какое произведение о родине написал романовский

С. Т. Романовский рассказ Русь отрывок.

Есть у слова «русь» и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!
— На русь? — ахнул я.
— На русь, — подтвердила хозяйка.
— На русь?!
— На русь.

Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, — и нет его, откажется от него хозяйка. Или мне послышалось? Записать надо слово. Достал карандаш и бумагу. В третий раз спрашиваю:
— На русь.
Хозяйка не ответила, губы поджала, обиделась. Сколько, мол, можно спрашивать? Для глухих две обедни не служат. Но увидела огорчение на моём лице, поняла, что я не насмехаюсь, а для дела мне нужно это слово. И ответила, как пропела, хозяйка:
— На русь, соколик, на русь. На самую, что ни на есть, русь.

Осторожней осторожного спрашиваю:
— Анна Ивановна, не обидитесь на меня за назойливость? Спросить хочу.
— Не буду, — обещает она.
— Что такое — русь?
Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни:
— Светлое место!

Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Мне всегда виделся невечерний свет в русом имени твоём, коротком, как вдох счастья.

Тут уж никуда не денешься. Тут всё из первых крестьянских уст.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Рассказы о Родине. С.Романовский. «Москва». 1-й класс

Класс: 1

I. Организационный момент. Введение в тему урока.

— У поэта Михаила Матусовского есть хорошие стихи:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять:

Работа с книжками-самоделками со стихотворениями о Родине.

— Составим модель обложки к книжкам-самоделкам. (Учитель составляет модель обложки на доске.)

какое произведение о родине написал романовский

— У каждого стихотворения есть автор. Обозначим фамилию автора красной рамочкой вверху.

— Каждое стихотворение имеет название. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.

— Как с помощью «заместителя» показать, что в книжке стихи? (В середине треугольник.)

Чтение наизусть стихотворений о Родине подготовленными детьми.

— Много поэтов написали замечательные стихи о нашей большой Родине. Расскажите стихи, которые вы выучили, называя перед прочтением фамилию автора и заголовок.

Работа с выставкой детских рисунков.

Дети показывают рисунки, поясняют, что на них изображено и почему.

— Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город).

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)

II. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа С. Романовского «Москва». Беседа после чтения.

— Послушайте, я буду читать.

Слайд: Москва, Россия, Родина.

— Прочитайте слова. Почему эти слова написаны рядом?

Повторное чтение текста. (Если возникнет необходимость.)

Составление модели обложки.

какое произведение о родине написал романовский

— Положите перед собой лист для моделирования обложки.

— Ведите пальчиком, «прочитайте» заголовок.

— Что вы слушали: стихотворение или рассказ? Договоримся обозначать рассказ прямоугольником. Нарисуйте прямоугольник вместо слова «рассказ».

— О чем этот рассказ? Рассказ о Родине, поэтому закрасим прямоугольник красным цветом.

— Сравните свою работу с образцом на доске.

— Сравните модель вашей обложки с моделью к стихотворениям о Родине. Чем отличаются модели? (Модели отличаются «заместителями» жанра.)

2. Работа по учебнику.

Работа с иллюстрацией.

— Удалось ли художнику передать то, что сказал писатель своим рассказом? На какой иллюстрации современная Москва? Кто любуется вечерней Москвой на первой иллюстрации?

Слайд: Родина, Москва, Москва-река, холмы, крепость.

— Прочитайте слова. Почему слова Москва, Родина написаны с большой буквы? Прочитайте слова и предложения в учебнике.

3. Работа в тетради.

— Какой рисунок вы сделали? (Кремль, Спасская башня и др.)

Сердцем Москвы, как и всякого старинного города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась в центре города и хорошо защищала от врагов.

Да и само слово город в старину означало ограду, стену, а не само поселение.

Весной 1147 года на холме, поросшем бором (Боровицком холме), стал строиться город, названный Москвой в честь реки, около которой он был заложен.

— Что вы сегодня слушали? О чем этот рассказ? Кто автор рассказа? Покажите на модели фамилию автора. (Романовский.) Покажите заголовок и «прочитайте» хором. (Москва.)

— Мы познакомились с рассказом о Родине.

Для самостоятельной работы (по желанию): найдите книгу о Москве или книгу с рассказами о Родине, о природе; рассмотрите с родителями иллюстрации в учебнике; раскрасьте рисунок к рассказу в тетради.

Источник

Тест по литературе О Родине, о подвигах, о славе для 4 класса

Тест по литературе О Родине, о подвигах, о славе для 4 класса ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий.

Вариант 1

1. Какое произведение о нашей Родине написал К. Ушинский?

а) Наше Отечество
б) Отечество
в) Русь
г) Святая Русь

2. В каком году князь Александр одержал победу над шведами на реке Неве?

а) в 1240 г.
б) в 1242 г.
в) в 1420 г.
г) в 1424 г.

3. Как звали князя, который одержал победу над Мамаем?

а) Владимир Серпуховской
б) Боброк Волынский
в) Александр Невский
г) Дмитрий Донской

4. Какое произведение посвящено Отечественной войне 1812 года?

а) Куликовская битва
б) Слово о побоище ледовом
в) Мой друг! Что может быть милей…
г) Солдатская песнь

5. Как звали монаха, который вышел биться с Челубеем?

а) Андрей Ослябя
б) Боброк Волынский
в) Александр Пересвет
г) Михаил Бренк

6. Как заканчивается пословица «Родина мать, …»?

а) там и пригодится
б) умей за неё постоять
в) дороже всякого богатства
г) а у нас светлее

Вариант 2

1. Какое произведение о нашей Родине написал С. Романовский?

а) Наше Отечество
б) Отечество
в) Русь
г) Святая Русь

2. В каком году князь Александр Невский одержал победу над рыцарями-крестоносцами на Чудском озере?

а) в 1240 г.
б) в 1242 г.
в) в 1420 г.
г) в 1424 г.

3. Как звали фельдмаршала, который одержал победу над Наполеоном?

а) Михаил Кутузов
б) Боброк Волынский
в) Александр Невский
г) Дмитрий Донской

4. Какое произведение посвящено битве с ханом Золотой Орды Мамаем?

а) Солдатская песнь
б) Слово о побоище ледовом
в) Мой друг! Что может быть милей…
г) Куликовская битва

5. Как звали старца, который благословил Дмитрия Донского на битву?

а) Сергий Радонежский
б) Андрей Ослябя
в) Александр Пересвет
г) Александр Невский

6. Как заканчивается пословица «Человек без Родины, …»?

а) будь сыном своего народа
б) а по родимой сторонке сердце ноет
в) а дом люби по старине
г) что соловей без песни

Ответы на тест по литературе О Родине, о подвигах, о славе для 4 класса
Вариант 1
1-а
2-а
3-г
4-г
5-в
6-б
Вариант 2
1-в
2-б
3-а
4-г
5-а
6-г

Источник

Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский. «Слово о русской земле».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

С. Романовский «Слово о Русской земле»

• Формирование умения рассуждать;

• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;

• Знакомство с новым жанром литературы;

• Понимать смысл произведения;

• Развитие творческой деятельности;

• Познакомиться с новым произведением.

I. Проверка домашнего задания.

Проверка выполненного задания в РТ.

Какое стихотворение вы читали дома?

С какими новыми словами вы встретились?

Как называет поэт свою Родину?

Как вы понимаете просьбу поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»?

(Самостоятельные размыш­ ления учеников).

II. Знакомство с новым материалом.

Слово характерно именно для русской литературы. Жанр этот знаком нам из глубокой древности. Напоминает русские распевы. Слово описывает силу, красоту и мощь Руси.

Прочитайте информацию о слове и авторах слова на странице 14 учебника.

Вы прослушали «Слово о Русской земле». Какие слова вам показались непонятными, новы­ ми.

Прочитайте их значение на странице 13.

Какие слова в «Слове. » кажутся вам старинными? Как вы их понимаете?

Нынешняя — сегодняшняя, современная.

Что напоминает «Сло­ во. »?

Какой вы представляете Русскую землю?

(Самостоятельные размы­ шления учеников).

Как автор описывает Русскую землю?

Найдите и прочитайте слова из летописи.

Как называются слова из одного произведения, помещенные в другое?

Что в этом произведении вам особенно запомнилось?

(Самостоятельные размыш­ ления учеников).

Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Прочитайте.

«Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами вели­ кими, селами дивными. »

Как перевести эти названия?

Люди, живущие у воды.

Прочитайте, что обозначает слово «Русь».

«Русь обозначает страну озер и рек».

Что такое местночтимые источники?

Как их еще называют?

Они живут, порка к ним звери и люди наведываются.

Расскажите о родниках Руси, пользуясь учебником.

Прочитайте, как читалось «Слово. ».

«В старину «Слово. » читалось и пелось под игру гуслей звончатых».

Вспомните стихотворение И. Никитина «Русь». Чем похожи эти два произведения?

Возвращают нас в старину манерой изложения, исполь­ зованием старинных форм слов и оборотов.

III. Практические задания.

РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 1.

«Русь светлое, пригожее место, страна света».

РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 2.

РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3.

«О светло светлая и красно украшенная земля Русская!»

РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3. ^ Прочитайте цепочку слов.

Какие это слова? Выделите

общую часть. ^ Приходилось ли вам пить воду

IV. Домашнее задание.

1. Нарисуйте, как вы представляете родник.

какое произведение о родине написал романовский

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое произведение о родине написал романовский

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какое произведение о родине написал романовский

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

какое произведение о родине написал романовский

Номер материала: ДВ-520042

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое произведение о родине написал романовский

какое произведение о родине написал романовский

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое произведение о родине написал романовский

МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий

Время чтения: 1 минута

какое произведение о родине написал романовский

МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

какое произведение о родине написал романовский

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

какое произведение о родине написал романовский

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

какое произведение о родине написал романовский

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по литературному чтению на тему «Рассказы о Родине. С. Романовский. Москва»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РАССКАЗЫ О РОДИНЕ. С. РОМАНОВСКИЙ «МОСКВА»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом С. Романовского «Москва», соотнесения новой информации с прошлым опытом общения с книгой, для развития умений слушать научно-познавательный текст; содействовать развитию речи учащихся, пополнению словарного запаса, воспитанию чувства патриотизма, интереса к истории и культуре России.

Планируемые результаты (УУД):

предметные: научатся правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема), дополнять недостающими данными готовую модель.

I. Организационный момент. Введение в тему урока.

— У поэта Михаила Матусовского есть хорошие стихи:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Работа с книжками-самоделками со стихотворениями о Родине.

Регулятивные УУД: принимают участие в обсуждении книжек-самоделок.

какое произведение о родине написал романовский

Познавательные УУД: применяют модели для получения информации.

Составим модель обложки к книжкам-самоделкам. (Учитель составляет модель обложки на доске.)

У каждого стихотворения есть автор. Обозначим фамилию автора красной рамочкой вверху.

Каждое стихотворение имеет название. Заменим заголовок синей рамочкой внизу.

Чтение наизусть стихотворений о Родине подготовленными детьми.

— Много поэтов написали замечательные стихи о нашей большой Родине. Расскажите стихи, которые вы выучили, называя перед прочтением фамилию автора и заголовок.

Работа с выставкой детских рисунков. Дети показывают рисунки, поясняют, что на них изображено и почему.

— Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей. (Моя семья, мой дом, мой город.)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

II. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа С. Романовского «Москва». Беседа после чтения.

Коммуникативные УУД: воспринимают текст с учетом поставленной задачи.

— Послушайте, о чем я буду читать. Учитель читает рассказ.

— На берегах какой реки стоит город Москва? (Древние города возводили по берегам рек. Город Москва возник на высоком берегу Москвы-реки при слиянии ее с речкой Неглинкой. По имени реки Москвы и был назван город.) Что вы узнали о Москве из рассказа? Кто запомнил, что означает слово «Москва»?

Слайд со словами: Москва, Россия, Родина.

— Прочитайте слова. Почему эти слова написаны рядом?

Словарная работа (познавательные УУД).

Повторное чтение текста. Составление модели обложки.

— Положите перед собой лист для моделирования обложки.

какое произведение о родине написал романовский

Ведите пальчиком, «прочитайте» заголовок.

Что вы слушали: стихотворение или рассказ? Договоримся обозначать рассказ прямоугольником. Нарисуйте прямоугольник вместо слова «рассказ».

О чем этот рассказ? Рассказ о Родине, поэтому закрасим прямоугольник красным цветом.

— Сравните свою работу с образцом на доске.

— Сравните модель вашей обложки с моделью к стихотворениям о Родине. Чем отличаются модели? (Модели отличаются «заместителями» жанра.)

2. Работа по учебнику.

Коммуникативные УУД: используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления,

— Удалось ли художнику передать то, что сказал писатель своим рассказом? На какой иллюстрации современная Москва? Кто любуется вечерней Москвой на первой иллюстрации?

Упражнение в чтении.

Слайд со словами: Родина, Москва, Москва-река, холмы, крепость.

— Прочитайте слова. Почему слова «Москва», «Родина» написаны с большой буквы? Прочитайте слова и предложения в учебнике.

3. Работа в тетради.

— Какой рисунок вы сделали? (Кремль, Спасская башня и др.)

Сердцем Москвы, как и всякого старинного города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась вокруг города и хорошо защищала его от врагов.

Да и само слово «город» в старину означало ограду, стену, а не само поселение.

Которое любит тебя.

Весной 1147 года на холме, поросшем бором (Боровицком холме), стал строиться город, названный Москвой по имени реки, около которой он был заложен.

Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.

— Что вы сегодня слушали? О чем этот рассказ? Кто его автор? Покажите на модели фамилию автора. (Романовский.) Покажите заголовок и «прочитайте» хором. (Москва.)

— Мы познакомились с рассказом о Родине.

Для самостоятельной работы (по желанию): найти книгу о Москве или книгу с рассказами о Родине, о родной природе; рассмотреть с родителями иллюстрации в учебнике; раскрасить рисунок к рассказу в тетради.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *