какое право вето принадлежало английскому монарху в xviii xix вв
История государства и права
Парламент Англии в XVIII-XIX вв.
Парламент XVIII-XIX вв. полностью воспринял организацию исторического английского парламента, но в деятельности его сложились много новых конституционных обычаев – в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной. Конституционные обычаи стали играть важнейшую роль среди источников парламентского права.
Парламент стал более многочисленным и представительным органом. В состав верхней Палаты лордов к середине XIX в. входило 465 светских и духовных аристократов (в т. ч. 207 епископов). В XVII в. членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет, в XIX в. установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности).
Члены верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судиться только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствия трех лордов.
Палата общин избиралась на 7 лет (с 1714 г.) населением королевства по избирательным округам и особым корпорациям на основе избирательного права, существенные изменения в котором произошли только к середине XIX в. К XVIII в. количественный состав палаты был постоянным (в 558 мест), в XIX в. он вырос до 658 за счет Ирландии. В середине XIX в. 656 депутатов представляли 1.250 тыс. избирателей (на всего 29 млн населения королевства). Членство в Палате общин предполагало более высокий имущественный ценз (в 600 фунтов для графств, 300 – местечек) и статус free holdera в течение всей жизни.
Только в начале XIX в. в парламент получили доступ католики. В 1858 г. избран первый еврей – барон Ротшильд. С 1858 г. любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям мог и быть избранным в палату (т. е. активное и пассивное избирательное право отождествились). Не могли быть избранными в палату иностранцы, судьи высших судов, духовенство, находящиеся под следствием, чиновники графств, лица, получавшие жалованье от короны и даже пенсии от нее (с 1718 г.).
Палата общин самостоятельно выбирала своего спикера; кроме него, был и секретарь палаты – чиновник, ведавший протоколами и актами. В XVII-XVIII вв. содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало, и парламент нередко возбуждал преследования по обвинению в клевете против высказывавшихся о его деятельности. С 1771 г. вошло в практику печатание отчетов о заседаниях палат. Текущая деятельность палат определялась конституционными обычаями и статутами, многие из которых восходили к XIV в. К 1854 г. был кодифицирован и опубликован Регламент Палаты общин. Заседания первоначально проходили с 8 час. утра, в XIX в. – вечером (с 5 час. вечера для Палаты лордов, с 4 час. 15 мин. – для Палаты общин).
Полномочия парламента определялись конституционным принципом его абсолютного верховенства и охватывали практически любые вопросы: «Парламент, имеет суверенную и неподконтрольную власть создавать законы, распространять их или ограничивать, отменять, отзывать и оживлять. Эта законодательная власть применяется ко всем объектам духовным и временным, гражданским и военным, подлежащим морскому или уголовному праву. Парламент есть место, которое британской конституцией помечено как место власти абсолютной, даже деспотической, отчасти должной существовать во всяком государстве с необходимостью.
Парламент может менять конституцию империи, обновлять ее, так же как и пересоздавать самого себя на иной основе. Он может любую не невозможную вещь, и то, что делает парламент, не может делать никакая земная власть». Крупнейший английский правовед XVIII в. У. Блэкстон здесь выделил важнейшие качественные характеристики власти парламента: суверенность, неограниченность, неподконтрольность, сочетание текущей законодательной и конституционной власти. Вместе с тем считалось, что постановления и билли парламента не должны противоречить справедливости – в той форме, которая была зафиксирована правом.
Основной формой деятельности парламента было законодательство. С середины XVIII в. принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств). В остальном процедура различалась в зависимости от того, относился ли законопроект к категории частных или публичных биллей.
Частный (Private) билль был самым многочисленным типом закона. Предложение о таком мог ввести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя бы одного (своего) депутата. Он касался местных дел, требующих государственного вмешательства. Частный билль представлялся в виде петиции (и был как бы продолжением этого права) и далее обсуждался в трех по-особому составленных комитетах: постоянном из 11 депутатов, комитете отбора из 6 депутатов, прохождения. Затем он вносился на усмотрение Палаты общин и голосовался, как правило, без детальных прений.
Только в третьем чтении собственно утверждался или отклонялся законопроект. Публичные билли должны были пройти рассмотрение обязательно в каждой палате парламента в течение одной сессии. Голосование в Палате общин проводилось по принципу «Да» – «Нет», в Палате лордов – «Согласны» – «Не согласны». Затем законопроект поступал через канцлера на утверждение монарху.
Со второй половины XIX в. правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 г. вошло в обиход (в 1882 г. закреплено в Регламенте) «правило спешности», согласно которому премьер-министр был вправе предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности. Депутаты получили право требовать прекращения прений (с 1887 г.), и такая резолюция должна была обязательно голосоваться.
До этого ход прений никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной. Говорить депутаты парламента могли только без каких-либо записок. Тогда же вошло в практику правило «гильотины»: на обсуждение законопроекта заранее отводилось определенное время, и если билль не был обсужден полностью, необсужденные части ставились на голосование без дальнейших прений.
Помимо законодательной деятельности, депутаты парламента имели полномочия запроса к правительству. С начала XVIII в. они были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства члену кабинета (т. е. известно ли происшествие или явление правительству). С 1783 г. оно было признано официально. Однако за членами кабинета также было признано право отвечать или не отвечать на запросы. Только в 1869 г. право парламентского запроса стало важным конституционном обычаем, и судьба запроса была взаимосвязана с доверием членам кабинета или всему правительству.
Английское государство и право
Буржуазная революция в Англии
Английская буржуазная революция началась в 1640 г., когда впервые собрался так называемый «Долгий парламент». Стадии революции:
В 1640–1642 гг., в условиях безденежья, Карл I пошел на ограничение своих полномочий со стороны парламента. Так, в феврале 1641 г. был принят Трехгодичный акт, по которому парламент впредь должен был созываться, по меньшей мере, один раз в 3 года. С этого момента началась английская конституционная эволюция. Летом 1641 г. парламент подтвердил свое право на вотирование законопроектов. Установилась дуалистическая монархия: политическую власть между собой поделили король (поставленный «от Бога») и парламент (получивший мандат доверия от народа). У короля полностью сохранились полномочия в исполнительной сфере, однако в сфере законодательства королевская власть была сильно ограничена парламентом. В ноябре – декабре 1641 г. радикально настроенные парламентарии выдвинули «петицию о корнях и ветвях», требуя согласования с законодательным органом кандидатур вновь назначаемых королевских советников. Король Карл I в ответ ввязался в вооруженное противостояние с парламентом, закончившееся его пленением и казнью. Монархия была повержена, королевское звание отменено, палата лордов ликвидирована, роялисты бежали на материк.
В 1648 г. было установлено, что решения палаты общин представляют всю нацию и не нуждаются в одобрении короля и палаты лордов. Центром власти в установившейся индепендентской республике стала парламентская армия, фактически политическую власть в стране захватила военная верхушка во главе с О. Кромвелем.
В 1653 г. этот режим был легально оформлен: принят конституционный акт «Форма правления государством Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими» («Орудие управления»). Главой государства был провозглашен пожизненный лорд-протектор (по сути, с королевскими полномочиями), им стал Оливер Кромвель. Был сохранен однопалатный парламент. Христианство было объявлено государственной религией.
В 1657 г. парламент предложил О. Кромвелю королевскую корону, предполагалось установление в Англии ограниченной монархии, однако этого не произошло. После подачи «Покорнейшей петиции», выразившей недовольство армейской верхушки, была сформирована вторая редакция республиканской конституции Англии.
В 1658 г. О. Кромвель умер, его преемник на посту лорда-протектора подал в отставку в 1659 г. безвластие закончилось реставрацией Стюартов в 1660 г., королем стал Карл II Стюарт.
Английские конституционные акты конца XVII – начала XVIII вв.
Общие черты английской конституционной монархии выражены в ряде документов: Habeas corpus act – Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточения за морями» 1679 г.; Билль о правах 1689 г.; Акт об устроении 1701 г.
Хабеас корпус акт был вызван произволом королевской власти в производстве арестов. Суть процедуры: считающее, что его арест является незаконным имело право обратиться к одному из верховных судей с просьбой выдать приказ Хабеас корпус. Верховный судья отдает такой приказ низшей судебной инстанции, которая в порядке сокращенного судопроизводства рассматривает обстоятельства дела. Отказ судьи в выдаче приказа влечет наложение штрафа в 500 фунтов в пользу арестованного. В течение трех дней лицо, охраняющее арестованного, должно доставить его в суд с указанием причин ареста. Отказ доставить арестованного в первый раз наказывался штрафом в 100 фунтов, во второй – 200 фунтов и отстранением от должности. Судья решает вопрос о том, подлежит ли арестованный полному и безусловному освобождению, или его можно отпустить под залог, или отправить обратно в тюрьму. Недостаток: процедура проверки законности ареста не применялась в случае государственной измены и тяжкого уголовного преступления; парламент мог в исключительных случаях либо приостанавливать действие акта, либо снимать с должностных лиц ответственность за его нарушения, залог могли внести лишь имущие лица. Положительное значение – на будущие века обеспечил гарантии против неправосудных арестов.
Билль о правах устанавливал конституционные положения. Объявлялись незаконными:
Провозглашается ряд неотъемлемых прав подданных: право обращения с петициями к королю и незаконность преследования их за это, свобода слова, суждений и актов в парламенте, недопустимость требования чрезмерных налогов, штрафов, жестоких наказаний, незаконность чрезвычайных судов. Билль о правах – юридическая основа английской монархии и в наши дни.
Акт о престолонаследии устанавливал следующее:
Развитие конституционной монархии. Правительственная система в XVIII–XIX вв.
В XVIII в. в Англии формируется кабинетная система. Кабинет как правительственный орган, члены которого назначались королем, сформировался еще при Стюартах. Вильгельм III назначал в кабинет представителей различных политических течений. При его преемнице, королеве Анне, наметилась ориентация на однопартийные кабинеты, эта тенденция закрепилась при королях Ганноверской династии.
Георг I в 1721 г. передоверил право председательствовать в кабинете премьер-министру (первому министру кабинета). По молчаливому согласию в XVIII в. монарх стал назначать своими советниками (т. е. министрами кабинета) лидеров парламентского большинства. Со временем закрепилась конституционная традиция, в силу которой лидер победившей на выборах в палату общин партии, становившийся премьер-министром, сам формировал кабинет, чей состав лишь утверждался королем.
Затем появилась практика отставки отдельных министров, премьер-министра (а значит, и всего кабинета).
Кабинет уходил в отставку в следующих случаях:
В XVIII в. в Англии еще не было настоящих (в современном понимании) политических партий, были лишь более-менее стабильные политические группировки. Однако уже в XIX в. формируются консервативная (тори) и либеральная (виги) партии.
Георг III пытался восстановить часть королевских прерогатив, в частности назначение премьер-министра не по результатам выборов, а по своему желанию, однако такая практика, к счастью для английского парламентаризма, не укоренилась.
Кабинетная система утверждает отрицание принципа разделения властей, в основу английского политического устройства кладется принцип монизма: победившая на выборах партия и имеет большинство в парламенте (законодательные полномочия) и формирует кабинет (исполнительные полномочия).
В 1716 г. срок полномочий парламента одного созыва был увеличен до 7 лет (это положение сохранялось до 1911 г.).
В силу обычая, установившегося в XVIII в., король, помимо права произвольного формирования кабинета, лишился еще и права вето в отношении законов, прошедших и палату общин, и палату лордов (последний раз монарх использовал это право в 1707 г.).
В конце XVIII в. было установлено, что при вступлении очередного монарха на престол парламентом определялась фиксированная сумма содержания королевского двора.
Избирательные реформы в Англии XIX в. и чартистское движение
После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одного избирательного округа (которые были неодинаковы и по населению, и по площади) в палату общин избиралось два депутата. Лорды-землевладельцы откровенно торговали местами в палате общин.
XIX в. ознаменовался широкомасштабным чартистским движением – за всеобщее избирательное право.
Первая избирательная реформа состоялась в 1832 г., но из-за сопротивления палаты лордов изменения еще не носили принципиального характера. Однако все же появились одномандатные избирательные округа, была проведена унификация избирательного права в городах и сельской местности; введена предварительная регистрация избирателей, т. е. составление их списков.
Вторая избирательная реформа был проведена в 1867 г. Были ликвидированы «гнилые местечки» (округа с ничтожным количеством избирателей) и перераспределены их депутатские места в палате общин; с 1872 г. было введено тайное голосование; понижен имущественный ценз, таким образом в круг избирателей вошли представители «рабочей аристократии» (наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие).
Третья избирательная реформа произошла в 1884–1885 гг. Имущественный ценз был еще более снижен, таким образом значительно расширился круг избирателей; в 1885 г. был прогрессивно изменен принцип нарезки избирательных округов; в одномандатных округах возникает мажоритарная избирательная система относительного большинства.
В XIX в. в Англии формируется двухпартийная система, прозванная «политическими качелями» Тори (консерваторы) постоянно боролись с вигами (либералами), последних в XX в. оттеснили лейбористы. Лейбористская партия (социалистической направленности) оформилась в 1900 г. Впервые премьер-министром-лейбористом стал Макдональд в 1923 г. Последним премьер-министром-либералом был Ллойд-Джордж (1916–1922). Первым стабильным правительством лейбористов стал кабинет К. Эттли (1945–1950), сменившего на этом посту У. Черчилля.
Избирательные реформы XIX в. дали право голоса 5/6 мужского населения Великобритании.
В 1918 г. к голосованию были допущены даже женщины. Однако мужчины голосовали по достижению 21-летнего возраста, а женщины – только с 30 лет. С 1928 г. существовал единый возрастной избирательный ценз – 21 год. В 1969–1970 гг. возрастной избирательный ценз в Великобритании понижен до 18 лет.
Медленное развитие английской избирательной системы во многом обеспечивало политическую стабильность в стране.
Развитие английского права в XVII–XX вв.
Феодальное английское право эволюционно преобразовывалось в буржуазное и капиталистическое, не было никакой революционной смены правовых институтов, даже в годы политической революции.
Так, феодальное условное держание было постепенно преобразовано в сокаж, т. е. ничем не обремененный феод, по сути объект частной собственности в феодальные по форме институты было «вставлено» буржуазное содержание.
Устойчиво сохраняет свое значение прецедентное право. Основная масса источников права – нормы судебных прецедентов. В XVII в. Вильгельм III Оранский установил, что в случае коллизии нормы прецедента и нормы закона действует прецедентная норма. Таким образом закон был поставлен в зависимость от судебных властей.
Со времен Якова I сохраняется дуализм норм права, раздельно существуют «право справедливости» (нормы которого вырабатывались судом справедливости лорда-канцлера) и «общее право». Единая судебная система, при которой единые высшие судебные учреждения применяли одновременно и общее право, и право справедливости, была создана лишь в результате реформ 1873–1875 гг. Тогда же начинается выработка общих норм прецедентного права.
Систематизация права в Великобритании в XIX–XX вв. осуществляется в виде издания консолидированных законов, кодификация не происходит, в результате этого не достигается полная согласованность правовых норм и адекватное восполнение возникающих пробелов в праве.
Развитие отдельных институтов английского права в XVII–XX вв.
В самом начале английской буржуазной революции были отменены феодальные монополии, т. е. исключительные привилегии дворянства. В 1646 г. специальным парламентским ордонансом рыцарские держания были преобразованы в частнособственнические владения (сокаж). Однако не возникло крестьянской собственности на землю. Крестьяне оставались в положении арендаторов. Было разрешено произвольно прерывать аренду земли крестьянином. Феодал (лендлорд) стал полноправным частным собственником земли. Основная масса феодального крестьянства стала арендаторами, затем – сельскими наемными работниками.
Так как Англия в средневековье не подверглась рецепции римского права, в ней не было деления вещей на движимые и недвижимые. Зато закрепился другой подход: выделялась реальная собственность (например, недвижимость и права на нее) и вещи во владении (например, иски, авторское и патентное право). С развитием частного права выделяется акционерное право. В XIX в. оформляется траст – институт доверительной собственности.
В семейно-правовых отношениях неравенство мужчины и женщины, характерное для средневековья, постепенно преодолевается. В XIX в. супруги получают право на раздельное жительство, позже разрешается развод, но лишь при доказанной виновности супруга. В XX в. такие оговорки при разводе ликвидируются.
С XIV в. в Англии оформляется репрессивная традиция отношения к наемному работнику. За невыход на работу к работникам применялись санкции вплоть до смертной казни, причем по таким делам действовала презумпция виновности работника. После того как крестьянские земли в результате «огораживаний» в массовом порядке стали превращаться в пастбища, безземельные крестьяне хлынули в города, где образовался переизбыток дешевой рабочей силы. Профессиональные союзы работников (тред-юнионы) были запрещены (Закон против рабочих коалиций 1799 г.), любые выступления работников жестоко подавлялись, в том числе с помощью уголовно-репрессивных мер.
Однако уже в начале XIX в. рабочее законодательство либерализуется. Для молодежи и женщин ограничивается продолжительность рабочего дня. Законодательно регулируются условия найма на работу. Запрещается ночной труд для женщин. В начале 20-х гг. XIX в. были разрешены тред-юнионы (Закон о рабочих коалициях 1825 г.), которые к концу XIX в. стали реальными участниками экономических и политических процессов в Великобритании (Акт о тред-юнионах 1871 г.).
В Англии вплоть до начала XIX в. применяла такие квалифицированные (с мучениями) виды смертной казни, как, например, колесование. В XIX в. Великобритания активно гуманизирует свое уголовное право. В частности, впервые появляется институт условно-досрочного освобождения. Совсем смертная казнь (за исключением наказания за военные преступления) была отменена в Великобритании в 60-е гг. XX в.
Акт о парламенте 1911 г. Делегированное законодательство в Англии в XX в.
К 40-м гг. XIX в. значительная степень политического влияния в Великобритании переходит в руки промышленной буржуазии (это доказывает, например, принятие так называемых «хлебных законов»), значительно меняется состав палаты лордов: туда приходят так называемые «маргариновые лорды» а также социалисты (лейбористы, социал-демократы).
Палата лордов в XIX–XX вв. играла роль сдерживающей силы для палаты общин, хотя лорды, в отличие от депутатов нижней палаты парламента, никого, кроме себя лично, не представляют. Со временем лорды перестали саботировать предложения палаты общин, как они это часто делали в XVIII – начале XIX вв. Лорды обычно склонялись перед мнением устойчивого большинства членов палаты общин (коммонеров). Бюджетные притязания палаты лордов были пресечены путем принятия консолидированного бюджета (это стало делаться с конца XIX в.). Тем не менее палата лордов активно препятствовала развитию социального законодательства.
В 1911 г. был проведен Закон о парламентской реформе, значительно ограничивший права палаты лордов. В его преамбуле было отмечено, что в будущем палата лордов должна стать выборной (что и было сделано в 2000 г.).
Финансовые билли (наиболее важные среди всех биллей) стали теперь приниматься палатой общин самостоятельно, без последующего одобрения палатой лордов. Для нефинансовых биллей формально сохранялся режим бикамерализма (двухпалатное™) британского парламента. Палата лордов может отклонить нефинансовый билль, но это лишь отлагательное вето (на год), его можно применить дважды (с 1949 г. – лишьодин раз). Таким образом, с 1911 г. палата общин заняла господствующее место в британском процессе законотворчества, равноправие палат парламента ушло в прошлое.
Надо отметить, что палата лордов никогда не была полностью наследственной по составу. Так, в ее состав входили высокопоставленные духовные лица (так называемые «духовные лорды» во главе с архиепископом Кентерберийским), регулярно избираемые лорды от Шотландии (лерды) и избираемые пожизненно лорды от Ирландии. В палату лордов также по должности входили 12 судебных лордов, наследственные титулованные лорды и назначаемые пожизненно монархом пэры без титула.
Со времен Билля о правах 1689 г. было установлено, что только парламент может издавать общеобязательные акты (законы). Со временем буржуазия попыталась отнять часть законодательных полномочий у парламента. Эта задача была решена с помощью института делегированного законодательства, т. е. определенные акты разрабатывались соответствующими ведомствами и лишь утверждались (регистрировались) парламентом.
В период первой и второй мировых войн развивается практика чрезвычайного законодательствования. Широкие права предоставляются кабинету, упорядочивается делегированное законотворчество.
Парламентская монархия в Великобритании XVIII–XIX вв
В XVIII–XIX вв. изменяются территория и название английского государства. В 1707 г. была достигнута государственная уния Англии и Шотландии, на основе которой возникло единое государство Великобритания. В 1801 г. вступил в силу акт об унии с Ирландией, в результате чего оформилось Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии. До 1801 г. английские монархи также продолжали носить титул короля Франции, что было следствием династического спора времен Столетней войны и притязаний королей Англии на французские владения. А в 1876 г. королева Виктория получила титул императрицы Индии: тогда была создана Индийская империя под эгидой английской короны. Но не менее важными были внутренние изменения в государственном строе Англии.
Монархическая идея продолжала оставаться основой британской государственной системы. Возможно, из-за приверженности англичан к этой идее здесь не сложилось четкого разделения властей. Монарх считался частью каждой из ветвей власти. Кроме того, члены правительства одновременно входили в состав парламента, а его верхняя палата являлась высшей апелляционной судебной инстанцией королевства. Поэтому ветви власти были переплетены и сильно зависели друг от друга.
Монарх. Король являлся и главой государства, и главой правительства Великобритании. Законодательная власть монарха была ограничена парламентом, а свои исполнительные функции он призван был делить с кабинетом министров, так что фактическое управление страной перешло к кабинету. «Король царствует, но не управляет», – гласила основная формула английской политической жизни. Однако формально монарх располагал значительными полномочиями. Ему принадлежало право абсолютного вето в отношении законопроектов, одобренных парламентом. Этим правом в последний раз воспользовалась королева Анна Датская в 1707 г., отклонив Билль о шотландской милиции. С того времени королевское вето относится к числу «спящих полномочий» монарха, которыми при необходимости король может воспользоваться. Монарх созывал и распускал парламент, формировал кабинет министров, назначал на государственные и церковные должности. Король являлся главнокомандующим армии и флота, обладал правом объявления войны и заключения мира. Он чеканил свою монету. От его имени вершилось правосудие в Великобритании. Все эти полномочия монарх, однако, обязан был осуществлять в рамках конституционных законов и сложившихся конституционных обычаев. Он должен был действовать с согласия кабинета министров, но, тем не менее, мог и не одобрить рекомендаций кабинета, если они, по его мнению, нарушали конституцию страны.
Король имел свой двор и свои владения. При Вильгельме III в 1697 г. был издан первый акт о цивильном листе. Цивильный лист – это денежная сумма, определяемая на содержание короля лично и его двора. Обычно цивильный лист устанавливался в начале каждого царствования на ежегодные расходы Его Величества. Так, при Вильгельме III он был определен в £700 тыс., при королеве Виктории в 1837 г. – только в £385 тыс. (на личное содержание королевы, исключая даже расходы на пенсии).
Правительство. Тайный совет и кабинет министров. В XVII в. Тайный совет (Privy Council) являлся действующим правительством в Англии. Однако уже при первых Стюартах появилась традиция выделять из состава Тайного совета узкий круг доверенных лиц, на которых мог опираться в своей политике монарх. После Славной революции эта традиция получила новое значение: король Вильгельм III стал подбирать министров из лиц, представлявших интересы парламентского большинства. В результате узкий круг личных советников монарха, его приближенных министров, стал восприниматься как нечто отдельное от Тайного совета. Так зародилось деление на Тайный совет и кабинет министров. Министры, впрочем, по-прежнему входили в состав Тайного совета, но сам Совет постепенно стал приобретать черты сугубо совещательного учреждения с довольно широким составом участников. Если в XVII в. в Совете было всего несколько десятков членов, то в XIX в. их численность достигла 200 человек. Помимо министров в Тайном совете присутствовали архиепископы англиканской церкви, спикер палаты общин, высшие должностные лица, высшие офицеры, дипломаты и другие персоны. В своем полном составе Совет обычно созывался по особо торжественным случаям, например, по случаю коронации монарха. От имени короля Тайный совет мог издавать акты двоякого рода: прокламации и приказы в Совете. В форму прокламаций могли быть облечены объявление войны или заключение мира, созыв или роспуск парламента. Приказы в Совете могли издаваться по вопросам права и управления.
В отличие от Тайного совета кабинет министров (cabinet council) являлся неофициальным учреждением. Его действия основывались на прецедентах, а заседания проводились негласно. Хотя король считался главой правительства, постепенно сложилось правило, по которому монарх не должен присутствовать на заседаниях кабинета. Королева Анна Датская еще посещала кабинет, но ее преемник Георг I (1714–1727), основатель немецкой Ганноверской династии, плохо понимал английскую речь, поэтому не мог, как положено, общаться и выслушивать министров. Он перестал ходить на заседания кабинета, что послужило важным прецедентом на будущее. Преемники Георга I уже хорошо владели английским языком, но на совещания кабинета министров все равно не ходили.
Состав кабинета министров определялся монархом и поначалу мог включать в себя как представителей вигов, так и тори. В царствование королевы Анны начинает складываться порядок формирования кабинета по партийному признаку, из представителей одной партии. Окончательно принцип партийного кабинета установится в Великобритании в XIX в.: кабинет будет формироваться из представителей партии, имеющей большинство в палате общин. При отсутствии монарха на заседаниях кабинета значение в нем стал приобретать председатель кабинета – премьер-министр. Первым премьером в истории Англии принято считать представителя партии вигов Роберта Уолпола (Walpole), возглавившего кабинет в 1721 г. Формально в XVIII в. еще не было должности премьер-министра, Уолпол официально являлся генеральным казначеем. Помимо премьер-министра в составе кабинета находились лорды по должности (лорд-канцлер, лорд-хранитель печати, лорд-президент Тайного совета и др.) и государственные секретари, отвечавшие за отраслевое управление.
В середине XVIII в. было только два государственных секретаря: по внутренним и иностранным делам. Затем их число возросло. В конце XIX в. государственный секретариат включал статс-секретарей по внутренним, иностранным, военным делам, по делам Индии, колоний и земледелия.
К числу министров относились также генерал-почтмейстер, президент департамента торговли и некоторые другие правительственные чиновники.
Первоначально министры несли ответственность только перед монархом, но в течение XVIII в. в Великобритании утверждается принцип «ответственного правительства». Правительство стало нести политическую ответственность перед парламентом. В случае принятия в палате общин вотума недоверия правительству оно должно было уйти в отставку. Сначала такая ответственность носила индивидуальный характер. Впервые из-за недоверия палаты в 1742 г. в отставку ушел премьер-министр Р. Уолпол (причиной послужила пассивная политика правительства в войне за австрийское наследство), другие же министры сохранили свои посты. Далее возникло правило коллективной отставки кабинета. В 1782 г. из-за поражения в войне с США ушел в отставку со всем своим кабинетом лорд Норт (North). Впрочем, уже в следующем году премьер-министр У. Питт Младший предложил новое правило, позволявшее кабинету самому воздействовать на парламент. Если парламент не поддерживает кабинет, то кабинет может потребовать от короля роспуска парламента и назначения новых выборов. В 1784 г. Питт с успехом воспользовался этим правилом: вновь избранная палата поддержала его кабинет. Такой результат получался не всегда, но даже в случае поражения кабинета на новых выборах он мог и не уйти в отставку. В этом проявлялось покровительство монарха своим министрам. Только в середине XIX в. принцип отставки кабинета из-за недоверия палаты общин окончательно утвердился в английской политической жизни.
Парламент.Парламент по-прежнему сохранял свою двухпалатную структуру. Палата лордов включала в себя лиц, получивших членство по наследству, должности или назначению короля. Монархи активно использовали свое право назначения новых лордов, так что к середине XIX в.
в составе палаты находилось уже 465 членов, как духовных, так и светских. Но достаточно было присутствия в палате только трех лордов, чтобы было принято решение. В XIX в. для лордов был установлен возрастной ценз – 21 год. Члены верхней палаты носили звания пэров и могли быть судимы только самой палатой. Председателем палаты был лорд-канцлер.
Палата общин в XVIII в. включала в себя 558 депутатов («коммонеров»), из которых 45 пред-ставляли Шотландию. После заключения унии с Ирландией в самом начале XIX в. к ним добавились еще 100 депутатов. Председателем палаты являлся спикер.
На протяжении XVIII–XIX вв. парламент наращивал свое влияние на короля и кабинет министров, но к концу XIX в. резко возросло воздействие правительства на парламент. Это было вызвано усложнением задач управления и необходимостью более оперативного решения вопросов. Кабинет министров начинает активно вмешиваться в законодательную работу парламента. Вообще все билли, обсуждаемые в парламенте, подразделялись на публичные и частные. Публичный билль – билль, который имеет важное общественное значение и вносится в парламент правительством. Частный билль – билль, который затрагивает интересы узкого круга лиц (социальной группы, населения отдельной территории) и вносится любым избирателем, имеющим поддержку хотя бы одного депутата. В конце XIX в. основное внимание в парламенте уделялось рассмотрению публичных биллей в ущерб частным. Введенные по инициативе правительства новые правила парламентской процедуры привели к почти полному прекращению дискуссий в палате общин. В ней стало господствовать подчинение депутатов общему мнению своей партии: дисциплина среди них поддерживалась «парламентскими кнутами» (whips), особо назначенными депутатами. Свое право импичмента парламент тоже перестает использовать: в последний раз оно было применено в 1805 г.
Избирательное право. В XVIII и начале XIX вв. депутатами палаты общин могли стать лица только с высоким годовым доходом: по закону 1710 г. он выражался в графствах в размере £600 (от недвижимости), в городах – £300. Выборы в палату проводились первоначально по старым средневековым нормам. В графствах продолжал действовать закон 1430 г., предоставлявший право голоса только фригольдерам, имеющим годовой доход от недвижимости не менее 40 шиллингов (или £2). В городах применялись разные нормы активного избирательного права, в голосовании обычно могли принимать участие домовладельцы или члены городских корпораций. Пропорционального представительства от населения предусмотрено не было. Бóльшую часть депутатов палаты общин составляли депутаты от городов, причем зачастую от мелких населенных пунктов, имевших соответствующую привилегию от короны. Часть подобных местечек была «гнилой»: это были заброшенные деревни; часть местечек считалась «карманной»: они принадлежали ленд-лордам, определявшим там исход выборов. При этом некоторые крупные города не имели своего представительства в парламенте. Промышленный переворот в Англии и рост городов поставили правительство перед необходимостью проведения избирательных реформ в XIX в. Самые крупные реформы были проведены в 1832, 1867, 1884–1885 гг. В результате был значительно расширен круг избирателей, изменен имущественный ценз в сторону его понижения (а в городах вообще отменен), осуществлен переход к территориальному представительству населения и введены избирательные округа. К концу XIX в. в Англии действовали тайное голосование и мажоритарная избирательная система (относительного большинства).
Политические партии.Изменения в избирательном праве привели к активизации парла-ментских партий. В XIX в. они принимают новые названия: тори стали консерваторами, а виги – либералами. Партии перерастают рамки собственно парламента и начинают действовать в масштабе всей страны, приобретая характер современных политических партий. В 1867 г. был создан Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. оформилась Национальная федерация либералов. Консерваторы выражали интересы англиканской церкви, крупных землевладельцев, фермеров. Либералы были представителями интересов буржуазных кругов и рабочей аристократии.
Местное управление.В XVIII и большей части XIX вв. местное управление осуществлялось в основном через мировых судей и подчиненных низших служащих. В 1835 г. была проведена реформа управления в городах: там были созданы выборные городские советы. Их могли избирать все налогоплательщики, домовладельцы и квартиронаниматели обоего пола. Совет, в свою очередь, выбирал мэра города на один год. Реформа, однако, охватила не все города Англии (например, она не затронула Лондон). В 1888 г. проводится новая реформа, распространившаяся на остальные города и на графства. В графствах по образцу городов были созданы выборные советы, к которым перешло управление на местах от мировых судей. За последними были сохранены только судебные полномочия. В 1894 г. выборные советы были созданы также на уровне церковных приходов с числом жителей не менее 300.
Судебная система. Судебная система Великобритании унаследовала старые средневековые судебные органы с их сложной и запутанной структурой. В XIX в. к ним были добавлены новые суды. В 1833 г. был учрежден Судебный комитет Тайного совета – специальный суд, наделенный апелляционной юрисдикцией: он принимал апелляции от судов колоний и по церковным делам.
В 1834 г. создается Центральный уголовный суд в Лондоне (Old Bayly – по названию улицы, где он был расположен). Он являлся судом ассизов для Большого Лондона, но, в принципе, мог принимать к своему рассмотрению любое дело вне зависимости от места совершения преступления. В 1846 г. были учреждены Суды графств – низшие суды по гражданским делам. В 1857 г. были созданы Суд пробата, специализированный на делах о наследствах, и Суд по делам о разводах. В результате этих нововведений судебная система стала выглядеть еще более громоздкой. Вопрос об упрощении и унификации системы высшего правосудия был поднят Либеральной партией, и по ее инициативе была проведена крупная судебная реформа 1873–1875 гг.В ходе ее был создан Верховный суд Великобритании, составленный из двух судебных органов: Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам. Высокий суд, в свою очередь, включил в себя пять отделений: 1) Суд Королевской скамьи (его частью были суды ассизов); 2) Суд лорда-канцлера; 3) Суд общих тяжб;
4) Суд Палаты шахматной доски; 5) Суд по делам Адмиралтейства, завещаниям и разводам. В 1880 г. структура Высокого суда была упрощена: 3-е и 4-е отделения были слиты с 1-м, Судом Королевской скамьи. Реформа имела весьма важные последствия для развития английского права. Она привела к слиянию двух систем прецедентного права воедино – системы общего права и системы права справедливости.