какое произведение можно пересказывать близко к тексту в процессе первичного восприятия

Требования к произведениям для пересказа

какое произведение можно пересказывать близко к тексту в процессе первичного восприятия Татьяна Беляева
Требования к произведениям для пересказа

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:

— они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей;

— быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи, с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

— иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспринимают даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом;

— должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами;

— доступны по объему.

Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и др.

Не рекомендуется пересказывать сказки в стихах, стихотворения, басни, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме.

Существуют разные виды пересказа:

— подробный или близкий к тексту;

— краткий или сжатый;

— с перестройкой текста;

— с творческими дополнениями.

В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в пам

какое произведение можно пересказывать близко к тексту в процессе первичного восприятияКонсультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.

какое произведение можно пересказывать близко к тексту в процессе первичного восприятияКонспект НОД «Литературный музей по произведениям Н. Н. Носова» Конспект НОД «Литературный музей по произведениям Н. Н. Носова»подготовительная группа Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»,.

какое произведение можно пересказывать близко к тексту в процессе первичного восприятияКонспект занятия в подготовительной группе «Части тела. Составление пересказа» Задачи : В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо: 1. Закреплять обобщающее понятие «части тела»; 2. Закреплять.

Источник

Пересказ литературных произведений

какое произведение можно пересказывать близко к тексту в процессе первичного восприятия Татьяна Зеленская
Пересказ литературных произведений

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений,которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Произведения для пересказа.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказаучитываются следующие требования:

1. они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

2. иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом; должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка.

Требования к пересказам детей таковы:

· Осмысленность, т. е. полное понимание текста, является главным в обучении.

· Полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

· Последовательность и связность пересказа.

· Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

· Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?»«Репку». – «Выросла репка какая?»).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка», тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению.

Успех обучения зависит прежде всего от подготовительной работы, проведенной перед занятием.Подготовка воспитателя состоит: а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.

Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Типичная структура образовательной деятельности по пересказу:

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Во всех группах используются разные методические приемы обучения пересказыванию. Условно их можно разделить на приемы,обеспечивающие: а) осмысленное восприятие произведения; б) педагогическое руководство самим процессом пересказывания; в) анализ и оценку речевой деятельности детей.

В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки. Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы.

В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания.

Консультация «Анализ литературных произведений с дошкольниками» Анализ литературных произведений с детьми. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и.

Анализ литературных произведений в подготовительной группе Анализ произведений для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность произведения.

Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.

Конспект литературных источников «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников» Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников. Серебрякова Татьяна Александровна подчеркивала, что.

Особенности драматизации литературных произведений в детском саду Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели.

какое произведение можно пересказывать близко к тексту в процессе первичного восприятияПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Сценарии литературных вечеров «Путешествие в страну Чуконаду» 1. Путешествие в страну Чуконаду Ведущий: Я приглашаю вас в необычное путешествие в неизвестную страну Чуконаду. А человека, который создал.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в пересказывании литературных произведений Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся.

Рекомендации для педагога по организации обучения детей пересказыванию литературных произведений в средней группе Разработала: студентка ГБПОУ РО «ВПК» Бондарева Елена Дмитриевна Связная монологическая речь детей успешноразвивается на занятиях по пересказу.

Источник

Какое произведение можно пересказывать близко к тексту в процессе первичного восприятия

Редкий урок проходит без пересказа, поэтому в этой работе особенно велика опасность шаблона. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге уровень их речевого развития.

Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, произвел ли он впечатление на ученика, правильно ли он понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образцы. Поэтому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты, спрашивать: «Как ты сам рассказал бы о событиях?»

Нужно время от времени практиковать пересказ прослушанного, а не только прочитанного текста (прочитанного учителем, воспроизведенного по записи, переданного по радио и т.п.); пересказ после однократного, первичного чтения теста самим учеником; пересказ прочитанного тихо, про себя; пересказ текста, прочитанного сутки тому назад, неделю назад и пр. Все эти условия совершенно необходимы, так как подобные пересказы часто встречаются в жизни. В то же время применение таких форм пересказа разнообразит и оживляет работу.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы :

Нет сомнения в том, что качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан и разобран текст. Наблюдения показывают, что пересказ проходит лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. По-видимому, оно лишает процесс чтения проблемности: в дальнейшем, когда школьник читает текст сам, ему уже неинтересно.

На уроках рассказы читаются обычно по несколько раз. Это неизбежно. Но каждое новое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием, в противном случае повторное чтение будут развивать только технику чтения, а не осознанное восприятие.

Выдвижение все новых и новых задач при повторных чтениях не только оживляет работу, но и позволяет внести в нее творческий элемент.

Бывает, что в ходе пересказа приходится возвращать школьников к тексту, чтобы они сами обнаружили свою ошибку. Такое перечитывание является проблемным и поэтому особенно полезно.

Следует обращать внимание на пересказ описанных элементов в повествовательных рассказах, а также на причинно-следственные связи, на выводы, если они есть.

Учитель требует близкого к образцу воспроизведения таких элементов. Но в дальнейшем рекомендуется повышать самостоятельность, в частности, вводить собственные дополнительные описания, рассуждения.

Готовя школьников к пересказу, учитель стремится предупредить возможные недостатки. Недостатки подобных пересказов обычно следующие: 1) неумение начать; 2) подробное, точное воспроизведение первых частей и искажение заключительных; 3) резкое обеднение языка. Первую фразу дети стараются заучить наизусть. Нужно рассеять убеждение многих детей, будто начать своими словами невозможно, надо учить начинать по-своему.

Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста, особенно его главных частей. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям. Рассказчик бывает вынужден выделить главное в каждой части, пересказать ее более подробно.

Чтобы не допустить обеднения языка, необходимо работать над словарем, над изобразительными средствами, над предложением.

Некоторые учителя считают, что слова и обороты речи из художественных тестов, даже воспроизведенные в пересказе, скоро забываются и не входят в активный словарь школьников.

Способствуют повышению качества пересказа также иллюстрации, нарисованные самими учащимися: они развивают воображение, конкретизируют представления детей. Иллюстрирование может быть словесным: это одна из форм пересказа.

Заметим в заключении, что не рекомендуется пересказывать близко к тексту басни, сказки в стихах, баллады и другие повествовательные стихотворные произведения (о пересказе лирических стихотворений не может быть и речи).

Выборочный пересказ бывает нескольких видов.

Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке.

При пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудитель эмоций, стимулятор речевого творчества.

Перед выборочным пересказом дети читают текст про себя, а с целью их подготовки к пересказу учитель задает вопросы: «Какой отрывок перескажешь? Почему?» и т.д. Полезно также выборочное чтение по тем же заданиям, что и выборочный пересказ.

Выбирать материалы из рассказов можно не только по отдельным линиям действия, но и по другим признакам.

Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко детям труднее, чем передать содержание прочитанного в полном объеме, так как в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Школьнику приходится самому определять, что в тексте важно и что не очень. Он должен выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен передать главное содержание своими словами, по-своему. Следовательно, в сжатом пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном.

Особенно трудно передать сжато высокохудожественные тексты, где, как говорится, слова из печени не выкинешь. Художественные описания вообще не следует пересказывать сжато. Не рекомендуются для сжатого пересказа тексты, содержащие диалог. Обучать сжатому пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие:

Наиболее труден для сжатого пересказа текст с диалогами. Диалоги при сокращении текста приходится перестраивать, передавать в форме косвенной речи. Еще больше трудности возникают при пересказе драматических отрывков.

Сжатый пересказ конспективен, следовательно, он учит отвлечению от частностей, выделению главного, основного.

Возможен и обратный путь, иногда он даже удобнее: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу (с диалогами, с деталями, художественными средствами языка).

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был, развернут каждый пункт плана. Такое требование может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся. В данном примере сжатый пересказ обладает внутренней связью, передает основное содержание рассказа, однако полного совпадения с пунктами плана здесь нет.

Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.

Отдельные творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах. Но здесь мы рассмотрим те случаи, когда перед школьниками специально ставится задача по перестройке или дополнению текста рассказа.

Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, например, пересказ сцены спасения воробьишки от лица Пудика, затем от лица воробьихи-мамы (М. Горький. Воробьишко).

Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть правильно сделаны лишь в том случае, если школьники поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Следовательно, предлагать детям продолжать судьбу героев нужно очень осторожно, на материале, знакомом младшим школьникам.

Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Когда прочитан рассказ или описание, учитель говорит: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия? Расскажите, как будто все это перед вашими глазами, будто вы сами видите и описываете».

Обычно словесные картины рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.

К одному рассказу могут быть нарисованы две-три картины, получится картинный план, который отражает самые важные моменты.

Иногда детям предлагают словесно нарисовать ряд кадров, как будто этот рассказ проходит перед нами на экране (так называемая воображаемая экранизация). Задание учителя звучит так: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются кадры. Попробуйте рассказать, какие картины проходят перед вами. Опишите их одну за другой».

Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий (или ведущие) в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

Творческие виды пересказа применяются там, где они уместны, следовательно, очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились постоянно, не навязывались бы учащимся, а выполнялись по их собственному желанию. Учитель должен натолкнуть детей на творческий замысел, а предложение пересказать текст как-то по-особому должно исходить от самих детей.

Источник

Виды пересказов, их роль в развитии речи и творческого воображения учащихся

какое произведение можно пересказывать близко к тексту в процессе первичного восприятия

Отдел образования Дятловского райисполкома

Районный учебно-методический кабинет

ГУО «Козловщинская СШ»

Виды пересказов, их роль в развитии речи

и творческого воображения учащихся

На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. По богатству словаря судят о знаниях человека, его образованности. Однако общее развитие интеллекта определяется не столько по количеству слов в памяти, сколько по выбору слова, механизмом построения предложения и текста, строгости и логики в речи.

В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, поэтому научиться правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Одними из продуктивных упражнений по развитию связной речи являются пересказы.

Редкий урок литературного чтения проходит без пересказа. Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления.

Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:

· Какие требования существуют к тексту для пересказа?

· Какие литературные жанры целесообразно использовать для пересказа?

· Каким по объему должно быть литературное произведение?

· Какое влияние оказывает содержание, композиция, язык выбранного произведения на качество детского пересказа?

· Как должна строиться работа по обучению пересказа?

· Какие приемы обучения необходимо использовать?

Попробуем разобраться во всех этих вопросах и ответить на них с точки зрения современной методики.

В методике принято различать несколько типов пересказа:

Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа. Этот вид пересказа используется в школе чаще других не только потому, что он проще, но благодаря своим достоинствам. Он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.

Однако не каждый текст следует пересказывать близко к образцу. Например, небольшие по объему тексты не рекомендуется пересказывать, так как дети запоминают их наизусть. Не следует пересказывать также стихотворение, чтобы не разрушать стихотворных строк, и особенно лирические стихи, представляющие собой единый поэтический образ.

Начинать обучение подробному пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и описания предметов), элементы рассуждения.

В ходе обучения пересказу целесообразно обращаться к учащимся с таким вопросом: «Как эта мысль выражена в тексте писателя?».

Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащихся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах.

Определенную роль в подробном пересказе играют вопросы. Однако не следует забывать, что вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенно уменьшать роль вопросов, а сами вопросы должны становится более широкими, более общими.

Самостоятельным, зрелым должен считаться такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних логических связей, на составленный план текста. В этих случаях пересказ будет вытекать из общей задачи передать содержание прочитанного, а не складываться из частных ответов на отдельные вопросы, не объединенные в сознании учащегося единой смысловой задачей.

Известны типичные недостатки подробного пересказа: это, во-первых, неумение начать; во-вторых, искажение или неполнота передачи заключительных частей текста, несмотря на то, что первые, начальные части были переданы хорошо; в-третьих, обеднение языка. Другие ошибки: нарушение последовательности, непонимание связи, сюжета и т. д. – встречаются реже.

Первую фразу дети нередко пытаются заучить наизусть: нужно рассеять убеждение многих школьников, будто начать пересказ своими словами невозможно и добиваться самостоятельного начала.

Второй недостаток пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста, особенно его главных по содержанию частей, которые редко бывают расположены вначале. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказа по частям.

Пересказ, близкий к тексту используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь, слов и оборотов из произведения, употребление синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.

Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т. д.

Виды выборочного пересказа:

· Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию учителя;

· Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картине, по иллюстрациям;

· Пересказ отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.

Краткий пересказ наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа. При подготовке к нему требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи: выбор главного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного, краткий пересказ эпизода, части, сопоставление большого рассказа и формулирование его основной мысли пословицей.

Краткий пересказ – необходимая ступень развития связной речи.

Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучить детей от использования художественных деталей.

Важное значение в развитии литературного творчества отводится творческому пересказу. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами, усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, в имя которых литература и создается.

Известны следующие варианты творческих пересказов:

· Пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего этот рассказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица);

· Пересказ от лица одного из персонажей; для успешного выполнения этого задания ученик должен войти в роль персонажа, понять его характер, взглянуть на события его глазами, давать оценки людям с позиции его возраста и социального положения. Такой вид пересказа вызывает большой интерес у школьников. Он тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев, сопереживать им.

· Пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями: с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, внешности людей, места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста; продолжение рассказа о судьбе героя; изменение последовательности событий.

· Дополнять прочитанный текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или других источников, а также выражением своего отношения к тому, что рассказано. Творческие дополнения могут быть точными только в том случае, если школьники поняли содержание произведения и достоверно знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают дополнения, в которых предугадывается дальнейшая судьба их любимых героев. Но жизненный опыт учеников начальных классов мал, поэтому иногда подобный пересказ вызывает у них трудности.

На уроках литературного чтения школьникам предлагаются следующие задания по творческому пересказу произведений:

1. Представь, что ты – Гаральд. Перескажи сказку от своего имени (шведская народная сказка «Неведомый рай»).

2. Перескажите легенду от первого лица.

3. Перескажите данную историю от имени писателя.

4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.

5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель», «М. Пришвин».

6. Чем бы Вам хотелось дополнить рассказ М. Пришвина «Запоздалый ручей».

Важное значение при выполнении заданий имеет и целевая установка: ученик должен рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили описываемую им картину, почувствовали его отношение к высказанному. Внимание детей акцентируется на таких сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство.

Таким образом, творческие пересказы развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют развитию связной монологической речи и формированию речевых умений, ораторского мастерства.

Конечно, не у всех детей есть литературные способности, умение сочинять, воображать. Тем не менее ребят нужно мотивировать, заинтересовывать, поощрять их интерес тем, что при выполнении творческих заданий развивается и улучшается речь: обогащается словарный запас, совершенствуется умение строить предложения, оформляя их в связный текст, формируется точность, образность, выразительность, эмоционально-экспрессивная окраска речи, постепенно вырабатывается речевое мастерство.

Погружаясь в посильное творчество, школьники самовыражаются, приобретают элементарный опыт, который позволяет глубже постигать и ценить образцы подлинной художественно-поэтической речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *