какое понятие шире мвд или полиция

В чем разница между МВД и полицией

Иногда в названиях правоохранительных органов происходит путаница, т. к. многие не понимают, МВД — это полиция или нет. Пункт 14 Положения «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» от 01.03.2011 № 248 содержит информацию о том, что полиция входит в состав централизованной системы МВД. Исполнительные органы выполняют различные функции.

Что такое МВД

Аббревиатура расшифровывается как Министерство внутренних дел. Этот орган исполнительной власти подчинен Президенту РФ и отвечает за осуществление центрального управления в системе правоохранительных органов РФ. Руководство реализуется министром соответствующей сферы.

МВД — государственное учреждение. Сотрудники обязаны осуществлять контроль в области охраны правопорядка, борьбы с преступностью и общей безопасности.

К основным обязанностям сотрудников МВД РФ относятся:

Что такое полиция

Это компонент централизованной системы органов МВД.

Она наделена многими обязанностями, например:

Функции подразделений отмечены в Указе Президента России № 250 «Вопросы организации полиции»:

Полиция подразделяется на налоговую, военную, наркополицию. В состав также входят: участковые пункты, ДПС и ГИБДД, центры, занимающиеся разбирательствами с правонарушителями на потребительском рынке и обеспечивающие наблюдение за исполнением административного законодательства. В Московской области и республике Татарстан работает еще экологическая полиция.

К сотрудникам правоохранительных органов может обратиться гражданин РФ или иное лицо за помощью в решении вопросов, связанных с преступной деятельностью. Кроме того, полиция содействует всем органам государственной власти.

К полицейским полномочиям относится возможность применения принудительных мер.

Принципиальное их различие

Понятие МВД шире, оно включает полицию в том числе.

Источник

Разница между милицией и полицией

Реформа МВД, проводившаяся в 2011-2012 гг., внесла путаницу в понимание уже привычных терминов. По заявлению Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост президента РФ, милиция или полиция — это не аппарат для обеспечения защиты бизнеса или чьих-то личных интересов, а новые законы были созданы для того, чтобы избавить органы правопорядка от коррупции. Однако рядовые граждане до сих пор скептически относятся к решению властей и не видят разницы между старой милицией и новой полицией.

какое понятие шире мвд или полиция

Происхождение обоих терминов

Слово «полиция» происходит от немецкого polizei и латинского politia («государство»).

На территории Российской империи первая земская полицейская служба появилась в начале XVIII в. по указу Петра I.

В ее обязанности входила поимка всевозможных «лихих» людей: разбойников, воров и убийц. Также служивые должны были охранять «благочиние и порядок», исполнять решения «высших присутственных мест».

Слово «милиция» происходит от латинского militia («войско, ополчение») или miles («солдат»). Первые милицейские отряды появились в постреволюционный период, когда молодая советская власть только начинала формирование нового государственного устройства. На тот момент в обществе сложилось негативное, недоверчивое отношение к полиции, которая ассоциировалась с царской властью и ущемлением прав рабоче-крестьянского сословия.

Таким образом, милиция была наделена полномочиями полиции вкупе с образом защитника простого народа.

Чем отличается милиция от полиции

В начале своего становления советская милиция представляла собой народное ополчение. Сотрудниками становились добровольцы, на которых были возложены функции царской полиции. Личный состав был разношерстным, в структуре отсутствовала монолитность, действия милиционеров нередко носили оттенок самоуправства и вседозволенности.

К началу 2010-х с ростом транснациональной преступности российская милиция стала объектом критики со стороны российской общественности и иностранных экспертов. Реформа МВД 2011-2012 гг. была направлена на решение назревших вопросов и преобразование устаревшей структуры в соответствии с нормами отечественного и международного права.

Деятельность органов правопорядка в России теперь регулируется федеральным законом «О полиции», который шире, больше и подробнее своего предшественника. Его содержание более гуманизировано, в нем отсутствуют туманные и неоднозначные формулировки.

какое понятие шире мвд или полиция

Основополагающими принципами работы для сотрудников МВД должны быть публичность, беспристрастность, законность, соблюдение прав и свобод человека. Таким образом ведомство пытается вернуть поддержку и доверие общества, которые были окончательно утрачены в постперестроечное время.

Стать сотрудником полиции может любой гражданин России, отвечающий следующим требованиям:

В отличие от милиционеров, полицейским запрещено бить человека резиновой дубинкой по ключице, шее, голове, половым органам, животу, в область сердца, совершать множественные удары в одно место.

Изменилась ли структура со сменой названия

Милиция в России существовала с 1917 по 2012 г. и представляла собой государственный орган исполнительной власти, миссия которого заключалась в защите жизни, здоровья, имущества, прав и свобод граждан.

Она являлась структурным подразделением МВД и состояла из:

После реформы МВД полиция представляет собой единую структуру, финансируемую из средств федерального бюджета. Она состоит из специализированных отделов, сосредоточенных на работе в точно обозначенной сфере

какое понятие шире мвд или полиция

Форма и знаки различия

Новая темно-синяя форменная одежда пришла на смену старой темно-серой. Данный оттенок был выбран не случайно — таким образом дизайнеры решили подчеркнуть историческую связь новой структуры с дореволюционной царской полицией. Изменился и состав ткани: теперь в нем должно быть не менее 70% натуральной шерсти, которая не мнется во время носки.

какое понятие шире мвд или полиция

Кроме того, каждый сотрудник полиции должен носить нагрудный знак, жетон с личным номером и погоны, указывающие на его звание.

Сравнение зарплат и льгот работников

Специалисты Высшей школы экономики рассчитали, что в 2011 г. средний заработок милиционера не отличался от средней зарплаты в иных сферах и составлял 28 500 руб. В 2012 г. доход стражей правопорядка был увеличен на 40% и составил 36 600 руб. (средняя зарплата по стране осталась на уровне 29 200 руб.).

Средняя зарплата полицейского в 2019 году составляет 39 000 руб.

Необходимость в реформировании системы МВД была обусловлена и отменой льгот для сотрудников полиции. Нередко оперативники попадали в курьезные ситуации, когда во время слежки за ворами-карманниками вынуждены были оплачивать проезд в общественном транспорте.

Сейчас эта проблема решена, полицейским возвращены следующие льготы:

Активная поддержка со стороны государства популяризирует службу в органах правопорядка, делает ее более востребованной у молодого поколения. А высокая конкуренция среди соискателей позволяет более внимательно проводить отбор будущих полицейских.

Источник

ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В.А. ВИНОКУРОВ

Винокуров Владимир Анатольевич, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры конституционного и административного права Юридического института (г. Санкт-Петербург), доктор юридических наук.

В статье предпринята попытка дать толкование понятию «органы внутренних дел», в первую очередь через терминологический разбор словосочетания «внутренние дела». Анализируются различные федеральные нормативные правовые акты, в которых используются понятия «внутренние дела» и «органы внутренних дел». В итоге сформулированы предложения по закреплению в законодательстве единого понимания термина «органы внутренних дел».

Ключевые слова: внутренние дела, федеральные органы исполнительной власти, органы внутренних дел, Министерство внутренних дел Российской Федерации, полиция, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Interpretation of the Concept of Internal Affairs Bodies in the Modern Russia

Vinokurov Vladimir A., Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Law Institute (Saint Petersburg), Doctor of Law.

This article contains an attempt to explain the meaning of internal affairs bodies, primarily by terminological analysis of words «internal affairs». Author analyses different federal laws and regulations, which contain «internal affairs» and «internal affairs bodies» terms. In conclusion author tries to formulates the unitary meaning of an «internal affairs bodies» term.

Key words: internal affairs, Federal agencies of executive authority, internal affairs bodies, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, police, Federal agency of National Guard forces of the Russian Federation.

См., напр.: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года // Российская газета. 2009. 20 октября; Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года // Российская газета. 2014. 30 декабря.

Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель; АСТ, 2000. Т. I. С. 320.

Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Часть I. Общее государственное право. М.: Типография товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1894. С. 453.

Административно-процессуальное право: Словарь терминов и понятий / Сост. В.В. Степанюк. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2010. С. 17.

Исходя из части первой предложенного определения, внутренними делами занимаются все государственные органы страны: от Президента Российской Федерации до территориального органа федерального органа исполнительной власти и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В данном случае понятие «внутренние дела» рассматривается в общегосударственном смысле как работа по всем направлениям деятельности, существующим в государстве.

Федеральное законодательство не содержит определение понятия «органы внутренних дел», а также не устанавливает единого перечня органов и организаций, которые относятся к органам внутренних дел Российской Федерации.

См., напр.: Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева [и др.]; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. С. 257.

СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1536.

См., напр.: Дознание в органах внутренних дел: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. С. 48.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, в состав органов внутренних дел, кроме полиции, входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел // СЗ РФ. 2016. N 52 (ч. V). Ст. 7614.

СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. I). Ст. 7020.

СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3547.

См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 года N 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3841; Указ от 9 ноября 2001 года N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» // СЗ РФ. 2001. N 46. Ст. 4348.

См.: статью 21 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 30. Ст. 3613; статью 8 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 22. Ст. 3089.

См.: пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 41. Ст. 5802.

См.: статью 17 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 35. Ст. 3648; статью 16 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

См.: статью 12 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

Таким образом, к числу органов внутренних дел в той или иной мере относятся следующие федеральные органы исполнительной власти (включая подчиненные им органы, организации и другие структурные подразделения): Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и частично Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

См., напр.: Барбин В.В., Бутылин В.Н., Гончаров И.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 93.

См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 250 «Вопросы организации полиции» // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1336.

СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

См.: Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 15. Ст. 2072.

СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. I). Ст. 4159.

Поскольку органы внутренних дел в современной России занимаются внутренними делами, связанными с охраной общественного порядка, защитой прав и свобод граждан, предупреждением и пресечением правонарушений, исполнением наказаний, ликвидацией чрезвычайных ситуаций, обеспечением режима чрезвычайного положения, предлагается использовать в нормативных правовых актах следующее определение понятию «органы внутренних дел»:

Несомненно, что в узком смысле под органами внутренних дел будет пониматься Министерство внутренних дел Российской Федерации и входящие в его состав полиция и другие организации и подразделения, созданные для выполнения задач и полномочий, возложенных на это Министерство.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27.

1. Административно-процессуальное право: Словарь терминов и понятий / Сост. В.В. Степанюк. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2010. 172 с.

2. Дознание в органах внутренних дел: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Румянцева, Ф.К. Зиннурова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 431 с.

3. Конституционное право: Энциклопедический словарь / С.А. Авакьян, К.Ф. Гуценко, А.И. Ковлер, М.Н. Марченко; рук. авт. колл. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Норма; Инфра-М, 2001. 688 с.

4. Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций / В.В. Барбин, В.Н. Бутылин, И.В. Гончаров. М.: Академия управления МВД России, 2007. 254 с.

5. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева [и др.]; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 434 с.

6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель; АСТ, 2000. Т. 1. 848 с.

7. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I: Общее государственное право. М.: Тип-я тов-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1894. 492 с.

Источник

Правоведение для чайников — 25. Правоохранительные органы и юридические профессии — 1

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей«нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Главный и самый крупный правоохранительный орган – Министерство внутренних дел (МВД). Большая часть его сотрудников называется «полицейскими» или «полицией».

МВД имеет сложную и закрытую для посторонних структуру, в которой нелегко разобраться. Функции разных подразделений и должностей зафиксированы не в законах, а в подзаконных актах – приказах МВД. Кроме того, практика работы полиции отличается от региона к региону и даже от отделения к отделению. На официальных сайтах МВД и его региональных управлений нет почти никакой информации о том, из каких структур состоит полиция и чем конкретно они занимаются.

В результате в России большинство простых людей и даже юристов о работе полиции не знают почти ничего. Немногие внятные источники информации – несколько исследований, проведённых Институтом проблем правоприменения. Главные из них – доклад «Диагностика работы правоохранительных органов по охране общественного порядка и перспективы создания муниципальной милиции в России» и книга «Российский следователь: призвание, профессия, повседневность» (К. Титаев, М. Шклярук). Кроме того, Комитет гражданских инициатив выпустил наглядные брошюры и листовки с инфографикой в рамках проекта «Понятная полиция». Если вы хотите больше узнать о работы российской полиции, рекомендую ознакомиться с этими источниками.

Итак, МВД – огромная структура, организованная, как и многие другие госорганы, на трёх уровнях: федеральный, региональный и районный. Нынешний глава МВД – бывший руководитель московской полиции Владимир Колокольцев.

На федеральном уровне в МВД действуют департаменты и управления, которые координируют работу нижестоящих структур. На уровне каждого региона работает главное управление МВД. Называют его по-разному – «управление МВД (УМВД)», «главное управление МВД (ГУМВД)» или «МВД такой-то республики». Это управление координирует работу нижестоящих подразделений.

Наконец, каждый регион разбит на районы с населением примерно 50 тыс. человек. За каждый из них отвечает районный отдел внутренних дел. Его называют ОВД или УВД «по такому-то району» либо «отдел полиции такой-то». Для простоты я буду называть их все «отделом полиции».

В районном отделе полиции работает в среднем 250 сотрудников, распределённых по нескольким структурным подразделениям. Перечислю здесь основные подразделения и должности.

Сотрудники дежурной части (ДЧ) круглосуточно регистрируют сообщения о правонарушениях. Если вы будете звонить по телефону 112, то вас, скорее всего, перенаправят на дежурную часть нужного отдела полиции. Сотрудник ДЧ решает, приедут ли полицейские на вызов, и если да, то в каком составе. Дежурный может отправить на место участкового, сотрудников патрульно-постовой службы или (в случае серьёзного преступления) следственно-оперативную группу (СОГ, следователь + оперативник + эксперт-криминалист).

Ещё сотрудники встречают людей, которые пришли заявить о возможном преступлении, выдают им талоны-уведомления о принятии заявления (ч. 4 ст. 144 УПК РФ) и регистрируют всё в «Книге по учёту сообщений о происшествиях» (КУСП).

Работающие в отделе полиции оперативные уполномоченные (оперативники) занимаются оперативно-розыскной деятельностью: выявляют и раскрывают преступления и собирают информацию, необходимую для расследования. Оперативники носят не форму, а обычную одежду, чтобы не привлекать лишнего внимания, неофициально общаются со свидетелями и информаторами и занимаются другой интересной работой.

Не всегда, правда, они делают это законно. Из всех сотрудников полиции оперативники чаще всего попадают в скандалы, связанные с пытками. Наиболее известный случай произошёл в Казани в марте 2012 г. Там оперативники ОВД «Дальний» выбивали у задержанного признание в краже мобильника, засовывая ему в анальное отверстие бутылку от шампанского. В итоге человек получил разрыв кишечника и умер. Как выяснилось, оперативники много раз практиковали такие методы работы. В июне 2014 г. Приволжский районный суд Казани приговорил их к разным срокам лишения свободы (от 2 до 15 лет) (Право.Ру).

Работающие в ОВД следователи и дознаватели ведут предварительное расследование преступлений. Им нужно допросить свидетелей, найденных оперативниками, составить протоколы допроса и много других бумаг, подшить их в дело в определённом порядке. Эту кропотливую бюрократическую работу делают следователи и дознаватели МВД. Дознаватели занимаются более лёгкими делами, следователи – более сложными. Их работа не столь активная, как у оперативников, и требует больше усидчивости и аккуратности, поэтому большинство следователей МВД (около 70%) – женщины.

Сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) из полицейских чаще всего попадаются на глаза гражданам. ППС-ники объезжают или обходят район, следят за порядком, дежурят в местах скопления граждан и задерживают нарушителей. C ними может столкнуться любой, кто будет на улице делать что-то плохое: драться, материться, пить алкоголь или иметь неславянскую внешность. Также ППС-ники по указанию дежурной части могут поехать на срочный вызов, бросив патрулирование улиц, и быстро появиться на месте происшествия.

Район, подведомственный ОВД, разделён на небольшие участки с населением в несколько тысяч человек. За каждый отвечает участковый уполномоченный полиции (УУП, в просторечии просто «участковый»). Иногда участковому дают помещение для работы рядом с участком (т.н. «опорный пункт полиции» или «участковый пункт полиции»), иногда они работают в самом здании ОВД. Участковые следят за неблагонадёжными элементами (алкоголиками, душевнобольными, нелегальными мигрантами, бывшими зэками), приходят на те вызовы, куда не выезжают другие полицейские (например, по жалобе соседей – на пьянки или шумные вечеринки), разруливают бытовые конфликты и выполняют всю работу, которую не могут или не хотят делать другие полицейские.

Кроме того, в отделе полиции есть инспекторы по делам несовершеннолетних (работают с малолетними нарушителями), эксперты-криминалисты, водители, работники изолятора временного содержания (ИВС, он же «обезьянник») и другие сотрудники.

Территория, где работает отдел полиции, обычно совпадает с территорией, подведомственной районной прокуратуре и районному суду. Соответственно, дела, которыми занимаются полицейские, попадают обычно в один и тот же суд, а там их представляют одни и те же сотрудники прокуратуры.

Некоторые полицейские подразделения не входят в состав районного отдела полиции, а образуют особую структуру. Например, подразделения ГИБДД охраняют порядок на автодорогах, транспортная полиция – на железных дорогах, вокзалах и в аэропортах, а управления МВД по вопросам миграции (бывшая Федеральная миграционная служба) выдают загранпаспорта россиянам и следят за соблюдением миграционного законодательства иностранцами.

Ну и напоследок анекдот, который помогает запомнить, кто чем в МВД занимается. Начальник отдела полиции собрал в лесу подчинённых и поставил перед ними задачу: найти и доставить в отделение лося. Сотрудники ППС проверяли прописку у пробегавших мимо ишаков и сайгаков, а лося не заметили. Участковые принесли объяснения от жителей леса о том, что в данном лесу лось не проживает. Оперативники притащили избитого зайца, который признался в том, что он лось. Следователь запротоколировал допрос зайца и составил уголовное дело на семь томов, где убедительно доказал, что это лось, замаскированный под зайца с целью скрыть следы преступления.

Итак, лёгкие и средние по тяжести преступления раскрывают оперативники МВД, а расследуют – дознаватели и следователи МВД. Что касается серьёзных и тяжких преступлений, то там всё сложнее: их раскрывают те же оперативники МВД, а расследуют – сотрудники отдельного ведомства.

Когда-то этим ведомством была прокуратура. Считалось, что оперативники полиции (или некогда – «милиции») устанавливают фактические обстоятельства дела, а следователи прокуратуры – готовят его к суду. В 2007 г. этот процесс разделили на три разных ведомства. Теперь раскрывают тяжкие преступления оперативники МВД, расследуют – следователи Следственного комитета, а представляют в суде – сотрудники прокуратуры.

Структура Следственного комитета похожа на структуру МВД. На федеральном уровне – центральный аппарат, на региональном – управления по субъекту федерации, на районном – районные следственные отделы. И если отделы полиции обычно названы просто, то следственные отделы СК РФ имеют пышные и затейливые названия, например, «Таганский следственный отдел следственного управления по ЦАО Главного следственного управления следственного комитета РФ по городу Москве».

Формально Следственный комитет не относится ни к одной ветви власти, хотя, как и полиция, ближе всего к исполнительной. Руководитель СК получает полномочия из рук президента и никому, кроме него, не подчиняется.

Следственный комитет расследует самые серьёзные и опасные преступления: все виды убийств, похищения, половые преступления, уклонения от уплаты налогов, разные финансовые махинации и должностные преступления. Кроме того, он может забрать себе расследование любого преступления, если сочтёт его особо важным.

В последние годы СК постоянно вовлечён в российский политический процесс. Его следователи вели громкие дела против оппозиционных политиков и гражданских активистов: дело Pussy Riot (против девушек, спевших антипутинскую песню в Храме Христа Спасителя), «Болотное дело» (против участников митинга 6 мая 2012 г. в Москве) и дело «Кировлеса» (против политика Алексея Навального). Также Следственный комитет расследует так называемые «экстремистские» преступления (в том числе о «возбуждении вражды» по ст. 282 УК РФ).

Нынешний глава Следственного комитета – Александр Бастрыкиин. Из всех известных «правоохранителей» он имеет наиболее сомнительную репутацию. Самый громкий скандал с его участием произошёл в июне 2012 г. Тогда «Новая газета» рассказала, что глава СК и его помощники задержали оппозиционного журналиста Сергея Соколова, отвезли его в подмосковный лес и там долго высказывали свои претензии. По словам журналиста, Бастрыкин остроумно пошутил, что если убьёт Соколова, то сам же и будете расследовать это дело («Новая газета»). История эта окончилась странно: Бастрыкин с Соколовым помирились, но Соколов от своих слов не отказался. Одновременно Быстрыкин заявил, что никого никуда не возил, но в суд с иском о клевете не обратился (BBC).

Нынешний глава ведомства – Александр Бортников, который занимает этот пост с 2008 г.

К сожалению, формулировка этой статьи предельно каучукова. Даже не имея доступа к секретным сведениям, человек может разгласить информацию, которую кто-то сочтёт наносящей ущерб России.

Прокуратура – это орган, который от имени государства обвиняет человека в преступлении и убеждает суд в том, что тот действительно его совершил.

Российская прокуратура официально не относится ни к одной ветви власти, но ближе всего, конечно, к исполнительной власти. Как и другие правоохранительные органы, она разделена на федеральный, региональный и районный уровни, что примерно совпадает со структурой МВД и судебной системы. Обычно районная прокуратура представляет в районном суде обвинение по тем делам, которые расследовал районный ОВД или районный отдел СК РФ.

Кроме того, существуют специализированные прокуратуры – природоохранная, транспортная, прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Отдельная структура – у военной прокуратуры, которая разделена по военным округам, флотам и гарнизонам и соответствует структуре военных судов.

Всю эту систему возглавляет генеральный прокурор, которого назначает президент с согласия Совета Федерации (ч. 2 ст. 129 Конституции РФ). Нынешний генеральный прокурор – Юрий Чайка.

Во многих странах прокуратура координирует расследование преступлений и юридически оформляет дело: прокурор работает в контакте с полицейскими и даёт им указания. Это нужно, потому что в условиях независимого правосудия мало выяснить, кто и как совершил преступление – надо ещё доказать это в суде. И если прокурор видит, что доказательств мало или они собраны с нарушением закона, то сам решает, как поступить с делом: продолжить расследование другим способом или вовсе прекратить его, чтобы зря не тратить время.

В России прокуратура до 2007 г. имела схожие полномочия. В ней работали следователи, которые расследовали самые серьёзные преступления. Также прокуратура руководила следователями и дознавателями МВД. В случае чего прокуратура могла сама возбудить уголовное дело, приказать милиции (тогдашнее название полиции) выяснить обстоятельства дела и довести его до суда. Прокуратура координировала расследование, могла прекратить одно дело или начать другое. Логику такой схемы я описал выше – раз уж прокуратура представляет дело в суде, она должна влиять на расследование до суда.

Но в 2007 г. у прокуратуры забрали значительную часть полномочий, а всех следователей прокуратуры перевели в новый госорган – Следственный комитет РФ. В итоге возникло две отдельных структуры, которые время от времени конфликтуют друг с другом.

Теоретически прокурор должен осуществлять «надзор» за тем, как проводится следствие, однако никаких рычагов давления на следователя у него нет. Прокурор не может дать следователю никаких указаний (прекратить одно расследование или начать другое, допросить тех или иных свидетелей) и почти никак не влияет на его работу. Прокуратура должна лишь получить законченное уголовное дело и представить его в суде. Единственный способ влияния – не принять дело у следователя и отправить его на доследование. То есть прокуратура может лишь отложить рассмотрение дела в суде.

На практике это выглядит следующим образом. «Раньше когда расследовалось дело, следователи каждые две недели заглядывали к нам и показывали, что и как движется. А теперь они вообще не считают нужным советоваться с прокурором. Потом приходят, складывают семь томов и говорит: у тебя десять дней, подписывай в суд» («Русский репортёр»).

В итоге получается, что в суде прокурор защищает результаты того расследования, в котором ни он, ни его ведомство не участвовали и о котором он почти ничего не знает. Часто даже формальный надзор за следствием производит один прокурор, а представляет в суде – другой. Всё это приводит к трагикомичным ситуациям.

«Громкие процессы последних лет неизменно удивляют наблюдателей, в числе прочего – бросающейся в глаза беспомощностью представителей обвинения, – пишет социолог Элла Панеях. – Практически каждый раз присутствующие в зале суда журналисты и блогеры с некоторым изумлением описывают одну и ту же картину: прокурор, который не ориентируется в материалах уголовного дела, не помнит ключевых обстоятельств фабулы обвинения, не может ответить ни на один вопрос защиты по существу дела, потом зачитывает обвинительное заключение с таким видом, будто видит его в первый раз, путая ударения в фамилиях свидетелей и экспертов. В деле ЮКОСа один раз государственный обвинитель принял название улицы в адресе лондонского филиала фирмы – Виктория-роуд – за подпись некой Виктории Роуд под документом. В деле Pussy Riot прокурор был не в курсе, что показания одного из свидетелей в деле скопированы с показаний другого вместе с опечатками и грамматическими ошибками» («Ведомости»).

Впрочем, на приговор это почти не влияет. Из-за обвинительного уклона российского правосудия судья всё равно признает подсудимого виновным, даже если прокурор не сумеет ничего толком доказать. Это и было видно в делах ЮКОСа, Pussy Riot, «Кировлеса» и многих других процессах. Правда, тогда не совсем ясно, зачем вообще нужна прокуратура.

В большинстве стран роль прокуратуры ограничена уголовным преследованием: то есть она совместно с полицией расследует преступление и доказывает в суде, что человек виновен. В России, однако, прокуратура должна осуществлять общий надзор за соблюдением всех законов всеми организациями в стране.

На практике за последние годы прокуратура отстранилась от этой работы. Почти во всех возможных сферах теперь работают специальные надзорные ведомства, которые и контролируют соблюдение законодательства: Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Росздравнадзор и т. д. В итоге прокуратура либо проводит проверки совместно с этими ведомствами, либо сразу перенаправляет в них всех заявителей.

Лирическое отступление: правоохранительные органы и политика

Например, в середине 2000-х годов в России чрезвычайно усилилась Генпрокуратура. Следователи Генпрокуратуры вели дело ЮКОСа и отправили в тюрьму почти всех руководителей этой нефтяной компании. Политолог Екатерина Шульман считает это главной причиной создания Следственного комитета: «Потому что, когда он создавался, Генеральная прокуратура была ударной силой дела ЮКОСа, главного репрессивного процесса того времени. Вот для того, чтобы она не сильно усиливалась, из нее выделили СКР» (http://m.echo.msk.ru/interview/detail.php?ID=1875302). Как видим, это разделение сильно затруднило и замедлило борьбу с преступностью.

Всё это входит в предмет исследования политологов, а не юристов, поэтому не буду подробно здесь останавливаться. Просто учитывайте это, когда пытаетесь понять, зачем нужен тот или иной правоохранительный орган. Не всегда в этом есть логика. Возможно, руководство страны думало не о том, как победить преступность, а о том, как сохранить власть.

Также Минюсту подчиняются две важные службы, которые помогают судам и исполняют их решения: ФСИН и ФССП.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) наказывает тех, кого суд признал виновным в совершении преступления. Ведь мало приговорить человека к лишению свободы или обязательным работам – надо, чтобы кто-то его охранял или заставлял работать. В подчинении ФСИН находятся учреждения, где люди сидят по приговору суда: исправительные колонии и тюрьмы. Также она охраняет тех, кто взят под стражу и ожидает суда, и следит за условно осуждёнными. Кроме того, под её контролем осуждённый отбывает исправительные и обязательные работы.

Когда-то все места лишения свободы были в подчинении Министерства внутренних дел. В конце 1990-х гг. тюрьмы и колонии передали Минюсту, надеясь превратить их в более гуманные заведения. Предполагалось, видимо, что, если лагерные работники будут считать себя не «ментами», а работниками Министерства юстиции, это придаст им больше солидности и благородства.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) работает по двум направлениям. Первое – помощь судам в их работе. Этим занимаются приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов («приставы по ОУПДС»). Граждане обычно видят их, когда приходят в суд: именно они проверяют вещи посетителей и записывают их паспортные данные. Кроме того, приставы наводят порядок, если в здании суда произойдёт конфликт. Теоретически они могут доставить в суд участника процесса, который обязан появиться на заседании, но не приходит.

Другое направление работы ФССП – исполнение судебных решений по гражданским и административным делам. Эти занимаются приставы-исполнители. Если человек сам не платит деньги по решению суда, приставы могут принудительно списать деньги с его банковского счёта или забрать имущество и продать с аукциона. Также они разными способами стимулируют человека исполнить решение. Самые болезненные для должника меры – ограничить выезд за рубеж или лишить водительских прав до тех пор, пока тот не выплатит взысканные с него деньги.

Приставы-исполнители часто ленятся выполнять свою работу. Это может свести на нет всю работу юриста в суде. Ведь одно дело – выиграть дело, но совсем другое – исполнить решение. Поискать банковские счета и списать с них деньги пристав ещё может, но крайне сложно заставить его куда-то поехать, чтобы найти и арестовать имущество должника.

Несколько служб с похожими аббревиатурами имеют непохожие функции.

Федеральная служба охраны (ФСО) охраняет самых важных российских чиновников (в том числе президента), а также руководителей иностранных государств во время их визита в Россию. Сотрудники ФСО сопровождают кортежи, и следят за госучреждениями, гостиницами, домами и другими местами, где находится охраняемый человек и где на него могут совершить нападение.

Федеральная налоговая служба (ФНС) следит за тем, как все соблюдают налоговое законодательство, наказывает нарушителей и регистрирует коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей. В каждом регионе есть региональное управление ФНС (УФНС), которому подчиняются районные инспекции ФНС (ИФНС). Каждая инспекция обслуживает определённую территорию и контролирует то, как все зарегистрированные там граждане и организации платят налоги.

Федеральная таможенная служба (ФТС) борется с контрабандой и контролирует перемещение товаров и других вещей через границу. ФТС подчинены несколько межрегиональных управлений (Южное, Центральное, Дальневосточное и т. д.), управлениям подчинены таможни (по одной на регион, международный порт или аэропорт), а им – таможенные посты на каждом пункте пропуска границы.

Внешней разведкой в России занимаются два органа: Главное разведывательное управление (ГРУ) и Служба внешней разведки (СВР). ГРУ относится к Министерству обороны и производит военную разведку, а СВР – самостоятельная служба, подчиненная непосредственно президенту; занимается она политической и экономической разведкой. Понятно, что отделить военные, политические и экономические сведения друг от друга невозможно, поэтому работа двух спецслужб иногда пересекается.

Строго говоря, разведка – это не правоохранительная деятельность, а наоборот – нарушение законов чужой страны. Но предполагается, что разведчики таким образом охраняют права и свободы граждан России. Поэтому их можно условно отнести к правоохранительным органам.

Самое громкое событие, связанное со Службой внешней разведки, произошло в июне 2010 г. Тогда в США были арестованы несколько российских граждан, которых обвиняли в работе на СВР. В частности, они должны были выведать данные о ядерном вооружении США. Правда, никаких секретов они так и не добыли, поэтомуамериканцы легко обменяли их на четырёх российских граждан, осуждённых ранее в России за госизмену (в том числе физика Игоря Сутягина). Самым известным из провалившихся агентов СВР была Анна Чапман, впоследствии ставшая телеведущей и фотомоделью (Лента.Ру).

Главное разведывательное управление мелькало в новостях из-за более успешных операций. В частности, большинство аналитиков именно на ГРУ возлагают ответственность за убийство в 2004 г. в Катаре одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева («Независимая газета»).

В 2016 г. в России появился новый госорган – Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия). Эта наполовину военная, наполовину правоохранительная структура, которой отдали некоторые подразделения и функции других ведомств (в основном, МВД).

Костяк Росгвардии – это Национальная гвардия. Так стали называть бывшие внутренние войска МВД – подразделения, которые должны бороться с незаконными вооружёнными формированиями, охранять государственные объекты, разгонять митинги и подавлять массовые беспорядки.

Ещё в состав Росгвардии входит вневедомственная охрана. Это нечто вроде государственного охранного агентства. Его создали в советские годы в составе МВД, потому что тогда почти вся собственность, требующая охраны, принадлежала государству, и удобнее было объединить полицейские и охранные функции в одном ведомстве. Сейчас же большинство зданий и предприятий принадлежат частным лицам, и охранять их должны сами собственники. Тем не менее, вневедомственная охрана по-прежнему существует, но теперь оказывает платные услуги. На многих частных объектах стоит сигнализация, при срабатывании которой туда выезжают сотрудники вневедомственной охраны.

Кроме того, в состав Росгвардии перевели из МВД некоторые полувоенизированные полицейские подразделения, которые применяют в некоторых важных операциях: специальные отряды быстрого реагирования (СОБР) и отряды мобильные оперативного назначения (ОМОН).

Возглавил Росгвардию генерал Виктор Золтов. Это бывший начальник Службы безопасности президента РФ, то есть фактически личный охранник Владимира Путина. Поэтому большинство экспертов восприняли учреждение Росгвардии как создание структуры, преданной непосредственно президенту и способное предотвратить государственный переворот или иные угрозы.

Главный правоохранительный орган в Росии – Министерство внутренних дел (МВД). Его основное структурное подразделение – отдел полиции. В нём работают сотрудники дежурной части (принимают сообщения о преступлениях и решают, что с ними делать), оперативники (выявляют и раскрывают преступления), следователи и дознаватели (ведут предварительное расследование), сотрудники патрульно-постовой службы (следят за порядком на улицах), участковые (отвечают за порядок на небольшой территории). Также в МВД есть отделения ГИБДД, транспортной полиции, управления МВД по вопросам миграции и т. д.

Прокуратура – это орган, который от имени государства убеждает суд в том, что человек совершил преступление. Теоретически прокурор должен осуществлять надзор за тем, как проводится следствие, однако на деле не имеет почти никаких полномочий. Он должен лишь взять дело, подготовленное следователем, и представить его в суде. Кроме того, российские прокуроры должны осуществлять надзор за соблюдением всех законов всеми организациями в стране.

Министерство юстиции (Минюст) проводит анализ всех будущих законов, регистрирует некоммерческие организации и контролирует работу адвокатов и нотариусов. Кроме того, Минюсту подчиняются ЗАГСы, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). ФСИН наказывает тех, кого суд признал виновным в совершении преступления, а ФССП помогает судам в работе и исполняет решения по гражданским и административным делам.

Федеральная служба охраны (ФСО) охраняет важных российских чиновников, Федеральная налоговая служба (ФНС) следит за соблюдением налогового законодательства, Федеральная таможенная служба (ФТС) контролирует перемещение товаров через границу. Главное разведывательное управление (ГРУ) и Служба внешней разведки (СВР) занимаются разведкой в других странах.

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) – наполовину военная, наполовину правоохранительная структура, в состав которой входят Национальная гвардия (бывшие внутренние войска МВД), вневедомственная охрана, СОБР и ОМОН.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *