какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство

Какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство

Тестовые задания по поэме М. Горького «Детство»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какое было первое значимое воспоминание Алёши?

А) Празднование Дня рождения

Б) Празднование Пасхи

2. Как звали мать Алёши?

3. Что любила делать бабушка Алёши?

4. Куда забрала Акулина Ивановна Алёшу вместе с матерью, после похорон его отца?

+ А) В Нижний Новгород

5. Кем приходились Алёше Яков и Михайло?

6. Как звали деда Алёши?

+ А) Василий Васильевич

Б) Николай Николаевич

Г) Алексей Андреевич

7. Чем был занят первый этаж дома Кашириных?

+ Б) Красильной мастерской

8. Что требовали у деда Алёши Яков и Михайло?

В) Переехать в другой дом

+ Г) Приданое матери Алёши

9. Чем занимался дед Алёши по субботам?

А) Встречался с друзьями

В) Устраивал семейный ужин

+ Г) Наказывал внуков за всю неделю

тест 10. Кем был Иван-Цыганок?

А) Внуком Кашириных

Б) Внебрачным сыном Михайла

11. Как Иван-Цыганок помог Алёше, когда бил его розгами?

Б) Уговорил деда не бить Алёшу

+ Г) Подставлял руки под розги

12. Сколько лет было Ивану-Цыганку?

13. Что делал Иван-Цыганок, чтобы порадовать скупого деда?

Б) Продавал сделанные игрушки

Г) Обманывал соседей

14. Что произошло с женой дяди Якова?

А) Умерла от лихорадки

В) Работала в другом городе

15. В доме Кашириных Алёшу радовало только одно. Что именно?

+ Б) Бабушкины сказки

Г) Уроки гончарства

16. Чего боялась Акулина Ивановна?

17. Как Акулина Ивановна обожгла руки?

А) Схватилась за сковороду

Б) Растопила слишком сильно печь

В) Спасала Алёшу из горящего дома

+ Г) Спасала жеребца из горящей конюшни

18. Где поселились Алёша с бабушкой после переезда в новый дом?

Г) В самой большой комнате

19. Что делал дед с незанятыми комнатами в доме?

Г) Поселил родственников

тест-20. Чем занималась в детстве Акулина Ивановна?

А) Учила иностранные языки

Б) Обучалась игре на фортепиано

+ Г) Просила милостыню

21. Кто обучал Алёшу грамоте по церковным книгам?

22. Почему Алёшу редко выпускали на улицу?

А) Было много злых собак

Б) У него было много работы по дому

+ В) Его постоянно избивали местные мальчишки

23. Как звали нахлебника, который жил в новом доме деда?

В) Дивное происшествие

Г) Удивительный случай

24. Какая была фамилия у соседских мальчишек, с которыми Алёша дружил через дырку в заборе?

25. Кем был отец, живущих по соседству с Алёшей мальчишек?

26. Кого дед нашел в женихи для матери Алёши?

27. Чем заболел Алёша после Святок?

28. Что сделал Алёша, увидев, как отчим бьёт беременную мать?

+ Г) Попытался его убить

29. Как звали младшего брата Алёши?

тест_30. Куда дед отправил Алёшу после похорон матери?

Источник

Решите тест по литературе (повесть детство)

Тест по повести М. Горького «Детство»

К какому жанру относится повесть М. Горького «Детство»?

а) очерк; б) автобиография; в) мемуары (воспоминания); г) повесть.

2. Какой смысл имеет название произведения?

а) имеет обобщающий смысл; б) указывает на тему повести; в) указывает на главного героя.

Каково идейное содержание повести «Детство»?

а) всё плохое уходит, наполняя душу воспоминаниями и разного рода впечатлениями;

б) русский человек очень сильный, поэтому его здоровье и молодость преодолеет всё мерзкое, сквозь которое вырастает надежда на светлую человеческую жизнь;

в) показать взаимоотношения людей того времени на примере истории своей.

В этом произведении авторская позиция:

а) передана одним из персонажей;

в) выражена в авторском повествовании.

Назовите, какие события, происходящие в повести «Детство», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

К какому литературному направлению можно отнести повесть М. Горького «Детство»?

а) романтизм; б) реализм; в) классицизм.

Какое географическое название не упоминается в повести?

а) слобода Кунавино; б) Нижний Новгород;

в) город Балахна; г) город Городец.

а) помещение было тесным, переполненным людьми;

б) дом был неудобен, так как представлял собой жилое помещение, совещённое с красильной мастерской;

в) дом был наполнен взаимной враждой всех со всеми.

Как главный герой относился к дедушке?

а) он видел в нём врага, жестокого истязателя, который никого не любит;

б) дедушка был суров в воспитании детей. но таким он стал не по собственной воле, поэтому Лёша воспринимал его таким, каков он есть, и даже считал его вовсе не злым;

в) этот ничтожный человек остался в прошлом, которое осталось только в памяти как и другие «свинцовые мерзости жизни».

9. Кому из обитателей дома деда Каширина принадлежит характеристика: «Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармошкой»?

а) дед Каширин; б) дядя Михаил; в) Цыганок.

Почему Цыганок занимал в доме особенное место?

а) Цыганка боялись, так как он был сильным и здоровым;

б) Цыганок был хорошим работником в мастерской, добытчиком в доме в отличие от Якова и Михаила;

в) он был особенным, потому что был неродным в этой семье;

г) его не любили как претендента на наследство.

Что считала бабушка причиной их семейных неурядиц, скандалов и трагических происшествий?

а) несчастливый брак; б) многочисленные смерти детей;

в) бедность всему виной.

Каким образом Алёша начал зарабатывать свои первые деньги, помогая бабушке и деду?

а) работал в красильной мастерской;

б) собирал ветошь и обменивал её на деньги;

в) работал грузчиком в торговой лавке.

Какое средство художественной выразительности использует автор, чтобы передать доброту бабушки, самого близкого и дорогого человека для главного героя, в предложении: «Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом»?

Какие изобразительно – выразительные средства использует автор в пейзажной зарисовке: «…на улице взвизгивают полозья саней, голубой дым вьётся из труб дома, лёгкие тени скользят по снегу, тоже что – то рассказывая»?

Источник

М. М. Горький «Детство»: анализ произведения

какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство

История создания

Писатель Максим Горький являлся представителем обычного народа, из низов, без чужой помощи смог выучиться и развить свой талант писателя и стать знаменитым на весь мир. В повести «Детство» он повествовал о своей детской поре жизни, с той поры, как помнил себя. Это произведение стало знаменитым образцом среди всех автобиографий русских писателей.

Максим Горький принял решение о написании повести, которая бы открыла миру историю его жизни и его чувства, и при этом обнажала бы истинный образ жизни простого народа, в конце 19 века, когда он еще только начинал свою карьеру писателя. Но работать конкретно над ней он начал уже в новом столетии, за 5 лет до революции 1917 года.

какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство

Так, это произведение являлось началом целой трилогии, которая состояла еще из двух повестей: «Мои университеты» и «В людях». Работал над ними автор до 1913 года. Сюжеты всех трех повестей основаны на реальных событиях и представляют собой историю его жизни, начинающуюся с событий, происходящих после смерти его отца.

Также весьма примечательно то, что Горький словно подражал Толстому – тоже назвал свою повесть «Детство», однако, в отличие от Толстого, описал в ней жизнь представителя нищего сословия, а не дворянского. Таким образом, мы видим резкий контраст между двумя сторонами одной жизни, точнее, одной эпохи.

Повесть «Детство» является произведением реалистического направления – автор максимально правдиво описывает царившую тогда атмосферу, а прообразами персонажей были реальные люди.

Помимо этого, указаны реальные места, где происходили те события, что позволяет нам предполагать, что все обстояло именно так, как написано в книге.

Жанрово эта повесть является автобиографическим произведением. Рассказывается о весьма продолжительных жизненных эпизодах, причем, не радикально меняющих саму жизнь, а об обычных, что случались каждый день. И все это очень детально описано, он в точности пересказал историю своей жизни.

какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство

Композиция

Композиция произведения типична для его жанра – она линейна и в ней нет ничего необычного. Сюжет образован ровно поставленными моментами из жизни главного героя в хронологической последовательности. Ведется рассказ от лица писателя, чтобы заострить внимание читателя на том, что все в произведении писатель пережил лично, а не выдумал.

Конфликт в повести образовался в противоборстве, которое возникло между мальчиком и жестоким, озлобленным миром. Горький показывает нам, как его сломала жизнь в детстве, лишив этого самого детства и заставив быстро повзрослеть не по годам.

Сюжет набирает обороты с эпизода, когда мать писателя, тогда еще маленького мальчика Алеши Пешкова, везла его в Нижний Новгород к своим родителям. Женщина овдовела и нуждалась в поддержке, поэтому поехала вместе с ребенком к своим родным.

Атмосфера враждебности и неприятия воцарилась сразу же по прибытию в дом ее отца, работавшего красильщиком и владевшего красильной мастерской. В доме также проживали его двое сыновей и паренек-подкидыш Цыганок.

Василий Каширин ясно выражает свое недовольство дочерью за то, что она вышла замуж вопреки его требованиям, но, тем не менее, позволяет ей вернуться домой.

какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство

После этого описывается тяжелая и жесткая жизнь Алеши в семье, где отношения между ее членами не обходились без ссор, скандалов и даже потасовок. Помимо этого его впервые побьют, он станет погорельцем, ему придется жить на улице и терпеть жестокость этого мира.

Но были в его жизни и светлые моменты. Так, для него самым добрым и положительным человеком являлась бабушка Акулина, ставшая отрадой и отдушиной. Да и деспотичный дед научил его читать, кроме того, поведал о своей жизни в пору, когда он был бурлаком.

Мать мальчика выходит замуж повторно и уезжает к новому мужу с сыном. Однако этому браку не суждено было стать счастливым – отчим начинает поднимать руку на мать Алеши, за что он однажды набросился на отчима с ножом и ранил его. После чего его отправляют к деду обратно, в это время Василий Каширин стал полностью одержим скупостью и жадностью настолько, что даже жене своей не хочет давать деньги.

В такой обстановке Алеша живет до окончания третьего класса, когда умирает его мать, брат и бабушка. И вскоре после похорон Василий Каширин прогоняет своего осиротевшего внука, говорит ему, чтоб он пошел в люди.

Главные герои

В повести имеется несколько центральных героев, это сам рассказчик, мальчик Алеша Пешков, его дед Каширин Василий Васильевич, бабушка Акулина Ивановна Каширина, мать рассказчика Варвара Васильевна Саватеева, дядья, сирота подмастерье Иван Цыганок Есть также интересные второстепенные персонажи.

какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство

Дед Алеши – скупой и жестокий старик, имеющий красильную мастерскую. Он является главой семейства Кашириных, занимается домашней тиранией, наказывает поркой детей, все финансы откладывает себе, не заботясь об остальных членах семьи, даже вещи жены распродает. Его жизнь была такой же тяжелой, как и других бедняков, в молодости он работал в артели бурлаков на Волге.

Акулина Ивановна, бабушка Алеши, была его отдушиной и почти единственным из немногих светлым человеком в семье деда. На ней все держалось, она была надеждой и опорой семьи, обладала бесстрашием, но даже она была вынуждена слушаться и выполнять причуды мужа.

Варвара, мать Алеши, молодая женщина, попавшая в трудную ситуацию, была вынуждена вернуться к родным, но от этого ей легче не стало. Она была волевой, решительной, но также боялась деда и не смогла защитить сына от порки.

Когда-то она вышла замуж, вопреки воле отца, за Максима Саватеева и до смерти мужа была любящей и любимой женой. У них была счастливая семья и Алешу они очень любили.

Варвара не может жить в такой семье и выходит замуж второй раз, но неудачно. Ее дети умирают в раннем детстве, остается только один Алеша. Да и сама она, надломленная тяжестью жизни, умирает рано.

Алеша Пешков, рассказчик, попадает в семью своего деда после смерти отца и в отличие от добрых и ласковых отношений в своей семье сталкивается здесь с мошенничеством, подлостью, жадностью, эгоизмом, циничностью.

Ему приходится выживать в семье деда в прямом смысле, это откладывает отпечаток на его психику, но Алеше удается устоять и после смерти матери и бабушки он «идет в люди». Дед выгоняет осиротевшего мальчика.

Иван Цыганок – это подкидыш, выросший в доме Кашириных, молодой подающий надежды талантливый подмастерье. Добрый, веселый, открытый молодой человек, цыганской наружности. Он хорошо относится к Алеше и помогает ему. Но Цыганок рано умирает, раздавленный крестом, в муках, истекая кровью. В его смерти виноваты сыны Каширина, дядья Алеши.

какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство

Дядья, такие же склочные и циничные, как и их отец. В своих семьях они также тиранят детей и жен, придумывают жестокие шутки, требуют у отца раздела имущества, также хотят получить имущество их сестры, устраивают ссоры. Потасовки. Писатель изображает их такими же эгоистичными и жадными людьми, как и их отец.

Эти перечисленные герои наиболее часто встречаются в книге М. Горького. Автор показывает читателям, как нельзя жить, что семья не должна быть стаей, что нужно заботиться о своих родных и о людях, оказавшихся в трудной житейской ситуации.

В произведении обнажено много тем жизни той эпохи, а некоторые подняты, например, воспитание – в повести оно граничит со средневековыми техниками обращения и детского воспитания. Но что еще более плохо в этом, так это то, что такая проблема устоялась в России и существовала даже в начале 20 века.

Тема детства в повести освещена подробно и детально – мальчик не живет, а выживает в жестокости и бедности, преодолевая тяжелые преграды на своем пути. Писатель таким образом дает нам понять, что не у его одного детства не было – его не было у миллионов детей, которые выживали так же.

Тема семьи. В повести семья мальчика показана как образец неблагополучия и порочности – в ней царит корысть и зависть, тирания и жесткость, строгость и враждебность. Члены семьи регулярно скандалят между собой и не понимают друг друга, не помогают остальным членам семьи, если не видят в этом выгоды. Все, чего они хотят – деньги.

Проблемы

Главной проблемой в произведении является нищета и бедность, в которой не одному ему довелось выживать. Все это порождение социального неравенства. Аналогичное неравенство царит в семье Василия Каширина, потому что он один имеет финансовые запасы, но, ни с кем не делится, а все остальные члены семьи должны сами себя снабжать.

какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство

Не менее важным периодом является детство в жизни людей, ведь писатель начал свою жизнь в нищей среде, которой было присуще пьянство и мошенничество, а в иных вопросах семья Кашириных была несведуща. Психика ребенка из-за этого сломалась, и он вбирает в себя часть этой среды – ворует и может даже зарезать.

Фоном ко всему выступает проблема простого народа, который угнетен и страдает от бедности, став озлобленным и жестоким. Но автор считает, что виной тому не сам народ, а порядок вещей, который сложился в обществе.

Впрочем, он нам показывает и хороших представителей этого народа – бабушку Акулину, сохранившую человечность.

Основная идея

Произведение является описанием быта простых людей в период смены столетия. Автор прямо и открыто обнажил всю дикость нравов народа и негативные стороны его жизни. Суть повести – показать, что у бедняков нет детства, и они страдают от жизни до тех пор, пока сами не становятся озлобленными.

Помимо того, писатель старается понять свою судьбу. Он переосмысливает, занося в черновик описание различных эпизодов из своей жизни, насколько они важны были для становления его личности и формирования характера, и думает о том, каким бы он стал, если бы жил по-другому.

Смысл произведения таков – народ будет жестоким и темным, нищим и жадным, пока его дети будут воспитываться в такой атмосфере.

Чему учит

Произведение учит читателей как нужно и как нельзя жить – писатель отрицательно относится к таким порокам, как скупость и воровство, и раскрывает нам, насколько низко способен пасть человек под влиянием этих пороков. Так, он показал, что под влиянием зацикленности на деньгах семья Кашириных являлась стаей.

Впрочем, эта повесть говорит о том, что в любом, самом беспросветном и темном мире есть лучи света – среди озлобленного и жестокого народа встречаются люди заботливые и добрые.

Источник

«Детство» Максима Горького: краткое содержание, главные герои и анализ произведения

В произведении М. Горького «Детство» описывается непростая жизнь мальчика по имени Алеша. Он рано потерял отца, его воспитанием занимались родители мамы, дедушка и бабушка. Именно они старались сделать все для своего внука, чтобы в будущем он был счастливым. С родной матерью у него были тяжелые и напряженные отношения. Она была молчаливой и строгой женщиной, не растрачивала на него свою любовь и ласку. В дом часто приходили друзья и родственники. Каждый из них по своему относился к мальчику. В будущем общение с ними, оставило свой отпечаток на жизненный путь Алеши, его взгляды и характер.

Повесть «Детство» является небольшой автобиографией самого автора. Через мальчика Алешу, Горький вспоминает свои детские годы, о характере, мыслях и поведении в тот период. Он вспоминает о событиях, происходящих с ним в те времена. То он через Алешу переживает о происходящем, то является судьей своему детству.

В жизни мальчика были сложные и трудные времена. Его детство нельзя назвать безоблачным. Пока он был совсем маленьким, в его семье был достаток. Но перед тем, как Алеша должен быть пойти учиться в первый класс все кардинально поменялось. Бедность стала большим препятствием к счастливому детству Алеши. В классе его обижали и смеялись за то, что его родители не в состоянии были купить ему учебник. Дома постоянно скандалили, дед бил бабушку, вымещая на ней свою злость. У мамы мальчика были братья, которые постоянно ругались и никак не могли поделить наследство между собой. Мальчика неоднократно били, а он, по доброте своего сердца и слабости не мог им на это ответить.

Все эти события оставляют свой отпечаток на будущем Алеши. В конечном итоге, дед не желает кормить своего внука и выгоняет его из дома. Мальчику приходится самому добывать себе хлеб, чтобы прокормиться. Но, несмотря на всю ненависть и жестокость, Алеша не обозлился на все, что его окружает. Он остался добрым и отзывчивым человеком.

Суть произведения – показать взрослым, что дети такая же личность, как и они. Ребенок – это отдельный элемент общества с характером, отдельными взглядами на жизнь. Именно поэтому, чтобы его будущее было безоблачным, важно вкладывать в него любовь, нежность, доброту. Обязательно помогать своим близким и не отказывать ему самому в помощи. Здоровые отношения в семье, уважение друг к другу – это важнейший аспект для нормального развития ребенка.

Особенности жанра

«Детство» Максима Горького — автобиографическая повесть. Ее основу составили факты из жизни самого писателя, он даже героям оставляет их реальные имена. Вместе с тем это художественное произведение, так как задача автора – не просто рассказать о себе — ребенке, а переосмыслить произошедшее с ним с позиции взрослого человека, дать оценку событиям. По мысли автора, его судьба не единична: людей, существующих в том «тесном, душном кругу впечатлений», в котором находился в доме Кашириных Алеша, немало. И эту правду необходимо «знать до корня», чтобы вырвать из памяти и души человеческой, из самого уклада русского, «тяжкого и позорного». Таким образом, повествуя о самом себе и одновременно описывая «свинцовые мерзости жизни», Горький выражает авторскую позицию относительно настоящего и будущего России.

История создания

Максим Горький был выходцем из простого народа, который без какой-либо поддержки со стороны сумел получить образование, выпестовать свой талант и прославиться на весь мир. Его повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.

Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство». Вот еще некоторые интересные факты о книге и авторе:

Начало взросления героя

Алеша Пешков воспитывался в семье, основанной на взаимном уважении и любви. Отец Максим занимался строительством триумфальных ворот, которые возводили к приезду царя. Мать Варвара ожидала рождения второго ребенка. Все изменилось, когда отец умер от холеры. Его хоронили в дождливый день, и Алеша навсегда запомнил лягушек, сидевших в яме, — их закопали вместе с гробом. Мальчик смотрел на них и сдерживал слезы. Никогда не плакать – к этому приучили его родители. А у матери от горя начались преждевременные роды. Так невесело начинается первая глава произведения Горького.

Потом был долгий путь по Волге из Астрахани в Нижний Новгород. Новорожденный по дороге умер, а мать все не могла успокоиться от свалившегося горя. Алешей занималась приехавшая в трудный для семьи момент бабушка, Акулина Ивановна. Она-то и забрала дочь и внука в Новгород, из которого Варвара в свое время уехала против воли отца. Именно бабушке Горький посвятил лучшие страницы повести. Она была добрым, отзывчивым человеком, готовым всегда прийти на помощь. Это сразу заметили и матросы на судне, которые нашли героя, когда он заблудился на одной из пристаней. Несмотря на полноту и возраст, Акулина Ивановна двигалась быстро и ловко, напоминая кошку. Она часто рассказывала удивительные истории, привлекавшие внимание окружающих. А Алеше казалось, будто она вся светилась изнутри. Именно бабушка в будущем станет для мальчика источником добра и главной опорой, поможет вынести предстоящие невзгоды. А их с приездом в Нижний в жизни героя будет немало, о чем напишет в своей повести Максим Горький.

Произведение «Детство» продолжается знакомством с новыми героями. На берегу приехавших встречала большая семья Кашириных, главным в которой был Василий Васильевич. Маленький и сухонький, дед сразу не понравился Алеше, и пройдет время, прежде чем он взглянет на него по-новому и попытается понять его как человека.

Первая порка

В большом доме Кашириных, помимо деда и бабушки, жили еще два их сына с семьями. Алеше, раньше росшему совсем в другой обстановке, было трудно привыкнуть к постоянной вражде и злобе, царившим между родственниками. Их главная причина заключалась в стремлении Михаила и Якова быстрее поделить имущество, чего не желал делать дед. С приездом Варвары обстановка накалилась еще больше, так как ей тоже причиталась доля в отцовском наследстве. В своем стремлении досадить друг другу взрослые не знали границ, а их противоборство распространялось и на детей.

Еще мальчик стал свидетелем страшной для него процедуры – каждую субботу детей пороли. Не избежал этой участи и герой. По совету одного из своих братьев, он решил покрасить праздничную скатерть, чтобы доставить радость бабушке. В результате оказался на лавке под розгами деда. От наказания не смогли спасти ни Акулина Ивановна, ни мать. Это одно из первых горьких событий в новой жизни героя, с которой знакомит читателя повести Максим Горький. Детство Алеша запомнит и благодаря Цыганку, который во время порки подставлял руки, пытаясь основную силу ударов принять на себя.

Дед запорол внука до полусмерти, и мальчик несколько дней пролежал в постели. За это время Василий Васильевич навестил его и рассказал о своей молодости. Оказалось, что когда-то дед был бурлаком, и страдания, душевные и физические, ожесточили его сердце. Это было, по сути, новое знакомство с дедом, которое дало понять, что он не так страшен и жесток, как Алеше казалось раньше. Как бы то ни было, по признанию автора, первая порка словно обнажила сердце Алеши и заставила по-иному взглянуть на все, что происходило вокруг.

Цыганок

Иван в семье Кашириных был подкидышем. Бабушка рассказывала внуку, что она родила восемнадцать детей, из которых выжили только три. Лучших, по ее мнению, бог забрал к себе, а взамен послал Цыганка. Повесть «Детство» Горький продолжает рассказом о его горькой судьбе.

Ивана нашли у калитки, и бабушка взяла его на воспитание. В отличие от родных сыновей, он вырос добрым и заботливым. А еще показал себя хорошим работником, что стало очередным поводом для вражды Михаила и Якова: каждый из них мечтал в будущем забрать Цыганка к себе. Часто на забаву всем Иван устраивал увеселения с тараканами или мышами, показывал фокусы с картами. Запомнил Алеша и вечера, когда дед и Михаил уходили из дома. В эти часы все собирались на кухне. Яков настраивал гитару, и после песен начиналась веселая пляска Цыганка. Затем к нему присоединялась Акулина Ивановна, которая словно возвращалась в этот миг в свою пору юности: так молодела и хорошела она во время танца.

Бабушка пророчила юноше нехорошее будущее и боялась за него. Дело в том, что Цыганок каждую пятницу ездил за продуктами и, чтобы сэкономить деньги и порадовать деда, воровал. Акулина Ивановна считала, что когда-нибудь его поймают и убьют. Ее опасения сбылись, но отчасти: Цыганка сгубили не чужие люди, а Михаил и Яков. Последний до смерти забил свою жену, и в качестве раскаяния дал обет поставить на ее могиле дубовый крест. Его понесли втроем, причем под комель поставили Ивана. По дороге он споткнулся, и его придавил крест, который братья в этот момент отпустили, – отмечает Максим Горький.

Бабушка

Бабушка молилась, когда дед вбежал с криком: «Горим!» Пылала мастерская, и Акулина Ивановна бросилась в пламя, чтобы не допустить взрыва. Вынесла бутыль и стала отдавать приказы, что делать дальше. Успокоила коня, которого испугался сам дед. А потом с обожженными руками принимала роды у тетки Натальи. И только когда все закончилось (жена Михаила все ж умерла), Алеша услышал стоны бабушки, вызванные сильными ожогами. Все это подводит к мысли: только широкой души человек может так бесстрашно сражаться с пожаром, а потом еще, мучаясь от боли, находить слова утешения для других. Именно такой и была Акулина Ивановна, сыгравшая решающую роль в жизни Алеши, что не раз подчеркивает Максим Горький. «Детство» (характеристика бабушки это подтверждает) – произведение о том, как душевная щедрость и любовь могут противостоять злобе и ненависти, не давая погибнуть росткам доброго и хорошего, изначально заложенного в характере человека.

Тезисный пересказ

У Алеши вследствие тяжелого заболевания умирает отец. Мать мальчика из-за перенесенного шока рожает слабого ребенка. Все трое переезжают жить к деду, но по пути в новый дом новорожденный умирает.

По приезде Алеша сильно разочаровывается, потому что дед порет своих внуков, а дяди мальчика то и дело и борются за отцовское имущество. Лишь бабушка и Иван-Цыганок хорошо относятся к ребенку. Позже юноша погибает.

Весной дядьки разделили имущество, и дед купил более скромный дом, часть комнат в котором сдавал постояльцам.

какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство
Алеша Каширин и Акулина Ивановна

Вскоре дед снова продал дом и купил жилище поменьше. Алеша подружился с квартирантом Хорошее Дело и внуками полковника Семенникова.

Дед заставлял Варвару еще раз выйти замуж. Когда Алексей сильно заболел, Варвара вышла за офицера Максимова. Чтобы собрать приданое, дед снова продал дом. Позже Евгений и Варвара вернулись в город, так как Максимов промотал все деньги.

Алексея высмеивали в школе за скромную одежду. Евгений завел любовницу, а Варвара родила слабенького сына Сашу, который вскоре умер. После этого женщина родила еще одного сына, названного Николаем, но из-за проблем со здоровьем она вскоре умирает сама. Дед отправляет внука Алешу “в люди”, чтобы тот кормил себя сам.

Новый дом

Каширины все же разделились. Алеша с бабушкой и дедом переехали в каменный дом с садом. Комнаты, кроме одной, сдавали. Ее оставил для себя и гостей дед. Акулина Ивановна с внуком разместились на чердаке. Бабушка опять была в центре всех событий: квартиранты постоянно обращались к ней за советом, и для каждого она находила доброе слово. Внук постоянно был рядом с ней, словно прирос. Иногда появлялась мать, но она быстро исчезала, не оставив даже воспоминаний о себе.

Как-то бабушка рассказала Алеше о своей жизни. Она родилась от увечной девушки-кружевницы, которая выбросилась из окна, когда ее напугал барин. Вместе они ходили по миру, пока не осели на Балахне. Акулина научилась кружева плести, а потом ее высмотрел дед. Знатный он на ту пору был. И выбрал в жены девку нищую, решил, что всю жизнь покорной будет.

А еще дед вздумал учить Алешу буквам. Видя смышленость внука, он стал реже его сечь и глядел на него все внимательнее, иногда рассказывал побасенки из собственной жизни. Так проходило детство Максима Горького.

Основная идея

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

И снова вражда

Несчастья Кашириных не закончились. Как-то прибежал Яков и сообщил, что Михаил идет деда убивать. Подобные сцены стали повторяться часто. И снова главная тяжесть выпала на долю бабушки. В один из вечеров она высунула в окно руку, надеясь образумить сына, и Михаил сломал ее колом. Наблюдая за всем этим, Алеша все чаще стал думать о матери. То, что она отказывалась жить в подобной семье, заметно возвышало ее в глазах сына. И он представлял Варвару или в стане разбойников, или в образе князь-барыни Енгалычевой, о которых рассказывала ему бабушка. А иногда грудь мальчика будто бы наливалась свинцом, и ему становилось душно и тесно в этой комнатке, напоминающей гроб. Горькие мысли и чувства вызывало в герое, как показывает Максим Горький, детство. Анализ их оставляет такую же тяжесть на душе читателя.

Несправедливость

Есть в произведении еще один герой, с которым Алеша познакомился сразу по приезду в Новгород. Это Григорий Иванович, мастер, работавший у деда. Он был стар и слеп, и мальчишки, так же как и дядья, часто издевались над ним. Например, могли подложить под руку раскаленный наперстник. Когда Каширины поделились и дед переехал на Полевую улицу, мастера просто выгнали на улицу. Это было мучительно стыдно: видеть, как побирается Григорий, потому Алеша избегал с ним встречи и всякий раз при его появлении прятался, — вспоминает Максим Горький. «Детство», герои которого — люди разных социальных пластов, показывает, как в мальчике постепенно зрело недовольство той жизнью, которую он видел. И заслуга писателя в том, что он дал понять: не всегда человек плывет по течению. Многие находят в себе силы противостоять злу, тем самым понемногу изменяя мир в лучшую сторону.

Что касается Григория, бабушка часто звала его к себе и пыталась хоть как-то умалить беды, выпавшие на долю того, кто всю жизнь отдал ее семье. Однажды она сказала Алеше, что Бог сильно накажет их за этого человека. Спустя годы, когда Акулины Ивановны уже не стало, дед сам пошел побираться, повторив судьбу своего мастера.

Тематика повести Горького «Детство» изложена вкратце, чтобы не утомлять читателя. Если нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону об этом.

Хорошее Дело

И снова Василий Васильевич поменял место жительства, – продолжает повесть «Детство» Горький. На Канатной улице, где теперь обосновались Каширины, судьба свела Алешу еще с одним удивительным человеком. Хорошее Дело – так прозвали квартиранта за слова, которые он неизменно употреблял в речи, – считался нахлебником и постоянно проводил в своей комнате какие-то опыты, чем вызывал недовольство деда. Как-то вечером все по традиции собрались у бабушки, и она завела рассказ об Иване-воине. Эта история произвела на Хорошее Дело необыкновенное впечатление. Он вдруг вскочил и закричал, что это обязательно необходимо записать. А позже дал совет Алеше: непременно учиться. И еще – записывать все, что рассказывает Акулина Ивановна. С этого, возможно, и началась любовь писателя к литературе.

Но вскоре Хорошее Дело покинул дом, и Горький по этому поводу написал в повести: так закончилась дружба с первым (лучшим) человеком из «бесконечного ряда чужих людей в родной… стране».

Встреча с матерью

Варвара появилась в доме Кашириных неожиданно. Алеша сразу заметил, что она изменилась, но по-прежнему не похожа на братьев и отца. И опять подумал: долго здесь не проживет. Мать стала учить сына читать и даже решила заняться его воспитанием. Но за время, проведенное вдалеке друг от друга, они перестали понимать друг друга. Мальчика угнетали и постоянные ссоры деда и матери, тем более что Варвара не собиралась меняться в угоду кому-либо. И все-таки она переломила Каширина. После отказа выйти замуж за старого часовщика, которого присмотрел дед, Варвара практически стала хозяйкой в доме, – продолжает Максим Горький «Детство». Главы, посвященные матери героя, знакомят с тем, как она против воли отца вышла за совсем не похожего на ее семью Максима. Как молодые приходили кланяться старику-Каширину, но отказались жить в его доме, чем вызвали новый гнев старика. Как невзлюбили мужа сестры Михаил и Яков, мечтавшие отхватить ее долю в наследстве. Как, наконец, Пешковы уехали в Астрахань, где зажили дружно и счастливо.

И хотя мать вызывала в Алеше всегда только теплые чувства, она так и не стала для сына человеком, который помогал ему побороть первые жизненные невзгоды, выстоять перед ударами судьбы.

Опять перемены

А Варвара между тем все хорошела и все реже заходила к сыну. Затем опять вышла замуж и съехала. Теперь жизнь в доме стала еще тягостнее – дает понять Максим Горький. Детство (анализ произведения подводит к этой мысли) для героя постепенно заканчивалось. Алеша все чаще проводил время в одиночестве, стал нелюдим. Он вырыл себе в саду яму и устроил там уютное сиденье. Сюда часто приходил дед, возившийся с растениями, но рассказы его внуку были уже неинтересны. Да и сам Василий Васильевич после отъезда дочери озлобился, часто ругался и выгонял бабушку из дома. Стал еще жаднее, чем раньше. При этом поучал внука: «Мы не баре. Нам нужно всего самим добиваться». А осенью и вовсе продал дом, заявив Акулине Ивановне, чтобы она теперь сама себя кормила. Следующие два года, по признанию автора, прошли в страшной тряске, которую он ощущал с того момента, когда сидел в телеге при переезде в подвал.

Краткое содержание по главам

Те из вас, кто хочет поглубже окунуться в художественный мир произведения, могут прочитать краткое содержание рассказа по главам.

Глава 1 Алексей жил вместе с матерью Варварой и отцом Максимом. Рассказ начинается с момента, когда отец уходит из жизни от тяжелой болезни, а у беременной Варвары из-за перенесенного горя происходят ранние роды. В результате у нее рождается слабенький ребенок.

Бабушка мальчика приехала забрать дочь с детьми к себе домой. Они садятся на пароход и плывут в Новгород. По пути новорожденный умирает, и его приходится хоронить. Чтобы отвлечь Алексея, Акулина Ивановна рассказывает ему истории и пытается всячески занять мальчика.

По приезде в Новгород Варвару с ее сыном встречало много людей. Мальчик познакомился с братьями своей матери – Михайлом и Яковом, а также с дедом – Василием Васильевичем. В нем главный герой сразу почувствовал врага.

Глава 2 Все семейство Кашириных жило в большом доме и часто ссорились. Причиной ссоры была красильная мастерская, расположенная на первом этаже и которая должна была стать приданым Варвары, когда та выйдет замуж. Но из-за того, что она обручилась с Максимом против воли отца, мастерская никому не досталась.

Раз в 7 дней дед наказывал внуков, совершавших шалости. Порку получил и Алексей за то, что покрасил скатерть. Для мальчика, привыкшего жить в хороших условиях, это стало шоком. Однажды после очередного наказания дед явился к Алексею мириться. После этого Василий Васильевич больше не был страшен мальчику.

Больше всего из новых знакомых Алеше понравился Иван-Цыганок, который пытался его защищать.

Глава 3 После выздоровления Алеша сблизился Цыганком, которого подкинули к Кашириным еще в младенчестве, а бабушка настояла на том, чтобы ребенка оставили. Она растила подкидыша как собственного сына, сердцем чувствуя, что он умрет по странному стечению обстоятельств. Так впоследствии и случилось.

Яков решил отнести дубовые колья к могиле своей жены, им же самим и убитой. Помогали ему в этом Цыганок с Михаилом. Иван случайно оступился, и дяди Алеши, испугавшись за себя, отпустили крест. В итоге весь груз упал на Цыганка, и он скончался от кровотечения.

Глава 4 Ситуация в доме у Кашириных постоянно накалялась из-за распри между Василием Васильевичем и его двумя сыновьями. Единственной, кто заботился об Алексее, была бабушка. Сразу после молитвы она знакомила внука с интересными историями.

Как-то вечером в доме произошел пожар. Дед был в панике, не зная, что предпринять. Спасла всех бабушка, которая вынесла из мастерской бутылку купороса. Если бы он взорвался, весь дом взлетел бы на воздух. Дед погладил жену за то, что в подобные моменты она способна сохранить ясный разум и самообладание.

Глава 5 К весне дядья с отцом наконец отделились, и дед купил новый дом, в котором была уютная комната на чердаке, где жили Алеша с бабушкой. Основная же часть дома сдавалась, а квартиранты часто ходили к женщине за советом. Акулина Ивановна была опытной знахаркой, зная толк в травах. Она рассказала Алеше, что была дочерью кружевницы, которая лишилась руки, когда ее пытался обидеть дворянин. С тех пор мать с дочерью ходили по людям, а позже она решила обучать Акулину вышиванию.

Дед вздумал учить Алексея грамоте, и через некоторое время мальчик уже умел хорошо читать.

какое первое воспоминание называет герой повести м горького детство
Василий Васильевич учит внука читать

Глава 7 Бабушка с дедушкой ежедневно молились. Бог Акулины Ивановны нравился Алеше больше, потому что он был добрым и умел прощать. Тот же Бог, кому молился дед, постоянно за всеми следил, наказывая неугодных. Кроме того, бабушка всякий раз молилась по-новому, а молитвы деда были однообразны, а сам он сидел в одной и той же позе.

Григорий лишился зрения, и Василий Васильевич выгнал его. Бабушка понимала, что рано или поздно дед будет наказан за совершенный поступок.

Глава 8 Дед в очередной раз продал дом, желая приобрести жилье поменьше. Он по-прежнему сдавал комнаты квартирантам, и одним из постояльцев оказался человек по прозвищу Хорошее Дело. Алексей очень сблизился с ним и стал часто наведываться в гости к новому другу. Однако все в доме считали этого жильца нахлебником, поэтому Алексею категорически запрещалось проводить время с этим человеком. Хорошее Дело был химиком, но дед с бабушкой называли его магом. Более того, Василий Васильевич порол внука за визиты к этому постояльцу. Впоследствии дед выгнал Хорошее Дело из дома, и тот уехал. Алексей тосковал о потере друга.

Глава 9 Вскоре Алексей сблизился с другим съемщиком жилья – извозчиком Петром. Мальчик хорошо с ним ладил, и ему нравились истории Петра о крепостной жизни. Однако однажды между ними происходит конфликт, и они начинают враждовать друг с другом.

После этого Алеша подружился тремя соседскими мальчишками – внуками полковника Овсянникова. В один из дней полковник заметил мальчика на своем участке и стал его прогонять. В порыве эмоций Алеша обозвал Овсянникова «старым чертом». Услышав это, полковник побил мальчика и запретил своим внукам с ним общаться.

Теперь мальчики разговаривали друг с другом только через отверстие в заборе. Об этом узнал Петр, поспешив рассказать все полковнику. Позже Петр был найден мертвым. Оказалось, он входил в шайку преступников, которые грабили церкви.

Глава 10 Варвара Каширина вернулись в дом Василия Васильевича. Она принялась обучать Алешу грамоте и заставляла его учить стихи, которые с трудом давались мальчику.

Дед в очередной раз побил бабушку. Алексею это не понравилось, и он решил отомстить Василию Васильевичу, порезав его любимые изображения со святыми. Увидев это, дед хотел выпороть внука, но Варвара вступилась за сына и не дала отцу этого сделать. Василий Васильевич снова заставлял Варвару выйти замуж за выбранного им жениха, но она была против. В доме произошел скандал.

Глава 11 После скандала Варвара стала главной в семье. Теперь она могла самостоятельно решать свою судьбу, а Василий Васильевич старался быть обходительным с дочерью. Варвара по вечерам уезжала, вся наряженная, в поисках мужа.

Алешу отдали в школу, но там ему не нравилось. Вскоре он слег с оспой, и за время его лечения мальчика посещала бабушка. Она рассказывала внуку о его отце. Максим был обычных кровей, и дед не собирался отдавать за него свою дочь, рассчитывая найти Варваре в мужья дворянина. Однажды Яков и Михаил, напившись, столкнули Максима в прорубь. Они били его по рукам, чтобы тот не смог выбраться. Каким-то чудом отец Алексея спасся, а полицейским сообщил, что упал сам. После этого семья переехала в Астрахань.

Глава 12 Ранним утром Алеша проснулся, почувствовав, что болезнь его оставила. Он побежал в гостиную, однако около двери у него внезапно отказали ноги, и мальчику пришлось вползать в комнату. Там собралось много незнакомых людей, а одна старуха сразу же начала говорить, как правильно лечить мальчика. Дед сказал Алексею, что это его вторая бабушка. Среди гостей был и офицер Евгений Максимов, новый муж Варвары. Пара уехала жить в Москву.

Осенью Василий Васильевич снова продал дом, чтобы собрать для дочери приданое, а сам снял пару комнат в подвале, сказав, что отныне каждый обеспечивает себя сам. Через пару лет Варвара с мужем вернулись к отцу. Оказалось, что Максимов промотал все приданое, хотя и пытался всех заверить, что имущество сгорело при пожаре. Главный герой вместе с бабушкой переехал к матери.

Мальчик снова пошел на учебу, но его постоянно задирали одноклассники. У него родился брат, умерший затем через пару лет. Позже Варвара родила еще одного сына, которого назвали Николаем. Евгений Максимов начал изменять жене и избивать ее. Алеше это не нравилось, и однажды он даже попытался ударить отчима ножом.

Глава 13 Алексей жил в доме у деда. Василий Васильевич разорился, а потому отказывался содержать жену с внуком. Алеша искал старые вещи и отдавал ветошникам, а также крал дрова. Через время Варвара слабеет здоровьем и умирает, после чего дед отправил внука, как тогда говорили – “в люди”, чтобы тот сам себе искал пропитание.

«Свинцовые мерзости жизни»

В люди

После случая с отчимом Алеша снова оказался у деда. Василий Васильевич настоял на том, чтобы обеды они с бабушкой готовили по очереди, и каждый на свои деньги. При этом он всегда экономил. Герою пришлось самому зарабатывать: после школы он шел собирать ветошь и продавал ее по дешевке. Заработанное отдавал бабушке и однажды подсмотрел, как она плакала над его пятаками.

В школе приходилось туго. Здесь Алешу звали тряпочником, и никто не хотел с ним сидеть. Но экзамены в третий класс он все же сдал, за что получил в награду похвальный лист и несколько книг. Последние мальчик снес в лавку, когда Акулина Ивановна слегла и жить стало не на что.

Проблемы

Проблематика повести «Детство» представлена в сокращении. Многомудрый Литрекон дополнит ее, если необходимо, после Вашего комментария.

Эпилог

Способность к духовному саморазвитию в условиях трагической действительности – это, пожалуй, главное, на что хочет обратить внимание читателя Максим Горький. Детство (тема произведения, заявленная в названии, это подчеркивает) – главная пора в жизни человека. Ребенок обычно навсегда запоминает то, что произвело на него большое впечатление. И хорошо, что в этот период Алеша стал свидетелем не только бесчеловечности и жестокости, но и познакомился с людьми, безгранично добрыми и открытыми для других. Это помогло ему противостоять «свинцовым мерзостям» и вырасти человеком светлым и не мирящимся со злом, что может стать примером для всех остальных.

Композиция и конфликт

Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.

Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *