какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

100 лет назад Россия перешла с юлианского на григорианский календарь

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.

Источник

Календарный переворот

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

Календарный раскол между западными и восточными христианами (верующие стали праздновать главные праздники в разное время) произошел в XVI веке, когда Папа Римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Одержимым идеей мировой революции и интернационализма большевикам, конечно, не было дела до Папы Римского и его календаря. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». «. На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом. Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультуризма Ангелу Меркель в глобалистских проектах.

Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени. Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация. Протестанты были против прежде всего потому, что «это задумано в Риме». А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

Реформу календаря при желании, конечно, можно назвать расколом, имея в виду, что христианский мир уже раскололся не только по принципу «восток-запад», но и внутри запада.

Поэтому григорианский календарь был воспринят как римский, папистский, а значит, непригодный. Постепенно, правда, протестантские страны его приняли, но процесс перехода занял века. Так обстояли дела на западе. Восток на реформу папы Григория XIII не обратил внимания.

Советская республика перешла на новый стиль, но это, к сожалению, было связано с революционными событиями в России, ни о каком папе Григории XIII большевики, естественно, не думали, просто считали новый стиль наиболее адекватным своему мировоззрению. А у Русской православной церкви появилась дополнительная травма.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором приняли решение об исправлении юлианского календаря.

Представители Русской православной церкви, понятно, не смогли выехать за рубеж. Но патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «новоюлианский» календарь. Впрочем, это вызвало протесты среди верующих, и постановление быстро отменили.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

Вы видите, что было несколько этапов поиска совпадения на календарной почве. Но к окончательному результату это не привело. Пока в серьезной церковной дискуссии этот вопрос вообще отсутствует.

Каждое Рождество Христово всплывает тема перехода на григорианский календарь. Но это политика, выгодная медийная подача, пиар, что хотите. Сама Церковь в этом не участвует и неохотно эти вопросы комментирует.

Почему Русская православная церковь пользуется юлианским календарем?

Отец Владимир (Вигилянский), настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ:

Церковь живет по своему порядку, и в нем многие значимые вещи могут и не совпадать со светскими приоритетами. К примеру, в церковной жизни есть четкая система поступательности времени, которая привязана к Евангелию. Каждый день читаются отрывки из этой книги, в чем есть логика, связанная с евангельской историей и земной жизнью Иисуса Христа. Это все закладывает определенный духовный ритм жизни православного человека. И те, кто пользуется этим календарем, не хочет и не будет его нарушать.

У верующего человека весьма аскетическая жизнь. Мир может меняться, мы видим, как на наших глазах у сограждан появляется масса возможностей, к примеру, для отдыха во время светских новогодних каникул. Но Церковь, как пел один наш рок-исполнитель, «не будет прогибаться под изменчивый мир». Ставить в зависимость от горнолыжного курорта нашу церковную жизнь мы не будем.

Источник

Разница между юлианским календарем и григорианским, отличие в днях

Наверно, все слышали выражение «старый и новый стиль» и знают, что это связано с календарем. Рассмотрим, разницу между юлианским и григорианским календарем, историю изобретения и введения, в чем их основные отличия. Какими были последствия реформ по введению нового календаря, какой из них используется сейчас в России, какими будут будущие изменения в календаре.

История юлианского календаря (старый стиль)

Календари придуманы для расчетов времени и летоисчисления. Они существовали у многих народов, расчеты были основаны на астрономических наблюдениях за периодичностью движения планет.

Слово «календарь» происходит от латинского слова «календы», так у римлян назывался первый день каждого месяца. Сами месяцы состояли из 30 дней, год – из 10 месяцев и 2 дополнительных. С 3 века до н. э. в античном мире использовали вариант, в основе которого лежал 44-годичный лунно-солнечный цикл. Он состоял из 365 суток и 12 месяцев.

Этот календарь был использован в Риме при проведении реформ в 45 г. до н. э. и назван в часть Гая Юлия Цезаря, который инициировал реформу. Началом года было принято 1 января, эта дата используется и сейчас.

В России юлианский календарь использовался до 1918 г., когда был заменен современным григорианским. Они получили названия старого и нового стиля соответственно.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

История григорианского календаря (новый стиль)

Юлианский использовался со времен введения больше 16 столетий, но к тому времени возникла необходимость его смены. Причиной послужило смещение дня весеннего равноденствия. По нему рассчитывалась дата Пасхи, которая должна была приходиться на полнолуние.

В результате многолетних астрономических наблюдений было установлено, что в действительности продолжительность солнечного года составляет 365,2422 суток, а не 366, как считалось ранее. То есть, тропический год на 11 мин. 14 сек. короче, чем продолжительность года по старому юлианскому календарю. Постепенно несовпадение привело к тому, что через 128 лет в нем прибавлялся один лишний день. К 16 веку разница была уже существенной – целых 10 суток.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

Папа Римский Григорий XIII в 1582 году предложил новую систему, чтобы определять точную дату Пасхи. Требовалось, чтобы она совпадала с полнолунием, выпадала обязательно на воскресенье. Также нужно было, чтобы весеннее равноденствие снова приходилось на 21 марта.

Поначалу реформа вызвала возмущение и протесты в ученых кругах и среди народа. Но постепенно большинство европейских стран, будучи католическими, перешли на новый стиль. В течение следующих столетий его приняли азиатские и страны арабского мира. В некоторых странах это произошло уже в 21 веке. Одними из последних стран на новый стиль перешли такие страны, как Греция в 1923 г, в 1926 году Турция, в 1928 году Египет. Уже в 2016 году, последней присоединилась Саудовская Аравия.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

В чем основные отличия

Календари отличаются тем, что у них разное количество високосных годов. В юлианском такими считаются те, что делятся на 4. В григорианском действует то же правило, но также те, что делятся на 100, считаются високосными, если они также делятся на 400. Таким образом, разница между календарями, представляющими старый и новый стиль, увеличивается на 1 день каждые 100-200 лет.

Разница между одинаковыми датами по двум календарям на текущее время составляет 13 дней и будет увеличиваться на 3 суток за каждое столетие.

Погрешность в 1 день относительно равноденствия будет накапливаться в григорианском не так быстро, как в юлианском – приблизительно за 10 тысяч лет, в то время как если бы и сейчас продолжали пользоваться старым стилем, она бы накапливалась за 128 лет.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

Последствия реформ

При введении нового календаря была сдвинута текущая дата сразу на 10 дней, чтобы исправить ошибки, накопившиеся за столетия. Високосные годы стали рассчитывать по-новому. Такими годами назывались такие, которые имели не 365, а 366 дней, были кратны 4, но не кратны 100. Правила расчета католической Пасхи изменились, чтобы можно было достичь основной цели – дата проведения праздника соответствовала церковным правилам.

Какой календарь используется в России

В 16 веке страны, подчиненные восточной церкви, не приняли нововведение, так как получалось, что Пасха в отдельные годы может наступать раньше иудейской, что противоречило канонам церкви.

В России тема перехода церкви на новый стиль неоднократно обсуждалась. Допускался переход только при условии, что большинство западных христиан примет православие. Но, в целом, реформа считалась нецелесообразной. Последние обсуждения касательно изменений привычного стиля происходили в 90-е годы 19 века.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

В России остался юлианский календарь, который был принят еще во времена крещения, в 10 веке. Новый год праздновали в сентябре, но с 1799 года стали отмечать 1 января, как и в европейских странах.

В феврале 1918 года в России был введен новый стиль, то есть григорианский календарь. Через 5 лет на нововведение пытались перевести и церковь, но это не удалось, и богослужения стали проводить по старым традициям.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

В использовании разных календарей кроется причина празднования основных церковных праздников церквами разных направлений. Так, например, Рождество католики празднуют 25 декабря, а православные на 2 недели позже – 7 января. Ну, и нельзя не вспомнить Старый Новый год, который любят праздновать в России и бывших социалистических странах.

Будущее развитие

На данный момент разница составляет 13 дней, но с 2100 по 2200 будет уже составлять 14 дней, затем в следующее столетие увеличится на 1 день, в период с 2300 по 2500 будет составлять 16 дней.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

Если нужно узнать разницу, сделать это просто: нужно к дате по юлианскому календарю прибавить 13 дней; чтобы получить дату по новому стилю относительно старого, нужно, соответственно, вычесть.

Принятие и переход на григорианский календарь были необходимыми событиями, так как юлианский, использовавшийся до этого столетиями, устарел. Теперь его используют почти во всем мире как более совершенный и рациональный.

Источник

14 февраля 1918 года Советская Россия перешла на новый стиль летоисчисления.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

Из истории летоисчисления в России.

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

какое отставание накопилось в россии к моменту введения нового стиля

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы. В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Источник

Старый новый год номер два. Или для тех кто не знает истории перехода России на Григорианский календарь.

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.

А теперь про сам старый новый год. Российская православная церковь так и живет по Юлианскому календарю. И все праздники и посты соблюдаются по старому стилю. А поскольку ночь с 31 декабря на 1 января выпадает на пост и пост по новому стилю длятся до 7 января, то отмечать новый год с салатами мясом и бухлишком есть нарушение поста, конечно можно превратить шампанское в воду, а порося в карася, но не все такие. Поэтому люди соблюдающие православные посты решили отмечать новый год по старому стилю, после рождества дабы не нарушать пост. Традиция отмечать старый новый год, по моим данным есть только в Странах бывшего союза.

Почему не отмечает Европа: католическая и протестанская церковь полностью перешли на григорианский календарь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *