какое произведение было написано в блокадном ленинграде

«Седьмая симфония»: портретное сходство и художественная правда

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

Новый проект телеканала «Россия 1». 8 ноября – премьера нового сериала «Седьмая симфония». Легендарное произведение Шостаковича было исполнено в Ленинградской филармонии спустя год после начала Блокады. От музыкантов потребовались невероятное мужество, Ведь многие из них были на грани голодной смерти. Концерт стал настоящим подвигом, сплотившим нацию и подарившим миллионам советских людей надежду на Победу.

9 августа 1942 года, на 355-й день блокады Ленинграда, в осажденном городе словно пророчество звучала музыка Победы.

«Гитлер намеревался занять 9 августа 1942 года Ленинград, поужинать в «Астории» и сыграть в завоеванном городе концерт классической музыки. На что руководство СССР ответило указом, что 9 августа 1942 года фашисты не возьмут город, а мы исполним там «Седьмую симфонию» Шостаковича», – напомнил актер Алексей Гуськов.

Партитуру из Куйбышева доставляют на излете самой страшной блокадной зимы. В Ленинграде для поддержания боевого духа оставался лишь оркестр Радиокомитета во главе с Карлом Элиасбергом. Но классический состав – это 40 человек – а симфония Шостаковича требует 80 исполнителей. На первую репетицию пришли 15 музыкантов. Семеро упали в голодный обморок.

Почти документальная сцена – ударника Жоудата Айдарова дирижер Карл Ильич Элиасберг действительно нашел в мертвецкой. Несколько месяцев обессиленных оркестрантов собирали по госпиталям и заводам, вытаскивали музыкантов с линии фронта.

В роли флейтистки Веры Преображенской – Елизавета Боярская. Для нее, рожденной в Ленинграде, эта работа, конечно, больше, чем роль. Болью отзывается каждый такт. «Так сложилось, что я играю на флейте. У нас в институте на курсе Льва Додина было обязательное условие: все студенты должны играть на каком-то музыкальном инструменте. И для этой роли мое умение пригодилось. Поскольку я человек очень дотошный и скрупулезный, мне было важно, чтобы я сама в картине играла свои партии. Я постоянно репетировала дома, всех замучила, дома все уже ходили и насвистывали главную тему «Седьмой симфонии». Хватит! Успокойся, прекрати играть!» – вспоминает актриса.

В этом фильме нет вымысла – история подлинна. Есть художественная правда – в сплетении судеб и трагедий, любовь и предательство, страх и нежность – острые, обожженные, обостренные чувства. А как иначе, когда жизнь висит на волоске?

Портретное сходство с дирижером демонстрирует Алексей Гуськов в роли Карла Элиасберга. Словно бы про него Ростропович сказал: «Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки».

Музыкантам выдавали рассаду капусты – блокадный огород на один съемочный день воссоздали у стен Казанского собора. Снимали на набережных и улицах, во дворах и парадных, как под бомбежками, в плену холода и голода обескровленный, но несломленный Ленинград 1942-го жил. Под чеканящий стук метронома и голос Ольги Берггольц из радиоприемника.

Подвиг, совершенный без оружия: 9 августа 1942 года 7-ю симфонию Шостаковича услышали город и мир. «Говорят, немцы, когда слушали по радио это симфонию, поняли, что проиграют войну, настолько это было сильно. Я в это верю», – отметила Елизавета Боярская.

Ровно 80 минут в блокадном Ленинграде великая музыка звучала и утверждала победу жизни над смертью, а света над тьмой.

Источник

Какое произведение было написано в блокадном ленинграде

Как исполняли Седьмую симфонию в Ленинграде:

сериал с Гуськовым и Боярской

Анна Нехаева

Фильмы и сериалы о реальных событиях всегда непросты для постановки. Тем более когда рассказывают о драматических событиях. Новый проект «Седьмая симфония» Александра Котта о легендарном исполнении знаменитого произведения Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. О том, как искали музыкантов в городе и на фронте, кто в этой истории главный герой и в чем подвиг музыкантов, — в материале РИА Новости.

Легендарное начало

После первой блокадной зимы дирижер оркестра радиокомитета получил важное правительственное задание — исполнить в осажденном городе Седьмую симфонию Шостаковича. Это кажется невозможным, но концерт должен состояться, прозвучать на весь мир, чтобы люди узнали и услышали: «Ленинград жив!»

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

В основе фильма — реальные события и судьбы, военные сводки и личные записи, стихи Ольги Берггольц и сама Седьмая симфония.

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

«Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов, — говорит режиссер Александр Котт. — Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию и концерт в Ленинграде летом 1942 года. Но, как выяснилось, я не знал ничего. Наш фильм не о Шостаковиче и не о том, как он писал, а о людях, которые исполняли его симфонию».

Речь идет прежде всего о ленинградцах.

«Это человеческая история о войне, любви и великой музыке, — объясняет продюсер проекта Алексей Гуськов. — Мы всегда ищем сюжеты, способные отозваться в зрителе, увлечь его, дать возможность эмоционального подключения».

Кто же они?

Каждый ленинградец сражался с врагом по-своему: в окопах, артиллерийским огнем, дежурствами на крышах, художественным словом и музыкой.

Один из главных персонажей сериала — дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг (его сыграл Гуськов). Перфекционист, для которого «между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки». Эту фразу Мстислава Ростроповича Гуськов считает самой точной характеристикой своего героя.

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

О том, насколько беззаветно он был предан музыке, свидетельствует единственная запись с репетиции оркестра, когда Карл Ильич дает указание барабанщику и резюмирует: «А в остальном все плохо!»

«Элиасберг — по матери еврей, по отцу немец, и он умудрялся исполнять Бетховена, когда фашисты стояли вокруг Ленинграда, сомкнув кольцо блокады, — рассказывает Гуськов. — Он не разделял музыку на национальности. Говорил, что война — это стыдно, а когда он исполняет Бетховена, ему не стыдно и он верит в человека».

Дирижер вынужден работать с чуждым и неприятным для него лейтенантом НКВД Серегиным (Алексей Кравченко). Тот не разбирается в музыке, рвется на фронт и не доверяет «интеллигенции». Но приказ есть приказ. Серегину и Элиасбергу предстоит вместе искать недостающих музыкантов, собирать оркестр.

Источник

Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время Великой Отечественной войны принимал участие в обороне Ленинграда вместе с другими жителями города — дежурил на крышах домов, строил противотанковые укрепления, работал пожарным-добровольцем (его портрет в пожарной каске был размещён на обложке журнала Time от 20 июля 1942 года). При этом гениальный композитор находил в себе силы заниматься творчеством.

Симфония войны

Работу над Седьмой симфонией Шостакович начал в первые недели Великой Отечественной войны, а закончил финальную часть и начал готовить произведение к постановке уже в декабре 1941 года. В феврале 1942-го в газете «Правда» вышла статья писателя Алексея Николаевича Толстого о репетиции симфонии.

«Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности — она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем», — говорилось в материале.

Премьера прошла 5 марта 1942 года в куйбышевском (ныне самарском) Театре оперы и балета. Через несколько месяцев произведение исполнили за рубежом Лондонский симфонический оркестр и Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио.

Концерт под обстрелом

Дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг предложил исполнить произведение Шостаковича перед жителями осаждённого Ленинграда. Подготовить это мероприятие было непросто: во многом потому, что многие музыканты погибли в дни блокады, у других не нашлось сил для такой работы. Пришлось пригласить музыкантов из военных частей. На улицах появились афиши: «Дирижёр Элиасберг собирает оркестрантов». Партитуру вместе с другим ценным грузом доставил в Ленинград спецборт из Куйбышева.

По словам очевидцев, собравшиеся 9 августа 1942 года в филармонии участники оркестра могли в любой момент упасть в обморок от голода, одежда на них висела. Зрители, среди которых были и представители интеллигенции, и военные, и рабочие, выглядели не лучше. Однако атмосфера в концертном зале царила торжественная: там, несмотря на опасность авиаудара, даже горели люстры. А пока музыканты играли, артиллеристы по приказу командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова подавляли огонь с немецкой стороны. Эта операция получила название «Шквал».

В Ленинграде симфония транслировалась по громкоговорителям и по радио. Её слышал и неприятель. Немцев шокировал тот факт, что блокадники живы и воодушевлены.

Торжество гуманизма

Воодушевление действительно в тот и последующие дни передавалось от одного жителя города к другому и возрождало в людях силу духа и веру в победу. Не зря посетивший мартовскую премьеру скрипач, дирижёр Давид Ойстрах назвал музыку Шостаковича «пророческим утверждением победы над фашизмом», «поэтическим обобщением патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света».

Весной 1942 года впервые услышала Седьмую симфонию поэтесса Ольга Берггольц.

«Мы давно не плачем, потому что горе наше больше слёз. Но, убив облегчающие душу слёзы, горе не убило в нас жизни. И Седьмая симфония рассказывает об этом, — писала Берггольц. — Её вторая и третья части, тоже написанные в Ленинграде, — это прозрачная, радостная музыка, полная упоения жизнью и преклонения перед природой. И это тоже о нас, о людях, научившихся по-новому любить и ценить жизнь! И понятно, почему третья часть сливается с четвёртой: в четвёртой части тема войны, взволнованно и вызывающе повторённая, отважно переходит в тему грядущей победы, и музыка свободно бушует опять, и немыслимой силы достигает её торжественное, грозное, почти жестокое ликование, физически сотрясающее своды здания. Мы победим немцев. Товарищи, мы обязательно победим их!»

Бессмертная музыка

Седьмая симфония и по сей день считается одним из важнейших произведений Дмитрия Шостаковича. Её записывали такие дирижёры, как Геннадий Рождественский, Рудольф Баршай, Евгений Мравинский, Леонард Бернстайн. На музыку первой части был поставлен одноактный балет «Ленинградская симфония».

21 августа 2008 года оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым исполнил фрагмент первой части симфонии в Цхинвале, разрушенном грузинскими войсками в результате конфликта между Грузией и Южной Осетией.

Сам Шостакович называл Ленинградскую симфонию наиболее популярным из всех своих произведений и огорчался, что люди не всегда понимают мысль, которую он хотел с его помощью донести.

Источник

Как композитор Шостакович смог деморализовать немцев и подарить надежду блокадникам

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

Первая часть симфонии, с нагнетаемым барабанным стуком, была создана Дмитрием Шостаковичем до начала войны. Работа над нотным произведением шла туго, поэтому композитор отложил детище до лучших времен. С началом войны появилось желание не только побеждать врага, но и привести симфонию к триумфальному финалу. Шостакович делился, что творение давалось с неимоверной скоростью, нотный стан заполнялся будто сам собой при неуемном желании запечатлеть великую народную силу и рвение победить.

На момент написания произведения Шостакович пребывал в рядах противовоздушной обороны, отрываясь от сочинительства только по случаю военных тревог. До эвакуации композитора в октябре были готовы первые три части (во время написания второй вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо). Финал легендарной симфонии Шостакович писал в Куйбышеве, завершив ее за пару дней до начала 1942 года.

Премьера и ступор в немецких рядах

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

В марте 1942-го в Куйбышеве состоялась премьера. На концерт в небольшой городок съехались репортеры из множества стран. После высочайших оценок экспертов и рядовых слушателей поступили запросы об отправке партитур для исполнения в самых прославленных зарубежных филармониях. Право исполнить Седьмую симфонию впервые за российскими пределами получил именитый дирижер Артуро Тосканини.

Подготовка концерта оказалась, мягко говоря, непростой. Большинство профессиональных музыкантов погибли в блокадные дни, у других попросту не оставалось сил для репетиций и выступления. По этой причине музыкантов пригласили из военчастей. Партитура была успешно доставлена в Ленинград спецбортом из Куйбышева. 9 августа городскую филармонию наполнили члены оркестра, повально в предобморочном физическом состоянии. Под стать им смотрелись и зрители в обвисшей на истощенных телах парадной одежде. Но все это было ничтожным на фоне царившей в зале атмосферы: не взирая на опасность артобстрелов и авиаударов сверкали люстры, а публика, казалось, оторвалась от блокадной земли и замерла в унисон свободе и миру.

Пока музыканты исполняли Седьмую симфонию, артиллерия командующего фронтом Леонида Говорова подавляла вражеский огонь. Военные готовились к этой операции, получившей название «Шквал», весь месяц до премьеры. Все 80 минут сценического действа по врагу велся беспощадный огонь. Всего на установленные заранее немецкие огневые позиции приземлилось около трех тысяч снарядов. Это была симфония Говорова, благодаря которой ничто не отвлекло ленинградцев от прослушивания музыки Шостаковича.

Параллельно с живым исполнением премьера транслировалась по всем громкоговорителям и радиоточкам. Немцы стали невольными слушателями, неприятно удивившись неожиданному воодушевлению и стойкости горожан. Они-то были уверены, что город фактически мертв. А в его сердце зазвучал оркестр, исполнивший необыкновенную музыку и провозгласивший тем самым поворотный момент в блокаде Ленинграда.

Что Шостакович пообещал слушателям своей Симфонией

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

Сам автор назвал Ленинградскую симфонию самой популярной из всех его творений и искренне расстраивался, если люди не понимали вложенную в эту музыку мысль. Звуками, сложенными в смелые соло и аккорды, он доносил правдивую военную хронику и передавал великую народную силу, достойную великой победы.
Симфония построена на 4 отличных в плане драматургии частях. 1-я, спокойная и величественная, приводится кульминацией к «эпизоду нашествия». Вторая часть несет в себе историю города в мирные времена и тоску по былой жизни. Третья, написанная в духе реквиема, выступает скорбью по погибшим. Финал же набирается сил, утверждает светлое будущее и воспевает героев.

Интересное о победоносной Симфонии

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

Седьмая симфония осталась в истории одним из главных произведений композитора Д. Шостаковича. Имя «Ленинградская» произведение получило с легкой руки Анны Ахматовой. Симфонию дирижировали симфонические мэтры Рождественский, Баршай, Мравинский, Бернстайн. Музыка первой части симфонии стала сопровождением одноименного балета. В своей развернутой статье Алексей Толстой обозначил «Ленинградскую симфонию» торжеством мысли о человеческом в человеке, детально разобрав сочинение с точки зрения музыкальной науки. 21 августа 2008-го первая часть симфонии исполнена оркестром Мариинского театра с Валерием Гергиевым во главе в разрушенном после столкновений с грузинскими войсками Цхинвале. В 2015-м звучало произведение и в филармонии военного Донецка.

Семейная жизнь прославленного композитора была довольно трагичной. После скоропостижной смерти супруги он вступил в брак с другой женщиной, который продлился совсем недолго. Однако после этого наступили 13 лет позднего счастья Дмитрия Шостаковича с Ириной Супинской.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

7 фактов о Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

Блокадный Ленинград, город Вишневской.
Фото из личного архива Леониад Варебруса

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

«Знаменитая Ленинградская» – так назвала эту симфонию Анна Ахматова. Дмитрий Шостакович писал ее в доме, который сотрясался от взрывов. «Моя Седьмая симфония навеяна событиями в Ленинграде. Нашей грядущей победе и снятию блокады я посвящаю произведение», – скажет композитор позднее. Седьмую симфонию, затаив дыхание, слушал и слушает до сих пор весь мир. В преддверии премьеры драмы Александра Котта «Седьмая симфония», которая состоится на телеканале «Россия 1» 8 ноября в 21:20, мы подготовили семь интересных фактов о Седьмой симфонии.

Дмитрий Шостакович начал писать симфонию в первые месяцы войны. Работа шла стремительно. Первые три части были закончены в сентябре 1941-го в блокадном Ленинграде. А в декабре в Куйбышеве (Самара) была написана четвертая часть. Там же, в Театре оперы и балета, 5 марта 1942 года состоялась премьера. Симфония была исполнена оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижера Самуила Самосуда. Радиостанции вели трансляцию на всю территорию СССР и за границу.

От Лондона до Нью-Йорка

Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне в исполнении Лондонского симфонического оркестра. В июле 1942 года она прозвучала в Нью-Йорке, куда микрофотокопию партитуры переправили через Тегеран и Каир. Портрет Шостаковича поместил на свою обложку британский журнал «Time». В 1942-1943 годах Седьмая симфония прозвучала 65 раз на самых больших концертных площадках США.

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

Мечтой Шостаковича было исполнение Седьмой симфонии в родном Ленинграде. Премьера состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. Именно на этот день фашисты назначили банкет, уверенные, что Ленинград уже будет взят. Вместо этого в Большом зале Ленинградской филармонии звучала великая музыка. После выступления Давид Ойстрах записал: «…слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом».

Репетиции, работа, голод

Ноты Седьмой симфонии в осажденный город доставил спецсамолет. Вскоре на улицах появились объявления: «Дирижер Элиасберг собирает музыкантов». Оркестрантов отзывали с фронта, искали по госпиталям. Подготовить мероприятие было непросто: у многих не было сил для такой работы. На первую репетицию дирижера привезли на санях из стационара для дистрофиков. В перерывах музыканты возвращались к своим обязанностям: дежурили на крышах домов, готовили могилы для жертв блокады. Несмотря на усиленный продовольственный паек, несколько оркестрантов умерли от голода до премьеры.

Концерт под обстрелом

В день премьеры все артиллерийские силы Ленинградского фронта были брошены на подавление огневых точек противника. Советские орудия накрыли немецкие позиции мощным огнем и во время концерта не дали выпустить ни одного снаряда. Операция называлась «Шквал». Благодаря этому в филармонии были зажжены все люстры, а зал был полон. Позже выступление назвали «великим дуэтом» оркестра и артиллерии.

какое произведение было написано в блокадном ленинграде

Трансляция для всех

Исполнение симфонии длилось 80 минут. Воодушевляющую игру Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали на весь город по громкоговорителям и радио. Ее слышали не только жители города, но и немецкие войска. Как потом говорили, немцы обезумели, когда услышали музыку. Ведь они считали, что город мертв. По одной из легенд, после войны двое бывших немецких солдат при встрече с дирижером Карлом Элиасбергом признались: «Тогда мы поняли, что проиграем войну».

Седьмая Симфония стала гимном подвигу несдавшихся ленинградцев, которые сломали планы вермахта. Она направлена против всех тоталитарных режимов, против агрессии и насилия. Симфония прозвучала практически во всех концертных залах мира и стала самым популярным произведением Дмитрия Шостаковича. В XXI веке ее продолжают называть «уникальной резонансной главой и откровением в истории XX века». Исполнение симфонии в день снятия блокады Ленинграда стало традицией.

Премьера «Седьмой симфонии» уже скоро на канале «Россия 1».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *