какое право является родоначальником валютного законодательства

Какое право является родоначальником валютного законодательства

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне».

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

7. Положения настоящего Федерального закона и иных актов валютного законодательства Российской Федерации, устанавливающие права и обязанности уполномоченных банков и предусматривающие осуществление ими банковских операций со средствами в иностранной валюте, применяются к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при осуществлении ею функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

(часть 7 в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

Источник

Валютное законодательство РФ

Валютное законодательство России представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок осуществления международных расчетов, операций с валютными ценностями и контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство России состоит из трех блоков.

Первый блок– к нему относятся документы нормативного и законодательного характера, которые направлены на регулирование и контроль валютных операций. Основным актом, который представляет валютное законодательство есть Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью создания Закона было стабилизация валютного рынка внутри страны, установление единой валютной политики на уровне государства, для дальнейшего развития экономического состояния страны и мировой торговли.

Второй блок– это законодательная и нормативная база по регулированию внешнеэкономической деятельности, деятельности организаций с функциями валютного регулирования и контроля, и организаций проводящих сделки с использованием валютных ценностей. (Закон «О биржах», «О банках и банковской деятельности» и т.д.)

Третий блок– блок общих законов (Конституция, Кодексы).

Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Источник

Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года

какое право является родоначальником валютного законодательства

Закон о валютном регулировании и валютном контроле претерпел некоторые изменения. С одной стороны, они расширяют возможности работы резидентов, с другой — предъявляют к ним определенные требования в рамках отношений, которые возникают с органами исполнительной власти, в частности с налоговыми органами или с Федеральной таможенной службой.

С 28 февраля 2021 года в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» действуют определенные изменения. Этот закон устанавливает контроль за деятельностью организаций, резидентов, осуществляющих ВЭД со стороны государства, прописывает права и обязанности, а также требования, которые должны выполнять участники ВЭД во взаимоотношениях с государством, называет органы, осуществляющие контроль.

Обязательства при реализации товаров на территории иностранного государства

Прежде всего внесены изменения в ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В ней указано, что если резидент осуществил операции по реализации товаров, работ или услуг (ТРУ) в отношении своих контрагентов на территории иностранного государства, то он должен обеспечить поступление оплаты от соответствующих контрагентов в срок, установленный договором.

Если ТРУ приобретаются на условиях предоплаты, то в условиях договора должна стоять ожидаемая дата исполнения сделки. Если иностранный контрагент в нее не укладывается, то есть не исполняет обязательство перед российской организацией, то необходимо обеспечить возврат суммы полученного аванса.

В ч. 2 ст. 19 устанавливаются возможности зачета встречных обязательств.

Послабления в области валютного контроля

С 2021 года изменения в ст. 19 связаны в первую очередь с послаблениями в области валютного контроля. В пп. 1 п. 1 ст. 19 появилось определенное смягчение нормы, затрагивающей валютное регулирование (изменения внесены Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ). Речь идет об операциях с иностранными контрагентами в рамках реализации ТРУ, но при условии, что сделки осуществляются в рублях. Таким образом, круг нерезидентов — иностранных контрагентов сужается.

Более того, в Федеральном законе от 02.08.2019 № 265-ФЗ прописаны виды товаров, по отношению к которым установлены соответствующие послабления.

Послабления начали действовать еще в 2020 году, но в 2021 году данная норма расширилась. Теперь, если в рамках внешнеторгового контракта резидент получает от нерезидента по указанным ранее операциям сумму в отношении не более 30 %, то данная ситуация не попадает под валютный контроль.

Также в ст. 19 была внесена поправка Федеральным законом от 07.04.2020 № 118-ФЗ: у нерезидентов появилось право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ или проводить зачет встречных обязательств по тем операциям, которые осуществляются между контрагентами и которые установлены перечнем правительства РФ. То есть правительство РФ предоставило возможность российским организациям не получать напрямую деньги от своих контрагентов, чтобы не нарушать валютное законодательство, а осуществлять зачет встречных обязательств.

Операции и услуги, на которые распространяется эта поправка, указаны в Постановлении Правительства РФ от 23.09.2020 № 1516:

В ст. 19 появилась еще одна поправка (введена Федеральным законом от 17.02.2021 № 9-ФЗ): если все-таки произойдет такая ситуация, что российская организация как резидент не получит исполнение обязательства от иностранного контрагента, то если она обеспечивает получение на свои банковские счета сумму гарантии, которая ей приходит, и эта сумма гарантии приходит от банка и она сопоставима с величиной того обязательства, которое должен исполнить иностранный контрагент, то данная ситуация тоже не является нарушением валютного законодательства. Ранее такая норма была предусмотрена в отношении страховых сделок.

Органы и агенты валютного контроля

Есть изменения, которые отражены в ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Эта статья устанавливает категорию органов и агентов валютного контроля. К органам валютного контроля относятся Банк России, Федеральная таможенная служба, ФНС. Именно они уполномочены устанавливать критерии валютного контроля, нормы контроля и разрабатывать документы, связанные с проведением контрольных мероприятий.

Агенты контроля — это органы, подающие информацию в органы валютного контроля. К ним относятся уполномоченные банки, в которых открыты счета, профессиональные участники рынка ценных бумаг, госкорпорация «Развитие».

Расширение перечня документов, которые могут запрашивать органы внутреннего контроля

В ст. 23 указан перечень документов, который могут запрашивать органы внутреннего контроля у участников ВЭД. С 2021 года этот перечень расширен. В п. 9 ст. 23 к таким документам добавили:

Ранее этот перечень не был четко установлен. И затребование дополнительных документов могло приводить к непониманию и неправомерным действиям со стороны органов валютного контроля.

Теперь органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Российский экспортный центр и система «Одно окно»

С 1 января 2021 года участникам ВЭД предоставляются определенные возможности, которые упрощают им жизнь.

В настоящее время функционирует Российский экспортный центр. Его задача — создать определенную систему комфортных отношений в рамках ВЭД, а именно систему «Одно окно», которая должна включить все возможности, связанные с работой участников ВЭД: регулирование вопросов внутреннего контроля, вопросов, связанных с налоговыми и таможенными органами.

На сайте Российского экспортного центра есть система «Навигатор», которая дает возможность участникам ВЭД изучать возможные тарифные нормы на территории других стран, анализировать возможности тех или иных операций ВЭД на территории других стран.

Стоит отметить, что Федеральным законом от 22.12.2020 № 446-ФЗ введена норма, согласно которой документы и информация, связанные с внешнеторговой деятельностью и проведением валютных операций и представленные органам и агентам валютного контроля с использованием системы «Одно окно», не должны представляться повторно до изменения сведений, содержащихся в них.

В прошлом году было издано Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2020 № 1776-р, в нем были установлены периоды, в которые начнут работать определенные блоки системы «Одно окно».

С 1 января 2021 года должна была заработать система «Одно окно» в области экспорта.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ обязал те организации, которые подключаются к этой системе, передавать в соответствующую систему информацию — в каких банках у них открыты расчетные счета, чтобы данная система могла работать во взаимосвязи с вопросами валютного законодательства и валютного контроля.

Использование этой системы пока не является обязательным для резидента. Это его право. Но предполагается, что она предоставит определенные преимущества. К этой системе постепенно будут подключаться таможенные органы и иные исполнительные органы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Что такое валютный контроль в банке

Сделки с участием иностранного капитала всегда были объектом пристального внимания государственных органов. Почему так важно соблюдать все требования и нормативы, и кто осуществляет контроль за инвалютой, расскажем в статье.

Законодательная база

Владимир – директор небольшой, но перспективной ИТ-компании. Ему не составило труда найти первого иностранного клиента. Сотрудничество прошло отлично, но, когда встал вопрос о порядке оплаты, Владимир обратился к бухгалтеру. Оказывается, поступление иностранных денег на счет – вовсе не простая задача.

Поступление иностранной валюты на счет компании – это то, за чем пристально следят сотрудники банка. Нельзя просто взять и получить деньги от зарубежных коллег: существуют определенные правила, по которым проходят подобные сделки.

При этом не стоит полагать, что контроль призван ограничивать сделки с привлечением иностранного капитала. Напротив – такие сделки разрешены.

Цель валютного контроля состоит в том, чтобы обеспечить прозрачность и законность операции.

Подобный контроль включает в себя тщательную проверку документов и всех этапов соглашения, где фигурирует иностранный капитал. Делается это с целью выявить нарушения и сообщить об этом в Центробанк. А он, в свою очередь, уведомляет налоговые органы.

Проверку движения иностранных денежных единиц контролирует Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» N 173-ФЗ. Также существуют другие инструкции и нормативные акты, выпущенные Центробанком, которые регулируют деятельность организаций по контролю за валютами. Например, инструкция о правильном представлении отчетности по валютным операциям.

Действия, направленные на регулирование инвалюты, достаточно широки:

Под внимание банков попадают все операции, где задействованы иностранные деньги, причем сумма может быть любой. Даже если фигурирует всего 1$.

Компании говорят, что пополнение счета происходит дольше обычного. Почему?

На время проверки деньги поступают на так называемый транзитный счет. Они будут находиться там, пока вы не предоставите документы, по которым ведется сделка с иностранной компанией. И только после этого банк одобрит операцию, а затем переведет средства на валютный счет.

Также помимо внутренних мер регулирования существуют и международные соглашения по контролю сделок с участием иностранного капитала, в которых участвует и Российская Федерация. Например, это Соглашение о валютном регулировании со странами СНГ. При возникновении спорных случаев международные договоры имеют приоритет над внутренними нормативами и законами.

Формы валютного контроля

Пока бухгалтер готовила документы для проведения операции, Владимир занялся изучением основных положений. Ему не хотелось сталкиваться с проблемами, поэтому он решил узнать, что представляет собой процесс проверки.

Чтобы упорядочить работу по надзору за инвалютой, Правительство выделило несколько форм и методов контроля.

Форма в данном случае – это способ организации и проведения контрольных мер.

Регулирование инвалюты внутри страны можно поделить на три формы:

Как видно из названия, эта форма контроля имеет место до начала валютной операции. Она включает в себя предупредительные меры, которые на первом этапе еще не связаны с нарушением, но призваны помочь их избежать.

Например, это могут быть:

Проводится во время сделки и операций с инвалютой. Сюда относятся пресекающие меры, которые направлены на выявление нарушений и на привлечение к ответственности, если порядок действий не соблюдался.

Например:

Эта форма регулирует сделку после ее завершения. Она включает меры, предусмотренные законодательством в виде штрафов и даже уголовной ответственности.

Основные методы, которыми пользуются органы надзора – запрос и проверка.

ЗапросПроверка
Распоряжение контролирующего органа предоставить документы и сведения о проведении валютных операций и открытых счетах.Анализ информации с целью выявить нарушение валютного законодательства, а также исправить это нарушение.

При этом виды контрольных мероприятий делят на три группы:

Если у вас запросили документы по сделке, то на предоставление дается 7 дней со дня запроса.

Кто проводит валютный контроль

Владимиру было очевидно, что Центробанк, как главный по регулированию потока иностранного капитала, заинтересован в соблюдении законов больше всего. Кто же еще занимается проверкой?

Все верно. Центробанк является одним из органов, который проверяет соблюдение всех мер. Но не только он.

Помимо этого задействованы 3 уровня госорганов:

Чем же занимаются все участники проверки? У каждой организации есть свои права и обязанности.

Начнем с прав. У органов и агентов права схожи, но у органов они шире.

А вот обязанностей у агентов больше:

Какие сделки подлежат валютному контролю

У Владимира появился вопрос: как в будущем узнать, какие сделки попадают под процедуру контроля? Ведь это не первый его иностранный партнер. Всегда ли нужно проходить через все этапы? К тому же бывают разные виды сделок: например, когда юрлица из России в виде исключений расплачиваются не рублями.

В поле зрения закона попадают следующие виды операций:

Какие документы необходимы

Когда Владимир обратился к бухгалтеру с просьбой оформить все документы, первым делом у него спросили сумму сделки и объяснили, что для разных сделок нужен разный набор документов. Все зависит от того, какой итог будет указан в договоре.

Какую отчетность нужно предоставить:

Сумма в контракте должна быть указана в рублях. Для правильного перевода ориентируйтесь на курс Центробанка.

Штраф за нарушение валютного контроля

Алексей, знакомый Владимира, полагал, что главное – это подать документ, и ничего не случится, если он опоздает на пару дней. Но в итоге налоговая наложила на него штраф. Выходит, сроки все же нужно соблюдать?

Самый интересный вопрос, который волнует всех предпринимателей: что же будет, если вовремя не подать документы или же вовсе умолчать о такой сделке?

Главный источник информации, на который стоит ориентироваться в этом вопросе, это статья 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N 195-ФЗ.

Конечно, незнание правил не освобождает от ответственности. Чтобы из-за отсутствия опыта не попасть под санкции, рассмотрим несколько примеров, которые являются нарушениями:

Александр, директор завода, заключил с иностранной компанией соглашение на поставку нового оборудования. Сделка была оформлена по всем правилам, деньги ушли поставщику, но вот срок поставки прошел, а товар не завезли. Оказывается, за это время зарубежная компания разорилась и не сможет предоставить оборудование. Юрист Александра объяснил, что он нарушил один из пунктов:

Что грозит не самому ответственному предпринимателю, если он нарушит хотя бы одно требование?

Его могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Регулируется Кодексом об административных правонарушениях:

Наказание зависит от того, кто совершил нарушение, физическое или юридическое лицо, а также от суммы сделки в договоре.

Штраф может достигать 50 тысяч рублей.

Регулируется Уголовным кодексом:

Уголовное наказание серьезнее: лишение свободы до 12 лет.

Как предпринимателю избежать проблем с налоговой и судами

Основные правила успешного заключения соглашения – это соблюдение сроков, предоставление всех отчетов и правильное их оформление, следование законодательной базе.

Если у вас нет опыта в ведении таких дел, то поищите грамотного специалиста в области внешнеэкономической деятельности. Он поможет:

Валютный контроль всегда был важной частью проведения сделок с иностранными компаниями. Поэтому от предпринимателей требуется выполнение всех нюансов. Возможно, это покажется долго и сложно, но с опытом вы без труда будете ориентироваться во всех тонкостях закона.

Источник

Валютное регулирование и валютный контроль. Общие положения законодательства. Каковы перспективы развития валютного регулирования цифровой валюты? Разберемся

какое право является родоначальником валютного законодательства

Комплекс статей, посвящённых арендным правоотношениям, подошёл к концу. В ближайшее время мы хотели бы осветить проблемы в области финансового права Российской Федерации. В частности, проблемы в области валютных правоотношений, правоотношений в сфере национальной платежной системы, ответственности за нарушение финансового законодательства. Статьи предназначены для широкого круга читателей. В задачу написания работ входит: освещение проблем, касающихся качественного развития области финансовых правоотношений, рассмотрение ключевых, проблемных вопросов в финансовом праве, повышение финансово-правовой грамотности, развитие науки финансового права. Целью написания настоящих работ является развитие у читателей интереса к финансовому праву не только с точки зрения практики применения, но и с точки зрения теоретических положений.

Валютное регулирование и валютный контроль на территории Российской Федерации. Общие положения законодательства. Перспективы валютного регулирования цифровой валюты.

Введение

Валютные правоотношения. Для многих из нас валюта представляет собой абстрактную денежную единицу конкретного государства, обозначающая законное средство платежа. С точки зрения валютного законодательства Российской Федерации, валюта – это предмет правоотношения, выражающийся либо в денежном знаке в виде банкноты и монеты, либо средств на банковских счетах и банковских вкладах. Правоотношения, возникающие в ходе обращения валюты, представляют собой объект регулирования валютного законодательства. Именно правоотношения выступают ключевым элементом возникновения валютных обязательств.

26 декабря 2003 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и контроле), целью введение которого является обеспечение единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка. Первопричиной составления рассматриваемого закона является контроль за оттоком капитала в зарубежные страны.

Примечательно, что согласно докладу Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), чистый отток капитала из России за период с января 2020 г. по ноябрь 2020 г. достиг 47,9 млр. долл. При этом, за тот же период 2019 г. он составил 27 млр. долл. Причиной тому, согласно позиции Центрального банка, является сокращение обязательств перед нерезидентами как банков, так и прочих секторов. Однако не исключается факт оттока капитала, полученного преступным путём.

Отметим, что Закон о валютном регулировании и контроле носит временный характер. Центральный Банк РФ неоднократно указывал на либерализацию валютного законодательства. Рассматриваемый закон не даёт в полной мере использовать ресурсы предпринимателей-экспортеров. Валютные ограничения создают препятствия для быстрого и качественного обмена товара между субъектами предпринимательской деятельности.

Министерство Финансов РФ предлагает постепенно отменять валютные ограничения, установленные Законом (см., например: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта»). Все это говорит о постепенном отмирании валютных ограничений.

Основные понятия.

В статье 1 Закона о валютном регулировании раскрываются основной понятийный аппарат. Мы остановимся на ряде понятий, которые важны для дальнейшего изучения рассматриваемого закона.

Валюта Российской Федерации включает в себя:

— денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Отметим, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль (п.1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек;

— средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Законодатель не конкретизирует в какой валюте должны выражаться счета в банке (иностранной или валюте Российской Федерации). Однако из системного толкования положений закона следует, что указанные средства должны быть выражены в рублевом эквиваленте, поскольку рассматриваемый подпункт раскрывает понятие валюты Российской Федерации. Раскрытие содержания понятия «средств банковского счета в иностранной валюте» устанавливается отдельным подпунктом. Иное толкование норм привело бы к логической ошибке.

Иностранная валюта, которая включает в себя:

— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Для того, чтобы определить законное средство наличного платежа иностранного государства, необходимо обратиться к нормативно-правовому акту, регулирующий данный вопрос. Например, Закон о валюте и банкнотах 1954 закрепляет выпуск и отзыв банкнот Банком Англии. В разделе 1 устанавливается, что все банкноты, выпущенные в соответствии с настоящим разделом, являются законным платежным средством в Англии и Уэльсе. В случае изменения основных признаков законного платежного средства (например, изменение формата денежных знаков или же выход из обращения денежного знака), Банк Англии публикует сообщения, которые доводят до сведения граждан (см., например: Письмо Банка России от 09.07.1996 г. № 29-5/14).

Своим письмом отделением Отделения N 1 Московского ГТУ Банка России от 27.02.2010 N 51-41-13/4360 «Об изменении в денежном обращении Республики Казахстан» информировало граждан о введении банкноты номиналом 1000 тенге образца 2010 г., которая является законным средством платежа. При этом, в письмо приводятся основные характеристики введенной банкноты.

Таким образом, законное средство платежа, как правило, определяются национальными банками государств. При этом, Центральный банк России посредством собственных писем уведомляет об изменениях в денежном обращении иностранного государства.

— средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах. В отличие от содержания понятия валюты Российской Федерации (в части средств на банковских счетах и в банковских вкладах), содержание понятия иностранных средств на банковских счетах и вкладах делает акцент на иностранную и международную денежную единицу, что является вполне логичным и обоснованным.

Законодательством также раскрываются понятия «резидент» и «нерезидент». Отметим, что резидент по смыслу валютного законодательства отличается от резидента по смыслу налогового законодательства. Если в налоговых правоотношениях признаки резидентства связаны с фактическим нахождением налогоплательщика на территории РФ определенное время (см. ст. 207 НК РФ), то резидентсво с точки зрения валютного законодательства связано с гражданством или законодательством Российской Федерации.

Так, по смыслу Закона «О валютном регулировании» к резидентам относятся:

— физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

— постоянно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства на основании вида на жительства;

-юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их представительства, филиалы и иные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

-представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории РФ, а также Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и др. Круг резидентов, прописанных в законе, имеет исчерпывающий характер.

Нерезиденты указаны в абз. 7 п.1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании». Их перечисление не входит в задачу настоящей статьи. Отметим, что круг нерезидентов, установленных Законом о валютном регулировании и контроле, не носит исчерпывающий характер.( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ ссылка для перехода на Закон о валютном регулировании и контроле).

Содержание валютных операций возможно свести с следующим видам действий резидентов и нерезидентов: 1) приобретение; 2) ввоз/вывоз; 3) перевод. Указанные действия направлены на предмет валютного регулирования и контроля (валюта Российской Федерации, валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги) и т.д.).

Также законодательством раскрывается понятие уполномоченных банков, которые вправе проводить банковские операции на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации. Законодательством, в целом, четко раскрывается понятийный аппарат. Уяснение смысла каждого из определений приведет к пониманию сути Закона о валютном регулировании и контроля. В связи с чем, рекомендуем обратится непосредственно к Закону о валютном регулировании и контроле.

Перспективы валютного регулирования и контроля цифровой валюты.

Остается открытым вопрос о возможности (или необходимости?) лаконичного внесения законодательных положений в части валютного контроля за цифровой валютой.

В начале статьи мы указывали, что предметом регулирования Закона «О валютном регулировании» является денежный знак как законное средство платежа, а также средства на банковских счетах. Указанные правоотношения возможно охарактеризовать как денежные. Как совершенно справедливо отмечают ученые-юристы в финансовом праве, функционал платежа присущ функции денег. Деньги, в свою очередь, образуют денежные правоотношения, которые также включают в себя перемещение капитала из одной страны в другую. Цифровая валюта по своей правовой природе не что иное как вложение капитала в объективную действительность. По смыслу Закона «О цифровой валюте» цифровая валюта может применяться вне сферы товарооборота. Таким образом, законодатель молчаливым согласием дозволяет использовать цифровую валюту в области кредитования, инвестирования и т.д. При таком положении дел может возникнуть опасность легализации денежных средств, полученных преступным путем.

По смыслу валютного законодательства, резиденты обязаны предоставлять налоговым органам отчеты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России. Но в отношении электронных средств платежа, иностранной и национальной цифровой валюты такая обязанность (на момент написания статьи) отсутствует. В связи с чем, предлагаем ознакомиться с нововведения в Закон о валютном регулировании и контроле, устанавливающий контроль за электронными средствами платежа.

Новая редакция Закона «О валютном регулировании» частично вступит в силу 01.07.2021 г. Так, в абз. 1, 2, части 7 ст. 12 новой редакции Закона, резиденты обязаны предоставлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (цифровой валюты – ред. автора), предоставленных иностранным поставщикам платежных услуг. Такие положения распространяются как на физических, так и на юридических лиц. При этом, согласно ч. 7 ст. 12 Закона О валютном регулировании и контроле, резиденты не предоставляют такой отчет в случае, если общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает суммы, эквивалентную 600 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб. (цитата из законопроекта). Таким образом законодателем устанавливается контроль за движением цифровой валюты. Однако, поскольку природа цифровой валюты носит гражданский (частный) характер, возникает вопрос о реальной реализации контроля за указанными денежными средствами. Каким образом частные банки (особенно иностранные) будут предоставлять информацию по движению цифровой валюты своих клиентов органам государственной власти? Представляется, что между государствами необходимо заключить международное соглашение, устанавливающее правила обмена информацией между банками иностранных государств и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Заключение.

На момент написания настоящей статьи уже поданы заявления в Центральный банк на регистрацию цифровых платформ (совместно с цифровыми валютами) компаний. Так, Сбербанк в начале января 2021 года подал заявление на регистрацию собственной блокчейн-платформы, а также криптовалюты. Каким образом будет происходить продажа цифровой валюты? Для каких целей? Покажет практика применения.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Определения, раскрытые в настоящей статье, имеют принципиально важное значение для дальнейшего понимания Закона «О валютном регулировании». Рассмотренные вопросы носят не только теоретический характер, но и практический. Важно уметь охарактеризовать правоотношение с точки зрения валютного законодательства. Важно понимать сферу валютного контроля. Вопрос валютного контроля цифровой валюты остается до сих пор актуальным. Мы же поверхностно затронули вопрос, который требует глубокого анализа. Убеждены, что соответствующие труды обязательно будут обнародованы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Административное наказаниеУголовное наказание