37 дивизия морских десантных сил сф история

37 дивизия морских десантных сил сф история

С развитием корабельной промышленности на флот стали поступать десантные корабли, оборудованные специальными помещениями для личного состава, а также трюмами и площадками для размещения танков, самоходных артиллерийских установок и орудий, бронетранспортеров, автомашин и других транспортных средств десантируемых войск. Имеющие малую осадку носом и специальные устройства в виде аппарелей, десантные корабли имеют возможность принимать войска и технику непосредственно с берега и доставлять их на необорудованое побережье противника.

После реорганизации в 1966 году в бригаду стали поступать десантные корабли. Теперь помимо эсминцев она имела в своем составе особое судно «ОС-19» и дивизион десантных кораблей. Несколько позже в состав соединения вошли десантные корабли океанской зоны проекта 1171 БДК-62 «Комсомолец Карелии» и, перешедший с Балтики, БДК «Петр Ильичев». С 1977 года бригада начала комплектоваться десантными кораблями проекта 775 и 771, построенными в Польской Народной Республике, десантными катерами на воздушной подушке проекта 1206 типа «Кальмар».

37 дивизия морских десантных сил сф историяУ родного причала

За годы своего существования корабли бригады десантных кораблей с подразделениями морской пехоты на борту выполняли задачи длительного плавания в различных районах Мирового океана. Несли боевую службу в Карибском и Средиземном морях, в Республике Ангола, Центральной и Южной Атлантике; неоднократно принимали участие в стратегических и командно-штабных учениях, в том числе «Щит-76», «Анды-79», «Запад-81″,»Магистраль-83″,»Запад-99», «Ладога-2009» и «Запад-2009». Неоднократно корабли соединения выполняли специальные правительственные задачи при испытаниях на Новой Земле.

Выполняя задачи официальных визитов и деловых заходов в порты иностранных государств экипажи кора блей всегда отличались высокой морской культурой и выучкой. Это по достоинству могли оценить жители Гаваны (Республика Куба), Стокгольма (Швеция), Бергена (Норвегия), Гданьска и Свиноустье (Польша), Ростока (Германия), Конакри(Гвинея), Луанды (Ангола),Роттердама (Нидерланды) и других городов

В августе 1985 года, с включением в состав бригады артиллерийских крейсеров «Александр Невский» и «Мурманск», на ее основе формируется отдельная дивизия морских десантных сил Северного флота. Первым командиром дивизии был капитан 1 ранга П.Г.Святашов, начальником политотдела капитан 2 ранга М.И.Аполлонов.

Состав дивизии пополнялся новыми кораблями. Флагманом соединения стал построенный в Калиниграде и вошедший в состав в 1991 году большой десантный корабль «Митрофан Москаленко».

37 дивизия морских десантных сил сф история

В 1994 году в связи с реформированием ВМФ 37 дивизия морских десантных сил была сокращена. Юридическим приемником боевых традиций Дивизии стала 121 бригада десантных кораблей, которая вошла в состав 7 Оперативной (Атлантической) эскадры надводных кораблей СФ, а с июня 2001 года была переподчинена Кольской флотилии разнородных сил.

В 2001 году Командующим КСФ и Геральдической коллегией ВМФ утвержден герб соединения, рисунок которого лег в основу нарукавной нашивки.

В августе 2009 года БДК «Александр Отраковский» и БДК «Георгий Победоносец» приняли участие в оперативно-стратегических учениях «Ладога-2009» и «Запад-2009».

Корабли соединения одновременно проводили десантные операции на двух морских полигонах. Под руководством командира соединения капитана 1 ранга Николая Якубовского большие десантные корабли «Александр Отраковский» и «Георгий Победоносец» выполняли задачи учений «Запад-2009». А БДК «Кондопога» и четыре десантных катера («Николай Рубцов», ДКА-148, ДКА-182 и ДКА-464) под руководством начальника штаба соединения капитана 1 ранга Алексея Комарова принимали участие в учениях «Ладога-2009».

В июне 2012 года в ходе учения «Пассекс» БДК «Александр Отраковский» участвовал в отработке взаимодействия с фрегатом «De Grasse» ВМС Франции.

37 дивизия морских десантных сил сф история

Июль-август 2012 года БДК «А.Отраковский», «Георгий Победоносец» и «Кондопога», БПК «Адмирал Чабаненко» и суда обеспечения «Николай Чикер» и «Сергей Осипов» вышли из Североморска в Средиземное море. Поход продолжался более полутора месяцев. За это время корабли прошли более 10 тысяч морских миль, действовали в районах Баренцева, Норвежского и Северного морей, в Атлантическом океане и Средиземноморье. Основной задачей отряда была отработка совместных действий в различных морских театрах в составе объединённых межфлотских группировок.

Экипажи отработали комплекс задач совместно с кораблями и судами Балтийского и Черноморского флотов под единым командованием командующего КолФлРС СФ контр-адмирала Владимира Касатонова с борта БДК «Георгий Победоносец».

В конце сентября 2012 года БДК «А.Отраковский» и «Кондопога» приняли участие в КШУ войск и сил ЗапВО в Заполярье, которое проходило под руководством командующего войсками ЗВО генерал-полковника Аркадия Бахина. Надводные силы флота выполняли задачи по обороне стратегически и экономически важных объектов, расположенных в Арктическом регионе, с морских направлений.

Одним из эпизодов учения стала морская десантная операция. Отряд кораблей и судов Северного флота в составе БПК «Вице-адмирал Кулаков», БДК «Александр Отраковский», СБС «Алтай» и других суда обеспечения действовали в зоне Северного морского пути в Карском море, а затем в море Лаптевых. Морские пехотинцы, вышедшие на борту большого десантного корабля, впервые в истории российского ВМФ совершили высадку морского десанта на необорудованое побережье острова Котельный архипелага Новосибирских островов в море Лаптевых с задачей недопущения террористических актов на российских промышленных и научно-исследовательских объектах, расположенных на удалении более 2 тысяч километров от пункта постоянной дислокации.

Заняв места якорных стоянок в акватории залива Стахановцев, находящегося на западной оконечности острова Котельный Новосибирского архипелага, с помощью вертолёта Ка-27 и специальных плавательных средств на остров была высажена группа для проведения рекогносцировки. После чего было принято решение о высадке десанта на берег острова Котельный с БДК «Кондопога» и «Оленегорский горняк».

Для начала строительных работ на Новосибирские острова было доставлено соответствующее оборудование и материалы. Команде была поставлена задача в сжатые сроки провести картографический анализ и приступить к работам по возведению взлётно-посадочной полосы аэродрома «Темп». >> Видео телеканала «ЗВЕЗДА»
За время похода корабли отряда преодолели более 4000 морских миль, действовали в море Лаптевых, Карском и Баренцевом морях. На обратном следовании отряд кораблей СФ отработал форсирование опасных участков СМП двумя тактическими группами в сопровождении двух атомных ледоколов, провел ряд учений по обеспечению безопасности в районах трассы СМП, принял участие в масштабных учениях сил Северного флота под руководством Главнокомандующего ВМФ адмирала Виктора Чиркова.
Верховный главнокомандующий ВС РФ В.В.Путин по видеосвязи с полигона «Хмелевка» в Калининградской области выразил благодарность морякам Северного флота.

По завершении учений «Запад-2013» БДК «Георгий Победоносец» выполнил межфлотский переход, в ходе которого с 2 по 5 ноября 2013 года совершил заход с деловым визитом в п.Лиссабон (Португалия). Подробнее >>> . После пополнения запасов и пройдя Гибралтарским проливом вошел в состав межфлотского соединения кораблей ВМФ России в Средиземном море. Подробнее >> .

БДК «Оленегорский горняк» в составе корабельной авиационной группы (КАГ), возглавляемой ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» под флагом заместителя командующего СФ контр-адмирала В.Соколова, 17 декабря 2013 года вышел из главной базы СФ для выполнения задач БС в Северо-Восточной Атлантике и на Средиземноморском театре. Дальний поход КАГ СФ стал очередным этапом действий сил российского ВМФ в Мировом океане в составе группировок кораблей на значительном удалении от мест базирования.

Лучшим командиром десантного корабля по итогам флотского этапа конкурса «Кубок моря-2014» стал командир БДК «Александр Отраковский» капитан 2 ранга Евгений Алексеев. В первенстве среди связистов победу одержал капитан-лейтенант Сергей Стрелков (БДК «Александр Отраковский»). Конкурс «Кубок моря-2014», стартовавший в марте 2014 года, проходит в несколько этапов, сначала – в соединениях и на объединениях флота. Затем под руководством командующего Северным флотом состоялся флотский этап, в ходе которого оценивались как теоретические знания, так и практическая подготовленность участников.

С 17 по 20 июня 2014 года БДК «Георгий Победоносец» и «Оленегорский горняк» выполнили деловой заход в порт Сеута (Испания).
3 июля корабли завершили трансатлантический переход к месту постоянной дислокации. За время дальнего похода, для БДК «Георгий Победоносец» он продолжался 333 дня, экипажи оставили за кормой в совокупности более 57 тысяч морских миль, провели сотни корабельных учений и тренировок, в том числе во взаимодействии с кораблями ДКБФ и КЧФ. Корабли неоднократно совершали заходы на военно-морские базы Черноморского флота России и в порты иностранных государств. (РИА Новости)

.

По итогам 2014 года соединение признано одним из лучших на флоте.

Соединение обрело Боевое Знамя нового образца. Право прикрепить знамя получили 12 лучших военнослужащих бригады. В их числе командир соединения капитан 1 ранга А.Клёстов, командир БДК «А.Отраковский» капитан 2 ранга Е.Алексеев, флагманский специалист РТС капитан 2 ранга Н.Киселёв, флагманский специалист РХБЗ капитан 3 ранга А.Исламов. (Красная Звезда)

37 дивизия морских десантных сил сф история37 дивизия морских десантных сил сф история
Церемония вручения Боевого знамени. Фото О.Воробьевой

9 мая БДК «Кондопога» принял участие в морском параде в г.Североморске, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

За заслуги в укреплении обороноспособности страны и высокие личные показатели в служебной деятельности заместитель командира бригады по электромеханической части – начальник ЭМС капитан 2 ранга Сергей Иванов награжден медалью Ушакова.

37 дивизия морских десантных сил сф история

Командиры 37 дивизии МДС:
капитан 1 ранга Святашов П.Г.
капитан 1 ранга Некрашевич

Начальники штаба:
Капитан 2 ранга БАБИН Михаил Владимирович
Капитан 2 ранга БОЙЦЕРУК Андрей Владимирович
Капитан 1 ранга ТРУСОВ Вячеслав Николаевич
Капитан 1 ранга ЯКУБОВСКИЙ Николай Юрьевич
Капитан 1 ранга КОМАРОВ Алексей Владимирович
Капитан 2 ранга КЛЁСТОВ Алекандр Викторович
Капитан 2 ранга Лепский Аркадий

Начальники политотдела/заместители командира бригады по ВР:
Капитан 2 ранга ШАЛИМОВ Виктор Васильевич
Капитан 2 ранга СТРУГИН Александр Викторович
Капитан 2 ранга КОРОЛЕВ Юрий Алексеевич
Капитан 1 ранга КОВГАН Иван

Источник

Новое в блогах

Морская пехота России: состав и дислокация

МОРСКАЯ ПЕХОТА

в связи с особым оперативным назначением,

организацией и дислокацией приводятся также

сведения и по некоторым частям Береговой обороны

номинально не входившие в состав морской пехоты

Сокращения:

ап – артиллерийский полк (оап – отдельный ап)

БВ – береговые войска (полуофициальная аббревиатура)

БО – береговая оборона

БФ – Балтийский флот (официально – ДКБФ – Дважды Краснознамённый БФ)

гв. – гвардии

дмп – дивизия морской пехоты

зрп – зенитный ракетный полк

МП – морская пехота (полуофициальная аббревиатура)

мсп – мотострелковый полк

оабр – отдельная артиллерийская бригада

обмп – отдельный батальон морской пехоты

обрбо – отдельный бригада береговой обороны

обрмп – отдельная бригада морской пехоты

ооб ПДСС – отдельный отряд борьбы с подводными диверсионными силами и средствами

опмп – отдельный полк морской пехоты

опулаб – отдельный пулемётно-артиллерийский батальон

отб – отдельный танковый батальон

пбо – полк береговой обороны

сп – стрелковый полк

СФ – Северный флот (официально – КСФ – Краснознамённый СФ)

ТОФ – Тихоокеанский флот (официально – КТОФ – Краснознамённый ТОФ)

тп – танковый полк (отп – отдельный ТП)

ЧФ – Черноморский флот (официально – КЧФ – Краснознамённый ЧФ)

Период с 1945 по 1979 гг.

[Замечу, что ни один батальон или бригада морской пехоты участвовавшие в Великой Отечественной войне не были сохранены. Новообразованные (о них см. ниже) части имели исключительно «сухопутные» корни в стрелковых дивизиях. Причины этого неизвестны, тем более, что «спешенные» моряки проявили непререкаемую доблесть справедливо получив от немцев прозвище «чёрная смерть».]

Однако, попытки использования даже специально подготовленных частей Сухопутных Войск в морских десантных операциях не привели к положительным результатам. В связи с чем, в конце 1950-х стал вопрос о создании специализированных морских десантных формирований. И тогда, при покровительстве Главкома ВМФ адмирала флота С. Г. Горшкова, по директиве Министерства обороны № ОРГ/3/50340 от 7 июня 1963 года, на базе принимавшего в учениях флота 336-й гв. мсп из БВО, в июле того же года был выведен из состава дивизии СВ и на его базе был сформирован 336-й Белостокский ордена Суворова и Александра Невского гвардейский отдельный полк морской пехоты (опмп). Место дислокации полка – г. Балтийск (Калининградская обл.). Первый командир – гв. полковник Шапранов П.Т.

В июле 1966 – на базе 61-го мотострелкового полка 131-й мотострелковой дивизии ЛВО был сформирован 61-й отдельный Краснознамённый Киркенесский полк морской пехоты на Северном Флоте.

Тогда же, после совместных учений, только что созданного, балтийского опмп вместе в румынской и болгарской армиями на территории Болгарии, в ноябре 1966, один из батальонов полка остался на ЧФ как 309-й обмп и в следующем году послужил основой для формирования 810-го опмп Черноморского Флота (сформирован в ноябре 1967 года).

В 1967-68 годах, на Тихоокеанском Флоте, на базе имевшегося 390-го опмп была развернута 55-я дивизия морской пехоты. Для сохранения исторической преемственности к ней перешли регалии бывшей дивизии МП БФ расформированной в 1956 г., но с другой нумерацией полков.

Позже был дополнительно сформирован отдельный батальон морской пехоты в составе Каспийской флотилии.

Кроме боевых частей, на каждом из флотов формируются также и вспомогательные части – по одному отдельному морскому инженерному батальону. Они предназначались в том числе и для инженерного обеспечения десанта зоны высадки при МДО.

Таким образом, в период с 1969 по 1979, в составе советской морской пехоты имелась одна дивизия, три отд. полка и один отд. батальон.

Наименование

Дислокация и состав

55 дмп

ТОФ. Снеговая (на восточной окраине г. Владивосток).

Состав: 85, 106 и 165 пмп, 26 тп, 84 ап, 417 зрп и др.

Источник

Воспоминания Тулина о дальнейшей судьбе 100 БДК

Подобная ситуация не могла продолжаться бесконечно. Мы обратились к командованию флота с предложениями по улучшению и перестройке системы базирования десантных кораблей. Предложения нашли отклик, в частности, активная поддержка последовала от 1-го зам. командующего ТОФ вице-адмирала Николая Яковлевича Ясакова. Было принято решение о создании на том же о. Русский пункта базирования в незамерзающей б. Иванцова. Данная бухта была обращена в сторону Японского моря и прикрывалась архипелагом островов Римского-Корсакова. Бухта была достаточно хорошей с навигационной точки зрения, неплохо защищена от волнения. Лишь при движении шторма с южного направления в б. Иванцова появлялась морская зыбь.

Вскоре появились соответствующие руководящие документы, и флот приступил к оборудованию пункта базирования в Иванцово. Провели необходимые навигационно-гидрографические работы, в глубине бухты установили на мертвых якорях два плавпричала (вскоре к одному из них поставили «польскую» ПМ. На берегу хозспособом построили двухэтажное здание штаба дивизии, создали бетонную площадку для базирования ДКаВП, собрали сборно-шитовую казарму для их экипажей. Вскоре появилась своя электростанция, пробурили скважину, из которой стали качать пресную воду. На корабли пр. 1171 и 1174, швартовавшиеся к плавпричалам, при помощи проложенных коммуникаций стала подаваться вода и электроэнергия.

Пункт базирования был создан и постепенно развивался, однако средств и сил для обеспечения дальнейшего базирования десантных кораблей выделялось недостаточно, и большая их часть по-прежнему стояли «носом в берег».

В соответствии со сложившейся практикой в случае получения штормового предупреждения БДК покидали б. Иванцова и выходили в Амурский залив, где становились на якоре в районах, защищенных от волнения. За те семь лет, что мне довелось командовать 22-й дивизией, дважды морские волны, минуя острова, прорывались в бухту и наносили серьезные повреждения (в частности, первая секция плавпричала получала пробоины). Чтобы предотвратить подобное, было решено построить мол. На отмели затопили два старых, наполненные камнями десантных корабля, а также произвели отсыпку большого объема скальных пород. Нам же предстояло продолжить работы. Сразу после первого серьезного предупреждения природы мы получили большое количество железобетонных пирамид, кубов и «ежей». Конструкции производились на одном из предприятий Приморья и доставлялись на о. Русский нашими десантными кораблями. Здесь, используя плавкран, мы сгружали их на месте возведения нового мола. К моменту завершения моей службы в Приморье мол практически полностью был сформирован. Далее планировалось «отбить» шпунтом дамбу со стороны бухты, забетонировать, углубить дно и подходы образовавшейся гавани, затем в этом месте поставить плавпричалы, проложить коммуникации и начать базирование кораблей. Насколько мне известно, шпунт был завезен, но далее работы сначала замедлились, а потом и прекратились. В стране начались преобразования и, видимо, стало не до базирования кораблей нашего флота. Более того, сейчас данный пункт базирования «благополучно» заброшен.
Учения «Луч», боевые службы и походы

В 1982 г. дивизия морских десантных сил ТОФ приняла участие в учениях «Луч», основной задачей которых являлась отработка совместных действий сил высадки и отрядов кораблей огневой поддержки десанта в ночных условиях с использованием инфракрасной аппаратуры для управления силами.

На этапе подготовки к учениям, которая заняла около четырех месяцев, провели проверку и привели в полную боевую готовность корабельную инфракрасную аппаратуру для ночного маневрирования. Было выявлено много недостатков — на некоторых кораблях «изделия» по недосмотру или халатности вышли из строя и требовали ремонтных работ в условиях мастерских. Для переносных инфракрасных приборов потребовалось большое количество индивидуальных источников питания. Нашу подготовку к учениям курировал вице-адмирал Н.Я.Ясаков — именно его неуемная энергия, требовательность и даже жесткость в этих вопросах имели следствием то, что к началу учений все корабли были укомплектованы штатными средствами. Кроме того, многие корабли получили новые приборы, которые уже были приняты на вооружение, но еще не получили широкого распространения (например, ночные визиры, сигнальные фонари и пр.). Только после тщательных проверок и тренировок (сначала одиночного корабля, затем подивизионно) мы начали готовиться к самому учению.

По замыслу учений, формирование десантных отрядов происходило в Уссурийском заливе. Пунктами посадки выбрали б. Кетовая и Горностай. Посадка десанта происходила ночью, в пунктах посадки поставили «заморбличенные» створы, корабли шли на посадку с выключенными огнями, используя только инфракрасное оборудование. Все подошли к берегу без происшествий, десант приняли нормально. Кстати, колонны техники морской пехоты шли к пункту посадки с выключенными фарами, пользуясь только защищенными огнями, все сигналы командиры соединений морской пехоты передавали подчиненным им подразделениям «защищенными» огнями. Использовать средства радиосвязи запрещалось (за исключением аварийных ситуаций, но таких не было).

Учения «Луч» запомнились очень тщательной проработкой всех, вплоть до мельчайших, деталей: все было предусмотрено, расписано и, главное, все шло по плану (а так, увы, бывает не всегда). Сложно, все «на нервах», но к утру погрузку закончили, и десантные корабли рассредоточились у б. Кетовая по отрядам (было сформировано два десантных отряда и отряд обеспечения).

В назначенное время начали формироваться силы высадки — корабли дали ход и начали выстраиваться в соответствии с диспозицией (ДЕСО-1, ДЕСО-2). Артиллерийские корабли, осуществлявшие во время погрузки охрану рейда, также заняли свои места в ордере. Началось движение в сторону б. Владимирская Уссурийского залива. На пути получили информацию о действиях обнаруженных ПЛ, о поставленных противником минных заграждениях и пр. Штаб сил высадки эту информацию учитывал, производил уклонение и соответствующее обстановке маневрирование. Такие действия были очень сложны, т.к. силы высадки насчитывали около 50 единиц различных Классов и проектов. Вся эта армада четко управлялась, ДЕСО и отдельные корабли, послушно выполняя приказания, двигались к намеченной цели.

Переход был совершен в течение трех суток. Сначала от Владивостока к б. Владимирская, где сделали поворот и взяли курс в открытое море. Уже в нейтральных водах мы развернулись и морем пришли к м. Клерка архипелага Римского-Корсакова. Там мы постоянно проводили отработку высадки десанта. Поблизости находился полигон, который часто использовали для бомбометания морская авиация, а надводные корабли — для артиллерийских стрельб. Ночью подошли к месту будущей высадки. Все огни, естественно, погашены — единственный свет, который можно было увидеть, это были огни САБ (светящихся авиабомб), которые сбрасывали самолеты морской авиации, подсвечивая цели для бомбометания на полигоне. Не успела отработать авиация, а корабли огневой поддержки уже выдвинулись ближе к берегу и начали обработку побережья. После окончания артподготовки ДК прошли через их строй и начали движение к месту высадки.

В первом броске шли подразделения морской пехоты на ДКаВП, высаженных БДК «Иван Рогов» и «Александр Николаев». Для того, чтобы лучше ориентировать отряды ДКаВП, их лидерами работали ТКА на подводных крыльях. В одном из отрядов концевой катер под командованием ст. лейтенанта Соловьева отстал. Чтобы догнать свои корабли, он увеличил скорость до 30 уз. В это время ТКА на расстоянии 5 каб. от берега сделал поворот влево, чтобы пропустить вперед ДКаВП, отошел на одну милю и лег в дрейф. Два первых катера без проблем вышли на пункт высадки за линию противодесантной обороны и начали высадку морской пехоты. Отставший катер значительно отклонился от курса и как раз вышел на лежавший в дрейфе ТКА-лидер. Когда на ТКА поняли, что на них на огромной скорости с потушенными огнями идет ДКаВП, они включили прожектор. Командир ДКаВП, увидев опасность, с полного хода сделал «стоп». От столь резкой остановки два БТР сорвались с крепления и вылетели из трюма катера. При этом погибли пятеро морских пехотинцев.

Учение «Луч» стало самым запоминающимся, хотя тяжелым и трагическим событием в моей службе на Дальнем Востоке. Впрочем, служба в тот период была наполнена различными трудными ситуациями, из которых мы всегда находили выход. Кроме участия в ежегодных общефлотских учениях, мы осуществляли снабжение удаленных «точек» флота. Дальневосточная практика этих действий практически не отличалась от того, чем мне приходилось заниматься на СФ. Важным направлением деятельности дивизии была подготовка и отправка БДК на БС в состав 8-й ОПЭСК ТОФ. Там постоянно находились один-два БДК из состава нашего соединения с батальоном морской пехоты на борту. Основной их задачей являлась демонстрация военно-морской мощи. В Индийский океан мы посылали самые подготовленные экипажи и подразделения, и я не сомневаюсь в том, что в случае необходимости морская пехота смогла бы защитить честь и достоинство нашей державы.

Часто наши БДК заходили в Сомали — мы доставляли туда бронетехнику и автомобили, забирали отслужившее свое машины, Постоянно выполнялись «пассажирские» рейсы в Камрань (два-три БДК по два-три раза в год совершали рейсы в эту базу, доставляя туда молодое пополнение и забирали отслуживших срочную службу). Привлечение БДК объяснялось их конструктивными особенностями, позволяющими в достаточно комфортных условиях перевозить большое количество военнослужащих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *