какое произведение было названо белинским энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным

Почему «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни?

Александр Сергеевич Пушкин вошел в историю отечественной и мировой литературы как великий писатель первой половины 19 века. Заслуженное признание он получил не только благодаря интересным сюжетам и ярким образам своих героев: Александр Сергеевич зафиксировал во всей полноте русский быт первой четверти 19 века, емко, красочно и лаконично. Свои наблюдения, размышления и поражающие свой точности характеристики писатель включил в повествование «Евгения Онегина», романа в стихах, написанного в период с 1823 по 1830 год.

Данное произведение в силу своего объема и глубины мысли не раз подвергалось анализу и критике, и на сегодняшний день за всю историю его существования оставлено множество отзывов и рецензий, часть которых написана известными и популярными в свое врем деятелями, внесшими вклад в развитие культуры и искусства. Среди них и Виссарион Григорьевич Белинский, известнейший русский литературный критик. В своих критических статьях он называл «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», в котором «отразился «век и современный человек». Действительно, роман изобилует описаниями быта, причем не только столичного, но и поместного дворянства, а также простых крестьян.

Описания А.С. Пушкина с полной уверенностью можно назвать энциклопедическими. Словно на страницах справочного издания, автор представляет информацию коротко, но в полном объеме, детально и четко. В его строках нет ни одного лишнего слова, что преумножает ценность данного произведения. Сам автор свои лирические отступления и изображения быта в повествовательной части называет «болтовней», воспринимает скорее как заметки, но не самостоятельные отрывки, имеющие огромную ценность.

Подобные описания встречаются уже в первой главе романа и содержат в себе информацию о воспитании юных дворян в начале 19 века:

Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил

Через описание жизни Онегина писатель продолжает знакомство с нравами светского Петербурга своего времени:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил

Становится ясно, что в подобных обществах дворян царит леность, скука и поверхностность. Несмотря на то, что по-прежнему существуют люди, стремящиеся к развитию и просвещению, дворян первого типа куда больше, как бы печально это не было. Александр Сергеевич характеризует не только нравственные ориентиры общества, но и богатое убранство бальных помещений, описывает излюбленные блюда и напитки, в общих чертах упоминает моду и идеалы красоты.

Помимо этого, большое внимание автор уделяет театру и подробно останавливается на постановках, актерах и общей атмосфере, царящей как на сцене, так и среди зрительских рядов:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она

Вместе с героем читатель путешествует по самым изысканным местам Петербурга, а после совершает путешествие в деревню, в имение покойного дяди Евгения, где также знакомится с местными привычками и бытом. Ярким пример поместного дворянства становится семья Лариных, в частности отец Татьяны и Ольги:

Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый,
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал простой игрушкой

Также Александр Сергеевич описывает местный быт, с которым хорошо знаком:

У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод

А.С. Пушкин приводит лаконичные характеристики не только Петербурга и деревенской жизни, но и барской Москвы со всеми ее традиционными нравами и устоями, а не вошедшая в произведение глава о путешествиях Евгения Онегина включает в себя описания различных мест, в которых за несколько лет странствий успел побывать главный герой.

Источник

Сочинение по литературе.

. Кто растолкует «Онегина» так, что уже нечего будет добавить? Пусть живет эта книга вечно, и пусть каждое поколение находит в ней что-то важное для себя.

Какой застигло Россию начало XIX века? Под эгидой самодержавия пышно цвело крепостничество, размеренные деревенские порядки сохранялись в селах, в городах весело кипела светская жизнь. Движение декабристов тайно распространялось и крепло. Могло ли все это быть отражено в довольно небольшом произведении, притом произведении не исторического характера?

В первой главе автор изображает русское дворянство. Воспитание детей в этой среде поручается гувернерам-иностранцам. Затем ребенку дается образование, неполное и скудное:

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.

Представление о культуре того времени дает описание театра. Упоминаются авторы, чьи произведения шли тогда на сцене:

Блистал Фонвизин, друг свободы.
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый.
. Там и Дидло венчался славой.

Театр посещают в основном дворяне, не слишком им интересующиеся, но не желающие нарушать «законы света».

Немалое место в романе занимает природа. Все времена года, от лета до весны, рисует для нас гений Пушкина. Лирические описания пейзажей правдивы и чисты.

В произведении находится место и для отображения устного народного творчества, прекрасным образцом которого является песня девушек-служанок, записанная Пушкиным в Михайловском. Песня эта одухотворенна и очень красива.

«Евгений Онегин» как великое произведение литературы не остался и не может остаться забытым. По сюжету этого романа поставлена одноименная опера, снят фильм. Этот памятник литературы ХIХ века никогда не утратит своего значения, и в будущем каждый сможет найти в нем нечто интересное для себя.

Источник

/В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая. «Евгений Онегин» (окончание)/

Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов; всё это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству. Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Везде видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика. Он нападает в этом классе на всё, что противоречит гуманности; но принцип класса для него — вечная истина. И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование.

«Онегин» писан был в продолжение нескольких лет, — и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат: ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы.

В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них всё превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском, посещение Татьяною дома Онегина) как-то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно-прекрасными стихами. Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!

«Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным. Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор.

Читайте также другие темы статей В.Г. Белинского о поэме А.С. Пушкина «Онегин»:

Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая

Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая

Источник

Чему учат нас сказки

Школьное сочинение

Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

Смотрите также:

УкрЛіб © 2000 — 2021, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

какое произведение было названо белинским энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным

какое произведение было названо белинским энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным

какое произведение было названо белинским энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным

УкрЛіб — читати повністю книги українською мовою

Источник

Роман «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни

В свое время русский критик В. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Но почему «энциклопедией»? Ведь мы привыкли так определять многотомное справочное издание, а не тонкую стихотворную книжку! По моему мнению, дело в том, что в этом романе не впервые в русской литературе с необычайной широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха — жизнь России начала XIX века.

В своем романе и в сюжете, и в лирических отступлениях Пушкин изобразил все слои российского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, дворянство, крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет нам говорить о «Евгения Онегина» как о подлинно народный роман.

В «Евгении Онегине» показано и столицу, и провинцию, и деревня, и город. Здесь, как в настоящий энциклопедии можно узнать, как воспитывали молодых аристократов, они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, во одевались и что было модным, какие пьесы ставили в театре и каким было меню изысканных ресторанов. На основе пушкинского текста можно даже составить точный распорядок дня молодого дворянина.

Автор хорошо знал и любил Петербург — город, где жили лучшие люди России: декабристы, литераторы, люди искусства. Пушкин очень точен в описаниях, не забывает он ни о «соль едкую тонкой злости», ни о «вездесущих чудаков», ни о «заядлых собирателей эпиграмм». Глазами столичного жителя показана нам московский «ярмарка невест». Описывая московское дворянство, Пушкин преимущественно прибегает к саркастических характеристик:

Здесь был, однако, цвет столицы,

И знать, и модности образцы,

И несколько дураков, как положено,

И вездесущие чудаки.

Поэт с нескрываемым сожалением констатирует, что популярность человека зависит от его статуса в обществе. Он показывает бездуховность столичного общества, их низменные интересы и умственную ограниченность.

Уже игрой слов в эпиграфе ко второму разделу поэт показывает, что современная Пушкину Россия — прежде сельская. Видимо, поэтому и дворянство в романе выписано наиболее основательно. Причем, описывая дворянство, Пушкин ограничивается мягкой иронией. Провинциальный общество предстает в романе как карикатура на высший свет. Достаточно вспомнить появление пары Скотининих на именинах Татьяны. Показательно и то, что задолго до написания «Евгения Онегина» эта пара уже была осмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин показывал, что в течение того времени, который отделял современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Наибольшее внимание автора привлекают образы Онегина, Ленского и Татьяны Лариной, которые по своему уровню образованности, интеллекту, глубиной чувств значительно выше того общества, что их окружает.

Онегин — воплощение европейского сознания, культуры, образования. Он читает Руссо, экономиста Адама Смита, историю «от Ромула до наших дней», Байрона. При этом автор специально подчеркивает его отчужденности от народной жизни: Евгений не имеет семьи, его воспитывал иностранный гувернер, поэтому неудивительно, что и русским языком он пользуется время от времени.

Отвращение к труду, привычка к праздного покоя, безволия и эгоизм — вот то, что Онегин получил от «высшего света».

Именно поэтому идея обновления и возрождения личности через общение с народом приобретает в произведении особое значение. Эта идея воплотились в образе Татьяны, с которой Пушкин отождествлял свою музу.

Показательно, что с Татьяной Онегина сближает прежде одиночество, они оба чужие в дворянской среде. В письме к Онегину Татьяна признается:

Ты представь: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

В изнеможении мнение туманится,

И спасения уже нет.

Лучшие качества характера Татьяны берут начало в народной морали, ведь ее воспитывала не француженка-гувернантка, а няня-крепостная. Недаром влюблена в Онегина героиня рассказывает о своем чувстве именно ей, близкому человеку на свете.Правда, когда читаешь разговор Татьяны с няней, возникает ощущение, что влюблена барышня и несчастная бесправная женщина вряд ли имеют что-то общее в личной сфере.

Татьяна уверена, что на добро люди должны ответить добром. Понятие достоинства — одно из определяющих в ее образе. Юная девушка заканчивает свое послание к Онегину словами:

На сердце стыд, страх и мука …

Но ни с чем я не таюсь,

И ваша честь мне порука …

Впрочем, взрослый Татьяна также не изменяет своим принципам:

Я вас люблю (зачем скрывать?)

Но с кем я другому —

Ее понятия достоинства никогда не позволит Татьяне нарушить клятву верности.

Как видим, Пушкин не дает однозначных оценок персонажей, подчеркивая прежде всего на том, насколько было важно для каждого осмыслить себя как личность.

Появление «Евгения Онегина» действительно можно считать определенным этапом не только в развитии русской литературы, но и общественного сознания в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *