какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны

Итоговый тест по литературе за год

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольно- измерительные материалы по литературе (итоговый тест)

1. Спецификация работы

Работа по литературе для обучающихся 11 класса состоит из двух частей.

Часть А предполагает выбор правильного ответа. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов за 1 задание – 10.

Вопросы уровня В требуют краткого ответа. За каждое верно выполненное задание начисляется 2 балла. Максимальное количество баллов за 2 задание – 10.

На выполнение работы рекомендуется отвести 40 минут.

2. Оценивание работы.

1. Какого писателя XX в. называли «Буревестником революции»?

а) А. П. Чехова б) М. Горького

в) В. В. Маяковского г) С. А. Есенина

2. В каком году родился А.И.Солженицын?

а) 1918 г. б) 1919 г. в) 1920 г. г 1921 г.

3. О каком событии А. Ахматова в поэме «Реквием» писала:«Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река…»?

а) Великая Отечественная война; б) революция;

в) эмиграция друзей-поэтов; г) арест мужа и сына.

4.Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?

а) А. И. Солженицын б) Б. Л. Пастернак

в) И. А. Бунин г) М. А. Шолохов

5. Назовите автора следующих строк.

Во всем мне хочется дойти До сущности протекших дней,

До самой сути. До их причины,

В работе, в поисках пути, До оснований, до корней,

В сердечной смуте.До сердцевины.

а) В. В. Маяковский б) Б. Л. Пастернак

в) А. А. Блок г) С. А. Есенин

6. Определите жанр «Тихого Дона» М. А. Шолохова.

а) роман-путешествие б) любовный роман

в) роман-эпопея г) авантюрный роман

7. «Книга про бойца» является подзаголовком:

а) поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

б) рассказа А. Н. Толстого «Русский характер»

в) рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

г) романа К. М. Симонова «Живые и мертвые»

8. Какой поэт написал стихотворение, посвященное погибшему дипломатическому курьеру Теодору Нетте?

а) С. А. Есенин б) В. В. Маяковский

в) А. А. Блок г) А. Т. Твардовский

9. Назовите писателя второй половины XX в., который был киноактером, сценаристом и режиссером кино.

а) Ю. В. Трифонов б) В. П. Астафьев

в) В. Г. Распутин г) В. М. Шукшин

10. Браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Как называется повесть, посвященная этой проблеме.

а) «Печальный детектив»

б) «Пастух и пастушка»

г) «Последний поклон»

1. Перечислите всех Нобелевских лауреатов в области русской литературы. Запишите их в хронологической последовательности.

2. Определите автора этих строк.

Корабли постоят и ложатся на курс,

Но они возвращаются сквозь непогоды.

чтобы снова уйти на полгода.

3. Кто из русских литераторов первым возглавил основанный в 1934 году Союз писателей СССР?

5. Укажите романс, написанный на стихи М.И.Цветаевой.

Контрольно- измерительные материалы по литературе (итоговый тест)

1. Спецификация работы

Работа по литературе для обучающихся 11 класса состоит из двух частей.

Часть А предполагает выбор правильного ответа. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов за 1 задание – 10.

Вопросы уровняВ требуют краткого ответа. За каждое верно выполненное задание начисляется 2 балла. Максимальное количество баллов за 2 задание – 10.

На выполнение работы рекомендуется отвести 40 минут.

2. Оценивание работы.

1.Что послужило причиной ареста Солженицына?

а) нарушение приказа командованияб) дезертирство

в) критика Сталина и Ленинаг) антисоветская пропаганда среди солдат

2. Какому поэту принадлежат слова «Ведь если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»?

а) А. А. Блоку б) С. А. Есенину

в) В. В. Маяковскому г) Б. Л. Пастернаку

3. Как называется новеллистический цикл В. П. Астафьева, целостность которого обеспечивается единым художественным пространством — «рекой жизни» Енисеем, единой темой — связи Человека и Природы, единым образным миром?

а) «Последний поклон»б) «Царь-рыба»в) «Затеси» г) «Пастух и пастушка»

4. Каким образом раскрывается тема «человек и природа» в раннем творчестве С. А. Есенина?

а) человек — преобразователь природы

б) человек и природа антагонистичны

в) природа враждебна человеку

г) человек находится в гармонии с природой

5. Назовите автора следующих строк.

А ты прекрасна без извилин, И шелест новостей и истин.

И прелести твоей секрет Ты из семьи таких основ.

Разгадке жизни равносилен.Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

а) В. В. Маяковский б) Б. Л. Пастернак

в) А. А. Блок г) С. А. Есенин

6. Укажите, какое произведение называют «поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны».

а) «Василий Теркин» А. Т. Твардовского

б) «Пулковский меридиан» В. М. Инбер

в) «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц

7.Кто из писателей XX в. создал эпическое произведение о «земле, любви и воле»?

а) М. Горький «Жизнь Клима Самгина»

б) А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

в) М. А. Булгаков «Белая гвардия» г) М. А. Шолохов «Тихий Дон»

8.Назовите писателя второй половины XX в., который был актером и певцом.

а) В.С.Высоцкий б) В. П. Астафьев

в) Б.Окуджава г) В. М. Шукшин

9. Кто из писателей с 1946 по 1954 был генеральным секретарём и председателем Союза писателей СССР?

а) М.В.Шукшин б) К.М.Симонов

в) А.М.Горький г)А.А.Фадеев

10.В каком году Солженицын вернулся в Россию:

а) 1995 б) 1999 в) 1994 г) 2001

1. В конце XIX-начале XX века в литературе сформировалось три основных модернистских течения «новой литературы». Перечислите их.

2. Определите автора этих строк.

Вдох глубокий. Руки шире.

Не спешите, три-четыре!

Бодрость духа, грация и пластика.

3. Назовите экранизированный роман, который является примером мужества, патриотичности, выносливости, смелости молодых людей во время Великой Отечественной войны. Укажите автора романа.

5. Укажите известные вам песни на стихи Б.Л.Пастернака.

1-И.А.Бунин, М.А.Шолохов, Б.Л.Пастернак, А.И.Солженицын, И.А.Бродский

5-Мне нравится, что Вы больны не мной.

1- символизм, акмеизм, футуризм

3- «Молодая гвардия» А.А.Фадеев

4- Гротеск-это художественный приём намеренного искажения чего-либо, причудливого соединения фантастического с жизнеспособным;

5- Свеча горела; Никого не будет в доме.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация по русскому языку на тему «В.И.Даль»(5-6 класс)

Разработка урока по «Культуре речи» 11 класс

Статья «Работа с иллюстрациями на уроках литературного чтения в начальной школе.»

Разработка внеклассного мероприятия «Час народной мудрости»

Статья » Неделя русского языка и литературы в школе»

5 класс. Тест «Синтаксис»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5271085 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны

какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

А. Т. Твардовский. „Василий Тёркин” – поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны

Урок «А. Т. Твардовский. „Василий Тёркин” – поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны» продолжает знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. Т. Твардовского, развивает творческое воображение, эмоционально-эстетические возможности речи обучающихся, воспитываеть чувство национальной гордости, стремление к самообразованию и самовоспитанию.

Просмотр содержимого документа
«А. Т. Твардовский. „Василий Тёркин” – поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны»

Алексанова Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ-лицея № 22 имени А. П. Иванова города Орла.

Тема урока: «А. Т. Твардовский. „Василий Тёркин” – поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны».

Технологии: интеграционная (литература, русский язык, история, искусство); компьютерная.

Цель: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. Т. Твардовского; развивать творческое воображение, эмоционально-эстетические возможности речи обучающихся; воспитывать чувство национальной гордости, стремление к самообразованию и самовоспитанию.

формирование духовно-нравственных качеств личности, нравственных ориентиров;

развитие эмпатийных качеств личности;

обучение использованию различных источников информации для решения коммуникативных задач;

стремление к речевому самосовершенствованию;

создание ситуации для творческой самореализации обучающихся.

излечение информации из разных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободное пользование художественной и справочной литературой;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

определение целей предстоящей исследовательской, творческой деятельности, последовательности действий; оценка её результативности, осуществление самоконтроля (регулятивные универсальные учебные действия);

формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств (коммуникативные универсальные учебные действия);

смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).

развитие навыков анализа художественного текста и способов выражения собственного отношения к прочитанному;

формирование коммуникативных и речевых умений на основе работы с текстом.

мультимедийная презентация (включает фотографии А. Т. Твардовского (разных лет), иллюстрации О. Верейского к поэме «Василий Тёркин», репродукцию картины Ю. Непринцева «После боя», фотографию памятника А. Т. Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске; см. «Приложения»);

аудиозаписи (музыкальный фон присутствует на протяжении всего урока):

— попурри на темы песен военных лет (для баяна):

выставка книг А. Т. Твардовского, различных изданий «Василия Тёркина», книг, посвящённых писателю;

газетные и журнальные публикации о писателе;

творческие работы обучающихся, посвящённые А. Т. Твардовскому.

На предыдущем уроке учащиеся познакомились с кратким рассказом о поэте и историей создания поэмы «Василий Тёркин», получили домашнее задание: чтение поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»; слушание актёрского чтения (фонохрестоматия к учебнику, ресурсы Интернета); работа в группах («Актёры» готовят исполнение эпизодов поэмы, «Литературоведы» и «Искусствоведы» работают с критической литературой о писателе, мемуарными материалами, отбирают необходимые для рассказа, выучивают их; «Музыканты» подбирают музыкальное сопровождение; «Художники» работают над оформлением урока, подготовкой презентации); словарная работа.

1. Человек, совершающий подвиги, необычайный по своей храбрости доблести, самоотверженности.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

Гуманизм – гуманность, человечность в отношении к людям; гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчасть­ем, горем.

1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

2. Одобрительное, благожелательное отношение.

(Отметим, что среди слов есть синонимы. (Сочувствие – сострадание).

Поэма, композиция, портрет, диалог.

(Слова и их толкования включены в презентацию урока.)

Курсивом указана деятельность обучающихся.

I. Организационный этап

(Звучит мелодия песни военных лет; далее музыка звучит по ходу урока.)

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

(Укажем вопросы, предполагаемые ответы, комментарии учителя.)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Ученик читает вступление к поэме. (Возможно использование фрагментов т/ф «Василий Тёркин»: А. Твардовский. Читает Олег Табаков).

Учитель. «Василий Тёркин» Александра Трифоновича Твардовского, без всякого сомне­ния, не только одно из самых значительных произведений нашей литературы, но и одна из самых ярких, замечательных поэм за всю историю русской поэзии.

Строго говоря, «Тёркин» – не вполне поэма. Сам автор дал ей определение «книга про бойца». Да, это книга про бойца, книга про войну, книга про Россию. Это народная эпопея, исполненная блестящими литературными средствами.

Словом, книга про бойца

Без начала, без конца.

Почему так – без начала?

Потому, что сроку мало

Начинать её сначала.

Почему же без конца?

Просто жалко молодца.

У книги всё-таки оказался конец, но этот конец совпал с концом самой войны. Заключительная глава («От автора») была опубликована в мае 1945 года. Таким образом, Тёркин, как и его автор, исполняя свой долг, прошёл весь тяжелейший путь войны.

– Какое впечатление произвёла на вас поэма? Какие чувства вызвала?

– К. М. Симонов говорил: «Писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

– Как вы поняли, почему писать о войне трудно?

– Справился ли с этой трудной задачей А. Т. Твардовский в поэме «Василий Тёркин»?

III. Целеполагание и планирование

Формулирование темы урока.

Формулирование целей учебной деятельности.

Корректировка темы и целей урока.

– Как бы вы могли сформулировать тему нашего урока?

– Как бы вы сформулировали цели нашего урока? (Слайд.)

– Сегодня мы будем говорить о жизни народа на крутых переломах, поворотах истории, о картинах жизни воюющего народа, реалистической правде о войне, о поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» как поэтической энциклопедии Великой Отечественной войны. (Записывается дата и тема урока.) (Слайд.)

IV. «Открытие» нового знания

смысловое чтение текста, выразительное чтение.

Формулирование и аргументация собственного мнения.

Толкование значений слов.

Фиксация наблюдений и размышлений в тетрадях.

Учитель. Кто же он такой, Василий Тёркин, этот один из самых обаятельных и легендарных литературных героев?

Ученики. Это обыкновенный рус­ский труженик солдат, неунывающий человек. Он очень храбр, шутник, балагур, и в то же время, когда нужно, исполнен серьёзно­сти, понимания своего долга, своих задач.

Рассказывая, как они выходили из окружения, пробиваясь на восток, Теркин говорит о своём командире:

Из бойцов. Мужчина дельный.

Местность эту знал вокруг.

Я ж, как более идейный,

Был там как бы политрук.

Таким образом, – не по должности, конечно, а по призванию – он считает себя политруком, обязанным поднимать дух бойцов. Это одна из главных черт характера Тёркина.

Идёт война – тяжелейшая, долгая. Сколько гибнет на­роду – «наших стриженых ребят»!

Как прохватывает ветер,

Как луна теплом бедна!

Ах, как трудно всё на свете:

Служба, жизнь, зима, война.

Тем и силён Тёркин, что это не какой-то сказочный персонаж. Не сказочный богатырь былинный, который

Русской ложкой деревянной

Восемь фрицев уложил! –

а именно простой советский солдат, который идёт сквозь немысли­мую войну и сохраняет стойкость и присутствие духа.

Конечно, Василий Тёркин – собирательный образ. Но написан он столь живо, что многие во время войны считали его реально су­ществующим лицом, своим товарищем.

Учитель. В книге очень много таких сведений о герое, которые можно было бы назвать анкетными данными. Посмотрим.

Ученик. Тёркин Василий Иванович. Год рождения – при­мерно 1917-й, потому что перед войной он служил ещё на действи­тельной службе, в финскую воевал за рекой Сестрой, а затем был демобилизован и снова из запаса – «в строй с июня, в бой с июля».

Место рождения – Смоленская область. Он земляк автора: род­ные его места – Ельня, Глинки.

Социальное происхождение – из крестьян.

Семейное положение – холост.

Известен даже его рост. Он невысокий, весит килограммов примерно шестьдесят, потому что в книге сказано:

И, четыре пуда грузу

Через борт ввалился в кузов,

Постучал: давай, крути.

Так что мы очень хорошо представляем себе Тёркина.

– Кто же такой Василий Тёркин – только герой поэмы А. Т. Твардовского или ещё и настоящий герой, совершающий подвиги?

(Слайд: иллюстрация «Тёркин» О. Верейского к поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

Ученик. Поэт К. Я. Ваншенкин вспоминал: «Во время войны сам я был молодым солдатом: в семнадцать лет ушёл в армию из школы, из десятого класса. И вот там я встретился с Тёркиным. Началось с того, что наша дивизионная газетка перепечатала главу «Переправа»:

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда.

А что это такое – «берег левый, берег правый»? Левый берег, где мы, – низкий, пологий; правый, где закрепился противник, – высокий, обрывистый. И вот попробуй форсировать эту преграду! Меня тогда глава «Переправа» просто поразила, в особенности строки:

И усталая с похода,

Что б там ни было, – жива.

Дремлет, скорчившись, пехота,

Сунув руки в рукава.

Здесь исключительно точно уловлены жест и поза лежащего на земле солдата, когда «корни жмут под ребра», и само состояние души. Да это и неудивительно, потому что Твардовский сам в армейской шинели прошёл рядом с солдатом всю войну.

Ученики читают главу «Переправа». (Слайд.)

– «В нём (Тёркине) – пафос пехоты, войска самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти», – писал А. Т. Твардовский.

– Как вы понимаете значение словосочетания «пафос пехоты»?

– Почему, по-вашему, А. Т. Твардовский своего героя сделал пехотинцем?

– Ко времени работы над «Василием Тёркиным» Твардовский как выдающийся художник достиг зрелости. С точки зрения поэтического мастерства «Тёркин» написан совершенно блистательно. Посмотрите, как Твардовский одной строкой, всего несколькими словами создаёт целую картину, которая рассказывает нам об очень многом.

Ученики. Вот остановилась в лесу зимой танковая колонна – и поэт гово­рит:

Зол мороз вблизи железа.

Сразу ощущается леденящий холод. От громадного количества стали кажется, что вокруг ещё холоднее.

Или другой пример: лежит солдат во время налёта вражеской авиации,

Заслонясь от смерти чёрной

Только собственной спиной.

Как много за этими строчками!

От окопов пахнет пашней.

Сразу ощущается тоска по родине, по родной деревне, по кре­стьянской работе. И всё это – за одной строкой.

Учитель. Василий Тёркин как персонаж чрезвычайно ярок. Он окружён множеством второстепенных героев, но они ни в коей мере не являются статистами или просто фоном. Это живые люди! (Слайды.)

Ученики. Тёркина на войне сопровождают и танкисты, которые вывезли его после ранения, а потом подарили гармонь своего товарища – погибшего командира. И старик со старухой, которым Тёркин чи­нит часы, и старуха, которая угощает его яичницей на сале:

И, страдая до конца,

Разбивает два яйца.

Среди персонажей «книги про бойца» есть и другой, рыжий Тер­кин. И солдат, потерявший кисет. И девушка, совершающая обход в палате. И генерал, который на войне

Твой ЦК и твой Калинин.

Суд. Отец. Глава. Закон.

Замечательно написан «лейтенант щеголеватый», который ве­дёт взвод зимой в атаку. Посмотрите, как это написано:

Только вдруг вперёд подался,

Чёткий след его прервался

И нырнул он в снег, как в воду,

Как мальчонка с лодки в вир.

И пошло в цепи по взводу:

– Ранен! Ранен командир.

Подбежали. И тогда-то,

С тем и будет не забыт,

Я не ранен. – Я убит.

Учитель. Даёт ли, на ваш взгляд, поэма А. Т. Твардовского реальное представление (или оно приукрашено?) о Великой Отечественной войне?

В. Г. Белинский, как известно, назвал роман в стихах «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». «Василия Тёркина» можно было бы назвать энциклопедией солдатской жизни, энциклопедией русской жизни на войне. Действительно, у А. Т. Твардовского мы находим множество всевозможных обстоятельств и деталей жизни солдат. Тут и о пище, и о сне, и о шинели, и об оружии, и о сапогах, и о танках, и о самолётах, и о любви солдата. И, конечно, самое главное – это непосредственно о бое; бой в «Василии Тёркине» изображён с огромной художественной силой.

И написано всё это настолько достоверно именно потому, что А. Т. Твардовский видел войну вблизи, сам прошёл через неё.

Ученик. В «книге про бойца» герой и автор близки. Они часто как бы проникают один в другого, а само повествование сливается с лирическими отступлениями. Поэт говорит об этом читателю:

И скажу тебе, не скрою,

– В этой книге там ли, сям

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за всё кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Тёркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Учитель. Вспомним замечательную «речь к родимой стороне» – полное боли и счастья обращение к родной земле, только что освобождённой нашими войсками. Здесь даже трудно решить, кто же это, соб­ственно, говорит – простой солдат Вася Тёркин или великий поэт А. Т. Твардовский?

Ученик читает отрывок из поэмы:

Здравствуй, пёстрая осинка,

Ранней осени краса,

Здравствуй, Ельня, здравствуй, Глинка,

Здравствуй, речка Лучеса.

Мать-земля моя родная,

Я твою изведал власть,

Как душа моя больная

Издали к тебе рвалась!

Я загнул такого крюку,

Я прошёл такую даль,

И видал такую муку,

И такую знал печаль.

. Я иду к тебе с востока,

Я тот самый, не иной.

Ты взгляни, вздохни глубоко.

Встреться заново со мной.

Мать-земля моя родная,

Ради радостного дня

Ты прости, за что – не знаю,

Только ты прости меня.

Учитель. Автор и его герой прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной, выстояли, выжили и рассказали нам правду о Великой Отечественной войне.

А мы с вами давайте читать эту книгу с улыбкой – весёлой, а иногда, может быть, и грустной. Во всяком случае, с улыбкой той радости, которую всегда доставляет истинно художе­ственное произведение.

V. Включение нового знания в систему знаний

Учитель. Только великие произведения поэзии дарят наслаждение всем людям – и тем, кто редко берёт в руки стихи, и тонким ценителям. «Василий Тёркин» – из таких книг. Читать и перечитывать её можно бесконечно. Я, например, всякий раз нахожу для себя в «Василии Тёркине» что-то новое, то, чего не замечала прежде.

А. Т. Твардовский говорит в заключительной главе о своих читателях, которые не дожили до великой Победы, которые читали эту книгу, но не успели прочитать её до конца:

Скольких их на свете нету,

Что прочли тебя, поэт,

Словно бедной книге этой

Много, много, много лет.

И сказать, помыслив здраво:

Что ей будущая слава!

Что ей критик, умник тот,

Что читает без улыбки,

Ищет, нет ли где ошибки, –

Горе, если не найдет.

(Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим.

– Слова о том, что война прошла по каждой семье, для меня, как и для миллионов других людей, – не просто слова. Те, кто воевал, и те, кто пережил эту войну, и мы, их внуки, жили в одной большой стране, которую они защищали – и после тяжелейших первых лет войны смогли выгнать нацистов и освободить Европу.

Как бы ни менялись границы, должна сохраняться связь между людьми. У нас есть общий язык, общая память, общая вера, общая история, общая любовь. Это главное!

В поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» – и лихость, и широта, и грусть, и боль. Созданная в суровую пору, живёт и будет жить эта книга о войне, о солдате, о русском характере, о нашем народе, о его подвиге!

VI. Рефлексия и оценивание

Формулирование собственных высказываний;

осознание возникающих трудностей;

оценка своих достижений.

– О чём заставил нас задуматься А. Т. Твардовский?

– Оцените вашу работу на уроке, используя конверты-треугольники.

какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны какое произведение твардовского называют поэтической энциклопедией великой отечественной войны

1) Красный. Урок был полезен для меня. Я активно работал. Я понимал всё, о чём говорилось.

2) Жёлтый. Урок был интересен. Я принимал в нём участие. В основном мне всё было понятно.

3) Зелёный. Я получил от урока мало пользы. Я не принимал в нём участия. Я не понимал, о чём говорилось на уроке.

VII. Домашнее задание Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Почему поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» можно назвать «поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны»? 2. Какая правда о войне отразилась в поэме «Василий Тёркин»? 3. А. Т. Твардовский говорил о Тёркине, что это «обыкновенный парень», что «парень в этом роде» найдётся в любой роте. Словарь даёт следующие значения слова «обыкновенный»: обычный, ничем не выделяющийся, заурядный. А какое значение вкладывает автор в это слово? 4. Буктрейлер по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (по желанию).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *