какое падение разряжение во всасывающем рукаве допускается при испытании его на герметичность
Испытание. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках
Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.
В условиях хранения на складе или рукавной базе, всасывающие и напорно-всасывающие рукава испытывают по истечении гарантийного срока хранения на герметичность рабочим давлением (таблица 1 приложения № 3).
При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении, один конец его подсоединяют к источнику
давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране испытываемый рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Кран закрывают и постепенно повышают давление в испытываемом рукаве до значения испытательного давления согласно таблице 1
приложения № 3. Выдерживают его при этом давлении в течение 10 мин. На испытываемом рукаве и в местах соединений с пожарными соединительными головками не должно быть разрывов и местных вздутий, просачивания воды, а также деформации металлической спирали.
Для испытания всасывающих и напорно-всасывающих рукавов на герметичность при разрежении, один конец испытываемого рукава подсоединяют к вакуум-линии с мановакуумметром (вакуумметром), другой заглушают. Создают в испытываемом рукаве разрежение, равное (0,08 ± 0,01) МПа, затем перекрывают вакуум-линию и
выдерживают при этом разрежении в течение 3 мин. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. В процессе испытаний на наружной поверхности испытываемого рукава не должно быть сплющивания и изломов. После испытания внутреннюю полость испытываемого рукава просматривают на свет. Всасывающий или напорно-всасывающий рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслоения.
Отслоение внутреннего слоя резины визуальным осмотром обнаружить сложно, так как слой резины при снятии разрежения занимает первоначальное Методическое руководство. Поэтому всасывающий или напорно-всасывающий рукав проверяют на возможность забора воды из водоисточника с помощью насоса. При наличии отслоения и перекрытии проходного сечения испытываемого рукава, вакуумметр показывает высокое разрежение, но вода в насос не поступает.
Сушка
Сушить всасывающие и напорно-всасывающие рукава следует, зимой в рукавных сушилках, летом на открытом воздухе в тени. Температура сушки не должна превышать плюс 50 °С. Запрещается сушить их на отопительных батареях, котлах, крышах зданий и на солнце. После испарения влаги всасывающие и капорно-всасывающие рукава удаляются из сушилки.
РЕМОНТ
Всасывающие и напорно-всасывающие рукава следует ремонтировать, если они не выдержали испытаний, а также при наличии видимых механических повреждений (проколы, абразивный износ, смятие спирали и т.п.) и других неисправностей.
При потере герметичности и внешних повреждениях на самих всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, в зависимости от характера повреждения, их ремонтируют одним из следующих способов:
а) наложением заплат на наружную поверхность ремонтируемого рукава
клеевыми составами;
б) вулканизацией сырой резиной.
При повреждении пожарных соединительных головок на всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, необходимо заменить пожарные соединительные
головки и присоединить их методом навязки в соответствии с п. 3.6 Методического руководства или при помощи хомутов.
Испытание пожарных рукавов
Важная составляющая системы пожарной безопасности любого объекта – своевременная проверка и испытание пожарных рукавов. Эта процедура регламентирована требованиями Постановления Правительства РФ №390 и нормами пожарной безопасности НПБ 152-00, а ее проведение разрешено только организациям, получившим соответствующую лицензию и допуски МЧС.
Детальный порядок испытания пожарных рукавов изложен в ГОСТ Р 51049. Профилактический осмотр рукава ответственным лицом проводится ежемесячно, а дважды в год должна быть выполнена его перекатка.
Периодичность испытания рукавов указана производителем в паспорте изделия и зависит от его типа и материала изготовления.
Испытания напорных рукавов предусмотрены:
Порядок испытания пожарных рукавов
Один из ключевых параметров оценки качества гибких трубопроводов – их герметичность. Для этого проводят испытание пожарных рукавов давлением: его поднимают до испытательного (зависит от диаметра изделия и конструкционных материалов) с контролем при помощи манометра класса точности 1,5 и выдерживают 3 минуты. Отсутствие капель воды свидетельствует об исправности рукава.
При испытании на герметичность всасывающих рукавов в них создают разрежение не менее 0,08 МПа и контролирует его падение на протяжении 3-х минут – оно не должно превысить показатель 0,013 МПа, а на поверхности изделия должны отсутствовать надрывы, впадины, иные дефекты.
В нормативных документах описаны также методы испытания пожарных рукавов на измерение их массы, увеличение длины и диаметра, расхода воды на увлажнение, прочности внутреннего покрытия, разрывного давления.
По завершению всех проверок результаты заносят в журнал испытания пожарных рукавов соответствующей формы, с указанием даты, данных рукава, причины испытания, результатов и выявленных повреждений.
Вопрос 2. Порядок испытаний и эксплуатации пожарных рукавов.
Испытание всасывающих рукавов.
Испытание рукавов на разряжение (вакуум) производится от насоса пожарного автомобиля. При этом с помощью вакуумной системы создают разряжение не менее 550 мм рт. ст. и
выдерживают в течение 3 мин., при этом падение разряжения в рукаве не должно превышать 100 мм рт. ст. После испытания рукавов они подвергаются наружному осмотру.
Не должно быть сплющиваний, изломов, а также отслоения внутреннего слоя резины.
а) сроки испытания рукавов
Испытание всасывающих рукавов производится:
— новых – перед постановкой в расчет;
— находящихся в эксплуатации – один раз в год и каждый раз при обнаружении изменения качества рукава;
— отремонтированных – после каждого ремонта
б) испытание напорно – всасывающих рукавов
Напорно – всасывающие рукава испытывают на гидравлическое давление и разряжение.
Испытание напорно – всасывающих рукавов на разряжение производится так же как и всасывающих рукавов. Рукава, не выдержавшие испытания, бракуют. Списывать забракованные всасывающие рукава можно только в том случае, если нельзя отремонтировать.
Испытание напорных рукавов
Гидравлические испытания должны проводиться в следующей последовательности: один конец рукава соединяют с насосом,
снабженным контрольным манометром, а другой – заглушают устройством (краном), удаляющим воздух из рукава, затем рукав заполняется водой.
Испытательное давление поддерживают в рукаве в течение времени, достаточного для осмотра рукава, но не более 3 минут.
Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта. Находящиеся в эксплуатации рукава испытывают после каждого обслуживания и ремонта, а также два раза в год при сезонном обслуживании пожарной техники.
Использование напорных рукавов
Напорные рукава укладывают в отсеки пожарного автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.
При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких перегибов, не допускать прокладки рукавов по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче – смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом
проходы и лестницы.
Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать рукава с крыш и верхних этажей зданий. Рукава должны переносится пожарными, спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.
Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов разветвлений.
Запрещается резко перекрывать ствол.
Прокладка рукавных линий по улице, дороге должна, по возможности производиться на непроезжей части, а через железнодорожные
переезды или трамвайные пути – под рельсами между шпалами. В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостиками.
При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы рукавов, следует использовать рукавное колено.
При возникновении течи в рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера дефекта рукава могут использоваться следующие рукавные зажимы:
а) ленточный зажим для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см (Рис. 10).
б) корсетный зажим для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см
При тушении пожара в условиях низких температур следует:
а) прокладывать резервные магистральные линии в первую очередь к стволам, которые работают на решающем направлении;
б) засыпать рукавные головки снегом;
в) разветвления по возможности устанавливать внутри здания, а при
наружной установке утеплять;
г) при временном прекращении подачи воды избегать перекрытия стволов и разветвлений.
Прокладку магистральных линий по глубокому снежному покрову производить с задних рукавных катушек, установленных на лыжах.
Прокладку магистральных линий следует производить только прорезиненными рукавами. Убирать рукавные линии надо одновременно и как можно быстрее.
Хранению подлежат только чистые высушенные рукава.
Не допускается хранение рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от воздействия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.
Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положении. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укла –
дываются скатки рукавов. Поддоны должны исключать контакт скатки с острыми кромками каркасов стеллажей.
Хранение других веществ и материаловсовместно с рукавами не допускается.
Рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стеллажей. Новые рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.
Когда и зачем нужна проверка пожарных кранов и рукавов?
Правила, порядок испытаний и периодичность регламентируются различными актами пожарной безопасности и нормативными документами. При эксплуатации пожарных кранов и рукавов стоит опираться только на проверенные источники:
Для этой статьи эксперты «ПожСистемСтрой» выделили ключевые аспекты нормативных документов и подготовили для вас доступную информацию о проверке пожарных кранов и рукавов.
Какие пожарные рукава подлежат испытаниям?
В нашей стране используют три вида пожарных рукавов, все из них подлежат обязательному тестированию.
Такие шланги состоят из нескольких слоев текстильного материала, обработанного соответствующей пропиткой, проволочной спирали и резиновой камеры. Благодаря гибкому слою рукав эластичен и устойчив к различным механическим воздействиям. Стальные плетения повышают прочность и износостойкость.
Внешний осмотр любых типов рукавов мы советуем выполнять раз в 30 дней, а также после каждого использования. Контроль чрезвычайно важен, так как любые микротрещины и разрывы уменьшают эффективность пожаротушения и способствуют падению давления воды на всей линии. Обращаем ваше внимание, что для полноценной работы раз в полгода нужно проводить проверку всей линии внутренних противопожарных водопроводов.
Какая периодичность проверки пожарных кранов и рукавов?
Всю диагностику условно разделяют на два типа:
Все проверки обязательные. Но предусматривают различную емкость контрольных действий. Предлагаем ознакомиться с объемом необходимых работ в соответствии с целями:
Цель проверки | Нормы пожарной безопасности №152-2000 | Вид испытаний | ||||
В каких пунктах указаны требования | Как проводится | Приемочные, квалификационные | При приемке и сдаче | Периодические | Сертификационные | |
Внутренний диаметр | 1 | п. 6.5 | ☑ | ☑ | – | ☑ |
Длина | 2 | п. 6.6 | ☑ | ☑ | – | ☑ |
Давление – рабочее | 3 | п. 6.7 | – | – | – | ☑ |
Давление – исп. | 4 | п. 6.7 | ☑ | ☑ | ☑ | ☑ |
Давление – разр. | 5 | п. 6.9 | ☑ | – | ☑ | ☑ |
Температура хрупкости | 6 | п. 6.10 | ☑ | – | ☑ | ☑ |
Прочность межслойных соединений | 7 | п. 6.11 | ☑ | ☑ | – | ☑ |
Отн. удл. | 8 | п. 6.8 | ☑ | – | ☑ | ☑ |
Отн. увел. Ø | 9 | п. 6.8 | ☑ | – | ☑ | ☑ |
Абразивный износ | 10 | п. 6.12 | ☑ | – | ☑ | ☑ |
Прожиг | 11 | п. 6.13 | ☑ | – | ☑ | ☑ |
Масса | 12 | п. 6.14 | ☑ | – | ☑ | ☑ |
Толщ. вн. слоя | 13 | п. 6.6 | ☑ | ☑ | – | ☑ |
Термостарение | – | п-ты 4.3, 4.7, 6.15 и 6.16 | ☑ | – | – | – |
Маркировка | – | ☑ | ☑ | ☑ | ☑ | |
Упаковка | – | – | – | ☑ | ☑ |
Виды испытаний пожарных кранов и рукавов
Тестирование в полной мере проводится заводом-изготовителем непосредственно после выпуска продукции, а также пожарной инспекцией во время приемки и сдачи шланга. При периодической диагностике объем необходимых мероприятий может быть сокращен. Проводятся лишь основные проверки:
Какие компании могут быть освобождены от пожарных проверок? С актуальной информацией о требованиях пожарной безопасности можно узнать в нашей статье.
Контроль выдерживаемого давления гибким трубопроводом
В процессе испытания определяется герметичность рукава и его рабочая способность выдерживать избыточное внутреннее напряжение. Один конец пожарного шланга стыкуют с водопроводной линией, а на второй накручивают клапан. В течение 10 — 12 минут с момента наполнения показатели приводят к рекомендованным для каждого вида шланга. После завершения проверки его осматривают на предмет микротрещин или разрывов.
Рабочее давление пожарных рукавов
В зависимости от вида шланга определяют максимальную нагрузку, которую можно дать. Величина проверочного давления варьируется в диапазоне 0,2-3,75 МПа. Обратите внимание на таблицу, где указана разница между напорными и всасывающими рукавами:
Испытательное давление для всасывающих и напорно-всасывающих, МПа (кг/см²) | ||
Условный проход | ВР | НВР |
80 | 0,3 ± 0,03 (3 ± 0,3) | 1,2 ± 0,1 (12 ± 1) |
100; 125 | 0,2 ± 0,02 (2 ± 0,2) | — |
Испытательное (эксплуатационное) давление при проверке НПР на герметичность при техническом обслуживании и постановке на вооружение, МПа (кг/см²) | ||
РПМ-1,2 (12,0) | РПМ-1.6 (16.0) | РПМ-3.0 (30.0) |
0,8 ± 0,1 (8 ± 1) | 1,0 ±0,1 (10 ±1) | 1.8 ± 0,1 (18 ± 1) |
Испытательное давление при проверке НПР на герметичность после ремонта или хранения, МПа (кг/см²) | |||
РПК | РПМ-1,2 (12.0) | РПМ-1,6 (16.0) | РПМ-3,0 (30.0) |
1,25 ± 0,1 (12,5 ± 1) | 1,5 ± 0,1 (15 ± 1) | 2,0 ± 0,1 (20 ± 1) | 3,75 ± 0,1 (37.5 ± 1) |
Расход воды на увлажнение
Испытание касается исключительно термостойких перколированных рукавов с пористой поверхностью. Этот тип широко используется при ликвидации лесных пожаров и возгорании торфяных болот. В соответствии с ГОСТом № Р 51049 шланг должен обеспечивать затраты ОТВ:
Усл. прох., DN | 25 | 40 | 50 | 65 | 80 | 90 |
Удельный расход на увлажнение 1 метра (л/мин.) при знач. до 0,5 МПа | 0,06 | 0,12 | 0,16 | 0,22 | 0,26 | 0,32 |
На термостойкость
Для проверки используют специальную установку, которая представляет собой стеклянный прозрачный куб. Внутри этой емкости установлен нагревательный элемент. Рукав надевают на корпус и начинают подогрев до 350 — 450 °С. Затем засекают время, в течение которого поверхность шланга остается целостной. Показатели стойкости к термическому воздействию:
Условное обозначение | Стойкость при контакте с нагретым стержнем, с, не менее | |
Температура наружной поверхн. стержня 300 °С | Температура наружной поверхн. стержня 450 °С | |
РПМ-25, 40, 50, 65, 80, 90 | 30 | — |
РПМ-Т-25, 40, 50, 65, 80, 90 | — | 60 |
РПК | 5 | — |
На маслостойкость
В процессе эксплуатации пожарный шланг может иметь контакт со смазочными материалами разной агрессивной среды, которые снижают прочность. Для определения показателя устойчивости к щелочным веществам часть рукава опускают на 72 часа в резервуар, который наполнен маслами. Затем проверяют целостность поверхности и прочность.
Рабочее давление, МПа | Разрывное давление, МПа, не менее |
1,0 | 2,0 |
1,2 | 2,4 |
1,6 | 3,5 |
3,0 | 6,0 |
На абразивный износ
Устойчивость шланга проверяют на специальном станке для тестов: представляет собой валик, вращающийся вокруг своей оси. На нем закрепляется наждачная бумага, после чего вал помещается внутрь шланга, наполненного водой. Диагностика показывает, сколько циклов наждачной обработки выдерживает рукав до появления влаги на внешнем слое. В зависимости от сферы применения и диаметра гибкий трубопровод должен служить от 15 до 50 циклов.
Методика проверки
Зачем испытывают пожарные рукава? Этим вопросом задаются многие собственники, а между тем ответ очевиден — за долгое время хранения оборудование деформируется, теряет важные свойства, такие как герметичность, и при ЧС не сможет выполнить свои функции, что приводит к трагическим последствиям.
Проверять работоспособность пожарных систем уполномочены лицензированные организации, прошедшие аккредитацию в Министерстве чрезвычайных ситуаций РФ. Эта норма подтверждена по ОКПД2 с установленным значением 71.20.19.190 подстатьей №225 КОСГУ.
Все тестирования проводятся на специальных приборах и оборудовании:
Провести все необходимые проверки самостоятельно без специального оборудования и допусков невозможно. Если вы хотите заказать профессиональное тестирование — заполните форму обратной связи. Наши сотрудники имеют все необходимые допуски и оборудование для диагностики. Звоните прямо сейчас!
Порядок и методика испытания пожарных кранов и рукавов
Согласно требованиям к пожарным шкафам и пожарным кранам, в первую очередь проводится проверка комплектации рукавами и ручными стволами. Также проверяется исправность шкафа и свободный доступ к средствам пожаротушения.
Далее следует тестирование пожарного крана на герметичность и корректную работу. Измеряется давление воды в противопожарном водопроводе. Рассчитывается расход воды и измеряется водоотдача, выполняется перекатка пожарного рукава в новую складку или в ребро.
Если объект оснащен собственной насосной станцией пожаротушения, также выполняется проверка:
По методике ВНИИПО МЧС порядок испытаний ПК на водоотдачу проходит поэтапно:
Что входит в отчет о проведении испытаний
После проведения испытания заполняются бланки документов:
Результаты проверки пожарных кранов также заносятся в журнал испытаний. Образцы документов можно найти в приложениях 1–3 к методикам ВНИИПО МЧС.
По итогам проверки собственник здания получает все вышеуказанные документы, а также заверенную копию лицензии МЧС и акт о выполнении работ.
Требования к эксплуатации пожарных кранов и рукавов
Пожарный кран обязательно должен быть укомплектован ручным пожарным стволом, рукавом, запорным клапаном и иметь соединительные головки для гидравлического оборудования пожарного расчета.
Напор воды должен быть достаточно интенсивен, чтобы потушить пожар в любое время года и суток, а благодаря свободному давлению вода должна достигать самой удаленной и высокой части помещения.
Наименьший радиус и высота действия струи должны равняться высоте от пола до самой высокой точки перекрытия. Для жилых, производственных и общественных помещений высотой до 50 метров эта величина составляет 6 метров, для жилых помещений выше 50 метров — 8 метров, а для производственных и общественных строений высотой выше 50 метров — 16 метров.
Время работы пожарного крана должно составлять 3 часа, если же он установлен в систему автоматического пожаротушения, то время его функционирования должно равняться времени работы всей системы.
Техника безопасности при проведении испытаний
В процессе тестирования задействованы станки и приборы. Поэтому важно соблюдать технику безопасности до, после и во время проведения испытаний:
Список требований, частоту испытаний и правила для вашего типа предприятия можно узнать у наших менеджеров. Не пренебрегайте техникой безопасности, помните, что любые проверки должны проводить профессионалы! И, конечно, не забывайте о регулярности тестирования — это не прихоть, это эффективность тушения и чьи-то жизни.
Испытания пожарных рукавов: порядок, сроки, периодичность
Пожарные рукава, имеющиеся на вооружении специальных подразделений, обеспечивают надежную эксплуатацию в условиях возникновения аварийных ситуаций. Они соответствуют положениям технических условий и ГОСТов. Запрещается эксплуатировать не отвечающие условиям техники безопасности экземпляры. Чтобы выявить и устранить появляющиеся во время работы отказы и неисправности, проводятся периодическое испытания пожарных рукавов.
Кстати, они относятся к оборудованию, от которого зависит эффективность тушения пожара. Исправность их определяется осмотром снаружи. Процедура осуществляется ежедневно при сдаче смены, после работы с ними ответственными специалистами. Каждому из рукавов присваивается инвентарный номер. Оборудование испытывают при вводе в эксплуатацию и через определенные периоды в процессе работы. Дату и результат манипуляций записывают в специальный журнал в обязательном порядке.
Особенности эксплуатации всасывающего типа рукавов
Эксплуатацией называется использование элементов для выполнения оперативных действий в аварийных условиях, обслуживание, учет, ремонт, порядок испытания пожарных рукавов. Всасывающие модели перевозят на пожарных машинах в специальных пеналах. В моторизованных помпах есть отведенные места для расположения этого вида оборудования. На рукав наносится маркировка, содержащая информацию о производителе, тип стандарта, внутренний проходной диаметр. Кроме того, тут значится его длина, время изготовления, значение рабочего давления. Оборудование, прошедшее контроль, навязывается на соединительные головки проволокой из отожженных сталей диаметром от 1,9 до 2,6 мм или других антикоррозионных материалов. После этого оборудование испытывается на герметичность в вакууме при гидравлическом давлении.
Запрещается комплектовать пожарные машины и моторизованные помпы неисправными и непроверенными элементами. Определяя пригодность, производят испытания пожарных рукавов. Для хранения оборудования в пеналах предусматриваются подкладочные материалы в виде лент. Извлекают рукава из места транспортировки бережно. Не допускается резкое бросание на землю из-за опасности получить разрыв или трещины. Чтобы не образовывались ледяные пробки в зимнее время при длительной работе, рекомендуется к свободному патрубку насоса подсоединить напорный рукав и часть воды сбрасывать обратно в водоем. При составлении всасывающей линии не допускается попадание в места соединения песка или грязи. Кроме того, нельзя шланг перегибать, механически нагружать и волочить по грунту.
Ремонтные работы по всасывающим рукавам
Рукава ремонтируют, если нарушена целостность. Поломку выявляет испытание пожарных рукавов, сроки которого строго соблюдаются. На оборудовании просматриваются сколы, трещины, глубокие царапины, смятие. Если наблюдается послабление стягивающих хомутов к всасывающим головкам, то их укрепляют гаечным ключом и контргайкой. Ремонт производится двумя способами: наложением кусков в виде заплат снаружи рукава при помощи клеевого состава или применением метода вулканизации.
Эксплуатация оборудования в виде напорных рукавов
Для транспортировки скатки рукава закрываются специальными водонепроницаемыми чехлами. При прокладке для срочной подачи воды на горящий объект их не перегибают, стараются обойти горящие места и поверхности, залитые расплавленными смолами и химикатами. В лестничных пролетах их пропускают между маршами. Для перекидывания через острые перегородки применяют специальные подкладки в виде седла.
Если испытание напорных пожарных рукавов не выявило никаких дефектов, но во время тушения огня произошло нарушение герметичности, то это исправляют накладыванием ленточных или корсетных зажимов. Их снимают после окончания спасательной операции, а место появления течи отмечают химическим карандашом. В зимнее время не разрешается скатывать напорный шланг без стравливания воды. Если из-за халатности происходит промерзание по всей длине, то его транспортируют без перегибов на прицепах или санях.
Ремонт напорных шлангов
Если гидравлические испытания пожарных рукавов выявляют несоответствие стандартным требованиям, то шланги ремонтируют. В процессе эксплуатации на горящем объекте они часто получают повреждения в виде прогоревших участков, проколов, трещин, разрывов. Все дефекты подлежат ремонту вулканизацией сырой резиной. На них также накладывают заплаты с применением клея. Кроме того, целостность восстанавливается путем применения хлоритовой ткани.
Технология хранения всасывающих и напорных шлангов
На хранение в течение определенного периода поступают только полностью высушенные рукава. При этом обращают внимание на следующие факторы:
Испытание пожарных рукавов. Периодичность
Периодичность напрямую зависит от особенностей применения. Резервное пожарное оборудование, не бывшее в работе, испытывается после окончания действия гарантийного времени хранения. Напорные шланги в производственных цехах подлежат проверке раз в полгода. Обязательно проверяются рукава напорного и всасывающего типа после обнаружения дефектов и их устранения. На специализированных предприятиях производится испытание. Проверка пожарных рукавов не должна происходить с нарушением временных сроков. Их устанавливают с учетом методических рекомендаций, составленных МЧС в ноябре 2007 года.
Внешнее исследование пожарных рукавов
Внешняя проверка всех типов рукавов производится не реже одного раза в 30 дней. А также после использования для устранения возгорания. Сроки испытания огнетушителей и пожарных рукавов, хранящихся в резерве, с точки зрения внешнего осмотра определяются периодичностью не реже одного раза за год. Внешний мониторинг производят с целью выявления повреждений наружных стенок, просветов, сколов трещин и других дефектов.
Проверку выполняют при температуре +15. +35 ºС. Относительная влажность воздуха должна колебаться от 46 до 75%. Вся партия обычно не проверяется. Исследуют только три случайно выбранных образца. Проверка на отслоение впервые производится после второго года службы рукавов. Шланг наполняют водой и измеряют вакуумметром. Определить отслоение внутреннего шара удается иногда только на второй раз. Повторное наполнение жидкостью, используя насос, покажет большую степень разрежения.
Проверка на герметичность
Испытание пожарных рукавов на пропуск воды через стенки рукавов производится на тех шлангах, которые после ремонта не выдержали проверку на визуальный осмотр. Помимо этого, на мониторинг отправляют экземпляры, которые находятся в работе примерно раз в полгода. Резервный запас пожарного оборудования, хранящегося на складе, подлежит гидравлической проверке после окончания гарантийного срока.
Порядок проведения гидравлического испытания
За все время проведения испытаний и после их завершения на стенках рукавов не должно быть разрывов, вздутия слоев, просветов. Металлическая оплетка находится в целостном и не деформируемом состоянии. Рукава, которые не выдержали проверку давлением, отбраковывают. Процедура проходит следующим образом:
Напорный тип рукавов, эксплуатируемый на передвижных автомобилях, испытывают при давлении 1 МПА. Но это еще не все. Для тех рабочих вариантов, которыми оснащены автомобили с высоким давлением, размер нагрузки при испытании поднимают до 3 МПА. Для рукавов из льна и джута этот показатель равен 0,3-0,4 МПА в течение 5 минут. После испытания рукава осматривают. Второй сорт допускает наличие свищей по длине не более 2 см. Первый их не предусматривает вовсе.
Рукава, прошедшие испытания без повреждений, сушатся. А на новые шланги делают паспорта и передают в работу, не нарушая порядок. Сроки испытания пожарных рукавов пересматривают и корректируют после каждого ремонта и обслуживания. Два раза в год выполняют проверку при сезонном мониторинге всего оборудования.
Перекатка пожарных шлангов и навязка головок
Для сохранения рукавов в рабочем состоянии производится не только испытание пожарных рукавов. Периодичность перекатки оборудования определяется проведением операций через промежуток от 3 до 12 месяцев. Каждый квартал (3 месяца) перематывают рукава, находящиеся для работы в автомобилях. Пожарные шланги, содержащиеся в помещении, перекатывают один раз за год. Эту проверку часто совмещают с гидравлическим мониторингом. Периодичность испытания пожарных рукавов составляет один раз в год на водоотдачу. При этом навязка соединительных всасывающих головок производится при введении шланга в работу. Гидравлическое испытание по плану, показавшее течь, говорит о необходимости присоединить ее повторно и подвергнуть новому испытанию.
Техническое обслуживание рукавов в эксплуатации
Для поддержания пожарных шлангов в работоспособном состоянии проводится комплекс мер профилактического технического обслуживания. Производится осмотр, после которого неисправные экземпляры отправляют на ремонт. Для хранения, профилактического обслуживания и одновременного ремонта создаются рукавные посты (базы). Или это делается в частях. Пожарные рукава, привезенные сюда, подвергаются на входе контролю соответствия размеров. Проверяется маркировка и штамп отдела трудового контроля.
Поступившие на базу рукава с пожара в зимний период в обязательном порядке оттаивают в теплом помещении до полого размораживания. Допускается опущение шлангов в емкости с горячей водой. В такой же ванне происходит отмачивание испачканных рукавов от загрязнений. После оттаивания и замачивания они отправляются на мойку. Все типы напорных рукавов в обязательном порядке чистят в специальной машине. Шланг через входное окно заправляется в машину, закрепленную на краю ванны. После выставления меток в рабочее положение закрывают кожух аппарата и приводят его в действие нажатием кнопки. Иногда для полного очищения рекомендуется повторить процедуру.
Скатка рукава в одинарное или двойное колесо выполняется после полного высушивания. Иногда она производится механизированным способом с применением специального приспособления. В нем начало рукава надевается на нижнюю катушку. И он наматывается в один слой до середины. Она помещается в разъем верхней катушки, после чего скатка идет вторым слоем.
Ремонт рукавов способом вулканизации
Для проведения операции требуется вулканизирующий аппарат. Таким методом ремонтируют льняные и прорезиненные поверхности пожарных шлангов, имеющих поперечные или продольные разрезы. Чтобы выполнить ремонт, необходимы следующие инструменты:
Процедура проводится следующим образом. Сначала разрыв зашивается суровыми нитками. При этом стежки накладываются крестообразно. Начало шва располагается на расстоянии не менее 2 см от края разреза. Между стежками должно быть около 8 мм. После завязывания узелка молотком простукивают шов, выравнивая его. Заплату делают из поверхности старого рукава. Ее размер превышает разрез по длине на 6 см, по ширине – на 5. Льняные заплаты не обрабатывают, а на прорезиненных убирают резиновый слой. Приклеиваемую поверхность высушивают и очищают от пыли.
Для приготовления клеевой массы растворяют в бензине сырую резину в соотношении 3:1. Затем отстаивают около суток, перемешивают. Доливают столько же бензина и выдерживают еще 3 часа. Далее перемешивают – и клей готов. Место разреза и вокруг него обезжиривают любым растворителем. Клей наносят до 7 раз, тщательно просушивая каждый слой на рукаве и заплате. Последний шар не сушат, а соединяют поверхности и равномерно прижимают, легко простукивая молотком. После этого склеиваемый участок помещают в вулканизационное оборудование, фиксируют струбциной и выдерживают при температуре до 140 ºС около 40 минут.