какое озеро лучше эльтон или баскунчак
028 Эльтон и Баскунчак соленая парочка
Эльтон и Баскунчак — соленая парочка
(Раздел: Россия. Озера)
Эльтон и Баскунчак — горько-соленые озера, одни из самых соленых озер в мире. Соленость озера Эльтон (весной — летом) 180—525‰, Баскунчак 370 ‰. (Для сравнения, соленость Мертвого моря 330 ‰, Мирового океана 34—36 ‰). Оба озера находятся на Прикаспийской низменности в 95 км друг от друга, на территории России: Эльтон в Палласовском районе Волгоградской обл. на границе с Казахстаном, Баскунчак в Ахтубинском районе Астраханской обл. на границе с Калмыкией.
Площадь озера Эльтон 152—187 кв. км, средняя глубина 0,05—0,07 м (летом), наибольшая 1,5 м (весной), урез воды минус 15—17 м, бассейн 1640 кв. км. Впадают в озеро несколько пресных ручьев и 7 минеральных речек, самые крупные — Хора и Сморода. С 1910 г. на озере находится грязевой и бальнеологический курорт со своим Сморогдинским хлоридно-сульфатным натриевым источником — аналогом минеральных вод КМВ — «Ессентуки-17» и Смирновская. В 6 км от озера расположен поселок Эльтон с одноименной ж/д станцией и санаторием. Входит в состав особо охраняемой природной территории «Природный парк «Эльтонский»».
Площадь озера Баскунчак 106—115 кв. км, средняя глубина 3 м, урез воды минус 21 м, бассейн 467 кв. км. Питают озеро река Горькая и многочисленные родники, принося за сутки 2,5 тыс. т соли (0,9 млн т в год). В водоеме добывается 80 % всей российской соли. На озере находятся поселки Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак, в последнем расположен санаторий «Баскунчак». Вся прилегающая территория входит в Богдинско-Баскунчакский заповедник. В 1997 г. регион получил статус природоохранного объекта.
В истории России озера Эльтон и Баскунчак уже несколько веков идут рядом. В географии и в солевом промысле их названия были неразлучны, как имена писателей Ильфа и Петрова в литературе. В советском учебнике географии и методических пособиях им посвящался раздел под названием «Эльтон и Баскунчак». И в народной памяти эти озера слились в одно — так и представим их, как одно великое соленое озеро России. В принципе оно так и было — почти во всех солонках россиян до XX в. была соль из этих двух озер — лучшая соль, добываемая в стране, которую повара и едоки не различали.
Как ни странно, названия озер никак не связаны с солью. Эльтон произошло от Алтан-Нор или Алтын-Нор («золотое дно», «золотое озеро») — так называли водоем казахи, калмыки, монголы и татары. Есть, правда, притянутая за уши версия о том, что озеро названо в честь британского судостроителя Дж. Эльтона, в 1741 г. исследовавшего озеро.
По-калмыцки Баскунчак звучит как Богдын хара нур — «Черное озеро святого». Будто бы в этих местах некогда погибли буддисты — два калмыцких монаха, переносившие из предгорий Алтая на Волгу гору Большую Богдо. На место их гибели пришел великий лама, сел на вершину Богдо, которую не донесли до места монахи — гора ныне возвышается недалеко от озера — и заплакал. Слезы стекли в котловину и образовали озеро. Похоже, они пропитали и священную гору Богдо, поскольку она представляет собой постоянно растущий соляной купол. А вот в переводе с тюркского Баскунчак означает «Собачья голова». По преданию, некогда озеро обмелело, и путники, сокращая путь, стали пересекать его. С одним из них была собака. Пес изранил лапы об острые соляные кристаллы и не смог идти дальше, а хозяин не заметил этого. Собака погибла. Пошли дожди, озеро наполнилось соленой водой, спасшей собачий труп от порчи. С тех пор в непогоду иногда можно увидеть среди волн собачью голову. А вот о том, как образовалось озеро, есть типичная легенда о девушке, которую богатый отец бай выдал замуж за своего соседа, богатого и некрасивого, а ее тайного жениха-пастуха высек, от чего тот помер. Девица разрыдалась и заполнила своими горючими слезами целое озеро.
Иисус Христос в Нагорной проповеди сравнивал своих апостолов с «солью земли» и со «светом мира», для Него это были два критерия духовности. Если спуститься с евангельских высот на грешную землю, то и на ней в те времена соль была метафорой мудрости, той незначительной добавкой, без которой всякая пища становилась пресной и безвкусной. Таковой соль осталась и поныне. Дневная потребность человеческого организма в соли 10—15 г., в жару 25—30 г., т.е. за год человек съедает ее 3,5—10,5 кг (в среднем 7 кг). Населению такой страны как Россия в год понадобится не менее 1 млн т — что бы мы делали без озера Баскунчак?
О кочевниках, добывавших соль в этих озерах, мало чего известно, а информации о соледобыче в России хватает. Соляное дело на территории русского государства было одним из древнейших промыслов, начиная с V в. до н.э. С XI в. соль варили в Киевской Руси и в Поморье, позднее на Севере, в Сибири, Волжско-Камском районе и др. местах. Торговля солью осуществлялась «вольным промыслом», посредством откупа и казной. На внешнем рынке соль продавалась наряду с мехами, кожей, медом, воском и другими товарами. Какое-то время соль вообще была стратегическим товаром. При царе Михаиле Федоровиче вывоз соли за границу карался смертной казнью, а при царе Алексее Михайловиче, который резко поднял налоги на соль, из-за чего цена на нее возросла от 5 коп до 20, в 1648 г случился народный «Соляной бунт».
В середине XVIII в. высококачественную соль, превосходившую другие соли по всем параметрам, стали добывать в озере Эльтон. Государство организовало нелегальных добытчиков, обеспечило им относительную безопасность, проложило два соляных тракта от Эльтона к Волге. Эльтонской соли, перевозившейся чумаками-малороссами, хватало для трети населения России. А на озере «сотни ломщиков рыли каналы, плыли по ним на лодках миль на 5—6 от берега и там с помощью пешней выламывали пласты кристаллической соли. Потому что чем ближе к берегу, тем больше черной пыли в белой соли, тем ниже ее стоимость. Затем тащили груженые лодки обратно, выносили куски соли на берег и складывали кучами под открытым небом. Береговые рабочие поливали эти кучи соляным раствором, чтобы смыть грязь, а просушивание на ветру позволяло избавить продукт от запаха. Условия, конечно, были адские. Сезонные рабочие жили в землянках, спасаясь от круглосуточной жары, пыли и ветра. Медицинской помощи ждать было неоткуда, воду в прибрежных колодцах можно было назвать пресной лишь относительно». (А. Голицын). На этих «приисках» была большая текучесть ломщиков. Высокая смертность стала оборотной стороной высоких заработков. Так, например, в 1761 г. «заработок каждого за лето составлял 25—26 руб. В тот год пуд хлеба стоил 10 коп, а фунт мяса — копейку». Не были в накладе и перевозчики соли. «Чумак мог за один сезон окупить двух волов с фурой». В 1882 г. Эльтон потерял промысловую привлекательность, т.к. в Баскунчаке «сырье было чище, и добывать его было проще, к тому же наступил век железных дорог». Неоценимую помощь оказало озеро врачам в годы Великой Отечественной войны во время Сталинградской битвы и других сражений. Соль Эльтона заменила дезинфицирующие средства и медикаменты, которых тогда катастрофически не хватало в госпиталях. Раненых просто погружали в ванны с соленым раствором, и это многих спасло от смерти.
На Баскунчаке сегодня соль добывают экскаватором. Озеро воистину неисчерпаемо: старые выработки полностью восстанавливаются за 6 лет. К тому же, по оценкам специалистов, глубина соляной горы, уходящей под землю ок. 6 км.
Но не только солью славен Баскунчак. На нем есть огромные залежи сульфитной иловой грязи, по своему составу аналогичной грязи Мертвого моря. В 1960-е гг. на 13-километровой автомобильной трассе, проложенной по гладкой, как зеркало, поверхности озера, было установлено 29 всесоюзных скоростных рекордов, из них 19 превосходили международные.
Фото из Интернета
Озера Эльтон и Баскунчак.
Эльтон. Баскунчак. Сарай-Бату. Размышления.
Вроде бы оклемавшись с дороги спешу поделиться новостями, мы таки взяли это направление!
Долгой проблемой была погода в этом районе и наличие военных городков, что сказывалось на развитие и прокладке маршрута. Далее нудная писанина по реалиям дороги, из неё можно многое почерпнуть для прокладки своего маршрута, например на вторые майские которые вот вот.
Итак, старт на Волгоград несколько сорвался, виной всему работа хоть я и в отпуске но практически весь последний день провел там. Дорога изначально была проложена через малонаселенную область дабы сэкономить порядка 30 км маршрута из за срыва сроков. Тут я сталкиваюсь с первым откровением, авто кушает очень много для трассы. 510-520 км мой предел на полном баке 70 литров, а это свыше 13 на сотку. В отсутствии канистры это залёт. Далее трек прокладывал пробивая по маршруту заправки, в основном Лукойл.
Перед Волгоградом за 150км начинается бешеная скачка автомобилей, так как трасса Р-22 однополосная. Причем возвращаясь назад я понял что этот город обладает определенным магнетизмом к мудакам за рулём, чем ближе он тем больше идиотов на обгонах. В начале это были 77-777-50 и иже с ними регионы. Угадать маневр обгона было нереально, много обгоняемых мною авто прямо перед самым носом выскакивали начиная обгон тормозя меня, приводя к аварийной ситуации, либо завершали обгон наглым образом встраиваясь в самый последний момент в колонну где их естественно никто не ждал. Бывали ситуации когда они прижимались к фурам, выходя лоб в лоб со встречкой, заставляя её выскакивать на обочину хотя за фурой было место что бы уйти в свой ряд. В связи с такой обстановкой никакие энергетики не были нужны адреналин кипел в крови…
Волгоград встретил нас путёвыми дорогами, сразу взяли курс на дом Павлова. Прогулялись по набережной, прикинули что на майские могут перекрыть этот район решили передислоцироваться, в итоге скупых поисков встали рядом с заправкой Лукойл (на территории Мамаевого Кургана) и туалет и умывальник и магазин под боком что не столь важно мне, но необходимо моей девушке.
Утром встали в пораньше около шести, тут же вышли на прогулку, так как до эльтона пилякать 400 км. Вдоволь прогулялись, присутсвовали на разводе караула затарились магнитиками и рванули к Эльтону. По маршруту решил сделать срезочку, заехав через Знаменск и далее по грунтам. Там нас постигает разочарование город военный, без пропуска воротят взад.
Крутнули лишнюю сотку пути, ну да ладно раз на Эльтоне нас ждет группа надо ехать туда. Вообще 1 мая над районом Эльтон-Баскунчак ожидался дождь, а второго числа он превратился в ливень. Делаем крюк назад, проезжая Быково с нами на связь выходит группа, уточняю у них о возможности заправки в том районе, оказывается ближайшая заправка в Палласовке, дальше сплошные ноунэйм заправки. Мои 500 км хода в степи могут превратиться в 400, нужна заправка и канистра литров на 20 в запас. Разворачиваемся на Быково, по дороге натыкаемся на Газпром, там и льем по полной. Выведываем что Лукойл в Палласовке так себе, все льют на Газпроме. Достаем пластиковые траки и в них наливаем 20 литров, на всякий случай, так как планируем двигаться степью между Эльтоном и Баскунчаком, а там 170 км хода, плюс примерно 200+ от заправки до Эльтона, что как бы намекает что в степи имеется точка невозварата, а машины в группе исключительно бензинки. Кое как доползли до Эльтона, экологи прогнали группу от озера и она встала на ночевку в населенке. Пока ехали имели несколько критичных встреч с КРС. На скорости 100 кмч очень сложно увидеть корову даже при включенном дальнем, да и у местных есть особенность не выключать дальний на трассе, слепя встречку.
Пересеклись с группой, упали спать подъём в 6 утра, понимаем что при данном уровне дождей двигаться по глиноземной почве будет проблематично на шоссейной резине, заправка машины из траков, готовка принятие плотного завтрака и тут же разделяемся с группой, они идут на Сарай-Бату там погода шепчет в отличие от Баскунчака на котором дожди. Мы на скорую руку заезжаем на Эльтон, погода мягко говоря печалит, шквальный ветер вперемешку с дождем. Делаем пару кадров и срываемся в догонку. В этот момент понимаем что бешенные скачки вчера и сегодня не стоили Эльтона. Накатав порядка 800+км просто слили деньги, зря привязались к группе, сыграла свою роль желание проехать грунтами для чего я был заряжен по полной (траки якорь куча удлинителей). А по сути мы их догоняли изо всех сил, вместо возможности продолжить трек от Знаменска к Баскунчаку или даже дальше к Сарай Бату. Но что сделано, то сделано. Мчим, в Волжске на левом повороте чувствую некомфортную вибрацию с хрустом быстро прыгаю на обочину в заднем правом колесе оставалось на тот момент не больше 0.1 атмосферы. Оказалось выскочил вентиль, точнее его металлическая вставка. На скорую руку ставлю запаску и еду по городу в поисках шиномонтажки, все шиномонтажки что встретились на пути были закрыты (5штук), а магазины были на праздничном расписании и буквально перед носом сняли кассу отказавшись продать сосок. Плюнув на обстоятельства решил проверить ЗИП, в нем оказалось в запасе пару сосков для бескамерки 🙂 Решив сменить его по месту стоянки пошли в сторону Селитренного. Там уже под закат Нагнали группу которая успела посетить Сарай Бату и стояла лагерем на берегу Ахтубы. Опять поздний ужин снова планирую ранний подъём для ремонта колеса…
Утром организм начинает матюкаться на постоянную спешку и отсутствие нормального отдыха, стиль «галопом по европам» даёт о себе знать. Утром прощаемся с группой, она уходит на гору Б.Богдо а мы остаемся чиниться и устраиваем передышку. Ближе к часу собрав пожитки двигаемся в на экспозицию и обстоятельно её изучаем, гнаться за группой нет никакого желания. Часам к трем выстреливаем в сторону Нижнего Баскунчака и немного поплутав в степи встаем на ночёвку возле КПП на Богдо что бы ранним утром до начала жары и наплыва посетителей осмотреть столь необычное место.
Ближе к обеду, после просещения горы, выезжаем в Нижний Баскунчак дабы искупаться в озере. Заезжаем на стоянку дорогу спросив аборигенов, всё время отгоняя мелких помощников которые кидаются под авто в желании заработка. Ценники такие: Стоянка 100р безлимит, 50р душ на человека. Мотоцикл до озера 100р в одну сторону до 5 человек входит в эту стоимость. Советую взять с собой емкость для помывки, а так же емкости куда потом набрать соль для лечебных нужд.
Наплававшись вдоволь, приняв душ, отобедав, стартуем домой часа в 4, в этот раз едем через Воронеж, так как ночной трип в малонаселенке несколько напрягает. Утром были часов 6. За раз пройдя порядка 1000+ км. через 4 области.
Итог: Маршрут закольцован и имеет множество развитий. Идеальный Вариант это:
1) Движение до Эльтона с закатом в том районе, учтите что дороги там заплатка на заплатке местами нормальные. С заправками я вроде ситуацию озвучил.
2) Грунтовая срезка до Баскунчака по степи, ехать по бетонке не советую, поймают военные, правда штраф всего 500р.
3) Закат на Богдо вход 170 с посетителя, экскурсовод прилагается, КПП работает с 8 до 8, ночевать за пределами заповедника у КПП, рядом есть туалет, что в степи роскошь 🙂
4) Сарай-Бату финальная точка, работают до последнего посетителя вход 150 с человека.
Закат 8 вечера рассвет около 5 утра, до этого времени нужно успеть хотя сейчас полнолуние.
Блог «Квартирки»
Блог сервиса краткосрочной аренды жилья «Квартирка»
Солёные озёра Баскунчак и Эльтон: что посмотреть, как добраться, где остановиться
В окрестностях соленого озера Баскунчак © Валерий Смирнов / Фотобанк Лори
Озеро Баскунчак — уникальный водоем, расположенный в Астраханской области. Вода в нём настолько солёная, что в ней нельзя утонуть.
Площадь поверхности Баскунчака составляет приблизительно 106 квадратных км. Дно скрывает огромные пласты соли переменной толщины — от 10 до 18 метров. Урез воды в озере находится на 21 метр ниже уровня моря. По факту озеро лежит на вершине соляной горы, уходящей вниз под землю на 6 км. Здесь добывают 80% российской соли.
С 1997 года озеро и окрестности находятся под охраной государства, как часть Богданско-Баскунчанского заповедника.
Озеро Баскунчак является одной из самых популярных достопримечательностей Астраханской области. Несмотря на слаборазвитую туристическую инфраструктуру, тысячи туристов ежегодно сюда приезжают, чтобы отдохнуть и подлечиться. Местный воздух, пропитанный солью, очень полезен и помогает вылечить многие лёгочные заболевания, а рапа и лечебная грязь благотворительно влияют на суставы и кожу.
Озеро Эльтон — это уникальное чудо природы, глубиной не более 10 см, которое уютно расположилось в одной из степей Волгоградской области на территории, площадью чуть более 150 квадратных км. Его необычность заключается во многом: в химическом составе, в происхождении, в огромных количествах и свойствах лечебной грязи.
Воды в озере практически нет — все, что видят перед собой туристы, это так называемая рапа — перенасыщенный раствор солей с большим процентом нахождения в ней брома, магния и других элементов. На дне водоема находится хрупкая соляная корка с наростами. Каждый год в озере намывается по одному соляному слою. Постепенно, между этими слоями образуется прослойка маслянистой и илистой грязи с минеральными солями, применяемая в лечении множества заболеваний. У людей, получавших лечение, снижается подверженность сезонным простудным заболеваниям, укрепляется иммунитет, уходят в стадию ремиссии хронические болезни, улучшается обмен веществ, повышается тонус нервной системы, проходят бронхо-легочные заболевания.
Что обязательно нужно сделать в путешествии на соленые озера Баскунчак и Эльтон?
1. Увидеть лучшие на юге России рассветами и закатами. В яркий солнечный день вода в озере выглядит розовой, а на закате озеро кажется золотым.
2. Побывать в Богданско-Баскунчакском заповеднике, который является домом для множества диких птиц, животных и растений. Здесь вы увидите бескрайние залежи чистейшей соли, причудливые формы рельефа, многочисленную флору и фауну, марсианские пейзажи и бескрайние степи с парящими над ними орлами и ястребами, охотящимися за сусликами, которые считают здешние места своим домом.
3. Увидеть красивую реку, окрашенную в багровый цвет от переизбытка железа в воде.
4. Подняться на самую высокую точку прикаспийской низменности — гору Богдо. Гора Богдо — самая высокая точка Прикаспийской низменности. Имеет развитые наземные и подземные формы карстового рельефа — балки, воронки, пещеры, гроты и т. п. На сегодняшний день насчитывается более 30 пещер, самая крупная из них достигает 1,5 км. Удивительные марсианские пейзажи и вид на озеро Баскунчак с вершины горы остаются в памяти на всю жизнь.
5. Познакомиться с процессом производства и добычи соли, попробовать национальную казахскую кухню.
6. Побывать на Мамаевом кургане, в панораме Сталинградской битвы и прогуляться по набережной города-героя Волгограда.
Что взять с собой на озеро?
Как добраться?
Добраться до озера Баскунчак возможно из Волгограда (195 км) или Астрахани (339 км). Дальше маршрут идет обычно от Баскунчака к Эльтону, расстояние между озерами по прямой всего 100 км. Однако если вы путешествуете на автомобиле, то ехать придется в объезд по трассе, и тогда вам нужно преодолеть 487 км. Также возможно путешествовать между озерами на поезде дальнего следования, время в пути — 1,5 часа.
Где остановиться?
Арендовать жилье в Волгограде или Астрахани. В переездах между озерами можно найти гостиницы или частное жилье.
Соленые озера Баскунчак и Эльтон (часть 1)
Эти озера очень популярны у волгоградцев, очень популярны экскурсии выходного дня к ним, но лучше ехать самим. В плане развлекательной поездки лучше сгонять на Баскунчак, если подлечиться, запастись грязью, то на Эльтон.
Начнем с Баскунчака.
Озеро славится своей кристально чистой солью, в ней минимум примесей, она » чиста как лед» (с), там ведутся ее промышленная разработка, и территория заповедника закрыта, но туристов пускают. Не знаю на сколько легально.
Поехали:
Выезжаем всегда рано утром, чтоб потом не торопиться.
Вообще Баскунчак в Астраханской области, но до Волгограда ближе, с постройкой моста через Волгу, стало 200 км.
Видите в дали ели видно гору? Это гора Богдо, священная гора будистов, на ней побывал сам Далай Лама, подтвердил ее святость.
Мы с вами тоже на ней побываем.
Подъехать к озеру близко на машине нельзя (хоть и нарушают джиперы с другой стороны, но мы нарушать не будем — заповедник) дорога к стоянкам через поселок:
Впереди стоянки, их несколько, платные. Это бизнес местных, также есть на стоянках душевые с пресной водой, душ естественно тоже платный, как и стоянка — 50 рублей.
Ставим машину, и к озеру!
Туда возят на драндулетах местные, но некоторые идут пешком, прогулка великолепная, под ногами уже начинается соль, и непонятно как выживающая там растительность! Мы естественно тоже пойдем пешком, на друндулете поедем обратно, так как вернуться пешком будет физически невозможно)))
Обязательная фотосессия, а как же))
Мажемся грязью, она здесь конечно не такая богатая микроэлементами как на Эльтоне, и из за этого не особо лечебная, но зато очень мощный косметический эффект, кожа шелковая потом долго еще будет.
Почувствую себя баракабамой)))
На горизонте Богдо (малое и большое)
После грязевой процедуры идем смывать рапой, утонуть не возможно, поэтому полежим на ней (водой называть нельзя, это не вода а именно рапа), осторожнее с глазами.
Полевые испытания. Волгоград — Баскунчак — Булухта — Эльтон — Элиста
Вдохновения
Основная цель поездки была побывать на соленых озерах Астраханской области, а именно Баскунчак, Булухта и Эльтон. Вдохновил меня на эту поездку фильм Соль, просмотренный три года назад, после чего еще множество раз пересматриваемый.
Элиста добавилась к маршруту позднее, дабы дополнить картину разнообразием степей и посмотреть буддийские храмы, которые кстати тоже давно хотел посетить.
Маршрут
Ростов — Волгодонск — Волгоград — оз.Баскунчак — оз.Булухта оз.Эльтон — Элиста — Сальск — Ростов
Путешествие
От Ростова до Волгодонска дорога известна, после уже начались новые виды и пейзажи. Сделали первую ночевку перед городом, в лесополосе. Это действительно была полоса шириной в 4 дерева. Раскладывались ночью, так что новые фары очень выручили.
В Волгограде залипли так как пробки и протяженность города километров 20, которые никак не объехать. В Волгограде порешали дела, заехали к друзьям, посмотрели Родину Мать, прогулялись по парку, глянули на набережную и в путь. Волгоград не впечатлил, т.к кроме этого комплекса не знаю что там еще смотреть.
Едем на оз.Баскунчак. Дорога преимущественно прямая, особо не загружена. Приезжаем в село Баскунчак, там нас встречает местная ребятня с предложениями показать дорогу к озеру за 200р. На карте озеро есть, так что решили обойтись без помощи. Фотографируем все, останавливаемся везде. Возле города ветка жд, которая вывозит соль с озера. Находим туристическуя часть озера. Узнаю у одного из ребят на въезде как все устроено и цены. 50 рублей стоянка с машины, 20 рублей с человека за проезд к озеру, но можно и пешком, там недалеко. Вдали виднеется гора. Местные возят к ней за 1000 туда-обратно. Там заповедник, вход туда платный 170р с человека. Соглашается показать нам дорогу за 550 руб. Так гора там одна и в общем то видна из любой точки. Едем сами, любуемся степями. Земял накатанная и сухая, никаких проблем с проездом. На кпп говорят что на сегодня уже закрылись и завтра с 8:00. Отъезжаем от них и ночуем в открытом поле. На столько открытом, что аж дух захватывает, потому как на горизонте 360 градусов ничего нет!
С утра едем смотреть гору красного цвета. Куча табличек с легендами этого места, сделаны помосты для удобного подъема. Перемахнув гору выходим к другому берегу озера, не туристическому. Там никого и много много соли. Зрелище захватывает дух!
Возвращаемся в овощную зону для туристов, купаемся и выезжаем на оз.Эльтон.
Пообщавшись с туристами из Москвы тут мы впечатались Элистой.
Изначально в планах было проехать через Саратов и вернуться совершенно другой дорогой по западной стороне волги. Но на месте планы изменились и обратный путь будет лежать через Элисту.
Пытаемся с трассы съехать в северном направлении, вдоль границы с Казахстаном добраться до Эльтона. Ничего не выходит, все время упираемся в военные поселения. Решаем выехать на трассу, разворачиваемся, находим в поле асфальтовую дорогу — тут сюрприз. Едем по ней, мимо идет века ЖД, проезжает поезд с танками и бтр на борту… тут мы понимаем что оказались на территории военной части (ракетных войск как выяснилось позже). На тупом подъезжаем кпп, говорю — заблудились. Солдатики смотрят на нас, говорят — выпустить не можем выезжайте как въезжали. Ну мы по быстрому от туда, пока нас не задержали до выяснения)) Как оказывается мы попали на полигон Капустин Яр. Место первого запуска советской ракеты под руководством С.П. Королёва.
Худо бедно выезжаем на трассу, делая крюк решаем посмотреть оз.Булухта, а после него на восток в Эльтону. Уже стемнело, едем до усталости. Свернув с трассы на местную дорогу между деревнями проехали кусок в 100 км без единой встречной и попутной машины, без фонарей и вообще признаков жизни. С нее мы сворачиваем в поля, проезжаем еще не много и останавливаемся на ночлег. Аналогично предидущей стоянке — поле по кругу, тишина и никого! Утром встаем по раньше чтобы успеть на оба озера. Доезжаем до оз.Булухта, которое понравилось нам больше всего. В радиусе многих десятков километров от озера ни души. Никакого туризма, лавок с сувенирами. ничего! Это божественно)) Кругом так же соль.
Медитируем, слушаем тишину, дышим чистым воздухом и в путь. Полями, полями, двигаемся к цели. Заканчивается бенз и приходится пользоваться канистрой на 15л, в надежде доехать до нормальной заправки. Подъезжаем к Эльтону, встречаем таблички о запрете передвижения по заповедной зоне, обращенные в сторону дороги. Ну это не нам)) Выезжаем и в поселок. На вопрос как проехать к другой стороне озера, местные жители почему то отвечают, что — дороги нет. Естественно не верим, и ищем сами, таки находим) Опять табличка, опять запрет. Нарушаем! Едем, фотографируем. Тут нарисовался уазик с егерями. Рассказывают нам как нужно жить, и грозят составить акт о нарушении. Говорим табличка не читается, ничего не знаем. Подъездаем и правда не читается, отпускаю) Благодарим и едем фоткать разрешенные места))
Что бы попасть в Элисту, опять нужно проехать через Волгоград. Решаем ехать из Эльтона асфальтовыми дорогами, это крюк в два раза больше чем через поля (200 км где то). Ни одно заправки на пути! стрелка медленно но уверенно ложиться… Кругом военные части. Останавливаю военного на гражданской машине, спрашиваю про заправку. Оказывается ближайшая с нормальным бензом — 100 км! говорит есть еще вариант у местных закупить на дому, с лукоила (вроде как) Провожает нас в деревню, к дому, де женщина восточной наружности из канистры в сарае наливает нам 40 литров) С ужасом завожу мотор… едет! Дальше без приключений, на трассе волгоград — Саратов заправок море, доливаем 92 экто. Ночуем на берегу волги, на территории охотхозяйства. Шикарный вид, елки. Непривычный пейзаж после степного.
С утра домчали до Волгограда, в нем потеряли часа 1.5, пока проехали. В элисту дорога ровная, прямая, но тут начались засады дпс. новая дорога, ограничение 40, все тащатся. Хорошо хоть кто то мигает, предупреждает, а то люди отучились доброте…
Как написано в инете — Элисту за день всю не посмотреть. Проезжая по двум главным улицам, кольцом по городу, осматриваем все достопримечательности разом. Огромное положительное впечатление от храма «Золотого Будды» и «Шахматного городка».
Ночуем неподалеку от Элисты, опять в привычной, но уже холмистой степи. С утра в 7:00 скучный и монотонный путь домой))
Дороги
Отличные дороги в Элисте, покрытия ровные без ям, множество новых кусков дорог.
В Астраханской области тоже все ровненько, без ям. но покрытие чуть хуже. Много заплаток но ям нигде нет.
В Волгоградской области дороги плохие, а в самом городе и вовсе ужасные. Хуже полевых. Ямы с острыми краями, ухабы ну и три поколения заплаток.
Полевые дороги хорошо накатаны и даже без дороги можно ехать по чистому полю. Ближе к волгоградской области в полях попадаются камни, поэтому ехать «по прямой» нужно аккуратно.
В принципе по всем полям можно проехать на моноприводной машине с человеческим клиренсом.
ДПС не беспокоили. В волгоградской и Астраханской области никаких засад не было вообще, только на постах, да и то не везде. в Калмыкии били засады на новых участках дороги, но все ехали дисциплинированной колонной, поэтому тоже без проблем. За всю поездку ни кто палкой нам не махнул
Машина
Хомяк вел себя нормально, не подводил. пару раз ругался на некачественное топливо лампочкой Check-Engine, но все восстанавливалось после нормальной заправки.
Пока проезжали Волгоград, встретилось четыре h3 и один h2. ну еще один h2 испорченный под лимузин.
Пейзажи и атмосфера
Степные пейзажи зачарованно мелькали в окнах. Не раз мы останавливались полюбоваться красотой разнородной растительности уходящей за горизонт. Такого разнообразия полей я никогда еще не встречал. Атмосфера пронизана тишиной и спокойствием. Просыпаясь в открытом поле, нет ощущения незащищенности — это удивительно!
И конечно — соль! Озеро Булухта произвело самое неизгладимое впечатление. Бродя по высохшему дну озера вспоминались пейзажи из фильма «Соль». Тут я действительно понял какой смысл был заложен автором того фильма.
Итоги и затраты
5 дней (7-12
11500 = вышло на бензин
2450 = километров пробега
170*2 = вход в заповедник
150 = стоянка с душем
5500 = бытовые нужды и еда