какое происшествие происходит с молчалиным
Избитый толпой в Новой Москве мужчина раскрыл детали конфликта
Мужчина, которого толпа избила в Новой Москве, рассказал, что впервые встретился с напавшими, когда во время прогулки с маленьким сыном и товарищем остановился у магазина вместе с сыном.
По его словам, один из нападавших «тронул ребенка по щеке», после чего началась драка.
«Нож никто не убирал. Как достал, так начал нам угрожать, бегать за нами. Решил я просто отпугнуть бутылочкой, ну и всё. Мы порешали конфликт как-то быстро. Они удалились, мы пошли домой», — приводит РЕН ТВ слова пострадавшего.
Он вновь встретился с нападавшими через 20 минут. По его словам, увидев молодого отца с ребенком на пешеходном переходе, злоумышленники сразу же пустились в погоню следом за убегающим отцом с ребенком на руках.
«Без слова начали на нас бежать. Товарищ побежал в магазин за помощью Я максимально быстро положил ребенка на газон, стал защищать его. Это их не останавливало. Он начал меня бить. Соответственно, понимая, что ребенок не сзади, а отбежал, видимо, получается, что дрался один, а тут уже толпа напала. Через некоторое время товарищ просто позвал на помощь каких-то людей, они уже помогли нас разнять», — заключил мужчина.
Инцидент произошел 4 ноября. В Новой Москве группа лиц избила двух мужчин, у одного из которых на руках был ребенок. Позже пострадавший рассказал, как сына зацепили в начале потасовки, а он попытался его защитить.
Возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство»). Его передали в территориальное подразделение Главного следственного управления СК России по Москве. В ведомстве отметили, что действия нападавших угрожали жизни и здоровью четырехлетнего мальчика. Четверо нападавших были задержаны.
Следственный комитет настоял на необходимости арестовать подозреваемых в избиении молодого отца с ребенком. Председатель СК РФ Александр Бастрыкин распорядился переквалифицировать действия напавших на мужчину с ребенком со статьи «Хулиганство» на более тяжкую — «Покушение на убийство», а также проверить их на причастность к подобным преступлениям в прошлом.
Всех героев пьесы в финале ожидает крушение иллюзий и надежд.
«Вон из Москвы, сюда я больше не ездок…». Такова была последняя
фраза Чацского, и помимо банального смысла о том, что он в этот
город больше не вернется, автор вложил в последний
монолог главного героя более широкий смысл.
Грибоедов дает понять зрителю, что время Чацких еще не пришло,
он лишний в этом доме, в этом обществе, он должен идти вперед
вырываясь из губительного болота общества того времени или
оно его затянет, опошлит и сделает таким же.
Чацкий на всем протяжении произведения был противопоставлен
жителям дома Фамусова. Его характер и склад ума приносил
одни лишь проблемы, он не обладал практическим умом Молчалина.
По определению во главе государства не может быть человек
типа Чацского.
Для этого нужны Молчалины, которые всегда знают, кому и что
сказать, где и с кем познакомиться, куда и когда съездить,
они вхожи в любую компанию, они способны оттянуть
напряженность в обществе на себя и выйти из нее нетронутым.
А такие как Чацкий всегда выталкиваются из общества в целях
безопасности. Они поднимают тину со дна, но она уляжется,
все встанет на места благодаря Молчалиным.
И это понятно, нестабильное общество не может существовать,
а значит люди с умом Чацкого должны быть вытолкнуты из него,
им тут не место… Именно поэтому главный герой уезжает из
Москвы, его почти что выгнали из дома Фамусова, его поведение
было невозможным для восприятия обществом.
Уехал Чацкий. Но остались и Софья, и Молчалин, и Фамусов, и наверняка
первые двое тоже согласны с Фамусовым, что княгиня будет обсуждать произошедшее.
И если та найдет, что эта семья теперь опозорена, то будут сидеть
они у себя дома.
И может не быть пары Софья и Молчалин из-за мнения княгини,
потому что Софья опозорена побегом жениха, или потому, что
кого-то присмотрит на балу еще.
Your description goes here
Сибирский лицей узнал, почему «троечники» становятся успешными
Станислав Елисеев, директор и основатель компании «РосБизнесДизайн», поделился своим.
В IT-лицей девочек не взяли
Директора казанского лицея родители обвиняют в гендерном неравенстве Об IT-лицее.
Лицей № 6 в Красноярске «заминировали»?
Дети и весь персонал выскочили на улицу «Внимание, срочная информация. Всем необходимо.
Сибирский лицей узнал, почему «троечники» становятся успешными
В IT-лицей девочек не взяли
Лицей № 6 в Красноярске «заминировали»?
Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора — образ Молчалина, вобравший в себя черты социально-психологического типа, которому на Руси суждена была, к сожалению, долгая жизнь.
Тип этого героя, можно сказать, один из самых распространенных в русской литературе. Но самая первая встреча с ним происходит в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Заслугой автора является создание литературного типа Молчалина, ставшего крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав «молчалинство» с «фамусовщиной». Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и «награжденья брать и весело пожить». Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин — мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора и находится в дружбе со многими влиятельными людьми.
При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. «Герой ее романа» «и вкрадчив и умен», он «за других себя забыть готов», «уступчив, скромен, тих». Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин — лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? «Пригретый» Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и «три награжденья», зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, «чтобы чины добыть, есть многие каналы». Молчалин не брезгует ничем:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет.
Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С. Грибоедов поднимает проблему «века нынешнего» и «века минувшего». Эти герои — люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь «бессловесных», которые достигнут «степеней известных» (путь Молчалина).
Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг «по службе неуспех», Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство — готовность до гроба угождать всякому, кто «кормит и поит, а иногда и чином одарит». Он, если надо, может принять и вид любовника «в угодность дочери такого человека». И уж, конечно, Молчалин на стороне «всех» в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием. Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правила того круга, к которому он приближен. «Умеренность и аккуратность», «не сочинитель я», «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «ведь надобно ж зависеть от других» — вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.
Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, в его истинной роли. Для него Молчалин — ничтожество, «жалчайшее создание». Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.
Но Молчалины, на первый взгляд, не так уж и безобидны и смешны в своем старании угодить, их нельзя недооценивать. Как показало время — Молчалины живучи и неуязвимы. Вероятнее всего, страшен не сам герой, а ситуация, когда Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, когда победу одерживают приспособленцы. Но надолго ли в конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган? Такие люди «возрождаются» быстро, что весьма печально и прискорбно. Они не раскаиваются в своих поступках и страшнее то, что глубины своего падения они не осознают.
Молчалин Алексей Степанович (герой из Горе от ума, Грибоедов А.С.)
Молчалин Алексей Степанович, герой комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829).
— секретарь Павла Афанасьевича Фамусова, живущий у него в доме.
Молчалин (художник Кузьмин Н. В.)
Молчалин родом из Твери (действие 1, явление 4). Фамусов взял Молчалина в секретари и способствовал получение им чина ассесора.
Молчалин молчалив и хитер. Он делает карьеру во всем подчиняясь своему начальству, относится к начальству с подобострастием. Так, Молчалин признается Лизе (служанка в доме Фамусова), (действие 4, явление 12 :
Молчалин в разговоре с Чацким определяет свои главные достоинства, как умеренность и аккуратность (действие 3, явление 3):
Нам, Алексей Степаныч, с вами
Не удалось сказать двух слов,
Ну, образ жизни ваш каков?
Без горя нынче? без печали?
Молчалин
Чацкий
А прежде как живали?
Молчалин
День за день, нынче как вчера.
Чацкий
К перу от карт? и к картам от пера?
И положенный час приливам и отливам?
Молчалин
По мере я трудов и сил,
Три награжденья получил.
Чацкий
Взманили почести и знатность?
Молчалин
Нет-с, свой талант у всех.
Чацкий
Молчалин
Умеренность и аккуратность.
Чацкий
Чудеснейшие два! и стоят наших всех.
Александр Андреевич Чацкий презирает Молчалина и считает его ничтожеством (действие 1 явление 7):
Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
София (дочь Фамусова) влюблена в Молчалина, но они скрывают это от отца, который хотел бы видеть для дочери богатого и знатного зятя.
София описывает свои отношения с Молчалиным (в разговоре со служанкой Лизой, действие 1, явление 5):
Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело
Ночь целую, с кем можно так провесть!
Сидим, а на дворе давно уж побелело.
Как думаешь? чем заняты?
Лиза
Сударыня, мое ли это дело?
София
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.—
Сам же Молчалин создает только видимость влюбленного в Софию. На самом деле он ее не любит и готов приударить за Лизой, хорошенькой служанкой в доме Фамусова (действие 2 явление 12):
Веселое созданье ты! живое!
Лиза
Прошу пустить, и без меня вас двое.
Молчалин
Лиза
Молчалин
Отрывки с участием Молчалина
Разговор Чацкого с Молчалиным из комедии «Горе от ума» (Грибоедов А.С.)
Молчалин Алексей Степанович (секретарь Фамусова) рассказывает Чацкому Александру Андреевичу о своих взглядах на жизнь и карьеру. Чацкий откровенно издевается над Молчалиным (действие 3, явление 3).
София раскрыла обман Молчалина (в комедии «Горе от ума», Грибоедова А.С.)
Молчалин Алексей Степанович, секретарь Фамусова, притворялся, что любит Софию (дочь Фамусова). Сам же он пытался приударить за хорошенькой служанкой в доме своего начальника — Лизой. София подслушала разговор Молчалина с Лизой (действие 4, явление 12).
📌 Цитаты Молчалина
В мои лета не должно сметь свое суждение иметь
Слова Молчалина в разговоре с Чацким (действие 3, явление 3). Молчалин Алексей Степанович (секретарь Фамусова) рассказывает Чацкому Александру Андреевичу, что он не высказывает своего мнения, так как пока его положение в обществе не является значительным (говорят о навыках письма известного чиновника Фомы Фомича).
Злые языки страшнее пистолета
Слова Молчалина (действие 2, явление 11). София (дочь Фамусова) любит Молчалина и откровенно выражает это на людях. Молчалин опасается этой откровенности, в частности из-за недовольства Фамусова их близостью. София не понимает этих опасений и спрашивает: «Неужто на дуэль вас вызвать захотят?». На что Молчалин отвечает: «Ах! злые языки страшнее пистолета».
Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была
Слова Молчалина (действие 4, явление 12). Молчалин Алексей Степанович в разговоре с Лизой (служанка в доме Фамусова) высказал свои жизненные ориентиры. Молчалину нравится Лиза и он объясняет ей, что притворяется, будто бы влюблен в Софию, дочь своего начальника Фамусова Павла Афанасьевича, а на самом деле ему нравится Лиза.
Частенько там мы покровительство находим, где не метим
Слова Молчалина в разговоре с Чацким (действие 3, явление 3). Молчалин Алексей Степанович (секретарь Фамусова) спрашивает Чацкого Александра Андреевича, почему тот не желает съездить с визитом к Татьяне Юрьевне, знакомой Чацкого, которая имеет важные связи у московской знати. Молчалин уверен, что она может взять Чацкого под свое покровительство.
Ещё герои из «Горе от ума»
Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте
Примечания
↑ 1) — В московские архивы зачислялись аристократические юноши, которые на службу не являлись, но чины получали.
Горе от ума. Комментарии. Фрагмент 4. 3
Скалозуб, Чацкий.
Скалозуб
Мне нравится, при этой смете (2.5.40)
Искусно как коснулись вы
Предубеждения Москвы
К любимцам, к гвардии, к гвардейским, к гвардионцам;
Их золоту, шитью дивятся, будто солнцам!
А в первой армии когда отстали? в чем?
Все так прилажено, и тальи все так узки,
И офицеров вам начтем,
Что даже говорят, иные, по-французски.
(2.5.40) – Скалозуб понял печальное состояние ума Чацкого и не вступился за честь мундира, прославленного в боях, а не на балах – не боевому полковнику требовать сатисфакции у юродивого! Всю гневную риторику свёл к шутке и даже похвалил Чацкого, чтобы утихомирить его фонтан.
Скалозуб, Чацкий, Софья, Лиза.
Софья (бежит к окну) (2.7.1)
(2.7.1) – точнее было бы (вбежав из соседней комнаты, из окна которой Софья увидела падение Молчалина, кидается к окну гостиной)
Ах! Боже мой! упал, убился!
(Теряет чувства.) (2.7.2)
(2.7.2) – разумеется, обморок был разыгран – настоящий, имей он место, случился бы в соседней комнате, сразу после падения Молчалина, но какой смысл терять чувства в отсутствие публики?
Чацкий
Кто?
Кто это?
Скалозуб
С кем беда?
Чацкий
Она мертва со страху!
Скалозуб
Да кто? откудова?
Чацкий
Ушибся обо что?
Скалозуб
Уж не старик ли наш дал маху?
Те же, без Скалозуба.
Чацкий
Помочь ей чем? Скажи скорее. (2.8.1)
(2.8.1) – Чацкий не предпринял ни одного самостоятельного действия, а только приставал и скорее мешал, чем помогал Лизе, а все заслуги, по «воскрешению» Софьи, приписал себе. Если бы не… обморок Софьи, Чацкий не сказал бы вообще ни одного слова Лизе, перед которой плакался отъезжая.
Чацкий
Гляди в окно:
Молчалин на ногах давно!
Безделица ее тревожит.
Лиза
Да-с, барышнин несчастен нрав: (2.8.2)
Со стороны смотреть не может,
Как люди падают стремглав.
(2.8.2) – падение Молчалина с лошади объясняются тем, что он не спит уже часов 35, а вот обморок Софьи, почему-то кажется, был несколько искусственным: «как это можно внимание переключать с неё на кого-то, а хоть и на Молчалина»? Вообще не понятно, зачем ей надо было продемонстрировать свою заинтересованность в Молчалине? Вызвать ревность в Чацком и Скалозубе? Зачем тогда Лиза попыталась рассеять это впечатление?
Чацкий
Опрыскивай еще водою.
Вот так. Еще. Еще.
Софья (с глубоким вздохом)
Кто здесь со мною? (2.8.3)
(2.8.3) – Софья явно услышала восклицание Чацкого о воде (а как же моя причёска и моё платье?), после которого ей пребывать в обмороке уже не было смысла.
Я точно как во сне.
(Торопко и громко.)
Где он? что с ним? Скажите мне. (2.8.4)
(2.8.4) – Софья видит, что Чацкий один и продолжает демонстрировать свою заинтересованность в Молчалине.
Софья
Убийственны холодностью своею!
Смотреть на вас, вас слушать нету сил. (2.8.6)
(2.8.6) – наслушавшись выговоров от Чацкого, Софья принимает его тактику.
Чацкий
Прикажете мне за него терзаться?
Софья
Туда бежать, там быть, помочь ему стараться.
Чацкий
Чтоб оставались вы без помощи одне?
Лиза (отводит ее а сторону)
Опомнитесь! куда вы?
Он жив, здоров, смотрите здесь в окно.
(Софья в окошко высовывается.)
Чацкий
Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!
Так можно только ощущать,
Когда лишаешься единственного друга. (2.8.8)
(2.8.8) – ревности Чацкого Софья добилась, но зачем это ей, так как Чацкий всё равно ничего не понял и будет числить себя возлюбленным Софьи до самой финальной сцены?
Софья
Сюда идут. Руки не может он поднять.
Чацкий
Желал бы с ним убиться. (2.8.9)
(2.8.9)– умно? Как малый ребёнок: «Вот умру – будете тогда все знать, кого жалеть надо!»!
Лиза
Для компаньи? (2.8.10)
(2.8.10) – здесь Чацкий, вероятно, опять наводит на Лизу лорнет, смотрит, не узнавая, и демонстративно отворачивается.
Софья
Нет, оставайтесь при желаньи. (2.8.11)
(2.8.11) – сказано явно не без ехидства.
Софья, Лиза, Чацкий, Скалозуб, Молчалин
(с подвязанною рукою).
Скалозуб
Воскрес и невредим, рука (2.9.1)
Ушиблена слегка,
И впрочем, все фальшивая тревога.
(2.9.1)- он знает, что говорит – много видел и ранений, и травм, которые были намного хуже.
Молчалин
Я вас перепугал, простите ради Бога.
Софья (не глядя ни на кого)
Ах! очень вижу: из пустого,
А вся еще теперь дрожу. (2.9.3)
(2.9.3) – Софья поняла, что её уловка не осталась незамеченной, по крайней мере, Скалозубом («да больно не умён»?), впрочем, это и до умного Чацкого дойдёт, но только со временем.
Чацкий (про себя)
С Молчалиным ни слова! (2.9.4)
(2.9.4)– ну чем не капризный и завистливый ребёнок? Где простое человеческое сочувствие? Впрочем, есть ли более тяжкое преступление, чем отвлечь внимание от Чацкого?
Чацкий (про себя)
Прощенья просит у него,
Что раз о ком-то пожалела! (2.9.6)
(2.9.6)– а может и не раз, вот Чацкий точно никогда ни о ком не жалел.
Чацкий
Да-с, это я сейчас явил
Моим усерднейшим стараньем,
И прысканьем, и оттираньем;
Не знаю для кого, но вас я воскресил! (2.9.9)
(Берет шляпу и уходит.)
(2.9.9) – Чацкий абсолютно не понял намеков ни Скалозуба и ни Софьи. Помощь его заключалась в том, что он усердно приставал к Лизе. Без него она бы справилась быстрее, не в первый раз, наверное. Чацкий – это русский дядюшка Поджер. Не понятно со шляпой – зачем она вообще с ним в комнатах, а не в гардеробной?
Те же, кроме Чацкого.
Софья
Вы вечером к нам будете? (2.10.1)
(2.10.1) – необязательно, что это приглашение продиктовано только вежливостью – всё-таки два-три кавалера лучше, чем один, тем более, что неизвестно, сможет ли Молчалин танцевать, да и позволено ли ему это.
Скалозуб
Явлюсь, но к батюшке зайти я обещался,
Откланяюсь.
Скалозуб (жмет руку Молчалину)
Ваш слуга. (2.10.3)
(Уходит.)
(2.10.3) – так говорят только тому человеку, которого искренне уважают, а какой контраст со словами Чацкого!
Софья, Лиза, Молчалин.
Софья
Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога! (2.11.1)
Зачем же ей играть, и так неосторожно?
Скажите, что у вас с рукой?
Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?
Пошлемте к доктору, пренебрегать не должно.
(2.11.1) – здоровье Молчалина не особенно беспокоило Софью минувшей ночью, не доставало аудитории? Да и это сострадание весьма сомнительно, так как уже в обед Софья потребует Молчалина к себе
Молчалин
Платком перевязал, не больно мне с тех пор. (2.11.2)
(2.11.2) – вот лишнее подтверждение тому, что Молчалин не склонен к обману, кто-нибудь более хитрый, сказавшись больным, уклонился бы от дневной встречи с Софьей и, может быть, сумел бы договориться с Лизой о её помощи и/или вручить ей «туалет».
Лиза
Ударюсь об заклад, что вздор;
И если б не к лицу, не нужно перевязки; (2.11.3)
(2.11.3) – Лиза почему-то не верит Молчалину и прямо заявляет об этом, не понимая, вероятно, что огласка менее всего нужна именно Молчалину.
А то не вздор, что вам не избежать огласки:
На смех, того гляди, подымет Чацкий вас;
И Скалозуб, как свой хохол закрутит,
Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;
Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит! (2.11.4)
(2.11.4) – а почему бы и не пошутить о том, что завершилось без потерь, а наигранный обморок, чем не повод пошутить? У нас нет свидетельств, что Скалозуб где-то и когда-то упоминал этот случай. Совсем ещё недавно та же Лиза говорила про Скалозуба: «… да больно не хитёр». Стоит ли вообще доверять мнению дворовой девушки, тем более, что оно более походит на злословие?
Молчалин
Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны. (2.11.6)
(2.11.6) – Молчалин понимает, что Софья итак поставила его на лезвие бритвы, но своей откровенностью делает его всё тоньше и тоньше, а на его шее петля.
Молчалин
Не повредила бы нам откровенность эта.
Софья
Неужто на дуэль вас вызвать захотят? (2.11.8)
(2.11.8) – Софья не понимает, что своими домогательствами ставит под угрозу всю будущность Молчалина или понимает, но ей это безразлично?
Кого, интересно, Софья числит в числе своих воздыхателей, способных вызвать Молчалина на дуэль? Скалозуба или всё-таки Чацкого? Ах, это был бы такой замечательный скандал, а он так оживляет! И какой прекрасный способ дать знать о себе свету!
Молчалин
Я вам советовать не смею. (2.11.11)
(Целует ей руку.)
(2.11.11) – Молчалин более реально смотрит на возможность дуэли: Скалозуб ничем не выдал своих притязаний на руку и сердце Софьи, а Чацкий, который злословит всех исключительно заглазно, не из тех, кто поставит свою жизнь под угрозу.
Софья
Хотите вы. Пойду любезничать сквозь слез;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
Зачем сюда Бог Чацкого принес! (2.11.12)
(Уходит.)
(2.11.12) – похоже, что моё предположение (2.11.8) верно. Допущенная ко всем секретам, Лиза уже начинает управлять действиями и поведением своей хозяйки, не понимая, что это не доведет её до добра, так как служить она должна всё-таки Фамусову, а не Софье, молочно-сестринские отношения с которой её не уберегут от гнева хозяина.
Лиза
Прошу пустить, и без меня вас двое.
Молчалин
Какое личико твое!
Как я тебя люблю!
Молчалин
Ее
По должности, тебя. (2.12.2)
(Хочет ее обнять.)
(2.12.2) – честно и откровенно сказано в тщетной надежде, что Лиза расскажет о его ухаживании Софье.
Лиза
От скуки.
Прошу подальше руки! (2.12.3)
(2.12.3) – не от скуки, а по необходимости. Напомню, что ухаживать за Лизой для Молчалина почти так же опасно, как и за Софьей, а то и ещё опаснее. Фамусов может не одобрить первое, но точно разгневается на другое. Молчалину выбирает меньшее, как ему кажется, из двух зол. Интересно, по какой причине Лиза не дала Молчалину закончить фразу? Всё-таки ведёт свою игру?
Лиза
Вы знаете, что я не льщусь на интересы;
Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы? (2.12.5)
(2.12.5) – Лиза высмеивала Скалозуба за то, что тот «больно не хитёр». Достаёт ли ей самой ума, чтобы понять, а с чего это Молчалин так внезапно в неё влюбился? Может быть, она ведёт свою линию – ей просто интересно, чем это всё кончится?
Молчалин
Сегодня болен я, обвязки не сниму; (2.12.6)
Приди в обед, побудь со мною;
Я правду всю тебе открою.
(2.12.6) – Молчалин хочет честно посветить Лизу в свои планы и не его вина, что это не удалось. Он не предусмотрел сказаться больным именно Софье, впрочем, вряд ли это было возможно из соображений службы у Фамусова.
(Уходит в боковую дверь.)