какое последнее произведение было написано рахманиновым

«Любовь и Апокалипсис»: Рахманинов и Иоанн Богослов

какое последнее произведение было написано рахманиновым

9 октября в концертном зале Днепропетровского академического театра русской драмы им. Максима Горького Центр православной культуры «Лествица» представил девятую премьеру своего музыкально-культурологического проекта «Место встречи – остров классики». Тема премьерного концерта – «Любовь и Апокалипсис». В этот вечер в зале прозвучали «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Произведение исполнил Академический симфонический оркестр областной филармонии под управлением главного дирижера, заслуженного деятеля искусств Украины Натальи Пономарчук (г. Киев).

Со-организаторами концерта, проводившегося по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, выступили Днепропетровский областной совет и Днепропетровская облгосадминистрация.

Организаторы проекта уверены, что и название концерта, и его музыкальная и духовная составляющие должны раскрыть для слушателей новые грани бытия. В Апокалипсисе верующему уму и сердцу даются таинственные пророческие указания о будущей судьбе Церкви и всего мира. Промысл Божий в событиях мировой истории показан в нем с помощью образов и иносказаний. В «Симфонических танцах» Сергея Рахманинова также говорится о судьбе мира и всего человечества. Но уже с помощью музыкальных образов.

Режиссер концерта, заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко подчеркнул: «На этом концерте слушатели смогли соприкоснуться с жизнью и творчеством двух необыкновенных людей. Один из них – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Второй – один из величайших гениев человечества Сергей Васильевич Рахманинов. Эта встреча двух выдающихся личностей отнюдь не случайна, как не случайна и тема нашего девятого концерта – “Любовь и Апокалипсис”. Ведь именно Апокалипсис стал завершающей книгой Священного Писания Нового Завета и главным итоговым трудом Иоанна Богослова. И последнее произведение Сергея Рахманинова – “Симфонические танцы” – было написано в конце жизненного пути. Композитор считал их одним из лучших своих произведений».

Апостол Иоанн был особо любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Не случайно иконографический знак евангелиста Иоанна орел – символ высокого парения его богословской мысли. Наименование Богослов Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю судеб Божиих.

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни. Он созерцает вечную истину и как видит, так и передает это своим возлюбленным чадам. Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. В изложении и раскрытии учения о домостроительстве спасения апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором небо сошло на землю и обновленная земля освещается светом небесной славы.

Символично, что концерт проходил в день празднования памяти святого апостола.

какое последнее произведение было написано рахманиновым

«Симфонические танцы» Рахманинов написал в 1940 году, когда уже началась Вторая мировая война, угрожавшая всему человечеству. Именно в тот переполненный противоречивыми чувствами для Рахманинова период, родилось произведение глубоко философское и автобиографичное. Ведь судьба композитора была очень непростой. В 1917 году он выехал из России и более 25 лет прожил в США. Сергей Рахманинов так и не смог приспособиться к тому миру, в котором ему пришлось жить в эмиграции. В отличие от многих русских деятелей культуры, которые благополучно нашли себя в мировом пространстве, он всю жизнь тосковал по Родине.

Одна из важных составляющих концерта – глубокий рассказ о музыке и основах христианской любви, с которым в этот раз выступил перед слушателями известный киевский музыковед Николай Лысенко. Он профессиональный дирижер, художественный руководитель Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины, регент киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, режиссер и ведущий программ на радио «Эра-FM». А также – правнук знаменитого украинского композитора Николая Витальевича Лысенко.

«По-настоящему ценность для человечества представляют те произведения симфонической классики, где задаются краеугольные вопросы бытия. И поэтому, когда я получил приглашение принять участие в данном проекте, это был для меня большой радостью. Я считаю, что точка соприкосновения выбрана очень удачно. Сегодня наше общество нуждается в духовной пище, оно нуждается в духовных ориентирах. Проповедовать эти ориентиры и эти ценности можно по-разному, в том числе, и с помощью высокопробной симфонической классики, к которой я отношу и Сергея Рахманинова», – сказал Николай Лысенко.

Верующий человек знает, что тема и истинный смысл Апокалипсиса лишь приоткрываются в текстах святых отцов, но они же отражаются и в творениях великих мастеров, одним из которых был Рахманинов. Именно Сергей Васильевич в своем творчестве неоднократно касался этих тем, и особенно ярко они зазвучали в его лебединой песне – опусе с порядковым номером 45, «Симфонических танцах». «День гнева» (“Dies irae”) – именно эта тема, к которой композитор неоднократно обращался на протяжении всей своей жизни, – с особой силой звучит в финале «Танцев», не оставляя сомнений в том, какую тематику они затрагивают и раскрывают. И хотя сам Рахманинов не давал подробных словесных расшифровок своего творения, достаточно услышать эту музыку, чтобы ощутить ее глобальность и осознать, что речь в ней идет о судьбах всего мира.

какое последнее произведение было написано рахманиновым

Слово «Апокалипсис» в переводе на русский язык означает Откровение. Именно это слово как нельзя лучше отражает содержание «Танцев». Но одновременно с этим Рахманинов вошел в историю как один из наиболее вдохновенных певцов любви – достаточно вспомнить его бессмертные темы фортепьянных концертов и симфоний. Через любовь к ближнему призывает Христос человека проявлять любовь к Богу. Через любовь к Родине и к человечеству Сергей Васильевич раскрывает в своей музыке философию высшей любви. И даже в своем последнем произведении, насквозь пропитанном тревожными предощущениями грядущих судеб Земли, находит место всепобеждающая любовь.

Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов внес выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки. «Симфонические танцы» – последнее произведение Сергея Рахманинова, созданное за три года до смерти, подытоживает весь творческий путь композитора. Произведение представляет собой цикл, состоящий из трех симфонических картин: «День», «Сумерки» и «Полночь». Каждая из трех частей раскрывает этапы жизни человека. Его премьера состоялась 3 января 1941 года в Чикаго. Первыми исполнителями произведения стал высоко почитаемый Рахманиновым Филадельфийский оркестр. Музыка поначалу предназначалась для балета «Скифы», но балет этот так и остался незаконченным. Балет должен был поставить друг композитора великий хореограф XX века Михаил Фокин. Но он рано ушел из жизни, и мечта так и осталась невоплощенной.

«Симфонические танцы» – название условное, скорее, вуалирующее, нежели раскрывающее их содержание. На самом деле, они оказываются сочинением на религиозную тему, своеобразным духовным завещанием Рахманинова, зашифрованным в музыкальных образах без привлечения слова. Зачем же Рахманинову понадобилось шифровать содержание «Танцев»?

Теперь мы можем только предполагать мотивы автора. Но с большой долей уверенности можно сказать, что Рахманинов скрыл истинный замысел сочинения ради того, чтобы донести его до адресата. В симфонической форме он воплотил образы Апокалипсиса, судьбу гибнущего мира и роль России в последние времена. Апокалиптическое восприятие действительности для Рахманинова было совершенно естественным. Он оказался очевидцем Первой мировой войны, крушения Российской империи, гибели миллионов русских патриотов во время революции. Позднее, живя в Европе, Сергей Рахманинов стал свидетелем появления фашизма в Италии и Германии, факельных шествий нацистов, круговращения фашистских свастик на стадионах, начала Второй мировой войны. Как мог реагировать на все это Сергей Рахманинов? Конечно, воплотив все пережитое в музыке!

Свое отношение к происходящему в мире он, обычно скупой на оценки, раскрывает в письме к С.А. Сатиной от 27 января 1941 года. «Мы живем, поистине, в страшное время, – пишет композитор. – Даже то, что мы переживали во время мировой войны, кажется, в сравнении с настоящим, чем-то другим. Тогда были где-то, в каких-то странах, светлые пятна. Сейчас же кажется, что катастрофа распространяется на весь мир и поглотит всех и вся. Не дай, Господи! Советы жить только настоящим днем, по совести говоря, не выдерживают никакой критики. Кто же живет только сегодняшним днем и кто это, кто не думает хотя бы о близком будущем? И как можно о нем не думать?! Ведь не звери же мы! Но, думая о будущем, ничего, кроме ужаса, себе не представляешь. Как с этим справиться и как себя вести, скажи мне».

Затеняя смысл в названии своего произведения, Рахманинов оставлял возможность исполнения его на далекой родине, что и случилось уже спустя три года после их написания. Он, видимо, надеялся, что «Танцы», войдя в музыкальный обиход России, постепенно, с возвращением к вере народа, будут осмыслены и со стороны религиозного содержания.

Главный дирижер оркестра, заслуженный деятель искусств Украины Наталья Пономарчук отметила: «“Симфонические танцы” – это итог жизненного пути Рахманинова, летопись его жизни, летопись эпохи, которую он пережил, летопись его души. Это прощание с миром. Можно воспринимать их и как завещание, которое обычно оставляется потомкам в другом виде, а он оставил вот в таком. Это его завещание миру. Это произведение, которое требует работы по расшифровке. На первый взгляд, его эмоциональная сущность лежит на поверхности. Но это лишь первый слой. Но на самом деле это произведение не имеет дна. И сколько ты живешь, столько ты его постигаешь».

Найти что-то новое в достаточно известном сочинении, да еще такое, чтобы оно заинтересовало искушенных профессионалов, сложно. Но именно так случилось с «Симфоническими танцами» Сергея Рахманинова, созданными почти 70 лет тому назад и, казалось бы, достаточно осмысленными за это время. Стремительный рост интереса к творчеству великого русского композитора в начале XXI века на фоне религиозного подъема в нашей стране позволяет по-новому оценить некоторые и, как кажется, давно изученные стороны его творчества. Тема концерта взволновала слушателей до глубины души. Благодарные зрители долго не отпускали музыкантов и ведущего концерта продолжительными аплодисментами.

Новая встреча на «Острове классики» состоится в декабре текущего года. Музыкальной основой для нее станет 9-я симфония Бетховена. Тема будущего концерта – «О сотворении мира».

Источник

Рахманинов Сергей Васильевич

какое последнее произведение было написано рахманиновым

Сергей Рахманинов. Детство и юность

Сергей Васильевич Рахманинов родился в 1873 году. Будущий великий композитор и музыкант был потомственным русским дворянином. Его произведения были известны на Родине и стали «символом русской музыки» за рубежом (последние годы жизни музыкант провел в Америке). Его сложная судьба, искания, духовный опыт со взлетами и падениями нашли отражение в его произведениях и манере исполнения.

Сергей Рахманинов родился в Новгородской губернии. Вся его семья любила музыку: дед был учеником известного композитора Джона Фильда, до сих пор сохранились музыкальные произведения его авторства. Отец тоже музицировал, хоть и не был профессиональным исполнителем. Мать Рахманинова, Любовь, дочь генерала Бутакова сама давала сыну первые музыкальные уроки. В детстве Сергей Рахманинов переехал в Петербург вместе с семьей и поступил в Петербургскую консерваторию.

Известно, что сначала молодой Рахманинов несерьезно относился к занятиям, прогуливал, но позже познакомился со своим двоюродным братом — юным пианистам Зилоти, который убедил родителей Рахманинова, что у него есть талант, надо отправить сына учиться в Москву к Николаю Звереву. Так Рахманинов продолжил обучение в Московской консерватории, где учился уже усердно, а его дипломную работу — оперу «Алеко» рекомендовали к постановке в Большом театре.

какое последнее произведение было написано рахманиновым

Первая неудача

Сергей Рахманинов был не только пианистом и композитором, его знали как прекрасного дирижера. Несмотря на провал исполнения Первой симфонии в Петербурге, разгромные рецензии и депрессию, он продолжил заниматься музыкой. Хотя после того случая несколько нет не сочинял музыку и пребывал в подавленном состоянии. В 1901 году Сергей Рахманинов написал Второй фортепианный концерт. Это вернуло его к творческой жизни, помогло справиться с депрессией, снова сделало любимцем публики.

Рахманинов путешествовал по Европе, Америке и Канаде с концертами в качестве дирижера, позже работал в самом Большом театре на протяжении нескольких сезонов. В 1902 году Рахманинов женился и стал отцом двух дочерей Татьяны и Ирины.

Эмиграция и успех

После революции 1917 года Рахманинову пришлось покинуть Россию. Он оставил здесь всё, уезжал с долгами. Революция стала трагедией семьи Рахманинова. Сергей Васильевич продолжил играть, выступать с концертами. Его любила европейская публика и высоко ценили в Америке. Сам великий композитор и музыкант тяжело переживал вынужденную эмиграцию. Он писал, что потерял себя, когда уехал.

«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…».

В 1926 году он начал работу над Четвертым концертом и русскими песнями. Несмотря на отношение к Советской власти, Рахманинов скучал по дому. Одним из последних произведений Рахманинова стали «Симфонические танцы», критики называют это также и лучшим произведение композитора. Рахманинов выступал до самого конца. Свой завершающий концерт, он дал за 6 недель до смерти. Композитор умер в 1943-ем году, не дожив до своего 70-летнего юбилея лишь несколько дней. Он похоронен на кладбище в Нью-Йорке рядом с могилами его жены и дочери.

какое последнее произведение было написано рахманиновым

Произведения по опусам

Произведения без опуса

Читайте также:

Источник

Рахманинов Сергей Васильевич

Этот чудесный романс С.В. Рахманинова так очарователен и кажется наполнен цветами самой Жизни и дыханием Природы.

БИОГРАФИЯ

Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье 20 марта (1 апреля по н.с.) 1873 года. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).

Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновыхот «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.

Несколько лет провёл Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко,Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни Рахманинова. В течение 1897—1901 годов он не мог сочинять, и лишь с помощью опытного психиатра, доктора Николая Даля смог выйти из кризиса.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.

Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт.

Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул; приходилась ему двоюродной сестрой по отцу) и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию.

В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерныхконцертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений — творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

С 1930 по 1940 год жил в Швейцарии, в коммуне Веггис, в деревне Хертенштейн под Люцерном, где построил дом-виллу «Сенар» с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Выступал с концертами на люцернском фестивале.

Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда С. В. Рахманинова, связывает с этой привычкой.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти. По воспоминаниям внука Александра, Рахманинов «очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей».

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского,Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

В технике музыкальной композиции Рахманинов никак не отреагировал на «модные» новации XX в. (такие как додекафония, ультрахроматизм, алеаторика, полистилистика и т.д.). При этом в рамках стиля, который в целом определяется как «неоромантический», Рахманинову удалось выработать специфический, легко узнаваемый на слух музыкальный язык. Для расширенной тональности Рахманинова, например, характерны так называемая рахманиновская субдоминанта (иначе «рахманиновская гармония») и модализмы (дорийский лад, цыганская гамма и др.), в ритмике — мультиоли в сочетании с регулярными группировками длительностей (полиритмия). Узнаваема и его специфическая фортепианная фактура.

ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки.

Первый — ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная ссимфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

Поздний — зарубежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем— Русским национальным стилем.

Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева.

Рахманинов (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание кинтонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

ПАМЯТЬ

Монета Банка РФ, Почтовая марка Молдовы 1997 год, Памятник Рахманинову в Москве на Страстном бульваре, Могила Рахманинова на кладбище Кенсико близ Нью-Йорка.

С 1982 года в СССР, а затем в России действует Рахманиновское общество, благодаря усилиям которого в Москве установлен памятник Рахманинову на Страстном бульваре (1999), памятники в Тамбове и Великом Новгороде, проводится Международный конкурс пианистов.

В 1999 году на месте бывшей усадьбы Семёново (12 км южнее д. Пинаевы Горки, Залучское сельское поселение, Новгородская область) установлен памятный знак о рождении здесь Рахманинова.

В 1968 году создан музей, а с 1987 года — Музей-усадьба С.В. Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области).

В 2011 г. в Казани по инициативе художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковскогооснован Международный музыкальный фестиваль им. С. Рахманинова «Белая сирень». Фестиваль проводится ежегодно в мае.

Имя Рахманинова носит Ростовская Государственная консерватория, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, Калининградский областной музыкальный колледж и Рахманиновский зал Московской консерватории.

Улицы, названные в честь Рахманинова, имеются в Москве, Сочи, Киеве, Алма-ате, Тамбове, Пензе, Новгороде Великом, Ростове-на-Дону, Моршанске, Краснодаре и в нью-йоркском районе Бронкс.

14 июня 2009 года в Великом Новгороде был открыт памятник Сергею Рахманинову работы скульптора Рукавишникова.

На фасаде дома № 5 по Страстному бульвару в Москве, где жил и работал С.Рахманинов, установлена мемориальная доска работы скульптора Н. И. Нисс-Гольдман.

В Москве в особняке на Большой Ордынке, 6/12 предполагается открыть музей композитора; здание правительство Москвы сдало Рахманиновскому обществу в аренду до 2018 года.

Рахманиновские общества

Международное Рахманиновское общество в г. Дармштадт, Германия

Санкт-Петербургское Рахманиновское общество

Рахманиновское Общество в Москве

Лондонское международное Рахманиновское общество

Международное Рахманиновское общество г.Майами, Сан-Хосе

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ор. 1 — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1890)

ор. 2 — Две пьесы для виолончели и фортепиано (1890)

ор. 3 — Пьесы-фантазии для фортепиано (1892)

op. 4 — Романсы (1892)

ор. 5 — Сюита № 1 для двух фортепиано (1893)

ор. 6 — Две пьесы для скрипки и фортепиано (1893)

ор. 7 — Симфоническая фантазия «Утёс» (1893)

ор. 8 — Романсы (1894)

ор. 9 — Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1893)

ор. 10 — Салонные пьесы для фортепиано (1894)

ор. 11 — Шесть пьес для фортепиано в четыре руки

ор. 12 — Цыганское каприччио (1895)

ор. 13 — Симфония № 1 (1895)

ор. 14 — Романсы (1897)

ор. 15 — Шесть хоров для женских или детских голосов (1897)

ор. 16 — Музыкальные моменты для фортепиано (1897)

ор. 17 — Сюита № 2 для двух фортепиано (1900)

ор. 18 — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900)

ор. 19 — Соната для виолончели и фортепиано соль минор (1901)

ор. 20 — Кантата «Весна» (1901)

ор. 21 — Романсы (1902)

ор. 22 — Вариации на тему Шопена (1902)

ор. 23 — Прелюдии для фортепиано (1903)

ор. 24 — Опера «Скупой Рыцарь» (1903)

ор. 25 — Опера «Франческа да Римини» (1904)

ор. 26 — Романсы (1907)

ор. 27 — Симфония № 2 (1907)

ор. 28 — Соната № 1 для фортепиано (1907)

ор. 29 — Симфоническая поэма «Остров Мёртвых» (1908)

ор. 30 — Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909)

ор. 31 — Литургия св. Иоанна Златоуста (1911)

ор. 32 — Прелюдии для фортепиано (1910)

ор. 33 — Этюды-картины для фортепиано (1911)

ор. 34 — Романсы (1911)

ор. 35 — Поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра (1913)

ор. 36 — Соната № 2 для фортепиано (1913)

ор. 37 — Всенощное бдение (1915)

ор. 38 — Шесть стихотворений для голоса и фортепиано (1916)

ор. 39 — Этюды-картины (1917)

ор. 40 — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1927)

ор. 41 — Три русские песни для хора и оркестра (1928)

ор. 42 — Вариации на тему Корелли для фортепиано (1929)

ор. 43 — Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935)

ор. 44 — Симфония № 3 (1937)

ор. 45 — Симфонические танцы (1941)

Произведения без опуса:

Элегическое трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано (1891)

Симфоническая поэма «Князь Ростислав» (на сюжет баллады А. К. Толстого) (1891)

2 струнных квартета (1889, 1896)

Хор «Пантелей-целитель» (1899)

Сюита для оркестра d-moll (1891)

Фортепианные пьесы и транскрипции, среди которых:

Бизе-Рахманинов, Менуэт из «Арлезианки»

Крейслер-Рахманинов, «Муки любви»

Крейслер-Рахманинов, «Радость любви»

Римский-Корсаков-Рахманинов, «Полёт шмеля»

Фильмография

1956 — «Весна на Заречной улице» (Марлен Хуциев и Феликс Миронер)

1976 — «Старший сын» (Виталий Мельников)

1979 — «Поэма о крыльях» (Даниил Храбровицкий)

1985 — «Подсудимый» (Иосиф Хейфиц)

1989 — «Несрочная весна» [20]

2007 — «Ветка сирени» (Павел Лунгин)

Интересные факты

Мелодия песни «I Think of You» (Jack Elliott, Don Marcotte), вошедшую в альбом 1957 года «Where Are You?» американского певца Фрэнка Синатры, основана на лирической теме (E flat major) из Концерта для фортепиано с оркестром № 2 До минор, Op. 18, I. Moderato Сергея Рахманинова.

Мелодия популярной песни «All by Myself», появившейся в 1975 году и наиболее известной в исполнении Селин Дион, была полностью заимствована её автором американским музыкантом Эриком Карменом из Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Первоначально Кармен полагал, что данное произведение находится в общественном достоянии, и выяснил, что это не так, лишь после официального выпуска своей пластинки. Из-за этого ему пришлось улаживать все юридические вопросы с наследниками Рахманинова и указывать имя Сергея Рахманинова как официального автора музыки к песне.

Фронтмен группы Muse Мэттью Беллами указывает на большое влияние творений Сергея Рахманинова на его музыкальный стиль, являющийся сплавом классической музыки и британского рока. Так, композиции «Space Dementia», «Megalomania», «Ruled by Secrecy» содержат неточные цитаты из первой части Концерта для Фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова, а «Butterflies and Hurricanes» — из каденции третьей части. В своих живых выступлениях Беллами часто прибегает к длинным фортепианным соло.

Музыкальный материал коды первой части Второго фортепианного концерта до-минор дословно процитирован как кода в композиции «The Fallen Priest» альбома «Barcelona» Freddie Mercury и Montserrat Caballe. Мелодия, её гармонизация, фактурная разработка, а также тональность (c-moll) абсолютно идентичны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *