какое порты в литве
Порты Прибалтики столкнулись с убытками по итогам полугодия 2021. Прибалтика в нокауте от России
Вот и закончились первые пол года больших убытков для экономики прибалтийских стран. Нельзя сказать, что все предыдущие годы страны Балтии только росли и развивались, но 2021 год уже может легко поспорить с 2020 годом за звание самого кризисного года для современной Прибалтики.
Особенно это прослеживается в сфере товарооборота.Прибалтика столько лет жила на российском транзите, что уже и забыла, что у них у самих ничего нет.
Власти Прибалтийских стран из года в год слепо верили в экономические показатели. Так, 2020 год неожиданно стал самым успешным для главного порта Литвы в Клайпеде. Но 2021 год для него же, скорее всего, обернется самым провальным.
Потому что Россия одновременно отправила в нокаут все три прибалтийские страны за всю их проявленную русофобию и санкции в последние годы. Транзита прибалтийским странам теперь не видать, как бы они этого не хотели.
Уже в конце 2020 года стало понятно, что Россия не станет шутки шутить с Прибалтикой. Россия запустила новые терминалы в порту в Усть-Луге и теперь ей совершенно необязательно пользоваться транзитными услугами прибалтийских партнеров.
И теперь с начала 2021 года все без исключения порты стран Балтии столкнулись с убытками. Таллинский порт потерял уже более 1/3 своей прибыли, а порт в Риге еще больше. За пол года рижский порт обслужил меньше грузов, чем обслуживает Усть-Луга за месяц.
Если Европа направит санкции в адрес белорусской промышленности, пострадает весь экспорт страны. Но это обернется кошмаром не сколько для Белоруссии, а сколько для Литвы.
Ведь почти все грузы Белоруссия отправляет через литовский порт Клайпеду. Но все же, именно от России Прибалтика точно получила по заслугам.
Начиная с 2014 года страны Балтии одними из первых одобряли санкции против России, пытались вводить свои санкции, так еще и проявляли русофобию в отношении русских туристов и своего же русского населения.
Они запрещали русский язык, русские сталкивались с проблемами по национальному признаку, а власти только поддерживали все это. Но теперь, возможно, Прибалтика возьмется за голову.
Ведь за лишением транзита может последовать и газовая блокада прибалтийских стран, а потом и вовсе отключение от совместной электрической системой с Россией.
Россия уводит транзит из Польши, Литвы, Латвии
Польша, Литва, Латвия теряют российский и белорусский транзит, наказывая не Россию и Белоруссию, а своё население.
Латвия потеряла транзит угля
Грузооборот крупнейшего порта Латвии Рижского в 2020 году составил 23,7 млн тонн грузов, что на 27,6% меньше, чем годом ранее. По итогам работы января он уменьшился на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствует информация на сайте порта.
Как ясно из статистки, фактически приостановлен экспорт российского угля — падение по перевалке угля к январю прошлого года составляет 99%, упала также перевалка древесных пеллет — на 12,1%, химических грузов — на 16,1%. В общей сложности насыпных грузов в январе обработано 113 тысяч тонн, что на 7,9% меньше, чем в январе прошлого года.
Наливных грузов в Рижском порту в январе текущего года стало на 20,4% меньше, чем годом ранее, — всего 209 тысяч тонн. Из них нефтепродуктов отгружено меньше на 21,1%.
Директор Рижского порта Ансис Зелтиньш заметил, что кризис с российскими грузами дал порту импульс развиваться в направлении диверсификации грузов и качества их обслуживания. Но это слабое утешение для рабочих терминалов и железной дороги.
Министр сообщения Талис Линкайтс в эфире Латвийского радио 4 сказал, что в свете снижения грузоперевозок по Латвийской железной дороге (ЛЖД) пришлось провести сокращения персонала и снизить затратную часть, отказаться от проекта электрификации.
Председатель правления Балтийской ассоциации — транспорт и логистика (БАТЛ) Иварс Ландманис заявил порталу BNN, что терминалам просто не нужно столько работников и они начинают увольнения. При этом он напомнил, что многие в Латвии живут от зарплаты до зарплаты, и вряд ли им будет просто найти альтернативную работу.
«Всё это нехорошо для простых людей», — заключил Ландманис.
Польша додиверсифицировалась
В Польше, как сообщает отраслевой портал «Аргус”, НПЗ компаний «Лотос” и «Орлен” перестали получать поставки нефти из России.
Польша импортировала практически всё необходимое для своих НПЗ сырьё по построенному в 1965 году трубопроводу «Дружба”. Но если в 2006 году доля российской нефти марки Urals в сырье, поступавшем на польские НПЗ, составляла 95,5%, но в дальнейшем начала снижаться и сегодня составляет 66%.
Обозреватель издания Myśl Polska Анджей Щенсняк пишет, что российская нефть пользуется в его стране наибольшим спросом (треть всего импорта) и «отличается самой лучшей ценой». Учитывая, что за 13 лет разница в цене между Urals и Brent составила в среднем 1,6 доллара за баррель, при объёме импорта в 25 млн тонн (180 млн баррелей) это дало Польше огромную сумму экономии в год — примерно миллиард злотых (22 млн евро), подсчитал он.
Аналитик поясняет, что «это не мы проводим диверсификацию» (иначе бы СМИ били в литавры), а из России «диверсифицируют нас». Так как объёмы поставок снизились, то льготы по цене польским НПЗ были отменены, но поляки не согласились на более высокую цену и теперь будут покупать у Саудовской Аравии дорогую нефть, повышая отпускные цены на бензин.
«Россияне добились своего: они будут зарабатывать на поставляемой в Польшу нефти больше, а особые условия предложат тем, кто хочет сотрудничать», — пишет Щенсняк.
В Литве убытки терпит Клайпедский порт
Клайпедский порт Литвы (с грузооборотом большим, чем все три латвийских порта) потерял на транзите белорусских нефтепродуктов. Перевалка нефти на терминале Бутинге упала на 18,1% — до 490,7 тысячи тонн за январь текущего года, говорится в отчётности порта. Литовцы пожинают плоды белорусофобии — поддержав «белорусскую весну», они столкнулись с решением Минска перенаправить нефтепродукты, полученные из российской нефти, в российские порты на Балтике.
Компания Klaipedos nafta заявила, что в этом году Белорусская нефтеналивная кампания (БНК) не будет экспортировать нефть через её терминал в Клайпедском порту.
БНК также решила не продлевать долгосрочный контракт с компанией LTG Cargo «Литовских железных дорог», которая доставляла её продукцию в Клайпедский порт. С января белорусские нефтяные грузы будут перевозиться только в соответствии с краткосрочными потребностями БНК.
«Перенаправление грузоперевозок по железной дороге, в том числе экспорта удобрений, за пределы Клайпеды нанесёт ущерб Литве, поскольку на поток российских и белорусских товаров приходится около 42% всех грузооборота в Клайпедском порту. Мы менее зависимы, чем Латвия и Эстония, но зависимость всё ещё существует и от этого зависят результаты как Клайпедского морского порта, так и Литовских железных дорог», — сказала lrytas.lt Индре Гените-Пикчене, главный экономист компании INVL Asset Management.
Она бьёт тревогу — разорятся многие автомобильные компании.
Украине стоит посмотреть на Эстонию
Москва не желает зависеть от стран, которые демонстрируют недружественное к ней отношение. Безусловно, Украине надо делать выводы из опыта коллег. Несмотря на то, что есть гипотетическая увязка транзита газа через «Северный поток» от его наличия через Украину, отказаться от неё будет просто. Пример Эстонии говорит о том, что она, потеряв российский транзит лет десять тому назад, сейчас выглядит наиболее благоразумной среди стран-русофобов.
Чем дальше в лес, тем больше дров
Замечено, что, «диверсифицируя» свои поставки энергоносителей, трансграничные страны не могут отказаться от российских энергоресурсов по причине хорошего соотношения цены и качества, а попадают лишь в большую зависимость от них по более дорогим схемам.
Например, проект СПГ-терминала в Скулте (Латвия) обречён на то, чтобы покупать российский СПГ, а оплачивать завышенные цены будет население, считает бывший министр экономики Латвии Ральф Немиро.
«Откуда дешевле всего привезти жидкий газ — из Америки, из Норвегии или из Санкт-Петербурга? Конечно, из Санкт-Петербурга! Таким образом, мы будем просто обманывать сами себя, и ни о какой независимости, как любят говорить авторы этого проекта, не может идти и речи. Это будет тот же российский газ, который станет приходить на терминал в Скулте и который будет субсидироваться государством, то есть жителями нашей страны», — заявил Немиро.
Или, например, демарш Литвы, что она не будет покупать белорусскую электроэнергию, потому что она «вредная» от АЭС в Остравце.
Но энергосистемы России и Белоруссии увязаны, а Литва получает электроэнергию из Латвии, которую ей поставляют из Псковской области. И какая там именно электроэнергия в рамках единой энергосистемы (ЕЭС) России и Белоруссии — никто не знает.
Литва, ставшая энергодефицитной с момента закрытия Игналинской АЭС, вынуждена закупать всё более дорогую электроэнергию. Также и Украина закупает не европейский, а российский газ по реверсу, который им не является, переплачивая в два раза. Польша тоже это скоро почувствует на более дорогом топливе из саудовской нефти.
Читайте по теме:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Клайпеда против Усть-Луги: Литва модернизирует свой главный порт для конкуренции с Россией
Реконструкция волноломов и судоходного канала
18 сентября стало известно о начале реконструкции знаменитых волноломов (брекватеров), которые всегда считались символом Клайпедского морского порта. Волноломы были построены более века назад для защиты порта от морских волн. Именно их реконструкция, в сочетании с капитальным углублением судоходного канала до 17 метров, позволит принимать самые крупные суда, заходящие в Балтийское море.
— подчеркнул генеральный директор «Hecker Bau GmbH & CO. KG.» Кристоф Веллендорф.
Конечно, инициатива по углублению судоходного канала имеет принципиальное значение для дальнейшего развития Клайпедского морского порта. Более того, она чрезвычайно важна и для всей литовской экономики, так как именно порт в Клайпеде позволяет маленькой стране извлекать доходы от грузопотока, и эти доходы составляют значительную часть национального бюджета страны.
В чем главная причина проблем Клайпедского порта
В то же время, в силу недавнего ухудшения отношений с Белоруссией, которая давала значительную часть загрузки мощностей порта, перед Литвой встал вопрос о том, как сохранить его доходность. Выход в министерстве транспорта и коммуникаций страны увидели в развитии порта до такого уровня, чтобы он стал лучшим портом Балтики и смог спокойно конкурировать с другими портами.
Конечно, в первую очередь под главным конкурентом Клайпедского порта в Литве подразумевают российский порт Усть-Луга. Этот порт находится на северо-западе нашей страны, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря вблизи посёлка Усть-Луга. Функционирует он уже более 20 лет. За эти годы Усть-Луге удалось очень быстро развиться, став достойным конкурентам старейшим балтийским портам, существующим столетия. Российским портам вообще сильно везет по сравнению с их прибалтийскими «коллегами»: например, летом 2020 года из-за пандемии коронавируса все порты испытывали существенный спад грузооборота.
Но если в Клайпедском порту объемы погрузки сократились на 6,6% по сравнению с летом 2019 года, а в Вентспилсе вообще на 40%, то в Усть-Луге спад составил всего 1%, а в Санкт-Петербурге – 0,7%. Но снижение объемов погрузки в Клайпеде – следствие не только пандемии. В какой-то степени оно является закономерным следствием политики правительства Литвы, которое очень активно участвует в различных западных санкциях против России, и, соответственно, само делает все возможное для сокращения объемов погрузки.
Грузооборот порта в Усть-Луге в 2019 г. составлял 103,9 млн. тонн. Для сравнения – Клайпеда имела в 2019 г. грузооборот в 46,22 млн тонн. То есть, ей явно далеко до тех показателей, которые могли бы приблизить ее к российскому порту по грузообороту. Сказываются и технические возможности: без углубления канала литовский порт пока не может принимать самые крупные суда.
Но на самом деле, проблемы Клайпедского порта связаны отнюдь не с волноломами и не с углублением судоходного канала. Безусловно, для порта и всего Литовского государства в целом будет очень хорошо, если он сможет принимать крупные суда.
КОМПАНИИ Каталог Литва порты
ЗАКАЗАТЬ ГРУЗОПЕРЕВОЗКУ
Десятки компаний увидят этот заказ.
Пусть конкурируют за Ваш груз!
Sorry, you have reached the limit for sending freight requests for this month
Новости Компаний
События
Дек. 21, 2017 Английский
Партнёры
CARGO-CARDS — каталог глобального рынка грузоперевозок. На этом B2B портале можно заказать перевозку грузов, ознакомиться с актуальными заявками Биржи грузов, читать новости транспортных и логистических компаний. Наша аудитория — как грузоотправители, так и фирмы, которые занимаются доставкой и обработкой товаров. Мы помогаем налаживать деловые связи!
© CARGO-CARDS, 2016 — 2021. All Rights Reserved Designed by Web Case
У Вас нет доступа к этим данным. Вы можете обратиться по данному вопросу к администратору портала.
Платный доступ. Пройдите по ссылке для оформления подписки
Литва отомстит Путину и Лукашенко за Клайпедский порт ударом ниже пояса
«Газ продадим Польше и Украине!»: Вильнюс надеется, что СПГ-терминал станет для страны золотой жилой
Авторы публикации напоминают, что Минск отказался от использования литовской порта для перевалки своих нефтепродуктов — отныне они будут обрабатываться в Усть-Луге. Россия и Беларусь заключили соответствующие договорённости, в существование которых представители Вильнюса до последнего отказывались верить. Разве может бережливый Лукашенко — бывший председатель совхоза, у которого каждая копейка на счету — отказаться от выгодного сотрудничества с Клайпедой? Как оказалось, может. И велика вероятность, что одними нефтепродуктами дело не ограничится. Вслед за ними из Литвы могут уйти, к примеру, большие объемы калийных удобрений.
«Белорусские власти хотят наладить перевалку своих грузов через российский порт Усть-Луга. В настоящее время между Москвой и Минском ведутся переговоры о согласовании деталей этого сотрудничества. Литва, в свою очередь, пытается компенсировать огромные убытки», — констатирует Sohu.
Как компенсировать? Новых грузоотправителей искать негде. Россия тоже держит курс на отказ от сотрудничества с портами прибалтийских республик. Надежды на Китай не оправдались. Литва уже не стесняется открыто враждовать с Пекином, понимая, что грузы и инвестиции из Поднебесной ей не светят. Но план спасения в головах литовских чиновников все-таки созрел: СПГ-терминал Independence — символ «энергетической независимости» Литвы — будет покорять зарубежные рынки.
Идея сама по себе не нова. Вильнюс изначально планировал, что терминал получит статус регионального проекта и будет претендовать на европейское финансирование. Именно поэтому в Клайпеду прибыла гигантская регазификационная установка, мощность которой с лихвой покрывает потребности всех трех прибалтийских республик.
Литовские авантюристы потирали руки и готовились извлекать выгоду из превращения их страны в газового хаба. Но соседи не проявили большого интереса к поставкам СПГ через Клайпеду. Вплоть до 2019 года услугами Independence пользовались только три литовские компании: поставщик энергии и природного газа Lietuvos energijos tiekimas, завод по производству химических удобрений Achema и предприятие по торговле сырьем Imlitex. Да и тех приходится заставлять! Achema отрыто возмущается тем, что её принуждают покупать сжиженный природный газ и платить непомерно большой налог на содержание судна. Дело дошло до суда. Чтобы угомонить производителя удобрений, оператор СПГ-терминала Klaipedos nafta взял кредит на его содержание.
В общем, «история успеха» Литвы оказалась банальной аферой.
В 2020 году из-за карантинных ограничений в мире резко снизился спрос на энергоресурсы. Производители нефти и газа сбывали свою продукцию по бросовым ценам, иногда даже себе в убыток. А выгоду, соответственно, извлекали импортеры. Ценовая конъюнктура им благоприятствовала.
В числе счастливчиков оказалась и Литва со своим СПГ-терминалом. Вероятно, на короткий промежуток времени поставки сжиженного газа стали конкурировать с поставками газа трубопроводного. Для Independenceэто был звездный час.
В 2020 газовом году терминал принял 74 газовоза и обработал 3,5 миллиона кубометров СПГ. На 1,3 миллиона больше, чем в прошлом году. Рекордный показатель! А самое главное, что потребители получили возможность получать газ по «рыночным ценам».
«Без терминала СПГ в качестве альтернативы трубопроводному газу из России это было бы невозможно, — уверял директор Klaipedos nafta (KN) Дарюс Шиленскис. — Наши расчеты показывают, что в течение газового 2020 года потребителям природного газа Литвы было поставлено более 70% от общего объема потребленного природного газа с терминала СПГ».
Манипуляция настолько топорная, что даже не нуждается в разоблачении. Любой адекватный человек может возразить господину Шиленскису: цены на газ пробили дно во всем мире. Даже там, где нет никаких СПГ-терминалов.
На Украине Зеленский, к примеру, до начал отопительного сезона тоже твердил о рекордно низких платежках за «голубое топливо». Интересно, как так получилось, если у Киева не было «альтернативы трубопроводному газу из России»?
Литовские власти этим вопросом не задаются. По всей видимости, у них началось головокружение от успехов. Воскресла идея о превращении маленькой прибалтийской республики в мощный газовый хаб, который будет снабжать американскими «молекулами свобод» Латвию, Эстонию, Финляндию, Польшу. Нужно только дождаться конца года, когда будет достроен польско-литовский интерконнектор GIPL.
«Когда GIPL появится в сети, мы ожидаем начать экспорт газа в Польшу, аналогично тому, что мы сделали в Финляндии. Потенциально большая часть газа будет СПГ из Клайпедского порта», — прогнозирует гендиректор литовской государственной группа компаний электроэнергетического сектора Ignitis Group Дариус Майкстенас. По его мнению, через Польшу Литва сможет «толкать» СПГ еще одной стране, которая нуждается в обретении подлинной «энергетической независимости» — Украине.
А вот — свежее заявление уже упомянутого Дарюса Шиленскиса: «Видение KN — стать крупнейшим оператором терминала СПГ в мире и самым конкурентоспособным центром обработки нефтепродуктов в Балтийском регионе. Эта амбиция может быть достигнута только путем соблюдения самых высоких стандартов надлежащего управления и передовой практики». Еще раз: Klaipedos nafta замахнулась на статус крупнейшего в мире оператора терминалов СПГ!
Конечно, отчасти эти планы связаны с деятельностью компании за рубежом. В прошлом году она заключила контракт на предоставление услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию терминала для сжиженного газа GNA, расположенного в бразильском порту Ачу. Вероятно, после этого KN хочет провернуть еще несколько «вкусных» сделок. Но её приоритетная задача — это максимальная загрузка регазификационной установки в Клайпеде.
По мнению Sohu, литовский план выглядит максимально сомнительно. «Проблема Литвы в том, что Польша уже импортирует американский сжиженный газ. Некоторое время назад в стране появилась соответствующая инфраструктура, и Варшава не имеет острой необходимости в поставках топлива из Прибалтики», — констатирует китайское издание.
В самом деле, источников газа у поляков хватает. Есть российский трубопроводный газ (не факт, что Варшава откажется от продления так называемого Ямальского контракта, хотя и обещает это сделать). Есть СПГ-терминал в Свиноуйсьце, который Польша собирается расширять. Есть планы по строительству еще одного терминала. Наконец, в скором времени поляки смогут получать норвежский газ по строящемуся трубопроводу Baltic Pipe. В качестве его продолжения и задумывался GIPL.
«Этот газопровод будет иметь смысл только в том случае, если будет построена начальная часть, если смотреть от источника газа — Baltic Pipe. Этот проект начинается с него, потом переходит в газопровод Gas Interconnection Poland-Lithuania (GIPL). Далее он по советской системе трубопроводов доходит до Эстонии», — рассказывает эксперт в сфере энергетики Борис Марцинкевич.
Иными словами, у самих поляков скоро будут излишки газа. Поэтому они изучают возможности реэкспорта газа на рынки сопредельных государств. Потенциально самое привлекательное направление — Украина. Но и какие-то объемы «голубого топлива» после запуска GIPL могут поставляться и в Прибалтику. Представители Польши открыто озвучивали эти планы.
То есть Варшава думает, что по польско-литовскому интерконнектору она наладит экспорт газа в Литву (и далее — в Латвию, Эстонию, Финляндию). В представлении Вильнюса все будет с точностью до наоборот: по каким-то причинам Польша начнет закупать СПГ через терминал в Клайпеде. Ну а газоснабжение Украины через Прибалтику — это вообще верх кретинизма. Даже Зеленский и компания на такое не отважатся.
В общем, будем следить за реализацией наполеоновских планов Литвы. Результат известен заранее. Интересно другое: как Майкстенас и другие чиновники будут комментировать тот факт, что запуск газопровода GIPL не обогатил прибалтийскую республику? Их за язык никто не тянул…
| О том, как Беларусь помогает Польше усилить нефтяную экспансию в Прибалтике читайте в материале «Свободной Прессе»