какое покрытие на красной площади
В каком году положили брусчатку на Красной площади?
Архнадзор
Наталья Самовер
На улице Баррикадной меняют дорожное покрытие – эта рутинная, казалось бы, процедура оказалась в центре внимания прессы, потому что речь идет об известной всей Москве брусчатке. Зернистый темносерый панцирь придавал этой улице незабываемый облик, делал ее особенной; неслучайно родилась легенда, что эта брусчатка – та самая, которая помнит бои Первой русской революции 1905 года.
Здесь надо, однако, оговориться. В руках у шадровского пролетария, заметим, находится все-таки не камень правильной формы, который ассоциируется со словом «брусчатка», а округлый булыжник. Именно такими были покрыты мостовые Красной Пресни, такое дорожное покрытие скрывается под слоями асфальта на многих улицах столицы. Для Москвы начала ХХ века были характерны булыжные мостовые; брусчатка пришла на смену булыжнику позднее.
На Красной площади брусчатка впервые появилась в 1930-м году. С тех пор она не раз перекладывалась и ремонтировалась, что позволяет поддерживать историческое покрытие в работоспособном состоянии, не изменяя его облика.
Баррикадная оделась в брусчатку в те же годы. На фотографии 1939 года примерно то же место, что и на предыдущей – вход в Зоопарк. Хорошо видны ровные ряды брусчатки, покрывающей не только трамвайные пути, но всю проезжую часть.
Со временем протяженность мостовой, покрытой брусчаткой, уменьшалась пока наконец не остался последний 400-метровый фрагмент.
Поддержание такого красивого, дорогостоящего и трудоемкого в изготовлении мощения явно было мотивировано соображениями политического порядка. Здесь, на въезде на Пресню, брусчатка должна была одновременно напоминать о событиях 1905 года, юбилей которых отмечался в 1955-м, и визуально связывать центр Первой русской революции с сердцем сегодняшней страны Советов – Красной площадью. Начала и концы революционной борьбы, первые схватки и окончательная победа партии большевиков символически объединялись через использование одинакового дорожного покрытия.
Время показало, что брусчатка на Пресне прижилась. Недаром ее разрушение и замена на нечто безлико «современное» вызывает такое возмущение местных жителей и множества москвичей, которым, казалось бы, давно уже нет дела до славной истории РСДРП — ВКП(б) – КПСС. Для них это красивое покрытие – не только пространственный ориентир, который так удобно указывать приезжим, но и гордость района, уникальная особенность, отличающая Баррикадную от десятков других, гораздо более известных улиц и свидетельствующая о некой избранности. В городе, облик которого меняется слишком стремительно, 400 метров каменной мостовой служат якорем памяти, который помогает людям удерживать свою территориальную, культурную, историческую идентичность.
По информации, исходящей из префектуры ЦАО, замена покрытия на Баррикадной планировалась еще при прежнем городском руководстве — в 2008 году, однако реализовать эти планы помешал кризис.
В 2011 году появились сообщения о том, что брусчатка на Баррикадной сменится обычным асфальтом. Тогда же это вызвало волну комментариев и заявлений о ценности исторического покрытия. Как видим, городское руководство к аргументации критиков не прислушалось.
По официальным данным, реконструкция 13,5 тысяч кв. метров дорожного покрытия обойдется городу в 150 миллионов рублей. Сведения о дальнейшей судьбе вывезенной с Баррикадной брусчатки разнятся. Первоначальная информация о том, что ее планируется сохранить, чтобы впоследствии использовать для ремонта Красной площади, сменилась сообщениями о том, что камни отправятся на утилизацию и будут раздроблены на специальном заводе в Подмосковье. По словам очевидцев, в течение нескольких дней выломанную из мостовой брусчатку действительно без всякой сортировки вперемешку с песком загружали в самосвалы и увозили. Куда? На камнедробилку или, может быть, туда, где кто-нибудь сообразительный все-таки нашел ей другое применение?
Брусчатка, от которой задумала избавиться префектура ЦАО, точно такая же, как та, что покрывает Красную площадь и Троицкий мост, соединяющий одноименные ворота Кремля с Кутафьей башней; аналогичное покрытие можно видеть на улице Кузнецкий Мост и на трамвайных путях в разных частях города. Она изготовлена из габбро-диабаза Ропручейского месторождения в Карелии. Размеры ее несколько отличаются от принятой в наше время номенклатуры подобных изделий, она несколько шире и по пропорциям меньше похожа на кирпич. По способу изготовления эта брусчатка колотая, что придает ее поверхности живописную неровность, свойственную естественному камню.
Чем же планируется ее заменить? От логичного решения просто покрыть этот участок асфальтом городское руководство отказалось, мотивируя это желанием «сохранить исторический облик улицы». Страшно себе представить, что подобное сохранение исторического облика постигнет, к примеру, Красную площадь…
Увы, материал, который укладывается на место исторической брусчатки, уступает ей во всех отношениях. Аккуратные пилёные кирпичики из светлого гранита, образующие мертвенно-гладкую поверхность, более уместны на тротуаре, нежели на проезжей части. Недавно такая же несуразная дорога, похожая на болезненно раздутую пешеходную тропинку, разрезала исторический ландшафт в 50 метрах от всемирно известного памятника – церкви Покрова на Нерли. Однако там, как нас уверяют, не планируется интенсивного автомобильного движения, чего никак нельзя сказать об улице Баррикадной в центре Москвы. Помимо шокирующего визуального отличия новой поверхности от исторической, необходимо обратить внимание на то, что гранит существенно уступает габбро-диабазу по прочности и стойкости к истиранию, то есть новое покрытие будет не только некрасивым, но и недолговечным. Зато у него есть одно достоинство – подобная гранитная брусчатка ощутимо дешевле благородного габбро-диабаза. Впрочем, с некоторой точки зрения, недолговечность превращается в достоинство, так как позволяет в перспективе постоянно осваивать средства на ремонт дорожного покрытия на Баррикадной.
На сегодня состояние брусчатки на Баррикадной в целом хорошее, явно не требующее тотальной замены. В отдельных местах необходима вычинка камня, особенно там, где в прежние годы на мостовой появились уродливые асфальтовые заплатки; неровности и проседания брусчатки легко устраняются путем разборки внешнего покрытия и выравнивания подстилающих слоев дорожной одежды.
Добыча габбро-диабаза на Ропручейском месторождении ведется и в наши дни, поэтому изготовление небольшого количества брусчатки, необходимой для ремонта мостовой, также не составит проблемы.
И пусть эти камни сами по себе не имеют статуса объектов культурного наследия, однако улица Баррикадная находится в зоне строгого регулирования застройки. Это одна из исторических территорий города, насыщенных памятниками и воспоминаниями о прошлом Москвы. Не только градостроительная деятельность, но и любые действия, ведущие к изменению облика сложившейся городской среды, здесь требуют особой вдумчивости и взвешенного подхода.
Но начать следует с того, что решительно отказаться от мысли превратить высококачественную историческую мостовую в стандартную дешевку и от закапывания в землю в процессе этого превращения немереных городских денег.
Сегодня работы на Баррикадной приостановлены вследствие активных протестов депутатов муниципального собрания района Пресня. На понедельник, 10 августа, в префектуре ЦАО назначено совещание, в ходе которого будет решаться, продолжать ли реализацию этого проекта. Брусчатка лежит на Баррикадной более полувека. Уничтожаемая историческая память должна заменяться чем-то другим. О чем будет напоминать новое гранитное покрытие, Пресня-light в стиле 2010-х? Разве что об откате и распиле…
Facebook Распечатать статью
Опубликовано 9 сентября 2012 в 13:32. Рубрики: Адресная книга, Городская трибуна, Их нравы, Тревога. RSS лента комментариев к этой записи. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с Вашего сайта.
Чем покрыта современная Красная Площадь
Итак, брусчатка, которая сохранилась до наших дней, была уложена не так давно, а именно – в 1930 году. Она выложена Габбро-диабазом, камнем редкой магматической породы, обтесанным вручную. Эта порода была выбрана не случайно, ведь главное ее достоинство заключается в потрясающей прочности, которой уступает даже гранит. Поэтому после военных парадов, когда по брусчатке проезжают танки и прочая тяжелая техника, она остается целой и невредимой.
Что же это за камень такой? Он относится к глубинным вулканическим породам. По минеральному составу ближе всего к базальту, обладает плотной однородной структурой. Сформировался примерно в тот же период, что и гранит.
Надо сказать, что Габбро-диабаз – это дорогой камень, так как в мире существует всего три основные зоны его добычи:
В Австралии;
В Крыму;
В Карелии.
В Крыму камень низкого качества ввиду большого количества примесей. Из Австралии же доставлять материал в Россию дорого. Поэтому в нашей стране встречается преимущественно местный Габбро-диабаз, то есть карельского происхождения. Тем не менее, позволить себе подобное покрытие может далеко не каждый город.
Для укладки брусчатки на Красной Площади понадобилось более пяти миллионов плиток, которые были доставлены с Онежского острова. Вес каждой плитки составляет примерно 8-10 кг.
Так как породу раскалывали вручную, покрытие обладает рельефной поверхностью. Это придает площади еще более привлекательный вид. К слову, «Красной» она называется совсем не из-за цвета камня, а от слова «Красивая». Камень же имеет отполированную поверхность черного цвета.
Из чего выполнена брусчатка для главной площади Москвы
На Красной площади покрытие состоит из габбро-диабазов. Габариты булыжников намного больше, чем стандартные размеры камней. Метод создания таких кирпичей — колка. Благодаря такой кладке сохранилась историческая фактура и природное естество.
В 1974 году провели реконструкцию, заложив основание из бетона под брусчатку. До этого момента ремонтные работы носили частичный характер, путем замены разбитых кирпичиков и выравнивания осевших участков.
Спустя почти сто лет брусчатка из массивных валунов придает значительный вид площади перед Кремлевской стеной.
Брусчатка на Красной площади
Брусчатка может быть выполнена с применением различных способов. Самыми распространенными материалами для ее изготовления являются натуральный камень и бетон.
Камень сначала раскалывается, потом шлифуется и обрабатывается специальным способом. Благодаря такой обработке получается округлый с одной стороны камень.
На Красной площади используются габбро-диабазы, привезенные из Карелии. Там их добывают на островах Онежского озера. Сам камень магматического происхождения, имеет очень редкую породу. Первые образцы были привезены в сердце России в двадцать четвертом году двадцатого века. Для укладки брусчатки на Красной площади потребовалось около пяти миллионов камней. По прочности данная порода может поспорить с гранитом. Брусчатка из данного материала визуально отличается от современной. В первую очередь, различие состоит в форме. Данный камень имеет более квадратную форму, чем кирпич. Ручная обработка придает камням интересный и естественный рельеф.
Москва красная площадь фото
Стоит заметить что стоимость данного камня очень высока, поэтому покрытие из него высоко ценится. Поверхность обладает черным цветом, что идет вразрез с наименованием площади, выполненной из него.
Первые эксперименты с камнем
Главным материалом для первых мостовых было дерево. Они были сооружены в двенадцатом веке, когда было закончено строительство первых защитных сооружений Москвы. Конечно, обустройство мостовых было организовано только внутри крепостей, по причине отсутствия за ними самого города.
Булыжная мостовая в Кривоколенном переулке на картине Карла Бодри, 1843 г.
Впервые улицы за пределами Кремлевского архитектурного ансамбля были замощены в четырнадцатом веке. На тот момент наличие мостовых отражали даже в названиях улиц.
По мере эксплуатации дороги из дерева зарастали слоем земли, поэтому новые просто укладывали сверху наросшего грунта. Когда современники провели раскопки, выяснилось что такие слои могли выситься на полметра в высоту.
В шестнадцатом веке Красная площадь все еще не имела покрытия. Деревянные покрытия шли с улиц и обрывались, достигнув площади.
В сорок третьем году семнадцатого века Москва увидела первую каменную мостовую. Ее образец торжественно соорудили на Патриаршем дворе. Дело принадлежало рукам Михаила Ермолина. Последний получил за свою работу четыре рубля, что в те времена являлось очень крупной наградой.
Мостовая из песчаника в Кремле на Соборной площади.
Улицы стали мощеными только в начале восемнадцатого века, когда к власти пришел Петр Первый. Был издан указ, согласно которому каждый крестьянин обязывался добывать и привозить в столицу камни. Последние должны были быть крупными, не принимались камни мельче чем гусиное яйцо. Кроме того, горожанам было велено мостить улицы напротив своих дворов. Каждый житель должен был сделать дорогу гладкой и выполнять четкие инструкции от мастеров. Кроме того, дороги должны были иметь укрепленные стоки. На концах улиц стоки вели к рекам и озерам. Это предусматривало разнос дорог весной и осенью.
Несмотря на принятые великим императором меры, многие улицы были по-прежнему вымощены деревом. Такая тенденция сохранилась до пожара, который был устроен во время войны с Наполеоном.
Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника.
Обязанность следить за состоянием мостовых и обновлять их, лежала на домовладельцах. У многих не было на это денег, поэтому для помощи таким владельцам был учрежден капитал. Из него регулярно выделялись средства для помощи горожанам.
Тем не менее, качество мостовых оставляло желать лучшего. Во многом это происходило из-за того, что ими занимались неквалифицированные работники. Многие домовладельцы не спешили с обновлением мостовой, другие выполняли работы очень плохо. Результат был закономерен — очень плохие мостовые. Покрытие проваливалось, было неровным, дорога была в ухабах.
Однако, непрофессионализм и легкое отношение к работе было не главное проблемой. Даже если мостовая укладывалась на совесть и с соблюдением всех технологий, она все равно страдала под тяжестью нагрузки и со временем приходила в негодность.
Чаще всего камни укладывали прямо на землю, из-за этого его приходилось менять почти каждый сезон. Некоторые поступали умнее: они укладывали на землю деревянные бревна, затем покрывали их мелким камнем и песком, после этого добавляли уголь. Исключительно на такую основу укладывали камень. Конечно, это помогало, но ненадолго. Камень служил в несколько раз дольше, однако, этот срок был по-прежнему мал.
В тысяча восемьсот семьдесят четвертом году дороги стали проблемой города. Иными словами, они перешли на его содержание. Однако, городские власти были обязаны следить не за всеми дорогами, а только за теми, которые использовались для дорожного движения. Это помогло улучшить состояние дорожного покрытия.
moscowwalks.ru
В любое время года | Экскурсии от Moscowwalks |
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве Подарите друзьям совершенно новый город |
Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.
История московских мостовых: от дерева до плитки
Всё лето Москву копали, к осени вместо асфальта на многих центральных улицах появилась плитка, и это очередное крупное событие в истории московских мостовых. Когда-то также появилась булыжная мостовая вместо дерева, потом брусчатка вместо булыжной, а потом и асфальт. Когда, где и как? Мы решили подробно разобраться и проследить историю появления разных типов мощения с момента основания Москвы.
Все виды мощения в Москве с самых ранних и до наших дней —>
Первые мостовые были деревянными и появились в 12 веке, вскоре после строительства первой крепости в Москве. Устроены они были, конечно же, внутри крепости, поскольку за её пределами ещё и города-то не было.
За пределами Кремля первые улицы покрыли деревянной мостовой в 14 веке. Причём, наличие мостовой отражалось и в названиях: Большая Тверская мостовая улица, Большая Никитская мостовая улица.
Деревянная мостовая 16-17 веков, раскрытая в ходе реконструкции Тверской улицы в 2016 году. Фото отсюда
Брёвна укладывались поперёк улиц, сверху обшивались досками, настилаемыми по направлению движения транспорта. Либо верхние части брёвен стёсывались, образовывая плоскую поверхность. С жителей города Земским приказом собирались «мостовые деньги» – налог на усовершенствование улиц.
Деревянная мостовая 17 века, найденная в ходе раскопок в Историческом проезде, 1988 год.
Со временем деревянные мостовые загрязнялись, зарастали землёй и следующие устраивались уже поверх слоя грунта. Судя по данным археологических раскопок, подобные прослойки достигали 50 сантиметров.
План «Кремленград» 1602 года. Сложно себе представить, но ещё в 16-17 веках Красная площадь ещё было без покрытия. Деревянные настилы вели только с улиц – Никольской, Ильинки к Никольским и Спасским воротам Кремля, соответственно.
Фрагмент Сигизмундова плана 1618 года. Показана мощёная деревом Чертольская улица – нынешние Волхонка и Пречистенка.
Москва 17 века. Башни Белого города. Реконструкция реставратора Сухова. Примерно так могли выглядеть улицы, мощёные деревом.
Одна из кремлёвских улиц на реконструкции Апполинария Васнецова. Здесь художник изобразил тип деревянной мостовой с продольными досками, которыми сверху обшивались брёвна.
Фрагмент гравюры голландского мастера Питера Пикарта, 1707. На том берегу видна деревянная мостовая, ведущая из Москворецких ворот Китай-города на «живой» наплавной мост через реку Москву.
Первые эксперименты с камнем
Первая каменная мостовая Москвы появилась в Кремле, в 1643 году. Мастер Михаил Ермолин выложил камнем территорию Патриаршего двора, за что получил хорошие по тем временам деньги – 4 рубля.
Улицы мостить камнем начали только при Петре I. Начали с 1690-х годов, в 1700 году власти повелели «собирать мостовые деньги со всех московских дворов в Стрелецкий приказ». В 1705 году вышел указ собирать деньги со всех городов страны. Крестьяне были обязаны добывать и привозить в Москву дикий камень, и чтобы каждый был не меньше гусиного яйца.
В 1718 году было издано несколько указов, регламентирующих мощение улиц. Содержание мостовых возлагалось на московских домовладельцев:
«Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем, мостить гладко, как будет указано от мастеров, и чтобы стоки были вдоль улиц, к дворам ближе, а по концам улиц стоки делать к рекам и прудам, чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило».
В центральных районах предписывалось сплошное мощение улиц и переулков камнем: «в Кремле и Китае всякому перед своим домом мостить каменные мосты».
Тем не менее, ещё в середине 18 века большинство московских улиц было выложено деревом, многие из этих мостовых сохранились до пожара 1812 года.
Булыжная мостовая в Кривоколенном переулке на картине Карла Бодри, 1843 г.
Вплоть до введения муниципального управления в 1860-е годы следить за мостовыми и обновлять их должны были домовладельцы. Далеко не у всех хозяев были на это деньги, поэтому в 1823 году учредили капитал, из которого предоставлялись ссуды малоимущим домовладельцам.
Можно представить себе, как обязанность содержания мостовых обывателями сказывалась на их качестве. Один обновил, а его сосед отложил это дело. Один сделал качественно, другой – тяп-ляп. Покрытие улиц становилось всё более неровным, дыры и ухабы стали обычным делом.
Ещё одна беда до середины 19 века – несовершенная технология укладки камня. В большинстве случаев булыжник мостили без подложки, прямо на землю. В результате приходилось менять покрытие несколько раз в год. Только в некоторых местах делали подушку: сначала клали брёвна и доски, сверху посыпали щебёнкой, мусором, углём и золой, потом добавляли прослойку земли, и только после этого сверху клали камень. Но и это далеко не всегда спасало.
Картина художника Петра Верещагина, 1879 г. На проезжей части булыжная мостовая, а тротуар вдоль края набережной сложен из каменных плит, скорее всего, из песчаника.
О качестве дорог в Москве середины 19 столетия пишет Г. Василич:
«Чистоты на улицах не было вовсе, мостовые были отвратительны… Зимой снег и накапливавшийся навоз не свозились, и к весне Москва была вся в ухабах, которые когда начиналось таянье, превращалось в заторы, и наступал момент, когда благоразумный обыватель сидел дома, ибо проезда не было ни на колесах, ни на санях. … Отмечают также носившееся над Москвой зловоние, становившееся особенно нестерпимым в нижней части Тверской, около Охотного ряда, где долгое время резалась птица и скотина…».
Деньги из городского бюджета на мостовые начали выделять в 1860-е годы, окончательно на содержание города дороги перешли только в 1874 году. Но это касалось только проезжих частей улиц, тротуары по-прежнему должны были укладывать и чинить хозяева владений.
Мостовая из песчаника в Кремле на Соборной площади.
Тротуар из песчаника в Кремле, 1900-е годы.
1890-е годы. Подсосенский переулок. Проезжая часть из булыжника и тротуары из плит песчаника. Бордюра как такогого нет.
Пресненская застава, 1910-е годы. Площадь целиком замощена булыжником.
В 19 веке уже в конце октября Москву засыпало снегом, и телеги меняли на сани. До советского времени каждую зиму действовало предписание не счищать снег с момента его выпадения и до 22 марта. За зиму накапливалось до 50 см уплотнённого снега на проезжей части. Лишний снег счищали на обочины в сугробы. Во време оттепелей снег из этих сугробов разбрасывали по оголённой мостовой. Тротуары чистили, и они оказывались гораздо ниже проезжей части. Так что на санях можно было свалиться на тротуар, если подъехать слишком близко к краю дороги.
1900-е. Петровка зимой.
До середины 20 века большая часть московских улиц всё ещё сохраняла булыжное покрытие. В журнале «За рулём» в 1928 году была опубликована подробная статья о состоянии мостовые в то время:
«Действительно, к концу мая этого года площадь городских проездов Москвы, так или иначе замощенных, была равна 11½ миллионам кв. метров, из которых булыжных мостовых — 10.998.383 кв. метров или 95,7%. Если припомним известную истину, что метр представляет собою одну десятимиллионную долю четверти парижского меридиана, то можем легко сообразить, что если из московского булыжника замостить полосу в метр шириною, то по ней можно пройти более, чем по четверти земного шара. Это уже грандиозно и, кажется, это единственное достоинство московской булыжной мостовой.»
«Автобусное движение способствует появлению пучин на булыжной мостовой (Бутырский Камер-Коллежский вал).» (Журнал «За рулём», 1928 год).
1971 год. Булыжная мостовая в Большом Ватином переулке. Кадр из фильма «12 Стульев» Л. Гайдая.
К 2016 году единственное место в Москве, где сохраняется булыжная мостовая — Крутицкое подворье.
Крутицкая улица
Когда в Москве впервые появился асфальт?
В 1870-е годы стало понятно, что на одном булыжнике далеко не уедешь, он казался уже сильно устаревшим типом покрытия, особенно для главных улиц. Всё больше и больше популярности в крупных городах мира набирало невиданное ранее новшество – асфальт.
Первое асфальтовое покрытие в Москве появилось в 1873 году на Никольской улице. Однако руку к этому приложил не город, это была частная инициатива. Богатый и прогрессивный купец Александр Пороховщиков, построивший ресторан «Славянский базар», решил продемонстрировать диковинную новинку и закатал улицу вдоль своего владения в асфальт.
Асфальт на Никольской улице, 1910-е годы.
Город тоже руки не опускал. Смышлённых инженеров отправили перенимать опыт за границу, в Европу – лицезреть технологию укладки современных мостовых и в Баку – изучить добычу и производство асфальта.
Помимо подробного отчёта инженер Петунников привёз в Москву заявление, что: «Москва раз навсегда должна отказаться от булыжника, признав его камнем негодным для мощения». Взамен он предложил асфальт и каменную брусчатку.
Городская дума выделила в 1876 году 50000 рублей на эксперименты с новыми видами покрытия. В том же году на Тверской улице появились 5 пробных участков разной мостовой.
Первый участок – прессованные асфальтовые кирпичи, второй – прессованные асфальтовые шестигранные шашки, третий – литой Сызранский асфальт, четвёртый – прессованный Сессельский асфальт и пятый – деревянная торцовая мостовая по системе Никольсона.
Лучше всего себя зарекомендовал литой Сызранский асфальт и, что неожиданно – деревянная торцовая мостовая.
Асфальт на Тверской улице, 1876 год. В Малом Гнездниковском переулке ещё оставалась булыжная мостовая.
К 1896 году площадь асфальтовых мостовых в Москве достигает 5505 квадратных саженей (2,5 гектара). Но по большей части это небольшие участки вдоль частных владений, уложенных на средства богатых предпринимателей. Причем, некоторые домовладельцы укладывали вдоль своих домов асфальт, чтобы заглушить шум от железных колёс и лошадиных подков.
1900-е годы. Биржевая площадь. Проезжая часть Ильинки выложена булыжником, а слева пешеходный переход, закатанный в асфальт.
В начале 20 века асфальт получал всё большее распространение. В 1912-1914 годах 57% площади новых мостовых уложили из гранитной брусчатки, 18% — асфальтом и 22% — булыжником.
К этому же времени Петровка от Театральной площади до Столешникова переулка уже была закатана в асфальт, как и сам Столешников переулок.
Проезжая часть и тротуар из асфальта. Петровка, 1915 год.
Бордюрный камень всё ещё оставался редкостью, края тротуаров выкладывали булыжником. Тротуары на центральных улицах были заасфальтированы, у некоторых владений ещё оставались из крупных плит песчаника.
Тверская. 1900-е годы. Проезжая часть из булыжника, асфальт на этом участке улицы пока что только на тротуарах.
1927 год. Укладка асфальта в начале Тверской.
Удивительно, но в 1928 году ещё можно было проехать по дереву:
«В незначительном количестве в Москве можно встретить деревянную мостовую. Деревянные торцы последнего времени очень плохи и не удовлетворяют пред’являемым техническим требованиям (крупнослойность, суковатость, загнивание); поэтому и срок службы торцовой мостовой сократился по сравнению с довоенным года на два.» (Журнал «За рулём»)
Сейчас сложно поверить, но в конце 1920-х и представить не могли асфальт всюду:
«Предлагали всю Москву залить асфальтом; конечно, это было бы опрятно и изящно. Но попробуйте по этому асфальту взобраться в гололедицу на один из семи пресловутых московских холмов и вы откажетесь от своего проекта. Да и строить асфальтовую одежду на крутом подъеме трудновато.»
Не прошло и полвека, как всю Москву, действительно, залили в асфальт.
Когда в Москве появилась брусчатка?
Брусчатка появляется в 1870-е годы, как один из типов экспериментальных мостовых, наряду с асфальтом.
1913 год. Вся 1-я Тверская улица, от Триумфальной площади до Тверской заставы была вымощена брусчаткой.
1925 год, Тверская улица на участке от Бульварного кольца до Садового. Экспериментальная мелкая брусчатка — «кляйн-фластырь», квадратная шашка на основе бетонном основании.
Из журнала «За рулём», 1928 год:
«Для значительного движения весьма хороша брусчатка. В Москве она применяется трех типов: 1) нормальная брусчатка высотой 15—16 сантиметров, устраиваемая на песчаном основании; в путях трамвая применяется облегченная брусчатка, высотой 12—14 см.; 2) брюккенштейн или пониженная брусчатка, укладываемая на слое бетона; 3) клейнпфлястер или мозаика с кубиками высотою 8—10 см. (например на Тверской, в форме круговых дуг), на бетонном основании с песчаной прослойкой между бетоном и мозаикой.»
1971 год, брусчатка на улице Воронцово поле. Кадр из фильма «12 Стульев» Л. Гайдая.
К настоящему времени в Москве осталось несколько улиц с мостовыми из брусчатки, уложенной в конце 19 или в начале 20 века.
Брусчатка на Кузнецком мосту, сохранившаяся до сих пор. Фотография 1980-х годов.
Брусчатка на Баррикадной улице, фотография А. Слюсарева, 1981 г.
Брусчатка на Баррикадной улице, 2010-е годы.
Брусчатка 1927 года на Комиссариатском мосту неподалеку от Новокузнецкой
Когда появилась брусчатка на Красной площади?
Красная площадь, 1910-е. Дорожка из асфальта посреди булыжника.
1925 год. Мостовая Красной площади всё ещё булыжная.
До 1920-х годов Красная площадь оставалась замощена булыжником, и только к открытию каменного мавзолея Ленина в 1930 году булыжную мостовую заменили брусчаткой из диабаза. Камень добывали на берегах Онежского озера и резали на бруски весом по 8-10 кг.
1930 год. Укладка брусчатки на Красной площади.
Новая брусчатка вдоль Средних торговых рядов, 1930 год.
В 1974 году брусчатку полностью обновили и уложили на бетонное основание. Эта брусчатка сделана из сверхпрочной магматической горной породы габбро.
1974 год, реконструкция Красной площади.
Клинкерные мостовые
В качестве экспериментов в первой трети 20 века некоторые улицы и площади Москвы решено было замостить клинкерным кирпичом. Это голландское изобретение: сверхпрочный кирпич из специального вида глины, обжигающейся до полного запекания при температуре 1200 градусов. Мостовые из клинкерного кирпича укладываются ёлочкой.
В 1910-е годы клинкером выложили часть Театральной площади, но серьёзно вопрос был поставлен в 1928 году. Из журнала «За рулём»:
«В частности, комиссия полагала, что клинкер может явиться подходящим материалом для мощения окраин и вообще улиц с незначительным проездом. Необходимо сейчас же приступить к изучению пригодности для клинкера подмосковных глин, и в случае положительного решения поставить вопрос о постройке под Москвой клинкерных заводов».
В 2015 году при реконструкции Пушечной улицы раскрыто полностью сохранившееся покрытие из клинкерного кирпича.
Этой мостовой грозило полное уничтожение.
Но к счастью, фрагмент проезжей части переложили на тротуар, теперь это местная достопримечательность.
Так что в нынешней Москве помимо плитки-«собянинки» и вездесущего асфальта можно пройтись по булыжной мостовой, брусчатке и клинкеру. Только вот деревянные мостовые нынче найти уже гораздо сложнее.
Публикация подготовлена Александром Ивановым