какое поведение относится к проявлению психической депривации в дошкольном возрасте

Какое поведение относится к проявлению психической депривации в дошкольном возрасте

какое поведение относится к проявлению психической депривации в дошкольном возрасте

Проблема сиротства и последствия этого явления всё чаще становится предметом исследований учёных в области медицины, психологии и социологии. Современная воспитательная система специальных учреждений, где проживают дети-сироты, не эффективна с точки зрения создания условий для полноценного развития личности. В исследованиях В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, А.Н. Толстых содержится идея, что воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, строится без учёта адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно тормозит психическое развитие [3].

Формирование личности ребенка сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самопринятия и самооценки ребенка [2]. Как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией, в частности, социально-доверительные отношения к миру и его различным составляющим. Понятие «депривация психологическая» описывает ситуацию, характер и типические эффекты депривации основных, необходимых для оптимального развития функций и процессов [7]. Ситуации, которые могут представлять собой депривационный фактор, разнообразны и сложны. Депривационные условия различно воздействуют на детей разного возраста. С возрастом меняются потребности ребенка, а также восприимчивость к их недостаточному удовлетворению [8].

Исследователи Й. Лангмейер и З. Матейчик определяют психическую депривацию как «психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [1].

Первоначальный замысел эмпирического исследования состоял в изучении деформаций доверительных отношений детей, воспитывающихся в детском доме. При первом пилотажном исследовании и подборе методик, направленных на диагностику социально-доверительных отношений («Два дома» (И. Вандвик, П. Экбалд), «Самое доброе – самое злое» (В.С. Мухиной)), а также в процессе наблюдения за воспитанниками детского дома, выяснилось, что изучать деформации доверительных отношений невозможно, так как доверительные отношения у детей-сирот отсутствуют. В раннем онтогенезе у детей-сирот не удовлетворяется потребность в близком взрослом, потребность в безопасности и поэтому не формируются базовые установки на доверие. В этой связи нами и было введено понятие депривация доверия [4]. Депривация социального доверия детей, находящихся в условиях детского дома, затрагивает эмоциональную, личностную и поведенческую сферы ребенка. Другими словами, депривация доверия является причиной значительного количества глубинных личностных деформаций.

В этой связи нами было проведено психодиагностическое исследование, направленное на выявление особенностей психической депривации и депривации доверия у детей-сирот, и сравнение результатов, полученных в исследовании, с детьми, воспитывающимися в семье. Исследование проводилось на базе Волжского городского общественного детского фонда; Центра социально-психологической помощи «Семья» г. Волжский, а также на базе детского сада № 75.

У детей, воспитывающихся в депривационных условиях, не может сформироваться адекватная ценностная установка по отношению к себе, а, следовательно, у данных детей подвергаются деформациям некоторые личностные качества. Чаще всего это проявляется в низкой самооценке, неуверенности, агрессивности, враждебности и в других личностных качествах. Для выявления деформации перечисленных выше личностных качеств использовалась проективная методика измерения личностных особенностей – «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук, модификация Р.Ф. Беляускайте). Согласно условию методики, посредством этого исследования можно выявить ведущие симптомокомплексы (СК) личности ребенка, к которым относятся следующие: незащищенность; тревожность; самооценка; чувство неполноценности; враждебность; конфликтность; трудности в общении. Полученные результаты отражены на рис. 1.

какое поведение относится к проявлению психической депривации в дошкольном возрасте

Рис. 1. Общий уровень выраженности симптомокомплексов дошкольников

Дети с высоким и с очень высоким уровнем выраженности симптомокомплексов (в основном это дети из детского дома – 85 %) имеют серьезные проблемы в общении в связи с тем, что у них депривированы социальные установки на доверие. Чаще всего эти дети очень тревожны, конфликтны, агрессивны, как следствие, у таких детей не формируется доверие к себе и к миру в целом. Обычно за враждебным и конфликтным поведением ребенок скрывает неуверенность в себе, незащищенность, неумение общаться с окружающими, на которых он проецирует свою агрессию. Такая реакция ребенка на общение является одной из компенсаторных форм поведения.

Отрицательные эмоции у таких детей проявляются во многих видах деятельности, в отношениях и общении. Так, при получении задания о рисовании многие из них отказывались рисовать, ссылаясь на «неумение», долго выжидали, следя за тем, как рисуют другие. Эмоциональное неблагополучие детей этой группы, их внутренний дискомфорт ярко выражен в рисунках: в агрессивных позах человека, рисунок на весь лист. Цветовая гамма рисунков чаще всего однообразна. Рисунок выполнен чаще черным карандашом, крайне примитивно. Эти дети набрали наибольшее количество баллов по симптомам враждебности, тревожности, конфликтности, трудности в общении.

К высокому и очень высокому уровню выраженности СК относятся и дети пассивного типа. Для них характерна повышенная чувствительность, замкнутость, нерешительность, робость, плаксивость, неумение постоять за себя. В этом случае компенсаторной формой поведения является уход от общения. Во время рисования они прикрывали рисунок рукой, постоянно сомневались. При интерпретации рисунков у них выявились симптомы тревожности, незащищенности, чувства неполноценности. Об этом свидетельствуют такие особенности рисунков, как усиленная штриховка, слабая прерывистая линия рисунка, маленький размер рисунка и др.

Дети с низким уровнем выраженности СК не всегда отличаются положительной динамикой развития эмоций и социально-доверительных отношений. У некоторых детей данной группы, как и у детей, отнесенных высокому и очень высокому уровню, выраженности СК присутствуют проблемы. Эти дети отличаются слишком развязным поведением, они чаще всего не считаются с правилами и нормами поведения, поэтому поступают, как им хочется в данный момент. У детей этой группы низкий уровень тревожности, очень слабый самоконтроль, чаще неадекватно завышенная самооценка. По полученным данным видно, что и в детском доме, и в детском саду таких детей немного и по количеству примерно одинаково. Данная группа детей также проявляет компенсаторные формы поведения, связанные с защитными функциями своего «Я».

Наиболее адекватно поведение у детей со средним уровнем выраженности СК. Результаты показали огромную разницу между экспериментальной и контрольной группой. В эту группу попали дети активные, открытые, с высоким уровнем развития социально-доверительных отношений. По каждому симптомокомплексу отдельно также подсчитывались баллы для того, чтобы выявить, какая проблема больше связана с проявлением депривации доверия (рис. 2).

какое поведение относится к проявлению психической депривации в дошкольном возрасте

Рис. 2. Показатели отдельных симптомокомплексов по тесту Д-Д-Ч

Общая картина симптомокомплексов у детей из двух групп очень разная в процентном соотношении, тем более что у детей из детского дома и детей из семьи наличие одного и того же симптома различается по интенсивности его проявления. По таким ведущим показателям СК, как уровень выраженности чувства незащищенности, чувства неполноценности можно судить о значимости защиты взрослого для детей данного возраста, на фоне которой и формируется базовое доверие.

Далее видно расхождение по выраженности симптомокомплексов. Так, следующие показатели проявления СК у детей-сирот – это конфликтность (57,5 %) и тревожность (55 %). Также высок показатель СК «враждебность» – 47,5 %. В сравнении с детьми из семьи мы наблюдаем довольно низкие показатели СК: конфликтность – 17,5 %, враждебность – 12,5 %.

С целью выявления статистической значимости различий между показателями двух групп детей использован t-критерий Стьюдента. Сравнительные результаты выраженности симптомокомплексов по тесту «Дом-дерево-человек» в двух исследуемых группах на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице.

Показатели отдельных симптомокомплексов по тесту Д-Д-Ч

Источник

Основы возрастной психологии. Ответы к тестированию. Профессиональная переподготовка.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ответы к тестированию по дисциплине «ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ» (профессиональная переподготовка)

1. Основные этапы психического развития человека включают детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

2. Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались Львом Семёновичем Выготским.

3. Главной задачей возрастной психологии является отслеживание динамики развития.

4. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это цикличность развития.

5. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно для периодизации Даниила Борисовича Эльконина.

6. Самосознание личности в основном складывается к 17-и годам.

7. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах Льва Семёновича Выготского.

8. К атавистическим рефлексам у младенца относится хватательный рефлекс.

9. К тупиковым видам движения младенца относится раскачивание на четвереньках.

10. Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии не может быть совсем преодолена ни при каких условиях.

11. Понимание смысла всех слов окружающих складывается к шести годам.

12. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается с узнавания себя в зеркале.

13. Психологическая характеристика готовности к школе включает интеллектуальную готовность.

14. Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью на этапе на третьем уровне развития игры.

15. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется контекстуальной речью.

16. К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится замкнутость.

17. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.

18. Основной проблемой подросткового возраста является падение интереса к учебной деятельности.

20. Черты акцентуированного характера у подростков проявляются в стрессовых для акцентуанта ситуациях.

21. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление.

22. При ненапряженном протекании ранней юности происходит плавное продвижение к кризису 17 лет.

23. Любовь, при которой у супругов одинаковое понимание значения любви — это равнозначная любовь.

24. Стиль студенческой жизни, обеспечивающий приобретение образования, как товара — это профессиональная субкультура.

25. Ведущей деятельностью в ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.

Источник

Особенности развития детей дошкольного возраста в условиях депривации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Особенности развития детей дошкольного возраста в условиях депривации

Депривация – это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, где субъект лишен возможностей для удовлетворения основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.

1. Общая характеристика развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях депривации

Личность – это понятие, которое выработано с целью отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социальной и культурной жизни, определения как носителя конкретного индивидуального начала, самораскрывающегося в условиях определенных социальных отношений, предметной деятельности, взаимодействия и общения.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста направлено на овладение им знаний, умений и навыков, необходимых для успешного существования в условиях современного социума, а также овладение общепризнанными ценностями и нормами поведения. То есть, развитие ребенка дошкольника предполагает формирование личности с определенным содержанием, которое ожидает от него современное общество.

Для полноценного физического и психического развития ребенка дошкольного возраста, необходимо наличие определенных стимулов, таких как: сенсорные, эмоциональные, когнитивные и т.д. В случае, если ребенок испытывает их дефицит, то это может в последующем негативно отразиться на его психике. Особое значение здесь имеют условия депривации. Это обусловлено тем, что ребенок в условиях депривации лишен или ограничен в возможностях удовлетворить жизненно важные потребности.

Основными симптомами психической депривации у детей дошкольного возраста является наличие целого спектра нарушений: от незначительных странностей, которые не выходят за пределы нормальной эмоциональной картины и до достаточно глубоких поражений развития личности и интеллекта.

2. Виды деприваций и их влияние на развитие детей дошкольного возраста

В зависимости от того, какие лишения испытывает ребенок дошкольного возраста, различают следующие виды деприваций, оказывающих влияние на его развитие:

1. Материнская депривация – это различные явления, которые связаны с процессом воспитания ребенка в отрыве от матери (семьи).

Основная категория детей, которые испытывают материнскую депривацию, это дети-сироты, брошенные дети, а также дети, у которых мать относится к ним эмоционально холодно или излишне занята работой (карьерой).

Развитие ребенка в условиях материнской депривации, приводит к тому, что у ребенка отмечаются отклонения в психическом развитии, сопровождаемые различными тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Обусловлено это тем, что ребенок полноценно развивается только в психологическом контакте с матерью.

2. Эмоциональная депривация – это эмоциональное (аффективное) лишение, которое вызвано отсутствием внимания, любви и нежных чувств по отношению к ребенку со стороны родных и близких людей.

Эмоциональная депривация возникает в том случае, если нарушены эмоциональные связи ребенка со значимым для него взрослым. Например, вследствие смерти родителей или длительной разлуки с ними.

Последствиями эмоциональной депривации в развитии ребенка дошкольного возраста является то, что ребенок становится вялым, значительно снижается его активность и стремление к движению, ослабление общего состояния здоровья, отставание в развитие по всем показателям.

3. Социальная депривация – это значительно сужение социального поля активности ребенка дошкольника, ограничение его в возможностях усвоения необходимых социальных ролей.

Данный вид депривации характеризуется тем, что ребенок не овладевает необходимыми для успешной социализации умениями и навыками. В случае, крайней степени социальной депривации, в развитии детей наблюдается сильное отставание в развитии. Детей с социальной депривацией принято называть «волчьи дети», «одичавшие дети», «дети Маугли». Связано это с тем, что ребенок полноценно и всесторонне способен развиваться только в условиях социума.

4. Когнитивная депривация – это вид депривации, возникающий в том случае, когда окружающий ребенка внешний мир не упорядочен и достаточно изменчив, что отрицательно сказывается на понимании, предвосхищении и регулировании сложных изменений.

Когнитивная депривация представляется собой дефицит информации, либо ее получение в хаотичном, изменчивом, неупорядоченном порядке, что препятствует адекватному и успешному построению модели окружающего мира. Невозможность построения модели окружающего мира в дальнейшем не дает ребенку в нем продуктивно действовать и существовать.

5. Соматическая депривация – это психофизическая ослабленность или серьезная патология внутренних органов ребенка, вызванная негативным воздействием в перинатальный период, а также отсутствием возможности полностью и полноценно удовлетворить свои первичные биологические потребности.

6. Сенсорная депривация – это вид депривации, который возникает в следствие сужения внешних недостатков и раздражителей стимулов (слуховых, зрительных, осязательных и т.д.).

Сенсорная депривация возникает в случае, если окружающая ребенка дошкольного возраста внешняя среда обедняется и не способна удовлетворить все его потребности в плане развития. Например, если ребенок попадает в интернат, детский дом или больницу, в условиях которых он значительно ограничен в движении, играх, игрушках, книгах, общении со сверстниками и т.д. В условиях семьи, сенсорная депривация возникает у тех детей, которые совместно с родителями проживают вдалеке от населенных пунктов и у них нет возможности активно взаимодействовать со сверстниками, а также у тех детей, которые в силу различных заболевании «прикованы» к постели.

Как показывает практика, сенсорная депривация может вызвать у ребенка дошкольного возраста временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. При длительной сенсорной депривации возможны органические изменения или возникновение условий для их возникновения. Недостаточная стимуляция мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках.

Источник

Особенности развития детей раннего возраста в условиях депривации

Термин «депривация» обозначает потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей. В зависимости от того чего именно человек лишен, выделяют разнообразные виды депривации: эмоциональная, материнская, сенсорная, двигательная, социальная, информационная и другие.

Считается, что с самого рождения ребенок должен быть окружен любовью, ребенка должны признавать. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации. Депривация, связанная с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств, называется сенсорной. В случае отсутствия у ребенка матери или недостаточно эмоционального ее отношения к ребенку можно говорить о материнской деривации.

«Говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения [4,с. 30]». Это отделение имеет пагубные последствия. Все проявления депривации, независимо от ее вида, психологически похожи. Психическая депривация характеризуется особым психическим состоянием, возникающим в депривационной ситуации. Данное психическое состояние проявляется в поведении, имеющем характерные признаки. Наиболее характерные черты депривационного синдрома: депрессия, страх, тревожность, интеллектуальные расстройства. «Механизм деривации детей связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской личности. Таким образом, психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате такой жизненной ситуации, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные жизненные потребности в полной мере и в течение длительного времени [1, с. 124 ]».

Наиболее ярко выражены последствия различных видов депривации у детей, находящихся в интернатных учреждениях, домах ребенка. Однако профилактика, а также правильная коррекционная работа позволят намного уменьшить последствия и влияние психической депривации на развитие ребенка.

Рассмотрим особенности развития детей раннего возраста в условиях депривации, на примере детей, воспитывающихся в домах ребенка. Попав в дом ребенка, дети оказываются в особых условиях жизни. Здесь нет близких людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянное пребывание в коллективе, при большом количестве ухаживающего персонала наблюдается дефицит общения со взрослыми – все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей.

Дефицит общения со взрослыми дети домов ребенка в некоторой степени компенсируют общением со сверстниками. Однако это общение заключается в основном в наблюдение за своими сверстниками, активность этих общений слаба.

Характерная для детей домов ребенка компесаторная двигательная активность – раскачивание тела из стороны в сторону, сосание пальцев, игра с гениталиями является следствием того, что ребенок находится в условиях, которые не позволяют ему нормально двигаться. В период младенчества данную активность может также провоцировать тугое пеленание младенцев, постоянное нахождение в манеже. Ограниченное пространство группы приводит также к отставанию в развитии ходьбы, что приводит к более позднему появлению свободы передвижения и соответственно получению новых впечатлений, связанных с ней.

Таким образом, проживание детей младенческого возраста в домах ребенка в условиях эмоциональной (социальной, сенсорной, материнской, двигательной депривации приводит к формированию синдрома госпитализма. «Госпитализм – синдром психической и физической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка из-за дефицита общения с близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в детское учреждение (дом ребенка, больницу и т. п.) [5, с. 209]».

Ведущим видом деятельности раннего детства является предметная деятельность. И вновь общение является важным фактором, который организует предметную деятельность детей в доме ребенка. Эмоциональная оценка взрослого в значительной степени влияет на успешность предметной деятельности. Совместная деятельность взрослого и ребенка, стимулирующая к подражанию и обучающая различным приемам и способам целенаправленных действий, в условиях дома ребенка, ограничена не только малым временем, но и бедностью содержания. Взрослые достаточно редко оценивают результаты предметной деятельности малышей. А если это и происходит, то чаще среди оценок преобладают отрицательные и они направлены в сферу дисциплинарных моментов жизни ребенка. В связи с этим ребенок перестает опираться на оценку своей деятельности со стороны взрослого. Действия с предметами у детей раннего возраста, проживающих в доме ребенка,часто просто сводятся к примитивным: ребенок может взять любую игрушку в руки и просто ходить с ней по группе, а через некоторое время бросить, даже не взглянув на нее. У детей дома ребенка фактически отсутствует исследовательский интерес по отношению к тому или иному предмету (игрушке). Игра как таковая в большинстве случаев не носит процессуального характера, а представляет собой специфические и неспецифические манипулирования предметами.

В раннем детстве, так же как и в младенчестве, у детей продолжает отмечаться несформированность навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Общение с взрослыми также продолжает носить ситуативный характер. При появлении нового человека дети не проявляют привычных эмоций – чувства радости или страха. У детей, воспитывающихся в домах ребенка ярко проявляется так называемый эмоциональный голод. Он проявляется в том, что дети очень легко вступают в контакт с любым человеком. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению дети предпочитают тактильный примитивный контакт. В данной ситуации проявляется такой тип реагирования как «прилипчивость» к новому лицу. Дети «облепляют» взрослого, стараются до него дотронуться, прижаться к нему, забраться на колени, прижаться, взять за руку – это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям данного возраста. Однако данный интерес быстро проходит и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности. Большое количество взрослых, их постоянная смена в группе, а соответственно постоянно меняющиеся требования, приводят к тому, что дети начинают меньше доверять взрослым, общение становится менее эмоционально окрашенным. Такое общение ограниченно рамками воспитательного процесса, строго ограниченным пространством, которое не меняется на протяжении нескольких лет, примитивными по содержанию личностными контактами, привязанностью к конкретной ситуации делового сотрудничества – все это не требует от ребенка точных и сложных коммуникативных средств.

Недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Дети не испытывают особой потребности в общении с другими детьми. Контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщенные. Дети, находясь рядом, играют порознь. Они не замечают просьб со стороны сверстника, невнимательны к их действиям. Игры часто окрашены нервозностью, сменой настроения. Контакты детей дома ребенка между собой в основном заключаются в отбирании игрушки друг у друга. Однако через некоторое время интерес к игрушке пропадает, и ребенок просто бросает ее. В доме ребенка дети фактически не интересуются друг другом. Тот факт, что дети постоянно общаются с одним и тем же кругом сверстников не способствует развитию навыков общения со сверстниками и умению наладить равноправные отношения с незнакомыми детьми. У них полностью отсутствуют попытки демонстрировать друг другу свои достижения, так как отсутствует стремление к признанию. Пониженная потребность в общении с другими детьми у данной категории детей, обуславливается тем, что в данных сложившихся жизненных условиях, для них приоритетным является общение со взрослыми.

Жизнь детей в домах ребенка строго подчиняется режимным моментам, и вся их деятельность в течение дня уже расписана и предсказуема. В таких условиях у ребенка нет острой необходимости в развитии активной речи.

У детей второго года жизни оказываются несформированными предпосылки, необходимые для развития речи: действия с предметами, эмоциональное общение с взрослыми. У малышей очень мало общих с взрослыми действий, процесс подражания не формируется. Дети не обращают внимания на многие предметы, и соответственно не запоминают их названия, и тем более плохо овладевают названиями действий. Многочисленные исследования показали,что основной причиной задержки речи у воспитанников домов ребенка является неадекватно построенное общение персонала с детьми: очень часто в домах ребенка при общении с детьми используют стереотипные фразы, которые замедляют процесс общения, понимания, активной речи. Взрослые к детям общаются краткими, носящими командный тон фразами, типа «сядь за стол», «помой руки». Дети, постоянно слыша подобные фразы, затем с трудом понимают содержание наиболее лексически окрашенной обращенной к ним речи. У детей, воспитывающихся в домах ребенка, совершенно выпадает такой этап в развитии активной речи, когда дети начинают говорить на языке понятном только им или очень близким людям. Взрослых же в доме ребенка слишком много, они часто меняются, и соответственно не обращают зачастую внимания на высказывания малыша. А ребенок, не видя понимания со стороны взрослого, перестает говорить.

Практически все дети, проживающие в доме ребенка, имеют задержку в развитии от одного до нескольких эпикризных сроков. И это касается не только активной речи, но и сенсорного развития, наглядно-действенного и логического мышления. Уровень познавательной деятельности у детей, воспитывающихся в госучреждениях значительно ниже возрастных норм, они не могут переносить уже усвоенные знания на другие виды деятельности. Познавательная деятельность характеризуется вялостью, трудностью перехода от одного действия к другому. Дети медленно включаются в предметную деятельность. Особенностью восприятия детей домов ребенка является его медленная переключаемость, недостаточная концентрация, объем и распределение. Поэтому для детей домов ребенка необходимо увеличивать количество игрушек и других предметов, различных по цвету, форме, размеру и назначению, что способствует развитию не только восприятия, но и мышления, речи и эмоциональной сферы.

Таким образом, мы видим, что проживание детей в условиях депривации негативно сказывается на всех процессах развития ребенка.

Для уменьшения последствий депривации на развитие детей, воспитывающихся в домах ребенка необходимо проводить профилактические мероприятия с первых месяцев жизни.

Для детей от 0 до 3 месяцев:

— необходимо постоянно разговаривать с ребенком;

— не давать ребенку кричать, так как это мешает формированию чувства безопасности и базового доверия к миру;

— использовать в общении все формы взаимодействия (речь с разными интонациями, мимику, смех, пение, аудиозаписи);

— необходимо поощрять исследовательскую активность (предоставлять ребенку яркие, блестящие, звучащие предметы; возможность изучать самого себя и взрослого, для этого необходимо брать младенца на руки, постоянно менять его положение в пространстве).

Для детей от 3 до 6 месяцев:

развивать в ребенке и укреплять у него чувство привязанности к взрослому, посредством различных игровых способов; играть в игры, связанные с осязанием;

— расширять жизненное пространство ребенка при помощи прогулок;

— давать ребенку смотреть на себя в зеркало;

— использовать игры и упражнения на подражание.

Для детей от 6 до 9 месяцев:

— не ограничивать ребенка в пространстве;

— организовывать общение ребенка по поводу предмета;

— давать ребенку право выбора;

— разрешать играть самому, поощряя развитие самостоятельности;

— поощрять развитие подражания простым действиям, звукам.

Для детей от 9 до 12 месяцев:

— отвечать на инициативу ребенка к общению;

— стимулировать развитие речи и предметной деятельности;

— достижения ребенка не оставлять без внимания, давая им положительную оценку.

Для детей от 1 года до 2,5 лет:

— необходимо оценивать достижения ребенка, а не только осуждать промахи;

— должна присутствовать как положительная, так и отрицательная оценка;

— оценка должна касаться не личности, а поступка или действия ребенка;

— оценка должна быть эмоционально окрашена;

— оценка действий ребенка должна быть развернутой;

— необходимо создавать условия для правильной организации общения со сверстниками, помогать раскрывать окружающий мир предметов, давать равные возможности в овладении ими, во внимании взрослого и его оценки.

Основой коррекционно-воспитательной работы с детьми, воспитывающимися в доме ребенка, является общение взрослого с ребенком и расширение рамок его индивидуального опыта.

Основными направлениями коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте являются:

— формирование навыков общения;

— гармонизация навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

— коррекция тех личностных свойств, которые препятствуют общению;

— формирование у ребенка максимально приближенной к адекватной самооценки.

По мнению А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых в комплексе коррекционно-воспитательной работы необходимо проводить следующие мероприятия по обогащению конкретно-чувствительного опыта детей:

— расширение жизненного пространства детей;

— менять обстановку, в которой дети играют;

— увеличивать количество предметов, с которыми дети могут активно действовать;

способствовать развитию игры, поскольку именно в игровой деятельности формируется мышление, речь, представления о социальных отношениях;

— уделять внимание занятиям по рисованию, лепке, аппликации, изготовлению поделок, развивающим умение исследовать предмет, фантазировать, воображать.

При коррекционной работе обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка, а также опираться на его сохранные компоненты деятельности и познавательные интересы.

Также большое внимание при проведении коррекционной работе необходимо уделять индивидуальным занятиям, занятиям с учителем-дефектологом, занятия необходимо проводить в игровой форме, а также необходимо соблюдение преемственности в работе между всем персоналом группы.

Таким образом, проводимая коррекционная работа с детьми, проживающими в домах ребенка должна быть направленна на преодоление многочисленных проявлений депривации или хотя бы на их уменьшение.

Ребенок после рождения должен находиться в гармоничных условиях для нормального развития психических и физических функций. А учитывая факт неизбежности формирования у ребенка, помещенного в изолированные условия государственного учреждения, депривационного синдрома, профилактическую и коррекционную работу необходимо начинать с момента поступления ребенка в государственное учреждение. И чем раньше эта работа будет начинаться, тем легче будут проявления данного синдрома. Депривация, сформировавшаяся в раннем возрасте, сказывается на всех дальнейших этапах развития ребенка. В силу присущей этим детям малоинициативности они легко поддаются под чужое влияние, охотно следуют за уверенными и агрессивными лидерами, что впоследствии может их привести к асоциальному, а возможно и преступному образу жизни. Они не становятся полноценными, самостоятельными личностями. Поэтому мы вновь приходим к выводу о необходимости по возможности минимизировать неблагоприятные факторы государственного интернатного учреждения.

2. Каменская В. Г.Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М. :Форум: Инфра –М, 2005.

3.Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Кн. для работников дома ребенка / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г. Голубева и др. ; Сост. Э. Л. Фрухт – М. : Просвещение, 1989.

4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М. : «Педагогика», 1990.

5. Современные технологии реабилитации в педиатрии / Под ред. Е. Т. Лильина. – М. : Издательство «ОДИ international», 2000.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» В этом году я выпустила группу. 27 деток пошли в школу. Так жалко было расставаться. Но что поделать-такова участь воспитателя: за несколько.

Картотека игр для развития цветовосприятия у ребенка раннего возраста для использования родителями в домашних условиях 1. «ПОСАДИ БАБОЧКУ НА ПОЛЯНКУ» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой). Материал:.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей раннего дошкольного возраста» Особенности познавательного развития детей раннего возраста Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих.

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На третьем году жизни его игры становятся более интересными.

Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М. А. Коен ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского.

Особенности развития технических навыков и умений в условиях изобразительной деятельности Особенности развития технических навыков и умений в условиях изобразительной деятельности В данном разделе исследования будут определены.

Особенности речевого развития детей раннего возраста. Типичные ошибки родителей в разговоре в с детьми Речевое развитие детей начинается еще за долго до произнесения первых слов в утробе матери. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни.

Рабочая программа группы раннего развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад Программа дополнительного образования. Группа раннего развития «Кроха-1» для детей от 1,5 до 3 лет Программа раннего развития (ГКП) «Кроха-1».

Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Тема нашего собрания: «Возрастные и психологические особенности развития детей раннего.

Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности музыкального развития ребёнка. Дети 3-4 лет Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *