрыш, успокаивала его.

Все внезапно закончилось одним из вечеров, когда в пылу спора из-за игры дверь распахнулась, и на пороге появился директор школы. Увидев, что педагог играет с учеником на деньги, он был шокирован.

Через несколько дней Лидия Михайловна покинула школу и уехала на Кубань. При прощании оба знали, что это их последняя встреча. Больше они никогда не виделись. После новогодних каникул на имя мальчика пришла посылка. Открыв ее, он увидел макароны и три красных яблока.
Ирина Зарицкая | | | Оценить:

Тематика рассказа «Уроки французского» всегда актуальна для тех, кто пережил трудности в школьные годы. Если ее нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

Сюжет

Действие рассказа происходит в 1948 году. Герой произведения — одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведётся повествование. До одиннадцати лет он жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа, и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всему собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод ещё сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе всё нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тёти Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка: ему не давалось его произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнаёт, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублём, а заставили играть дальше. Семиклассник Вадик, лучший игрок в «чику» и местный заводила, спровоцировал драку, в которой, конечно, у нашего героя не было шансов на победу…

На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый, и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из-за застенчивости и гордости.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала мальчику и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он недоедает. Но он упорно не принимал помощи благородной учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал её обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки» («пристенок»). А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником преступлением, «совращением», но так и не разобрался по существу, что заставило её пойти на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и даже с яблоками, которых мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна — добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чём не винит мальчика и не забывает о нём.

Проблемы

Проблематика рассказа «Уроки французского» состоит из вечных проблем, которые всегда будут волновать читателей. Если и она нуждается в дополнении, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

какое произведение в распутин посвятил матери вампилова

какое произведение в распутин посвятил матери вампилова

Проблема пробуждения совести

Лидия Михайловна искренне хочет помочь ему и под предлогом занятий французским языком приглашает его к себе домой. Учительница всегда пыталась накормить ребенка, но гордость и чувство собственного достоинства не позволяли ему принимать еду.

Лидия Михайловна все таки нашла способ помочь мальчику, она предложила ему на деньги играть в уже известную игру. Учительница часто поддавалась, таким образом, каждый день обеспечивая своего ученика деньгами на сытный обед.

Помогая мальчику, учительница хитростью отвела его от сомнительной компании, а также не пошла врознь его принципам. Героиня Лидии Михайловны тот лучик добра, в котором так нуждаются обездоленные люди. Она не осталась равнодушной к беде маленького человека, а охотно принялась помогать ему, рискуя потерять работу.

Автор в своем рассказе, как свойственно ему, прославляет человеческую доброту и благородные порывы. Ведь и мальчик, и учительница были честнейшими людьми, с гуманистической системой ценностей. В рассказе также остро поднимается тема социальной незащищенности маленьких детей, которые вынуждены самостоятельно зарабатывать деньги на самое необходимое пищу.

Главная мысль

Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Но смысл рассказа «Уроки французского» заключается в том, чтобы показать, что даже в такой ситуации можно и нужно оставаться добродетельным, стойким и хорошим человеком. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.

Основная идея рассказа «Уроки французского» состоит в том, что исправить обстановку в стране один человек не может, но в его силах сделать хоть что-нибудь для того, чтобы всем жилось лучше. Выручая талантливого ученика, Лидия Михайловна вкладывала в будущее своей страны, чтобы такие, как он, чего-то добились в жизни и также помогали людям.

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа, который создал Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения показывает, что посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами – городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нем мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребенка, преподал читателю уроки человечности.

какое произведение в распутин посвятил матери вампилова

Идея рассказа состоит в том, чтобы мы учились чувствам, а не жизни у книг. Распутин отмечает, что литература – это воспитание чувств, таких как благородство, чистота, доброта.

Чему учит?

Автор в рассказе «Уроки французского» осуждает лицемерие, грубость, равнодушие и эгоизм, которые порождают в людях жизненные трудности. Таковы нравственные уроки произведения. Даже несмотря на тяжелые обстоятельства, нужно сохранять человечность и отзывчивость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *