какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

Основные структурные элементы подхода Ананьева к изучению человека.

Человек выделяет себя из окружаю­щей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окру­жающей действительности и своем месте в обществе. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием. Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причём оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека. В упрощенном виде критичность – это способность осознавать различия между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать своё поведение, т.е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.

Понятие о психике

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом реального мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

1)психика – это свойство только живой материи. Причём не просто живой, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойство, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

2)главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем её мире.

3)получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Источник

Какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

Психология Ψ запись закреплена

ИНДИВИД, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда.

Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

Источник

Личность и индивидуальность. Понятие «индивидуальность». Структура индивидуальности в концепции Б.Г.Ананьева. Методы диагностики.

Личность – это социальное качество человека, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении (А.Г. Маклаков).

Личность (Ананьев) это уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенномсоцио-культурном пространстве.

Индивидуальность (Ананьев)— человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу сооотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире.

С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность».

С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «личность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Концепция индивидуальности Б.Г.Ананьева. 4 уровня:

индивид (носитель определенных биологических свойств), субъект деятельности (носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности), личность (социальное качество), индивидуальность(неповторимость и своеобразие конкретного человека).

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях.

К.К.Платонов предложил свою концепцию динамической функ­циональной структуры личности. Основным критерием для выделения элемен­тов структуры личности им было взято соотношение биологического и социаль­ного в их происхождении.

На этом основании было выделено четыре подструктуры личности:

1. направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стрем­ ления, интересы, желания );

2. опыт (знания, навыки, умения и привычки);

3. черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей про­текания психических процессов (воля, чувства, восприятие и т.п.);

4. биологические свойства (темперамент, половые, возрастные свой­ства).

С.Л.Рубинштейнвыделял следующие компоненты в структуре личности:

1 компонент-направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения, мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека.

2 компонент- составляют знания, умения и навыки. Основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности.

3 компонент – индивидуально-типологические свойства. Они проявляют в себе в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразие человека, уникальность его личности.

В этом подходе отрицается биологическое, а тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которого формируются свойства личности.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2002 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические

Рис. 1.1. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

Свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

Рис. 1.3. Структура понятия «субъект деятельности» (по Б. Г. Ананьеву)

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание (рис. 1.3). Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность. Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются I процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

5. Личность в теориях классического и современного психоанализа Фрейд Психодинамическая теория личности Структура личности: Ид (направляется принципом удовольствия), Эго (принцип реальности), Супер-Эго (включает в себя совесть и Эго-идеал) – следствие разрешения эдипова комплекса – идентефикация, интериоризация моральных норм. Основные инстинкты: Эрос и Тонатос. 3 уровня сознания: сознание, предсознательное, бессознательное (Эго и Суперэго – везде, Ид – бессознательное). Сексуальность – от рождения, развивается, охватывая эрогенные зоны

стадии: оральная (0-18 мес), анальная (1,5-3), фаллическая (3-6), генитальная (12-18). Латентный период – сублимация на развитие социальных связей.

Источник

Лекция 4. Учение Б.Г. Ананьева о человеке

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

1. Эмпирическая характеристика личности.

2. Психология индивидуальности.

1. Эмпирическая характеристика личности.

По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают: общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.

Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают: общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

какое понятие согласно концепции б г ананьева характеризует человека как социальное существо

Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Результатом развития субъекта является психическая зрелость

Рис. 1. Схема общей структуры человека и развития его свойств (Психология, Учебник. Под ред. А. А. Крылова, 1998)

2. Психология индивидуальности. Б. Г. Ананьев первым в психологии попытался дать психологическую характеристику категории индивидуальности.

Наконец, третье понимание индивидуальности связано с работами Б.Г. Ананьева, который видел в ней принципиально новый уровень в структуре человека.

Каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие. Индивидуальность выражает единство всех уровней организации человека. Каково психологическое содержание индивидуальности?

Психологическое содержание индивидуальности полнее других выражает понятие цельности. Убеждают в этом результаты теоретического анализа характера взаимодействия различных уровней в структуре человека, и их экспериментальная проверка.

На рис. 3 показана схема возможного взаимодействия разных уровней организации в структуре человека. Роль системообразующего качества (фактора) на уровне личности, в структуре которого функционируют и природные свойства индивида, выполняет направленность личности. На уровне субъекта деятельности аналогичную роль выполняет индивидуальный стиль деятельности.

Уровни организации человека

Взаимодействуя между собой, направленность личности и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека. Это единство личности и субъекта деятельности находит свое выражение в успешной трудовой, познавательной и коммуникативной деятельности человека, обусловливая неповторимость его вклада в общественный фонд.

Еще раз повторим мысль о том, что каждый человек предстает одновременно и как индивид, и как личность, и как субъект деятельности, но далеко не всякому удается стать индивидуальностью. Также верно и то, что каждый человек представляет собой структурное целое, но далеко не каждому удается стать цельной личностью, т. е. добиться гармоничного взаимодействия всех качеств, свойств, способов деятельности.

Ведомое положение стиля деятельности обусловлено тем, что стиль деятельности, взятый в отдельности, без высокоразвитой способности, не может обеспечить высокоэффективную деятельность. В целом, развитие способности возможно лишь в контексте выраженной направленности личности, поскольку только значимая для личности цель побуждает ее к формированию оптимальной системы действий, направленной на достижение этой цели.

12. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва- Воронеж, 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *