какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Какое политическое событие положило начало исторической эпохе, которая сформировала взгляды русских писателей 19 века?

Какое политическое событие положило начало исторической эпохе, которая сформировала взгляды русских писателей 19 века.

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Отечественная война 1812 года→восстание декабристов.

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях?

Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях?

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Какие исторические события могли повлиять на развитие русской литературы и искусства 19 века?

Какие исторические события могли повлиять на развитие русской литературы и искусства 19 века.

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Какие события повлияли на произведения писателей XIX века?

Какие события повлияли на произведения писателей XIX века?

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Какие важные исторические события события были воспроизведены воспроизведены писателями литературных?

Какие важные исторические события события были воспроизведены воспроизведены писателями литературных.

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Назовите одно из первых произведений русской литературы в этом жанре.

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Какие исторические события и каким образом повлияли на развитие русской культуры 17 века?

Какие исторические события и каким образом повлияли на развитие русской культуры 17 века?

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?

Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

1. 72 а 1, 73 е 1, 74 г 1, 75 в.

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Бабушка, Акулина Ивановна Каширина, занимала особое место в жизни мальчика. Ее он любил больше всех, так как она была человеком добрым и отзывчивым. Она первой приходила на помощь детям и внукам, когда они в ней нуждались. Так, когда умер отец Але..

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Автор написал его чтоб показать какое же разное мировоззрение у взрослых и детей.

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Пессимист одержал победу)))).

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

В тайге, близ Енисея.

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Источник

Какое политическое событие положило начало исторической эпохе,которая сформировала взгляды русских писателей 19 века

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришёл в лес за ёлочкой для Королевы. Когда он уходит, в лесу собираются двенадцать месяцев, чтобы развести костёр.

Четырнадцатилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Седобородый Профессор учит своенравную девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, ибо Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издаёт приказ: обещает большую награду тому, кто принесёт во дворец корзину подснежников. Глашатаи объявляют о начале весны и королевском приказе.

Мачеха и её Дочка мечтают о награде. Только возвращается Падчерица с хворостом, как её тут же посылают обратно в лес — за подснежниками.

Замёрзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь Падчерице. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей своё колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова — и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.

Падчерица приносит подснежники домой. Мачехина Дочка крадёт у спящей Падчерицы колечко, подаренное Апрелем. Та сразу об этом догадывается, умоляет вернуть ей колечко, но старуха и её злая Дочка даже и слушать не хотят. Они идут с подснежниками в королевский дворец, оставив Падчерицу дома.

В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Им жарко, а придворные мёрзнут. Королева приказывает всем работать и сама берет метлу. Появляются Мачеха, Дочка и Падчерица. Королева повелевает дать Падчерице шубу. Падчерица жалуется, что у неё отняли колечко. Королева приказывает мачехиной Дочке вернуть колечко, и та повинуется. Затем Королева требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда разгневанная Королева велит снять с неё шубу, грозит казнью и бросает её колечко в прорубь. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой появляется медведь. Все разбегаются, только Профессор и старый Солдат защищают её. Медведь уходит. Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец. Королева остаётся с Профессором, старым Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима, сильная стужа. Сани есть, да ехать нельзя: на лошадях ускакали придворные. Королева мёрзнет. Как выбраться из лесу? Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат — погреться у костра, Мачеха с Дочкой — шубы, хоть собачьи. Старик даёт им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.

Двенадцать месяцев и Падчерица сидят у костра. Месяцы дарят девочке сундук с обновками и чудесные сани, запряжённые двумя конями. Появляются королевские сани в собачьей упряжке. Месяцы разрешают всем погреться у костра. На собаках, конечно, далеко не уедешь. Надо бы попросить Падчерицу, чтобы подвезла, но надменная Королева просить не хочет и не умеет. Солдат объясняет ей, как это делается. Королева наконец по-доброму просит Падчерицу, та сажает всех в сани и даёт каждому шубу. А собак она через три года приведёт к новогоднему костру, и, если они исправятся, их опять превратят в людей.

Все уезжают. Месяцы остаются у новогоднего костра.

Источник

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Во второй половине XIX века в европейском искусстве восторжествуют совсем другие художественные идеи: миру воздушной фантазии, трагическим переживаниям индивидуальной личности будет противопоставлена жизнеподобная, реалистическая живопись, эпическая, проникнутая духом народности музыка. Пришла пора спуститься из заоблачных высот на грешную историческую землю. Самыми популярными русскими художниками 1830-х годов были К. Брюллов (1799–1852), автор монументально-трагического полотна «Последний день Помпеи» (1830–1833), и А. Ива́нов (1806–1858), всю творческую жизнь положивший на создание грандиозной картины «Явление Христа народу» (1837–1857). А в 1840-е годы во весь голос заявил о себе великий бытописатель П. Федотов (1815–1852), который прославился именно вниманием к детали, к тщательно прописанным образам из жизни ничтожных людей («Свежий кавалер», 1846, «Сватовство майора», 1848). А в музыкальном мире воцарились сладостный эпик П. Чайковский (1840–1893) и один из создателей монументальной традиции русской оперы М. Мусоргский (1839–1881), который попытался вдохнуть в оперное искусство поистине народную мощь. Писатели той поры тоже почувствовали вкус к изображению обыденной жизни, социальных отношений.

Подчеркнутое равнодушие к возвышенным темам, стремление к реалистической, почти фотографической точности отличало и движение художников-передвижников. Их товарищество было образовано в 1870 году. Членами общества стали автор знаменитой «Неизвестной» И. Крамской (1837–1887), а также И. Репин (1844–1930) – создатель «Бурлаков на Волге» и парадного портрета Александра III, В. Суриков (1848–1916), написавший «Боярыню Морозову» и многие другие монументальные полотна из русской истории. С движением передвижников был связан и яркий живописец В. Васнецов (1848–1926), который не только охотно работал с жанровыми сюжетами, копировал действительность (картина «С квартиры на квартиру»), но и создавал фантастические образы русского фольклора и даже расписывал соборы. Передвижником считал себя и значительно более молодой художник, печальный пейзажист И. Левитан (1860–1900), под кистью которого в среднерусской природе проступали черты скорбного библейского величия.

Вспомните об этом, когда мы будем изучать произведения, созданные русскими писателями второй половины XIX столетия. Литераторы, подобно художникам и музыкантам, отдадут дань тем же художественным идеям. Они станут пристальнее всматриваться в окружающую жизнь, начнут подробно и почти скрупулезно описывать ее.

Но искусство не стояло на месте. Оно двигалось дальше, открывало новые горизонты. В начале XIX века музыкантов и живописцев одушевляло царство фантазии, внутренний мир самого художника был главным мотивом европейского искусства. Затем пришла пора познать окружающую реальность, «заземлить» художество. А к концу столетия был сделан следующий шаг в направлении к неизведанному, новому, непознанному. В 1860-е годы во французской живописи зародилось, а в 1870-1880-е годы расцвело новое направление импрессионизм (от слова impression – впечатление). Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн вернули живописному искусству свежесть восприятия жизни, они изображали мгновенные, как будто бы случайные ситуации, игру света и тени. Главное в их картинах – не сама реальность, а впечатление художника от нее. Для этого импрессионисты покинули мастерские и перенесли мольберты на открытый воздух, где краски меняются ежесекундно, где воздух дрожит и меняет очертания предметов. Импрессионизм не ограничился сферой живописи. Он повлиял на творчество скульпторов (гениальный француз О. Роден), композиторов (французы К. Дебюсси, М. Равель). Разумеется, его творческие импульсы отозвались и в поэзии. Вы ощутите это, когда мы будем говорить о русской лирике самого конца XIX века.

А на рубеже XIX и XX столетий люди искусства начали поиск нового направления. У истоков его была мощная, чуть страшноватая, склонная к надрывной таинственности музыка композитора и мыслителя Р. Вагнера (1813–1883). Постепенно оформлялось течение, которое определит судьбу художников и музыкантов следующего поколения. Это течение получило название символизм. Вы будете говорить о нем уже в следующем классе; тогда же вы узнаете, какие научные идеи и сомнения оказали воздействие на мировоззрение людей конца столетия и подтолкнули искусство к поиску новых художественных идей. Пока же вам нужно усвоить принципиальную вещь: новое в искусстве зарождается в пределах старого, живет и развивается параллельно с ним. Так, в конце учебного года мы будем читать реалистические, жизнеподобные рассказы Антона Павловича Чехова, написанные в 1880—1890-е годы. А ведь именно в 1890 году выдающийся русский художник М. Врубель (1856–1910) напишет главную свою картину «Демон», напряженная и почти мучительная символика которой связана уже со следующей эпохой в развитии русского искусства…

Прослушайте фрагмент из 9-й симфонии Людвига ван Бетховена, затем фрагмент из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Сравните тональность, общий пафос этих музыкальных произведений. Затем сопоставьте две картины – портрет А. С. Пушкина работы художника 1820—1830-х годов Ореста Кипренского и «Свежего кавалера» Павла Федотова. В чем принципиальное различие в отношении этих художников к жизни? В каком направлении развивалось русское искусство от первой ко второй половине XIX столетия?

1. Какое политическое событие положило начало исторической эпохе, которая сформировала взгляды русских писателей XIX века?

2. Какие идеи воодушевляли людей той эпохи?

3. Каковы были главные события русской истории конца XVIII–XIX столетия?

4. Каким образом экономика того времени влияла на культуру?

Архангельский А. Н. Александр I. М., 2006 (ЖЗЛ).

В книге изложены основные факты жизни русского царя; его политические замыслы и реальные деяния.

• Декабристы: Избранные сочинения: В 2 т. / Издание подготовили А. С. Немзер, О. А. Проскурин. М., 1987.

Из всех антологий литературного наследия декабристов, адресованных массовому читателю, эта – самая лучшая. Содержит программные документы ранних и поздних декабристских обществ, сочинения П. А. Катенина, Ф. Н. Глинки, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, А. О. Корниловича, В. Ф. Раевского, Н. А. и М. А. Бестужевых, И. И. Пущина, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, Г. С. Батенькова, И. Д. Якушкина. Краткие, но глубокие комментарии.

Людвиг Э. Наполеон: Биография. М., 1998.

Мастер психологического анализа, Эмиль Людвиг прославился жизнеописаниями великих людей. Марина Цветаева считала его книгу о Наполеоне лучшей из всех, посвященных этой исторической личности.

Источник

4. Основные события политической истории

Подавив восстание Молона, Антиох III смог действовать на юге, началась Четвертая сирийская война (219–217 гг. до н. э.). Селевкидская армия вернула Селевкию в Пиерии, военные действия успешно развертывались в Финикии и Палестине. Однако в решительной битве у Рафии (217 г. до н. э.) селевкидская армия была полностью разбита. В результате Антиох III потерял все приобретения в Сирии, за исключением Селевкии в Пиерии.

В последующие годы Антиох III ведет военные действия в Малой Азии, где он в конечном счете сумел сокрушить власть Ахея. Сам Ахей был захвачен во время осады Сард и предан мучительной казни. Укрепив таким образом свою власть, Антиох III начал знаменитый восточный поход (212–205 гг. до н. э.), целью которого было восстановление власти Селевкидов над утраченными восточными провинциями. Базой для этого похода служила Мидия. Для получения денежных средств по приказу Антиоха был ограблен храм Анахиты в Экбатанах, что дало огромную сумму в 4000 талантов. Результатом похода было покорение Парфии и Греко-Бактрии, которые, однако, сохранили свою государственность как вассальные по отношению к Селевкидам царства. Затем армия Антиоха перешла Гиндукуш и вторглась в пределы Индии; с местным царем Софагасеном был заключен договор, согласно которому Антиох получил индийских боевых слонов. Обратный путь селевкидская армия совершила по территории Южного Ирана. Антиох укрепил позиции своего государства в Персидском заливе, из Персиды он осуществил экспедицию в Аравию. Сам Антиох придавал столь большое значение этому походу, что после его окончания принял титул «Великого».

После окончания этого похода Антиох III вновь вернулся к проблеме взаимоотношений с Птолемеями. Опираясь на союз с Македонией, Антиох смог захватить Южную Сирию, Финикию и Палестину, а несколько позднее ряд принадлежавших Птолемеям городов в Малой Азии.

Именно в это время Антиох III столкнулся с Римом. До этого он уже захватил Фракию и поддерживал в Греции всех тех, кто был недоволен римской властью. Римляне начали, в свою очередь, готовиться к столкновению с Антиохом. Некоторое время длился период дипломатического и пропагандистского противоборства. Римская дипломатия оказалась более успешной: союзниками Рима стали Пергам, Родос и, что особенно важно, Македония, недавно потерпевшая поражение от римлян, на поддержку которой особенно рассчитывал Антиох. В 192 г. до н. э. начались прямые военные столкновения. Они происходили на территории Греции, куда высадилась селевкидская армия. Однако просчеты политики Антиоха III привели к тому, что его союзниками стали только этолийцы. Армия Антиоха III потерпела поражение при Фермопилах. Война была перенесена в Малую Азию. Здесь Антиох был окончательно разгромлен в битве при Магнесии на Меандре (190 г. до н. э.). Не имея возможности сопротивляться дальше, он принял продиктованные римлянами условия: отказывался почти от всех селевкидских владений в Малой Азии, Риму были выданы все боевые корабли (кроме 10) и боевые слоны. Кроме того, в течение 12 лет нужно было выплатить Риму огромную контрибуцию в 15 тыс. талантов.

Испытывая крайние финансовые затруднения, Антиох III решил поправить дело уже испытанным способом: ограбить местные храмы в Элиманде, что вызвало восстание местного населения, в ходе которого погиб и сам Антиох. Немедленно начался распад воссозданной Антиохом III державы. От Селевкидского государства вновь отделились Греко-Бактрия и Парфия, отпала Персида, начались волнения во многих областях.

Из книги Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города. автора Цыпин Владимир

1. Основные факты политической истории Тем рубежом, который ознаменовал для Греции и Македонии конец периода борьбы диадохов и установление определенной стабильности, было нашествие кельтов (галатов), захлестнувшее Балканский полуостров в 280–277 гг. до н. э. Кельты

Основные события Эта ситуация порождала конфликты и столкновения, анализ которых обычно остается вне курса краткой истории. Однако необходимо указать основные события революционного периода: правительство Палмы Карлуша, «гонсалвизм», отставку Спинолы, 11 марта, выборы

Основные события египетской истории Большинство дат в египетской хронологии являются приблизительными. Даты для периода, который охватывает настоящее издание, установлены благодаря синхронизации с событиями в Западной Азии, однако ассириологи в настоящее время ведут

Основные этапы политической истории Золотой Орды Закончив кровавые завоевательные походы, монгольские отряды, отягощенные огромными обозами с награбленным добром и несчетными толпами пленных, расположились в конце 1242 г. в обширных степях между Дунаем и Обью. Новые

Отказ от традиционных христианских представлений о цели человеческой жизни, об устройстве общества Создание совершенно новой, нерелигиозной картины мира Представление об истории как поступательном движении навстречу общественному благу, то есть к ПРОГРЕССУ
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Особенная популярность «Энциклопедии» в России годы – 29 сборников (Петербург, Москва) Во Франции «Энциклопедию» читали и обсуждали провинциальные дворяне, состоятельные буржуа, нотариусы, учителя. Именно эти слои общества сыграют самую заметную роль в подготовке Французской революции.
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

2. И СТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Французская революция годы «Декларация прав человека и гражданина» Якобинцы – политический клуб Конвент – орган революционного самоуправления Робеспьер
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Россия Екатерина II Великая Павел I Александр I Россия вступает в военное противостояние с наполеоновской Францией годы Тильзитский мирный договор 1812 год
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Тайные антиправительственные общества Их цель – принятие конституции и ограничение самодержавия «Союз спасения» () «Союз благоденствия»() Северное и Южное Общества 14 декабря 1825 год, Сенатская площадь Санкт-Петербурга – вооруженное выступление
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Царствование Николая I Восстание за независимость Польши, годы, Варшава Крестьянские бунты Цензура Усиление власти государственной бюрократии Крепостное право Крымская война ()
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Интернационал (конец 1860-х годов) Гражданская война в США ()
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

3. К УЛЬТУРА И ЭКОНОМИКА Развитие капитализма Судьба человека зависит не от его происхождения, но прежде всего от его собственной воли, энергии, индивидуальных качеств. Зависимость от денег. Богатство становится инструментом власти. Деньги начинают править миром. Литературные занятия стали самостоятельной профессией. Писатели почувствовали зависимость от читательского спроса на их книги.
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Т ЕХНИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ 1783 год – полет на воздушном шаре братьев Монгольфье Начало 19 века – построен первый колесный пароход 1825 год – проложена первая железная дорога 1831 год – Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции – первое кругосветное путешествие под руководством И.Ф.Крузенштерна – русские исследователи и моряки впервые отправились к берегам Антарктиды
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

1863 – пущена первая в мире линия метрополитена (Лондон) 1876 – американец Александр Белл получил патент на телефонный аппарат 1897 – Александр Попов начинает работу по созданию беспроволочного телеграфа Американец Томас Эдисон усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1879) Немецкий инженер Рудольф Дизель создал двигатель внутреннего сгорания Немецкий конструктор граф Цеппелин – дирижабль Эйфелева башня в Париже – символ технологических достижений человечества. 123 метра – высота, вес – 9 тысяч тонн год
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Н АУКА – Н.И.Лобачевский перевернул представления о природе пространства 1869 – периодический закон химических элементов. Д.И.Менделеев Француз Луи Пастер разработал вакцины против сибирской язвы (1881) и бешенства (1885)
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

4. И СКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА Людвиг ван Бетховен () Фридерик Шопен () Джузеппе Верди () Г. Берлиоз ()
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Ф.Г ОЙЯ ()
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

какое политическое событие положило начало исторической эпохе

К АРЛ Б РЮЛЛОВ ()
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

А ЛЕКСАНДР И ВАНОВ ()
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

П АВЕЛ Ф ЕДОТОВ ()
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

П.И.Чайковский () М.П.Мусоргский ()
какое политическое событие положило начало исторической эпохе

Историческая эпоха, в которую выпало жить создателям ранней русской классики и которая во многом сформировала их, была революционной, взрывоопасной, героической. Ее смыслом стало торжество предприимчивости над знатностью, индивидуализма над сословной этикой, новизны над традиционностью. Ho, принеся надежду на обновление общества, государства и человека, эта эпоха завершилась глубочайшим кризисом, всеобщим разочарованием в идее прогресса.

Как мы уже говорили, ей предшествовали философские поиски энциклопедистов. А непосредственное начало положила Французская революция 1789-1793 годов. Сейчас, из нашего исторического далека, трудно понять, насколько глобальными были перемены, которые принесла она с собой. Если с чем-то ее и сравнивать, то даже не с землетрясением, а с грандиозным извержением вулкана, после которого все приходит в движение, все меняется. Там, где прежде были плодородные земли, остается выжженная пустыня, а там, где была пустошь, начинают бить ключи и появляется зелень; исчезают прежние вершины, и зарождаются новые горы. А если перейти на сухой, но более точный язык отвлеченных понятий, то революция привела к резкой смене исторических укладов.

Итак, что же произошло? Из курса новой истории вы знаете подробности. А мы лишь кратко напомним события, которые оказали решающее влияние на развитие русской литературы первой половины XIX века (упоминания о них мы найдем практически во всех произведениях, которые нам предстоит вместе читать).

К началу 1790-х годов французское феодально-аристократическое государство исчерпало свои возможности. Оно в буквальном смысле слова обанкротилось. Король Людовик XVI вынужден был созвать Генеральные штаты, до тех пор никакой реальной роли не игравшие. Генеральные штаты объявили себя сначала Национальным, а затем Учредительным собранием, которое призвано было основать новое государственное устройство буржуазной Франции, привести к власти третье сословие. В ответ на попытку короля распустить депутатов по домам 14 июля 1789 года стихия выплеснулась на улицы: началось восстание, увенчавшееся взятием тюрьмы-крепости Бастилии и положившее начало новой, революционной эре в истории Франции, да и всей Европы.

Революция вернулась в точку, из которой вышла; республика вновь уступила место империи. Ho это была уже другая империя, другая монархия. Наполеон словно перенаправлял революционную энергию в новое русло. Он начал передел и завоевание мира; наполеоновские войны, перекроившие политическую карту Европы, поражали воображение современников. Им казалось, что одному человеку такое не под силу, что Наполеон обладает какой-то мистической, сверхъестественной властью; многие прямо называли его Антихристом. Так или иначе, но в 1811 году большая часть Европы оказалась в составе Франции.

Перечисленные события происходили в самом центре Западной Европы. А что в это же время делалось в России?

В конце XVIII века она попыталась отгородиться от революционных бурь. Последние годы царствования Екатерины II Великой (после подавления пугачевского восстания в 1774 году) были временем золотого блаженного застоя; никогда до и никогда после российское дворянство не чувствовало себя столь спокойно и уверенно. При этом сама императрица прекрасно понимала, что серьезных перемен в государственной и общественной жизни избежать уже невозможно. Успокаивая дворянство, одаривая его все новыми и новыми привилегиями, она втайне обдумывала законодательные реформы, которые должны были бы обогнать назревавшую революцию, произвести ее «сверху».

Особые надежды Екатерина II связывала со своим внуком, будущим императором Александром I Павловичем; планы ее, однако, были разрушены внезапной смертью в 1796 году. Воцарившийся после нее Павел I так и не смог найти общий язык с дворянством и в конце концов в 1801 году пал жертвой заговора. Став невольным участником отцеубийства, Александр I в начале своего царствования попробовал произвести расчистку исторических завалов, подготовить почву для серьезных реформ, но остановился на полпути.

Молодые офицеры, возвратившиеся из европейского похода и воодушевленные победой, надеялись на то, что Александр I наконец-то осуществит екатерининскую мечту, начнет революцию «сверху». Ho время, отпущенное историей для спокойных реформ, российская власть растратила впустую; череда национально-освободительных восстаний в Европе и в Малой Азии начала 1820-х годов вынудила Александра «заморозить» реформы до лучших времен, которые, увы, так и не наступили.

Царствование Николая I, начавшееся трагически, с подавления восстания и казни пятерых декабристов, стало одной из самых противоречивых эпох новой русской истории. Обладавший здравым умом и твердым характером, Николай сделал все для того, чтобы исправить ошибки предыдущего царствования. Во второй половине 1820-х годов он вел успешные войны на востоке империи; энергично управлял страной, жестко отстаивал ее интересы (как он их понимал). Ho уже в 1830-1831 годах произошла череда военно-политических потрясений, из которых Россия вышла внутренне ослабленной, ожесточенной.

В ноябре 1830 года в Варшаве вспыхнуло восстание за независимость Польши, которое к лету 1831 года было жестоко подавлено российской армией. Одновременно с этим прошли крестьянские бунты в военных поселениях; резко обострились отношения с Европой, особенно с Францией. Получив в наследство от своего старшего брата Александра I целый ряд неразрешимых проблем, Николай I поспешил сменить внутреннюю политику России, расправившись с зарождавшимся общественным мнением, ужесточив цензуру, усилив власть государственной бюрократии.

Между тем под покровом политической реакции и на Западе, и в России протекали важные и очень опасные для судеб человечества процессы. Как во второй половине XVIII века на историческую сцену вышло третье сословие, буржуа, так во второй половине XIX столетия о своих претензиях на особую роль в истории заявил пролетариат, беднейшая и наименее квалифицированная часть рабочего класса. Этим воспользовались умные и твердые вожди революционного движения. Прежде всего выдающийся немецкий политэкономист и философ, автор монументального труда «Капитал» Карл Маркс. Идея социальной справедливости овладела умами, и под лозунгом защиты профессиональных прав рабочих был создан «Союз коммунистов» (1847), для которого Маркс вместе с публицистом Фридрихом Энгельсом написал «Манифест коммунистической партии» (1848).

Были образованы тайные террористические организации и в России. Одна из них, «Народная воля», вынесла приговор императору Александру II (он правил страной с 1855 по 1881 год). Между тем царь стремился обновить страну, избавить ее от многолетних и даже многовековых, застарелых болезней. Он не только провел великую Крестьянскую реформу 1861 года, отменив крепостное право, но и ввел систему местного самоуправления (ее называли земством), реформировал суд, армию. После подавления второго польского восстания (1863-1864) Александр II несколько притормозил ход реформ, опасаясь роста радикальных настроений. И все равно: именно он готовил Россию к новым реалиям политической, экономической, интеллектуальной жизни, с которыми ей предстояло столкнуться в конце XIX и начале XX столетия.

Так российские революционеры пресекли мирный процесс государственной эволюции. Следующий правитель страны, Александр III (годы царствования: 1881-1894), в ужасе отшатнулся от политических реформ, которые в его сознании стойко ассоциировались с нарастанием революционной смуты. Он сумел на какое-то время «заморозить» революционное брожение в российском обществе и перенаправил свою государственную энергию из политической в экономическую плоскость. Однако, избрав политику контрреформ, усилив роль полиции, местной и центральной бюрократии, царь невольно повторил ошибку позднего Николая I: не исцелил государство, а загнал болезнь внутрь.

Будучи талантливым и масштабным руководителем страны, он надеялся, что бурный рост промышленности (успехи Александра III и его администрации были в этой области весьма впечатляющими) сам собой, без политических реформ подтянет Россию, устранит социальную почву антиправительственных умонастроений. Царь хотел поднять патриотический дух населения, сделав ставку на офицерство, купечество, зажиточное крестьянство, торговый люд.

Ho в результате российские революционеры лишь затаились, научились искусству конспирации и начали подготовку к грядущим потрясениям. Революционное движение давно уже стало явлением международным: в конце 1860-х годов возникла всемирная организация Интернационал, которая координировала деятельность рабочих движений в разных странах. Надежды на то, что внутрироссийскими мерами удастся навсегда загасить мировой огонь, были наивными. Что же до патриотических идей, то в царствование Александра III часто нарушалась тонкая грань между здоровым национальным чувством и болезнетворным национализмом; на юге не раз вспыхивали еврейские погромы.

Таков был исторический фон литературных свершений, изучением которых нам предстоит заняться.

Жуковский и Батюшков открыли богатые возможности для выражения внутреннего мира личности. Одновременно выявились и отрицательные стороны стиля Жуковского и Батюшкова. Поэтический стиль чуждался прямого и точного выражения переживаний. Для передачи психологических состояний сложились устойчивые словесные формулы («лучший цвет», «жизни сладость», «минувшие дни», например, и др.), обозначилась опасность вычурного, жеманного, манерного языка. Вместо простого, ясного и энергичного слога укоренялся метафорический.

Поскольку в поэзии Жуковского и Батюшкова центральными стали жанры элегий, посланий, баллад, отражавшие чувства «внутреннего человека», то непосредственно общественные эмоции ими затрагивались лишь частично. Задача художественного постижения национального характера не была решена. Это сразу же подметили поэты-декабристы, стремившиеся опереться не на европейские образцы, а на традиции русской и славянской словесной культуры.

Традиции Карамзина, развиваемой Жуковским и Батюшковым, они противопоставили традицию Ломоносова и Державина, сглаженному, гармоничному языку — славянизмы и архаизмы, заимствованные из летописей, церковно-славянских текстов, просторечие и разговорную речь.

Полемику о поэтическом языке открыл Павел Александрович Катенин (1792—1853) — талантливый поэт-декабрист, драматург и критик. Неудовлетворенный «русскими» балладами Жуковского, он дал свои образцы — «Ольгу», «Наташу», «Убийцу», «Лешего» и др. Катенина влекла русская древность, национальные сюжеты.

В отличие от Жуковского, Катенин выдвинул на первый план эпическое начало — национально-историческую характерность чувств Ольги. Поэт стремился превратить балладу в монументальный жанр, наполнив ее серьезным национально-историческим содержанием. Он ратовал также за правдоподобие чувствований, за народность литературы. Катенин одним из первых почувствовал, что отражение национальной жизни в поэзии упирается в проблему языка, ибо ни национальная история, ни национальный колорит не могли быть переданы, по его мнению, поэтическим стилем Жуковского и Батюшкова. Его позиция была поддержана впоследствии поэтом-декабристом, критиком и драматургом В.К. Кюхельбекером (1797—1846). Кюхельбекер отстаивает архаизированный язык, традиционно приуготовленный в русской поэзии для выражения высоких гражданских чувств.

Художественная литература в глазах декабристов была мощным средством гражданского воспитания. Многие из них сами были незаурядными поэтами и обладали литературным талантом, который они заставляли служить высоким общественным интересам и, прежде всего, пробуждать чувство свободы в среде русского дворянства.

Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826) — виднейший поэт-декабрист. Он писал обличительные и гражданские оды, политические элегии и послания, «думы» и поэмы.

Когда Рылеев говорил о себе: «Я не Поэт, а Гражданин», то имел в виду вовсе не противопоставление гражданской деятельности поприщу поэта или художника «чистого искусства», с одной стороны, и воодушевленного общественными идеями — с другой. Поэт в представлении Рылеева считает поэзию делом своей жизни, и это дело нисколько не хуже любого другого. Для самого же Рылеева поэзия — не искусство, а непосредственное выражение «живых чувств», поэтому возбуждать возвышенные патриотические чувства, увлекать современников на героические деяния еще не значит быть поэтом. Стихи — лишь одно из средств красноречивой манифестации гражданских настроений.

Сходных взглядов придерживались с различными отклонениями все декабристы. Но так как они все-таки были причастны к искусству и прекрасно понимали, что общественное воздействие не в последнюю степень зависит от искусства, от мастерства исполнения, а не только лишь от благородных общественных намерений, то проблемы литературного развития их живо интересовали. Больше того, сугубо литературные задачи часто оказывались в самой гуще завязывающихся идеологических споров.

Декабристы были ревностными сторонниками романтизма и много способствовали его победе. Они связывали с понятием романтизма воспитание чувств гражданских, патриотических. Поэтому в отличие от Жуковского они выдвинули национально-историческую и гражданско-героическую тему. При этом подлинным содержанием искусства для романтиков выступает душа, ее порывы и чувства. Для Жуковского мир души — мир личных устремлений, человек у Жуковского занят преимущественно самовоспитанием. Жуковский-поэт заботится прежде всего о том, чтобы усовершенствовать нравственный потенциал личности, облагородить человека, привить ему гуманные понятия и чувствования.

Декабристы противопоставили романтизму психологического толка совершенно иной круг тем, мотивов, ситуаций. Воинская слава, героический подвиг на благо отчизны, обличение тиранов поэтическим словом, верность общественному долгу — таковы темы их поэзии. При этом декабристы в духе своих представлений перерабатывают характерные жанры романтической поэзии. Так, Рылеев в послании «Вере Николаевне Столыпиной» переосмыслил традиционный жанр элегического послания. Событие, легшее в основу послания, трагично и печально: Столыпина, дочь уважаемого декабристами Н. С. Мордвинова, потеряла мужа, А. А. Столыпина, сочувствовавшего передовым дворянам. Однако Рылеев пишет не элегическое послание, а гражданский катехизис. Он избегает элегических медитаций и наполняет стихотворение «учительным» пафосом, страстным призывом. Он видит в героине не возлюбленную, пораженную несчастьем, не подругу, разлученную с любимым, а наделенную гражданскими чувствами мать семейства. Поэт взывает к «священному долгу» женщины. Он нарочито отвергает традиционные элегические чувствования. В минуту горя он пробуждает в адресате стихотворения общественные настроения:

Священный долг перед тобою

Прекрасных чад образовать.

Героиня послания предстает убежденной декабристкой — единомышленницей поэта, лишь временно отчаявшейся, но способной побороть несчастье. Поэтому вместо элегического послания Рылеев создает призывно-пафосное стихотворение с присущими ему ораторскими оборотами.

Соответственно гражданскому уроку меняется и поэтическим словарь, обычно присущий элегическому посланию: в стихотворение широко входят общественно-политическая лексика («священный долг», «сограждане»), слова и обороты несвойственного элегии «высокого» стиля («чад», «пасть» и др.). В то же время личный характер гражданской темы не исчезает.

Перестройка сложившихся жанров касалась и жанра любовной элегии. В стихотворении «Ты посетить, мой друг, желала. » Рылеев намеренно воссоздает типичную ситуацию любовной элегии: здесь и «уединенный угол», и изнемогающая «в борьбе с болезнью роковой» душа, и оромантизированный образ возлюбленной («Твой милый взор, твой взор волшебный»), и герой-страдалец. Здесь же возникают характерные элегические формулы и интонации и даже отказ от счастья, хотя герой и героиня чувствуют взаимное влечение.

Так в любовную элегию вторгается гражданская тема, мотивирующая поведение героя. Тем самым декабристы расширяли рамки традиционных жанров, наполняя их новым содержанием. Жанр элегии получал возможность выражать не только интимные, но и гражданские чувства.

Среди декабристов не было единого понимания романтизма. Декабристский романтизм не только отвергал принципы лирического субъективизма, развитые Жуковским, но и усваивал его достижения.

Рылеев в отличие от Катенина сосредоточился на психологии национального характера, на выражении гражданских страстей, наполняющих душу. Поэтому для передачи их он невольно обратился к Жуковскому, к его ситуациям и словарю. В целом он использует язык, введенный карамзинистами.

В зависимости от точки зрения на объект исследования и происходящие процессы, исторические эпохи по порядку могут располагаться совсем не в той последовательности, к которой привыкли обыватели. Мало того, даже нулевую точку отсчёта, можно поставить в совсем необычном месте.

Начало отсчёта

Что такое «История»? История, это то, что записано. Если какое-либо событие не записано, а передаётся устно, то это предание. Соответственно, разумно будет предположить, что исторические эпохи, касаются только того периода существования человеческой цивилизации, когда уже была изобретена письменность. Это один из важных факторов, которые отделяют исторические эпохи, от геологических.

Следуя этим рассуждениям, начало отсчёта исторических эпох, будет стартовать от момента изобретения письменности. Но при этом традиция письменности не должна прерываться.

В частности, есть образцы письменности, которые датируются возрастом 8 и 7,5 тысяч лет. Но они не получили продолжения, а были всего лишь локальными проявлениями мощи человеческого интеллекта. И эти письмена до сих пор не расшифрованы.

Первые записи расшифрованные к настоящему времени, появились в Египте, приблизительно 5,5 тысяч лет назад. Это глиняные таблички, которые находились в захоронениях. На них были записаны имена умерших.

Эта письменность уже не прерывалась во времени.

Вот с этого момента, и начинается порядок отсчёта исторических эпох.

Исторические эпохи в хронологическом порядке

Обратите внимание, что рассматривая Древний Египет как прародину европейской культуры, мы обособляемся от географических ориентиров. Согласно «Теории Цивилизаций» проф. А. Д. Тойнби, эти структуры обладают способностью развиваться, давать жизнь другим цивилизациям, в некоторых случаях угасать или перерождаться в иные культуры.

А значит, началом хронологии исторических эпох будет середина энеолита.

1. Древний мир, общей продолжительностью приблизительно 3000 лет, в том числе:

· Медный век, закончившийся приблизительно 3700 лет назад.

· Бронзовый век. Закончился 3100 лет назад.

· Железный век. Длился до 340 г. до нашей эры.

· Античность. С падением Рима в 476 году, завершилась эпоха Древнего мира.

2. Средневековье. Продолжалось приблизительно до 1500 года (длительность ≈1000 лет). Начало конца эпохи Средневековья было ознаменовано:

· Массовым переселением образованной части населения из Византии в Европу.

· Падение Царьграда в 1453 году.

· Возникновение Ренессанса. Пожалуй именно этот фактор, явился фундаментом, на котором сформировалась современная капиталистическая цивилизация, с её пороками.

3. Новое время. Эта эпоха продолжалась около 400 лет, и окончилась в конце 1917 года Октябрьской Социалистической революцией. За это время, культурно-нравственное состояние общества претерпело невероятные метаморфозы.

Если в начале Нового времени в центре мировоззрения обычного человека был Бог, который сотворил человека, весь мир, и вообще, являлся мерилом всех вещей. То пройдя эпоху

· Возрождения, трудами Фомы Аквинского, богословие стали воспринимать как обычную научную дисциплину, не привязанную к Богу. Затем, поборник Рационализма Декарт, провозгласил постулат: «Мыслю – следовательно существую». И в финале Г. Чербери сделал вывод, что христианство, это обычное философское учение. Тем самым было положено начало Деизму. Затем последовала

Каплю масла в огонь переформатирования сознания добавил Вольтер, который утверждал, что не Бог создал человека, а человек придумал бога. Это положило начало шизоидному расколу в умах целой цивилизации. Ведь по воскресеньям все ходили в церковь, и там признавались, что они грешные и недостойные. Но в остальные дни, они были равны богу.

И хотя теперь мерилом всех вещей стали считать человека, но люди стали ощущать нехватку духовно-мистической компоненты в своей жизни. И на пороге появилась

· Эпоха Романтизма. Разум был подвинут на обочину, а главенствовать стали чувства и эмоции, которые подменили духовность. Отсюда неудержимость, стремление к риску. Почти легализовались дуэли. Сформировался образ «благородного дикаря».

Окончил этот период Феербах, с постулатом: «Чувства ничто, главное вкусно и сытно кушать». А затем настал черёд раскрепощения женщин. А они меж тем, онтологически являются хранителями традиционных ценностей.

4. Новейшее время. Этот период продолжается до сих пор, без малого сто лет.

Любопытные закономерности

Согласно расчётам видных учёных, за время каждой из вышеописанных эпох, на планете успело прожить ≈ 10 млрд. человек. Но феномен сжатия исторического времени, с каждой эпохой уменьшал её продолжительность в 2,5-3 раза.

Есть предположения, что для перехода человечества в новую формацию, должен накопиться определённый багаж знаний и технологических инноваций, которые в свою очередь приводят к качественному скачку.

Проф. С. Капица, вывел формулу роста населения для всей планеты: N(t)=200 млрд /(2025-t). Где N– количество населения в данный момент времени, а t– данное время. Две константы: 2025 год и 200 млрд. человек, были получены несколькими учёными независимо друг от друга.

Эта формула, позволяет построить такой график прироста населения на Земле:

И он совпадает со сведениями о численности населения, которые с той или иной точность предоставляют историки.

Согласно данной концепции, С. Капица утверждал, что приблизительно в 2025 году, должен наступить некий фазовый переход в развитии человеческой цивилизации, который будет сопровождаться глобальными изменениями во всех сферах жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *