какое программное обеспечение не облагается ндс

Готовимся к изменениям НДС на ПО с 2021 года

какое программное обеспечение не облагается ндс

Как изменится НДС на распространение ПО

С нового года вступают в силу поправки, фактически отменяющие льготу по НДС на реализацию софтверных лицензий в отношении большинства наименований ПО. В первую очередь это затронет зарубежный софт, далее идут программы для ЭВМ и базы данных российского происхождения, не попавшие в Реестр отечественного ПО.

Независимо от попадания в Реестр, льготы по НДС на ПО лишатся рекламные сервисы и приложения, агрегаторы (маркетплейсы) и поисковые программы. Есть мнение, что изменения затронут любые программы, в которых имеется реклама даже собственных продуктов или услуг. Предложение купить лицензию на платный доступ к сервису или расширенную версию условно бесплатной программы, также можно рассматривать в качестве рекламы.

Как это произошло и что предпринять читайте под катом

С чем связана отмена льготы по НДС на ПО

Поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) внесены Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ. Изменения вводят дополнительные требования для освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

В чем суть нового требования? В новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ право на «льготу» по НДС сохранено исключительно в отношении реализации прав на ПО, включенное в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО), который ведет Минкомсвязи.

В результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора будет облагаться НДС. Такой софт по определению нельзя включить в Реестр отечественного ПО.

Аналогично без льготы останется ПО большинства российских правообладателей, поскольку попасть в Реестр не так-то просто.

В качестве экономической причины фактической отмены льготы по НДС на ПО называют необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета в результате одновременного снижения налога на прибыль и ставок страховых взносов для ИТ-компаний. Подробнее об этом смотрите информацию на нашем сайте.

Как зарегистрировать приложение в Реестре отечественного ПО

Это отдельная тема для разговора. Если кратко, то нужно соблюсти следующие минимальные требования:

1) Правообладателем российского ПО должен быть гражданин России или коммерческая организация. При этом доля участия российских граждан, организаций, РФ, субъектов РФ, в коммерческой организации должна быть более 50%.

2) Сведения о программном продукте не могут составлять государственную тайну.

3) Общая сумма выплат за календарный год по лицензионным договорам в отношении иностранных юридических и физических лиц составляет мене 30 процентов выручки правообладателя программного обеспечения от его реализации, включая предоставление прав использования.

4) Программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа

5) Гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются российской коммерческой или некоммерческой организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином Российской Федерации.

6) Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы представляются через сайт Минкомсвязи с использованием электронной подписи заявителя.

7) В заявлении обязательно указываются гиперссылки на сайт правообладателя с техническими документами:

8) К заявлению прикладываются документы, подтверждающее исключительные права заявителя на регистрируемое ПО.

Чем подтверждаются исключительные права на ПО

ПО защищается авторским правом как литературные произведения. Поэтому исключительные права на него возникают с момента создания и не требуют формального подтверждения со стороны государства. Тем не менее, Гражданский кодекс предусматривает возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. По результатам регистрации заявителю выдается Свидетельство, в котором указан правообладатель.

Однако Свидетельство о государственной регистрации ПО не является 100% гарантией наличия исключительного права у заявителя. Оно подразумевается пока не доказано иное. Поскольку права на ПО возникают в силу его создания первоначально у автора, то необходимо подтвердить переход прав к заявителю по договору или в силу закона.

На практике возможны минимум 3 варианта подтверждения исключительных прав на ПО:

а) В случае создания программного обеспечения по заказу правообладателя, переход исключительного права подтверждается Договором заказной разработки с организацией – подрядчиком или Договором авторского заказа с разработчиком – физическим лицом (в т.ч. в статусе ИП).

б) При покупке исключительных прав необходимо иметь Договор отчуждения исключительных прав на ПО.

в) В случае разработки ПО силами штатных сотрудников права работодателя на такое ПО подтверждается документами, необходимыми для возникновения прав на служебное произведение. Здесь потребуется оформить целый пакет документации.

Таким образом, оптимизация НДС через переход на лицензионные договоры уходит в прошлое. Готовимся к новой реальности и пробуем попасть в Реестр отечественного ПО.

Источник

Какое программное обеспечение не облагается ндс

какое программное обеспечение не облагается ндс

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

какое программное обеспечение не облагается ндс

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какое программное обеспечение не облагается ндсОбзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 18 декабря 2020 г. № СД-4-3/20902@ “О налоговом маневре в IT-отрасли”

Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросам, касающимся изменения системы налогообложения IT-компаний в связи с принятием Федерального закона N 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предоставляет информацию по вопросам, указанным в обращении.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Комментарий: Как и до 2021 года норма подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса об освобождении по НДС, применяемая с 1 января 2021 года, не устанавливает ограничений по субъектному составу лиц, имеющих право использовать освобождение от налога. Таким образом, воспользоваться освобождением по НДС вправе не только правообладатели, но и прочие участники цепочки поставки программного обеспечения.

2. «Будет ли действовать льгота по НДС на программно-аппаратные комплексы? Когда разработанные программы (софт) заливается в железо?»

Комментарий: Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2021 года, реализация прав на программы ЭВМ (базы данных) освобождается от НДС, если указанные программы (базы данных) включены в Реестр российских программ. Таким образом, освобождение распространяется и на программы ЭВМ, входящие в состав программно-аппаратных комплексов, в случае если предусмотрено, что программа приобретается отдельно от «железа».

3. «Покупка лицензий у иностранных вендоров. Как в данном случае рассматривать сделку? В рамках ст. 174.2, когда иностранец должен встать на налоговый учет в РФ и заплатить НДС, либо мы, покупая лицензии, должны выступать в качестве налогового агента».

Комментарий: В соответствии с действующими правилами при приобретении электронных услуг у иностранной организации обязанность налогового агента не возникает.

Таким образом, по общему правилу иностранные организации самостоятельно исчисляют и уплачивают сумму НДС в случае, если предоставляют права на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности (абзац 2 пункта 1 и пункт 2 статьи 174.2 Кодекса).

4.1. «Правильно ли мы понимаем, что зачитывается в оборот только выручка за установку, тестирование, сопровождение программ для ЭВМ, баз данных, которые компания ранее разрабатывала, модернизировала или адаптировала?»

Комментарий: При расчете необходимой доли доходов российская организация вправе учитывать доходы от услуг по установке, тестированию и сопровождению только тех программ ЭВМ (баз данных), которые она ранее разрабатывала, или модернизировала, или адаптировала (пункт 1.15 статьи 284 и пункт 5 статьи 427 Кодекса). Аналогичного подхода придерживается Минфин (письмо Минфина России от 06.11.2020 N 03-15-06/96706).

Комментарий: Кодекс не содержит определения термина «адаптация». В этом случае допускается использовать термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской федерации (пункт 1 статьи 11 Кодекса). Таким образом, при определении перечня услуг (работ), входящих в термин «адаптация», по мнению ФНС России, допустимо руководствовать положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса, то есть под адаптацией понимается внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Комментарий: Пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса в качестве необходимого условия для применения ставки в 3 процента по налогу на прибыль для российских организаций, занимающихся адаптацией программ для ЭВМ их установкой и сопровождением, не установлена необходимость его разработки именно российской компанией. Кроме этого при расчете необходимой доли доходов российская организация вправе учитывать доходы от услуг по установке, тестированию и сопровождению только тех программ ЭВМ (баз данных), которые она ранее разрабатывала, или модернизировала, или адаптировала.

Таким образом, российские организации, получающие доходы от оказания услуг (выполнения работ) по адаптации программы ЭВМ иностранного происхождения, его установке и сопровождению, вправе учитывать такие доходы при расчете доли, необходимой для применения льготной ставки. Аналогичное правило действует в отношении страховых взносов.

4.4. «Если договором с Заказчиком предусмотрено сопровождение системы (подсистемы) состоящей из комплекса разных ПО и оборудования, на котором это ПО установлено. ПО может быть, как российского, так и зарубежного происхождения. Выручка по такому договору учитывается в обороте, который дает право на льготу или нет?»

Комментарий: Согласно пункту 1.15 статьи 284 Кодекса российская организация для определения доли IT-доходов вправе учитывать доходы от сопровождения только тех программ ЭВМ (баз данных), которые она разрабатывала, или адаптировала, или модифицировала. Таким образом, при выполнении указанного условия доходы от сопровождения могут быть учтены для расчета доли IT-доходов.

Доходы от сопровождения оборудования в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса не указаны, поэтому не могут быть учтены.

Аналогичное правило действует в отношении страховых взносов.

4.5. «Совместная техническая поддержка с вендором включается ли в оборот, который дает право на льготу по налогу на прибыль?»

Комментарий: В описанной ситуации налогоплательщик передает сублицензии на программное обеспечение и совместно с вендором (правообладателем) оказывает техническую поддержку данного программного обеспечения.

Согласно пункту 1.15 статьи 284 Кодекса при определении доли доходов для применения льготы по налогу на прибыль организаций, в числе прочего, учитываются доходы от сопровождения программ ЭВМ (баз данных), которые налогоплательщик разрабатывал, или адаптировал, или модифицировал.

Таким образом, доходы от технической поддержки в рассматриваемой ситуации учитываются при определении доли доходов для применения льготы по налогу на прибыль организаций только в том случае, если налогоплательщик осуществлял адаптацию или модификацию программного обеспечения вендора и оказываемая техническая поддержка соответствует термину сопровождение.

5. «В тексте закона в состав оборота дающего право на льготу по налогу на прибыль и соц. взносам нет некоторых ИТ услуг, таких как ИТ консалтинг и проектирование информационных систем, а также аутсорсинг ИТ функций?»

Комментарий: Доходы от деятельности по оказанию консультационных услуг, услуг по проектированию информационных систем и аутсорсингу не включены в перечень доходов, учитываемых в целях расчета доли доходов в соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса.

6. «В последнем письме Минфина от 16.10.2020 г. № 03-15-06/90482. Появилась такая категория как компания партнер. Что подразумевается в этом случае? Любая компания, с которой подписано партнерское соглашение?»

Комментарий: В связи с тем, что указанное письмо подготовлено Минфином России, вопрос о дополнительном разъяснении термина «компания-партнер» следует уточнить у Минфина России.

7. «Как рассчитать НДС в случае включения программ в Реестр российских программ (исключения из него), если такое событие происходит в середине налогового периода (квартала)?»

Комментарий: С 1 января 2021 года необходимым условием для применения налогоплательщиком освобождения от налогообложения НДС является включение программы для ЭВМ и базы данных в Реестр российских программ (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции Закона № 265-ФЗ). Следовательно, указанное освобождение применяется для операций по реализации исключительных прав или прав использования с момента включения программы для ЭВМ (базы данных) в Единый реестр. Аналогичного подхода придерживается Минфин России в письме от 16.11.2020 N 03-07-08/99545.

8. «Как рассчитывается НДС при реализации прав на программы или базы данных (ПО или БД), не включенных в единый реестр, после 01.01.2021 при условии заключения договора и внесения предварительной оплаты до 01.01.2021».

9. «Применение НДС при реализации прав на ПО или БД, не включенные в единый реестр, по договорам, действие которых распространяется на период до и после 01.01.2021 и предусматривает взимание периодических платежей (роялти), например, ежемесячных».

Комментарий по 8 и 9 вопросу: С 1 января 2021 года освобождение по НДС не действует при реализации прав на программы ЭВМ (базы данных), не включенные в Реестр российских программ (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции Закона 265-ФЗ).

При этом исключений по правам на программы ЭВМ (базы данных), реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Закона 265-ФЗ, и имеющим длящийся характер, не предусмотрено.

Следовательно, за периоды использования программ ЭВМ (баз данных) в 2020 году применяется освобождение по НДС, а за периоды использования, начиная с 1 января 2021 года, указанного программного обеспечения, не включенного в Реестр российских программ, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20 процентов, независимо от даты заключения договора и порядка оплаты указанных прав.

10. «Применение НДС при реализации прав на ПО или БД, не включенные в единый реестр, по договорам, действие которых начинается после 01.01.2021 и предусматривает взимание разовых (паушальных) платежей и (или) периодических платежей (роялти), при условии, что в течение периода пользования правами производится включение данного ПО или БД в единый реестр».

Комментарий: С 1 января 2021 года освобождение по НДС не действует при реализации прав на программы ЭВМ (базы данных), не включенные в Реестр российских программ (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции Закона 265-ФЗ).

При этом исключений по указанным правам на программы ЭВМ (базы данных), реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Закона 265-ФЗ и имеющим длящийся характер, не предусмотрено.

Следовательно, начиная с 1 января 2021 года, при реализации прав на использование программ ЭВМ (баз данных), не включенных в Реестр российских программ, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20 процентов, независимо от даты заключения договоров на реализацию указанных прав и порядка оплаты указанных прав.

Таким образом, предоставление (использование) прав на программное обеспечение в периодах, в которых указанное программное обеспечение не было включено в Реестр российских программ, облагается НДС в общем порядке, а начиная с периодов, в которых такое программное обеспечение было включено в Реестр российских программ, применяется освобождение по НДС.

11. «Применение НДС при приобретении ПО или БД, относящегося к электронным услугам в соответствии со ст. 174.2, у иностранных партнеров при различных условиях исполнения договоров (например, внесение предоплаты до 01.01.2021, передача прав после 01.01.2021; передача прав до 01.01.2021, внесение оплаты после 01.01.2021)».

Комментарий: С 1 января 2021 года освобождение по НДС действует только в отношении программ ЭВМ (баз данных), зарегистрированных в Реестре российских программ. До 1 января 2021 года условие о включении в Реестр российских программ отсутствовало.

Таким образом, если программа не включена в Реестр российских программ, предоставление прав на использование программ ЭВМ (баз данных) не подлежит налогообложению НДС, если оплата поступила в 2021 году за периоды использования программ до 2021 года (то есть когда действовало освобождение по НДС для операций предоставления прав на использование программ для ЭВМ независимо от факта их включения в указанный Реестр).

Также в случае если оплата поступила иностранной организации до 1 января 2021 года за период использования программ ЭВМ (баз данных) в счет такой оплаты, начиная с 1 января 2021 года, то такая оплата (частичная оплата) не учитывается при определении налоговой базы по НДС в связи с особенностями определения налоговой базы у иностранных организаций, установленными нормой пункта 4 статьи 174.2 Кодекса.

12. «Применение НДС при исполнении обязанностей налоговых агентов при приобретении ПО или БД, не относящегося к электронным услугам, у иностранных партнеров при различных условиях исполнения договоров (внесение предоплаты до 01.01.2021, передача прав после 01.01.2021; передача прав до 01.01.2021, внесение оплаты после 01.01.2021)».

Комментарий: С 1 января 2021 года освобождение по НДС действует только в отношении программ ЭВМ (баз данных), зарегистрированных в Реестре российских программ. До 1 января 2021 года условие о включении в Реестр российских программ отсутствовало.

Налоговые агенты определяют момент возникновения налоговой базы по дате перечисления иностранной компании оплаты (предоплаты) за товары, работы, услуги (пункт 1 и 2 статьи 161 Кодекса).

Таким образом, если оплата за предоставление прав произведена в 2020 году, а права предоставлены в 2021 году, действует освобождение по НДС, поскольку налог подлежит уплате налоговым агентом в 2020 году (то есть в период, когда в законодательстве отсутствует условие о включении в Реестр российских программ).

В случае если оплата за предоставление прав произведена в 2021 году за период использования программ ЭВМ до 2021 года, применяется освобождение по НДС, поскольку реализация состоялась в 2020 году.

13. «Как будет/не будет облагаться НДС сублицензия на ПО в следующих случаях: ПО закуплено Исполнителем у вендора, модернизировано (получено производное произведение, принадлежащее Исполнителю) и полученное производное продается конечному Заказчику. ПО закуплено Исполнителем у вендора, поставляется конечному Заказчику по лицензии и сразу модернизируется для нужд Заказчика».

Комментарий: С 1 января 2021 года для применения освобождения по НДС требуется выполнить условие о включение программного обеспечения в Реестр российских программ.

Таким образом, при передаче сублицензии на программное обеспечение вендора, включенное в Реестр российских программ, налогоплательщик вправе применять освобождение от уплаты НДС.

В случае передачи лицензии на модернизированное программное обеспечение освобождение от НДС применяется, если указанное модернизированное программное обеспечение включено в Реестр российских программ.

Комментарий: С целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в IT-отрасли российские организации вправе учесть доходы от реализации экземпляров программ для ЭВМ (баз данных), передачи исключительных прав на программы для ЭВМ (базы данных), предоставления прав использования программ для ЭВМ (баз данных) по лицензионным договорам только в случае, если организация является разработчиком этих программ для ЭВМ (баз данных). Таким образом дистрибьютер-партнер вендора не вправе учитывать в доле доходов, необходимой для применения льгот в IT-отрасли, доходы от передачи лицензий на программное обеспечение, так как не является разработчиком указанного программного обеспечения.

В отношении работ по модификации программ ЭВМ ограничение по разработчику не установлено. Поэтому доходы, полученные от работ (услуг) по модификации, независимо от того, кто является разработчиком программ ЭВМ, могут быть учтены при расчете доли доходов, необходимой для применения пониженных ставок и тарифов в IT-отрасли.

15. «Уточнения требует формулировка «доля доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ. «.

а. В случае использования указанной формулировки компания теряет возможность использовать сторонних разработчиков для модернизации, ускорения разработки собственных решений, что крайне важно в условиях сжимающегося объема доступных на рынке специалистов.

b. В случае реорганизации компаний, перехода прав от одной компании к другой, в том числе в следствие продажи продуктов, снова возникает вопрос о невозможности применимости льготы».

a. Изменения в Кодексе, вызванные налоговым маневром в IT-отрасли, не вносят ограничения для компаний-разработчиков, привлекающих к разработке программ ЭВМ (баз данных) третьих лиц. Программы для ЭВМ могут разрабатываться как трудовыми ресурсами самой организации, так и силами привлеченных третьих лиц.

b. Вопрос применения льгот в IT-отрасли реорганизованными компаниями в данный момент прорабатывается с Минфином России.

16. «Облагается ли НДС сублицензия на ПО, которое было адаптировано, модифицировано или использовано в составе другого продукта, разработанного сублицензиаром? Например, в состав поставки системы электронного документооборота входит система распознавания текста другого производителя. В этом случае стоимость лицензии системы распознавания должна выделяться и продаваться с НДС или исходим из того, что конечному клиенту продается готовое решение и, так как основной продукт не облагается НДС, то готовое решение также не облагается НДС».

Комментарий: С 1 января 2021 года необходимым условием для применения освобождения по НДС при передаче прав на программное обеспечение является включение в Реестр российских программ.

В случае, если программное обеспечение, разработанное третьими лицами, является составной частью программного обеспечения, в целом включённого в Реестр российских программ, то при передаче прав на указанное составное программное обеспечение применяется освобождение по НДС.

В случае, если сублицензия на программу ЭВМ стороннего разработчика передается отдельно, то для применения освобождения по НДС программное обеспечение стороннего разработчика должно состоять в Реестре российских программ.

17. «Просим разъяснить, как будут действовать переходные положения по налогообложению НДС в случае предоставления прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора на срок более года в 2020 г (доходы будут отражены равномерно в течение периода пользования лицензии). Будут применяться правила, действующие на дату подписания договора, т.е. редакция ст. 149 НК РФ 2020 года?»

Комментарий: При наличии длящегося договора освобождение по НДС в переходном периоде будет применяться следующим образом. Реализация прав на программы ЭВМ (базы данных) за периоды использования до 1 января 2021 года не будет облагаться НДС. Начиная с 1 января 2021 года применение освобождения будет зависеть от того, включено ли программное обеспечение в Реестр российских программ или нет. Аналогичного подхода придерживается Минфин России в письме от 20.11.2020 N 03-07-08/101332.

Обзор документа

ФНС ответила на ряд вопросов в связи с налоговым маневром в IT-отрасли. Для компаний, работающих в этой сфере, с 20% до 3% снижена ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет. Снижены ставки страховых взносов. Уточнен порядок применения льгот по НДС.

Источник

Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?

какое программное обеспечение не облагается ндс

Законодательные положения о программном обеспечении

Гражданским кодексом РФ компьютерные программы обозначены как результат интеллектуальной деятельности и отнесены к объектам охраняемой законом интеллектуальной собственности, на которые признаются интеллектуальные права, включающие исключительное или имущественное право (ст. 1225 и 1226 ГК РФ). Также программы для компьютеров отнесены к объектам авторских прав, охраняемым как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 и 1262 ГК РФ).

Автор или соавторы программного обеспечения, внесшие личный творческий вклад в создание объекта интеллектуальной деятельности, выступают его первоначальными правообладателями (ст. 1228 ГК РФ) и могут распорядиться имущественным правом на данный объект одним из не противоречащих законодательству способов (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):

При этом лицензия может быть как простой (неисключительной), сохраняющей право выдачи лицензий другим лицам за лицензиаром, так и исключительной, при которой данное право не сохраняется. Возможен и случай, предусмотренный п. 1 ст. 1238 ГК РФ, при котором лицензиар может дать письменное согласие лицензиату на право использования интеллектуального продукта по договору другим лицом на основании заключения сублицензионного договора. При этом правила о лицензионном договоре, отмеченные в Гражданском кодексе, применимы и к сублицензионному договору.

Договор должен быть заключен в письменном виде при полном согласовании сторонами существенных условий:

Моментом заключения лицензионного договора является дата его госрегистрации (письмо Минфина от 04.05.2012 № 03-03-06/1/226).

Государство поддерживает развитие IT отрасли в России и для этого вводит ряд налоговых мер, так называемый налоговый маневр.

В чем заключаются такие меры и какие преференции предусмотрены для IT компаний, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности мер поддержки отрасли.

Продажа программного обеспечения без НДС

Обязанность по исчислению и уплате того или иного налога возникает у налогоплательщика при наличии объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). На территории Российской Федерации реализация товаров, работ, услуг и имущественных прав признана объектом обложения НДС соответственно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Не подлежащие обложению (освобожденные от налогообложения) НДС операции указаны в ст. 149 НК РФ. Налоговым законодательством, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, разрешено льготное налогообложение передачи исключительных прав на программное обеспечение, выполненной согласно договору на отчуждение исключительных прав или лицензионному договору. Для освобождения от НДС необходимо, чтобы программа для ЭВМ или база данных, на которую вы передаете исключительные права или права на ее использование, была российской и значилась в специальном реестре, утв. Постановлением Правительства от 16.11.2016 №1236.

ВАЖНО! Применить освобождение можно только в том случае, если передаваемые права не связаны с интернет-рекламой и торговлей (абз. 2 пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

То есть НДС на программное обеспечение, включенное в реестр, реализация исключительного права на которое осуществлена по договору об отчуждении, лицензионному или сублицензионному договорам, не исчисляется и не уплачивается в бюджет. Об этом отмечено и в письме Минфина РФ от 07.10.2010 № 03-07-07/66.

ВНИМАНИЕ! Поскольку реализация программного обеспечения подпадает под освобождение от НДС, то входной НДС нужно списывать в расходы. Принять его к вычету нельзя (п.1 ст. 170 НК РФ).

Освобождение по подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ действует и в отношении введенного с 2017 года «налога на Google». Минфин напомнил, что предоставление иностранной компанией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через интернет на основании лицензионного соглашения освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость (письма Минфина РФ от 30.08.2017 № 03-07-08/55656, от 12.04.2017 № 03-07-08/21812, от 28.04.2017 № 03-07-08/25926).

Иностранные продавцы электронных услуг и программного обеспечения, а также российские посредники, участвующие в расчетах с покупателями, платят НДС по правилам расчета т.е. «налога на Google». Как рассчитать и уплатить налог на гугл подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

ВАЖНО! К услугам в электронной форме не относятся(п. 1 ст. 174.2 НК РФ):
• продажа товаров (работ, услуг), если их заказывают через Интернет, но доставляют (выполняют) без использования Интернета;
• реализация (передача прав на использование) программ для ЭВМ, баз данных на материальных носителях;
• консультационные услуги по электронной почте;
• предоставление доступа к Интернету.
К таким услугам применяется общий порядок уплаты НДС по сделкам с иностранным лицом.

Исчисление НДС на программное обеспечение

НДС на программное обеспечение необходимо исчислить и уплатить в бюджет в случае:

Гражданским кодексом РФ также предусмотрена возможность заключения лицензионного договора между правообладателем программного обеспечения и каждым пользователем через заключение договора присоединения между указанными сторонами. Изложенные на приобретаемых пользователями упаковках экземпляров программы условия данного договора вступают в силу с началом использования продукта. В розничной торговле начала использования программы не происходит, поэтому отсутствует и факт заключения договора присоединения. А это значит, что не происходит и заключения лицензионного договора.

Итоги

Итак, продажа программного обеспечения без НДС может быть законной на основании:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *