какое пиво пили в ссср
Какое пиво любили и пили жители СССР
Как все начиналось
Во времена НЭП разнообразия в выборе пенного напитка хватало. Было “Венское” пиво, или же столовое, так как было оно не крепкое и хорошо подходило для легких дружественных посиделок, когда собирались не чтобы напиться, а чтобы отдохнуть. Оно было сходно по технологии производства с немецким сортом “Октоберфест”, в честь которого был назван всемирно известный фестиваль любителей хмельного.Поплотнее и покрепче было темное “Мюнхенское” пиво. Для более утонченного вкуса подходило знаменитое “Пильзенское”, из Чехии. Кстати, несмотря на зарубежное название, “Венское” было пивом отечественным, и производилось на одном пивоваренном заводе, которому позже суждено было войти в историю.
Конец НЭПа. Появление первых “государственных” сортов пива.
В 1928-ом году свободный рынок в СССР начал потихоньку сворачиваться. Теперь под жестким контролем властей находилось производство чего угодно. Были введены всесоюзные стандарты качества, ГОСТы, в том числе и для пива. Теперь существовало три сорта пива — Светлое №1(оно же переименованное “Пильзенское”, точнее делалось по его рецепту), Светлое №2(прообразом стало “Венское”) и Темное, или Черное(как можно догадаться, варили его на основе “Мюнхенского”)
Как появилась легенда
Далее последовал еще один ГОСТ, который, впрочем, ничего кардинально нового не внес. Новых сортов не появилось, какие характеристики уже существующих остались, в общем, теми же. Но все поменялось в 1936-ом году. Тогда в Москве была проведена всесоюзная сельскохозяйственная выставка. В категории “Пиво” победило “Венское”. Оно сильно пришлось по вкусу директору первого мясокомбината Анастаса Микояна, который усиленно ратовал за политику прищепления советским гражданам культуры хорошего питания. Хоть пиво и не еда(многие, наверное, не согласятся), но уже тогда бутылочка холодного на столе после рабочего дня была традиционной частью ужина во многих квартирах Союза. Поэтому Анастас не на шутку заинтересовался победителем. Варили этот сорт на Жигулевском заводе, расположенном в городе Куйбышево.
Понимаете, к чему идет? Микоян спросил тогда, почему завод-то отечественный, а название — зарубежное. Директор предприятия просто развел руки в сторону, мол, всегда так называлось, чего ж то новое выдумывать. Микоян не согласился и предложил назвать сорт в честь завода-производителя. Так появилось культовое “Жигулевское” пиво. Впрочем, ходят слухи, что эта история не более чем красивая легенда, а название свое сорт поменял из-за политики партии, которая заменяла все иностранные названия на отечественные.
Так появилось “Русское” и “Украинское” пиво, которые раньше назывались “Пильзенским” и “Мюнхенским” соответственно.
Развитие “рынка”
Вообще, в 30-ых годах происходило заметное расширение ассортимента пенного напитка. Вместо всего 3-ех сортов, теперь советское государство могло предоставить своим гражданам целых 8! Самым популярным, естественно, было “Жигулевское”. Также среди любителей холодного и освежающего уважением пользовался “Ленинградский” сорт, который был достаточно качественным и крепким, чтобы не побрезговать бутылочкой-второй вечером дома или где-нибудь на отдыхе. Еще стоит отметить “Портер”, технология производства которого была позаимствована у англичан. Он отличался богатым и живым вкусом, не очень бил в голову, и не вызывало сильного похмелья на следующее утро, если было выпито больше парочки бутылок.
Сверх ГОСТа производилось еще несколько видов пива, но они либо оказались просто некачественным продуктом, который не прошел проверку вечерним “культурным” отдыхом и сушеной воблой с таранькой, либо же являлись бесстыжей копией уже существующих сортов, поэтому их быстренько сняли с производства.
Послевоенный период
Одним из нововведений первого ГОСТа, принятого после советско-немецкой войны, стало появление новой марки. “Рижское” пиво было, по-сути, переименованным выпускающимся раньше “Русским”. Так как Литва уже больше не принадлежала к “загнивающему Западу”, а, скажем так, перешла в социалистический лагерь, в таком названии никто не видел ничего зазорного. Немало поспособствовало быстрейшему развитию потрепанной боевыми действиями пивоваренной отрасли трофейная немецкая техника, которую СССР массово перевозила из побежденной Германии.
Существенные изменения коснулись пивоварения в 50-ых годов, с начало правления Хрущева и так званной “оттепелью”. Вместо единого государственного стандарта были введены стандарты республиканские, которые позволили значительно разнообразить процесс производства пива в разных уголках СССР. Это закономерно привело к росту количества различных сортов. За несколько лет с десяти видов пива ассортимент выбора разросся до более сотни! Особенно старались в производстве пенного УССР и БССР, не отставала от них Прибалтика. Особенной популярностью пользовалось “Львовское”, которое производится до сих пор и все так же пользуется спросом. Колоритом отдает название “Магаданское”, а “Таежное” пиво, производимое в Сибири, соответствовал своему названию и оставляло после себя легкий привкус хвойных иголок.
Также новшеством являлось то, что в качестве основы для производства различных сортов стал использоваться ячмень, рис, кукуруза(а куда ж без нее во времена Хрущева), пшеница. Это позволило создавать гораздо более разнообразные по вкусу напитки, которые могли удовлетворить гурманские запросы самых разных потребителей. Но несмотря на это, пиво, хоть никогда и не считавшееся дефицитным товаром, все равно никогда не было в достатке, что приводило к огромным очередям в ларьки, продающие пенное. Но об этом немного попозже.
В конце 60-ых было выпущено еще несколько сортов, из которых населению особенно зашли “Адмиралтейство” и “Славянское”.Они были сделаны на основе пильзенского пива, отдавали заметной хмелевой горечью, которую было очень приятно закусит сушеной рыбкой. Также именно тогда было впервые выпущено “Клинское”, сейчас широко рекламируемое телевидению и интернету. Наверное, многие не знают, что его прообразом стало “Жигулевское”, которое взяли за основу, но добавили в производство рис, что придавало пиву особый, интересный привкус.
Также наблюдалось постепенное вытеснение бутылочным пивом пива разливного. Хотя оно и не отличалось свежестью вкуса, но хранилось дольше и было доступней, так как в точках продажи разливного его могли распродать еще в первой половине дня.
Какое пиво пили и любили жители СССР
Как все начиналось
Во времена НЭП разнообразия в выборе пенного напитка хватало. Было “Венское” пиво, или же столовое, так как было оно не крепкое и хорошо подходило для легких дружественных посиделок, когда собирались не чтобы напиться, а чтобы отдохнуть. Оно было сходно по технологии производства с немецким сортом “Октоберфест”, в честь которого был назван всемирно известный фестиваль любителей хмельного.Поплотнее и покрепче было темное “Мюнхенское” пиво. Для более утонченного вкуса подходило знаменитое “Пильзенское”, из Чехии. Кстати, несмотря на зарубежное название, “Венское” было пивом отечественным, и производилось на одном пивоваренном заводе, которому позже суждено было войти в историю.
Конец НЭПа. Появление первых “государственных” сортов пива.
В 1928-ом году свободный рынок в СССР начал потихоньку сворачиваться.
«Рижское» и «Жигулевское»
Как появилась легенда
Далее последовал еще один ГОСТ, который, впрочем, ничего кардинально нового не внес. Новых сортов не появилось, какие характеристики уже существующих остались, в общем, теми же. Но все поменялось в 1936-ом году. Тогда в Москве была проведена всесоюзная сельскохозяйственная выставка. В категории “Пиво” победило “Венское”. Оно сильно пришлось по вкусу директору первого мясокомбината Анастаса Микояна, который усиленно ратовал за политику прищепления советским гражданам культуры хорошего питания. Хоть пиво и не еда(многие, наверное, не согласятся), но уже тогда бутылочка холодного на столе после рабочего дня была традиционной частью ужина во многих квартирах Союза. Поэтому Анастас не на шутку заинтересовался победителем. Варили этот сорт на Жигулевском заводе, расположенном в городе Куйбышево.
Понимаете, к чему идет? Микоян спросил тогда, почему завод-то отечественный, а название — зарубежное. Директор предприятия просто развел руки в сторону, мол, всегда так называлось, чего ж то новое выдумывать. Микоян не согласился и предложил назвать сорт в честь завода-производителя. Так появилось культовое “Жигулевское” пиво. Впрочем, ходят слухи, что эта история не более чем красивая легенда, а название свое сорт поменял из-за политики партии, которая заменяла все иностранные названия на отечественные.
Разливное пиво на улице
Так появилось “Русское” и “Украинское” пиво, которые раньше назывались “Пильзенским” и “Мюнхенским” соответственно.
Развитие “рынка”
Вообще, в 30-ых годах происходило заметное расширение ассортимента пенного напитка. Вместо всего 3-ех сортов, теперь советское государство могло предоставить своим гражданам целых 8! Самым популярным, естественно, было “Жигулевское”. Также среди любителей холодного и освежающего уважением пользовался “Ленинградский” сорт, который был достаточно качественным и крепким, чтобы не побрезговать бутылочкой-второй вечером дома или где-нибудь на отдыхе. Еще стоит отметить “Портер”, технология производства которого была позаимствована у англичан. Он отличался богатым и живым вкусом, не очень бил в голову, и не вызывало сильного похмелья на следующее утро, если было выпито больше парочки бутылок.
Этикетка от пива «Портер»
Сверх ГОСТа производилось еще несколько видов пива, но они либо оказались просто некачественным продуктом, который не прошел проверку вечерним “культурным” отдыхом и сушеной воблой с таранькой, либо же являлись бесстыжей копией уже существующих сортов, поэтому их быстренько сняли с производства.
Послевоенный период
Одним из нововведений первого ГОСТа, принятого после советско-немецкой войны, стало появление новой марки. “Рижское” пиво было, по-сути, переименованным выпускающимся раньше “Русским”. Так как Литва уже больше не принадлежала к “загнивающему Западу”, а, скажем так, перешла в социалистический лагерь, в таком названии никто не видел ничего зазорного. Немало поспособствовало быстрейшему развитию потрепанной боевыми действиями пивоваренной отрасли трофейная немецкая техника, которую СССР массово перевозила из побежденной Германии.
Существенные изменения коснулись пивоварения в 50-ых годов, с начало правления Хрущева и так званной “оттепелью”. Вместо единого государственного стандарта были введены стандарты республиканские, которые позволили значительно разнообразить процесс производства пива в разных уголках СССР. Это закономерно привело к росту количества различных сортов. За несколько лет с десяти видов пива ассортимент выбора разросся до более сотни! Особенно старались в производстве пенного УССР и БССР, не отставала от них Прибалтика. Особенной популярностью пользовалось “Львовское”, которое производится до сих пор и все так же пользуется спросом. Колоритом отдает название “Магаданское”, а “Таежное” пиво, производимое в Сибири, соответствовал своему названию и оставляло после себя легкий привкус хвойных иголок.
Также новшеством являлось то, что в качестве основы для производства различных сортов стал использоваться ячмень, рис, кукуруза(а куда ж без нее во времена Хрущева), пшеница. Это позволило создавать гораздо более разнообразные по вкусу напитки, которые могли удовлетворить гурманские запросы самых разных потребителей. Но несмотря на это, пиво, хоть никогда и не считавшееся дефицитным товаром, все равно никогда не было в достатке, что приводило к огромным очередям в ларьки, продающие пенное. Но об этом немного попозже.
В конце 60-ых было выпущено еще несколько сортов, из которых населению особенно зашли “Адмиралтейство” и “Славянское”.Они были сделаны на основе пильзенского пива, отдавали заметной хмелевой горечью, которую было очень приятно закусит сушеной рыбкой. Также именно тогда было впервые выпущено “Клинское”, сейчас широко рекламируемое телевидению и интернету. Наверное, многие не знают, что его прообразом стало “Жигулевское”, которое взяли за основу, но добавили в производство рис, что придавало пиву особый, интересный привкус.
Также наблюдалось постепенное вытеснение бутылочным пивом пива разливного. Хотя оно и не отличалось свежестью вкуса, но хранилось дольше и было доступней, так как в точках продажи разливного его могли распродать еще в первой половине дня.
Брежневские времена. Перестройка
В 70-ых на прилавках появились такие марки, как “Донское казачество”, “Петровское”, “Ячменный колос”, которые прочно заняли свое место в нише. Некоторые их них до сих пор можно найти на прилавках.
С приближением Московских олимпийских игр в столице СССР начали беспрецедентную на то время акцию — начали выпускать баночное пиво. Впервые в своей жизни советские люди столкнулись с таким явлением. Впрочем, не прижилось. Себестоимость одной такой жестяной банки могла достигать 60-ти копеек, в то время как за литр “Жигулевского” стоил в районе 30-ти. Никому не хотелось тратить деньги, за которые можно купить два литра пива, на оплату одной только тары.
Когда Горбачев начал борьбу с “зеленым змием”, он имел в виду борьбу с водочным алкоголизмом, а отнюдь не с пивным. Даже наоборот — “благородный” легкий напиток противопоставлялся крепкой сорокоградусной как самая лучшая альтернатива. Была развернута широкая реклама различных пивных сортов, массово открывались новые пивные ларьки и бары, которые были для советского человека магическим местом, где, отстояв длинные очереди(куда в СССР без них), можно было выпить достаточно вкусное пиво, заказать вкусной закуски и в приятной, доброжелательной атмосфере посидеть вместе с друзьями.
Как пили пиво в Советском Союзе
Для обеспечения советского люда доступом к пиву по городам массово сооружали пивные ларьки, где желающий расслабится мог заказать литру-другую пиву. Если пьешь на месте — наливали в тару, маленькую и большую, ценой в 11 и 22-е копейки соответственно. Если же тары по какой-то причине не было(кстати, воровали ее мало, везде царила всеобщая солидарность в этом вопросе), то использовали пакеты, в которых проделывали дырочку и пили через нее! Для распития сразу же, возле ларька, там стояли специальные столики без сидячих мест. Нечто подобное можно встретить и сейчас.
Но в основном народ брал с собой. Самой популярной емкостью была трехлитровая банка, потом которую бережно несли домой, стараясь не разбить. Также люди могли и приходить с целыми бидонами.
Так как пиво могло быстро закончиться, покупали его с самого утра. Иногда в ход шли целые схемы для того, чтобы первыми добраться до заветного окошечка в киоске и заказать желанное освежающее, пока оно не закончилось.
В какой-то мере, можно сказать, культурная и социальная жизнь рабочего класса крутилась как раз возле вот таких вот киосков и пивзаведений, где обсуждались самые актуальные новости как в стране, так и в отдельных городах и районах.
Заключение
Как видно, пиво в СССР пользовалось спросом. Несмотря на отсутствие зарубежного импорта, разнообразия в выборе хватало. Именно в Советском Союзе появилось несколько культовых сейчас марок пива, как “Жигулевское”, “Львовское”, “Клинское”.
Советское пиво в наше время
Для человека, живущего на бескрайних просторах огромного государства бутылочка пива в некоторой мере символизировала отдых, расслабление, и приятно проведенное время с друзьями. Впрочем, как и сейчас.
Советское пиво: от истоков до «Жигулёвского» (18+)
«Жигулёвское» — без сомнения, самый известный советский сорт пива. Но и до него пивные были полны. То же «Жигулёвское» — преемник дореволюционного «Венского».
Остановить пьяные погромы в городах большевикам удалось только к концу 1917 года. Бороться с пьянством среди красноармейцев приходилось и всю Гражданскую войну, и после. Сухой закон декларировался при этом как борьба с буржуазными привычками, мол, питие — пережиток ненавистного капитализма. Пьянство, говорила партия, есть результат социалистического неблагополучия, «симптом традиционной психологии капиталистического общества» (по Владимиру Ленину).
Однако пьянство оставалось делом неистребимым. Горожане добывали самогон в деревнях, покупали аптечный спирт, чтобы развести водой и употребить, пили коктейли из спиртосодержащих одеколонов, политур и других жидкостей. Некоторые ухищрения против ограничений носили прямо опасный для жизни характер. К примеру, в 1924 г. солдаты под Ленинградом выкрали из биолаборатории банки с заспиртованными земноводными, но оказалось, что смесь спирта с формалином пить нельзя.
Поэтому неудивительно, что с началом новой экономической политики (НЭП) власти вернули в легальное поле производство хмельного: если пьянку не получается запретить, нужно её если не возглавить, то хотя бы узаконить.
НЭП-ское и государственное
В феврале 1922 г. правительство советской России дозволило производство виноградных вин до 12 градусов, пива и хлебного вина или «рыковки» (водки крепостью до 30 градусов; в 1925 г. разрешили и 40-градусную). С произведённого взимались акцизы — «с пива, мёда, кваса и фруктовых и искусственных минеральных вод». До революции 1917 г. пиво варили более 900 пивоварен и пивзаводов. Добрая треть сохранилась и заработала вновь — некоторые под государственным управлением, но большую часть арендовали «частники», нэпманы. НЭПское и государственное пиво начали продавать в розлив и в бутылках.
Варили то же, что и при царе. По немецким рецептам и технологиям изготовляли популярные «Баварское», «Красное баварское» и тёмное «Мюнхенское», «Кульмбахское» и «Бок», светлое австрийское «Венское» (на Жигулёвском заводе), чешское «Богемское», «Пильзенское», варили портеры и эли, недорогие сорта «Столовое» и «Светлое». Народ любил «Мартовское» и «Кабинетное», спросом пользовался и совсем некрепкий (1−1,5%) сорт русского пива «Чёрное», похожего на квас. Многочисленные маленькие пивоварни изобретали свои рецепты и сорта.
Из числа государственных пивзаводов 1920−1930-х гг. крупными предприятиями стали московский «Союзный пивоваренный завод им. Бадаева», ленинградские «Красная Бавария» и «Степан Разин» (бывший «Калинкин»), тульский Тулспирттрест, пятигорский пивзавод.
Постепенно росло производство, а за ним и сеть распространения — пивные, лавки и винно-водочные магазины. По статистике, в 1927 г. в крупных городах европейской части России молодые рабочие тратили на пиво и вино 16−17% зарплаты, что было в полтора раза больше трат на книги. В том же году в Ленинграде имелось 416 пивных, буфетов и столовых. В 1933 г. в «культурной столице» работали также 625 винно-водочных магазинов (в три раза больше, чем в середине 1920-х).
«Жигулёвское» пиво
В конце 1920-х гг. государство вытеснило нэпманов с рынка, и всё пивное производство контролировал отныне Наркомпищепром СССР. Он почти полностью порвал с дореволюционными традициями пивной торговли — очень скоро старых названий остались единицы. В начале 1930-х гг. самыми распространёнными стали стандартные сорта «Светлое № 1», «Светлое № 2», «Тёмное» и «Чёрное». Кроме русского «Чёрного», они походили на немецкие сорта «Пильзенское», «Венское» и «Мюнхенское». Во второй половине 1930-х гг. число основных, массовых сортов советского пива сократили до трёх: светлые «Русское» и «Жигулёвское» (аналог «Венского»), а также тёмное «Украинское». Название «Жигулёвского» (по имени пивзавода в Самаре) придумал, как считается, сам Анастас Микоян. Производство этого пива началось в 1938 году.
Варили стандартное и массовое пиво на Жигулёвском заводе в Самаре, на пивзаводах Ростова-на-Дону, Москвы, Одессы и Харькова. Предприятия поменьше продолжали выпуск «Портера», «Мартовского» и «Карамельного». К 1939 г. появились дорогие светлые «Московский высший сорт» и «Столичное», «Киевское», «Московское», «Ленинградское», «Бархатное», «Союзное», «Полярное». Производство их сохранилось затем и после войны, появлялись новые марки. Варили их всё так же, в основном по немецким и чешским технологиям.
Советское пиво долго не хранилось и в течение нескольких дней продавалось, большей частью в розлив, меньше — в бутылках.
Губит людей пиво
До 1914 г. потребление пива в России держалось на уровне около 6,5 л в год на душу населения (примерно в 9 раз меньше, чем в Англии, и почти в 20 раз меньше, чем в Германии). В начале 1920-х гг. производство ещё восстанавливалось и не могло дать столько. К тому же до начала 1930-х гг. власти довольно активно боролись с пьянством. По данным 1929 г., в Ленинграде 58% мужчин и 23% молодых женщины употребляли алкоголь регулярно, в Москве — 49,9% и 21,2%. В 1920-е это явление воспринималось правительством негативно: пьянство всегда мешает трудовой дисциплине (часто рабочие пили сразу после смены в ларьках возле заводов), а в пивных нередко хулиганили. Пропаганда и общественные активисты призывали к трезвости, к театру вместо пивной, открывали клубы трезвенников и периодически закрывали особенно злачные пивные и притоны, останавливали пивзаводы (во время антиалкогольной кампании 1929 г.).
В 1930-е гг., когда всё алкогольное производство и торговля оказались в руках государства, его политика поменялась. Употребление напитков теперь стремились «окультурить», сделать признаком материального благополучия советского народа: «Жить стало веселее…». Алкоголь продавался в симпатичных пивных-американках (с высокими стойками и без стульев), по сути — те же бары, в пивных-закусочных с музыкой (радио или патефон), в барах с оркестром и танцполом. В Ленинграде, к примеру, таких мест было более сотни. Продавали пиво допоздна (в том числе до полуночи в винно-водочных). Стоило оно недорого — от 1,25 руб. за бутылку, в среднем 1,5 руб., а с 1940 г. — 2 руб. Соответственно, производство пива резко увеличилось в 1930-е гг. и росло в дальнейшем. В 1930 г. пива варилось уже в 3 раза больше по сравнению с 1922−1923 гг. Вскоре был достигнут дореволюционный уровень потребления. Начали строить новые пивзаводы. Снизился объём производства лишь на время войны.
В 1960−1970-е гг. пиво как противовес водке стало по-настоящему популярным напитком. Появлялись предприятия, выпускавшие новые сорта. В 1970-е гг. потребление превысило 17 л на душу населения, росли масштабы пивного алкоголизма, особенно коварного из-за кажущейся безопасности некрепкого напитка. «Налегали» на пиво и во время горбачёвской антиалкогольной кампании. Легендарное «Жигулёвское» варили буквально сотни заводов по всему СССР (рекорд — 735 предприятий). Правда, рецептура и уровень торговли были уже не те, что прежде, в 1930-е гг. А в 1990-е гг. советское пиво с «буржуазным» оттенком навсегда ушло в прошлое.
Какое пиво и с чем пили в СССР
Пиво с раками не менее любимое лакомство, чем пиво с вяленой рыбой
Разговаривают две соседки:
— А где твой забулдыга?
— С твоим благоверным в киоске пиво с раками пьют.
— Вот сволочи, это же надо так надраться, чтобы пиво сраками хлестать!
В последние два десятилетия существования Советского Союза было всего несколько основных сортов пива. Главным пивом СССР было Жигулевское. Кроме того к основным сортам пива можно было отнести Московское, Рижское, Ленинградское, Российское, Ячменный колос, Славянское. Тем не менее, местные пивзаводы зачастую выпускали марки пива с местными же названиями, такими как пиво Тбилисское, пиво Самаркандское, пиво Донецкое и пр.
Независимо от марки пива и территории страны в гастрономах бутылочное пиво продавалось по 37 (± 4) копеек со стоимостью бутылки (бутылка стоила 12 копеек и, как правило, сдав пустую бутылку при покупке пива, последнее обходилось уже в 25 копеек за пол-литра).
Но особый интерес у любителей пенного напитка вызывали точки «пиво на разлив». Это были либо просто бочки на колесах, либо пивные киоски без удобств, к которым обычно выстраивались длинные очереди. Очереди были не по причине дефицита пива, а потому, что люди идя с работы (а работали тогда практически все) заходили пропустить по кружечке-другой свежего разливного пивка. Правда, обычно, двумя бокалами дело не ограничивалось.
Пиво на разлив — примерно так продавали пиво в СССР
Пивные точки бывали двух видов – государственные, где пиво продавалось по 22 копейки за бокал, и кооперативные, где пиво стоило 35 копеек. Государственных точек было меньше и в них выстраивались более длинные очереди.
В киосках «пиво на розлив» были и существенные недостатки. Во-первых, пиво нередко разводили водой с целью извлечения нетрудовых доходов. Во-вторых, количество желающих выпить бокал-другой пива всегда в разы превышало количество самих бокалов. Поэтому люди с пустыми бокалами и словами «просьба повторить» обслуживались вне очереди и вызывали у окружающих понимание. В то же время, если два человека брали четыре-шесть бокалов пива, то за такое можно было и в рыло схлопотать. Народ четко следил за тем, чтобы пивные кружки не зажиливали. Но впрочем, такие мелкие недостатки никак не отпугивали от пивных забегаловок истинных любителей пива.
Надпись на пивном ларьке гласит «Требуй долива пива после отстоя пены»
Почему же заведения «пиво на разлив» пользовались повышенным спросом? Во-первых, это был тот напиток, который сейчас называют «живым пивом». Во-вторых, это общение между людьми. В-третьих, там можно было «скинутся на троих» — по рублю, купив большую бутылку портвейна или маленькую бутылку водки, которую добавляли в пиво, бодяжа «ерша», который хорошо «бил по мозгам», таким образом, всего за полтора-два рубля можно было достичь нужной кондиции. Ну, и, наконец, в-четвертых, у пивного ларька можно было разжиться кусочком дефицитной тарани.
А кто не любит Пиво с тараней? Во всяком случае, я таких людей в своей жизни встречал очень мало. Но большинство людей употребляющих пиво с рыбой даже не догадываются что вяленая и сушеная рыба – это два совершенно разных продукта. Вяленая рыба готовится на открытом воздухе, в результате чего происходит ферментация и продукт приобретает свои незабываемые уникальные свойства. А вот сушеная рыба готовится при помощи термической обработки из «тощих» пород рыбы (рыбий жир при нагревании прогоркнет) и представляет собой продукт длительного хранения. С пивом на ура идет как в’ялення рыба, так и сушеная, но первая предпочтительнее.
В Советском Союзе не было дефицита рыбы. Более того правительство СССР утвердило по четвергам «рыбный день», чтобы приучить население питаться таким полезным продуктом как рыба. Но Советский Союз был огромный, и обеспечить равномерные поставки рыбы было невозможно, поэтому в каждом регионе было своё «рыбное меню», с присущими местности породами рыб. На Украине, например, преобладали карповые рыбы и всякие там океанские «породы». Но что было характерно для всей территории Союза, это то, что купить вяленую рыбу в магазине было практически невозможно.
Повсеместно в гастрономах и пивных продавалась скумбрия и ставрида холодного копчения, но это было не то. Намного лучше шла под пиво жареная мойва. Практически в каждом пивбаре можно было заказать горячую, крупную, жирную и вкусную мойву, которая к тому же стоила копейки. На худой конец, если не было никакой рыбы под рукой, можно было попить пиво с плавленым сырком, куриным яйцом, сваренным вкрутую, или с холодным свиным шашлыком, который всегда имелся в наличие в любом буфете. Когда под рукой не оказывалось вообще никакой пивной закуски, пиво употребляли, наложив немножко крупной соли на краешек бокала или на бутылочное горлышко. Но это всё не то…
Несмотря на огромный спрос меньше 1% добываемой рыбы перерабатывалось в вяленый продукт. Поэтому основными поставщиками тарани под пиво были рыболовы-любители, делающие пивной деликатес в домашних условиях.
Но любителей пива много, а рыболовов намного меньше. Тем более не у каждого рыболова всегда в наличие есть вяленая тарань. Поэтому человек, пришедший в пивную разливайку и обладающий таранькой, мог свободно рассчитывать на бесплатный бокальчик-другой пива в обмен на часть своей рыбины.
А если у человека был двухкилограммовый вяленый лещ? Такой счастливчик мог легко надраться в пень даже без единой копейки в кармане. Во времена СССР вяленую рыбу не грызли зубами, её нежно и тщательно обсасывали – каждое перышко, каждое ребрышко, каждую чешуйку. Нередки были случаи (и я тому свидетель), как несколько человек «под ляща» выпивали по 10-12 бокалов пива!
©Игорь Проваторов